Баудолино

Материал из Posmotreli
Baudolino
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Баудолино» (Baudolino) — четвёртый роман Умберто Эко, опубликован в 2000 году, жанр — что-то вроде (псевдо)исторического приключения. Менее известен, чем «Имя розы» или «Маятник Фуко», однако иногда встречается мнение, что именно он является лучшим романом автора.

Возможно, это связано с намного более простым для восприятия стилем повествования, а также заметно большей комедийной составляющей — если книгу когда-нибудь экранизируют близко к тексту, фильм окрестят трагикомедией. Юмор, причём, поразительно напоминает ранние фильмы Гая Ричи, но в средневековом сеттинге — когда, вроде как, серьёзную и ответственную работу доверяют идиотам, и зритель смотрит, что из этого получается.

Сюжет[править]

Заглавный герой родился во Фраскете, в Северной Италии, где-то около 1143 года. Когда ему было около 13 лет, мимо дома его родителей проезжал на лошади дворянин, заблудившийся в обычном для тех мест густом тумане. Баудолино, сообразив, что дворянин участвует в проходившей неподалёку осаде Тортоны войсками германского императора, рассчитывая получить награду, врёт, что недавно ему было видение Святого Баудолина, который пророчил победу немецким войскам. Дворянин оказывается самим германским императором Фридрихом Барбароссой, и, впечатлившись предсказанием, забирает Баудолино в свой военный лагерь, заплатив его родителям семь золотых. Тортонцы, услышав про знамение, сдают город, а Баудолино становится приёмным сыном императора Фридриха.

Баудолино становится учеником епископа Оттона Фрейзингского, который учит его грамоте и рассказывает о расположенном далеко на Востоке царстве пресвитера Иоанна, царя-христианина, способного стать союзником против иноверцев, и призывает Баудолино во что бы то ни стало найти эту далёкую страну. Рассказ Оттона остаётся в памяти Баудолино, но Фридрих больше думает о присоединении к его империи североитальянских городов и оставляет царство Иоанна без внимания. Оттон вскоре умирает, посоветовав Баудолино учиться в университете в Париже.

В Париже Баудолино знакомится со своими будущими друзьями: сначала с Поэтом, настоящее имя которого он не помнил, и Абдулом, ирландцем арабского происхождения. Позже, во время бурной студенческой жизни с походами по кабакам, посещением любовниц, обсуждением царства пресвитера Иоанна под каким-то ближневосточным наркотиком («зелёным мёдом») и выполнением поручений Фридриха, друзья знакомятся с одержимым философской природой пустоты клириком Бороном, евреем рабби Соломоном и французом Гийотом, собирающем слухи о Святом Граале.

Император периодически привлекает Баудолино для своих заданий. Фридрих обеспокоен проблемой легитимации своей власти, он не хочет оказаться ниже Папы Римского. Чтобы укрепить положение Фридриха, Баудолино предлагает вывести из недавно взятого имперскими войсками Милана мощи царей-волхвов и перевести их в лояльный императору Кёльн, а позже предлагает канонизировать Карла Великого, наследником власти которого объявит себя Фридрих. Позже эрцканцлер Рейнальд вспоминает про пресвитера Иоанна, и просит Баудолино написать письмо от его имени, в котором пресвитер якобы признаёт Фридриха равным себе. Баудолино с друзьями начинают придумывать это письмо, в котором подробно описывают царство, которое сами никогда не видели.

Баудолино, проучившийся в Париже десять лет, оставляет попытки закончить университет. Вскоре после этого Фридрих, желающий удержать Северную Италию, посылает Баудолино на его родину, чтобы разузнать положение дел. Баудолино докладывает, что города опять бунтуют против императора, а итальянцы из Фраскеты даже закладывают новый город, который назвали Александрией, в честь действующего Папы, главного врага императора. Фридрих планирует новый поход в Италию, в ходе которого осаждает Александрию. Осада идёт плохо, защитники города сражаются героически, силы обеих сторон подходят к концу, но Фридрих, боясь показаться нерешительным, не может снять осаду, которая уже никому не нужна. Тогда Баудолино, видевший разграбление других городов и опасающийся за соотечественников, придумывает план: из города выпускают крестьянина с коровой, корову предварительно кормят всем зерном, которое осталось в городе. Крестьянина ловят немецкие войска, потрошат корову, думают, что у осаждённых ещё есть куча припасов. План срабатывает, Фридрих отступает, а Баудолино и его отец, которому выпала роль того крестьянина, становятся местными героями.

После этого Фридрих проигрывает объединённым итальянским городам при Леньяно и пропадает без вести после битвы. Баудолино находит его и провожает к немецким войскам, попутно рассказывая про письмо пресвитера. Фридриху нравится идея с письмом, но он решает не публиковать его сразу, а сначала распустить слухи о нём по всей Империи. Император, однако, постоянно откладывал реализацию плана, и в один день подвыпивший Баудолино рассказывает о письме византийскому шпиону Зосиме из Халкедонии. В результате Зосима крадёт письмо, и оно, слегка подредактированное, расходится как адресованное византийскому императору.

Вскоре после этого Баудолино приезжает в родной город. Он мирит его с Фридрихом, на время добившись его переименования в Кесарею в честь императора, и находит себе жену. Жена вскоре умирает, и Баудолино возвращается на службу к своему приёмному отцу.

На службе императора Баудолино с друзьями находят Зосиму в Константинополе, в крипте под монастырём, где Зосима помогал устраивать государственный переворот. Поэт предлагает расправиться с Зосимой, но тот убеждает компанию, что знает путь к царству Иоанна, из-за чего его решают оставить в живых.

Через некоторое время у Баудолино умирает отец. Навестивший его перед смертью Баудолино берёт с собой на память отцовскую плошку, думая о ней, как о своём личном Граале. К этому времени христиане теряют Иерусалим, ко двору Фридриха прибывают беженцы из Святой Земли. Баудолино, пользуясь моментом, выдаёт плошку за полученный от беженцев Грааль и убеждает Фридриха, что законным владельцем Грааля является пресвитер Иоанн, и если вернуть ему реликвию, то Фридрих получит славу величайшего правителя христиан.

Уставший от итальянских усобиц Фридрих отправляется на Восток, якобы для отвоевания Иерусалима. Будучи уже глубоко в Малой Азии, император останавливается на ночь в замке у армянского дворянина Ардзруни, стоящем около реки Салеф. Армия расположилась на берегу реки, в то время как Фридрих, а также компания Баудолино, к которой присоединился Зосима и житель Александрии Бойди, остались в замке. В замке они обнаруживают семь ковчегов с «черепами Иоанна Крестителя», которые Ардзруни собирался продать как подлинные мощи святого.

Наутро Фридрих просыпается мёртвым. Чтобы отвести от себя подозрения, Баудолино с друзьями решают сбросить тело Фридриха в воду. Наследник Фридриха, не заинтересованный ни в Иерусалиме, ни в царстве Иоанна, вместе с армией возвращается на родину. Также друзья обнаруживают, что Зосима исчез вместе с ковчегом и чашей. Думая, что Зосима пошёл в царство Иоанна, герои, забрав оставшиеся шесть ковчегов и, взяв с собой Ардзруни и ещё нескольких уроженцев Александрии, пускаются за ним в погоню. В погоне умирает Абдул, и Баудолино в тайне от всех забирает его ковчег с головой крестителя себе.

Пройдя через невиданные никем до них земли, увидев множество сказочных существ, герои доходят до города Пндапетцим, стоящий на границе царства пресвитера. Правящие городом евнухи обещали пустить товарищей дальше, но годами откладывали этот момент. За время пребывания в городе Баудолино успел подружиться с его прокажённым правителем, из-за болезни никогда не покидавшем дворца, а также влюбиться в Гипатию, женщину-философа, дочь сатира.

Однако, на город нападают белые гунны. Баудолино, признанный городской элитой самым умным, организовывает оборону, из-за чего защитники города проигрывают почти всухую. Оставшиеся в живых герои бегут из города, после чего попадают в плен к псоглавцам. Они сбегают оттуда на птицах рух, но во время побега погибает рабби Соломон.

Герои добираются до Константинополя. Там они выживают, торгуя поддельными реликвиями, но в один день, примерно когда город начинают грабить крестоносцы, Поэт зовёт в крипту под монастырём Борона, Гийота и Бойди. Бойди, не знающий об этом месте, так как он не участвовал в поимке Зосимы, спрашивает дорогу у Баудолино, которого Поэт не звал. Баудолино тайно приходит на место встречи. Оказывается, Поэт поймал Зосиму, у которого не было Грааля. Значит, они все эти годы таскали ковчег с чашей при себе. Поэт, считая, что укравший чашу одновременно является и убийцей Фридриха, не подозревает Баудолино, ведь он точно не стал бы убивать приёмного отца. Однако, чаша случайно оказывается в ковчеге, который носил Баудолино. Между Поэтом, считающим, что Баудолино всех обманул, и Баудолино, подозревающим Поэта в убийстве Фридриха, начинается драка, в ходе которой Баудолино убивает Поэта. Борон, Гийот, Бойди и Баудолино расходится. Бойди забирает чашу себе, обещая замуровать её в памятнике Гальяудо, который собираются поставить в Александрие.

Вскоре после этого Баудолино встречает Никиту Хониата, которому рассказывает историю своей жизни. Баудолино помогает ему и его семье выбраться из города, после чего Никита знакомит Баудолино с Пануфтием, придворным мудрецом, который мог бы объяснить некоторые несостыковки в рассказе. Пануфтий приходит к выводу, что Поэт не убивал Фридриха, и вообще, император был ещё жив, когда его бросили в воду. Осознав, что убил своего приёмного отца, Баудолино впадает в ГЭС, становится сначала w: столпником, а позже отправляется в новое путешествие — построить часовню на могиле Абдула, дойти до царства Иоанна и увидеть рождённого от Гипатии ребёнка.

Тропы[править]

  • Бандитская пуля — заглавный герой, спасая Никиту Хониата от крестоносцев, приказывает им разойтись. Из-за шрама во все лицо солдатня приняла его за воина и побоялась связываться. На самом деле Баудолино не приемлет насилия, а шрам ему оставил мясницким крюком ревнивый муж его парижской любовницы. Баудолино знал, что его шрам производит большое впечатление, и не стеснялся хвастаться им перед женщинами. А вот император Фридрих догадался о негероическом происхождении шрама мгновенно.
  • Бонус для гениев — как всегда у Умберто Эко, в ассортименте:
    • Эрцканцлер Рейнальд Дассель на самом деле является автором концепции Quodprincipi plaquit legis habet vigorem («что государю угодно, то имеет силу закона»). По книге, он лишь одобряет предложенную Баудолино идею, но выступает против его плана наделить автономией Болонский университет, чтобы концепцию поддержали доктора.
    • Поэт, Борон и Гийот — реальные лица, но как сложилась на самом деле их судьба во второй половине XII века, неизвестно. Собственно, и настоящие стихи Архипииты Кёльнского приведены в романе как придуманные Баудолино, но потом приписанные ему.
    • «Тюрки никогда не станут разрушать Константинополь, мы с ними в дивных отношениях». Так сказал Никита Хониат в 1204 году.
    • Оба плана по спасению Александрии, с явлением апостола Петра и с сытой коровой, на самом деле противоречащие друг другу местные легенды. Имя крестьянина с коровой, Гальяудо, сохранилось в местном фольклоре, и ему даже установлен памятник. Как уроженец Александрии Умберто Эко, разумеется, был знаком с легендами, поэтому и сделал Баудолино сыном народного героя.
    • Хотя сам Ардзруни реальным лицом не является, он носит фамилию древнего армянского рода, из которого даже происходили византийские императоры.
    • Под псоглавцами, изготавливающими «зелёный мёд» и тренирующими подростков совершать убийства очевидно подразумеваются ассасины, а держали Баудолино и компанию в Аламуте на севере современного Ирана.
  • Вечная загадкахоть что-нибудь из рассказа Баудолино Никите было правдой?
  • Визит в племя чудаков — начинается с отбытия из замка Ардзруни.
  • Война — это смешно — ополчение Пндапетцима проиграло белым гуннам максимально идиотским образом.
  • Всё было обманом — Баудолино мастерски инициирует буквально ни на чём не основанные приключения, начиная с мощами волхвов и письма пресвитера Иоанна, заканчивая самим путешествием в несуществующее царство с поддельными реликвиями по выдуманным землям.
  • Лицемерие — это смешно — Баудолино, который до этого успел подделать мощи волхвов и письмо Иоанна, возмущается предложению Зосимы подарить Фридриху поддельный Святой Грааль. После чего предлагает Фридриху поддельный Святой Грааль.
    • «Нет большей несправедливости, нежели наказание праведного, ибо последнему грешнику, друзья, прощают последнее греходеяние, а праведному не прощают и первого.» Так сказал Зосима, византийский шпион, вор и лжец, имея в виду себя, когда его в очередной раз разоблачили.
  • Поверил в собственную ложь — история с Граалем. Баудолино долго убеждает Никиту Хониата, что раз уж все поверили, что Грааль настоящий, значит так оно и есть.
  • Река Безумия — Самбатион, каменная река, течение которой останавливается в субботу. Непроходимая, так как христиане не зайдут в восточные земли настолько далеко, чтобы её увидеть, а евреи в субботу не имеют права переходить реки. К счастью, горящие по субботам берега оказались ложью.
  • Религия — это смешно — много и часто. Вера — одна из главных тем книги, как-никак.
    • Герои постоянно вступают в богословские диспуты друг с другом и с представителями других конфессий. И если в «Имени розы» малозначительный, казалось бы, религиозный вопрос имел важнейшее политическое значение, то тут богословие неизбежно скатывается в абсурд.
    • История о том, как из Милана вывозили останки волхвов в Кёльн. Вся история с их обретением — это придуманная Баудолино мистификация, сами останки были куплены незадолго до взятия Милана императором у какой-то очень сомнительной личности, а перед вывозом их в Кёльн Баудолино с друзьями всю ночь переодевали полуразвалившиеся трупы в одежду поприличнее. Получилось не очень, но какая разница, раку всё равно никто открывать не будет.
    • Эпизод с вычислением размеров Храма Соломона в Иерусалиме из статьи о тропе.
  • Сам путь — награда — грустный вариант тропа. Раз путь закончился, то друзьям больше незачем быть вместе, и Баудолино остаётся один.
  • Так грубо, что уже смешно — когда Баудолино после битвы при Леньяно спрашивает у мародёрствующих солдат, не видели ли они императора, они отвечают, что видели его в кустах неподалёку. «Он лежал там и драл твою мамашу!»
  • Уродливо красивый — после долгого пребывания в Пндапетциме, где не было человеческих женщин, Поэт стал заглядываться на блегмов и паноциев. К одной такой он попробовал подкатить, вступив в богословский спор, но поздно понял, что это не лучшая идея...
  • Хороший плохой конецвсе друзья и родственники Баудолино умерли или покинули его, он не добрался до царства Иоанна, о котором грезил всю жизнь, он разлучён с любимой женщиной и своим ребенком, а ещё до конца жизни, который в силу его возраста и пережитых лишений вот-вот наступит, его будет мучить чувство вины за убитого им самим приёмного отца. Однако, Баудолино надеется всё исправить, и даже хочется верить, что у него получится.
  • Шкажошные шушества — населяют земли к востоку от замка Ардзруни. Исхиаподы (люди с одной ногой, с ними ещё принц Каспиан пересекался), сатиры (невидимые козлоногие люди только мужского пола, размножаются от гипатий), блегмы (люди без головы и с лицом на животе), паноции (люди с ушами до пола, с помощью которых можно летать или заворачиваться в кокон), псоглавцы...