Коломбо

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Columbo»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Коломбо
Columbo.jpg
Общая информация
ЖанрДетектив
Страна производстваСША
Канал премьерного показа
  • NBC (1968–1978)
  • ABC (1989–2003)
Когда выходил20 февраля 1968 г. — 30 января 2003 г.
Сезоны13
Всего серий69 серий
Длина серии73-98 минут
В главных ролях:
Питер ФалькЛейтенант Коломбо

Коломбо (англ. Columbo) — американский детективный сериал-процедурал с Питером Фальком в главной роли. В России также известен как «Меня зовут Коломбо» — видимо, во избежание путаницы со столицей Шри-Ланки. Шёл в два этапа — большая часть эпизодов (44 из 69) снята в 1971—1978 гг. (пилотная серия появилась в 1968 г.), меньшая — в 1989—2003.

Сериал относится не к классическому детективному жанру, а к так называемому перевёрнутому детективу, howcatchem. Убийство происходит в самом начале на глазах у зрителя, там же подсвечивается и мотивация преступника. Протагонист вовсе не какой-то сыщик-любитель, а вполне себе полицейский в должности лейтенанта при исполнении обязанностей. Таким образом, на глазах зрителей происходит расследование убийства (зачастую в форме тонкого троллинга подозреваемого), а главная интрига состоит в том, в каком месте преступник недодумал или перемудрил самого себя, и каким образом лейтенант выведет его на чистую воду.

По словам создателей сериала, Ричарда Левинсона и Уильяма Линка, на создание образа Коломбо их в значительной степени вдохновил персонаж французского психологического триллера «Дьяволицы» — отставной комиссар полиции Альфред Фише. Также на этот образ повлияли такие персонажи, как Порфирий Петрович из «Преступления и наказания» Достоевского и отец Браун из цикла детективных рассказов Честертона.

Сериал просто кишит богатыми прохвостами, мошенниками, ворами и убийцами. Они живут в роскошных особняках и виллах, питаются деликатесами, плавают в собственных бассейнах, носят шикарные костюмы, покупают часы по цене автомобиля и автомобили по цене дома. Многие из них знамениты и наделены немалой властью, либо стремятся к ней. Однако их состояния нажиты нечестным путём, а слава часто присвоенная или просто дутая. Экстрасенс — жулик; артист, играющий крутого детектива — трус и бывший дезертир; знаменитый композитор на самом деле — бездарность, присваивающая себе плоды чужого таланта; крупные полицейские начальники не борются с преступностью, а сами совершают тяжкие преступления; подающий надежды молодой учёный украл диссертацию и т. д. Хороших людей среди представителей высших классов в сериале практически не показывают. Тогда как простые люди, напротив, показаны с большой симпатией, и даже самые худшие из них морально выше большинства богатых персонажей — как минимум, они не отнимают человеческих жизней. В общем, сериал «Коломбо» является ярчайшим в американском кинематографе воплощением тропа «Бедный — хорошо, богатый — плохо».

Сам главный герой тоже очевидно небогат. Он носит старый и мятый плащ, ездит на старой раздолбанной машине и считает каждый доллар. В одной из серий Коломбо прямо говорит, что зарабатывает 11 тысяч долларов в год. То есть примерно 920 долларов в месяц. Даже по тем временам не бог весть какие деньги. Не слишком хорошо оплачивается разоблачение богатых мерзавцев. США конца 1960-х-начала 1970-х, когда сериал начал сниматься, переживали не самые лучшие времена (из-за войны во Вьетнаме и по ряду других причин). Вот создатели и решили сделать Коломбо «ближе к народу».[1] Впрочем, 1970-е прошли, а богаче лейтенант жить не стал.

Кстати, в полиции США лейтенант — весьма высокое звание, означающее человека уровня заместителя начальника полиции соответствующего города/графства. Конкретно в полиции Лос-Анжелеса руководитель отдела по расследованию убийств — как раз лейтенант. По аналогии с крупными городами России звание фактически соответствует полковнику полиции.

Интересно отметить, что в сериале засветились такие известные люди, как Лесли Нильсен и Стивен Спилберг (режиссер эпизода «Убийство по книге»). Правда, было это до того, как к ним пришла всемирная слава. А вот Леонард Нимой (Спок из оригинального «Стар Трека») из «Звена в преступлении» и кантри-музыкант Джонни Кэш («Лебединая песня») уже тогда были знаменитостями. Более того, сценаристы никогда и не скрывали, что роль злодея в «Лебединой песне» специально была написана именно под Кэша.

Что тут есть?[править]

Columbo Doc.jpg

Постоянно или неоднократно встречающиеся тропы[править]

В Будапеште, на улице имени венгерского политика Макса Фалька, установлен памятник американскому актёру Питеру Фальку в образе Коломбо (Макс приходился Питеру дальним родственником)
  • Ай, молодца, злодей! — регулярно. Например, в «Плане убийства» убийца по факту сам привозит тело жертвы в распоряжение Коломбо. А оставил бы на прежнем месте — лейтенант уже бы не притворно, а реально сел в лужу.
  • А мы с тобой похожи — во многих сериях убийцы в какой-то момент говорят лейтенанту, что они с ним чем-то похожи. Как правило, на самом деле похожи они даже меньше, чем вилка на бутылку, и Коломбо никогда не ведётся на эту уловку.
  • Антизлодей — не все убийцы имеют только шкурные мотивы. Особенно показательны в этом плане серии «Поймай меня, если сможешь» и «Всё поставлено на карту».
  • Антилопа-гну — автомобиль Коломбо, кабриолет Пежо 403. Вообще-то, это сама по себе довольно редкая машина, а в США их было всего 19. Беда в том, что Коломбо явно не в состоянии поддерживать её в надлежащем виде.
  • Вечная загадка — почему Фрэнк Коломбо категорически не желает никому называть своё имя? Почему его жена столь же категорично отказывается фотографироваться?
  • Водит, как псих — не один и не два человека, сев в машину к лейтенанту, быстро жалели об этом. Коломбо не лихачит, но то и дело отвлекается от дороги на уточняющие вопросы и пространные рассуждения, так и норовя проехать на красный, повернуть в неположенном месте или просто въехать во что-нибудь, не рассчитав дистанцию. В эпизоде «Идеальное преступление» он вообще, кажется, сел за руль пьяным. Иначе трудно объяснить, почему он едет по шоссе зигзагами, громко распевая песни. Сотрудники госавтоинспекции преследуют его машину, передавая друг другу по рации сообщение: «Внимание, у нас сумасшедший водитель!»
  • Война интеллектов — поскольку личность преступника зрителю известна заранее, противостояние умов играет здесь ещё большее значение, чем в классических детективах.
  • Восторг у холодильника — стоит отметить, что должность лейтенанта в американской полиции значительно выше звания лейтенанта в полиции России и стран бывшего СССР. В США она, как правило, соответствует должности заместителя начальника отдела расследования убийств. Лейтенант возглавляет расследование наиболее громких и сложных преступлений, руководит младшими детективами и контролирует их работу, много занимается административной работой и проверкой отчётности, при необходимости исполняет обязанности начальника отдела (капитана). Поэтому кажется странным и глупым, что преступники (многие из которых претендуют на гениальность) не воспринимают лейтенанта Коломбо всерьёз. Ведь нельзя быть легкомысленным простачком и дослужиться до такой должности.
    • Наверное, думают, что он блатной, родственник какой-то шишки.
  • Все цвета спектра. Некоторые убийцы — полные чудовища, например, в сериях «Смертельный номер» и «Звено в преступлении», но многие вызывают сочувствие, а иные из них и вовсе антизлодеи.
  • Въедливый мент — лейтенант знает, как довести преступника до ручки.
  • Гамбит Бэтмена — регулярно. Особенно ярко гамбит показан в эпизодах «План убийства» и «Коломбо идёт на гильотину».
  • Героический антагонист — Коломбо (если рассматривать каждую серию с позиции протагониста-убийцы).
  • Гладить собаку — у Коломбо есть пёс породы бассет-хаунд, которого лейтенант любит, гладит, выгуливает и кормит вкусняшками:
« Если ты будешь смирно сидеть в машине, я дам тебе еще печенья. А если не будешь, я все равно дам тебе печенья. Потому что я тебя люблю. »
— момент милоты
    • В серии «Как совершить убийство» он также спасает от усыпления, кормит, ласкает и перевоспитывает двух доберманов, которых злодей-хозяин натравил на любовника своей жены и объявил бешеными.
  • Голова — уязвимое место. Удар тяжёлым предметом по голове, особенно по затылку, в этом сериале часто становится причиной смерти. Сам Коломбо, в эпизоде «Маскарад» отправленный в нокаут ударом по лбу, придя в себя, несколько часов не в состоянии даже встать на ноги, из-за чего попадает в больницу, которую потом самовольно покидает и до конца эпизода разгуливает со здоровенной шишкой на лбу. В последующих сериях неоднократно жалуется на головные боли.
  • Город Ангелов — «Я лейтенант Коломбо из полиции Лос-Анджелеса»: так всегда представляется главный герой.
  • Грызня за наследство — во многих сериях, например, «Подходящие улики», «Последний салют Командору» и пр.
  • Детская неуязвимость — за 35 лет лейтенант ни разу не занимался расследованием убийства ребёнка или подростка. Все жертвы были старше 21 года.
  • Жертва — козёл. Нередко.
  • Живой детектор лжи. В ходе расследования убийства лейтенант быстро выявляет лжеца и «приклеивается» к нему, чуя в нём преступника. У Коломбо даже есть поговорка-призыв, адресованная менее опытным коллегам: «Доверьтесь своему носу!». Испытывает затруднения в определении преступника лишь тогда, когда лжецов среди подозреваемых двое и больше.
  • Забегаловка «Жирная ложка» — любимый лейтенантом бар «У Барни», куда он более двадцати лет ходит есть чили и пить кофе.
  • Злодей с хорошей репутацией — любой из антагонистов лейтенанта (всё-таки жанр обязывает).
  • Золотой штат — Калифорния, само собой.
  • Инсценировать смерть — Коломбо не раз инсценирует смерти разных людей, начиная с пилотной серии. Другие персонажи сериала тоже этим иногда занимаются.
  • Конец-переворот — в сериях «Последний салют Командору», «Коломбо сеет панику» и «Забытая леди».
  • Коронный момент — Звонит телефон: «Это Вас, лейтенант». — «Должно быть, это ребята из лаборатории. Я сказал им, что они могут найти меня здесь». Бонусные очки за то, что убийца сам не знал, что там будет.
  • Коронная фраза — «О, да, ещё один вопрос!» В эпизодах «Поймай меня, если сможешь» и «Секс и женатый детектив» — инверсия: данная фраза применяется убийцей по отношению к самому лейтенанту.
    • Когда убийца выдвигает стройную версию, пускающую по ложному следу, Коломбо обычно сомневается: «Знаете, одна вещь не дает мне покоя…»
    • Или, допекая подозреваемого: «Понимаете, сэр, мне это нужно для отчета.»
    • Практически в любом деле, где убийца — знаменитость, он говорит: «Моя жена Вас просто обожает.»
  • Кошка по имени Нэко — бассет-хаунда лейтенанта Коломбо зовут просто Пёс. Коломбо даже объясняет, почему: «Я хотел посмотреть, что он будет делать, а он только ест, спит, мочит ковры и грызёт мои тапки».
  • Крутая тачка — обычно на такой ездит антагонист, зачастую иномарка (а такие машины в США стоят очень дорого из-за пошлин).
  • Крутой — Коломбо крут, хотя по внешнему виду этого и не скажешь. Он также подпадает под тропы:
    • Крутой в дурацком колпаке — низкий рост, криво завязанный галстук, старый мятый плащ, ещё более старый, хоть и не мятый, автомобиль… В глазах преступников лейтенант выглядит, как пародия на детектива, вот только эта «пародия» обладает звериным чутьём на ложь.
    • Крутой в пальто — лейтенант носит старый светлый плащ, отсылающий к нуару. В эпизоде «Смертельный номер» жена подарила ему новый, но Коломбо от него избавился, так как он «мешал ему думать».
    • Крутой дедуля — в последних сериях Коломбо уже совсем седой.
    • Крутой курильщик — образ лейтенанта Коломбо неполноценен без сигары, потому что сам Питер Фальк их весьма любил.
    • Крутой одноглазый — у Коломбо правый глаз незрячий (или вообще протез, как у играющего его артиста Питера Фалька). «Пойдёмте со мной, три глаза лучше, чем один», — так лейтенант в одной из серий приглашал коллегу на место преступления. По-видимому, именно этот физический дефект хотя бы частично обуславливает его неуклюжесть, манеру вождения автомобиля и неумение стрелять.
      • Возможно, хотя общаясь в одном из эпизодов с инструктором по гольфу, в котором тоже нужен глазомер, Коломбо как бы между прочим пробивает со стартовой позиции мяч по сильно навесной траектории к самой лунке (ещё и прокомментировав: «Нет, никогда не научусь»).
    • Крутой инвалид — а ещё у Коломбо брадикардия, гипотония и лабиринтопатия (видимо, из-за хронического никотинового отравления и частого недосыпа). Он страдает головными болями, морской и воздушной болезнью, физически слаб и неуклюж, драться не умеет, после короткой пробежки задыхается. Сам неоднократно подсвечивает: «Я в очень плохой форме». И несмотря на всё это, лейтенант Коломбо, безусловно, крут благодаря своей удивительной способности к выявлению лжи, упорству, уму, принципиальности и храбрости.
    • Крутой мимо проходил — в эпизоде «Коломбо отправляется в колледж» лейтенанта позвали в тот самый колледж почитать лекции по криминалистике. Но тут парочке студентов приспичило «убрать» одного несговорчивого преподавателя… Что ж, зато Коломбо совместил теорию с практикой!
      • А в эпизоде «Смерть в океане» лейтенант сталкивается с убийством во время семейного отдыха (на круизном лайнере).
  • К чёрту закон, я делаю добро! — лейтенант Коломбо вежлив, к чёрту никого не посылает, но регулярно нарушает законы, получая ордера на обыск задним числом, подбрасывая, а иногда и фабрикуя улики. И на стрельбище вместо себя посылает других полицейских.
  • Любимый дядюшка — Коломбо для племянника Энди, сына своей старшей сестры Мэри. После смерти сестры и её мужа фактически заменил парню отца, устроил его на работу в полицию Лос-Анджелеса, а в эпизоде «Умереть некогда» разыскал и помог спасти из лап маньяка его похищенную прямо в день свадьбы молодую жену Мелиссу.
  • Малообразованный умник — всё образование лейтенанта состоит из школы и трёх месяцев в полицейской академии. Университетов он не кончал, но у кого повернётся язык назвать Коломбо глупым?
  • Мастер ядов — среди контингента лейтенанта попадаются кадры, считающие себя таковыми, но неизбежно в итоге терпят фиаско благодаря наблюдательности и хитроумию детектива.
  • Многодетная семья — главный герой родом из такой семьи. Имел старшую сестру Мэри и пятерых братьев. Известны имена двоих старших — Сола и Доминика, а также то, что самого младшего, который всего на полтора года младше самого Фрэнка Коломбо, в семье звали просто Малышом.
  • Надмозг — в одной серии хозяйка оркестра говорит саксофонисту, что отстраняет того на время расследования и не станет платить ему в это время зарплату. В то время как в оригинале она сказала «Я вас отстраняю на время расследования. С сохранением зарплаты». И вообще, от корявостей разной степени тяжести (от мелких, до меняющих смысл фраз на тотально противоположный и вообще полной отсебятины) страдает перевод большинства серий.
  • Называть по фамилии — имя главного героя Фрэнк не прозвучало в сериале ни разу, его можно только прочитать в удостоверении и водительских правах лейтенанта, а также на уликах из лаборатории, запечатанных для него в пакеты, например, в сериях «Мёртвый груз», «Дело чести» и «Большие манёвры». Аверсия в немецкой озвучке: там к лейтенанту нечасто, но регулярно обращаются по имени (уступка немецкой коммуникативной культуре, где в тех же ситуациях без личного имени — никак).
  • Недотёпа с подвыподвертом и Профи с причудами — главный герой. Коломбо одет в мятый старый плащ, ездит на развалюхе и регулярно демонстрирует недостаток хороших манер. На фоне богатых, харизматичных, холёных убийц лейтенант порой выглядит типичным недотёпой, но это только на первый взгляд. Всем им придётся на собственном опыте убедиться, что ни рассеянность, ни неуклюжесть и физическая слабость, ни бедность не помеха для наблюдательности, проницательности и незаурядного интеллекта. А вот Детектив-недотёпа — это не про него. Как сыщик он бесподобен.
  • Не любит пушки — Коломбо держит свой пистолет в сейфе у шефа. Сдаёт нормативы по стрельбе обманом, посылая на стрельбище вместо себя коллег и подчинённых, или не сдаёт их вовсе по многу лет, за что у него в эпизоде «Забытая леди» хотели отобрать полицейский значок. Если начальство всё же обязывает лейтенанта взять с собой на задание оружие, он носит его незаряженным. За весь сериал стрелял ровно один раз, в серии «Повторный просмотр». В мешок с песком. С трёх шагов. Закрыв рукой правое ухо и повернувшись к цели незрячим глазом.
  • Новый, точно такой же — в сериях, снятых с 1971 по 1978 год, Коломбо ездит на жутко разбитом кабриолете Peugeot 044 APD, а начиная с 1989 года его номерной знак 448 DBZ, машина другого цвета и выглядит значительно лучше (хотя имеет пару вмятин в других местах). Кроме того, в эпизоде 1991 года «Коломбо и убийство рок-звезды» лейтенант утверждает, что никогда не опускал складную крышу своего автомобиля, хотя в ранних сериях он не раз делал это. Лгать ему незачем, забыть он это вряд ли мог. Приходим к выводу, что в период с 1979 по 1988 год Коломбо продал или выбросил свой старый, полностью пришедший в негодность кабриолет и приобрёл почти такой же, но поновее и в лучшем состоянии. Вариант с капитальным ремонтом отпадает: во-первых, к 1978 году состояние Peugeot 044 APD было настолько ужасно, что он обошёлся бы в десяток тысяч долларов, которых у Коломбо нет, а во-вторых, после ремонта номерной знак не меняется.
  • Ночная жизнь — «Коломбо нравится ночная жизнь» — именно так называется одна из серий. Лейтенант не высыпается перманентно, из-за чего постоянно попадает в забавные, а то и драматические ситуации: то приедет на работу в плаще поверх майки (из-за чего его вполне резонно принимают за бомжа), то поверх пижамы; то уснёт в засаде, ожидая появления преступника, то на банкете у комиссара, где его примут за пьяницу. А однажды, открыв спросонья дверь злоумышленнику, Коломбо даже получил несколько ударов по голове и попал в больницу с сотрясением мозга. В общем, ночная жизнь — это интересно, но высыпаться настоятельно рекомендуется.
  • Нуарный детектив — в самой первой серии Коломбо на полном серьёзе косит под сабжа. Потом жизнь вносит свои коррективы, и получается субверсия, но любовь к сигарам и плащу остаются.
  • Обычный порошок — лейтенант Коломбо беспрестанно курит сигары, но явно разных марок, ни одна из которых не упоминается и не демонстрируется на телеэкране.
    • В эпизоде «Гений и злодейство» в одной из сцен любовница приносит художнику Максу Борсини знакомую полосатую красно-белую бумажную корзину с жареной курицей, но на ней написано не «KFC», а просто «жареная курица».
  • Одинокий волк — лейтенант, как, правило, работает один, не имеет ни постоянного напарника, ни команды, ни близких друзей, а его жену никто из телезрителей не видел. Правда, на волка он не тянет. Он, скорее, одинокий лис.
  • Одноразовый напарник — при этом он регулярно выводит убийц на чистую воду, навязывая им роль напарников в расследовании.
  • Отпечатки пальцев — авторы сериала всего трижды за 35 лет его существования воспользовались отпечатками пальцев в качестве решающей улики. В одном из этих случаев идентифицируемые отпечатки ухитрились снять с внутренней поверхности пальцев перчатки (хотя это свидетельствует только о попытке утопить подозреваемого, к чему у злодея вполне был мотив, а не о причастности у убийству); еще в одном — преступник стёр свои отпечатки с пистолета, но оставил их на гильзах. А в эпизоде «Подходящий для рамки» Коломбо обламывает попытку преступника, Дейла Кингстона (наследника коллекции картин своего дяди второй очереди) подставить первоочередную наследницу Эдну Мэтьюз, подложив картину в вещи родственницы непосредственно перед ожидаемым обыском и изобразив возмущение, когда полицейские её нашли. Пока полицейские на публику снимают «пальчики», Коломбо раскрывает Кингстону, что виновным считают именно его. Тот отмахивается, говоря, что его отпечатки ничего не докажут, так как он помогал дяде разворачивать полотна после возвращения с выставки. Коломбо отвечает, что ищут отпечатки не злоумышленника, а его самого — трогавшего их в квартире преступника, но не имевшего возможности это сделать, будь картины похищены Эдной. В последней отчаянной попытке оправдаться Кингстон истерически пытается обвинить лейтенанта, что тот наставил отпечатков только что — и тут Коломбо молча вынимает из карманов находившиеся там с момента входа в дом руки в трикотажных перчатках.
  • Персонаж-призрак — жена лейтенанта. Поминает он её постоянно, но увидеть её вживую не удаётся.
    • В серии «Смерть в океане», предположительно, её показывают на круизном лайнере у бассейна со спины. Вряд ли Коломбо стал бы обращаться к чужой женщине в купальнике с вопросом: «Всё в порядке?».
    • Кстати, в ходе социальной кампании по борьбе с курением был выпущен плакат: «А вы видели хоть раз жену Коломбо?». Ну да, сигары…
    • Некоторые думают, что жену лейтенанта можно увидеть в сериале 1979 года «Mrs Columbo», который просуществовал всего сезон и был закрыт из-за низких рейтингов. На самом деле, это неканоничный сиквел-бастард, точнее спин-офф-бастард. Женщина, играющая там миссис Коломбо, не может быть женой нашего лейтенанта даже по возрасту (слишком молода), не говоря уже о других несовпадениях.
  • Плавает, как топор — лейтенант Коломбо неоднократно подчёркивает, что абсолютно не держится на воде и боится купаться не только в бассейнах и открытых водоёмах, но и в глубоких ваннах.
  • Полицейские едят пончики — в одной из серий этому даже посвящён забавный эпизод:
    • Лейтенант идёт по улице, беседуя с подозреваемым и жуя пончик. Тот заходит в кафе, Коломбо — за ним, продолжая жевать пончик. Садятся за стол. Официантка произносит обычное: «Со своей едой нельзя!». Коломбо послушно заворачивает огрызок пончика в салфетку и кладёт в карман плаща, чтобы доесть позже. Официантка ему: «Что будете заказывать?». Коломбо: «Пожалуй, пончик». Что ж, два пончика лучше, чем один.
  • Полицейский под прикрытием — троп играется прямо в эпизоде «Маскарад» (в оригинале серия называется «Undercover», что и означает «Под прикрытием»). В эпизоде «Смерть в объективе» — комическая аверсия: Коломбо приходит в богадельню для разговора со свидетелем убийства, но заведующая приютом монахиня сначала видит в нём очередного несчастного бродягу, а после признания лейтенанта — сабж.
  • Пользуется своими недостатками — Коломбо регулярно аггравирует свою неуклюжесть и забывчивость, чтобы, ссылаясь на них, троллить подозреваемых и всех, кто ему не нравится. Однако это не злостная симуляция, а именно сабж, поскольку он действительно часто бывает неуклюж (вспомнить хотя бы его эпичное падение с обрыва в эпизоде «Смерть в оранжерее») и забывчив (не помнит о существовании модификаторов калибра на оружии, называет Джоном сержанта Фредерика Уилсона и пр).
  • Признание на камеру — происходит в пилотной серии «Предписание — убийство», а также в эпизодах «Восток — дело тонкое» и «Смерть в объективе».
  • Протагонист-злодей — практически во всех сериях события показываются с позиции преступника, а сам лейтенант — его антагонист, неотвратимо следующий по следу.
  • Псевдомилый злодей — большинство убийц.
  • Слаб, но удал — с физкультурой у Коломбо очень плохие дела, но это не мешает ему не раз и не два рисковать головой (однажды — в буквальном смысле), с честью выходя из разных переделок.
  • Скудный гардероб — лейтенант 35 лет подряд носит одинаковые костюмы и один и тот же плащ.
  • Такой молодой, а уже лейтенант — как бы не кодификатор тропа. Столько раскрытых резонансных дел — и 35 лет в чине лейтенанта из 40 лет работы в полиции. В случае повышения Коломбо неизбежно отправили бы на канцелярскую работу, а он этого не хочет. Отчётов, которые должны быть хорошими, в его жизни и так выше крыши.
    • Справедливости ради, должность лейтенанта в американской полиции довольно значительная — они могут даже руководить целым полицейским участком. Так что Коломбо не мальчик на побегушках, а достаточно серьёзная фигура. На самом деле имеет место устоявшийся неточный перевод: «lieutenant» — это не звание, а название должности, которая в данном контексте должна переводиться как «заместитель».
      • В отечественной практике соответствует примерно замначальника РОВД, то есть это майор или даже подполковник.
  • Техника безопасности — главный герой ею хронически пренебрегает:
    • У его старого Пежо нет ремней безопасности (они конструктивно не предусмотрены), из-за чего дико переживает инструктор по вождению в эпизоде «Смерть в объективе». В серии «Маскарад» мы видим, что ремни в Пежо уже установлены, но лейтенант не пользуется ими.
    • В сериях «Попробуй, поймай меня» и «Маскарад» Коломбо, не обесточив светильники, голыми руками лезет в патроны электрических лампочек, чтобы достать оттуда спрятанные куски бумажек.
    • В эпизоде «Последний салют Командору» он отправляется на лодочную прогулку по океану один, без спасательного жилета и не умея плавать.
    • В серии «Убийство в Малибу» Коломбо, поднимаясь вместе с рабочими в люльке подъёмника, отказывается надеть строительную каску, хотя все окружающие его люди в касках, в результате чего вороны клюют его в голову.
  • Трикстер — фирменный стиль работы лейтенанта: действовать преступнику на нервы подозрениями, замаскированными под бестолковую болтовню, расставлять ловушки, пока у подозреваемого не сдадут нервы и он не выдаст себя.
  • Убийство в больнице — не раз, начиная с пилотной серии.
  • Фирменная любимая еда — Коломбо обожает чили (не перец, а w:Чили кон карне — мексиканское рагу из мяса, помидоров и фасоли),[2] лучше с крекерами, а также неравнодушен к кофе и пончикам.
  • Фирменный предмет — плащ лейтенанта является субверсией данного тропа. Коломбо его очень любит и постоянно носит, в том числе в сильную жару и в помещениях, но сам плащ не является уникальным или дизайнерским предметом гардероба. В некоторых сериях Коломбо встречает других людей в таких же плащах и радостно им улыбается, будто хорошим знакомым, а в серии «Последний салют Командору» сержант Теодор Обинский по прозвищу Мак специально обзавёлся таким плащом, стараясь во всём подражать лейтенанту, которого чрезвычайно зауважал.
  • Я богатый, мне всё можно — так рассуждают в этом сериале чуть ли не все убийцы, да и некоторые из жертв тоже.

В отдельных сериях[править]

  • Близнецы меняются местами:
    • В серии «Горе от ума», скрываясь с места преступления, Маркус Колье чуть не сбивает своим автомобилем слепого мужчину. Оказывается, у этого человека есть зрячий идентичный близнец, и с его помощью лейтенант разоблачает убийцу.
    • В серии «Двойной удар» братья-близнецы, меняясь местами, обеспечивают себе алиби, сваливая вину друг на друга. Безуспешно: проницательный лейтенант догадывается, что их разногласия давно в прошлом, и что братья совершили преступление совместно.
  • Бленд-нейм:
    • Общество обладателей самых высоких показателей IQ Сигма, где происходит «Высокоинтеллектуальное убийство» — это, конечно, общество Mensa.
    • В эпизоде «Коломбо нравится ночная жизнь» Ванесса Фэрроу попадает в таблоидный журнал «National Inquisitor», настоящее название которого «National Enquirer». Там же фигурирует служба доставки «SendEx». Конечно же, это «FedEx».
  • Бонус для современников — эпизод «Самый опасный матч» про шахматиста был сделан явно «по горячим следам» сенсационной победы Роберта Фишера над Борисом Спасским в 1972 году. Пополам с «на тебе!» — Бобби чуть ли не всю карьеру демонстрировал черты невыносимого гения, а после победы походу и в самом деле прекратил играть на почве страха поражения.
  • Великий Гудвин в эпизоде «Коломбо идёт на гильотину». Запомните, дети: все экстрасенсы — шарлатаны.
  • Всё было розыгрышем — в эпизоде «Коломбо сеет панику»… до определённого момента в конце серии, когда всё пошло слишком так. Владелица модного журнала использует скандальный повод, дабы поднять его продажи. Сработало отлично… и вызвало катастрофические последствия «головокружения от успехов». Потерявшую берега владелицу издания, устроившую масштабную инсценировку своего убийства, партнёр по розыгрышу лишает жизни уже взаправду!
  • Волки, волки! — эта серия, которую переводчики озаглавили «Коломбо сеет панику», в оригинале так и называется: «Columbo Cries Wolf» («Коломбо кричит: „Волк!“»).
  • Вундеркинд — заглавный герой серии «Стивен Спилберг спешит на помощь». Маленький мальчуган, названный амбициозными родителями в честь известного режиссёра, не ходит в школу, не играет с ровесниками, а конструирует роботов в НИИ и тайно мечтает стать полицейским, когда вырастет. Но полагает, что ему не позволят это сделать, так как он слишком умный…
  • Генерал-шахматист в серии «Большие маневры», Генерал-рубака в серии «Мертвый груз», Полковник Потрошиллинг в серии «При первых проблесках зари».
  • Голливудский адвокат — такова Лесли Уильямс из серии «Выкуп за мертвеца» (выходившей также под названием «Развод по-американски»). Социопатка, полностью лишённая совести, что её в конечном счёте и подводит. В конце серии арестована, доказательства виновности в убийстве мужа бесспорны, смягчающих обстоятельств нет, так что одним голливудским адвокатом на свете стало меньше.
  • Голову с плеч — в серии «Коломбо идёт на гильотину» расследуется смерть человека, обезглавленного гильотиной для цирковых фокусов.
  • Гурман-порно в серии «Яд от дегустатора».
  • Джедайская правда — в эпизоде «Наперегонки со смертью» фитнес-тренер Майло Дженис защищает бывшего заключённого Бадди, говоря про него: «Бадди столь же честен, как и я». Это чистая правда: оба они мошенники-сообщники.
  • Достойный противник — в серии «Высокоинтеллектуальное убийство» таковым признается Коломбо: он переиграл своего противника — убийцу из клуба для обладателей высокого интеллекта.
  • Драматическая болезнь — фильм «Забытая леди» завязан на ней. Один из двух эпизодов в сериале, когда Коломбо не арестовал убийцу. Во-первых, вышедшая в тираж актриса страдает амнезией из-за опухоли мозга и не помнит, что совершила убийство. Во-вторых, по той же причине ей осталось жить от силы пара месяцев. Вторым таким эпизодом стала серия «Умереть некогда», в которой похититель девушки был застрелен полицейскими при попытке её зарезать.
  • Ещё и башмаков не износила — Бет Чедвик в эпизоде «На грани нервного срыва». С прикрученным фитильком, так как убитый был не мужем, а старшим братом.
  • Злой психиатр — Рэй Флеминг из серии «Предписание — убийство» и Маркус Колье из серии «Горе от ума».
    • Рэй Флеминг манипулировал своей пациенткой-актрисой (которая попутно была и любовницей), дабы убить нелюбимую жену (ибо при разводе он лишался её денег) и получить алиби. Значительно повлиял и на развитие личности самого лейтенанта Коломбо, прочтя тому лекцию, что он якобы не способен выглядеть элегантным, поэтому прикидывается простачком. Ирония ситуации заключается в том, что в этой, самой первой серии, Коломбо как раз СТАРАЛСЯ выглядеть элегантным: у него была аккуратная короткая стрижка, гладко выбритые щёки, новая, с иголочки, одежда, и никем он не притворялся… ПОКА. Зная, как будет выглядеть и вести себя лейтенант в следующих сериях, становится понятно, что слова Флеминга стали для него руководством к действию: раз он всё равно не может выглядеть элегантным, даже когда пытается, зачем стричься, причёсываться, стирать и менять гардероб? Не лучше ли последовать совету психиатра и начать прикидываться шлангом, используя свои «способности к компенсации и адаптации»?
      • А Маркус Колье накачал пациентку Надю Доннер наркотиками и внушил ей под гипнозом, что у неё под окном бассейн, и ей хочется выкупаться. Прыгнув с балкона, девушка разбилась насмерть.
  • Игра в ядик — в серии «Яд от дегустатора» убийца решает избавиться от пронырливого детектива, угостив его вином, в которое при откупоривании бутылки был впрыснут яд рыбы-фугу. Вот только Коломбо с первых минут знакомства с ним раскусил его и ловко поменял местами бокалы. О чём он и сообщил преступнику, когда тот уже во всём признался, полагая, что лейтенанту всё равно осталось недолго, и собрался отметить свой триумф.
  • Ирония судьбы — дипломатический иммунитет в эпизоде «Восток — дело тонкое». Злодей им старательно пользовался для наставления палок в колеса лейтенанту, однако в финале сам хочет от него отказаться — ибо лучше тюрьма в США, чем казнь в Суаре.
  • Итальянская мафия — в эпизодах «Тёмная лошадка» и «Коломбо нравится ночная жизнь».
  • Камео — в серии «Роман без окончания» роль писателя Алена Мэллори сыграл писатель же Микки Спиллейн (да, тот самый, автор Майка Хаммера). С фитильком — Джонни Кэш в серии «Лебединая песня» (профессиональным актёром Кэш, конечно, не был, но опыт съёмок в кино и телесериалах имел приличный, так что совсем уж дилетантом его не назовёшь).
  • Кельты в килтах — ирландские террористы в серии «Конспираторы».
  • Кнопка увеличения — в отличие от многих ходульных сериалов, тут используется реалистично. В эпизоде «Коломбо и убийство рок-звезды» главным алиби убийцы является фото с дорожной камеры, где он превышает скорость. А уликой против — отсутствие тени у него под носом, хотя от носов других нарушителей тень на лица падала (потому что в его случае это было не настоящее лицо, а фотография). При наличии качественных объективов и плёнки высокого разрешения рассмотреть такие подробности и в 1991 году было вполне реально. Коломбо доказал, сам проделав этот трюк и записав его на ту же самую камеру.
  • Кошмарный стоматолог — убийца в серии «Берегите свои зубы».
  • Кража невесты — в серии «Умереть некогда» у Энди, племянника лейтенанта, свадьба не задалась: прямо со свадьбы похищают его молодую жену. 
  • Левша — в серии «Смерть протягивает руку» подозреваемый в убийстве — амбидекстр или переученный левша: писать может обеими руками, но ручку держать предпочитает левой. На этом и прокалывается: смертельный удар жертве был нанесён именно левой рукой (ещё одним доказательством вины был след от кольца, которое убийца носил как раз на левой руке).
  • Мы тебя где-то уже видели — в ассортименте:
    • Самого Питера Фалька можно увидеть в «Больших гонках» 1965 г. в роли злодейского ассистента Макса. В фильме «Принцесса-невеста» Питер Фальк выступает в роли рассказчика, читающего внуку основную историю фильма; причем его образ так похож на Коломбо, что можно было бы предположить, что это он и есть, если бы не усы, которых лейтенант никогда не носил. В фильмах «Дешевый детектив» и «Ужин с убийством» Питер Фальк сыграл пародию на другого детектива — Сэма Спейда из «Мальтийского сокола».
    • Не актёрский пример со Стивеном Спилбергом, снявшем один из первых эпизодов «Коломбо» — «Убийство по книге». До триумфального появления «Челюстей» оставалось ещё 4 года.
    • Ну и появившегося в двух эпизодах 1970-х Лесли Нильсена забывать не стоит. Тогда он ещё не приобрёл комедийное амплуа и играл серьёзных людей.
    • В двух сериях в крохотных ролях отметился Джордж Гейнс. Да, тот самый комиссар Лассард
    • ну и Леонарда «Мистера Спока» Нимоя в роли доктора-убийцы забывать не стоит.
    • А Уильям «Капитан Кирк» Шаттнер сыграл убийцу сразу в двух эпизодах (Fade In To Murder, Butterfly In Shades Of Gray)
    • Уолтер «Мистер Чехов» Кёниг тоже не прошёл мимо.
    • Ну и без Рикардо «ХААААААААААН» Монтальбана тоже не обошлось.
    • И, конечно же Рип Торн свою роль убийцы поимел.
    • А ещё одна из первых женщин-режиссёров в истории кино Айда Лупино.
    • Джейми Ли Кёртис засветилась в роли официантки в одном из эпизодов. Что забавно, с её отцом Питер Фальк работал на съёмках «Больших Гонок».
    • Дональд Плезенс отметился ролью убийцы.
    • Наконец, в восемнадцатой серии появился мало кому тогда известный Мартин Шин. До «Апокалипсиса сегодня» оставалось ещё 6 лет.
    • И уж совсем мимо проходил режиссер Джонатан Демми (эпизод «Яд от дегустатора»), развивший впоследствии детективную тематику в «Молчании ягнят».
    • И Роберт Вон — Ли из «Великолепной семерки» снялся в двух сериях.
    • В 35-й серии засветился даже Эй «Круз Кастильо» Мартинес.
  • Недобитый нацист — Штефан Мюллер aka Великий Сантини в серии «Смертельный номер».
  • Непрямое убийство — в серии «Звено в преступлении» кардиохирург умышленно проделал блестящую операцию на сердце с использованием рассасывающихся нитей, которыми зашивают мелкие внешние раны, что привело бы к смерти пациента через некоторое время после выписки. Но Коломбо разоблачил злодея и спас его жертву.
    • А вот коллегу, которая озвучила подозрения, что операция проведена с нарушением правил, негодяю убить всё же удалось.
  • Несовместимая с жизнью тупость — у жертвы в эпизоде «Берегите свои зубы». Что может быть глупее, чем становится любовником жены собственного дантиста, при этом оставаясь его пациентом?
  • Оборотни в погонах — заместитель комиссара полиции Лос-Анджелеса Марк Гальперин из серии «Настоящий друг» убил свою жену, покрывал убийство, совершённое приятелем — Хью Колдуэллом, подтасовывал улики с целью отправить в тюрьму, а может быть, и на смерть, невиновного человека.
  • Он действительно злодей! — в эпизоде «Коломбо сеет панику». Вначале смерть владелицы модного журнала была мистификацией с целью поднятия продаж этого самого журнала, но в самом конце бывший подозреваемый на самом деле убил свою склочную начальницу.
  • Пёс злодея — в серии «Как совершить убийство» два таких пса, Лорел и Харди.
  • Полицейский под прикрытием — троп играется прямо в эпизоде «Маскарад» (в оригинале серия называется «Undercover», что и означает «Под прикрытием»). В эпизоде «Смерть в объективе» — комическая аверсия: лейтенант приходит в богадельню, чтобы поговорить с одним из тамошних бродяг, ставшим свидетелем убийства. Но заведующая приютом монахиня сначала принимает его за очередного несчастного бродягу, кормит и даже предлагает заменить знаменитый старый плащ на более новый, говоря: «В жизни каждого бывают трудные времена». А узнав правду, считает Коломбо сабжем.
  • Порезался, когда брился— в эпизоде «Маскарад» преступник отправляет лейтенанта в нокаут ударом по голове. На вопрос о происхождении шишки на лбу Коломбо отвечает: «С лестницы упал».
  • Похороны под дождём, серия «Загадка миссис Коломбо» — субверсия: именно о таких «правильных» похоронах для жены лейтенанта мечтает Вивиан Димитри, когда её муж Питер, отправленный им за решётку, умирает в тюрьме. Вот только всё пошло не так. Попытка злоумышленницы убить женщину, ни имени, ни адреса которой она не знает, и даже не представляет себе, как та выглядит, передав Коломбо для неё отравленный конфитюр (он его, конечно, понёс не домой, а в полицейскую лабораторию), вызывает сомнение в умственных способностях этой дамы, а вероятность осадков в Лос-Анджелесе в мае крайне низка. И хотя Коломбо организовал для неё фальшивые похороны жены, дождь вызвать было не в его силах.
  • Правило Миранды — в эпизоде «Убийство рок-звезды» лейтенант зачитывает его преступнику с бумажки, попутно издеваясь над ним и притворяясь, что плохо видит написанный там текст: «У вас есть право сохранять молчание. Вы знаете текст, так что сможете меня проверить. У вас есть право на адвоката. У вас есть право на… на… чёрт возьми, на что у вас есть право?!»
  • Профессиональный риск ментора — необычный случай в эпизоде «Коломбо отправляется в колледж». Жертвой пал принципиальный декан, не пожелавший закрывать глаза на неуспеваемость двух оболтусов-мажоров и решивший их заслуженно отчислить.
  • Профессиональный риск торговца оружием — в эпизоде «Конспираторы». Итак, торговец оружием (надо сказать, оптовый) был застрелен из своего же товара. Он подворовывал (это ещё слабо сказано) для личных нужд, так что его… начальник претензий к убийце не имел и продолжил работу уже с ним.
  • Профессор Выбегалло — доктор Эллиот Блейк из эпизода «Коломбо идёт на гильотину». Он старательно изображает из себя волшебника-парапсихолога, могущего оказать американским спецслужбам неоценимую пользу, однако все его экстрасенсорные способности — не более чем фокусы.
  • Прощай, Алиса — лейтенант в первой (пилотной) серии 1968 года настолько разительно отличается от себя же в последующих эпизодах, что многие считают это странностью в первой части. А что случилось-то? Ничего не случилось. Просто молодой человек стал человеком зрелым, а новый плащ — старым.
    • Но это не отменяет того факта, что Коломбо из «пилота» действительно сильно отличается от своего канонического образа. Да и очевидно, что за три года концепция сериала изменилась, пусть и не радикально.
  • Сомбреро и текила — действие эпизода «Дело чести» происходит в Мексике, куда лейтенант приехал в отпуск. Местные полицейские шантажом и уговорами заставили его помочь им в расследовании щекотливого дела.
  • Спойлерное название — эпизод «Коломбо идёт на гильотину». Впрочем, спойлер весьма условный, на грани исландской правды: гильотина, о которой идёт речь — реквизит для циркового фокуса, а Коломбо остаётся жив. Но на самом деле, с помощью этой гильотины уже было совершено убийство, и лейтенант тоже мог погибнуть.
  • Убийства не было — напрямую троп не отыгрывается ни разу за сериал, однако он отыгран зигзагом в сериях «Коломбо сеет панику» и «Умереть некогда»:
    • На протяжении почти всего эпизода «Коломбо сеет панику» лейтенант пытался доказать вину одного из сотрудников в убийстве владелицы модного журнала. Но на самом деле её исчезновение было инсценировкой для создания шумихи и поднятия продаж. Правда, потом головокружение от успехов снесло крышу хозяйке журнала, она захотела его продать, а сотрудников уволить, и была убита этим сотрудником уже взаправду… Впрочем, Коломбо быстро нашёл тело по сигналам браслета-бипера на её руке.
    • В эпизоде «Умереть некогда» похищенную женщину удалось спасти прежде, чем маньяк зарезал её, но убийство всё же произошло: Маньяк при задержании был застрелен полицейским.
  • Убийство по ошибке — в эпизоде ​​"Синица в руках" садовник владельца футбольной команды погиб при попытке перепарковать его заминированный автомобиль. Просмотрев видеозапись взрыва, Коломбо заметил, что племянник владельца команды вздрогнул не в момент взрыва, а раньше, когда садовник только подошёл к машине, и тем выдал себя.
  • Убийц было двое — в серии «Двойной удар» непонятно, кто из близнецов замочил (буквально, в ванне) дядюшку, потому что они мало того, что часто выдают себя друг за друга, так ещё и каждый валит вину на другого. А ларчик просто открывался — дядю они убили вместе.
  • Удивительно правильный иностранный язык:
    • Эпизод «Дело чести» — герои-мексиканцы часто говорят между собой на чистом правильном испанском
    • Эпизод «Секс и женатый детектив» — комическая сценка попытки лейтенанта объясниться с русской уборщицей, которая называет его полисбоем и запрещает ему рыться в мусорном ведре, спрашивая, что ему надо так срочно, не просто на русском, но ещё и с заметным южнорусским акцентом. Это и неудивительно, ибо актриса — русская эмигрантка.
    • Эпизод «Яд от дегустатора» — племянник жертвы и сам лейтенант говорят на итальянском.
      • Что интересно, подстрочника ни на испанском, ни на русском, ни на итальянском языке в сериале нет, так что это ещё и билингвальный бонус. В русском дубляже, естественно, ПОТРАЧЕНО, потому что все диалоги переозвучили.
    • Чудо одной сцены — та самая русская уборщица-эмигрантка. Отыграна НАСТОЛЬКО живо и натурально, что просто глаз радуется.
  • Файв-о-клок в тумане — Коломбо вёл следствие в Лондоне в серии «Из любви к искусству». Прибыл обменяться опытом с английскими коллегами. Учил их подтасовывать улики, добиваясь от подозреваемых признания.
  • Хлипкие верёвки, слабые замки — в серии «Смертельный номер» гениальный фокусник-иллюзионист по просьбе Коломбо продемонстрировал ловкость своих рук, взломав в течение пары минут надежнейшие, по словам лейтенанта, полицейские наручники.
  • Шахматы — в серии «Самый опасный матч» американский гроссмейстер убивает своего чешского коллегу, потому что в дружеской игре выясняет, что слабее его, как игрок, и не может позволить себе лишиться славы и денег, проиграв ему на официальном турнире.
  • «25-й кадр» — в эпизоде «Коломбо теряет терпение» убийца накормил жертву солёной чёрной икрой и не дал её ничем запить, после чего выманил его в коридор из кинозала при помощи демонстрации бутылок с газировкой в 25-м кадре. Впрочем, сильная жажда могла служить мотивом для поиска источника жидкости сама по себе, безотносительно воздействия на мозг жертвы скрытой рекламы.
  • 87 полицейский участок — сюжеты серий «Маскарад» и «Умереть некогда» перекочевали в сериал «Коломбо» из книг Эда Макбэйна. Оттуда же перешёл и детектив Браун, от которого, однако, в сериале осталась только оболочка.

Переклички в других произведениях[править]

  • В одной из серий отечественной «Убойной силы» мент Вася Рогов (А. Федорцов) решил для пользы дела прикинуться сумасшедшим. Он надел ношеный светлый плащ и стал довольно убедительно притворяться, будто возомнил себя лейтенантом Фрэнком Коломбо.
  1. Впрочем, отнюдь не нищим, хотя и куда беднее антагонистов — средний доход на семью среди белого населения США в 1970 году равнялся 10,24 тысячи в год.
  2. По поводу кошерности фасоли в чили любители могут спорить до тошноты, вообще-то.