Fallout

Материал из Posmotreli
< FalloutFallout/Fallout
Перейти к навигации Перейти к поиску
Fallout
Fallout 1 cover.png
Общая информация
ЖанрCRPG
Год выхода1997
РазработчикBlack Isle Studios
ИздательInterplay Entertainment
Платформы
  • PC (Windows/DOS)
  • Mac OS
  • Linux (Desura)
Режимы игрыОдиночная

Fallout — первая игра из культовой впоследствии серии. Выпущена в 1997 году, официально издана в по-русски в 2008 году компанией «1С»; до этого было выпущено две пиратских локализации, что само по себе свидетельствует о культовом статусе игры. Сердца геймеров всего мира с первых же минут завоевали нелинейность сюжета, неоднозначность характера персонажа и прогруженность сюжетных «развилок» этическим выбором.

Как нередко бывает, эти достоинства игры произросли из низкобюджетности проекта: продюсеры не вмешивались в дела команды, на которую не возлагали особых надежд. Таким образом, ударная группа в составе Кейн-Уркхарт-Боярский-Андерсон-Тэйлор-Кэмпбелл-Джонс отрывались в свое (а впоследствии — и наше) удовольствие. Парни начинили игру множеством пасхальных яиц и отсылок к любимым книгам, фильмам и сериалам. Результат получился непопсовым, сногсшибательным и душевным.

Правило «Не было счастья — несчастье помогло» поспособствовало появлению еще одной фирменной фишки «Фолла» — ролевой системы S.P.E.C.I.A.L., которая заменила собой прежнюю ролевую систему G.U.R.P.S.[1]

S.P.E.C.I.A.L. — аббревиатура ключевых характеристик персонажа: Strength (сила), Perception (восприятие), Endurance (выносливость), Charisma (обаяние), Intelligence (ум), Agility (ловкость), Luck (удача). В начале игры каждый игрок получает определенное количество очков, которые он волен распределить, генерируя персонажа (сразу нужно сказать, что удовольствие от Фоллаут сильно портят себе те, кто проходит игру по принципу «сила есть, ума не надо»).[2]

По мере продвижения можно и нужно прокачивать свои характеристики и навыки. Навыки прокачиваются как при помощи очков навыка, выдающихся с повышением каждого уровня, так и при помощи скиллбуков — книг, попадающихся то там, то сям. Среди навыков можно выбрать три ключевых — Tag Skills, в них одно очко засчитывается за два. Также можно брать перки — еще одна фирменная фишка Фолла. Перк — это какая-то особенная способность. Некоторые из перков полезны, некоторые бесполезны, некоторые делают игру забавней (например, перк «Дурной глаз» весьма разнообразит любое сражение). И наконец, есть Traits — личностные особенности, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы (например, Ускоренный метаболизм дает бонус к скорости лечения — и штраф к сопротивлению радиации и ядам).

Сюжет[править]

Время действия — 2161—2162 годы, место — южная Калифорния. Прошла чертова уйма времени после того, как непонятно кем инициированная ядерная война обрушила весь мир в прах, и уцелели лишь жители подземных убежищ — и те, кто сумел как-то выжить в большом мире[3]. В родном Убежище 13 случилась беда: сломался водяной чип. Запасов воды хватит только на 150 дней, за это время наш герой должен отыскать водяной чип, вернуться и инсталлировать чип в систему очистки воды в Убежище.

Вооруженный одним лишь ножом и 10-мм пистолетом, герой выбирается на поверхность, в неведомый и враждебный мир. В этом мире можно посетить:

  • Шейди Сэндс (Shady Sands) — деревенька, основанная выходцами из Убежища 15. Главная достопримечательность — неугомонная девчонка Танди, которую нужно спасти, и — если не сдать квест — которая будет мотаться по всему игровому миру за протагонистом, посильно помогая в битвах.
  • Убежище 15 — мёртвое убежище, чьим экспериментом было смешение культур и верований. Часть выходцев из него основали Шейди Сэндс, а остальные погибли в стычках с рейдерами, или сами стали ими, к примеру Ханы тоже выходцы из 15-го. Само убежище заброшено и в нем ничего не работает (и так будет продолжаться до Fallout 2, где там починят лифты и компьютеры)
  • Джанктаун (Junktown) — город, окруженный крепостной стеной из довоенных машин. Главная достопримечательность: казино мафиозного босса Гизмо, коего может канонично отправить гнить по кусочкам Выходец из Убежища (а может и не отправлять, а наоборот помочь ему захватить всю власть в городе в свои руки). Здесь можно подобрать Псину (см. ниже), и выслушать историю, герой которой сильно смахивает на Безумного Макса.
  • Хаб (Hub) — большой торговый город. Главная достопримечательность: Торговцы водой, с которыми можно договориться о поставках воды в Убежище и продлить возможный срок поисков чипа на 100 дней. Это уже не говоря об оружейном магазинчике. А ещё там есть Гарольд. Почему это важно? Потому что Гарольд появлялся во всех частях Fallout (кроме New Vegas и Fallout 4, по понятной причине — превратился в дерево).
  • Могильник (Boneyard) — город на месте Лос-Анджелеса, разделенный между регуляторами (отсылка к Стивену Кингу), Лезвиями (Blades), «Последователями Апокалипсиса» (Followers of the Apocalypse) и Оружейниками (Gunrunners). Главная достопримечательность — гнездо Когтей Смерти, на которых можно невозбранно качаться (если не убивать мамочку). Канонично, что выходец из Убежища заключил союз с Лезвиями, убил для Оружейников кучу монстров и попросил их вооружить Лезвий, чтобы те вынесли Регуляторов без особых проблем. Также там можно прокачать силовую броню и ствол. У Последователей Апокалипсиса можно попросить помощи в выносе Детей Собора.
  • Некрополь (Necropolis) — город мертвяков (гулей) из Убежища 12. Главная достопримечательность: светящиеся гули, полоумный правитель Сет и Убежище 12, где можно найти водный чип. Канонично, именно здесь гибнет Ян, поджаренный из огнемёта супермутанта, который охраняет водокачку. Из-за бага вне зависимости от расторопности протагониста, весь город погибает, вырезанный карательным отрядом супермутантов, и становится некрополисом уже в прямом смысле слова.
  • Братство Стали (Brotherhood of Steel) — штаб-квартира ордена, занимающегося розыском и возрождением довоенных технологий. Главная достопримечательность: силовая броня, которой можно разжиться (причем аж несколькими способами — с помощью ремонта сломанной или выклянчив новую). Кроме того, там можно посодействовать делу феминизма и нарваться на мордобой, сморозив идиотскую шутку.
  • Собор (The Cathedral) — церковь Детей Собора, сектантов, служащих Повелителю. Главная достопримечательность — Повелитель собственной персоной в демонстрационном убежище под Собором. Ах да, а ещё там есть атомная бомба. Комментарии, что с ней делать, нужны? Канонично Выходец пришел туда с целой бандой Последователей Апокалипсиса, которые занялись мелкими сошками на первом уровне, облегчив ему проход на все последующие — где были и мутанты-тени и местный пастырь, и целая куча разной мерзости. Помимо прочего, с Повелителем можно пообщаться, обнаружив что он не такой уж и монстр, просто мышиная возня на Пустошах его немножко раздражает. Можно убедить его в том, что его путь ошибочен — для этого нужно предъявить ему доказательства, собранные Писцами Братства (о том, что мутанты не могут размножаться, следовательно вымрут), и он, придя в ужас, самоубьется (феерически — с помощью атомной бомбы). Вот только проклятые баги делают эту ветку нерабочей на большинстве версий.
  • Свечение (The Glow) — светящаяся от радиации разбомбленная военно-научная база Вест-Тек. Главная достопримечательность — Суперкомпьютер, с которым можно поиграть в шахматы. И, если позволят баги, выиграть (прикол в том, что с самым высоким интеллектом выиграть не получится). А ещё с ним можно пообщаться по душам. Ну и самое главное — на нижних уровнях базы ГОРА оружия, брони и боеприпасов. Правда туда ещё надо пробиться — а охрана не дремлет.
  • Военная база Марипоза — еще одна военно-научная база, где экспериментировали с FEV (Вирус Форсированной Эволюции). Логово супермутантов, форпост Повелителя на севере. Главная достопримечаельность: чаны с FEV (игра дает возможность в одном из них искупаться, но это будет плохая концовка). Также там присутствует Лейтенант, облаченный в броню Тесла, который очень классно взрывается когда дохнет. И, разумеется целая куча багов — один делает невозможным любой способ подрыва базы кроме как заложить динамит под пульт управления чанами, второй делает непроходимыми силовые поля — обходится опять же с помощью динамита. Хотя, говорят что последние патчи исправили эти неприятные вещи…
  • Убежище 13. Ну, там есть Смотритель, который редкостная трусливая сволочь, и которого в одной из испоганенных багами концовок можно убить (уникальная анимация смерти!), но и кроме того там есть чем поживиться. Например погуляв сутки и вернувшись, можно выклянчить дробовик, немного патронов и аптечку, а также пару квестов — найти вора воды и разобраться с местными сепаратистами, которые считают что их слишком долго держат взаперти, пора бы вылезать наверх. Канонично, после изгнания Выходца, к нему через некоторое время присоединилось несколько других жителей Убежища-13, и они вместе ушли на север. Когда об этом узнали в самом Убежище, то другие жители, разозлившись что Смотритель, возможно, послал всех на верную гибель, устроили над ним суд, и приговорили к смерти. В Убежище после этого поставили вместо Смотрителя компьютер.

Кроме того, существует множество возможностей «случайной встречи» в Пустоши с кем угодно — от исполнителя ирландских песен Патрика до бойцов-супермутантов. Но не это интересно. А вот летающая тарелка (собственность зоны 51, при нахождении вернуть на место), где можно добыть бластер чужих, и прочие веселые местечки — это уже интересно и весело.

Несмотря на нелинейность сюжета, героя все-таки ненавязчиво направляют: в локации с крутыми боссами так с кондачка можно и не дойти, по мере приближения к ним крутеет и местная живность. Для облегчения жизни и чтоб не скучно было шагать по просторам, можно прихватить напарников:

Слева направо: Катя, Ян, Тихо
  • Ян — в Шейди Сэндс, автомат в руки лучше не давать, обожает стрелять по своим. Канонично погибает в Некрополисе, попав под огнемёт супермутанта.
  • Тихо — техасский рейнджер и отсылка к Wastelands.
  • Псина. Вменяемого перевода слова dogmeat так и не придумали, так что на все части Fallout её называют именно так. Канонично, правда, Псина дохнет на военной базе Марипоса, сгорев в поврежденном силовом поле (можно сохранить, предварительно заперев где-нибудь).
  • Катя. Деваха в черной кожанке с зелёным ирокезом на голове, спец по ножам и гранатам. Существует мнение, что именно она стала спутницей Выходца из Убежища на его пути на Север[4].

Также, если игрок имеет способность «Загадочный незнакомец», то в пустошах к нему может подойти человек в кожаной куртке, который имеет при себе почти любое оружие. Разумеется, он появляется только когда начинается мочилово, и то не всегда (из-за багов).

Игра Fallout содержит следующие сюжетные элементы и штампы[править]

  • Антигерой — можно отыгрывать и такого персонажа.
  • Антизлодей — Повелитель, по крайней мере в трактовке Маркуса — одного из супермутантов из Fallout 2.
  • Бой-баба — Катя.
  • Винтовки — это круто:
    • Турбоплазменная винтовка, лучший аргумент в пользу навыка Энергетического Оружия. Несмотря на уникальность и довольное позднее появление, была признана лютой имбой самими разработчиками.
    • Эксклюзивное пневморужьё «Ред Райдер» — солидный урон, не зависящий от дальности стрельбы, внушительный магазин и не плохая дальнобойность. Сюда же — снайперская винтовка и её лазерный аналог, с их огромной дальнобойностью и мощный уроном.
  • Дракон (персонаж) — лейтенант Лу.
  • Детская неуязвимость — отсутствует. А что вы хотели? Мир пустошей суров.
  • Заболтать до смерти — это можно сделать с Повелителем.
  • Кошка по имени Нэко: собака по имени Псина. Правда это только в русской версии, в оригинале её имя переводится как «собачатина». Отсылка к «Безумному Максу 2», Dogmeat — кличка собаки из фильма.
  • Крутая зверушка — Псина.
  • Напарник — Ян и Тихо.
  • Невероятно клёвое проклятие — супермутанты.
  • Невероятно отстойный дар — гули не умирают от старости. Но при этом они разлагаются заживо.
  • Ненужная фича:
    • Перк «Здесь и сейчас» дает мгновенное повышение уровня. Нет смысла получать раз в три уровня перк, чтобы с его помощью взять четвертый уровень. Вполне возможно, что является сознательным троллингом…
      • «В целом» здесь следует понимать как «в классических (то есть первых двух) играх».
    • Перк «Быстрое исцеление» дает +2 очка к ежедневной регенерации здоровья. Регенерировать здоровье куда быстрее во время сна, и проспать можно хоть неделю. По это же причине бесполезна (и даже вредна, так как отнимает устойчивость к яду и радиации) черта «Быстрый метаболизм».
    • Практически все черты (traits) персонажа, сочетающие положительные и отрицательные свойства, придумывались по принципу «тормоза бьют больнее». Исключений буквально несколько штук — Gifted (+1 ко всем базовым атрибутам с лихвой перекрывает небольшие штрафы к скиллам),[5] Finesse (хороший бонус к критам стоит потери общего урона, только на первых шагах будет сложнее), Good Natured (+15 к небоевым навыкам — отличный бонус, −10 к боевым перекроется в течение одного левел-апа, к тому же вы вряд ли будете качать их все, одного, максимум двух вполне достаточно), любителей нестандартного отыгрыша могут заинтересовать Chem Reliant и Jinxed (позволяют отыгрывать наркомана и Пьера Ришара, соответственно), ну ещё не имеющая никакого влияния на механику Bloody Mess. Все остальные игру только осложняют, причём существенно.
    • Навык «Ловушки» из первых двух частей наиболее бесполезен. Ловушки встречаются редко (примерно пять раз за игру) и урон наносят небольшой (как правило), так что лучше потратить пару стимуляторов, чем очки навыков. Теоретически от этого навыка зависит еще и успешность установки бомб с часовым механизмом, но неуспех выражается в срабатывании на несколько секунд раньше таймера, а точно подгадывать время взрыва в игре совершенно не нужно.
    • Навыки владения холодным оружием и бой голыми руками — проще убивать врагов на расстоянии. Во второй оба навыки немного понадобятся (в начале игры и на ринге), но их можно повысить без затраты очков опыта. Сюда же — метательное оружие, хотя найденные гранаты могут пригодится на ранний порах против толп врагов, а на импульсные — против роботов.
  • Орден — Братство Стали.
  • Отвратительный толстяк- Гизмо, криминальный авторитет Джанктауна, хозяин местного казино. Разжирел настолько, что передвигается с помощью трехколесного велосипеда.
  • Перекличка — Безумный Макс, Рассвет Зомби, Бэтмен (Тима Бертона), комиксы о Халке.
  • Плохой хороший конец — герою удается спасти Убежище от безводной смерти (ура!). Но начальство, испугавшись, что он молодежь плохому научит, изгоняет его из Убежища (увы!).
  • Рушится царство кощеево — аж два раза: нужно уничтожить базу Марипоза и Собор.
  • Смерть от кармы — босс Гизмо все равно подавится игуаной на палочке и умрет. Не стоит вступать с ним в союз.
  • Смерть равносильна искуплению — будет, если Повелителя убедят в бесполезности его программы Единства.
  • Стартовый ускоритель — приличное снаряжение легко купить в Хабе, если перебить с кем-то из напарников всех Ханов, раздеть их до трусов, навьючить получившуюся груду металлолома на напарника и загнать ее торговцам. Из-за бага напарник в первом фолаче может унести неограниченное количество хабара; правда, из-за этого же бага бесплатно лут он не вернёт, придется воровать обратно, но напарники на ограбление не обижаются.
    • Или пробежаться по маршруту Шейди-Сенс (чтобы найти веревку) — Лост Хиллс — Свечение, по быстрому обыскать там тело нужного паладина (если не спускаться ниже первого этажа, можно успеть не нахватать критическое количество радиации и пробежать на наглости и кураже), а если найти ну хоть что-нибудь против радиации (или прикинувшись идиотов выпросить рад-х у одного из охранников на ресепшене бункера) то выживание гарантированно и вступить в Братство Стали. Правда без дополнительных квестов, вам дадут только усиленную боевую броню (впрочем тоже годно, ибо третья по защите в игре), и натаскать из ящиков и карманов много приличного оружия.
  • Суперсолдаты — супермутанты, точка.
  • Каннибалы. Угадайте, причем здесь один доктор из Джанктауна и торговец фастфудом из Хаба?
  • Фичекат — по первоначальной задумке если герой помогал Гизмо, то в финале тот превращал Джанктаун в богатый и процветающий город.
  • Цель оправдывает средства — кредо Повелителя.

Примечания[править]

  1. Нет, вопреки популярному заблуждению ни сцена из заставки, ни Vault-Boy тут ни при чем — точную причину отказа от GURPS не называет ни одна из сторон, но решение было принято именно со стороны Interplay.
  2. Смеха ради можно второй раз пройти реально тупым персонажем. В смысле, РЕАЛЬНО тупым. Типа, интеллект 2 и ниже.
  3. В основном с помощью «личных» убежищ, какие ещё в 60-е копали на случай войны США и СССР, а также сотрудники военных баз и многие сельские жители, не попавшие под факторы воздействия ядерного взрыва.
  4. Конечно, Катя могла сопровождать Выходца в этом пути, но женой его стала не она, а соседка по Убежищу 13 Пэт, согласно его же мемуарам.
  5. Во второй части количество очков навыков при левелапе рассчитывается по формуле 5+(ИНТ х 2), то есть при базовом интеллекте в 5 вы получаете 15 очков за уровень. «Одаренный» дает минус пять, но базовый интеллект равняется уже 6, при котором вы будете получать 12, что все равно не так уж и мало с учетом того, что база для каждого навыка повышается с ростом связанной с ним характеристики. А если раскачать «Интеллект» дополнительно, то разница вообще становится относительно незаметной. А уж к концу игры, когда ваши основные навыки все равно зашкалят за 150 и очки станет некуда девать…