Пункт назначения

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Final Destination»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Постер третьего фильма. Какие-то маловажные персонажи на фоне (предположительно) главной героини.

«Пункт назначения» (Final Destination) — серия американских фильмов ужасов. Сюжет весьма своеобразен для ужастиков: за героями, по счастливой случайности ухитрившимися избежать гибели, начинает охотиться, очевидно лично Смерть собственной персоной. Ангел это, демон или ещё что-то, нам не покажут: никакого монстра-убийцы в привычном понимании тут нет, смерть наступает от невероятно неудачно (для жертв) совпавших серий роковых случайностей, ну а жертвы пытаются в меру своих сил выжить. Подобные убийства при помощи цепи совпадений бывали в фильмах ужасов и раньше, скажем в цикле «Омен»[1]) или постсоветском хорроре «Прикосновение», но там злые силы были не настолько обезличены. Собственно, поклонники «Пункта» именно за то его и любят, что главзлодейка присутствует лишь незримо, а её смертоносные последовательности «страх какие продуманные!».

За созданием франшизы стоят сценаристы-продюсеры Джеймс Вонг[2] и Глен Морган, известные своей работой над такими сериалами, как «Секретные материалы» и «Тысячелетие». Собственно, подобная идея как раз и была придумана именно для «Секретных материалов», но почему-то не получила воплощения в сериале.

Фильмов серии «Пункт назначения» на данный момент пять[3]. Также существует ряд новеллизаций, отдельных книг и комиксов. Конечно, как это часто бывает, опухание сиквелов не идёт серии на пользу, и пресловутые «продуманные» цепочки чем дальше, тем чаще сменяются на набрасывающиеся из кустов рояли, а смерти становятся настолько нереалистично кровавыми, что временами просто бывает смешно.

Сюжеты[править]

Структура фильмов в целом похожа. Группа людей находится в том или ином потенциально опасном месте. В какой-то момент начинается ужасная и беспощадная катастрофа, и все погибают. По завершении кровавой бани оказывается, что это был только сон одного из героев, очень реалистичный. Пока герой пытается отдышаться, вокруг начинают происходить те же события, что в страшном видении предшествовали катастрофе, причём с точностью один-в-один. Герой, понимая, что сейчас повторится и сама катастрофа, поднимает шум, и в итоге с ним спасаются, умышленно или невольно, несколько человек. Остальные гибнут, как и было предсказано.

После этого начинается самое веселье. Чудом выжившие начинают один за другим погибать при загадочных обстоятельствах, будто бы по странным и страшным совпадениям. Образно говоря, цепочка начинается с того, что персонаж что-то пролил на пол, и в это время где-то рядом начал развинчиваться из-за проехавшего по улице трамвая плохо завёрнутый болтик, а заканчивается тем, что герой поскальзывается на том что пролил и падает в нужный момент и в нужное место, чтобы на него рухнуло то, что держалось на том болтике. Редеющим рядам уцелевших вскоре становится ясно одно: что-то убивает их в том же порядке, в каком они должны были умереть в видении. И герои начинают пытаться выжить.

Пожалуй, этого общего обзора достаточно, чтобы описать в целом сюжет всех фильмов серии, подробно рассказывать о каждом из них не обязательно. Но стоит упомянуть, что и в этой игре есть правила: ещё герои первой части узнают, что жертвы гибнут в определённом порядке и, если нынешнюю жертву кому-то удаётся спасти, Смерть займётся следующей, а эта перейдёт в конец списка. Впрочем, вы ведь понимаете, что это никому помогло — разве возможно спасать друг друга вечно, если катастрофы продолжают случаться с ними на каждом шагу? А ведь Смерть может и разозлиться: в нескольких фильмах ей надоело мочить героев по одному, и она просто завела их в финале к ещё одной катастрофе, где они погибли с разницей в пару секунд (серии с 3 по 5).

Во втором фильме также рассказали, что смерть можно обмануть началом новой жизни (сделать ребёнка с кем-то из собратьев по несчастью). Мало того, выяснилось, что персонажи второй части связаны с кем-то из персонажей первой тем, что благодаря их гибели сами не попали туда, где их поджидала смерть, тем самым оказавшись втянуты в игру! У кого-то автобус задержали из-за сбитой девушки, поэтому он не попал куда-то аккурат к пожару, кто-то просто смотрел выпуск новостей и не вышел туда, где его поджидал грабитель. Это как-то связано с тем, что когда Смерть не смогла убрать персонажей второй части всех разом, она принялась их убивать в обратном порядке, а не как обычно. В пятой же серии и вовсе оказалось, что можно пожертвовать кем-то другим, чтобы спасти свою шкуру.

Нередко всякие такие нюансы объясняет персонажам зловещий и загадочный чернокожий похоронных дел мастер Уильям Бладуорт, о котором авторы нам толком ничего так и не рассказали — ни кто он такой, ни откуда он столько знает о Смерти и её делишках[4]

На данный момент все книги и комиксы чётко следуют тому же сценарию. Единственное исключение — «Пункт назначения: Убийственный взгляд», где Смерть предлагает сделку девушке-фотомодели, которой взрывом лишь изуродовало лицо — та должна сама отправить людей из списка на тот свет, и тогда получит сверхъестественную помощь.

Что тут есть[править]

Основное[править]

  • Предсказание. Фильм построен на всевозможных видениях и зловещих знаках. Кто посылает эти видения, непонятно, ведь всё, что могут изменить ясновидцы — дать себе и немногочисленным спасённым шанс помучиться подольше. Может быть, и сама Смерть, только непонятно зачем — то ли чтобы поиграть подольше, то ли чтобы дать шанс.
    • Что касается знаков — например, ещё в первой части героям встречались то имя следующей жертвы, случайно вырванное из другой надписи, то и вовсе видение в виде приближающегося поезда.
    • С самого начала и на протяжении всего сериала очень часто встречается число «180». Даже злополучная вывеска в финале первого фильма выглядит, как вывернутый наизнанку номер того гибельного рейса: MIRO 81 / 180 RIM.
    • В самом начале первого фильма герои слышат песню, исполнитель которой, Джон Денвер, погиб в авиакатастрофе, и один из них это даже подсвечивает. Потом эта песня звучит на пластинке у учительницы, и уже в самом конце, когда главный герой в Париже внезапно узнаёт её в исполнении музыканта в ресторане (хоть и на французском), — ничего хорошего в обоих случаях это им не сулит. Да, не один Крипер у нас монстр-меломан.
    • А в третьей части смертушка начала присылать подсказки через фотографии. Хотя обычно герои догадываются, что значила та или иная тень, уже после того, как их собрата по несчастью убило. Но получается, что всё предопределено, так что можно не бояться за всякие опасности, приключающиеся с персонажем, если они не похожи на намёк: они всего лишь подводят жертву к предписанной смерти, и «кому суждено быть повешенным, тот не утонет».
    • Кроме того, есть намёки и для наблюдательного (или скорее для пересматривающего) зрителя — в первой части ещё до начала фильма можно увидеть несколько намёков на предстоящие способы убийства, когда панорамой показывают различные предметы. Во второй от выложенного из магнитов слова «HEYE» на холодильнике убиваемого персонажа отвалилась первая буква, намекая, куда ему угодит смертельный удар (ещё и косвенно поспособствовала его гибели, случайно попав в микроволновку). В пятой — трещина на фотографии, намекающая, что пострадает, опять же, именно глаз героини. И так далее, подобного очень много.

Фанатский клип к каверу Короля с Шутом на песню Вити Цоя. Качество видео паршивое, но нарезка весьма неплохо сочетается с текстом.

  • Множество способов умереть — во всей красе! Персонажа может убить даже безобидный плюшевый мишка.
    • Голову с плеч. Этот надёжный способ применяется регулярно с самого начала. Например, в первом одному из персонажей снесло голову какой-то железкой, выброшенной из-под поезда, а в четвёртой — автомобильным колесом. В третьем — двойная субверсия: два меча не отрубили голову, (хотя казалось, вот-вот это сделают), а перерезали тросы, крепившие блины на тренажёре. Этими блинами голову и размозжило несколько секунд спустя.
    • Неожиданно жестокая смерть. Смерти, в лучшем случае, просто пофиг, как именно умрёт жертва. Иногда происходит что-нибудь совершенно отвратительное и кошмарное — как случай в солярии из третьей серии, например, или неудачная лазерная коррекция зрения в пятой.
    • Мультикилл. Смерть пожинает знатный урожай во время начальных катастроф, но и впоследствии иногда забирает по несколько героев сразу (видимо, если совсем достанут).
    • Мясорубколёт — в четвёртом фильме сыграно зигзагом. С одной стороны, висевший над головой у жертвы вентилятор оторвался на полном скаку. С другой, он её даже не ранил и зачем он вообще решил упасть, непонятно. А в третьем фильме выбитый из автомобиля двигатель вентилятором охлаждения превращает в фарш затылок одного нарциссика.
    • Хрясь, и пополам!. Тоже бывает нередко — эффектно и страшно ведь выглядит! (хоть и нереалистично). Например, во втором фильме отлетевшими тросами героя порубило даже не пополам, а на три части, не считая отрубленной руки. В четвёртом было только в видении — там разрубило летящей деталью машины реднека и его жену одновремено. В пятом — в начале самого ясновидца в его же видении разрубило деталью моста, а в конце — его подружку наяву о крыло самолёта.
    • Цепь случайных совпадений. Как уже говорилось, это главное оружие Смерти. К некоторым смертям возникает, конечно, вопрос, на кой чёрт Смерти так изощряться-то? Кирпич на голову или что-то в том же стиле сработает не хуже[5]. Впрочем, обоснуй этому вполне дойлистский: ну кому было бы интересно смотреть пять фильмов подряд на падающие кирпичи? Он, кстати, может быть и ватсонианским — если Смерть является всемогущей мыслящей сущностью, а не просто стихией, ей наверняка давно наскучили обычные способы, а тут план уже нарушен, и такой шанс проявить фантазию!
  • Красная сельдь — время от времени авторы с тем или иным успехом поддразнивают зрителя на предмет того, чем именно будет убит очередной бедолага. Внимание привлекается к потенциально опасным деталям обстановки, но к гибели персонажа они в итоге даже косвенно не будут причастны (чем дальше, тем больше франшиза таким страдает).
  • Не было гвоздя… или, наоборот, «гвоздь» оказался там, где не надо. Очень часто встречается. Не бросай мусор в окно — «пригодится» поскользнуться. На таких предметах камера тоже заостряет внимание, и поди угадай, данный это троп или предыдущий.
  • Невероятно отстойный дар — у всех главных героев. Что толку видеть пророческие глюки, если знание будущего в итоге ничего не может изменить?
    • Тем более что попытки что-то сделать временами превращаются в самосбывающееся пророчество.
    • Правда Кассандры. И, конечно, поначалу начавших пророчить героев не слушают и вообще принимают за психов, а то и за преступников. Как вообще ухитрился выйти сухим из воды Алекс, герой первого фильма, совершенно не понятно — его бы просто посадили по обвинению в убийстве учительницы. Видимо, ребята из ФБР что-то знали.
  • Пластилиновое тело. Чем дальше, тем чаще тела лопаются, как помидоры. А в четвёртой части, к тому же и так смахивающей на очень чёрную комедию, началось форменное безобразие вроде продавливания персонажа через сетку Рабица.
  • Техника безопасности. В этих фильмах и так-то ломается всё, что может сломаться и причинить вред человеку. А персонажи ещё и бесстрашно бродят, скажем, по месту проведения погрузочных работ, которое никто почему-то не огородил. Солярий-крематорий[6] и тренажёр-головолом из третьего фильма вообще не иначе как сам Джон Крамер спроектировал. Временами персонажи ведут себя настолько глупо, что зритель начинает болеть за ту неведомую фигню, которая избавляет мир от этих идиотов.
  • Ты уже мёртв. Для всех или почти всех персонажей это так с самого начала фильмов. Вопрос в том, сколь долго они смогут продержаться.
  • Убей их всех. Давайте уж сразу начистоту, чтобы не расставлять по статье серые полоски спойлеров. Выживают персонажи только в первых двух частях (и то уцелевшие из первой погибли кто во второй, а кто вообще за кадром между этими фильмами). Что стало с пережившими вторую часть — неизвестно (в альтернативной версии третьей выяснялось, что погибли и они, но в релиз это не вошло). Ну а в остальных фильмах на хэппи-энд и не надейтесь, — во второй половине франшизы уже мало кто из зрителей верил, что хоть кто-то из героев уцелеет. Смерть может дать им несколько месяцев на передышку, но потом вернётся к начатому.
    • Своеобразно погибли те, кто уцелел в основной резне пятого фильма. Дело в том, что лишь в конце нам неожиданно показывают, что это приквел к первой части, и они как раз и сели в тот самолёт, с которого всё началось.
  • Это встречный паровоз. Естественно, на каждом шагу это встречается: не успеет персонаж спастись от одного орудия смерти, как тут же его настигает другое. Смог выбраться по пожарной лестнице из горящего дома? Ну так эта же лестница тебя и продырявит. А в варианте с жертвой, которая благополучно пережила аварию, только чтобы её случайно убило подушкой безопасности при неосторожном действии спасателя, — это уж вообще чуть ли не предательская кавалерия получается.

Остальное[править]

  • Аллюзии.
    • Авторы несколько раз устроили этакий оммаж авторам и актёрам классических ужастиков, дав персонажам их фамилии. Например, Алекс Браунинг, Билли Хичкок из первой части; Питер Фридкин или Кэндис Хупер из пятой; а то и вовсе два в одном, как Льюис Ромеро из третьей.
    • Есть и самоотсылки. Заставка в стиле «X-Ray Attack» во вступительных титрах четвёртого фильма — отсылка к первым трём, смерти «скелетиков» весьма узнаваемы. А в заставке пятой части показаны различные предметы, послужившие причинами запоминающихся смертей из предыдущих фильмов.
    • Кстати, в 5 фильме перед тем, как начинает рушиться мост, мимо автобуса с героями проезжает лесовоз. Уж можно подумать, что Смерть решила не оригинальничать и повторить завязку второго фильма.
    • Возможно, во втором фильме есть отсылка к вышедшему в том же году мультику «В поисках Немо» — сцена, когда глупая чайка врезается в стекло окна стоматологического кабинета весьма напоминает. Да и аквариум там есть. К тому же, вскоре персонаж едва не погиб, подавившись именно рыбкой (резиновой).
  • Боди-хоррор — такой истинный облик Смерти, если верить роману «Пункт назначения: Расплата мертвеца». Две героини романа описывают Жнеца, как отвратительное месиво из полуразложившийся плоти и тысячи различных костей, которые он собирал для своего тела.
  • Бензин — это взрывчатка. Машины тут взрываются, как бомбы, при малейшем ударе. А в первом фильме самолёт рванул так, что с расстояния этак в километр взрывной волной вышибло стёкла в аэропорту. Да чего уж, если даже здесь даже водка горит, будто «коктейль Молотова».
  • Боливийский финал — третий фильм. То, что герои погибли в сошедшем с ума поезде, очевидно, но не показано.
  • Водит, как псих. Водители здесь поголовно слепые и тупые все, как один, Смертушке на радость.
    • Козлистый Картер из первого фильма водит не просто как слепой, а правда как псих. В итоге послужил косвенной причиной гибели одного из персонажей — не дурил бы за рулём, той железяки на рельсах бы не оказалось.
    • Железнодорожники, кстати, тоже какие-то ненормальные — даже не попытались тормозить при виде застрявшего на рельсах автомобиля, а когда размолотили его в груду металлолома, то и не подумали остановиться, чтобы узнать, никто ли не пострадал. Затормозить, конечно, было бы сложно: грубо говоря, длина тормозного пути состава равна длине состава, а с экстренным торможением всё плохо: или половина пассажиров станет трупами, или товарняк сложится гармошкой. Но хоть бы потом остановились и вышли посмотреть на машину, вместо того, чтобы ещё две минуты на полной скорости перемалывать её колёсами. Впрочем, действующий сам по себе поезд, скрывающийся с места преступления, не новое явление для фильмов — вспомним «Назад в будущее 3».
  • Внутри тонущего автомобиля. Героиня второго фильма добровольно сиганула в воду на микроавтобусе. Что характерно, её спасли, откачав после клинической смерти (что с ней стало потом, неизвестно, но герою первого фильма подобный трюк не помог).
  • Датировка по электронике. Коллеги с TVTropes подсказывают: ещё с самого начала можно заметить, что действие пятой части происходит до первой, а не после четвёртой. По отсутствию айфонов, а также популярной в мире фильма музыке и устаревшим автомобильным номерам.
  • Диссонирующий саундтрек — учительница в первом фильме погибает под добрую песню с маминой пластинки. Что характерно, под всё того же Джона Денвера и даже под ту же песню, «Rocky Mountain High», хотя иногда она прерывается типичной «страшной музыкой». Расист из четвёртого фильма погибает под звучащую по радио добродушную антирасистскую песню «Why Can’t We Be Friends?» группы «War».
  • Зловещая тень. В первом фильме незадолго до смерти Билли в ванной видел в зеркале странную тень, такую же видела в отражении в чайнике и учительница, прежде чем начался процесс её убийства. Что весьма интересно, в последующих фильмах Смерть подобным образом себя не персонифицировала. Хотя во второй части тени веток за окном, которые видит главная героиня, очень похожи на тянущиеся костлявые руки кого-то чудовищного.
  • Зловещий автомобиль. Вот скажите честно, после просмотра второго фильма вам не страшно увидеть, что перед машиной, в которой вы находитесь, едет лесовоз? Довольно многим становится не по себе. А ведь обычные бытовые приборы или, скажем, автобусы в этой франшизе погубили больше людей, но от них мурашки по спине не маршируют, — видимо, потому что лесовозы куда менее привычны, видишь их не каждый день, и при этом они у многих только с этим фильмом и ассоциируются.
  • Кошмар в лифте — во втором фильме. Кстати, ещё один пример головы с плеч.
  • Кошмар в метро — конец третьего фильма.
  • Метафизическая броня. Несколько раз персонажи пытались поторопить смерть, но нет, Мрачный Жнец так не играет, — в очередь, сукины дети! Пистолет не выстрелит, верёвка оборвётся, к тонущей машине подоспеют спасатели.
  • Не надо было этого говорить — последние слова некоторых жертв звучали, как: «Да я вас всех переживу», «Хочешь умирай, а я буду жить», «Я крутой спортсмен, меня сама смерть не возьмёт, ха-ха» и, конечно «Я не хочу умирать!!!». Ещё, кстати, были слова «Да вам что всем, башни снесло?!»[7] и «Я с вас глаз не спущу», произнесённые перед сносом башни и попадании камня в глаз, соответственно (это уже четвёртая часть, в ней много очень чёрного юмора).
  • Не щадить беременныхаверсия во второй части. Беременная женщина остаётся в живых. Более того — она и не должна была умереть.
  • Не щадить детей. Ну и с чего бы Смерти щадить детей? Даже подсвечено в первом фильме: проходя мимо женщины с младенцем, один из персонажей подмечает, мол, хороший знак, Бог не допустит, чтобы этот самолёт рухнул … и в число временно выживших данный ребёнок не вошёл.
    • Парню, которого раздавило сорвавшимся с крана грузом во второй части и так-то всего 15, а по замыслу режиссёра он должен был быть ещё младше. В итоге решили не делать совсем уж серьёзную чернуху.
    • Впрочем, в конце второй части эффектно погибает куда более мелкий подросток (один из героев до того случайно его спас и тем самым втянул в игру).
  • Неблагодарное быдло. Алекса, главного героя первого фильма, многие стали попросту бояться, как предвестника смерти. Хотя стоило быть ему благодарными за такое спасение, будь оно хоть трижды странным.
  • Непереводимая игра слов. 3 серия: Эрин, сотрудница хозяйственного магазина отзывается о некультурных покупателях, называя их словом, которое перевели, как «тупицы». В оригинале слово звучало, как «pinheads». Вскоре так совпало, что барышне в голову высадило очередь гвоздей из взбесившегося гвоздезабивного пистолета…
  • Пнуть сукиного сына. Нередко жертвы — козлы, хотя обычно и они вызывают хоть каплю сочувствия. Но иногда Смерть выступает в роли Зла Воздающего для тех, кто действительно этого заслуживает.
    • Например, реднек-расист из четвёртого фильма был жутким мудаком, жил грешно и умер смешно, пытаясь сжечь крест под окном негра, был убит собственным автомобилем, ещё и под песенку, осуждающую расизм.
    • А в пятой части был гнусный жирдяй, извращенец и, по сути, мародёр, без зазрения совести укравший вещи из ящиков погибших коллег. Убит божественной справедливостью в виде тяжёлой статуэтки Будды, свалившейся ему на голову в массажном салоне.
  • Поджог, убийство и переход на красный свет. Один из героев третьего фильма возмущается фразе «В глазах смерти мы все равны», произнесённую на кладбище. «Мэнсон дожил до семидесяти, — возмущается он. — Усама ещё коптит небо, сутенёры и вице-президенты живут и здравствуют!»…
    • Имеется в виду, скорее всего, Дик Чини, вице-президент Буша-младшего, развязавший войну в Ираке, одиозная и ненавистная большинству личность.
  • Символ из второй части — знаменитый лесовоз был в сиквеле.
  • Синдром поиска глубинного смысла. Так нередко выглядят попытки героев разгадать, что именно значит очередная полученная подсказка (угадывают довольно редко). Например, 3 фильм: герои ищут на фото, от чего погибнет их друг Фрэнки, который на фотографии держится за верёвочную лестницу. Он упадёт с лестницы? Повесится на верёвке? Или дело в призах, которые видно на фото? Вот Губка Боб, он живёт под водой… Или дело в этом кулоне с голой девицей, которые вешают на грузовики? (в последнем случае угадали, но спасти, как обычно, не успели).
  • Спойлерный трейлер. На трейлер четвёртой части многие ругались, поскольку он всё испортил, проспойлив большую часть смертей. Трейлер пятой части тоже вызвал такую реакцию, но… в итоге оказалось, что хитрые авторы всех обманули, и большая часть показанных в нём ситуаций на самом деле были не тем, что убило данных персонажей.
  • Страшный парк развлечений. Ничто не предвещало беды, но парк аттракционов в третьем фильме быстро стал ещё как страшен. Впрочем, главной героине стало жутко ещё при виде большой статуи чего-то демонического.
  • Страшный негр — в романе «Пункт назначения: Убийственный взгляд» сама Смерть воплощается в облике старого афроамериканца в сером костюме, ослепительно-белыми зубами, седыми волосами и с тростью с набалдашником в виде человеческого черепа. Казалось бы, причём тут некий барон Суббота?
    • Ну и кочующий из фильма в фильм коронер, естественно. Хотя он не злодей и даже помогает персонажам, но все же жуткий.
  • Так всё и было. Упоминается некая фотография Линкольна, стекло на которой незадолго до его убийства треснуло как раз в том месте, куда попала пуля. В общем, «Честный Эйб» тоже со Смертью сыграл и проиграл.
  • Хроника посреди фильма. Видео в новостях, которые смотрит Алекс после гибели самолёта, — это настоящие кадры, снятые после крушения самолёта в 1996 году. Кстати, тот самолёт тоже следовал из Нью-Йорка в Париж, и на нём также погиб школьный класс. К сожалению, тогда никто видений не увидел.

Примечания[править]

  1. Кстати, к этой франшизе есть толстая отсылка в третьем фильме — с фотографиями.
  2. Кстати, другой Вонг тоже часто использует концепцию «якобы случайных» совпадений.
  3. Фильмы 2019 года «Пункт назначения: Смайл» и «Пункт назначения: Аквапарк» никаким боком к этой франшизе не относятся и вообще-то в оригинале называются просто «Polaroid» и «Aquaslash», соответственно. Чего не сделают жадные локализаторы, чтобы впарить зрителям фильмец.
  4. Но, кстати, сыгравший его в фильмах 1, 2 и 5 Тони Тодд в третьей части озвучивает ярмарочную скульптуру, изображающую дьявола, и это выглядит как намёк. Да и вообще, это лицо мы уже где-то видели, и оно вызывает определённые ассоциации.
  5. Хотя как раз именно кирпич однажды был применён, но и то нам этого не показали. А ещё одного просто сбил автобус, причём даже не всбесившийся или потерявший управление.
  6. Основано на городской легенде, кстати.
  7. Весьма удачная находка переводчиков, в оригинале было не так толсто: «Have you all lost your fucking mind?»