Caesar

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Caesar» — серия градостроительных симуляторов на древнеримскую тематику. Первая игра этой серии вышла ещё в 1992 году, а расцвета серия достигла в 1998, когда была выпущена третья часть, ставшая культовой. Многое из сказанного в этой статье будет в первую очередь относиться именно к третьей части, и если в предыдущих или последующих что-то выглядело не так, об этом будет сказано особо. Игр из серии «Caesar» вышло четыре, также на волне успеха третьей игры также были созданы вариации на тему в древнеегипетском (игры «Pharaoh» с дополнением «Cleopatra» и «Children of the Nile»), древнегреческом («Zeus» с дополнением «Poseidon: Master of Atlantis») и древнекитайском («Emperor: Rise of the Middle Kingdom») сеттингах.

Особенности геймплея[править]

Примерно так это выглядит.

Вопреки названию, игрок выполняет обязанности не самого Цезаря, а одного из его подчинённых, правителя той или иной римской провинции. В каждой миссии Цезарь даёт игроку задание: развить вверенный город до определённого состояния. Как правило, требуется достичь заданного количества населения и нужного значения четырёх параметров: культуры, благосостояния, мира и расположения императора.

Жильё для поселенцев строить не требуется: если выделить место под строительство, они сами придут, построят дом и будут его развивать по мере повышения благосостояния. Впрочем, дома — это единственное, что жители строят сами. Всё остальное, что им необходимо, приходится сооружать игроку, потому что самостоятельно эти бездельники даже колодец для себя вырыть не могут.

А чтобы город процветал, жителям необходимо много чего, и чем богаче обитатели того или иного дома, тем больше им нужно для дальнейшего развития. Скажем, в месте, где есть только колодец, согласятся жить разве что совсем нищие бедняки, «середнячкам» нужен то театр, то баня, то поставки глиняной посуды или оливкового масла, ну а вилле патриция требуются и развлечения нескольких видов, и храмов больше одного, и пища поразнообразнее с винами разных сортов. Чем богаче жилища в городе, тем выше параметр «Благосостояние».

Кстати, механика классической игры такова, что сами жители в различные заведения не ходят: оттуда должен выйти соответствующий работник и пройтись по улице. Дома, вдоль которых работник прошёл, считаются «обслуженными». Поскольку поначалу пути несовершенного искусственного интеллекта были неисповедимы, слово «перекрёсток» среди игроков стало чуть ли не ругательством: какая-нибудь торговка могла запросто в один прекрасный момент свернуть не туда, и целая улица оставалась без еды и начинала стремительно деградировать. Поэтому в идеале игроки старались вообще строить без перекрёстков. В четвёртой части игры это в итоге «пофиксили», и у зданий появился просто радиус действия.

Вода и еда, конечно, нужны жителям города в первую очередь. Для выращивания продуктов потребуются фермы и/или рыболовецкие причалы, а для её распределения — амбар и базар. Воду в этой игре (в отличие от того же «Фараона») разносить не надо, достаточно вырыть колодец, но более богатые жители колодцем будут не удовлетворены, и для них придётся строить фонтан с чистой водой (а для этого нужно построить резервуар и, при необходимости, протянуть к нему акведук).

Религия в этом сеттинге присутствует не просто по причине желания горожан верить во что-то сверхъестественное: в этом мире действительно существуют боги. Для каждого из них следует построить храм и чествовать проведением фестивалей (заодно это развлекает и жителей). Довольное божество будет помогать городу в соответственной сфере, а недовольное — накажет. Церера, к примеру, ведает урожаями, Венера — настроением населения, а Марс — успехами в борьбе с местными варварами (если бог доволен, то при попытке напасть на игрока варвары сами перемрут непонятно от чего, но если он зол, то лично будет их натравливать).

Культура. Как известно, всякому уважаемому обитателю Римской империи в дополнение к хлебу нужны и зрелища. Для развлечения публики здесь используются театры, амфитеатры, Колизей и ипподром. Просто построить культурное заведение мало, нужно ещё где-то поставить соответствующее здание для тех, кто будет там выступать, — актёрскую или гладиаторскую школу, зверинец для львов, мастерскую колесничего. Это здание стоит установить далеко от культурного заведения, чтобы артисты проходили вдоль улицы (да, до четвёртой части только подразумевается, что жители ходят в театры и прочее, а фактически они просто глазеют на артистов из окна и так развлекаются). Собственно, значение параметра «Культура» как раз и увеличивают развлекательные заведения и упомянутые выше храмы, а также школы, академии и библиотеки, которые тоже потребуются со временем. Так что, идя навстречу требованиям населения для повышения параметра «Благосостояние», мы попутно увеличиваем и параметр «Культура», также необходимый для победы (хотя иногда бывает так, что под конец миссии именно культуры не хватает, и многие это «лечат», расставляя где попало дополнительные библиотеки).

За безопасностью города также необходимо следить, чтобы он не развалился раньше времени. Префекты отвечают за предотвращение пожаров и заодно борются с преступностью, инженер подлатывает требующие ремонта здания, врач следит за здоровьем жителей во избежание какой-нибудь чумы. Как и в случае со всеми зданиями, соответствующий работник бродит по улицам и уменьшает вероятность возгорания/обрушения/заболевания в зданиях, мимо которых проходит.

Промышленность здесь тоже предусмотрена: не все блага растут на деревьях, потому для процветающего города понадобится выращивать/добывать сырьё и затем его перерабатывать. Глиняный карьер поставляет материалы для гончарных мастерских, лесопилка — для мебели, из железа куют оружие, оливковые и виноградные фермы дают сырьё для изготовления масла и вина, соответственно. Всё это со временем потребуется для развития города. Кстати, следует иметь в виду, что не всем нравится жить возле какой-нибудь шахты, фермы или кузницы, поэтому чтобы дом богател, придётся как следует украсить эту территорию садами и статуями.

Торговля понадобится, если в данной местности попросту нет необходимых материалов для производства благ. За определённую сумму можно открыть торговый путь в соседний город и покупать у них готовые изделия или сырьё. Второе бывает предпочтительнее при проблемах с безработицей (а они здесь не редкость) — покупаем только материалы, строим мастерские и отправляем лишних лоботрясов работать, чтобы не шатались праздно по улицам. Конечно же, свои товары тоже можно продавать тем городам, где их не хватает.

Война. Не все провинции спокойны, и в некоторых игроку доведётся с кем-нибудь повоевать — от голодранцев-варваров до самого Ганнибала с его слонами. Как правило, можно выбрать, в какую провинцию Цезарь вас направит — в беспокойную, где надо будет регулярно отбивать атаки, либо же в мирную, где требуется куда большее процветание города (для многих игроков первое легче). В военных миссиях игроку придётся ковать или покупать оружие и строить казармы, стены с башнями и форты для тяжёлой и лёгкой пехоты, а также кавалерии.

Заказы Цезаря. Время от времени Цезарь присылает заказ на доставку определённого количества тех или иных продуктов, материалов или изделий за отведённый промежуток времени. Если не успеть, Цезарь будет всё больше сердиться, а этого желательно избегать (см. ниже). Кроме того, в периоды войн он может потребовать выслать легион-другой ему на подмогу. Всё это следует иметь в виду, чтобы в неподходящий момент не оставить город без товаров, которые придётся откладывать для Цезаря, и тем более без защиты.

Отношения с Цезарем. Если игрок будет тратить не в меру много денег, он не сможет платить подати императору. В первый раз тот простит и подкинет ещё денег, но в дальнейшем лучше такого избегать, поскольку отношение начальства к персонажу игрока будет ухудшаться. Также на это влияет выполнение или невыполнение заказов. По мере падения рейтинга игрока Цезарь начинает ругаться и грозиться, и когда терпение Цезаря лопнет, тот начнёт присылать войска с целью наказать непокорного правителя и отправить на галеры. Улучшают же отношения своевременная оплата счетов, выполнение заказов, а также подарки, которые можно за свой счёт отправлять императору.

Что ещё здесь есть[править]

  • Множество забавных багов. У автора этой правки случались, например, такие: овца плавает в воде, инженер, пройдясь по мосту, срезает путь по воде; на панели, где можно посмотреть, в каком месте люди хотят жить, а в каком — нет, воду ближе к побережью указали, как желанное место. Еще на одной из заставок Цезарь ну очень странно двигает рукой (может быть, это не баг и просто имелось в виду, что император сильно под градусом).
  • Acknowledgement. Щёлкнув правой кнопкой мыши на любом горожанине, можно узнать, чего ему не хватает для полного счастья. Ну или выслушать восхваления в свой адрес, если всё в порядке.
  • Анахронизмы. Главного правителя всегда зовут Цезарем, хотя до первого века до нашей эры это была просто фамилия. Да и вообще, действие многих кампаний происходит во времена Республики, но всё равно начальника игрока называют императором, а не консулом. И ещё, по мелочи, небольшая условность: в игре вместо отсчёта от основания Рима используется христианский календарь, ведущий обратный отсчёт до начала некой «нашей эры». А ещё там цифры арабские (это можно понять, в римских не все могут разобраться).
  • Бесконечный боезапас. Не будем останавливаться на том, что дротики ауксиляриев не заканчиваются — это очевидно. А вот бездонные вёдра заливающих пожар префектов многих забавляют — Рог Изобилия, да и только. Оно и понятно: если бы пожарные ещё и бегали к колодцу, игрок бы заколебался отстраивать город после каждого пожара.
  • Большая крутая кошка. Львы, конечно! Можно было бы отдельно о них не упоминать, если бы не одна забавная особенность: в случае обнаружения преступников или нападения врагов лев может атаковать противника и даже, если повезёт, кого-то задрать. Такое вот дополнение к префектам.
  • Варвары! Во многих локациях можно ожидать нападения местных варваров (особенно если не уделять должного почтения Марсу). Со временем появляются и целые варварские деревни, с которыми можно мирно жить бок о бок, если они находятся в зоне действия специального здания, миссии. Миссионеры умеют доходчиво объяснить варварам, что с римлянами выгоднее торговать, чем воевать.
  • Геймплей вразрез с сюжетом. Как уже говорилось выше, доступность для домов того или иного сервиса учитывается по тому, насколько часто мимо них проходит нужный специалист. Конечно же, по сюжету подразумевается, что горожане сами ходят в театр, на рынок или, скажем, в баню.
    • Кроме того, иногда такое наблюдается в видеовставках. Например, при проведении фестивалей средней и большой пышности показывают гладиаторский бой или гонки на колесницах. Наличие, соответственно, амфитеатра или ипподрома при этом не требуется.
    • Также обычные для древнего Рима рабы в игровом сеттинге, как таковые, не учитываются — складывается впечатление, что тут все граждане свободны. Хотя рабы есть среди подарков, которые игрок может отправить Цезарю.
    • В переводе Фаргуса перед одним уровнем Цезарь объявляет, что греки покорены, а, когда начинаешь играть, именно они нападают на игрока.
    • Там же Цезарь объявляет, что в империи голод, потом требует от игрока, чтобы тот поставлял ему посуду. А в конце уровня говорит, что игрок спас страну (чем? Горой посуды?)
    • Когда Цезарь зол на игрока, он может послать к нему легионеров, которые разрушат весь город, поубивают жителей, а потом горе-губернатор отправится на галеры. С геймплейной точки зрения все понятно: прописывать для них особое, не как у других враждебных армий поведение было бы муторно, но с сюжетной — так ли необходимо устраивать геноцид своих сограждан, а не просто арестовывать неугодного губернатора? Легионеры начинают намоминать не доблестных воинов, а кровожаднях злодеев.
  • Гладиаторы, куда же без них в Римской империи! Выступают в амфитеатрах и Колизее, предоставляя одно из основных развлечений для римских подданных. Кстати, как и львы, гладиаторы при нападении врагов лезут помогать солдатам и префектам (хотя бойцы из гладиаторов не очень). А ещё они могут устроить восстание, сжечь свой амфитеатр и пойти бесчинствовать на улицах.
    • По версии Фаргуса, их всех зовут Инормус Гладиус (огромный меч?)
  • В переводе от Фаргуса у некоторых горожан говорящие имена/фамилии: толстая торговка Калорий, префект Прибитий, сборщик налогов Процентий, инженеры Исаак Ньютоний и Генри Фордий, актёр Томас Ханкус…
  • В нем же есть то ли Йопт In Translation, то ли эффект голубого щенка. Одного горожанина почему-то зовут Гей Кассий.
  • Добродушный выпивоха или, возможно, «Добреет, когда выпьет» — Цезарь. В видеовставках он постоянно с кубком вина и не особо трезв, но добродушен. Конечно, если как следует его раздраконить, он гневается и даже швыряет кубок, хотя при этом всё равно выглядит комично.
  • Закадровый момент крутизны. Как именно воюют легионы, отправленные игроком на помощь Цезарю, нам дают лишь мельком глянуть в заставке, оповещающей о битве.
  • Зловещая долина — Цезарь. Конечно, в реальности он выглядит прилично, но в игре из-за плохой графики у него нет ушей, каменное лицо, странные руки, кривой позвоночник и что-то с ногами, особенно заметно, когда он встаёт. А ещё этот тип часто говорит о себе в третьем лице, отчего кажется ещё более странным.
  • Злой и страшный серый волк. Таковые шастают по галльским лесам и могут основательно попортить нервы игроку, если ворвутся в город, а особенно — если устроятся на дороге, по которой к нему идут иммигранты. Игроки, бывает, применяют крайне «реалистичный» способ борьбы с волками: сократив скорость игры до минимума, выслеживают стаю и огораживают её стеной. В одной из миссий город изначально расположен на одном берегу реки, а волки бродят по противоположному, облизываясь на упитанных римлян. Когда игрок будет перекидывать мост на волчий берег (а это понадобится, поскольку там есть нужные ресурсы, плодородные земли и вообще места больше), стоит выстроить солдат перед будущим мостом, поскольку волчары нюхом чуют возможность переправиться и стремглав несутся прямо в город.
  • Ликвидировать бедность. Если населения хватает, а благосостояние повышать дальше не получается (как правило, по причине неудачной инфраструктуры, которая может быть таковой как из-за искусственного идиота, так и из-за криворукости игрока), да ещё и расплодилась безработица — можно решить эти проблемы путём сноса самых бедных шалашей. Благосостояние подсчитывается «в среднем по больнице», и самые бедные кварталы просто тянут его вниз (а населения в шалашиках всё равно мало, в отличие от инсул — многоэтажных домов «середнячков»). Само собой разумеется, нельзя увлекаться, чтобы безработица неожиданно не превратилась в острую нехватку рабочих, которая повлечёт за собой резкое падение благосостояния оставшихся.
    • Последнее иногда получается автоматически. Если многоквартирная инсула станет слишком обеспеченной, она превращается в виллу, где вместо десятка пар рабочих рук живёт три с половиной ленивых аристократа.
  • Мне на самом деле 700 лет — Цезарь. В игре 11 уровней, каждый длится по крайней мере несколько лет (а если взглянуть на историю, то в игре описаны события, имевшие место на протяжении многих веков). Цезарь, кому на вид в начале 40-50 лет, за это время внешне не меняется и не стареет. Однако на последнем уровне может вдруг объявить, что слишком старый (?!) и хочет удалиться на покой.
    • Собственно говоря, и персонаж игрока, видимо, тоже такой долгожитель. Он, кстати, выглядит в конце игры, как копия Цезаря. В «Pharaoh» это обошли: Фараона не показывают, а игрок играет за целую династию. В первой миссии он [Никнейм] I, во второй — [Никнейм] II и так далее.