Fulcanelli

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

За окном свиристят свиристели, Веселей на реальность гляди. Если кошка грызёт Фулканелли, Ты по ж*пе ей дай Джоном Ди!

»
— Мальдороры, «Грустная алхимическая»

Фулканелли — загадочный французский алхимик XX в. Достаточно мало известен в США, однако стал культовой фигурой во французской и вообще западноевропейской контркультуре в 1960-70-е годы, а к 1990-м добрался и до постсоветского андерграунда, где тоже приобрёл популярность наряду с Густавом Майринком, Жаном Рэем, Лавкрафтом, Робертом Антоном Уилсоном и др.

История[править]

В 1926 г. в Париже была выпущена книга «Тайна готических соборов», посвящённая алхимическому символизму собора Нотр-Дам и других архитектурных памятников Средневековья. Выход книги курировал эзотерик и писатель Эжен Канселье, который утверждал, что автором является его наставник, скрывающийся под псевдонимом Фулканелли. По утверждениям Канселье, Фулканелли был настоящим алхимиком, прожившим уже больше восьмидесяти лет и совершавшим казавшиеся невозможными вещи (в частности, таки да, превращавшим свинец в золото). Спустя три года, в 1929 г., вышла вторая книга — «Философские обители»; по словам Канселье, Фулканелли планировал выпустить и третью, «Finis Gloriae Mundi», но в последний момент передумал, решив, что, мол, «человечество не готово к такому» (впрочем, в 2000-е книга с таким названием всё же вышла, но оказалась подделкой, и большой вопрос, существовал ли вообще оригинал). После начала Второй мировой Фулканелли исчез; по некоторым данным, его пыталось разыскивать даже ЦРУ, но безуспешно.

Легенда о Фулканелли обрела «второе дыхание» в 1960-е годы, во многом благодаря рассказу Эжена Канселье о последней встрече с наставником в Испании в 1954, который сам по себе потянет на сценарий артхаусного фильма. По словам Канселье, в испанском аэропорту его встретил водитель, который был больше похож на кучера с полотен Гойи, и привёз в очень странный замок в горах, где обитали люди, одетые по моде XVI в., обсуждавшие между собой алхимию, и который был словно отрезан от мира (так, Канселье видел из окна проезжающие машины, но не слышал их). В замке он встретился с Фулканелли, которому на тот момент уже перевалило за сто, но выглядел он едва на пятьдесят. Фулканелли показал ему алхимическую лабораторию в замке, где Канселье провёл несколько опытов, а на следующий день он встретил трёх женщин, у одной из которых было лицо Фулканелли. Несмотря на неправдоподобность истории, в паспорте Канселье за этот год таки обнаружилась испанская виза.

Другую странную историю про Фулканелли рассказал Жак Бержье, французский журналист, писатель, шпион и деятель Сопротивления, в годы ВМВ переживший заключение в концлагере. По утверждениям Бержье, в 1937 он встречался с Фулканелли в парижской лаборатории, и Фулканелли предупредил его о том, что человечество вскоре изобретёт ядерное оружие, а также сообщил, что суть алхимического «Великого Делания» (эксперимента по созданию философского камня) — не в трансформации вещества, а в трансформации сознания самого экспериментатора, благодаря которой он получает возможность «заглянуть за завесу реальности» в иные миры (что какбе подтверждается квантмехом и теорией относительности, в которых грань между наблюдателем и наблюдаемой системой сильно размывается). Впрочем, Бержье был тем ещё фантазёром, и впоследствии он сильно распиарил Фулканелли в книге «Утро магов», написанной им совместно с Луи Повелем. Во многом благодаря Бержье Фулканелли стал широко известен в западноевропейской контркультуре, вплоть до того, что его даже упоминают в нескольких итальянских фильмах-джалло. Вдохновлённые успехом «Утра магов», Бержье и Повель стали издавать андерграундный журнал «Planète», посвящённый паранормальным явлениям, но это уже другая история.

Личность Фулканелли так и осталась достоверно неизвестной, и на этот счёт существует множество гипотез. В частности, в 2005 г. Женевьева Дюбуа выпустила книгу «Фулканелли Разоблачённый», в которой утверждала, что псевдоним «Фулканелли» был коллективным, и что вся история была сложной мистификацией, за которой стояли художник Жан-Жульен Шампань (собственно, иллюстрировавший книги Фулканелли), книготорговец Пьер Дюжоль и египтолог-оккультист Рене Шваллер де Любич. Согласно другой версии, высказанной Патриком Ривьером в книге «Fulcanelli: His True Identity Revealed», за псевдонимом Фулканелли скрывался ни много ни мало физик Жюль Виоль, член Парижской академии наук и один из основателей Высшей школы оптики в Париже. По официальной версии, Виоль умер в 1923 г. в 81 год, но на его свидетельстве о смерти почему-то не было подписи судмедэксперта, что, возможно, намекает. Впрочем, если Виоль реально дожил до пятидесятых, то это уже само по себе пахнет мистикой.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Умберто Эко, «Маятник Фуко» — о Фулканелли упоминает полковник Арденти.
  • Хулио Кортасар, «Игра в классики»: Фулканелли упоминается одним из членов Клуба Змеи — самопровозглашённого клуба интеллектуалов, в котором состоит главный герой.
  • Пауло Коэльо, «Алхимик».
  • Евгений Торчинов, «Таинственная самка» — действие происходит в России 1900-х, а сюжет крутится вокруг препарата «Фулканеллин», который был изготовлен Фулканелли и даёт человеку сверхспособности.
  • Скотт Мариани, «Секрет алхимика» — главный герой разыскивает манускрипт Фулканелли, чтобы спасти смертельно больную девятилетнюю внучку.

Радиоспектакли[править]

  • Радиопередача Александра Дугина «Finis Mundi» называется в честь последней невышедшей книги Фулканелли «Finis Gloriae Mundi».

Кино[править]

  • «Инферно» Дарио Ардженто — здесь сюжет раскручивается вокруг загадочной книги «Три матери», написанной алхимиком Варелли (имя явно отсылает к Фулканелли, а сама книга — к произведению Томаса де Квинси «Suspiria de Profundis»).
  • «Собор» Микеле Соави — главный герой пытался по книге Фулканелли найти сокровища в католическом соборе. Ничем хорошим это не кончилось.
  • «Хронос» Гильермо дель Торо — по сюжету именно Фулканелли изобрёл загадочное устройство «Хронос», которое дарует человеку бессмертие, но при этом постепенно превращает его в вампира.

Музыка[править]

  • Фрэнк Заппа выпустил музыкальный трек под названием «But who was Fulcanelli?»