Amnesia

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Amnesia — культовая серия игр в жанре survival horror от студии Frictional Games, во многом ставшая основоположником всего жанра инди-хорроров. На данный момент состоит из трёх игр: The Dark Descent (букв. «Тёмное схождение», надм. «Призрак прошлого»), A Machine for Pigs («Машина для свиней») и Rebirth («Возрождение»). Название серии отсылает к тому, что в начале каждой игры главный герой приходит в себя, полностью лишённый каких-либо воспоминаний, и постепенно восстанавливает их по ходу прохождения. Сеттинг и мотивы игр, как и у предшественника — серии Penumbra — во много навеяны творчеством Лавкрафта.

Сюжет[править]

Действие всех игр разворачивается в общей вселенной. Хотя истории всех игр самостоятельны, во второй и третьей части часто встречаются отсылки на события и термины из первой. Общим мотивом для всех игр является то, что во всех творящихся ужасах, как выясняется по ходу прохождения, виноваты сами главные герои, натворившие делов и теперь пытающиеся всё исправить и искупить свои грехи. Также все сюжеты так или иначе связаны с таинственными Сферами — древними артефактами, в умелых руках являющиеся источником огромного могущества, а в неумелых — обрекающие владельца и всех вокруг него на ужас, мучения и смерть.

The Dark Descent[править]

1839 год. В ходе раскопок древней гробницы в Алжире молодой археолог Даниэль обнаруживает странную Сферу. Вернувшись домой в Лондон, Даниэль с ужасом понимает, что все знакомые ему люди, с которыми он встречался за последнее время, странным образом погибают, и это как-то связано со Сферой, заключённая в которой таинственная тёмная сущность идёт за ним по пятам. Мало того, оставшаяся в Алжире экспедиция под началом его руководителя профессора Герберта бесследно исчезает, оставив только пугающие записи о некоем сверхъестественном преследователе. В отчаянии Даниэль рассылает знакомым Герберта письма с просьбой о помощи, и на одно из них откликается некий барон Александр Бренненбургский, живущий в отдалённом замке в Восточной Пруссии. Обнадёженный заверениями Александра о том, что тот знает способ спастись от Тени Сферы, Даниэль немедленно отправляется туда.

Собственно, в замке Бренненбург и начинаются действия игры — Даниэль приходит в себя, полностью утратив воспоминания, и единственная его зацепка о происходящем — письмо, написанное им самим незадолго до потери памяти, в котором он призывает самого себя спуститься в подземелья замка, найти и убить Александра. Отсюда начинается долгий путь Даниэля во мрачные глубины замка, в которых бродят чудовищные слуги барона. По пути благодаря найденным запискам и обрывкам воспоминаний Даниэль восстанавливает ужасную картину происходящего.

Выясняется, что Александр является изгоем из некоего иного измерения и стремится вернуться домой, открыв портал с помощью силы Сфер. Даниэль был нужен ему только в качестве ассистента, а единственным способом уберечь его от Тени Сферы были ритуалы, включающие в себя убийства ни в чём не повинных людей. Также для открытия портала Александру нужна была энергия некоего «эликсира жизни», так же известного как витае, добываемого исключительно из крови людей, переживающих страшную боль. С этой целью он обустроил в подземельях многочисленные пыточные камеры, а в процессе добычи витае активно участвовал и Даниэль. Собственно, в какой-то момент осознав, что Александр обманывал его и превратил в моральное чудовище, Даниэль и лишает себя памяти с помощью особого «эликсира амнезии», чтобы груз вины и ангст не мешали ему достичь цели — отомстить Александру.

A Machine for Pigs[править]

Конец XIX века. Лондонский промышленник и филантроп Освальд Мандус оказывается на грани разорения из-за чрезмерных растрат, вызванных альтруистичным желанием улучшить условия для рабочих. Ища способ как можно скорее увеличить прибыль, Мандус просматривает записи своего двоюродного деда — того самого Александра Бренненбургского — и узнаёт из них о Сферах, являющихся мощными источниками энергии. Намереваясь использовать их для своего бизнеса, Мандус вместе с двумя малолетними детьми отправляется в экспедицию в Мексику в поисках древнего храма ацтеков, в котором должна храниться одна из Сфер. Однако там он подхватывает лихорадку, в бреду которой видит образ некой грандиозной машины, способной избавить мир от пороков и «очистить» его.

Действие игры начинается в особняке Мандуса в Лондоне, где тот просыпается, как и Даниэль, лишённый воспоминаний. Единственное, что он помнит — своих сыновей Эдвина и Еноха, которые словно зовут его из глубин особняка. Желая во что бы то ни стало отыскать их, Мандус пускается в путь по тёмным подземельям. Постепенно выясняется, что под особняком расположен огромный наполовину затопленный завод, кишащий жуткими монстрами, «сшитыми» из тел людей и свиней. «Проводником» потерявшего память Мандуса служит таинственный телефонный собеседник, сообщающий ему, что тот сможет найти сыновей, если отведёт из подземелий воду и вновь запустит колоссальную машину.

На самом деле сыновья Мандуса давно мертвы — после того, как найденная им в ацтекском храме Сфера показала ему видения ужасов XX века — мировых войн и зверств тоталитарных режимов — Мандус собственноручно убил сыновей, чтобы избавить их от страданий в будущем. После этого, преисполнившись ненависти к человеческому роду, Мандус вернулся в Лондон и построил огромную Машину, где с помощью витае из Бренненбурга переделывал людей в мерзких свиноподобных гомункулов. Также с помощью расколовшейся Сферы он вложил в Машину частичку своей души — это и был таинственный собеседник по ту сторону телефона. В назначенный час Машина должна была выпустить свинолюдей на улицы Лондона, чтобы «очистить» его от греха. В какой-то момент, ужаснувшись созданному им механическому Левиафану, Мандус саботировал и затопил его, после чего запер сам себя в клетке и утратил память. Теперь же, обманутый своим механическим двойником, он вновь включил Машину и на сей раз решает искупить свои грехи и окончательно уничтожить её.

Rebirth[править]

1937 год. После смерти их маленькой дочки Алисы от неизлечимой болезни французский археолог Таси Трианон и её муж Салим решают отвлечься от трагедии и отправляются в экспедицию в Африку вместе с группой исследователей. Однако во время перелёта над Алжиром самолёт терпит крушение в пустыне. Таси приходит в себя в полном одиночестве и отправляется в пустыню в поисках своей группы. Однако скоро становится понятно, что с момента крушения прошло уже много времени, и изначально Таси отправилась на поиски помощи вместе с остальными, но по неизвестной причине забыла об этом и снова оказалась среди обломков самолёта. Также на руке Таси оказывается браслет неизвестного происхождения, с помощью которого можно путешествовать в другое измерение — тёмный и опустошённый неизвестной катастрофой родной мир Александра Бренненбургского.

В какой-то момент Таси осознаёт, что беременна, но созревание плода происходит неестественно быстро. Путешествуя одновременно и на Земле, и в ином мире, Таси вскоре сталкивается с обитающими в пустыне монстрами, напоминающими гулей из арабской мифологии, а также постоянно видит странного голубого призрака в виде женщины, зовущего её за собой. Она находит руины таинственной иномировой цивилизации, погибшей в результате эксперимента над Сферами, и узнаёт о судьбе экспедиции профессора Герберта вековой давности, который сумел через древний портал отправиться в иной мир и встретил там свою кончину. Она выясняет и судьбу членов своей группы — Салим скончался от полученных при крушении травм, другие были убиты гулями, а некоторые и сами начали превращаться в гулей. В какой-то момент она находит рацию, по которой с ней связывается выживший доктор экспедиции, и Таси отправляется в путь к посёлку, где оставшиеся в живых нашли помощь. Однако она начинает подмечать, что с ней творится что-то неладное: временами она себя не контролирует, её руки наливаются кровью, а в памяти полно провалов.

Незадолго до начала игры выжившие вместе с Таси наткнулись на таинственную пустынную богиню, обещавшую им помощь в обмен на то, что Таси отдаст ей своего будущего ребёнка. Таси, только недавно лишившаяся дочери, отказывает ей, тем самым обрекая всю группу и саму себя на превращение в гулей. Богиня на самом деле была Императрицей огромной иномировой цивилизации, когда-то давно возжелавшей жить вечно. Её придворные алхимики нашли способ осуществить это путём добычи огромного количества витае. С этой целью они создали гулей-собирателей, которые отлавливали людей в «охотничьих угодьях», то есть на Земле. Пойманные люди затем переправлялись через портал в другой мир, где на огромных пыточных фабриках из них добывали витае, с помощью которого продлевалась жизнь Императрицы. Однако в результате этой процедуры она утратила возможность иметь детей, и с тех пор страстно желала о собственном ребёнке. Она пожелала оставить себе будущего ребёнка Таси, ещё и потому, что малыш болен той же неизлечимой болезнью, что и её умершая сестра, и только технологии иного мира смогут спасти её от смерти. Когда Таси всё-таки добирается до поселения, а её беременность, ускоренная благодаря инъекциям витае, подходит к концу, выживший доктор, винящий её в смерти остальной группы, похищает младенца и намеревается отдать его Императрице. Теперь Таси должна добраться до неё и сделать тяжёлый выбор — лишиться своего ребёнка, дабы подарить ей шанс выжить, или оставить себе, обрекая на смерть от болезни.

Персонажи[править]

  • Даниэль — молодой археолог из Лондона, главный герой первой части. Антигерой в классическом понимании. Драться не умеет, боится темноты, а от одного взгляда на монстра у него начинает ломаться крыша. Вынужден обратиться за помощью к Александру, чтобы избавиться от Тени. Является жертвой психологических манипуляций Александра, которому он внушил, что все пытаемые им невинные люди — преступники. Как-то раз он погнался за девочкой, которой удалось выбраться из замка. Догнав и убив её, Даниэль осознал, в кого он превратился, и поклялся отомстить Александру за его нечеловеческие опыты. Но не справившись с душевными травмами, решил выпить зелье амнезии, заранее написав самому себе письмо. Также выясняется, что у Даниэля было тяжёлое детство из-за своего отца. Также он имеет младшую сестру Хейзел, которая имеет серьёзные проблемы со здоровьем.
  • Александр Бренненбургский, он же Айандра Отступник — барон, владелец крупного замка в Восточной Пруссии. Человек эпохи Возрождения, эксперт в оккультных ритуалах, член Ордена Чёрного Орла. На самом деле — представитель иномировой цивилизации, алхимик, изгнанный своими собратьями на Землю за некие преступления. Судя по упоминаниям, что он прожил больше 300 лет и застал самого Леонардо ДаВинчи, он оказался в нашем мире где-то в конце XV века.
  • Генрих Корнелий Агриппа — алхимик, близкий друг Александра, помогавший ему строить портал, но в конце концов тот его предал, заперев его душу в полумёртвом и изуродованном теле. Даниэль встречает его в подземельях под Бренненбургом. Основан на реальном человеке.
  • Иоганн Вейер — ученик Агриппы, постигший метод перемещения между мирами. По-видимому, был организатором экспедиции Герберта в Алжир. В одной из концовок забирает Даниэля к себе в иной мир.
  • Профессор Герберт — археолог, стремившийся найти руины древней цивилизации в Алжире. Обнаружив одну из Сфер, чуть было не стал жертвой её Тени, но сумел бежать через портал в иной мир, где и погиб от истощения, не имея возможности вернуться назад.
  • Освальд Мандус — богатый английский промышленник, главный герой второй части. Добрейший и альтруистичный человек, сошедший с ума после нахождения Сферы и под влиянием своей «тёмной» половины ставший безжалостным садистом, считающим, что люди ничем не лучше свиней.
  • Левиафан — механическое чудовище, созданное Мандусом и содержащее в себе осколок его души и личности. Источником энергии для него выступают две половинки Сферы.
  • Таси Трианон — главная героиня третьей части, археолог из Парижа. Потеряла первого ребёнка и впоследствии мужа, так что за свою ещё не рождённую дочь Амари готова на всё. Необратимо превращается в гуля.
  • Императрица — правительница иного мира, возжелавшая жить вечно за счёт энергии витае. Не может иметь детей, но втайне желает этого всем сердцем — не ради политического наследия, но только для себя.

Тропы[править]

  • Амнезия — собственно, все игры начинаются с того, что главные герои лишаются памяти. Александр Бренненбургский ещё будучи в родном мире изобрёл особый настой для стирания памяти, чтобы жертвы, из которых добывается витае, не привыкали к пыткам.
  • А тут будет дверь — главный герой первой игры (даром что археолог) не видит никаких проблем в том, что единственная дверь в зал местной истории заблокирована — Данила просто проламывает руками (!) его стену!
    • В другой раз Данила, выбираясь из тюремной камеры, опять не жалеет стен. Только на этот раз он бережёт свои руки, и сначала выламывает стальным прутом несколько кирпичей, а потом — проламывает проход огромной деревянной балкой, так кстати оказавшейся с той стороны.
    • Ближе к концу игры безымянный монстр с тесаком также спокойно и непринуждённо сносит стальную решётку из толстых прутьев в коллекторе, заботливо предоставляя Даниэлю возможность пройти прямо к Александру.
    • Да и вообще монстры в этой игре не утруждаются открытием дверей — они их просто выламывают даже в тех случаях, когда достаточно просто потянуть за ручку
  • Боже мой, что же я наделал! — герои первой и второй части в какой-то момент хватаются за голову от осознания своих деяний. А вот в третьей Таси не особенно-то и жалеет о своём решении не отдавать ребёнка Императрице.
  • Дефективное бессмертие:
    • Императрица живёт вечно, но не может иметь детей.
    • Таси Трианон тоже фактически бессмертна, так как она - без пяти минут гуль. Но это реализовано в виде потери сознания. Всякий раз, когда она на грани, она всего лишь теряет сознание, а, когда она пробуждается, от обидчиков остаются лишь рожки да ножки. Тут еще и антизастревательная фича
  • Мастер пыток — Александр. Подробно описывает Даниэлю преимущества каждого(sic!) вида пыточных устройств у себя в подземельях.
    • Его собратья из иного мира давят педаль в пол — у них есть целая научная теория о том, как сделать пытки максимально эффективными.
  • Чисто английское злодейство — первые две игры. С прикрученным фитильком, ибо мораль там — чёрно-чёрная, и злодеями выступают не только протагонисты-англичане.
    • The Dark Descent — протагонист, жаждет отомстить злому прусскому барону, зверски запытавшему в своём замке сотни невинных человек и убедившему Даниэля путём манипуляций помогать ему в этом.
    • A Machine for Pigs — здесь чёрным злом работает ИИ-антагонист, исповедующий философию «Весь мир — машина для забоя свиней», и протагонист Мандус, создавший этот ИИ и принёсший ему в жертву, помимо прочих Лондонских жителей, обоих своих сыновей
  • Свинья-страшилка — вторая часть вся об этом.