Dragon Ball Z

Материал из Posmotreli
< Dragon BallDragon Ball/Dragon Ball Z
Перейти к навигации Перейти к поиску
Гоку и другие герои сериала

Dragon Ball Z (Драконий жемчуг Зет) — экранизация второй половины манги «Dragon Ball» за авторством Акиры Ториямы. Название закрепилось также за соответствующими главами манги. Соответственно является сиквелом к первому аниме. Именно этот сезон и эти арки манги вывели «Драконий жемчуг» на пик популярности и остаются наиболее узнаваемыми в мире по сей день, может быть, не совсем заслуженно затмив предыдущие. Сиквелами к «Драконьему жемчугу Зет» являются «Драконий жемчуг GT» и манга и аниме «Драконий жемчуг Супер».

В целом сюжетная формула осталась прежней: герои живут мирной жизнью или путешествуют, вскоре сталкиваются с очередными злодеями, постепенно узнают их мотивы, а затем сходятся в битве, с большим трудом и пафосом побеждая их и уничтожая. Зато резко выросли масштабы (но это как посмотреть). Теперь события разворачиваются не только на Земле, но и в космосе, на других планетах, в загробном мире. Бойцы выходят на уровень силы, когда каждый из них одной бомбочкой может оставить громадный кратер, превратить в пыль скалу, а при желании и планету под ногами. Былая комедийность уходит на второй план, как и в предыдущих арках, и уступает место драматизму, накалу. Чёрно-белая мораль предыдущего сезона несколько деконструируется с появлением не совсем однозначных протагонистов. Теперь конфликт может случиться не только между героями и злодеями, под давлением обстоятельств могут начать перебранку и сами протагонисты. У каждого есть собственные взгляды и принципы.


Особенности[править]

Акробаты разносят планеты[править]

(link)

Среднестатистический бой

Бои здесь завязаны на боевых искусствах пополам с аналогом магии — техниками использования жизненной силы Ки. Само по себе Ки невидимо, но его численное значение у обладателя первое время (пока не зашкалило) можно было зафиксировать скаутером, а также его можно почувствовать. Ки есть запас энергии, который используется как мана. Если боец сконцентрирован, с достаточным числом Ки он выдержит хоть атомный взрыв без единой царапины, может жить при гравитации в сотни раз выше обычной и сам дробить руками скалы или двигаться быстрее звука. Если же он зазевается или потратит всё Ки, простой удар об землю может стать фатальным. Так Теншинхан застал врасплох Целла, который был сильнее раз в тысячу, и надавал ему затрещин.

Уникальность боевых сцен ещё и в том, что все бойцы здесь изучили технику полёта и носятся как истребители, ведут себя в воздухе как на твёрдой земле, поэтому совершенно обычным делом становится боевая акробатика. Похоже, боевые искусства осваиваются героями на каком-то инстинктивном уровне (мастера айкидо одобряют), во всяком случае, ни в полушуточном первом сезоне, ни здесь не видно большой разницы в технике ударов между совсем зелёным воином, ветераном и пришельцем из космоса. Поэтому все, кому не лень, машут ногами как каратисты, делают сальто или фляки, подсечки, прыжки под облака, — в общем, размер не имеет никакого значения.

Если избить врага кулаками не выходит, подключаются собственно техники. Базовая — сгусток разрушительной энергии в виде светящейся бомбочки. От одного попадания горы разлетаются на куски, а при желании можно выдать целую очередь. Ещё более мощные — различные лучи и столбы энергии, которые герои любят сталкивать в конце сражения и драматически перемещать взад-вперёд, пока чья-нибудь не возьмёт. Техники отличаются своими цветами, чем как правило показывают принадлежность пользователя к одной из рас, названиями, тонкостями использования (Бомба Духа эффективна против злых сердцем, Кйензан — аналог циркулярной пилы), но их сила напрямую зависит от вложенного Ки. Вот такое веселье, доступное почти любому главному герою. Сегодня он уплетает десятую тарелку лапши, а завтра выдаст луч энергии, который может взорвать сто планет.

Несерьёзно о несерьёзном[править]

Несмотря на все сцены избиения, срубание голов, крики боли и множество смертей в истории, Торияма никогда не позиционировал себя мангакой сэйнэнов, то есть взрослым писателем, а свои работы — глубокими и серьёзными. «Драконий жемчуг» был и остаётся приключением нескольких чудаков, которым очень хочется подраться, а также сказкой о причудливом мире, где может случиться что угодно. Здесь своя логика, которая не всегда похожа на нашу, иногда в хорошем смысле, иногда не очень.

В первую очередь что-то не так с самими законами мироздания. Ладно, спишем на жанровую условность то, что взрывы, которые должны бы пол планеты выжечь, продолжают приносить лишь локальные разрушения. И то, что звездолёты как-то носятся со скоростями на порядки выше световой, при этом проходят астероидные облака в лётном состоянии; и комнаты, в которых сутки растягиваются на год или гравитация становится в сотни раз больше; и отсутствие языковых барьеров, при том что языки существуют… Перед нами такая мягкая фантастика, что мы вряд ли сможем констатировать хоть пару фактов, и такое характерное фэнтези, что на любой вопрос можно ответить просто: «Так устроено в этом мире». Тут есть боги, но большинство как будто не имеет никакого назначения, лишь занимается тем, чем им хочется. Больше о сеттинге можно прочитать в секции тропов. Торияма и не отрицал, что фанаты могут знать о его мире больше, чем он сам, потому что очень многое в его истории — лишь слегка отполированная импровизация, ничем не ограниченная оригинальность. Что не всегда идёт на пользу сюжету: история любит проработку.

Разрядка смехом присутствует в изобилии. Есть персонажи вроде Чи-Чи, которую страшно злит то, что её сын и муж вместо учёбы и работы занимаются каким-то спасением Земли и битвами с титанами из космоса; или Курилин, который со своим уровнем силы больше не может рассчитывать на равный бой, но вынужден участвовать в опасных приключениях и, конечно, знатно трусить. Даже имена — перестановка букв в совсем не устрашающих словах.[2] Особенно странно выглядят способные движением руки разнести планеты боги, скрепя сердце слушающиеся своих жён, живущие на Земле и не задумывающиеся о том, что с помощью драконьего жемчуга или собственных техник могут влиять на судьбы целых планетарных цивилизаций. В этом субверсия, упомянутая наверху страницы: почему-то со всей невероятной скоростью роста силы персонажей правила их повседневной жизни остаются абсолютно неизменными.

Манга или аниме?[править]

Философский вопрос, которым почти всегда задаются, если имеются манга и адаптация. И в данном случае вопрос действительно непростой. Создатели аниме проделали большую работу и перенесли на экраны все события манги «Dragon Ball» в 291 эпизоде. Временами качество рисовки действительно впечатляет, именно за такую ручную работу и любят старые тёплые тайтлы 80-90-ых. К сожалению, держать планку всё время бюджет не позволял. На протяжении всего сезона зрителя обильно кормят крупными планами вместо хороших обзорных кадров, недоделки особенно бросаются в глаза в арке Целла.

Это, однако, не запрещает боям быть зрелищными и динамичными. Звуковые эффекты подобраны так, что зритель слышит каждый стук каблука о землю, каждый камешек, который катится под горку. Планомерное уничтожение окружения невозможно передать на бумаге так, как это происходит в движении, когда камни ломаются и взлетают в воздух, а вспышки от взрывов заставляют тени бегать по земле. И всё-таки не так много настоящего разнообразия в сражениях, на две минуты акробатических чудес приходится полчаса зацикленных маханий кулаками и прочих повторяющихся кадров.

Чтобы осилить аниме, нужно ещё и запастись терпением. Да, целым вагоном, Какарот. Тебе понадобится много, очень много терпения, столько терпения, что… Вы поняли. Для нагнетания пущего драматизма здесь обожают тянуть резину, заставлять врагов долго и красочно расписывать, что они друг с другом сделают и как они себя по этому поводу чувствуют, а то и просто долго и упорно мычать, накапливая силушку. Надо сказать, что это действительно работает, зрителю дают время распробовать момент, в напряжении гадать, что же случится дальше, кто же первым бросится в атаку. Аниме как бы само читает мангу, разглядывает странички, делает для этого паузы. Но разница в том, что темп чтения зависит от вас, а в аниме можно уснуть, если сцена окажется слишком уж затянута.

Ещё один деликатный вопрос — перевод. В далёкие времена «FUNimation» нормальным считалось городить любую отсебятину, если шоу рассчитано на детей. Им не надо дословно, надо поинтереснее, а то ведь начнут зевать. Так появляются реплики, прямо противоречащие действительно сказанному персонажем в оригинале. Речь идёт об английском дубляже, но именно с английского делаются русские субтитры, и с этим стоит быть поосторожнее. Из той же оперы филлеры и сцены, которые сделали только для аниме. Они неплохие, но об их добавлении никто не спрашивал автора. Как видно, «за» и «против» аниме достаточно. Можно начать с манги, если лень смотреть почти триста серий, но только первая её часть доступна в цвете. У Ториямы приятная динамичная рисовка, но некоторым она может показаться слишком простой.


Сюжет и прочие герои[править]

Сюжетные арки и их герои

Тропы, тропы, тропы[править]

Основная масса тропов упомянута в описании к персонажам и сюжету, а этот раздел на десерт.

Сеттинг[править]

  • Волшебные законы физики — вообще всё по сути своей волшебное. Вселенная представляет собой сферу. В одной её части находится собственно космос, каким мы его привыкли понимать. В другой части, отделённой от первой, находится загробный мир с раем и адом, куда попадают души после смерти. Между планетами многие расы научились вполне свободно путешествовать, путь с Земли до не самой ближней планеты Намек занимает всего около месяца, — вот вам сверхсветовые скорости. Существует комната, где за сутки внутри проходит целый год снаружи, но в ней из заметного лишь десятикратная по сравнению с Землёй гравитация. Искусственная гравитация, машина времени — не проблема для гениальной учёной Бульмы. Какие законы позволяют их строить, мы никогда, естественно, не узнаем. Существуют крохотные планеты с громадной гравитацией. Существуют планеты, где светит три светила, вполне пригодные для человеческой и не только жизни. Ах да, всё создано богами. Подробностей об акте творения ждём до сих пор.
  • Вселенная за кадром, пересекается с дофига рас и супом существ, которые все непонятно откуда явились — несмотря на то, что мелькает во время конфликта на Намеке целое ассорти различных рас, ничего о них нам из манги не известно. Из других обжитых миров посетили только тот же Намек, а также несколько пустых планет, принадлежащих богам. Наверняка в космосе происходит куча интересного, но об этом как-нибудь в другой раз, у нас следующий троп.
  • Героецентрический сеттинг — самый настоящий. Вам покажут милые пейзажи, причудливых существ, упомянут разные технологии и космологию, но всё постольку, поскольку это касается сюжета и очередных приключений героев. Не захотят путешествовать — значит, будем сидеть на Земле, любоваться опять пустыней, куда они отправятся в очередной раз драться.
  • Криптид — динозавры по Земле очень даже бегают и попали в опенинг, а Гохан подружился с одним и ездил на нём верхом. Хотя об эволюции известно маловато, вроде как в третьем сезоне от автора говорится, что вымирание динозавров тут было.
  • Нацистская сверхнаука — здесь наука Красной Ленты, военизированного объединения, ряженого под Рейх, чьим ведущим учёным был доктор Геро. Он построил двадцать андроидов, из которых трое были сильнее Супер Саян, двое обладали бесконечной энергией, двое могли поглощать энергию Ки, например, энергию запущенных в них техник. Также именно Геро запрограммировал свой суперкомпьютер на создание одного из главных злодеев, биоробота Целла.
  • Онижепришельцы! — намекиане питаются от Солнца, видимо, благодаря зелёным, как у растений, покровам. Как им хватает этой энергии для активного существования — не важно. Саяны остаются молодыми вплоть до резко проявляющейся старости и смерти. Поголовно воины же, дряхлеть невыгодно. Ещё они могут съесть любую гадость, какую найдут, и всё переварится на ура. Сюда же странная фауна и флора любой планеты, включая Землю с её динозаврами во вполне нашей эре. С прикрученным фитильком (а может, крайняя степень обоснуя?), потому что все расы вроде как созданы какими-то богами по собственной прихоти, и нельзя узнать, насколько эволюция всё-таки имела место. В общем, причудливая чужая биология.
  • Целебное растение — местные сензу-бобы для любых форм жизни являются аптечками и мощнейшими энергетиками, один может заживить все раны и вернуть организму истраченную энергию. Инфекционные болезни не лечат.

Персонажи и связанное с ними[править]

  • Большой — не значит сильный — в принципе, кто угодно. Мускулы здесь вторичны по отношению к магической составляющей сражения. Впрочем, тренировки состоят из тех же физических упражнений, так что не всем под силу быть щуплыми и крутыми. Андроиды, первая и последняя формы Фризы, Гохан, Веджита подтверждают троп. Наппа, Додория, Зарбон, Гинью, Бурта и Рикум под него попали. Но были и инверсии: Целл был весьма силён и габаритами довольно внушителен; то же касается Супер Буу, намного выше и крупнее всех остальных бойцов.
  • Вся слава досталась не тому — у мистера Сатана был такой авторитет сильного бойца, что все поверили, будто он и победил Целла. В действительности Сатан даже среди землян и в пятёрку сильных никогда не попадёт. В финале ему снова пришлось вешать лапшу на уши людям, будто он сражается с Маджином Буу, но теперь уже его ложь реально помогла делу.
  • Дружба начинается с поражения — а вот и зигзаг. Веджита ни разу не проиграл в честной схватке, впрочем, был косвенно как минимум трижды побеждён в холодной войне за уровень силы. Только в третий раз из этого получилась дружба.
    • Аверсия с Добрым Буу, никто его так и не победил, кроме собственного альтер-эго. Сам стал добрым. То же с 18. После первого сезона троп действительно ждёшь.
  • Злодей сдулся — Фриза, пример проигрыша в гонке крутости. Ещё недавно его превзошёл один лишь Гоку. Фриза является в его отсутствие на Землю, где его ждёт, казалось бы, избиение младенцев, а получает 220 от Транкса из будущего. Повторилось в странном филлере, когда Фриза зачем-то вернулся, возможно, как-то прознав про отсутствие на Земле Гоку, и 220 уже ловит от Гохана. В другом филлере над злодеями поиздевались в аду.
  • Иерархия улья — намекиане под началом Гуру. Он отродил их больше сотни бесполым путём. Все полученные намекиане делились на воинов и своего рода магов. Нейл был самым сильным из воинов и личным стражем Гуру. К сожалению, после нападения Фризы все воины погибли, а Гуру умер от старости.
  • Кайдзю — трансформация саян под светом полной Луны… в Кинг-Конгов! В облике огромных клыкастых обезьян их сила увеличивается десятикратно, они начинают стрелять лазером изо рта. Правда, не все умеют себя контролировать и впадают в буйство вместо эффективного боя. Веджита умел.
  • Крутое семейство — семья Гоку: главный герой достиг формы Супер Саян 3, его сын по факту стал даже сильнее, Готен побыл частью весьма сильного воина, да и в целом запускать аналоги бомб в несколько килотонн тротилового эквивалента не слабо. Веджита успел вырастить только Транкса, но у него жена — наследница огромнейшей корпорации и гениальный учёный, тоже круто.
  • Кусака — Гоку кусал Фризу и Ребёнка Буу в пылу битвы. Традиция продолжится со следующими злодеями в серии.
  • Одним миром мазаны — воины-саяны, главные герои. Один грубее, другой добрее, но они оба ценят настоящие сражения. Веджита во имя гордости воина отдал Целлу возможность стать сильнее. Гоку подарил ему сензу-боб, чтобы увидеть честную битву с его сыном. Гоку и Веджита отправились сражаться один на один, зная, что выпустят этим зло, при этом Гоку не стал прибегать к мощнейшей своей форме и наслаждался равным боем. Они не стали нападать на Ребёнка Буу сразу вдвоём. Они живут ради битв, ради того, чтобы стать сильнейшими.
  • Сверхчувствительные чувства — не совсем понятно, как они здесь работают, видят ли и слышат ли бойцы на явно сверхзвуковых скоростях. Ключевую роль в битве играет тонкое ощущение жизненной энергии противника, его Ки, которое позволяет оценить силу врага и следить за его движениями, вовремя замечать их и отвечать на них. Для перемещения в пространстве со скоростью истребителя, наверно, всё-таки нужно довольно острое зрение.
  • Смертный не может быть так крут — реакция Кайошина и Кибито Кая на силу Гоку, Веджиты и Гохана. Они, боги, созданные крайне сильными, оказались даже слабее обыкновенных воинов-смертных.
  • Спаситель-разрушитель — в отличие от многих героев и супергероев, Гоку всегда старается перенести битву туда, где ничего уже не жалко, ломай сколько влезет. Однако, бывает. В частности, когда он очень пафосно становился Супер Саяном 3, мир ходил ходуном и происходили кое-какие локальные разрушения.
    • Готенкс набедокурил весьма прилично, это достаточно толсто обыграно, когда Пикколо, вытаращившись, смотрит на превращённый в руины храм Ками, а сам Готенкс с картинно серьёзным видом ждёт следующей атаки врага.
    • Субверсия — многие техники. Совершенно непонятно, как луч света, заставивший облака в целой области земного шара испариться и вообще видный из космоса, не породил сильнейшие порывы ветра и не разнёс всё вокруг героев, в самом эпицентре применения.
    • Фриза — инверсия. Злодей очень добросовестно отыграл злодея и обрёк во время боя на уничтожение целую планету.
  • Стиль терминатора — отправлять героев в долгий полёт до земли или ломать их телами скалы тут любят. Гоку делал это, схватив противника за ногу и раскрутив. 16 как-то раз схватил Целла и просто бросил со всей силы об землю, будто реслер.

Произведение[править]

  • Автобус вернулся — Гоку выпадал из истории не один раз, но после арки Целла многие поверили, что он не вернётся, а главным героем останется Гохан. Довольно долго так и было, но злодеев Гоку всё-таки уже встречал собственной персоной.
  • Алгоритм сортировки зла — во все поля. За мелкой сошкой генерал посильнее, за ним — элитные воины, за ними — чудовищной силы злой император, дальше вдруг андроиды-убийцы, за ними уже биоробот, который лопает андроидов на ужин, а там и хтоническое чудовище с набором личностей пробуждается ото сна. И каждый норовит оказаться в разы сильнее.
  • Боевая гимнастика — в изобилии. Когда левитировать умеют все, и очень грациозно, а положение тела контролируется подобием телекинеза, даже здоровенный дуболом может порхать, как бабочка. А раз можно, почему нет. Сальто, фляки, удары ногами сбоку, сверху, снизу, — зависит от предпочтений героя.
  • Закон сортировки крутости в аниме — оба саяна-протагониста слушаются жён и терпят от них обращение, за которое мужчина-воин наверняка бы поплатился.
  • Извращенец — это смешно — перекочевало из прошлого сезона. Мастер Роши, глубокий старик, обожает красивых девушек и в этот раз выбрал жертвой грудь 18.
  • Клиффхэнгер — из аниме даже стало локальным мемом. В конце каждой серии диктор изо всех сил интригует зрителя и напоминает, что продолжение — только в «Драконьем жемчуге Зет».
  • Кругом одни качки — все воины обладают завидной мускулатурой, которая у главных героев в каждой арке становилась объёмнее и объёмнее, подчёркивая визуально всё возрастающую их силу.
  • Микротрещины в канве — встречаются, хотя обычно можно найти и обоснуй. Например, у Готена и Транкса почему-то нет хвостов. Могли на всякий случай их обрезать, но у детей саян хвосты должны отрастать заново. Веджита при появлении на Земле считал себя сильнейшим во вселенной, хотя должен был прекрасно знать про Фризу и его элитных воинов. Король Энма говорил, что погибнуть дважды нельзя, Гоку же в финале предупреждал Веджиту о том, что тот исчезнет, если будет убит ещё раз.
  • Натяжной диалог — встречаются, многие не несут важной для читателя/зрителя информации и просто растягивают сцену.
  • Умереть может каждый, напрямую связано с «восставший из мёртвых» — каждый год можно призывать дракона, который исполнит любое желание, в том числе вернёт кого угодно к жизни. Есть ограничение не исполнять одно желание больше одного раза, но в него сюжет как-то ещё не упирался. В общем, умирайте на здоровье, главное, чтобы кто-нибудь остался в живых и пожелал вас обратно. Почти все главные герои успели испытать на себе прелести загробного мира. Впрочем, будет не до смеха, если умрёт хранитель драконьих жемчужин, и они обратятся в камни.
  • Финальный бой, он долгий самый — каждая схватка с главным злодеем обязательно распухает, герои многократно оказываются на грани проигрыша и с превозмоганием отыскивают новые или проворачивают какой-нибудь тактический приём. В итоге растягивается одна битва на целые тома и больше десятка серий.

Примечания[править]

  1. В Японии негативно смотрят на проявление индивидуальности, в их культуре неправильным считается вести себя вызывающе. Именно бунтари, например девушки гяру, осветляют обычные чёрные волосы. Возможно, на это и отсылает реакция традиционной матери Чи-Чи. Ну и ещё Супер Саяны значительно сильнее и нечаянно могут сломать всё, что есть в доме.
  2. Саяны названы в честь овощей: Веджита (овощ и есть, благо, что так зовут короля, принца и всю их планету), Какарот (морковь), Радиц (редька). Отряд Гинью — в честь молочки: капитан Гинью (молоко по-японски, из которого делается всё молочное), Бурта (масло), Джейс (сыр), Рикум (крем), Гулд (йогурт). Маджин Буу, Бибиди и Бабиди — вообще оммаж на диснеевское: «Бибиди-бабиди-буу!».