Dead Space

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Сделай нас единым! »
— Обелиски
Dead Space 1.jpg

Dead Space (рус. «Мёртвый космос»[1]) — серия компьютерных игр, разработанных компанией Visceral Games под руководством Electronic Arts. Франшиза включает в себя несколько игр в жанре survival horror и action shooter на разных платформах, два полнометражных фильма, серию комиксов и романы.

Основной сюжет разворачивается в XXVI веке и повествует о приключениях инженера космических кораблей Айзека Кларка, который волею судеб оказывается в центре эпидемии некроморфов — кошмарных созданий, представляющих собой реанимированные и мутировавшие трупы людей и других существ. Побочный сюжет рассказывает предысторию вселенной, а также описывает приключения других персонажей.

История франшизы[править]

Подразделение Electronic Arts, Redwood Shores, было основано в 1998 г. и было известно своими играми преимущественно в жанре гонок и спорта. Ещё в 2005 студия предложила идею разработать триквел к игре System Shock, но в тот момент не нашла поддержки у руководства EA. Однако после выпуска Resident Evil 4, которая стала одной из самых популярных игр года (и игр этой серии), EA пересмотрели свои взгляды на разработку игр-ужастиков. Первоначальная задумка насчет System Shock была переработана и в конце концов стала известной нам игрой Dead Space.

Первая часть франшизы была выпущена в 2008. Она привнесла много новых элементов в жанр компьютерных игр в целом и жанра ужасов в частности и снискала большую популярность для представителя жанра survival horror. Это привело к тому, что подразделение Redwood Shores стала специализированной студией и была переименована в Visceral Games.

Dead Space представляет собой компиляцию и развитие различных поджанров ужаса, в первую очередь космического хоррора. В первых играх хорошо прослеживается влияние «Чужого» Скотта и аналогичных произведений (замкнутые пространства, асимметричное противостояние), а также «Нечто» Карпентера (ассимиляция жертв эпидемии). В более поздних играх появляются лавкрафтианские мотивы (монстры космических масштабов и зловещая вымершая цивилизация).

После относительно неудачного выпуска игры Dante’s Inferno студия Visceral Games вернулась к франшизе Dead Space. В результате в 2011 вышла вторая часть игры, которая была признана одной из лучших игр жанра survival horror (хотя уже в ней наметился отход в сторону action-шутера). Успех подтолкнул к разработке третьей части франшизы, которая должна была завершить приключения протагониста. Dead Space 3 вышла в 2013, однако не смогла повторить успех предшественников и в целом привнесла довольно спорные элементы в устоявшуюся традицию игр этой франшизы. Из-за неудачи при продаже и средних отзывах критиков разработка франшизы была заморожена, а студия Visceral Games в 2017 была расформирована.

Периодически в сети всплывают новости о возможном продолжении франшизы, и в итоге в 2021 году был анонсирован ремейк первой части, вышедший в 2023 году.

Полный список произведений по франшизе:

  • Игры:
    • Основная серия
      • Dead Space (PS3, Xbox, PC)
      • Dead Space 2 (PC, PS3, Xbox)
      • Dead Space 3 (PC, PS3, Xbox) + DLC Dead Space 3: Awakening
      • Dead Space (2023) (PC, PS5, Xbox Series X/S)
    • Ответвления
      • Dead Space: Extraction (Wii, PS3)
      • Dead Space: Ignition (PC3, Xbox)
      • Dead Space: Sabotage (Mobile)
      • Dead Space: Severed (Xbox, PS3) — DLC к Dead Space 2
  • Экранизации
  • Новеллы и комиксы:
    • Dead Space: Martyr
    • Dead Space: Salvage
    • Dead Space: Catalyst
    • Dead Space: Liberation

Игровой процесс[править]

Серия Dead Space привнесла в игровую индустрию несколько нововведений, которые и до сих являются её отличительными чертами. Самыми яркими чертами игры можно назвать следующие:

  • Привычный игровой интерфейс в виде наложенных панелек, которые отображают патроны или здоровье, отсутствует. Вся информация о состоянии персонажа и оружия отображаются прямо на нём самом: здоровье — на полосе-«позвоночнике» костюма, а запас боеприпасов — на голографическом экране самого оружия.
  • Некроморфы — главные монстры серии — сочетающие в высшей степени жуткий боди-хоррор и экзистенциальный ужас в стиле Лавкрафта. Эти реанимированные трупы, искаженные мутациями не нуждаются в воздухе или отдыхе, а обычные раны им не страшны. Единственное, что остается — максимально обездвижить чудовище, отрезав ему руки-ноги.
  • В процессе ампутации немертвых весьма помогает и нестандартный арсенал Айзека. Поскольку действие разворачивается на корабле космических шахтеров, а сам герой не военный, а простой инженер, то в ход идут футуристические плазменные и кинетические резаки.
  • Атмосфера по-настоящему безжизненного и беззвучного космоса: в вакууме угроза может подкрасться совершенно неожиданно; ощущение одиночества, изредка перемежающееся брифингами с редеющими рядами выживших.

Синопсис[править]

Действие основной серии игр разворачивается в начале XXVI века. Хотя человечество вышло за пределы Земли и Солнечной системы, цивилизация находится в глубокой стагнации. Задолго до событий игр на Земле закончились ресурсы, и человечество было вынуждено искать новые источники. Одним из них стала целая индустрия разработки необитаемых планет, иначе называемая «потрошением». Целый флот кораблей — планетарных потрошителей бороздят космос в поисках подходящих небесных тел для обеспечения потребностей людей. Другим источником стали искусственно созданные Обелиски, однако проекты по их изучению и репликации были свернуты из-за начавшихся эпидемий некроморфов.

Но даже в условиях отступившего кризиса ресурсов, у человечества будущего налицо кризис мировосприятия. Наука, продемонстрировавшая свою несостоятельность, вызвав ресурсный кризис, потеряла свой вес в глазах людей, и те обратились к различным спиритуалистическим культам, основным из которых стала Юнитология.

Юнитология[править]

Воодушевляющий плакат… вот только благими намерениями, как обычно, оказалась вымощена дорога в ад.

На первый взгляд, вещь менее интересная, чем сами некроморфы и стрельба по ним, но на деле, всё оказывается сложнее.

По хронологии мира Dead Space юнитология зародилась на Земле в 2215 году, когда ученый Майкл Альтман, участник секретных экспериментов над обнаруженным на планете Черным Обелиском, обнародовал данные об исследованиях. Вскоре после этого он бесследно исчез, однако нашлись люди, поверившие его заявлениям и создавшие на их основе Церковь Юнитологии. Майкл Альтман был провозглашен пророком и мучеником во славу идей единства человечества.

На самом деле история куда мрачнее – геофизик Майкл Альтман обнаружил странную гравитационную аномалию в кратере Чиксулуб. Попытки изучить и обнародовать её в конечном счёте привели ученого на гигантскую мореходную исследовательскую станцию военных, где Альтман и команда его сторонников были вынуждены работать под страхом смерти, изучая кратер. На дне кратера был обнаружен инопланетный артефакт - Черный Обелиск, который испускал странные сигналы и импульсы. Примечательно и то, что попытки добраться до артефакта на батискафе предпринимались несколько раз – и каждый раз пилоты испытывали сильнейшие головные боли, галлюцинации и впадали в безумие, из-за чего первая попытка добраться до Обелиска закончилась гибелью обоих членов экипажа, однако на Альтмана Обелиск не оказывал почти никакого влияния. Впоследствии именно этот факт послужил толчком к тому, что Альтмана начали считать пророком Обелиска. Ученый был категорически против зарождающегося религиозного течения, вызванного всеобщим помешательством. Тем временем становилось все больше случаев агрессии и самоубийств на станции, а вскоре началось заражение и некроморфы распространились по станции. Альтман решил остановить сигнал Обелиска (и, как следствие, распространение инфекции), после чего сделать его недосягаемым для человечества. Для этого он решил разгадать его намерения – тот хотел научить людей воспроизводить его копии (таким образом, распространяя инфекцию дальше). Передав эти сведения, Обелиск перестал передавать сигнал, а Альтман затопил станцию и поднялся на поверхность, где был схвачен правительством. Это перечеркнуло все старания ученого – человечество научилось воссоздавать Обелиски. Самого Альтмана убили и намеренно сделали из него мученика новой религии.

Постулаты нового культа были достаточно просты: адепты должны были исповедовать верность послания Обелисков, заключавшегося в обещании человечеству рая через процесс «трансформации и возрождения», получившего название Схождения. Помимо этого люди, становившиеся членами культа, были обязаны жертвовать все свое имущество на благо своих братьев и содержать свои тела в как можно более лучшем состоянии, дабы они смогли обрести лучшую судьбу при перерождении. Иерархи также настаивали на необходимости завещания тел юнитологов Церкви, дабы та смогла подготовить их к Схождению. Учение распространялось стремительно и обретало много последователей в населенных человечеством системах, пока Церковь Юнитологии не развилась в силу, равную по влиянию правительству Земли[3].

По сути, это религия без веры в бога, и весь акцент именно на посмертии. Не важно, грешил ли ты или нет. Все мы умрём, и только после смерти станем едиными. Буквально.

Обелиски[править]

Во вселенной Dead Space они играют чрезвычайно значимую роль, поскольку являются виновниками происходящего в каждой игре кошмара. Откуда они взялись изначально неизвестно, но цель их вполне очевидна — сотворение и эволюция некроморфов в Братскую Луну — огромного некроморфа, способного пожирать целые миры. Кроме этого Обелиски излучают мощный электромагнитный сигнал, принуждая разумных существ воспроизводить копии Обелисков для распространения заразы, при этом делают это различными способами — кто-то видит в Обелиске объект поклонения, а кто-то — огромный источник энергии, так или иначе Обелиск добивается своей цели. Вполне вероятно, что Обелиски обладают разумом, а также по-разному могут влияют на людей, но по каким причинам — неясно. Обелиск на Эгиде VII помогал Айзеку остановить эпидемию, приняв образ его девушки, Николь, для чего нужно было вернуть его на специальную платформу на планете. Связано ли это с "браком" Обелиска, ведь тот был создан людьми, или по иной причине - доподлинно неизвестно и остается предметом фанатского спора.

Юнитология содержит много отсылок к некроморфам и к порождающих их Обелискам. Более того, постулаты этого вероучения прямо инспирированы Обелисками, что подробно раскрывается в книге Dead Space: Martyr. Исповедуемое культистами учение точно накладывается на стихийную реакцию жаждущего бессмертия человека на ожившие трупы и жажды признания, сочувствия и высшей цели в жизни. Основная его идея этого культа как раз кроется в «бессмертии в посмертии», однако в отличие от большинства подобных учений она ставит во главу угла перерождение не столько души, сколько тела. В остальном же юнитология мало чем отличается от многочисленных религиозных сект на основе мировых религий.

Некроморфы[править]

Расчленитель, самый часто встречающийся вид некроморфов и вообще полная милашка. И это речь еще не зашла о других видах.

Стоит упомянуть и сам жуткий символ серии — монстров-некроморфов. Точное происхождение противоречиво, что, впрочем, можно списать на разные источники у каждой эпидемии. Основной вариант: на Обелиске зашифрована последовательность ДНК, которую можно воспроизвести, создав патоген. Она может быть создана искусственно, или же в результате мутации, возникшей от излучения Обелиска. Эта форма жизни заражает и преображает инфицированную плоть и превращая носителя в бездумную машину для убийств.

Некроморфы только кажутся трупами. По сути, это колония микроорганизмов с совершенно нечеловеческим жизненным циклом, которая приспособлена жить на клетках тел других белковых форм жизни, что роднит их с паразитами. Однако разница с привычным паразитом огромна. Обычно паразит при смерти носителя погибает. Некроморфы же не погибают. Напротив, со смерти носителя и начинается их самостоятельная жизнь. Так что их можно назвать «псевдопаразитами», так как, по сути, им нужен не носитель, а донор. Носителя они с удовольствием перестраивают по своему желанию, в том числе разделяя его на несколько частей или слепливая в одну большую колонию.

Поскольку они не являются единым организмом, то и убить их нельзя. Смерть некроморфа — игровая условность. По сути, некроморфа нельзя убить, можно только откочекрыжить ему конечности, лишив эту колонию — на время — возможности передвигаться и причинять вред. Поскольку некроморфам нужна именно мёртвая плоть, они размножаются банальным убийством будущих доноров.

Сюжет[править]

Dead Space[править]

Малый ремонтный корабль USG «Келлион» откликается на сигнал о помощи, поступающий с корабля USG «Ишимура» класса «Планетарный потрошитель», находящего на орбите планеты Эгида VII. После начала разработки богатой на ресурсы планеты кораблем и колонией на поверхности пропала связь, причину поломки поручено выяснить маленькому экипажу, в числе которого и главный герой, Айзек Кларк. Помимо профессиональной задачи у протагониста и другая причина отправится на зов о помощи: на этом корабле служит его возлюбленная, Николь, чье последнее сообщение он получает незадолго до вылета.

Ещё на подходе к кораблю по радиосвязи со стороны корабля раздаются жутковатые шумы, а после жесткой посадки в ангаре «Ишимуры» экипаж «Келлиона» обнаруживает пропажу всего персонала «Ишимуры». Вскоре после прибытия на них нападают жуткие монстры, похожие на деформированных людей, и в живых остаются только трое: главный герой, программист команды Кендра Дениэлс и командир отряда Зак Хэммонд. «Келлион» взрывается от полученных при посадке повреждений, и команде ничего не остается кроме как вернуть наводненную монстрами «Ишимуру» в строй. Айзеку, как инженеру космических кораблей, достается нелегкая миссия в восстановлении саботированных или отключенных систем корабля, что он и делает, попутно отбиваясь от некроморфов подручными инструментами. По пути Айзек периодически встречает Николь, но всякий раз им не удается продолжить путь вместе. После стабилизации курса корабля, экипаж «Келлиона» отправляет маяк с сигналом бедствия, и, на их счастье, им отвечает военный корабль «Вэйлор». Увы, но тот также становится жертвой некроморфа, пробравшегося на борт корабля, а его экипаж оказывается перебит и присоединен к орде немертвых.

За время обхода корабля команда узнает, что неприятности на борту начались после того, как с поверхности планеты доставили загадочный артефакт — Обелиск, который, вероятно и ответственен за появление некроморфов. Один из последних выживших из экипажа «Ишимуры», офицер Терренс Кейн, просит Айзека вернуть Обелиск на поверхность планеты, иначе эпидемия некроморфов рано или поздно достигнет Земли. Герой соглашается сделать это, хотя их планы едва не срывает Кендра, которая оказывается правительственным агентом, заранее знавшая про свойства Обелиска и которая должна была доставить его на Землю для изучения. «Вэйлор» же должен был забрать её, а всех остальных выживших перебить. Оказавшись на поверхности планеты, Айзек с помощью Николь возвращает Обелиск на место, откуда его забрали колонисты, однако вскоре после этого узнает, что на самом деле Николь покончила с собой ещё до начала эпидемии, и что все это время его сопровождала галлюцинация. Сразившись с Разумом роя некроморфов, Айзек сбегает с планеты на челноке, но от пережитых ужасов крепко так едет крышей.

Dead Space 2[править]

Айзек кларк.jpg

Айзека, дрейфующего в космосе после инцидента на Эгиде VII обнаруживают правительственные агенты. Зная о причастности Айзека к уничтожению Обелиска, они начинают ставить над ним опыты, о чём у героя остаются лишь обрывочные воспоминания.

Айзек приходит в себя в закрытом крыле психбольницы станции Титан. Его пытается освободить незнакомец, но прежде, чем он успевает хотя бы снять смирительную рубашку, на него нападает некроморф. Герою приходится совершенно безоружным бежать через коридоры больницы, наводненной монстрами. Спустя некоторое время ему удается снять путы и раздобыть какое-никакое оружие, после чего с ним на связь выходит Даина Ле Гуин[4]. Та представляется как сестра незнакомца (кстати, это правда), который пытался спасти Айзека в больнице. Она рассказывает, что со времени инцидента на «Ишимуре» прошло три года. Глава станции Титан построил новый Обелиск на основе чертежей, полученных от Айзека, и тот вызвал новую эпидемию некроморфов. Вдобавок этот чертеж, отпечатанный в мозгу у героя, постепенно сведет его с ума, но по счастью у Даины есть лекарство от этого безумия. Айзек после недолгого колебания (и галлюцинации, подтверждающей слова девушки) принимает помощь собеседницы и соглашается встретиться с ней. По пути он также ненадолго пересекается с Ноланом Строссом, другим подопытным из того же проекта, но Даина предупреждает, что тот может быть опасен.

Айзек становится свидетелем разгорающегося хаоса на жилой космической станции, вызванной атакой некроморфов. Ох, как же там страшно... Объявление «Отдадим котят в добрые руки». Из-за запертой двери истерически кричит мужчина, что он вооружён. Из-за другой непрерывно плачет младенец. Сцену в яслях надо видеть. Или не надо... Пройдя через несколько районов и величественную церковь Юнитологии, Айзек встречается с Даиной… которая оказывается высокопоставленным юнитологом. Рассказ о лекарстве был лишь наживкой, чтобы заманить Айзека и вытащить из него чертежи Обелиска, который юнитологи считают божественным творением. Планы Даины расстраивает (и расстреливает) штурмовик правительства, который пытается избавиться и от фанатиков, и от Айзека; последнему чудом удается укрыться от него, а затем и уничтожить.

С отчаявшимся героем связывается Стросс, другой пациент психбольницы. Он рассказывает, что он вместе с Айзеком построили этот Обелиск, но они же могут его и уничтожить. Сам новый Обелиск находится в Правительственном секторе на находящемся рядом осколке Титана, связанного с жилой станцией несколькими транспортными путями. По пути к одной из станций Айзек встречает ещё одну выжившую, Элли Лэнгфорд. Та поначалу отказывается от помощи героя, но вскоре после этого признает, что им стоит действовать сообща. Безумие Стросса прогрессирует, он всё чаще уходит в себя, да и сам Айзек часто видит пугающие иллюзии в виде изуродованной Николь. Ещё одним испытанием для психики Айзека становится пришвартованная «Ишимура», сквозь которую ему приходится пройти, попутно поднимая неприятные воспоминания. Стросс в определенный момент не выдерживает, и нападает на Элли, выкалывая ей глаз (вообще-то он как раз хотел помочь, "чтобы вы увидели!", но с головой у него не тот момент уже совсем плохо, а затем набрасывается и на Айзека, после чего тот вынужден его убить.

Айзек и Элли достигают Правительственного сектора, который оказывается практически не поврежден в ходе эпидемии. Герой отправляет оставшийся шаттл с Элли, а сам отправляется в глубины комплекса. Ему приходится отключить питание на бронированных дверях Сектора, чтобы отвлечь солдат правительства, и тем самым открывает путь орде некроморфов, которая сметает защитников сектора и пробивается к Обелиску. Обилие некроморфов у Обелиска вызывает Схождение — финальную стадию эволюции некроморфов. Айзек пробивается к самому Обелиску и входит с ним в контакт. Победив Обелиск в своем разуме, Айзек вызывает разрушение артефакта в реальности, а вместе с ним и цепную реакцию в Правительственном секторе. Из разрушающегося комплекса Айзека спасает вернувшаяся Элли, и на этот момент кажется, что всё позади.

Dead Space 3[править]

2012-Dead-Space-3 1024x768.jpg

Со времени эпидемии на Титане проходит два года. Айзеку, ставшему объектом пристального внимания и правительства, и юнитологов, приходится залечь на дно. Ему хочется забыть о пережитом и более не возвращаться к теме Обелисков. В то же время Элли, с которой Айзек сблизился, решила во что бы то ни стало покончить с угрозой некроморфов. В результате сложившаяся боевая пара распалась, и Айзек остался один.

Относительный покой протагониста нарушают двое военных из правительства: Роберт Нортон и Джон Карвер. Они просят Айзека помочь с угрозой Обелисков (под дулом автоматов? это называется "просят"?), на что тот отвечает резким отказом, но меняет свое решение, после того как узнает, что Элли пропала на орбите неисследованной планеты. Сбежав прямо из-под носа юнитологов во главе с Джейкобом Даником, которые к тому времени почти подмяли под себя правительство, Айзек отправляется к месту сигнала о помощи от Элли — на орбиту необитаемой и закрытой планеты Тау Волантис.

По прибытии в звездную систему команда обнаруживает целое кладбище кораблей Вооруженных Сил Суверенных Колоний (ВССК) — старого государства-анклава, уничтоженного за двести лет до текущих событий. На корабле, откуда поступает сигнал бедствия Элли, Айзек сталкивается с некроморфами, созданными из экипажа ВССК. Пробившись через монстров, Айзек находит Элли (при этом узнает, что теперь она встречается с Нортоном). Элли рассказывает, что Тау Волантис, предположительно, является родным миром Обелисков, а Айзек в капитанской каюте расшифровывает послание адмирала флота, постепенно сошедшей с ума из-за Обелиска, и узнает о существовании некой Машины, которая этими Обелисками управляет. Последним посланием адмирала было воззвание отключить эту Машину. Герои решают спуститься на поверхность Тау Волантис, найти Машину и уничтожить её.

Найдя рабочий шаттл, герои спускаются на поверхность ледяной планеты. Едва не погибнув от лютого холода, они находят штаб ВССК, где выясняют подробности эксперимента по обнаружению точного местонахождения Машины. Их планы нарушают юнитологи, которые сумели отследить корабль Нортона и теперь готовы убить Айзека как угрозу планам Обелисков. Айзек, ориентируясь по заметкам ВССК, воспроизводит эксперимент по обнаружению Машины, но после этого его берут в плен юнитологи. Оказывается, именно Нортон навел фанатиков на след в обмен на корабль, на котором он и его команда смогут вернуться в обитаемые миры. Лишь своевременное вмешательство Нексуса — гигантского некроморфа, внесшее сумятицу в ряды юнитологов, позволяет Айзеку оторваться от фанатиков, однако в ходе спасения ему приходится застрелить Нортона.

Для доступа к Машине требуется Кодекс — устройство-ключ, которое ученые ВССК сумели добыть от некоей Розетты. Айзек вместе с другими выжившими из команды Нортона добираются до лаборатории, где узнают, что эту Розетту разобрали на фрагменты. Собрав их все, Айзек обнаруживает, что Розетта — это инопланетная особь, представитель коренной расы Тау Волантис. Когда-то давным-давно они также начали строить Обелиски и спровоцировали Схождение. В отчаянной попытке остановить процесс инопланетяне создали огромную Машину, которая приостановила Схождение, но вместе с этим заморозила поверхность планеты. Послание «выключить Машину» на самом деле транслировал источник сигнала Обелисков — луна Тау Волантис, которая на самом деле является огромным некроморфом, впавшим в спячку. Однако Машина может и уничтожить луну, если её запустить на полную мощность.

Айзек спускается в недра планеты к Машине, отбиваясь и от юнитологов, и от некроморфов. Добравшись до пульта управления, Даник, взяв в заложники Элли, вынуждает Айзека отдать ему Кодекс и тем самым возобновляет Схождение. Айзек отправляет Элли прочь на оставшемся шаттле юнитологов, чтобы та предупредила Землю в случае поражения, а затем вместе с Карвером вступает в противостояние с целой луной. В итоге Айзеку удается вновь пробиться к пульту управления Машиной и в этот раз убить луну Тау Волантис, разбив её о поверхность планеты. После запуска Машины Айзек падает с огромной высоты и исчезает в снежной буре.

Затем после основного сюжета следует последнее дополнение, в котором заканчивается вся история о мертвом пространстве. Некроморфы начали свою полноценную атаку на Землю, и неизвестно теперь, чем закончилась данная война.

Тропы и штампы[править]

  • Ай, молодца! — в мире Dead Space это просто глобальный modus operandi человечества, как класса. За три игры оно успевает довести ситуацию до такого ахтунга, что концовка дополнения Dead Space 3: Awakening, где некроморфы полноценно атакуют Землю и которая вообще-то была клиффхэнгером, может потянуть, по мнению автора правки, аж на полноценное завершение серии.
    • Караул, спасают! — в исполнении Карвера в предпоследней главе Dead Space 3. Знал бы он, к чему приведет его оппортунизм. Будучи уверенным, что сможет остановить Даника, отбирает у Айзека Кодекс и передает его злодею. Тот, не мешкая, отпускает заложницу и отключает Машину, возобновляя Схождение. Конечно, в итоге, герои побеждают Луну, вот только та успевает предупредить сородичей, а те, в свою очередь, обнаруживают Землю и, вероятно, уничтожают человечество.
    • Dead Space: Martyr (Мученик) — итак, Вы военное руководство исследовательской базы, в которой люди сходят с ума и режут себе горло; в которой зарождается ни много, ни мало, целый религиозный культ, посвящённый объекту исследования; и даже Вам каждую ночь снятся кошмары по ночам. Что будете делать? Отбирать только самых психически устойчивых? Регулярно менять персонал, осуществляющий исследования? Использовать удалённую работу? Хотя бы выдавать людям антидепрессанты и оказывать психологическую помощь? Ничего? Что может пойти не так?!
  • А двести двадцать не хочешь? — кто бы из некроморфов смог бы подумать, что простой инженер-трудяга Айзек Кларк сможет погасить аж три пандемии с их участием с помощью подручных инструментов? Жаль, что с четвертой не прошло.
    • Как знать, как знать. Римейк первой части уже есть, значит, есть и интерес. Возможно (и очень хочется в это верить), серия продолжится. Время покажет…
  • Ассимилятор — Братские/Кровавые Луны, которые и стоят за эпидемией некроморфов. Крайне ужасающий вариант ассимиляции.
  • Беги или умри — начало первых двух игр, а также встречи с регенерирующими некроморфами в каждой части.
  • Безумие — это страшно — обыгрывается в нескольких вариантах:
    • Самим главным героем в виде финальной сцены первой части, и на протяжении большей части второй.
    • Нолан Стросс, который постепенно сходит с ума и набрасывается на героев. А уж когда он с отверткой набрасывается на Элли и безумно умоляет увидеть то, что видит он... брррр.
    • Джон Карвер. Одно из достоинств кооперативного режима — играя за него действительно видишь галлюцинации, которые не видны напарнику, и начинаешь стрелять в иллюзорных врагов, рискуя попасть по союзнику. Айзек-то понимает, что с ним, и пытается до него достучаться, но в кооп-геймплее это действительно здорово напрягает, когда твой напарник внезапно едет крышей и начинает орать и палить в белый свет как в копеечку.
  • Безумный тремор — некроморфы-Трясуны, получившиеся из-за заражения солдат с вживленными стазис-модулями. Занятно то, что после превращения в некроморфа, стазис-модуль стал работать в обратную сторону, и из-за чего твари двигаются очень быстро и трясутся как при собственно треморе.
  • Боди-хоррор — собственно, некроморфы. Дизайнеры рассказывали, что для создания по-настоящему отвратительных монстров им пришлось просматривать хроники различных автокатастроф и прочих происшествий с деформированными человеческими телами.
  • Боевая коса — костяные лезвия, которыми размахивают некоторые некроморфы, имеют именно такую форму.
  • Босс, который ни при чём — во второй части, увернувшись от первой атаки Штурмовика Правительственных сил, Айзек попытается уйти, но путь отступления ему перекроет Мучитель — здоровенный некроморф, который пробрался в церковь юнитологии, попытался сожрать мистера Кларка, а затем взорвался вместе с Штурмовиком.
  • Буллет-тайм — некроморфы-Трясуны переживают оный из-за вросших в их тело стазис-модулей павших солдат.
  • Ваншот — ни в коем случае не приближайтесь к некроморфу-Стражу! Ибо в таком случае он метким выпадом своего щупальца срежет протагонисту голову.
  • Вера делает вас идиотами — учение юнитологии оказывает такой эффект на своих адептов, но только в совокупности с воздействием Обелисков, которым юнитологи поклоняются. В большинстве случаев играется прямо, как например с капитаном «Ишимуры» Бенджамином Матиасом, Каллусом Мерсером и руководителем радикального крыла юнитологии «Круг» Джейкобом Дэником. Однако, встречаются аверсии: на примере доктора Кайна, который был высокоранговым юнитологом, но увидев зверства обезумевших колонистов и некроморфов, понял, что Обелиск представляет опасность.
  • Вернулся не таким — любой, кому не повезло умереть в районе, зараженном пандемией некроморфов, вернется очень не таким гарантированно и без вариантов. Надежно от такой участи сможет помочь лишь полная кремация тела.
  • Высокоточный матснаряд — выпускается Айзеком в битве против Обелиска в Dead Space 2, когда тот понимает, что ставшая дружелюбной иллюзия Николь его обманула.
  • Верность до конца и вам хорошо осуждать и не оставлять свидетелей, пополам с я просто исполнял приказ — действия Спенсера Махада и его солдат — осознав на что они натолкнулись и чем все это может закончиться (и получив соответствующий приказ сверху) для человечества вообще, Махад и его люди спокойно и хладнокровно исполнил все инструкции Сценария 5 — все данные по исследованиям должны быть уничтожены, все связанные с ними люди — ликвидированы, флот должен быть остановлен и законсервирован на орбите, а сама орбита заминирована во избежание прорыва карантина извне или снаружи чтобы остановить распространение инфекции и повторения творящегося на Тау-Волантис кошмара. И кто бы что ни говорил, а Махад был прав. Дважды прав. И себя не пожалел.
    • А вот кое-кто, на орбите в том числе, так не сделал. И... зря. Те солдаты, что остались на планете, превратились... ну, в то, что превратились, а единственный оставшийся в живых (вопреки приказу) пилот корабля медленно, долго и страшно сходил с ума от полного одиночества и совершеннейшей безысходности, и в конечном итоге так-таки застрелился.
  • Геймплей вразрез с сюжетом — по сюжету некроморфы не умирают, потому им надо отрезать конечности. ВСЕ конечности. По геймплею, выстрел в конечности просто наносит повышенный урон, и некроморфа вполне можно заковырять выстрелами в тело. Очень часто игрок будет оставлять после себя трупы некроморфов, у которых ещё остались конечности. Бьёт по восприятию, если честно.
    • Хотя разработчиков можно понять: отстреливать каждую торчащую пупырку было бы скучно и, в конце концов, раздражающе.
    • Давайте не забывать про то, что сильные повреждения позвоночника, таза и т.д могут обездвижить даже таких тварей.
      • Обоснуй:Вероятно, некроморфы просто впадают в подобие ступора от количества повреждений: их нервная система или управляющий центр просто перестаёт справляться с управлением совсем уж сильно изувеченным телом. В книге Dead Space: Martyr некроморфы тоже перестают двигаться при расчленении.
  • Геймплей сочетается с сюжетом — один из постулатов юнитологии требует от адептов сохранять свои тела в как можно лучшем состоянии, чем и пользуются Заразители. Но если тело было раскурочено до состояния «кровавая каша», то Заразители на него не покусятся, но оно станет либо частью зараженной биомассы, либо частью какого-нибудь огроменного некроморфа (Левиафана, например).
  • Голоса в голове — играется то прямо, то зигзагом в виде правдоподобных галлюцинаций, насылаемых Обелисками.
  • Гражданская война — в ходе серии человечество проходит аж через две таких. Первая произошла задолго до событий игры, когда контролируемые человечеством системы разделились на правительство Земли и Союз Суверенных Колоний. Что характерно, с некроморфами раньше всех столкнулись именно вторые. Вторая происходит прямо во время третьей пандемии некроморфов между Правительством Земли и юнитологами. И что самое страшное на момент начала событий третьей части правительство проиграло в этом противостоянии почти вчистую.
  • Граунд-энд-паунд — в первой части один некроморф-Зверь так расправляется с Заком Хэммондом. Да и Айзека он тоже может вколотить в землю во время расправы над ним.
  • Давящий бурдон — начиная с главного меню игроку дается понять: будет очень жутко.
  • Дали только пистолет — в первой и третьей части Айзеку в самом начале дают плазменный резак, с которым большинство игроков может пройти всю игру без особых проблем. А вот во второй части педаль выжата в пол: в самом начале игры главному герою дают… смирительную рубашку. И сразу же с первых кадров пускают на него со всех сторон некроморфов. Чуть позже Айзек освобождается из пут и раздобудет крутой мощный… фонарик. Получить слабенький плазморезак наш герой сможет только в операционной, буквально собрав его на коленке в то время, пока к нему подбирается жаждущий инженерского тела некроморф.
  • Два в одном и три в одном — некроморф-Роевик на самом деле представляет собой группу из нескольких мелких амебоподобных тварей. Да, одна такая козявка мало что может сделать, но не стóит ее недооценивать, особенно, если они прут группой в пару десятков особей чтобы облепить протагониста со всех сторон и затыкать вусмерть.
    • Т. н. «сочлененные» некроморфы (например, Зверь, Треножник, Мучитель и т. д.) представляют собой по сути одно существо, собранное из нескольких (десятков?) трупов.
  • Доктор Фансервис — Николь же.
    • А вот во второй части — полная аверсия.
  • Дыхание Дарта Вейдера — так дышат некроморфы-Хрипуны, из-за чего их легко обнаружить и уничтожить.
    • Да ну конечно, легко. Одного поди найди, ещё в одного поди попади.
  • Единственный нормальный человек — в метафазе Айзек Кларк, безусловно. Если брать его товарищей по несчастью, то троп обычно играется зигзагом, как например с Кендрой Дэниелс. Сразу после первого столкновения с некроморфами она буквально продавливает идею валить с того ада, которым стала «Ишимура». Она активно помогает Айзеку сбежать с корабля и до конца игры сохраняет хладнокровие при этом играет отнюдь не на стороне Кларка. Еще больший зигзаг играется с доктором Терренсом Кейном. Да, он единственный из экипажа «Ишимуры» понял, что за пандемией стоит Красный Обелиск, вывезенный с Эгиды VII, но все его действия по исправлению ситуации обречены на крах и не к чему хорошему не приводят.
    • Генерал Спенсер Махад из Dead Space 3. Единственный из всего руководства экспедиции на Тау Волантис, кто считал эксперименты с Обелисками плохой идеей. Впоследствии выяснилось, что он был прав, но вместо того, чтобы срочно запустить инопланетную машину, предпочел исполнить Сценарий 5.
    • Доктор Эрл Серрано, ученый в экспедиции на Тау Волантис. Единственный из ученых, сохранивший рассудок при работе с Обелисками, и пытавшийся остановить Схождение путем активации инопланетной Машины. Не преуспел: Тима Кауфмана, который нес ему Кодекс, грохнул самолично Генерал Спенсер Махад, получивший приказ руководства Суверенных Колоний о ликвидации персонала, а сам он получил тяжелое ранение и умер от потери крови. Его дело пришлось довершать Айзеку Кларку 200 лет спустя.
  • Жертвенный лев — Зак Хэммонд из Dead Space.
  • Заброшенный госпиталь — аж трижды!
  • Зловещая луна / Это не луна! — Луна Тау Волантис, высший хищник космических масштабов.
  • Идиотский мяч — у нескольких персонажей:
    • Экипаж USM «Вэйлор» в полном составе. Дано — вооруженный до зубов военный корабль входит в закрытую систему на операцию против бактериологической угрозы, о чем говорится в записях капитана. Увидев спасательную капсулу, вылетевшую с корабля, о котором точно известно, что он заражён, экипаж не будет ее сканировать или вызывать на связь, чтобы удостовериться, что там люди, а не инородная хрень, а без вопросов возьмёт ее на борт. Вопрос — а эти ребята точно были профессиональными военными?
    • Сам Айзек в первой половине Dead Space 2. Загадочная девушка обещает лекарство, говорит, что она против правительства, но при этом ведет героя через кварталы Юнитологов, затем через саму их церковь, а по пути предупреждает об опасности в зоне, о которой может знать только посвященный культист. Ну кто бы мог подумать, что она сама юнитолог! Впрочем, стоит отметить, что у героя, конкретно едущего крышей и единожды попытавшегося воткнуть себе иглу в глаз, особо выбора не было, чем попробовать достать лекарство.
    • Обелиски выдают их всем персонажам в промышленных масштабах на постоянной основе. Любой, кто окажется в радиусе действия их сигнала либо просто поедет крышей, либо будет творить полную дичь, пусть даже на первый взгляд разумную, делающую ситуацию ещё хуже.
    • Джейкоб Даник. Он уже ТОЧНО знает, что произойдёт, если он выключит машину. Но всё равно выключает. Впрочем, с его точки зрения, это как раз то, что нужно сделать без вариантов.
  • Изобразить опоссума — некоторые некроморфы прикидываются мертвыми, надеясь атаковать ничего не подозревающую добычу. Правда, опознать «симулянта» не просто легко, а капец как легко, ибо притворяющиеся мертвыми некроморфы не расчленены.
  • Именно то, что написано на упаковке — Изначально мертвым пространством (space с английского переводится и как космос и как пространство) называлось небольшое поле энергии в радиусе пятидесяти сантиметров от Обелисков, в котором пандемия не могла развиваться. Прямо троп стал отыгрываться в третьей части, где выясняется, что человечество далеко не первая цивилизация, вступившая в противостояние с некроморфами, а все возможные предтечи уже пополнили их ряды в качестве Братских Лун. Космос в самом деле мертв и помощи людям ждать просто неоткуда.
  • Импровизированное оружие — важный аспект игры: большая часть оружия — это шахтерские инструменты для обработки горных пород. Из реального оружия в первой части есть только винтовка. В дальнейшем арсенал «реального» оружия несколько расширяется.
    • Педаль в пол в начале второй части игры — там в качестве замены любимому резаку Айзек приспосабливает медицинский лазер для хирургических операций.
    • Также, начиная со второй части, при помощи кинезиса (местного технического телекинеза) можно метать острые предметы во врагов, в числе которых острые прутья, лезвия некроморфов… Швабры.
    • В третьей части Айзек вообще получает доступ к арсеналу целой космической флотилии и может мастерить теперь вообще невесть каких оружейных франкенштейн-кадавров, хоть бы и ракетницу с подствольным огнемётом.
  • Используй голову — во время добивания ГГ Сталкеры пару раз бьют ему в голову своей мордой.
  • Йопт in Translation — встречается такое в большей или меньшей степени. Первая часть игры была полностью дублирована, остальные — только на уровне субтитров (плюс фанатский дубляж для второй части).
    • Собственно, «Обелиск» — замечательный пример устоявшегося неточного перевода, поскольку прекрасно отображает образ артефакта, но не смысл оригинального термина. В оригинале это Marker — «указатель», или «маяк», что будет раскрыто к третьей части игры.
    • Кендра на Ишимуре бросает Айзеку на прощание, «Люблю тебя». В оригинале нет намека на любовь, Кендра не femme fatale для такой реплики, она говорит «See you around, or maybe not». Учли в переводе ремейка первой части.
    • Да и известная мантра «Make Us Whole» (официально «Сделай нас единым») иногда способна вызывать споры по поводу корректного перевода. Настолько, что в фанатском дубляже Dead Space 2 заботливые переводчики предоставили отдельное меню выбора («единым» или «целым»). На самом деле, оба варианта верны: «Сделай нас целым» - это сигнал Кровавой Луны возле Тау Волантис, чье формирование не завершилось и ЭТО существо желает отключения машины на поверхности, тогда как «Сделай нас единым» означает, что братство Лун хочет стать единым снова как сила, против которой НИКТО не устоит.
  • Каннибализм — нехватка съестных припасов и последующее за этим отчаяние участников экспедиции Вооруженных Сил Суверенных Колоний на Тау Волантис привели к тому, что они стали есть мясо убитых ими некроморфов. В итоге они, в полном соответствии с выражением «Ты — это то, что ты ешь», выродились в некроморфов-Едоков.
  • Каст с хитов — у Блевунов основательно разъедено тело из-за кислоты, содержащейся в их телах. Слово Божие гласит, что их кислота настолько едкая, что Блевуны со временем разжижаются.
  • Катсценная некомпетентность, пополам с Что за фигня, автор? — как минимум два раза за первую часть на глазах Айзека погибают члены экипажа Ишимуры, которые смогли продержаться до его появления. Все бы ничего, но вот если бы не скрипты, держащие закрытыми двери их комнат до момента их гибели, протагонист вполне бы мог их спасти. Понятно, что это играется для поддержания атмосферы безнадеги и ужаса, но все же, авторы, что за фигня?
    • Пожалуй, всё же, это не выставляет Айзека некомпетентным. Ведь Айзек не делает ничего глупого, и повлиять на ситуацию физически не может.
  • Коварный скорпион — некроморфов-Прыгунов ввиду их манеры поведения вполне можно считать скорпионами в обличии раскуроченного человеческого трупа.
  • Красная сельдь — капитан USG «Келлион» Зак Хэммонд с самого начала игры ведет себя очень подозрительно. Он не пытается свалить при первой возможности с Ишимуры и вызвать подмогу, что является абсолютно логичным шагом, но активно пытается починить корабль, периодически выпадает из поля зрения протагониста и Кендры, и старается разобраться в сути происходящего. Кендра подозревает, что он имеет какое-то либо отношение к земным спецслужбам. На самом деле, на них работает как раз сама Кендра, а Хэммонд не имеет к трагедии «Ишимуры» никакого отношения и действительно просто хочет выяснить, что произошло на борту корабля, чтобы смерти членов его экипажа не были напрасны.
  • Круто и практично — лазерная винтовка. Здоровая елда с низким боезапасом, что легко фиксится модификациями, точность в сравнении с плазменным резаком низкая, зато мощный урон, идущий по дуге, и возможность стрельбы минами делают ее незаменимым инструментом для сражений с группами некроморфов. И в отличие от огнемета, работает в вакууме (в Dead Space).
  • Круто, но непрактично — как раз таки вышеупомянутый огнемёт. Хорош тем, что выжигает всякую мелкую дрянь, по которой замучаешься палить из чего-то другого, на раз, наносит обширные ожоги по всему телу, из-за чего не надо сосредоточиваться на отпиливании конечностей… но в вакууме бесполезен. Автор правки, играя в первый раз и в своё время хорошо так вложившийся в огнемёт, был этим фактом здорово фрустрирован.
  • Крутой поневоле — Айзек Кларк, да и другие протагонисты игр. Оказавшись на враждебной территории, им ничего не остается, кроме как отбиваться от безжалостных монстров при помощи импровизированного и собранного на коленке оружия. Айзек превращается в героя поневоле к третьей части.
  • Лавкрафтианские ужасы — в чистейшем, неразбавленном виде.
  • Маленькие гадёныши — три вида: образовавшийся из трупа младенца и отрастивший себе щупальца Скрытень, стайный некроморф Свора и медленный, но смертоносный Ползун.
  • Мертвая космическая станция — основное место действия:
    • USG «Ишимура» — пример из палаты мер и весов.
    • Станция Титан, она же Мегалополис, она же Sprawl — в начале Dead Space 2 она вполне живая, а вот к середине уже не очень… А в конце становится несуществующей, ибо взрывается.
    • Целый флот ВССК на орбите Тау Волантис.
  • Металлолом и макулатура — в первом Dead Space: презанятно, но единственное, что Айзек может сделать с проводниками — это продать их за приличную сумму кредитов.
  • Морская свинка — Мучитель. Вы думали, что эта тварина будет гоняться за Айзеком по всей космической станции? Фиг вам: борьба с ним займет от силы полторы минуты, но она состоит из нескольких QTE, ошибка в каждом из которых смерти подобна.
  • Навык Чехова — некроморф-Разделитель имеет такой. Если Айзек провалит QTE, когда его начнет душить голова некроморфа, та оторвет протагонисту голову и займет ее место.
    • А в третьей части некроморф Вьюн, представляющий собой мертвую голову с щупальцами, умеет оживлять трупы людей. А если эти люди при жизни владели стрелковым оружием…
  • Наглая ложь — в одной из звукозаписей доктор Мерсер говорит о том, как его пациент, который, возможно стал тем самым Охотником, прекрасно себя чувствует, и как тот доверяет ученому. И все вот это поехавший вещает на фоне истерических криков о помощи.
  • Не в ладах с астрономией — даже с учетом фантастичности сеттинга, авторы в итоге нарушают законы природы, которые сами вывели. Если в Dead Space кусок планеты, вырванный Ишимурой, а затем упавший на поверхность, привел к тому что данная планета дестабилизировалась и вскоре распалась, то в Dead Space 3: Awakening падение целой луны(!) не привело к ещё большей катастрофе. Даже без учета гравитации поверхность Тау Волантис должна превратиться в раскаленный ад от кинетической энергии упавшего небесного тела.
  • Не в ладах с физикой — в первой части игры гидразиновая горелка не работает в вакууме. Однако даже в самом описании говорится, что работает она на смеси кислорода и водорода, так что ей не нужен воздух из окружающей среды для работы. Исправлено во второй части.
  • Не рой другому яму — некроморфу-Подрывнику можно срезать его взрывоопасную конечность, притянуть ее к себе при помощи Кинезис-модуля и потом «вернуть хозяину».
    • В случае с некроморфом-Плевальщицей и некроморфом-Стручком можно поймать их выблеванные снаряды и точно также «вернуть отправителю».
  • Не щадить детей — некроморфам все равно, из кого создавать собратьев. Активно играется во второй части.
  • Неожиданно жестокая смерть — почти у всех некроморфов есть специальный и уникальный набор катсцен по особо изощренному убийству Айзека, не считая стандартного отрезания какой-либо конечности при низком запасе здоровья.
  • Неумолимый преследователь — Охотник в первом «Dead Space», Уберморф в «Dead Space 2», Регенератор в «Dead Space 3».
    • Их там много — Регенераторов в третьей части реально много…
  • Но я должен кричать — и некроморфы-Стражи действительно много и громко кричат. Фишка в том, что эти создания находятся в пограничном состоянии, и переживают лютую агонию. К счастью, их можно у(с)покоить.
  • Одарённый — значит, с недостатком — некроморфы-Едоки в третьей части практически нихрена не видят, зато дохрена все слышат. Но направлять фонарь в лицо всё-же не стоит, иначе нападут на игрока.
  • Ой, бл... — реакция Кендры на внезапно вылезший Разум Роя. За секунду до того, как тот размазал ее по всей посадочной площадке.
  • ОНО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!!! — некроморфа можно обездвредить, оторвав ему конечности? Получите редких особей, способных отращивать отрубленные части тела.
    • В Dead Space 3 в двойном объеме — против Регенераторов, помимо возможности отращивать конечности. Помня опыт первой части, в которой Айзек превратил Охотника в пыль при помощи струи реактивного двигателя, можно завести Регенератора под сопло шаттла… вот только ОНО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!!!
  • Опора на четвёртую стену — Нолан Стросс имеет неприятную привычку смотреть на игрока в камеру, а не на персонажа, к которому обращается.
    • Трясун, убив игрока, пырится прямо в экран, прямо-таки без слов говоря: «Ты следующий».
  • Осторожно, злая собака! — в третьей части в некроморфов-Скрытней обращены собаки, которых привезла экспедиция КССК.
  • Пасхальное яйцо — во второй части после первой встречи с некроморфами-Сталкерами можно получить достижение «Умная девочка».
  • Плачущий берсерк — некроморфы-Стражи, прирастающие к стенам, дико орут при появлении героя, причём ор звучит именно как человеческий крик боли, а не как обычное рычание их «собратьев». А ещё вопли некроморфов из числа Своры в момент смерти напоминают громкий и протяжный детский плач.
  • Плохой хороший конец — у первой части игры. Айзек Кларк сумел пережить пандемию на Ишимуре и и даже положить ей конец. На самом деле только ослабил силу чумы. Окончательно конец ей был положен в книгах спин-оффах. Но больше с корабля не спасся никто, сам протагонист обречен страдать от лютейшего ПТСР и комплекса выжившего в придачу. И это мы не начали говорить про вторую часть, где ему предстоит пройти через тот же ад в тройном размере вместе со всем этим психическим багажом.
  • Пнуть сукиного сына — как минимум два раза за первую часть. Один раз играется сюжетно когда Разум Роя убивает Кендру в конце игры. Второй раз может отыграть сам игрок против Каллуса Мерсера. Если сразу после того, как он закончит толкать свою предсмертную речь, забежать в комнату и быстро убить некроморфа-заразителя возле него, то можно грандиозно обломать ему посмертную трансформацию, которую он буквально жаждет. Для полного счастья этим можно не ограничиваться, геймплей позволяет.
    • Во второй части можно разделаться с директором Тейдманном, или подождать, пока он изойдет кровью от дротика в горле. Что из этого более жестокий вариант «пнуть сукина сына» — на усмотрение игрока.
  • По следам себя любимого — внешнеигровой пример, когда последовательно играешь в Dead Space и Dead Space: Extraction. Первая начинается на «Ишимуре», где герою приходится починить неисправные системы корабля, найти шаттл, спуститься в колонию на планету и вернуть Обелиск. Вторая (разворачивающаяся до событий первой части) начинается в колонии, когда Обелиск убирают с пьедестала, после чего героям нужно попасть на «Ишимуру», последовательно отключить системы корабля и улететь прочь.
  • Поднял уровень крутизны — это то, чем стабильно занимается протагонист на протяжении всех трех игр. В первой он едва переживает вспышку чумы некроморфов, во втором одолевает Обелиск, являющийся коллективным разумом некроморфов в противостоянии воли, в третьей гробит Братскую Луну — вершину эволюции некроморфов, огромное чудище размером с планетоид.
    • В Dead Space 3 некроморфы-Подрывники додумались ползти, таская свой смертоносный груз за остальным телом. Да и ползут они быстрее.
  • Полное чудовище — как ни странно, несмотря на всю жестокость сеттинга, среди людей таковых почти не возникает. Единственным кандидатом на это почетное звание является Каллус Мерсер, но он скорее поехавшее с катушек на религиозной почве полное чудовище. Но даже это не оправдывает его эксперименты с некроморфами во время пандемии этих тварей на «Ишимуре» и превращение в оных тех немногих, кто сумел продержаться до подхода Айзека Кларка.
    • Вообще-то Джейкоб Даник вполне подходит, учитывая, что он творит. Впрочем, тут скорее терминальный случай храмовничества. Но в целом диагноза это не отменяет.
  • Постулат лорда Бритиша — во второй части Айзеку повстречается Уберморф, который отличается крайне высокой скоростью регенерации и полным наплевательством на расчленение своей тушки. Настолько полным, что тварина встает на ноги буквально через несколько секунд после того, как Айзек ее раскурочит. Предполагалось, что эту гадину нужно обойти и бежать дальше по сюжету, но некоторые игроки нашли способ (и не один) как угомонить «Убера» окончательно и бесповоротно: нужно в последней комнате, где есть вентилятор, при помощи силового оружия толкнуть его на вентилятор[5]. Или расчленить некроморфа в дверном проеме, ведущем в помещение, где можно устроить вакуум.
  • Правительственный заговор — правительство Земли действительно проводит засекреченные эксперименты с Обелисками, пытаясь найти выход из энергетического кризиса, в который человечество загнало себя само. Однако эксперименты с Красным Обелиском на Эгиде VII проводятся в максимальной изоляции от остальной галактики система объявлена закрытой для посещения, и "Ишимура" вела там незаконные разработки и при известиях об обнаружении Обелиска юнитологами правительство пытается вывести его с планеты, дабы избежать еще больших жертв. А когда при похожих экспериментах во второй части разразилась еще одна пандемия некроморфов, верные правительству силы до последнего стоят насмерть, дабы как можно больше людей смогло спастись.
  • Предатель — козёл — интересно играется с Кендрой. Несмотря на то, что данный персонаж козлит весьма и весьма активно, это поведение кажется вполне оправданным сюжетом. Вплоть до финальной части игры, когда раскрываются все карты и выясняются истинные цели Кендры.
    • Роберт Нортон. А всё из-за бабы…
  • Предательская кавалерия — посылая сигнал бедствия патрульному кораблю, Айзек ещё не знал, что USM «Вейлор» получил приказ от правительства уничтожить на «Ишимуре» всех выживших. К счастью, некроморфы добрались до солдат раньше. Играется с зигзагом, ибо «Вейлор» был настоящей кавалерией для Кендры Дэниелс.
  • Простой крутой смертный — в сеттинг Dead Space не завезли ни биотики, ни чудес Варпа, поэтому если кто-то хочет там выжить, он должен быть таким по умолчанию, остальные обречены на участь пушечного мяса сразу. Все поименно перечисленные персонажи франшизы (по крайней мере в играх) за редкими исключениями полностью соответствуют тропу.
  • Распутинская живучесть — шкура некроморфа-Зверя пуленепробиваема, и нужно атаковать его в заботливо подсвеченные слабые места. Но даже так на него надо потратить кучу боеприпасов и пару-тройку стазисных батарей.
    • Неправда. Можно потратить ровно один заряд стазиса и отстрелить ему ногу. А потом хватать кинезисом то, что он изрыгает и отправлять обратно. Неплохая экономия боеприпасов.
  • Реактивный громила — по сравнению с первой частью, во второй Прыгуны довольно быстро бегают.
    • Сталкеры во время захода на атаку бегут прямо на Айзека, намереваясь сбить его с ног.
      • Зверь является довольно проворным некроморфом при его-то комплекции. Да и Треножники сюда же, ибо по размерам они куда больше Зверя, но двигаются примерно также быстро и бьют очень больно.
  • Религия без веры в бога — таковой является юнитология. Адепты данной секты верят только в то, что человечество после Схождения достигнет рая, объединившись в единое коллективное сознание. В рамках данного мира ребята не так далеки от истины, ибо деятельность некроморфов в конечном итоге это и предполагает. Ну, на свой лад.
  • Ружьё Чехова — в третьей главе Dead Space Хэммонд спасается от некроморфа, затолкнув его в спасательную капсулу и запустив ее в космос. Ее очень не вовремя или наоборот подбирает USM «Вэйлор» с плачевным для себя исходом.
    • Сообщение от Николь Айзеку, которое он просматривает в самом начале игры, вновь всплывает в конце перед битвой с финальным боссом. Спойлер: она убила себя сразу после отправки этого сообщения, не вынеся всех ужасов, которые стали происходить на «Ишимуре».
    • Попав на орбиту Тау Волантис, экипаж Эвдоры в первую очередь видят искореженную луну этой планеты, и сразу отмечают её странный внешний вид. А это не луна, а недоразвитый спящий некроморф.
  • Самые зловредные твари — за это гордое звание борятся двое: 1. Подрывник. Выглядит мерзко даже по сравнению с остальными некроморфами, тощий, весь перекрученный, лицо… воообще ужас. Далее — блямба вместо руки. Да, они медленно ходят, да, в неё можно попасть и взорвать нахрен не только носителя, но и вообще всё, что рядом стояло, но! Они обожают внезапно вывернуться из-за угла и долбануть этим самым мешком или выскочить из вентиляции прямо над головой/под ногами. Ну и… голос. Самый мерзкий среди всех некроморфов, не рёв, хрип или шипение, а душе(и уше-)разирающие вопли. И да, то ли баг, то ли фича, но когда Подрывник орёт, то совершенно непонятно, где он находится, то ли прямо впереди, то ли сбоку, то ли вообще сзади, звук идёт со всех сторон. А в третьей части Подрывники потеряли умение ходить, зато приобрели потрясающую возможность ползать, причём весьма резво, и тащить свой гнойный мешок за собой, что здорово усложнило их уничтожение. 2. Сталкер. Как они шепчутся, готовя на вас атаку — это надо видеть. И слышать. Или не надо, это их перешёптывание нехило так добавляет нервяка в и без того нездоровую атмосферу. Они высовываются из-за препятствий, перебегают с места на место… И вдруг один из них с жутким скрежещущим воем на вас побежал! Страшно? Ну так вот будьте уверены, сбоку побежал ещё один, а вы его не видите.
  • Серобуромалиновая мораль — намерения Обелисков. Да, их конечная цель — начать Схождение; однако почему Красный обелиск призывал Айзека вернуть его на пьедестал, который глушит сигнал, а Черный Обелиск примерно этому просил Альтмана? В дальнейшем неоднозначности стало меньше, но в первых произведениях франшизы намерения артефакта были более чем противоречивыми.
  • Сила катсцен на максимум — в первой части игры всего один некроморф-Расчленитель ухитрился заразить практически весь экипаж USM «Вэйлор». И это он провернул за довольно маленький промежуток времени.
  • Смена палитры — Уберморф во второй части — практически полная копия некроморфа-Охотника в первой части. Способы атаки, анимация «фаталити», темпы регенерации абсолютно одинаковы, различие только в шкурке.
  • Смертоносный плевок — некроморфы-Блевуны такое любят, умеют, практикуют.
  • Стеклянная пушка — некроморфа-Заразителя убить довольно легко, но его надо выносить в первую очередь, иначе он приведет по душу инженера Кларка целую ораву некроморфов.
    • У некроморфа-Подрывника тоже довольно низкий уровень здоровья: пары выстрелов ему хватает, даже его бомбу можно не подрывать.
  • Стенолаз — Прыгуны и Скрытни могут карабкаться по стенам. А последние — еще и по потолку.
  • Странности в первой части — Айзек в первой части выглядит как лысеющий и немного седой (впрочем, вероятно, поседевший от ужаса) мужчина с округлым лицом. Во второй части в дополнение к истязаниям в психушке, ему, видимо, подбавили геройского облика. Плюс, если в первой части он разве что кричал и мычал, то начиная со второй части активно общается и то и дело выпускает матомные бомбы.
  • Сумасшедший ученый — Кэллус Мерсер, научный офицер «Ишимуры». Пережив начало эпидемии на корабле, откровенно потек крышей и начал выводить совершенную породу некроморфов (и таки добился, подарив Охотника), вдобавок пытающийся всеми силами донести заразу до Земли.
  • Теперь в космосе! — некоторые фанаты называют игры по данной серии «космическим Resident Evil 4».
  • Трусливый лев — рядовой ВССК Тим Кауфман. Паникует при виде некроморфов, но все же от них отбивается.
  • Только не по пальцам! — в третьей части некроморфы-Прыгуны отрастили себе дополнительные зубы из пальцев.
  • Ты уже мёртв — в одной из сцен смерти Трясун может убить главгероя очень быстро. Настолько быстро, что когда бедняга Айзек после атаки некроморфа поднимает свое оружие, чтобы выстрелить, он тут же разваливается на части.
  • Убей их всех — логика некроморфов: сперва РЕЗНЯ, потом Схождение.
    • В третьей части: осознав тот безец, с которым столкнулась экспедиция на Тау Волантис, руководство Суверенных Колоний присвоило экспедиции пятый (высший) уровень угрозы. Согласно ему, все данные об экспедиции должны быть удалены, весь транспорт, задействованный в ней (от вездеходов на поверхности планеты до космических кораблей на орбите), должен быть уничтожен, все участники экспедиции должны быть убиты. Все, что не удалось уничтожить, глубоко консервировалось, а сама Тау Волантис была занесена в «черный список».
  • Ужас у холодильника — при желании их можно найти достаточно. Например:
    • Во второй главе при посещении медблока Айзек проходит через комнату, в которой Николь записывала сообщение, с которого начинается игра, но ее тела там нет. Получается, что она была преображена и убита в одной из бесчисленных схваток героя с некроморфами на «Ишимуре».
    • Пополам с чистая правда — Юнитология абсолютно правдивая религия (за исключением отъёма материальных ценностей в пользу церкви и постулата об основании религии Альтманом). Альтман таки был избранным Обелиском, Обелиски инструменты высшей силы, в конце всех ждёт единение вне зависимости от социального и прочего положений. И более того, в творящемся полярном лисе мысль сделать, то что от тебя хочет Юнитология, выглядит более здравой, чем противиться этому.
  • Уныло, но практично — плазменный резак. Получаем бесплатно в первые минуты игры, при своевременной прокачке за счет точности и возможности изменения угла стрельбы Айзеку можно даже другого оружия в руки не брать.
  • Фальшивый протагонист — Сэм Колдуэлл, POV первой главы Dead Space: Extraction.
    • Рядовой ВССК Тим Кауфман, POV пролога Dead Space 3.
  • Хвостобойка — некроморфы-Прыгуны в основном бьют своим хвостом, который образовался у них из сросшихся ног.
    • Летуны из Dead Space: Extraction также могут стукнуть хвостом, сделанным из костяного шипа и сухожилия.
  • Хрупкий шустрик — если наловчиться, то можно вышибить из Трясуна всю дурь с одного выстрела.
    • Стайный некроморф-Свора хоть и носится вылупив глаза, но особой живучестью не отличается.
    • Некроморфы-Едоки тоже бегают довольно шустро. Но эти ходячие трупы можно успокоить старым дедовским способом — пулей в балду.
  • Черно-серая мораль — во вселенной Dead Space одинокому человеку следует рассчитывать лишь на собственные силы. Он, правда, может примкнуть к очень темно-серому правительству Земли, которое не гнушается проводить эксперименты на людях и не колеблясь, использовать боевое оружие для подавления бунтов. Альтернативой могут стать лишь юнитологи, мораль которых в лучшем случае серобуромалиновая. А еще есть чернушно-черные некроморфы.
  • Чёрная комедия — есть такой момент: если выполнить успешно QTE, когда некроморф-Скрытень (он же Затаившийся) набросится на ГГ, Айзек швырнет его на пол и выпишет мутировавшему пупсу волшебный пендель.
  • Четвёртая стена тебя не спасёт — после добивания главного героя Трясун ВНЕЗАПНО смотрит прямо на игрока.
  • Что за идиот! — капитан «Ишимуры» Бенджамин Матиас, узнав о вспышке чумы некроморфов на корабле, не делает НИЧЕГО. Результатом становится мятеж экипажа, закончившийся гибелью капитана от рук доктора Терренса Кейна. Тем не менее такую горячку он порет не сам по себе, а из-за воздействия на его разум Красного Обелиска, отключающего у обычных людей здравый смысл напрочь.
    • Роберт Нортон в Dead Space 3. Пытаться пойти на переговоры с фанатиком-психопатом, который превратил штаб военных на Луне в кровавую баню, руководит ордой боевиков-самоубийц, и в целом проповедует архиапокалиптические взгляды на жизнь и считает смерть высшим благом — чрезвычайно умно. Как неожиданно, что, получив желаемое, Даник тут же аннулировал сделку.
  • Чудовищная пасть — сколько есть видов некроморфов, примерно столько же и видов этих чудовищных пастей.
  • Шкаф — некроморф-Зверь тот еще здоровяк, если сравнивать его с человеком. А по комплекции он и вовсе местечковый Танк.
  • Шумный космос — аверсия: во время прогулок в открытом космосе слышны только звуки, издаваемые самим Айзеком и его скафандром… а также вибрации от взрывов и действий враждебных тварей.
  • Экзистенциальный ужас — да ходить по тёмным коридорам, наполненным некроморфами страшно, но ещё страшнее, что ты вместе с персонажами не понимаешь, что реально, а что нет, можно ли доверять самому близкому человеку, можно ли доверять СЕБЕ.
  • Это встречный паровоз — в середине первой части у героев появляется реальная возможность спастись с «Ишимуры», когда в систему заходит военный эсминец USM «Вэйлор», принявший их сигнал о помощи. Однако на корабль проникают некроморфы и вырезают весь экипаж. Данный пример является субверсией, потому что «Вэйлор» прибыл в систему не случайно, а вполне с конкретной целью — эвакуацией с планеты Красного Обелиска и уничтожения всех выживших на «Ишимуре». В данном случае один «паровоз» успешно сбил с путей другой.
  • Этот гадкий босс — а вот боссы в этой игре не шибко сложные и их мало. Выглядят они, конечно, жутко… Но есть, есть один… не только жуткий, но и бесячий. Мучитель, часть вторая! Гадкий он потому, что он одно сплошное QTE, и провалить его можно легко на любом этапе. А если таки провалили, хоть бы и на последнем, будьте добры начать всё с начала.
Связанное с франшизой
  • Неживая франшиза — собственно, сабж. «Мертвый космос» стал неживым, простите за каламбур. Стоит отметить, что разные фанаты по-разному отсчитывают время смерти франшизы. Одни связывают с уходом Глена Скофилда, автора первой части, после чего вторая часть явно стала уклоняться в шутер, хотя справедливости ради, вторая часть весьма качественно балансирует между леденяшим кровь ужасом и экшеном. Другие фанаты поставили крест на франшизе с выходом третьей части, которая стала уж совсем мясным шутером. Жирную, окончательную и бесповоротную точку поставило расформирование Visceral Studios в 2017 г., после чего надежда на продолжение франшизы окончательно умерла. Впрочем, не стоит недооценивать Electronic Arts, которые вполне могут попробовать реанимировать франшизу (вероятно, в виде уродливого некроморфа).
    • И таки реанимировали! В 2021 году анонсирован ремейк первой части. Обещают улучшение графики и появление голоса у Айзека Кларка. И ведь сдержали слово: ремейк вышел в январе 2023 года, причем к его разработке приняли участие те, кто играл в оригинал 2008 года!

Примечания[править]

  1. Как феномен Обелиска можно также перевести как «Мёртвое пространство».
  2. А официальная аннотация к фильму — прекрасный образчик тропа Ковбой Бибоп за своим компьютером
  3. Юнитология на Dead Space Wiki
  4. В официальном переводе её зовут Диана, однако, как и в случае с главным героем инициалы Дейны Ле Гуин взяты от двух писательниц: Чавьяно Даины и Урсулы Ле Гуин
  5. В данном случае расчлененный некроморф попросту вывалится за пределы локации, там соберется, но вернуться обратно уже не сможет.

Ссылки[править]