Марсиане

Материал из Posmotreli
Barsoom
Перейти к навигации Перейти к поиску
Марсиане
Оригинальная обложка первого романа.
Общая информация
НазваниеМарсиане
Оригинальное названиеBarsoom
АвторЭдгар Райс Берроуз
ИллюстраторFrank E. Schoonover
ИздательствоMcClurg, Metropolitan, Burroughs, Canaveral.
Подразделение издательстваThe Overlook Press
Языканглийский
Первая публикация1912 - 1942 гг.
Типсерия романов
ЖанрПланетарный романс
Томов11
Возрастное ограничение12+

«Марсиане» или «Барсум» (англ. Barsoom) — серия фантастических романов Эдгара Райса Берроуза в жанре планетарного романса, написанная в 1912—1943 годах и повествующая о приключениях землянина Джона Картера (правда, наделённого несколькими необычными свойствами), мистическим образом перенесённого на Марс. Красная планета описана в духе представлений того времени — как умирающий, обезвоженный мир, населённый наследниками древних цивилизаций. В сиквелах звание главного героя переходит сначала к родственникам и друзьям Картера, а затем и к некоторым другим персонажам. Сквозного сюжета у большинства книг нет, но есть общие герои, отсылки и упоминания о предыдущих событиях.

В целом, всю серию, как и большую часть творчества Берроуза, можно охарактеризовать тропом «хорошо, но плохо». По современным меркам сюжеты романов довольно банальны, персонажи — шаблонны, представления — наивны, а повороты и завязки являются избитыми штампами. Безусловно, Берроуз не претендовал на новое слово в литературе. Первая книга, изначально названная «Под лунами Марса», была написана им, на тот момент 35-летним журналистом и неудачливым бизнесменом, под впечатлением от дешёвых приключенческих романов, печатавшихся в газетах и журналах[1]. Однако если сделать скидку на время написания, то можно отдать должное богатству фантазии автора и получить удовольствие от ретро-фантастики времён зарождения жанра. Кроме того, в своих описаниях природы и климата Марса Берроуз сумел удержаться в рамках характерных для своего времени научных знаний.

Книги[править]

  • Принцесса Марса [A Princess of Mars], также издавалась под названием «Дочь тысячи джеддаков» (1912)
  • Боги Марса [The Gods of Mars] (1912)
  • Владыка Марса [The Warlord of Mars] (1913)
  • Тувия, дева Марса [Thuvia, Maid of Mars] (1920)
  • Марсианские шахматы [The Chessmen of Mars] (1922)
  • Великий ум Марса [The Master Mind of Mars] (1928)
  • Великий воин Марса [A Fighting Man of Mars] (1931)
  • Мечи Марса [Swords of Mars] (1936)
  • Искусственные люди Марса [Synthetic Men of Mars] (1940)
  • Ллана из Гатола [Llana of Gathol] (в некоторых переводах просто Лана) (1948)
    • Давно умерший [The Ancient Dead] (1941)
    • Чёрные пираты Барсума [Black Pirates of Barsoom] (1941)
    • Жёлтые люди Марса [Yellow Men of Mars] (1941)
    • Невидимые люди Марса [Invisible Men of Mars] (1941)
  • Джон Картер — марсианин [John Carter of Mars] (1964)
    • Гигант с Марса [The Giant of Mars] (1941) (Детская повесть, написанная старшим сыном Эдгара Берроуза)
    • Люди-скелеты Юпитера [Skeleton Men of Jupiter] (1943)

Мир[править]

География и природа[править]

Карта Барсума.

Марс — почти безводная планета-пустыня, где по высохшему дну морей разбросаны руины древних городов и произрастают толстые подушки оранжевого марсианского мха. Один из двух естественных водоёмов в известной части Марса — великая священная река Исса, берущая начало из таяния льдов северной полярной шапки и протекающая до южного полюса, где, согласно верованиям марсиан, лежит священная долина Дор — врата в загробный мир. Второй — Великая Тунолианская Топь, питаемая таянием той же шапки. Кроме того, существует сеть каналов, предназначенная для орошения полей. На берегах и у перекрёстков каналов расположены последние живые марсианские города. Древняя планета уже не может удерживать атмосферу, и её существование поддерживается атмосферными станциями — гигантскими изолированными от мира фабриками (в первой книге упоминается о единственной, но потом оказывается, что их целая сеть). Название Марса на местном языке — «Барсум», означающее всего лишь «восьмая планета», если считать с Солнцем и спутниками планет.

У большинства марсианских животных от шести до десятка конечностей. Руины городов населяют гигантские белые обезьяны, по дну морей бродят дикие тоты, отдалённо напоминащие вымерших земных мастодонтов. Марсиане приручают их и используют в качестве ездовых и тягловых животных. Также среди марсианских пустынь можно встретить десятилапых хищников-бенсов, играющих роль земных львов, стаи диких многоногих «собак» и других животных, делающих наземные странствия по пустыням чрезвычайно опасным занятием.

Технологии[править]

Марсиане обладают секретом строительства летающих машин легче воздуха, однако это не дирижабли, а машины на каком-то принципе антигравитации. В основном, они напоминают летающие корабли, размеры их разнятся от гигантских боевых машин до индивидуальных лёгких лодок. В движение их приводят небольшие двигатели, питаемые силой атомного распада. Это основной род транспорта цивилизованных народов, военного, торгового и личного. Наземный механический транспорт почти отсутствует, используются только линии метро и небольшие самодвижущиеся машины в пределах некоторых городов.

Аборигены Марса наделены развитыми псионическими способностями, умением читать мысли, причём не только людей, но и животных. Распространены машины, управляемые силой мысли, правда, нередко требуется знать особый «мысленный код», чтобы успешно отдать приказ. Обученные животные также умеют понимать мысленные приказы. Марсианам известно радио, но используется оно в основном для срочных телеграмм и сообщений.

Основное личное оружие марсианского воина — меч. По марсианским обычаям выстрелить в вооружённого мечом или безоружного противника — безвозвратный переход морального горизонта[2], совершивший подобное окажется вне закона среди любого народа и в любом городе, если об этом станет известно. На такое решаются лишь единичные полные чудовища, которым нечего терять, да и то обычно без свидетелей. Поэтому поединки и стычки почти всегда происходят между фехтовальщиками. Однако само по себе огнестрельное оружие чрезвычайно эффективно. При весьма небольшом калибре оно стреляет начинёнными каким-то сплавом радия пулями. Их непрозрачная оболочка лопается при ударе о цель, а сплав взрывается на свету, обеспечивая смертельное ранение.

Медицина Марса гораздо более продвинута, чем земная. Даже полудикие кочевые племена зелёных марсиан умеют лечить самые тяжёлые ранения, обеспечивая полное восстановление в кратчайшие сроки. Учёные городов-государств освоили пересадку органов, включая и мозг, создание сложных автоматических устройств, космических аппаратов, способных достичь лун Марса, и многих других впечатляющих успехов. Однако науки в земном понимании на Марсе нет: почти каждый учёный работает самостоятельно, опасаясь шпионов и конкурентов. В целом они больше напоминают средневековых алхимиков и античных философов, чем учёных в нашем понимании.

Общество[править]

Марс — мир городов-государств и их союзов. Бывшее дно морей населено кочевыми племенами зелёных марсиан, крайне воинственных даже по меркам Марса и не любящих чужаков. Большинство городов-государств принадлежит красным марсианам. Некоторые из них самодостаточны и не устанавливают никаких постоянных отношений с прочими, относясь ко всем равно враждебно, другие ведут активную торговлю и имеют крупные порты для торговых летающих кораблей. Прочие расы Барсума относительно малочисленны и населяют отдельные города и подземные укрытия, нередко неизвестные никому за их пределами. Города-государства, как правило, управляются абсолютным наследственным монархом, джеддаком. Если точнее, то во главе отдельного племени стоит вождь-джед, джеддак же — глава племенного союза или крупного города[3]. Перевороты и убийства со сменой династии — самое обычное дело. Некоторые города имеют собственные культы, отличные от общемарсианского культа Иссы, и в них очень велико влияние жречества, вплоть до полной теократии.

Все марсиане говорят на одном языке, однако систем письменности множество — по сути, она своя в каждом городе. Города-государства постоянно враждуют между собой, поэтому важнейшую роль играет военная аристократия и армия, а также наёмники, служащие за плату любому городу. Любой свободный взрослый мужчина обязательно носит оружие и умеет с ним обращаться. Рабство распространено, и рабский труд активно используется даже в самых цивилизованных из городов-государств. Марсиане (и Джон) не носят никакой одежды, только оружие, портупеи, украшения (как мужчины, так и женщины традиционно носят их во множестве) и иногда лёгкие доспехи, а на одетых землян смотрят как на идиотов[4]. Лишь вблизи северной полярной шапки используется меховая одежда, да для защиты от ночного холода — тёплые спальные меха.

Расы[править]

Большинство рас Марса внешне, за вычетом цвета кожи, практически неотличимы от земных людей, не считая зелёных марсиан. Однако все марсиане яйцекладущи. Марсианин растёт в яйце пять лет и вылупляется фактически взрослым, если не считать роста (видимо, яйцо тоже растёт вместе с детёнышем). Марсиане либо бессмертны, либо живут сотни лет: благодаря передовым технологиям болезни и травмы легко излечиваются. Контролировать численность населения можно только с помощью насильственной смерти, от которой они часто погибают. Однако прожившим 1000 лет принятая на всём Марсе религия Иссы предписывает отправиться в паломничество по священной реке в долину Дор, откуда никто не возвращается и где, как считается, они найдут рай.

Примерно после тысячи лет марсианин очень быстро стареет, но до той поры всегда выглядит человеком в расцвете сил. Впрочем, мало кто доживает до тысячелетнего рубежа: жизнь на Марсе сурова, постоянно вспыхивают войны, уровень насилия в обществе чрезвычайно высок, так что каждый дом представляет из себя крепость, и любой взрослый мужчина носит оружие. Все марсиане обладают телепатическими способностями, при помощи которых могут обмениваться мыслями, управлять животными и механизмами. Однако бодрствующий и здоровый марсианин, как правило, в состоянии скрыть собственные мысли от прочтения. Среди красных, чёрных, зелёных и даже белых марсиан встречаются довольно сильно отличающиеся культуры.

  • Зелёная раса. Милитаристская цивилизация. Четырёхрукие, очень рослые (средний рост более четырёх метров) гуманоиды, с оливковой кожей, глазами по бокам головы и громадными нижними клыками[5]. Кочуют по дну бывших океанов и населяют руины городов, которыми покрыта большая часть планеты. Культурно представляют собой инверсию благородных дикарей: крайне воинственны (даже по меркам в целом гордых и воинственных барсумцев), жестоки, эмоционально холодны, презирают любые проявления дружеских и родственных чувств, а также привязанностей, вплоть до того, что считают их преступлениями, заслуживающими казни. По культуре это раса воинов, и воины-одиночки с понятиями о чести в ней больше всего ценятся, но на практике солдат и хулиганов в барсумских армиях значительно больше. (Возможно, потому что воины в марсианских условиях просто долго не живут, если они не Джоны Картеры). Отличные фехтовальщики, а как стрелки просто не знают себе равных: прицельная стрельба на несколько километров для них — обыденность. Технически довольно отсталы: кроме огнестрельного оружия, почти не обладают техникой.
  • Красная раса. Вполне земного вида люди с прямыми чёрными волосами, тёмными глазами и медно-красной кожей. Самая развитая культурно и технически раса Марса. Населяет крупные города-государства, обычно управляющиеся наследственной абсолютной монархией или теократией. Умеют строить летающие корабли и вообще механизмы, колоссальные укрепления, обладают развитой инженерией и наукой, что обеспечивает гегемонию красных марсиан: зелёные дикари могут устроить набег или засаду, но прямое уничтожение мощного полиса красных марсиан им как правило не под силу. Верно и обратное: красные марсиане вынуждены регулярно отбиваться от налетов зеленокожих кочевников, но истребить их ни одному отдельному городу-государству или союзу не по силам. Именно красные марсиане управляют остатками гидросферы Марса, регулируя систему каналов, а также поддерживают пригодную для дыхания атмосферу при помощи сети атмосферных фабрик.
  • Белая раса. Разделена на несколько подрас, к моменту событий книг от большинства уцелели жалкие остатки. Сохранившая значительную численность и влияние народность некогда обладала роскошными золотыми волосами, но утратила их вследствие вырождения, поэтому её взрослые представители носят имитирующие такую шевелюру парики, которые полагают священными. Обитают в подгорных укреплениях вокруг священной долины Дор. Имеют развитую шпионскую сеть по всей планете, занятую сбором информации и поддержанием культа Иссы, чтобы заманивать паломников в ту самую долину, где их обращают в рабство или скармливают хищникам. Сами, в свою очередь, подвергаются налётам чёрных пиратов. Прочие народности этой расы ещё малочисленней и населяют несколько небольших городов, разными способами скрывая своё существование.
  • Чёрная раса. Перворождённые. Как считается, обитают на лунах Барсума. На самом деле — в титанической пещере, вмещающей Омин — последнее из морей Марса, куда и впадает в конечном итоге река Исса. Служат Иссе, обладают отличным воздушным флотом и совершают налёты, в первую очередь — на представителей белой расы, но достаётся и прочим.
  • Жёлтая раса. Милитаристская цивилизация. Обладает желтоватой кожей и чёрными волосами. Обитает в укрытых куполами городах на северном полюсе Марса. Не владеют мощным флотом летающих кораблей, зато достигли совершенства в управлении магнитным полем, при помощи чего захватывают слишком приблизившиеся к их городам, обращая в рабство их экипажи.
  • Кальданы и рикоры. Кальданы — странные паукообразные существа, похожие на очень уродливую человеческую голову с небольшими паучьими ногами. Обладают сильными способностями к гипнозу. Стремятся достичь идеала — полного отказа от эмоций и страстей при интеллектуальном совершенстве. Видимо, самими кальданами из красных марсиан была выведена раса рикоров — неразумных безголовых человеческих тел со ртом на месте гортани. Кальдан способен «оседлать» рикора и управлять им, как своим собственным телом, которое можно легко заменить в случае травмы или болезни. Кальданы крайне скрытны и малочисленны, почему даже об их существовании неизвестно большинству марсиан.
  • Гули. Раса кенгуруподобных существ, обитающих на островах единственного уцелевшего на Марсе болота — великой тунолианской топи. Находятся на первобытно-общинном уровне развития и не отличаются высоким интеллектом.
  • Хормады. Раса искусственных людей, созданная безумным или, скорее, абсолютно неэтичным учёным Расом Тавасом. Выглядят как карикатурно искажённые и крайне уродливые люди огромного роста. Бесполы и не способны размножаться естественным путём. Наделены громадной физической силой и нечувствительны к боли, не способны бояться, но при этом обладают посредственным или хуже того интеллектом. Кроме того, части тела хормадов жизнеспособны сами по себе, так что разрубленного на куски хормада достаточно просто сшить обратно.

Основные персонажи[править]

Эти персонажи входят в список главных действующих лиц по крайней мере в двух книгах. В целом, в серии дофига персонажей.

Земляне[править]

  • Рассказчик — подразумевается, что это сам Э. Р. Берроуз, называющий себя племянником и душеприказчиком Джона Картера.
  • Джон Картер — ветеран американской гражданской войны, искатель приключений, не помнящий своей юности и по-видимому бессмертный: на его памяти он всегда был мужчиной в расцвете сил[6]. Главный герой первых двух и нескольких последующих романов. Начал голым и босым пленником жестоких кочевников, закончил в конце третьей книги джеддаком джеддаков, т. е. правителем планеты.
    • GAR.
    • Фобия — отважный Джон панически боится темноты.
  • Улисс Пакстон — читатель и поклонник романов Рассказчика. Будучи смертельно ранен на полях сражений Первой Мировой, он вспомнил о чудесном перенесении Картера на Марс и попытался проделать то же самое вместо того, чтобы просто умирать в окопе. Оказавшись на Барсуме, впоследствии построил радиопередатчик и установил постоянную связь с Джасумом-Землёй, передав Рассказчику материалы ещё для нескольких романов.

Марсиане[править]

  • Тарс Таркас — представитель расы зелёных марсиан из племени тарков. Стал другом Картера, успешно реформировал жестокие обычаи своего племени в сторону большего гуманизма и заключил взаимовыгодный военный союз с Гелиумом.
  • Дея Торис — принцесса города-государства Гелиума, захваченная в плен тарками в первом романе. Впоследствии — супруга Картера, мать Карториса и Тары, бабушка Лланы из Гатола. Все перечисленные также являются героями как минимум одной книги.
  • Карторис — сын Картера, полумарсианин. Впервые появляется во второй книге, в четёртой становится одним из главных героев.
  • Тувия из Птарса — дочь владыки Птарса. Впервые появляется в романе «Боги Марса», в четвёртом романе становится одной из главных героинь, а впоследствии — женой Карториса.
  • Рас Тавас — великий, но совершенно игнорирующий этику марсианский безумный учёный. Разработал методы пересадки любых органов, включая мозг, и, наплевав на традицию священного паломничества, неоднократно пересаживал свой мозг в молодые тела, так что его личный возраст — тысячи лет. Впоследствии разработал способ создания искусственных людей, из которых пытался создать армию. Несмотря на все свои дела, иной раз откровенно тянущие на звание преступления, слишком ценен и полезен, потому успешно переживает оба романа со своим участием и продолжает действовать дальше.

Тропы цикла[править]

  • Планета-пустыня — место действия. Океаны и моря давно высохли, из наземных водоёмов остались только священная река Исса, протекающая от северной полярной шапки до священной долины у южного полюса, и Тунолианские Топи, да еще система искусственных каналов.
  • У тебя ж регенерация — медицина Марса далеко опережает земную. Фактически, если раненого не разорвало в куски (что не редкость при использовании исключительно мощных разрывных патронов), не разрушило мозг и не убило на месте, то марсианская медицина не просто обеспечит выживание, но и поставит на ноги, без всяких там инвалидностей.
  • Зелёная красотка из космоса — тянет на кодификатор. Правда, именно зелёные марсиане у Берроуза лишь человекоподобны и жутковаты, но все представительницы прочих рас выглядят вечно молодыми и прекрасными, кроме совсем уж древних старух, а цветных рас тут много.
    • Некрасивых девушек не бывает — почти все марсианки прекрасны. Исключение составляют только несколько древних старух. Впрочем, с учётом уровня марсианской медицины, это может иметь объяснение. Однако мужчины бывают всякие, в том числе и непрезентабельной внешности.
    • Фансервисная иностранка — например, Дея Торис и другие героини красной расы марсиан, похожие на земных индеанок.
  • Дева в беде — основа сюжета большинства романов. Практически на каждую героиню быстренько находится злодей, желающий её заполучить если не в жены, так в наложницы, а героям приходится это пресекать. Впрочем, героини нередко активно приключаются сами.
  • Мечи повсюду — основное оружие. Зелёные марсиане активно используют копья, а всяческая стража и охрана бывает вооружена различным древковым оружием, тем не менее, основное личное оружие — меч. Притом, что в сеттинге есть невероятно эффективное огнестрельное оружие.
  • Крутой фехтовальщик — многие, и в первую очередь Картер.
  • Голые, но в одежде — марсиане, как правило, не носят одежды в земном понимании, только украшения, доспехи, портупеи для оружия и обувь.
  • Ложная мистика — во всей серии нет ни одного настоящего призрака, божества или иных мистических явлений. Единственное исклюение — не вполне понятное происшествие с Картером в пещере в самом начале цикла. Правда, марсиане владеют телепатией и другими псионическими способностями. Однако ложная мистика и обманные религии попадаются регулярно.
  • Телепатический интерфейс — в силу распространённости телепатии хватает и механизмов с таким управлением.
  • Опухание сиквелов и размножение орлангуров — в количествах. Одиннадцать романов за тридцать лет, положим, ещё скромно, особенно сравнивая с некоторыми клиническими случаями, но всё же немало, и автор явно начинает повторяться, а также вытягивать из рукава всё новые затерянные города и цивилизации, которые незнамо как оставались совершенно никем не замеченными на протяжении тысяч лет, пока не явились герои. А бесконечная череда необучаемых похитителей Дейи Торис к концу цикла начинает даже не раздражать, а веселить.
  • Оммажи:
    • Роберт Хайнлайн, «Число зверя» — в одной из параллельных вселенных есть и Барсум, но четвёрка персонажей до берроузовского Барсума так и не добирается, а на попадает на обитаемый аналог Марса, поделенный между Британской и Российской империями (каковую планету четвёрка окрещивает Барсумом во избежание путаницы с необитаемым Марсом в их вселенной). Главная героиня носит имя Дея Торис (но не афиширует это), а фамилия у неё и её отца — Берроуз. Имя главного героя — Зебадия Джон Картер.
    • Майкл Суэнвик и Гарднер Дозу, «Боги Марса» — существует альтернативный Марс с каналами, принцессами и приключениями, и Скиапарелли, когда рисовал карту каналов, заглянул в параллельный мир.
    • Филип Хосе Фармер «Многоярусный мир». Кикаха, большой поклонник Берроуза, убеждает своего друга, технологического демиурга Властителя Вольфа, сделать на необитаемом планетоиде-спутнике Барсум. Правда, Вольф больше не считает себя вправе играть в бога и создавать разумных существ, так что тарков и Гелиума Кикаха не дождался. Однако Вольф строит на спутнике руины древних марсианских городов, делает высохшие моря, заросшие мхом, и населяет белыми обезьянами, фоатами и прочим зверьём из книг.

Сюжеты и основные тропы романов.[править]

«Принцесса Марса»[править]

Скитаясь по Аризоне, Джон Картер стал случайной жертвой таинственного обряда и был мистическим образом перенесен на Марс, где обнаружил себя стоящим нагишом посреди выжженной солнцем пустыни. Почти сразу он столкнулся с группой зелёных марсиан, которые первым делом попытались убить странного чужака. Однако земные мышцы в слабом марсианском тяготении сделали и без того физически крепкого Картера настоящим Геркулесом, и он без труда отбился от нападения, а также убил одного из обидчиков голыми руками. Впечатлённые марсиане поступили в соответствии с законами своего племени, по которым имущество и титулы убитого достаются победителю. Так Картер был принят в племя тарков, зелёных марсиан. Через некоторое время тарки обстреляли сцепившиеся в абордаже воздушные корабли и захватили в плен пассажирку — прекрасную краснокожую марсианку, которая оказалась дочерью правителя одного из самых влиятельных городов-государств, Гелиума. Жестоким таркам нет дела до политики и дипломатии, поэтому пленница обречена стать украшением ближайших гладиаторских боев, чего Картер, разумеется, допустить не может…

«Боги Марса»[править]

Оказавшись на Земле после событий первой книги, Картер в течение десяти лет ищет способ снова оказаться на красной планете. Ему это удаётся, вот только окружающие пейзажи, похожие на райские сады, никак не напоминают марсианские пустыни. Сомнения развеивает встреченная группа марсиан. Оказывается, Джон угодил в запретную долину Дор, куда впадает священная река Исса. Однако вместо царства вечно юной благой богини паломники сталкиваются с нападением кровожадных хищников, а затем — не менее жесткокими обитателями долины, белокожими и золотоволосыми жрецами Иссы. Картер попадает в плен к жрецам, но те почти сразу сами становятся целью атаки чёрных пиратов Барсума. Картера и дочь верховного жреца захватывают в плен и увозят в Корус, логово пиратов. Бежав, Картер узнаёт, что его возлюбленная Дейя, отчаявшись найти его среди живых, отправилась в паломничество по реке. Картер пускается в обратный путь, в надежде спасти возлюбленную или отплатить за её гибель. При этом ему препятствуют не только силы жрецов и пиратов, но и фанатизм марсиан, не желающих и слушать богохульные рассказы о том, чем в действительности является священная долина.

  • Гад-которого-нет — с прикрученным фитильком, но Исса — почти безумная, невероятно древняя старуха, почти не осознающая, что творит. Спроса с неё не много, в отличие от подручных.
  • Обманная религия — культ Иссы. Причём многослойно: жрецы поддерживают традицию паломничества, но верят в реальность и могущество самой Иссы. Чёрные пираты отлично знают, кто такая Исса и регулярно её лицезреют, что, впрочем, не мешает им верно ей служить.
  • Рабство — марсиане, совершившие паломничество, попадают в рабство к белым жрецам. И рабы им нужны не только для работы и развлечения.
  • Межвидовое скрещивание — зелёные марсиане, оказывается, могут иметь общее потомство с прочими расами. Правда, выглядят результаты не очень приятно.
  • Здравствуй, папа — таким стало явление Карториса для Картера.
  • Яблоко от яблони недалеко падает — Карторис отмечает, что скептическим и недоверчивым характером пошел в отца. Как и физическими данными.
  • Мета-пророчество — раса белокожих, светлоглазых и золотоволосых (в прошлом, на момент действия романа — лысых из-за вырождения) марсиан, полагающая лишь себя высшей расой, а прочие расы — годными лишь в качестве рабов или даже в пищу, скрывающаяся в подземных укреплениях за ледяной шапкой у южного полюса… но написано это в 1912 году! Даже до Первой мировой, не говоря уж о второй. В принципе, идеи расового превосходства в начале XX в. новыми отнюдь не были, но вот вывести в качестве «высшей» расы обладателей именно такой внешности, причём сразу с деконструкцией и явным осуждением — вполне тянет на данный троп.

«Владыка Марса»[править]

Войска Гелиума успешно вторгаются в страну Перворождённых и громят сопротивление. Однако Дейя Торис оказывается заточена в устройстве для изощрённой смертной казни: медленно вращающейся камере, выход из которой совпадает с проходом в стене лишь раз в году, причём заключенному оставляют запас пищи на некоторое время. Пробиться в камеру через стены, созданные при помощи марсианских технологий, почти невозможно, удаётся лишь передать через закрывающийся проход запас еды и воды на год. Когда время заключения близится к концу, Картер узнает о потайном проходе, позволяющем проникнуть в камеру до срока. Однако пара личных врагов Картера опередила его и похитила Дейю, после чего кинулась бежать в направлении северного полюса, к которому летающие корабли обычно избегают приближаться, ибо какие-то таинственные силы, действующие в том районе, сбивают их с курса и становятся причиной катастроф. Картер бросается в погоню за похитителями.

  • Замороженный север — северная полярная шапка Марса, где происходит часть действия романа.
  • Кармический Гудини — Турид успешно избежал возмездия за все свои козни и продолжил в том же духе в предпоследней книге.
  • Звероуст — с прикрученным фитильком — Тувия.
  • А 220 не хочешь? — Картер не без оснований привык считать себя непобедимым в поединке. Сухонький старичок, оператор установки магнитного поля, наглядно продемонстрировал ошибку в рассуждениях.
  • Ушёл достойно — Файдора, совершившая самоубийство, чтобы отомстить за отца и спасти Дейю Торис.
  • Отвергнутая женщина — это страшно — половину неприятностей главных героев на протяжении второй и третьей книг обеспечила Файдора именно по этой причине.

«Тувия, дева Марса»[править]

Тувия из Птарса обручена с джеддаком Каола, города-союзника Гелиума. Однако её похищает домогающийся принцессы принц третьего города. Влюблённый в неё Карторис, сын Картера, кидается в погоню, не зная, что его исчезновение даст почву для обвинений в похищении его самого и поставит Гелиум на грань войны с Каолом.

  • Любовный треугольник — Тувия, Кулан Тит и Карторис. С оговорками, поскольку оба соперничающих мужчины оказываются рыцарями в сияющих доспехах.
  • Визит в племя чудаков — весь сюжет после первой трети романа является чередой оных.
  • Последний город, Правило последней цитадели — Лотар. Предки его жителей вели долгую войну с зеленокожими дикарями, так что теперь они уверены в том, что живут в последнем городе белой расы, а вся остальная планета захвачена зелёными людьми. Они ничего не знают о реальной политической ситуации в мире, и даже появление Тувии (представительницы неизвестной им ранее расы красных людей) ничего не меняет в их мировоззрении. Дело в том, что местные жители изрядно поднаторели в искусстве облекать плотью миражи, так что Тувия с их точки зрения — всего лишь искусное творение некоего анонима из их же рядов, судя по её красоте и экзотическому облику, сделанная, несомненно, в эротических целях.

«Марсианские шахматы»[править]

Тара, прицесса Гелиума, младшая дочь Картера и Дейи, отправляется на воздушную прогулку в личной летающей лодке. Поднявшийся чудовищный ураган переносит её через большую часть планеты в безлюдные и, как считается, почти необитаемые пустоши у южной полярной шапки Марса. Сумев приземлиться на неисправной лодке, Тара попадает в плен к странным существам, кальданам, живующим в подземном городе. Подружившись с одним из пленителей, она бежит вместе с ним, но снова попадает в плен, на этот раз к красным марсианам из группы архаичных городов-государств. Прожив многие тысячи лет в изоляции, эти народы сохранили древний уклад: не знают летающих кораблей, не верят в существование Гелиума и его флота и не владеют современными для Тары технологиями. Для почти одинокой пленницы, впрочем, особой разницы не имеется. В этом городе принята экзотическая версия гладиаторских боёв: бойцы изображают фигуры игры, подобной шахматам, и при атаке фигуры сражаются между собой. Тара, отвергнувшая притязания правителя затерянных городов, предназначена быть призом в ближайшей игре…

«Великий ум Марса»[править]

Первый из романов об Улиссе Пакстоне, еще в парочке он выступает рассказчиком, слова которого передает автор. Будучи убитым на Земле и оказавшись на Марсе, Пакстон угодил во владения Раса Таваса — великого, но совершенно бездушного учёного. который в чём-то смахивает на фашистского Герра Доктора. Пакстону удаётся спасти Таваса от нападения наёмного убийцы. Заинтересовавшись пришельцем с другой планеты и, видимо, не полностью будучи лишён чувства благодарности, Тавас взял его в ученики и обучил методам пересадки органов, включая и мозг. Как выясняется — не вполне бескорыстно: Тавасу пришёл черёд сменить тело, а не имеющий привязанностей и хозяев на Марсе Улисс — идеальный помощник, который может осуществить эту операцию. Незадолго до смены тела Тавас оказал услугу стареющей джеддаре одного из ближайших городов, Фандала: пересадил её мозг в тело молодой прекрасной девушки, принцессы Дахора[7]. Однако Улисс, получивший марсианское имя Вад Варо, общаясь с девушкой, увлёкся ей, несмотря на ее нынешнюю отталкивающую внешность старухи, и решил восстановить справедливость, вернув принцессе её тело.

  • Неэтичный учёный, бездушный разум, невыносимый гений и плоскоземельный атеист — это всё Рас Тавас. Последнее, впрочем, зигзагом: Рас Тавас плевать хотел на культ Иссы и традицию паломничества в долину Дор, так что живёт себе уже тысячи лет и в ус не дует. При этом Исса реально существует. Однако на поверку культ Иссы — обманная религия, а сама Исса — просто древняя полубезумная старуха, правящая расой чёрных пиратов. Рас Тавас, правда, оказался благодарен главному герою, но у него были и меркантильные мотивы для этого.
  • Перенос личности в чужое тело — весь сюжет строится на легкодоступной (если вы — Рас Тавас или его ученик, конечно) технологии пересадки мозга.
  • Обманная религия — культ Тура, распространённый в Фандале. Правда, даже джеддара Фандала не в курсе обмана, по-видимому, секрет передавался от одного верховного жреца к другому.
  • Направо кругом — Рас Тавас лично. В конце книги дает героям слово впредь посвятить свои знания избавлению людей от страданий, а не причинению новых, и, судя по дальнейшим книгам, намерен держать слово. Впрочем, древний учёный не полное чудовище и не маньяк, и не творит зло просто из любви к процессу, а дружеское расположение героев ему очень даже выгодно.

«Великий воин Марса»[править]

Рассказчиком на этот раз выступает Улисс Пакстон, он же Вад Варо. Благородный воин Тан Хадрон пытается добиться руки Саномы Тора, красивой, но холодной и, судя по дальнейшему, не слишком умной дочери богатого гражданина Гелиума, деньги которого сделали его вхожими в знатные дома, но не добавили благородства. Однако знатный, но небогатый Хадрон не слишком устраивает отца Саномы в качестве зятя. Вскоре Санома Тора была похищена и Тан Хадрон пускается на её поиски. Следы приводят его в долину, которой правит безумный ученый Фор Так, одержимый планами завоевания всего Барсума и разработавший метод создания невидимых воздушных кораблей.

«Мечи Марса»[править]

Снова мы наблюдаем за приключениями нащего старого знакомца, Джона Картера. Жизнь на Марсе и так-то сурова — войны и рабство в обычае. Однако особую опасность представляет гильдия убийц, выполняющая заказы за деньги. Вдобавок, она окопалась в Зоданге, которая, после завоевания Гелиумом и резни, устроенной тарками, стала оплотом личных врагов правителей Гелиума. Картер, лучший из фехтовальщиков Марса, создает и возглавляет организацию охотников за головами, призванную физически уничтожить гильдию, и отправляется в Зодангу. Ему удаётся внедриться в ряды гильдии и наняться в качестве охранника к учёному Фал Сивасу. Тем временем, гильдия убийц узнаёт, что Картер отправился в Зодангу по их души, и похищает Дейю Торис, чтобы отвлечь его, а для верности — крадёт космический корабль, созданный учёным Гором Налом и переправляет заложницу на одну из лун Марса. Правда, и Фал Сивас тоже построил космолёт…

  • Неэтичный учёный — Фал Сивас и его конкурент Гор Нал. Складывается впечатление, что это обычное для марсианских учёных состояние.
  • Топливо ночного кошмара и Участь хуже смерти — чтобы изучить работу человеческого мозга, Фал Сивас препарирует мозги рабов, преимущественно женщин. Заживо и на протяжении длительного времени.
  • Искусственный интеллект — опыты Фал Сиваса ему нужны для создания «механического мозга».
  • Кармический Гудини — Фал Сивас никакого наказания за свои делишки не понёс и даже избавился от конкурента.
  • Направо кругом — глава гильдии убийц примыкает к своему бывшему врагу Картеру.

«Искусственные люди Марса»[править]

В этот раз главным героем является Вор Дай — гвардеец Картера, гелиумский дворянин. Дейя Торис тяжело ранена и находится при смерти, несмотря на всё могущество марсианской медицины. Возможно, её могли бы спасти Рас Тавас или его ученик. Картер и его личный телохранител-гвардеец отправляются на поиски неизвестно куда исчезшего учёного. Однако в тунолианских топях они попадают в плен к кошмарно выглядящим человекоподобным существам — хормадам, которые доставляют пленников в неизвестно откуда появившийся посреди топей город Морбус. Выясняется, что Рас Тавас, поссорившись с правителем своего родного города, решил создать армию искусственных существ. Однако через некоторое время наиболее разумные из созданных гомункулусов-хормадов взбунтовались, захватили в плен своего создателя и объявили себя джедами, правителями нового города-государства Морбус. Паре героев предстоит разобраться с возникшей проблемой и освободить учёного.

  • Флеботический бунтарь — хормады.
  • Боди-хоррор — их внешность. Да и живые отрубленные головы и конечности хормадов по тому же ведомству.
  • Комплекс Пиноккио — они же. Джеды добились пересадки своих мозгов в тела пленных марсиан.
  • Плотоядная масса — протоплазма, из которой Рас Тавас создавал подобия людей. В конце она вырвалась на волю, а чтобы ее уничтожить, потребовались силы целого флота.
  • Не в ладах с анатомией — ОК, отрубленные головы хормадов не умирают и даже остаются в сознании. Но как они могут ГОВОРИТЬ, если у них нет лёгких, чтобы создать поток воздуха сквозь голосовые связки? Тут бы автору вспомнить, что все марсиане — телепаты, но увы, об этом ни слова. Головы болтают именно губами и ртом.

«Ллана из Гатола»[править]

Роман состоит из четырёх повестей, связанных сквозным сюжетом и последовательно публиковавшихся в журнале.

«Давно умерший» — Джон Картер, решив отдохнуть от столичной суеты, отправляется осмотреть руины древней столицы Марса, города Хорца. Там он сталкивается с ещё одной группой выживших представителей белой расы, в том числе — великим бальзамировщиком и гипнотизёром, который каким-то образом сумел продлить своё существование в виде живого и разумного мертвеца на миллионы лет, истёкшие с поры, когда в порту еще Хорца шумели волны океана. Также в Хорце Картер внезапно обнаруживет свою внучку, Ллану из Гатола, которая скрывалась здесь от притязаний правителя соседнего с Гатолом города, Панара.

«Чёрные пираты Барсума» — выбравшись из Хорца, герои через некоторое время попадают в плен к чёрным пиратам. После событий второй книги единое государство перворождённых распалось, но многие его осколки не оставили мечты восстановить своё господство. В один из таких городов-осколков и привозят героев. Город управляется созданной по приказу правителя машиной, котороая запоминает мысленные волны любого, пришедшего в город человека. Попытавшийся покинуть город без дозволения будет мгновенно ей уничтожен. Картеру удается уничтожить машину и освободить Ллану.

«Жёлтые люди Марса» — герои наконец добираются до Гатола. Однако Ллана попадает в плен к осаждающим город панарцем, а гатольцы хватают, и, не узнав, едва не казнят Картера. Как выясняется, Панар заключил союз с одним из городов желтых марсиан. Те открыли способ погружать людей в анабиоз и на протяжении длительного времени похищали и замораживали людей, с целью создать армию боевых рабов. Картер пробирается в Панкор, город жёлтых марсиан, и вместе с Лланой бежит, чтобы добраться до Гелиума и сорвать планы врагов.

«Невидимые люди Марса» — Картер и Ллана делают привал во время пути в Гелиум и снова попадают в плен, на этот раз к невидимкам. Черех некоторое время выясняется, что это обычные люди, открывшие секрет невидимости. Героям предстоит очередной побег.

  • Рояль в кустах — на всём Марсе Ллана не нашла лучшего убежища, чем тот же город, руины которого решил осмотреть Картер.
  • Боевые рабы — на многомиллионной армии из них основаны планы завоеваний правителей Панара.
  • Анабиоз — псионический вариант демонстрирует ГлавГад первой повести, более технологичный — жёлтые марсиане из третьей.
  • Время забирает должок — это происходит с жертвами гипнотизёра-мумификатора из первой повести после смерти пленителя.
  • Невидимка — с ними главные герои сталкиваются в четвёртой повести.

«Джон Картер — марсианин»[править]

Сборник из двух повестей.

«Гигант с Марса» — детская повесть, написанная сыном Берроуза, Джоном, и отредактированная отцом. Дейю Торис в очередной раз похищает очередной злодей, оказывающийся продуктом ранних экспериментов Раса Таваса по созданию искусственных людей. Правда у этого, по крайней мере, есть внятная мотивация — он хочет шантажом подчинить себе армиии Гелиума и с их помощью завоевать весь Марс. В подручных у него — гигантские марсианские обезьяны, которым увеличили интеллект, и сорокаметровый искусственный великан.

«Люди-скелеты Юпитера» — должна была стать заделом для серии сиквелов, которые, однако, так и не были написаны. Картера и Дейю Торис захватывают в плен странные скелетоподобные существа, которые оказываются аборигенами Юпитера. Оказавшись на этой планете, Картер обнаруживает, что её похитители готовятся к вторжению на Марс. Кроме скелетоподобных существ на Юпитере проживают и порабощенная людьми-скелетами другая раса, голубокожих людей вполне схожая с землянами и марсианами. Картер поднимает восстание рабов в попытке свергнуть тиранию людей-скелетов и освободиться из плена.

  • Горбун Игорь — злодей первой повести был когда-то создан Тавасом именно в таком качестве.
  • Теперь в космосе! — А точнее на Юпитере. Поэтому, видимо, и не были написаны сиквелы.

Адаптации[править]

  • В 2009 году кинокопанией «The Asylum» был выпущен фильм режиссера Марка Аткинса «Принцесса Марса», являющийся очень вольной адаптацией первой книги цикла. Картер в ней — наш современник, ветеран войн на Ближнем Востоке, а место действия перенесено на планету в системе Альфы Центавра, куда Картера отправляет руководство NASA при помощи установки для телепортации.
  • «Джон Картер» — фильм Эндрю Стэнтон и кинокоппании Walt Disney Pictures, тоже по мотивам первой книги, но гораздо ближе к тексту. Визуальная составляющая в виде марсианской живности и зеленых аборигенов, выглядит довольно выигрышно, но из Картера сделали совсем уж супермена, способного прыгать на многие десятки метров, а чрезмерное, для фантастического боевика, обилие разговоров и сомнительные сюжетные решения привели к прохладной встрече у критиков и катастрофическому провалу в прокате. Так что продолжение мы едва ли когда-нибудь увидим.
    • Крутой ботан — Дея Торрис здесь ещё и возглавила академию наук города-государства Гелиума.

Примечания[править]

  1. Конкретно — под влиянием книг Э. Л. Арнолда «Финикянин Фра» и «Гулливер на Марсе». Джон Картер и Гулливер Джонс встретились на страницах комиксов издательства Dynamite.
  2. Если точнее, обычай требует вооружиться оружием, аналогичным оружию противника, или уступающим ему. Огнестрельному оружию можно противопоставить не только огнестрельное, но и копьё, длинный или короткий меч, боевой топор, кинжал — все виды оружия выстроены по строгой иерархии.
  3. Автор, впрочем, регулярно путается в придуманных титулах, называя джеддаком любого правителя города, даже очень небольшого.
  4. Строго говоря, с прикрученным фитильком: несмотря на то, что формально это так, да и автором постоянно подчёркивается — мол, марсиане носят только украшения, однако судя по другим пассажам, представлять Дею Торис в виде булгаковской Маргариты не стоит. Похоже, что этих украшений у них настолько много, что вся их совокупность заслуживает даже наименования «мундир». И это применительно к мужчинам! Едва ли женщины отстают. Так что похоже: под наготой в данном случае подразумевается отказ от текстиля в пользу иных материалов и отсутствие задачи особо прикрывать именно гениталии или грудь. Следовательно, голый в буквальном смысле человек местных блюстителей нравов хоть и не шокирует, но и как респектабельный джентльмен воспринят будет вряд ли.
  5. По-видимому, именно отсюда пошел гулять штамп про громадных зелёных клыкастых орков, разгуливающих по просторам Азерота и планетам далекого будущего: оригинальные толкиновские орки описаны смуглыми низкорослыми и уродливыми гуманоидами с некоторыми азиатскими чертами.
  6. Необузданная догадка: весьма вероятно, что Картер — сам марсианин, каким-то образом оказавшийся на Земле или даже родившимся здесь и забывший о своём происхождении. Тем более, что среди марсианских рас есть и белая. Это объясняет и его бессмертие, и возможность завести детей от марсианки. Однако есть и отличия: Картер быстро овладел искусством мысленной речи, однако марсиане оказались не в состоянии читать его мысли, тогда как он был способен читать мысли марсиан. Впрочем, псионические способности марсиан активно используются только в первых книгах, в дальнейшем о них как-то забывается.
  7. Вот ей безвестных, но здоровых и симпатичных рабынь было мало…