BioShock Infinite

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« — Ты дочь Комстока. Он хочет, чтобы ты пошла по его стопам.
— А я хочу щенка, и что с того?
»
— Букер и Элизабет о предназначении
BioShock Infinite
BioShock3.png
Общая информация
ЖанрШутер
Год выхода2013
Разработчик
Издатель2K Games
Платформы
Режимы игрыОдиночная

BioShock Infinite — долгожданная третья игра в серии BioShock, вышедшая 26 марта 2013 года для Xbox 360, PlayStation 3 и PC.

Сюжет[править]

В отличие от предыдущих частей «Биошока», события этой игры разворачиваются не в Восторге, а в Колумбии — утопическом городе, в 1901 году вышедшем из состава США и улетевшим в небо. Местные жители называют свой город «раем», тогда как нижняя Америка в их сознании ассоциируется только с «содомом». Правит Колумбией так называемый пророк — Захария Комсток, религиозный фанатик, мечтающий очистить весь мир. Несмотря на регулярно вспыхивающие восстания, Комсток верит в правильность своей политики и все надежды возлагает на будущее правление своей дочери — Элизабет, до поры до времени запертой в высокой башне под присмотром Соловья (огромного крылатого существа, запрограммированного охранять девушку).

Именно её и предстоит выкрасть главному герою — Букеру Девитту, бывшему сотруднику «Детективного агентства Пинкертона», а ныне частному детективу, задолжавшего огромную сумму денег серьезным людям. Девитт мало что помнит о своей прошлой жизни, только участие в сражении на Вундед-Ни и этот долг, который никак не дает ему покоя. Движимый жаждой поставить точку в этой истории, Девитт отправляется в небесную Колумбию. На первый взгляд она и правда напоминает рай — идеальная, искрящаяся благополучием Америка, живое воплощение «американской мечты».

Однако, и здесь находится своя ложка дегтя — не успев и шагу ступить, Девитт оказывается схвачен солдатами — согласно пророчеству Комстока, именно он, человек с символами AD на руке, есть лжепророк, который поставит под угрозу благополучие Колумбии. Недолго думая, Девитт избавляется от представителей закона, однако их появление лишь вопрос времени — отныне всем постам приказано его уничтожить.

Несмотря на активное сопротивление, Букер довольно скоро добирается до башни, где спрятана Элизабет, и, пообещав девушке отвезти её в Париж, забирает её с собой. Следующая цель героев — дирижабль, который сможет увезти их подальше от проклятой Колумбии. Казалось бы, вот он хэппи-энд — но нет. Понимая, что Девитт собирается передать её своему клиенту в Нью-Йорке, Элизабет оглушает его и убегает с дирижабля, сам же герой попадает в руки к местным революционерам во главе с Дейзи Фицрой, пообещавшей вернуть дирижабль в обмен на партию оружия.

Девитт отправляется в погоню за Элизабет, а затем, найдя девушку, решает добыть оружие для Фицрой, хотя и не надеется, что та выполнит свое обещание. Поиски оружия приводят героев на фабрику, где работает мастер Линь — китаец, заключивший договор с повстанцами. Но его нет на месте — жена Линя сообщает, что его забрала охранка. В надежде спасти Линя, Девитт прорывается сквозь толпы полиции, но все зря — в конце пути он находит лишь труп мастера, замученного пытками.

На помощь Букеру приходит Элизабет — благодаря своей способности, она может открывать «разрывы» во времени и пространстве и таким образом путешествовать между параллельными мирами. Но ни во втором, ни в третьем альтернативном мире героям не удается найти Линя вменяемым и живым. К тому же, ситуация вокруг все сильнее накаляется — в этом таймлайне гражданская война в самом разгаре, более того — не так давно Девитт погиб как герой, выступая на стороне повстанцев. Поэтому, когда он живой и невредимый предстает перед Фицрой в надежде получить доступ к дирижаблю, она объявляет его самозванцем и натравливает на него своих людей, тем самым еще больше усугубив положение главных героев.

В то же время Элизабет выясняет, что Комсток — не ее отец, он лишь держал ее в клетке, насильно ограничивая ее способности, чтобы потом заставить последовать своему пути. Девушка твердо решает разобраться с пророком собственноручно, но когда герои сталкиваются с Комстоком лицом к лицу, Девитт не выдерживает и топит пророка в фонтане. Злодей побежден, однако его последние слова заронили зерно сомнения в душу Элизабет. Чтобы вспомнить то, о чем говорил пророк, девушка решает вернуть свою силу, с детства ограничиваемую неким «сифоном». Призвав на помощь Соловья, под градом вражеских пуль герои разрушают «сифон» и телепортируются прочь из Колумбии.

Концовка[править]

Добро пожаловать!

Уничтожив «сифон», Элизабет обретает полную силу и, чтобы защитить Девитта от Соловья, переносит их (внезапно!) в Восторг из будущего. Там по примеру протагониста второго «Биошока» они садятся в спасательную капсулу и уплывают к маяку — средоточию всех миров и альтернативных реальностей. Оказавшись на поверхности, Элизабет показывает Девитту его прошлое — после возвращения с войны он стал увлекаться азартными играми и в конце концов, чтобы избавиться от долгов, решил продать свою новорожденную дочь некому Комстоку, вместе с группой ученых прибывшему из параллельного мира. Когда сделка была уже практически завершена, Девитт, ужаснувшись содеянному, попытался отменить уговор и забрать дочь, но было уже поздно — Комсток шагнул в портал и унес Анну Девитт, вернее, Элизабет с собой. Спустя двадцать лет ученые, приходившие с Комстоком, решили изменить историю и для этого выдернули все еще безутешного отца в другое измерение, чтобы он похитил Элизабет. Однако, в результате путешествия, его память частично заменилась на память Девитта из другого мира, поэтому образы, которые Элизабет ему показывала на маяке, оказались для него настоящим откровением. Прошлое другого Девитта было менее драматичным — придя с войны, парень решил полностью изменить свою жизнь. Для этого он прилетел в Колумбию, принял крещение и вместе с ним новое имя.

Разобравшись с прошлым своего отца, Элизабет переключается на будущее всего мира — несмотря на гибель Комстока в одном из измерений, этого недостаточно для уничтожения его двойников из других миров, а значит — все их старания были напрасны. Единственный путь, который видит Элизабет — это уничтожить пророка еще в колыбели. Девитт вызывается ей помочь, но его помощь уже не так необходима — вернувшись к моменту крещения, Букер понимает, почему. Появившиеся из ниоткуда Элизабет из других измерений подтверждают его догадку — чтобы изменить будущее, девушки должны утопить героя, не дав ему принять новое имя — Захари Комсток.

После титров мы снова возвращаемся в 1893 год в кабинет детектива Девитта. Из соседней комнаты раздается мелодия колыбельной (но детского голоса больше не слышно) и Букер бросается проверять дочь. Концовка остается открытой — мы так и не увидим, есть в колыбели Анна или нет.

Главные герои[править]

Букер Девитт (Booker DeWitt) — протагонист игры. Бывший агент Пинкертона, известный своим экстремальным подходом к делу. В качестве агента занимался предотвращением и разгоном забастовок профсоюзов. Также участвовал битве на Вундед-Ни. Последние события оказали огромное влияние на Букера — вернувшись с войны, он пристрастился к алкоголю и азартным играм. После увольнения из «Детективного агентства Пинкертона», Букер занялся частной практикой. Известно, что его жена умерла при родах, оставив ему на попечение дочь Анну. На момент начала игры Букеру было 38 лет.

Элизабет (Elizabeth) — двадцатилетняя дочь Букера, выкупленная у него в младенческом возрасте Комстоком из другого измерения. Расставшись с ребенком, горе-отец осознал, что он натворил, и попытался отменить уговор, но было уже поздно — Комсток шагнул в портал и унес девочку с собой. Минута промедления, возникшая из-за нерешительности Букера, стоила Элизабет кончика мизинца — его отрезал закрывающийся портал. Впрочем, именно благодаря тому соприкосновению с квантовым разрывом, девушка получила свои сверхъестественные способности. В конце концов стирает Комстока из всех реальностей кроме одной, и сама остаётся в единственном числе. С их смертью заканчивается история Bioshock Infinite.

Захари Комсток (Zachary Hale Comstock) — главный антагонист игры. Самопровозглашённый пророк Колумбии, пиарится как герой битвы при Вундед-Ни и, внезапно, не врёт. Будучи бесплодным в результате научных экспериментов Лютэс, Комсток приказал ученым раздобыть для него своего ребенка из параллельной вселенной. Получив девочку, он представил её всем как «агнца», проросшего из «семени пророка», однако его жена отказалась принимать такое объяснение. Считая Элизабет незаконнорожденной дочерью Комстока и Розалинды Лютэс, леди Комсток отказалась от неё. Чтобы спасти свою легенду, Комстоку пришлось избавиться от жены, обвинив в её смерти революционеров во главе с Дэйзи Фицрой.

Дэйзи Фицрой — предводительница Vox Populi, революционерка, террористка и — однажды к ней пришли Лютэсы (ниже), и сообщили что ради великого блага, она должна поставить Элизабет в ситуацию, в которой той придется потерять невинность, стать не девушкой, но женщиной, и с сексом это к несчастью не имеет ничего общего — просто Дэйзи приставит ствол к голове ребёнка, и тогда Элизабет убьёт её. Это нужно, ибо ей ещё много кого придется убить — своего отца, например, пару раз. В этом и заключается цель самопожертвования Дэйзи — чтобы Элизабет смогла стереть Комстока во всех его инкарнациях.

Роберт и Розалинда Лютэс (Robert and Rosalind Lutece) — талантливые ученые-физики, квантовые близнецы из параллельных вселенных, говорящие загадками. Роберт — версия Розалинды из мира Букера-детектива. Именно близнецы Лютэс изобрели способ поддержания воздушной Колумбии «на плаву», а также открыли метод путешествий в параллельные миры посредством прохождения через разрывы в материи. Они же помогли бесплодному Комстоку получить наследницу, договорившись о сделке с Букером. Впоследствии, чтобы скрыть тайну происхождения девочки, Комсток приказал избавиться от учёных. Однако, несмотря на свою физическую смерть, близнецы Лютэс остались существовать вне пространства и времени (кто сказал «обершарфюрер Шрёдингер»?). Именно тогда им пришла в голову идея изменить будущее, воспользовавшись помощью Букера.

Именно они сперва привели в Колумбию Букера чтобы он спас Элизабет, для того чтобы она стёрла из реальности всё, чем он мог стать, и в конце концов попала в Восторг, чтобы погибнуть там, уничтожить город и спасти Маленьких Сестричек.

Соловей (Songbird) — опекун Элизабет, следящий, чтобы она не покидала свою башню. Огромное крылатое существо, созданное на фабрике Финка с использованием технологий будущего. Реагирует на приказы, выраженные в музыке. Мелодия, сыгранная по нотам CAGE (игра слов — англ. «клетка» или же мелодия «до-ля-соль-ми»), позволяет управлять им. Помимо охраны Элизабет, Комсток использовал Соловья для устрашения граждан Колумбии — и, парадоксальным образом, в качестве её маскота. На ярмарках даже мерч продаётся — стёганые Соловьи с глазами-пуговицами.

Burial at Sea[править]

Элизабет, «You belong to me», кавер на балладу 1952 года

Спасти сиротку Салли
Казалось бы, причём здесь Сандор Коэн?

Два аддона, сюжетно последовательные и являющиеся то ли сиквелом, то ли спин-оффом.

В первой части протагонистом выступает Букер, живущий в подводном городе Восторг из первых двух игр серии BioShock. Его нанимает Элизабет (которую Букер очевидно не узнает) для поиска маленькой девочки. Обе странности объясняются под конец следующим образом: в одной из реальностей во время похищения Анны/Элизабет Комстоком похищаемая потеряла не мизинец, но голову. Мучимый виной Комсток обратился к Лютесам за помощью и те переместили его жить в Восторг (где никогда не было Анны), в результате чего Комсток утратил значительную часть воспоминаний и снова стал Букером. Но, себя не обманешь — после того как Райан ликвидировал бизнес Фонтейна, и приют Маленьких Сестричек был закрыт, на улице оказалось полно сирот, и одну из них — Салли — Букер приютил. Она заменила ему дочь, но измениться он не смог, и однажды, когда он заигрался в казино, девочка пропала. Элизабет из таймлайна, где произошли события BioShock Infinite, прибывает в город, попадается на глаза Сушонгу, ворует платье из гримёрки, узнает что Салли похитил Коэн, и является к Букеру, подбивая его на «детективное расследование», а под конец приводит его к смерти (и умирает сама, отброшенная Большим Папочкой в стену, где арматурина пронзает ей сердце).

Во второй же части протагонистом выступает уже сама Элизабет. Зная, что произошло с ней и Букером за одной из дверей, и мучимая чувством вины, она возвращается в Восторг за девочкой, которую искала на пару с Букером в предыдущем аддоне, и которую не смогла спасти (девочка поджарилась в трубе вентиляции). Тогда Элизабет сбежала от проблемы в Париж, как это в предыдущей части сделал Комсток (сбежав в Восторг), но проблему это не решило. Просмотрев вероятности, Элизабет решилась на отчаянный шаг, призванный всё исправить — будучи последней из оставшихся во всех реальностях, она вернулась, осознала что потеряла способности (и отрастила мизинец), увидела саму себя, мёртвую, и начала поиски Салли. В результате, она способствует подъёму из глубин затонувшего здания, в котором был заключен Атлас и куча сплайсеров, добывает у Сушонга кодовую фразу для управления Джеком, узнаёт многое о себе, не может смириться с гибелью Букера, и в итоге — она сама гибнет, но запускается сюжет самого первого BioShock — Элизабет перед смертью передает Атласу кодовую фразу, управляющую Джеком, зная, что Джек уничтожит Атласа и освободит Салли.

Существует мнение, что стерев себя и Букера из реальности, Элизабет инициировала процесс создания новой пары отец-дочь — Джек Райан и Салли. И всё, через что пришлось пройти выходцам из Колумбии, было ради того, чтобы у Салли было детство, а у Джека — семья. В конечном счете, благодаря АДАМу, Элизабет и Букер останутся в памяти последователей. На это, возможно, намекают финальные кадры, где Салли поёт умирающей Элизабет «La vie en rose», а так же то, что Салли мечтает о Париже.

Для создания образа Элизабет во втором адд-оне использовался образ Вероники Лейк, так что хэппиэнда у этого кино не будет. Впрочем, кому-то образ Элизабет кажется чем-то вроде обработанной художниками Диснея фотографии Диты фон Тиз, косплеящей Веронику Лейк.

Что здесь есть?[править]

Эстетика[править]

  • Архитектурная доминанта — Остров Монументов. Золочёный ангел на нём повыше Статуи Свободы будет (нарочно, поди, строился с этим расчётом), а за счёт крыльев кажется ещё внушительнее. Интересно, как его при такой парусности не сносит к чертям собачьим грешникам содомским?
  • Давид против Голиафа — Соловей, конечно, и сам ростом метров семь с гаком — но дирижабли «Гласа народа», на которые его натравливают герои, размером… ну… с дирижабли. Тем не менее, крылатый страж потрошит их буквально за пару секунд.
  • Зловещий ворон — обитают в здании Ордена имени себя. Его адепты любят упарываться солью «Вороны-убийцы», дающей возможность натравливать на врагов кровожадную стаю этих птиц.
    • Непереводимая игра слов — в оригинале этот энергетик называется просто «стая ворон»… только по-английски это будет Murder of Crows.
  • Красная угроза — ну право слово, какого ещё цвета флаги могли выбрать себе злые повстанцы против мира победившей американской мечты?
  • Позолоченный век во всём его блеске и нищете. Хотя колумбийское общество мечтает вернуться в довоенный Юг. Как следствие:
    • Буржуйский котелок — наиболее популярный фасон шляпы. Реже встречаются цилиндры, в основном на представителях Финка.
    • Стимпанк — классический, прямо-таки вопиющий. Паровые автоматоны, пулемёты Гатлинга, дирижабли мягкой конструкции, везде надраенная медь…
    • Старомодный купальник — это нам старомодный, а купальщикам в Гавани Линкора последний писк моды. И колёсные кабинки для переодевания в него там тоже есть.
  • Раса слуг — в Колумбии такими считаются не только негры и азиаты, но и ирландцы. В точном соответствии с действительностью тех лет. И даже педаль в пол — в реальности в вагоны и туалеты для цветных кельтов вроде бы всё-таки не загоняли.
  • Синий — цвет женственности — Элизабет. Причём до «утраты невинности» синего в её одежде примерно половина (а именно юбка), после же она переодевается в платье целиком яркого электрического цвета с редкими белыми деталями.
  • Сияющий град — Колумбия надраена до такого блеска, что в глазах звенит. Хотя быстро раскрывается как приглаженная помойка.
  • Эдем — в широком смысле сама Колумбия, в узком — садик, в который попадаешь при первом появлении на ней. Там даже колибри летают.

Сюжет[править]

Геймплей[править]

  • Имба у врага — пустышка у игрока — наблюдается в аддоне. С трупов сплайсеров с томми-ганами никогда не побирается больше десятка патронов, вне зависимости от того, садил ли данный конкретный мутант из своей пушки в белый свет, как в копеечку (что было бы логично), или был по-тихому зашиблен крюком в тёмном уголке. Понятно, что у нас тут не экшн-боевик про мастера соли и пули, как оригинальная игра, а нуар, но нелогичность раздражает.
  • Лечение через питание — классическое, по ГОСТу. Что характерно, от выпивки и сигарет побочные эффекты бывают (первая повышает здоровье, но понижает «солёность», вторые наоборот), а вот от кофе — нет.
  • Не магия — энергетики. По сути, аналог плазмидов, промышленно сошпионенный Финком у Сушонга и усовершенствованный для возможности употреблять перорально, а не внутривенно.
    • Всех замочу — энергетик «Силовой Поток». Может использоваться в качестве суррогата телекинеза: притянуть к себе противников водяным «щупальцем» или, наоборот, оттолкнуть. Особенно приятно смывать их с борта летящих канонерок. Имеет приятный побочный эффект против Механиков — при применении энергетика их коротит.
    • Технопатия — энергетик «Гипнотизёр». Позволяет временно присвоить бесхозный станковый пулемёт, летучий «Москит» и даже «Патриота» — последний, правда, сбрасывает контроль очень быстро.
    • Шок и трепет — энергетик «Шок-жокей». После прокачки превращается в натуральную цепную молнию; урон наносит копеечный, зато разом парализует целые отряды, позволяя безнаказанно их расстреливать. А уж если супостатам хватило ума влезть в лужу…
  • Скример — аддон Burial at Sea 2. В комнатке за рестораном, обе двери в которую закрыты на замок, стоит кинетоскоп. Если Элизабет в него посмотрит, то когда видео завершится, ударит яркий свет и позади неё возникнет некто в заячьей маске, как у гостей Коэна. Мёртвый и безобидный, но от неожиданности пару патронов/болтов истратить можно. А ещё страшнее становится от вопроса, кто этого жмура туда посадил, когда вокруг одни сплайсеры.
  • Стелс бьёт экшн — все энергетики в виде стационарных ловушек бьют больнее и действуют дольше, чем при применении «в лоб», но в горячке боя ставить эти ловушки чаще всего банально некогда. Зато если есть возможность натыкать их в перерыве между двумя сражениями…
  • Тогда пригласим такого же — разрывы такое иногда позволяют. На вас прёт «Патриот»? А вон там в соседнем мире стоит такой же. Конечно, «свой» падёт явно быстрее, потому как с ним — один Букер, а с неприятельским 3871 полицай (или, наоборот, народник), минус один за «Гипнотизёра» — и всё же.
  • Треснувшее силовое поле — энергетический щит главного героя при израсходовании покрывает экран желтушными трещинами.
  • Фаталити — высветившаяся над противником иконка черепа — верный признак, что Букер может вонзить в его плоть аэрокрюк и энергично провернуть, чтобы тот больнее обстрадался.

Вокруг игры[править]