Girl Genius

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Приключения! Романтика! Безумная наука! »
— девиз произведения

Girl Genius (ягерск. «Guyrl Gineuz»; рус. «Девушка-гений», «Гениальная девчонка») — графическая новелла авторства живущих в американском Сиэтле супругов Фила и Кайи Фоглио (Фольо?)[1], выполненная в жанре, называемом авторами «gaslamp fantasy» — «газоламповое фэнтези». По факту — стимпанк, клокпанк, теслапанк (паровых машин не так много, а о принципах действия остальных в принципе можно догадаться по косвенным намёкам: электричество, энергия натянутых пружин, изредка — ДВС) и вскорости в полный рост пробился манапанк с тёмными и светлыми энергиями (причём чем глубже в исторические древности, тем больше манапанка, а чем ближе к современникам героев, тем больше стим/клок/тесла, а особо прогрессивные пытаются сдвинуть его уже в дизельпанк).

Есть игра на Nintendo Switch, «Girl Genius: Adventures In Castle Heterodyne».

Сеттинг[править]

Действие разворачивается в альтернативной Европе примерно XVIII—XIX в. В определённый момент в мире начали рождаться люди, называемые Искрами. Искры обладали сверхъестественными способностями в науке и технологии, что позволяло им создавать механизмы и чудовищ огромной разрушительной силы. Это нарушило баланс сил и мир скатился в анархию междоусобных войн, традиционные государства разрушились и превратились в скопища постоянно воюющих городов-государств.

Отличия от нашей реальности:

  • Феодальная раздробленность и междоусобная резня значительно отложили Эпоху Великих Географических Открытий. Америка была открыта относительно недавно или давно, но не исследована. На регулярной основе экспедиции туда только-только начали отправлять.
  • Католическая Церковь расколота на семь понтификатов, известны Римский, Авиньонский и Белфастский.
  • Из знакомых нам государств только Англия, да и у той «откушено» часть суши (буквально откушено, там вся южно-восточная часть затоплена; так и живут себе под водой).
  • Однако при всём при этом нации как таковые практически не пострадали. По крайней мере, языки, несмотря на сотни лет альтернативного развития, примерно те же самые.

Примерно за двадцать лет до событий истории Европа подвергается атаке таинственного суперзлодея Иного, устроившего зомби-апокалипсис при помощи Ос-угнетателей, контролирующих разум паразитов, подчиняющих человека Иному. Двое местных супергероев Парней-Гетеродинов начали борьбу с Иным и исчезли. Одновременно с этим Иное прекратило свою деятельность, что было расценено как победа Гетеродинов.

Словарик местных понятий[править]

  • Искра — сверхспособность (или человек, ей обладающий). Заключается в сверхконцентрации всех ресурсов организма на определённой задаче, что позволяет получать необыкновенные способности, как правило, сводящиеся к сверхинтеллекту и сверхкреативности. При этом Искра не всегда способна контролировать себя до такой степени, чтобы сконцентрироваться именно на нужной задаче или выбрать именно оптимальный путь: даже самых адекватных из них выбранная первоначально идея увлекает полностью, так что они не способны рассмотреть параллельные варианты и вкладывают всю мощь своего разума в решение задачи приглянувшимся им способом, вне зависимости от того, насколько он неадекватен. А так как эта мощь даже у слабой Искры очень, очень немаленькая, на выходе получается очередной шизотех, с точки зрения не-Искры опровергающий законы физики (на самом деле — ни разу не, просто разобраться в том, как именно это может работать, способна только Искра, а остальные, послушав объяснения очередного сумрачного гения, пожимают плечами и соглашаются считать, что «итс мэйджик!» — вполне благопристойное объяснение; да и физика там явно несколько своя, без полли искры труднопостижимая). Также для искр характерны сверхсила и сверхстойкость (Отар Тригвассен, авантюрист и джентельмен регулярно выживает после падения с огромной высоты и появляется живой и невредимый на удивление своих врагов, другие Искры могут сутками работать над очередным механизмом без перерыва на сон и еду, передвигать огромные грузы, но большую часть этих способностей можно объяснить либо апгрейдом собственного тела с помощью безумной науки, либо просто творческим экстазом, заставляющим игнорировать физиологические потребности).
  • Поскольку в тексте комикса имеются неоднократные упоминания о таких вещах, как: «принципы работы большинства изобретений и конструкций Искр не особо объясняются наукой», «существование этих изобретений противоречит логике и здравому смыслу, а так же кое-каким физическим законам (гравитации, сопромату, классической термодинамике и т. д.)», «изобретение одной Искры крайне сложно воспроизводимо другой, проще сделать что-то похожее, но своим способом», а так же есть подтверждённые случаи создания Искрами невиданных вундервафель из реально бесполезного хлама (а то и вовсе практически из ничего), в сообществе фанатов есть предположение о природе Искр. Искры — это люди способные дополнять окружающую реальность под свои нужды. То есть если Искре нужно создать оружие, механизм, организм или любое другое изобретение, в нем появляется что-то особенное, делая это возможным. Даже несмотря на то, что с точки зрения наблюдателя это выглядит чудом. Поэтому Искрам вовсе не обязательно обладать инженерными познаниями или навыками — реальность расширится так, что создание будет возможным с её текущими характеристиками и из имеющихся материалов. И эффект этого дополнения стабилен (по крайней мере, может сохраняться тысячелетиями).
  • Клац — робот, механизм с искусственным интеллектом или его подобием. Сильные искры могут загнать более-менее адекватный ИИ в устройство размером с ладошку. Снаружи устройство управления обычно выглядит чисто механическим, но по какому принципу работает внутри — во имя спокойствия недоверия не показывают.
  • Конструкт — искусственное живое органическое (по крайней мере частично) существо. Большинство создаётся по принципу Франкенштейна, но вообще их можно создавать разными способами. Биология в комиксе не менее альтернативная, чем история и физика — фишки вполне наследуются. Так, крошечные мамонты вообще на весь мир размножились, активно конкурируя с крысами.

Сюжет[править]

Действие крутится вокруг молодой студентки Трансильванского Полигностического Университета Агаты Клэй, которая оказывается в центре европейских политических интриг. По дороге в Университет она оказывается ограблена двумя солдатами-дезертирами, которые отбирают у неё медальон с портретами её родителей. Это провоцирует у неё пробуждение способностей Искры, которые этим медальоном подавлялись, пока Агата не станет достаточно взрослой, чтобы их контролировать Превращение в Искру оформлено как переход от чёрно-белого комикса к цветному: чем сильнее способности Агаты, тем ярче краски. [2] Это приводит к открытию тайны происхождения Агаты — она последний известный потомок знаменитой династии Гетеродинов, ранее состоящей из злодеев, но сделавшей поворот кругом. Это обратило на неё внимание сильных мира всего, и теперь все люди делятся для Агаты на три категории: те, кто хочет ей служить, те, кто хочет её подчинить, и те, кто просто хочет её убить.

Знатные семьи[править]

Замок Вульфенбах. Кое-кто считает, что барон кое-что компенсирует

Несмотря на то, что Искра может родиться в любой семье, наиболее сильные способности проявляются в семьях, передающих Искру по наследству. Особого внимания заслуживают:

  • Семья Гетеродин — род злодеев и апокалиптических маньяков, регулярно пытающийся захватить мир или сделать ещё что-то столь же «весёлое» (по мнению их верных монстров — ягеров). Внезапно сделали поворот направо во время Братьев-Гетеродинов Билла и Барри, ставших общеевропейскими героями. В результате старожилы всерьёз опасаются, что ГГ пойдёт по стопам дедов, иногда пытаясь её превентивно устранить. Герб — золотой трилобит (вполне настоящее, но в реальном мире давно вымершее членистоногое, к насекомым, впрочем, отношения не имеющее и по внешнему виду сходное, скорее, с мечехвостом без хвоста). Родовое поместье — замок Гетеродин и окружающий его огромный и мощный город-крепость — Механиксбург. Происходят от дикого и неукротимого мадьярского воина — Чингиза Т-хо Дина. Фамилия происходит от искажённого имени основателя, а ещё по-английски это способ преобразования двух частот в третью, в частности, для подавления внешних шумов (это врождённая техника этой семейки, позволяющая лучше сконцентрироваться на задаче, проявляется в виде напевания мотива без слов). Скорее всего, в том мире он назван в честь этой семейки (у нас — наоборот).
  • Род Вульфенбах — когда-то не слишком значительный род, прославившийся Клаусом Вульфенбахом. Оный товарищ присоединился к Гетеродинам, а после их исчезновения завоевал большую часть Европы, просто, чтобы они наконец перестали грызться. Герб — шахматная ладья с крыльями. Родовое поместье — замок Вульфенбах, сначала просто замок, потом — гигантский дирижабль. Фамилия переводится с немецкого как «Волчий ручей».
  • Дом Валуа — основан Андроникусом Валуа, первым, и пока что единственным, Королём Бурь, весьма мощной Искрой и одним из немногих предшественников Барона в деле объединения Европы. Основатель отличался характерным гранатовым (как у минерала) цветом волос с переливом, проявляющимся у всех его потомков, и плодовитостью, достойной мифического Юпитера. После его исчезновения дом распался на кучу родов, активно грызущихся за вакантный титул, а также устраивающих заговоры и тайные общества, вроде Рыцарей Юпитера, чтобы вернуть вес оному титулу, в том числе:
    • Род Штурмфораус — интриганы, специалисты по ядам и шпионажу, члены секретного ордена Рыцарей Юпитера, мечтающего о возрождении легендарного Королевства Бурь. Похищали девушек-Искр, чтобы возродить Иное в их теле. Герб — меч в шестерёнке. Родовое поместье — замок Штурмхальтен. Фамилия переводится не то как «Впереди буря», не то как «Опережающий шторм». Название замка — «Останавливающий бурю» (был выстроен в качестве барьера для экспансии Гетеродинов и их орд).
    • Род Блитценгаард. Находятся в родстве со Штурмфораусами, сильно их напоминают, особенно цветом волос и злодейскими планами. Фамилия переводится примерно как «Страж молний».
  • Род Монгфиш — интриганы, специалисты по генной инженерии, члены ордена Рыцарей Юпитера. Из этой семьи происходит мать ГГ. Фамилия — искажённое «Monkfish» — рыба, которую по-русски называют морским чёртом или удильщиком. Ухмылка Лукреции и впрямь её напоминает.
  • Скифандрийский Матриархат. Амазонки, отбитые нимфома культистки богини плодородия. С искрами у них весьма так себе — зато весёлые и позитивные. Хлебом не корми, а дай лично убить каждую Фаффленарскую Тварь вместо того, чтобы послать подчинённых на зачистку местности от монстров.
  • Владыка Парижа Симон Вольтер и его дети, особенно Колетт. С такой продолжительностью жизни это даже не род — так, два поколения.
  • Альбия. Одна. Вечна. Поэтому дальше идут…

Персонажи[править]

Агата Гетеродин. Спортсменка, комсомолка и просто красавица.
  • Агата Клэй/Гетеродин — протагонистка, 18-летняя студентка, оказавшаяся в клубке политических интриг. Воспитанница двух конструктов — Адама и Лилит Клэй (прямая отсылка к Библии). «Настоящие» их имена, под которыми они служили Гетеродинам — Панч и Джуди, что тоже отсылка (к персонажам-трикстерам английского фольклора). Агату оставил им на воспитание родной дядя Барри. До пробуждения Искры считала себя неуклюжей неудачницей. В критической ситуации проявляет силу характера, решать проблемы предпочитает не хитростью, а прямым напором (благо способности позволяют, одна из сильнейших Искр Европы же). Специализируется на механике, оптике/квантовой физике/электродинамике/на-чём-там-работает-её-луч-смерти и кибернетике (самовоспроизводящиеся клацы!), но ничего не понимает в медицине и биологии (в результате чего оказывается в затруднительном положении, когда, имея двух раненых на руках, вообще не может поставить их на ноги самостоятельно). После Штурмхальтена делит собственную голову с собственной матерью аж до визита в Англию, где наконец-то вышвыривает пассажирку вон. Обладатель фамильной способности Гетеродинов — особой мелодии, усиливающей концентрацию и повышающей и без того незаурядный интеллект Агаты просто до безобразия. Любит орехи. Дежурной шуткой являются её пышные формы вообще и бёдра в частности (как в сюжете, так и у фанов, ласково прозвавших её Агата Гипергрудин, а после отбытия с Акомикса на официальный сайт Фольо — ещё и Филейкалепная).
  • Барон Клаус Вульфенбах — великолепный мерзавец, антизлодей и одновременно герой с плохой репутацией, искусный государь и крутой король. Короче, многогранная личность. Фактический правитель Центральной и Восточной Европы — но категорически отказывается менять свой баронский титул на более высокий, что иногда приводит к казусам: например, его титулуют «ваше баронское величество». Раньше был напарником Братьев Гетеродинов, таинственно исчез, усыплён своей любовницей Лукрецией Монгфиш накануне её свадьбы с Биллом Гетеродином и отправлен куда подальше, чтоб не мешал, предположительно в Скайфандер, потом вернулся с ребёнком на руках уже после исчезновения Гетеродинов и увидел родную землю погрязшей в анархии. Своей целью поставил сохранение мира и порядка в Европе, чего добивается порой очень жёсткими методами (не то что ему это нравится, просто местная знать по-другому не понимает, а мельчайшее проявление миролюбия в сеттинге принимают за слабость). Во времена приключений с братьями Гетеродинами был в их тени, но после того, как стал диктатором половины Европы, в качестве пассивного протеста против его режима во всех театральных, видео и прочих произведениях о приключениях братьев его стали выводить там полным придурком. «Пирог в лицо Клаусу Вульфенбаху спасает самую провальную постановку!» (при этом сам не Барон возражает и даже находит эти шутки забавными, иногда). Считает Агату угрозой стабильности (в общем-то так и есть — она не нарочно, но у неё всё время само получается) и Иным (почти правда, но не совсем), потому сначала стремился её запереть, а потом просто убить, причём любой ценой. Любит вафли.
Гильгамеш Вульфенбах… и его знаменитая шляпа
  • Гильгамеш Вульфенбах — сын Клауса Вульфенбаха, долгое время воспитываемый в секрете от всего мира (до определённого момента даже он сам не знал о своём происхождении). Сильная Искра. Со стороны своего отца регулярно подвергается испытаниям на готовность быть правителем. Молодость провёл в вольном городе Париже, где предавался разврату и увеселениям, которыми впоследствии пресытился. Испытывал одиночество на почве отсутствия девушек схожего с ним уровнем интеллекта, в результате чего влюбился в Агату. Специалист в механике и биологии, занимается также конструированием летательных аппаратов (особо примечателен тот факт, что в сеттинге, где все летают на дирижаблях, он один использует машины тяжелее воздуха, щедрой лопатой набрасывая дизельпанк в этот замшелый мирок). Долгое время делил голову с собственным отцом, который весьма презирал такие методы — но, по иронии судьбы, сам до них опустился.
  • Принцесса Зита из Скайфандера — бой-баба, крутая принцесса. Амазонка, наследница престола затерянного города Скайфандера, где процветает матриархат. Отправилась в Европу как посол своего народа, но по дороге попала в плен к пиратам, откуда выбралась по трупам своих пленителей. В процессе забыла оставить в живых хоть кого-то, кто знает, как добраться до Скайфандера, и теперь странствует в поисках дороги домой. Встречает Агату в странствующем цирке, где становится её ментором по части боевых искусств и лучшей подругой. По косвенным данным является дочерью Клауса Вульфенбаха. Самая не своя до тортиков и красавчиков, но её не на шутку зацепило за авиатора Хиггса.
  • Тарвек Штурмфораус — член Ордена Рыцарей Юпитера, интриган, великолепный мерзавец, профессиональный шпион, сильная Искра (в частности, используя записи ван Рейна, смог впервые за двести лет создать клаца с человеческим ИИ). Второй любовный интерес ГГ. Является наиболее вероятным наследником Короля Бурь, но эту должность у него нагло подрезали перед носом. Встречает Агату, когда та прибывает с цирком в Штурмхальтен. Помогает ей устроить побег (тем не менее, подстраивает все результаты в соответствии со своими собственными планами, в частности, соучастник пробуждения Иной и подселения её в Агату, о чём она даже сама старается не распространяться — его же зашибут за такое), потом отремонтировать замок Гетеродин и организовать оборону города. Не то чтобы исправился, но действует на её стороне.
  • Мартеллий фон Блитценгаард — кузен Тарвека (у них одна бабушка), ещё один член Рыцарей Юпитера. После того, как Тарвек дискредитировал себя в глазах заговорщиков, был провозглашён новым Королём Бурь. Поначалу выглядит как типичное ничтожество на троне, но чуть позже раскрывается как великолепный мерзавец, сильная Искра, мастер скрытности и боя и редкостный отморозок. Положил глаз на Агату и даже сумел генетически запрограммировать её на зависимость от собственной близости, но девушка сумела заменить его на хорька. Словил побочку, теперь он тоже без перисутствия Агаты подыхает.
  • Ксерксефония фон Блитценгаард — сестра Мартеллия. Эффектная девушка, способная благодаря удачно подобранному наряду предстать в облике как роковой красотки, так и милой няшки. Вроде бы не Искра, но очень умна, хитра и коварна. Плетёт интриги, поддерживая братца (как ни странно, эти двое друг друга искренне любят), но не забывая о главной цели: стать супругой Гила. В отличие от Мартеллия, Ксефа прекрасный психолог и умеет находить общий язык с окружающими — в частности, Агата считает её если не подругой, то по крайней мере не хочет прибить. А ещё Ксерксефония ввела в Англии новую моду на сладости в волосах: кутюр а-ля кондитерне!
  • Виолетта Мондарев — ещё одна кузина Тарвека и Мартеллия, дымчатый рыцарь-недоучка. Для разнообразия искрой не является, да и оттенок волос у неё другой. Является обученным дымчатым рыцарем, но считается (да и сама считает себя) недотёпой и недоучкой. тем не менее частенько демонстрирует отличные навыки и мастерство. Была приставлена к Тарвеку как личный телохранитель, но не сумела его ничему обучить на самом деле парень ловко прикинулся веником, чтобы его недооценивали. За недотёпистость была сослана в Механиксбург, где и осознала, что на самом деле это не ссылка, а попытка Тарвека спасти её от убийц.
  • Иное — таинственный суперзлодей, пытающийся завоевать Европу. На самом деле Лукреция Монгфиш, мать ГГ. Использует продвинутые (даже по меркам сеттинга) технологии, как, например, подчиняющие разум паразиты и перекачка сознания из органического тела в механическое и обратно (и, судя по всему, путешествия во времени). Установило копии своего сознания в неопределённое количество субъектов, известно три:
    • Агата в Штурмхальтене (заблокировано медальоном). Но периодически вылезало или давило на мозги. Вроде как удалось полностью вытравить. Наконец-то!
    • Андроид Аневка Штурмфораус, там же.
    • Зола в замке Гетеродин (заблокировано технологиями Монгфишей).
  • Бангладеш Дюпри — дракон Клауса Вульфенбаха, псих-наёмник, бывшая пиратка, поступившая на службу барону в обмен на обещание найти и покарать тех, кто в её отсутствие уничтожил её крепость и команду (заявила о своей отставке, узнав, что это была Зита). Испытывает отвращение от любых романтических чувств, Гила воспринимает примерно как брата.
  • Авиатор третьей статьи Аксель Хиггс — член флота Вульфенбаха, спасший барона и Бангладеш ДюПри в битве при Штурмахальтене и доставивший их в госпиталь ценой переломов всех конечностей. Обладает большой физической силой, нечувствительностью к боли, великолепными боевыми навыками. Знаком с замком Гетеродин. Правдоподобная фанатская версия гласит, что он секретный седьмой ягер-генерал. возглавляющий разведку и контрразведку Гетеродинов; подтверждений куча, но все косвенные. Один из тех случаев, когда догадка фанатов оказалась абсолютно верной, а авторы не стали их обламывать просто из принципа.
  • Рассказчик — воплощение Фила Фоглио, автора романа в виде персонажа. Неудачливый путешественник, бродящий по Европе и зарабатывающий рассказыванием историй. Сам того не понимая, использовался Клаусом для передачи Гилу зашифрованного сообщения. Через некоторое время в персонажи набивается и Кайя, домогающаяся от Агаты должности придворного биографа.

Что тут есть[править]

  • Аватара — клац-тела (а-ля T-800) Друзя Буссоля, в количестве нескольких десятков, орудующие в Париже. Сам Буссоль управляет ими из неизвестного места, находящегося за пределами Парижа.
  • Ассасин — члены ордена Дымчатых Рыцарей, служащих Рыцарям Юпитера.
  • Автомат фон Неймана — Агатины «диньботы», которые умеют конструировать других диньботов и затем толпой ремонтировать большие механизмы. Правда, каждое следующее поколение проще предыдущего, и где-то на третьем-четвёртом перестают размножаться.
  • Ахогэ — Агата.
  • Барон — Клаус Вульфенбах, но только де-юре. Де-факто он Император.
  • Безумные оружейники — состоят на службе у любой мало-мальски знатной и влиятельной Искры. Да и сами влиятельные Искры нередко воплощают собой троп с педалью в асфальт.
  • Безумный король — у князя Ааронева Штурмфорауса в театре княжеская ложа подвешена над сценой и оснащена пушкой — чтобы расстреливать неугодных зрителей и артистов во время «скучных» (с точки зрения князя) выступлений.
  • Бетти и Вероника — Гильгамеш «Бетти» Вульфенбах, «тупой только когда Агата рядом» рыцарь в лишь немного проржавевших доспехах (по крайней мере до таймскипа) и Тарвек «Вероника» Штурмфораус, интриган, который не стесняется использовать всех и вся (включая вполне искренне любимую им протагонистку) в своих планах по захвату Европы (а что поделаешь — жизнь в гнусном клане, она такая).
    • Что интересно, в студенческие годы в Париже всё было наоборот: примерный культурный юноша Тарвек и отвязный гуляка-бабник и авантюрист Гил.
  • Благонамеренный экстремист — Вапнупл, создатель Кроспа и разумных медведей.
  • Большой начальник — Клаус, Мартеллий, мастер Пейн, Владыка Парижа, а также Ягер-генералы (с этими понятно, они всю жизнь растут).
  • Возвышение — отличным образчиком является кот-конструкт Кросп, «Император Всея Котов».
  • Всеобщий любимец — занятный зигзаг: старым Гетеродинам каким-то образом удавалось совмещать это с тем, что все они были безумными учёными различной степени долбанутости. Династия Гетеродинов была любима в своем собственном городе Механиксбурге, но имела нулевой рейтинг во всём остальном мире из-за того, что подавляющее большинство её членов были непредсказуемыми и разрушительными Искрами. Братья Барри и Билл Гетеродины, провозглашенные величайшими героями своего времени, смогли отмыть имя своей шизанутой семейки, но всё равно многие высокопоставленные Искры и обычные люди никогда не забывали про то, как могут быть опасны Гетеродины, и нигде их не любят и не почитают так же, как в родном Механиксбурге.
  • Восставший из мёртвых — Клаус Вульфенбах, сшитый из трёх трупов: собственно самого Клауса и двух его братьев.
  • Вымойте и приведите ко мне — сыграно зигзагом у парижских заговорщиков. Друзь спрашивает у Дю Квая, надо ли вымыть и доставить ему пленную Агату. Тот отвечает, что Буссоль, видимо, обчитался приключенческих романов… но в следующем фрейме выясняется, что Дю Квай и в самом деле был бы не прочь надругаться над пленницей, только сейчас ему не до этого — он слишком увлечён планами захвата власти.
  • Вот это поворот! — полностью из этого.
  • Вывих мозга — регулярно, особенно со второго акта.
  • Гаечка — главная героиня.
  • Гаситель сверхспособностей — медальон Агаты.
  • Гениальный_силач — в количестве. Отец и сын Вульфенбахи и многие другие Искры (то есть по определению гении) немеряной физической силы.
  • Гений — это волшебная наука, чаще, чем хотелось бы. Агата, при всей гениальности, не так уж и часто демонстрирует соответствие заявленному IQ. Отмазка, правда, у героев есть — они же безумные гении.
  • Героическое самопожертвование — циркач Ларс, принявший на себя удар, чтобы спасти Агату.
  • Гнусный клан — династия Валуа. Началась с честного и благородного Андроника, короля Бурь, но за 200 с гаком лет жизни в подполье выродилась в настоящее змеиное гнездо, где даже хорошие ребята (вроде Тарвека и Виолеты) играют по грязным правилам.
    • Гетеродины, целый род безумных и жестоких учёных и чернокнижников.
  • Гуляш и чардаш — действие происходит в сильно альтернативной Трансильвании 19-20 века, в которой сильные позиции всё ещё занимает венгерская знать. Гетеродины как раз из таковых, в противоположность немцам Вульфенбахам.
  • Дешёвая смерть — разнообразные воскрешения настолько распространены, что знать приняла закон, запрещающий воскресшим наследовать имущество.
  • Диссонирующее спокойствие — мало что может заставить Хиггса сменить его постное выражение лица.
  • Единственный нормальный человек — Молох фон Цинцер. Окружён Искрами, безумцами, суперсолдатами, шпионами, а он просто хочет спокойно жить…
    • Безвестный военный, отказавшийся пропускать Гила, несмотря на его шляпу. Благодаря чему и пошёл на повышение (если выжил).
  • Засадный полк — механизированные цирковые фургончики, окружившие солдат Вульфенбаха, окруживших Агату и её друзей. Барону ещё повезло, что Агата не успела достроить городосносящую карусель…
    • Педаль в пол — сам Клаус Вульфенбах умудрился под прикрытием якобы «неудачного» штурма привести и спрятать посреди окружающей Механиксбург равнины целую армию. Причём отдельные подразделения этой армии за считанные дни подтянулись аж от самой Турции. И всё это в режиме полной секретности.
  • Замки, вальсы и штрудели — империя Вульфенбаха занимает место Австро-Венгрии в этой альтернативной реальности.
  • Заявленная слабость — Виолетта считается неумелым дымчатым рыцарем, а Ардсли Вустер — неудачливым и бесталанным шпионом. Вот только эти двое сражаются бок о бок с Агатой, демонстрируя в самых опасных ситуациях нехилое мастерство выживания и применения разнообразных навыков.
  • Заявленная способность — пара примеров:
    • Отар Тригвассен, Авантюрист и Джентельмен — в одном из диалогов заявляет себя как непримиримого борца с Искрами, решившего любой ценой перебить их всех, а потом себя (он тоже Искра). Вот только потом об этом он забывает. Похоже, очередное падение с неприлично большой высоты закончилось конкретным ударом по голове… Впрочем, Отар — крутой идиот и может стремиться истребить всех искр и дружить с Гетеродинами одновременно, игнорируя взаимоисключающие параграфы.
      • Или нет… Если Агата — действительно Гетеродин, Монгфиш, Иное и чёрт-в-ступе, то уничтожить всех Искр ей может быть как раз по силе…
    • Бангладеш ДюПри — заявляется как псих-наёмник, вот только в кадре данная её сторона почти не демонстрируется. ДюПри в основном только разглагольствует, как бы она хотела всех поубивать и помучать. Тем не менее: расстрел шагающей канонерки фон Цинцера и убийство Жюльенны, которую ДюПри явно могла обезвредить, не убивая. Плюс она не Искра и находится под влиянием мощнейшей Искры — Клауса, а, как показано в комиксе, это давит на психику так, что человек сам не замечает, как делает вещи, противоположные высказываемой им вслух позиции. Странно, что она не пошла в Красный Крест, продолжая при этом на словах позиционировать себя как маньяка. Фон Цинцер вон со словами «в гробу я видел ваши приключения, моя задача — свалить отсюда» лезет в самое пекло, ибо влип в сферу действия искры Агаты.
    • Кросп, умеющий управлять кошками — внутримировой пример. Вообще, Вапнупл создал Кроспа, чтобы тот был главой его шпионской сети из обычных кошек, но потом оказалось, что шпионы из кошек так себе и Кросп оказался невостребованным. Но Вапнупл не был бы Искрой, если бы не привил коту возможность управлять всеми своими конструктами, среди которых есть маленькая армия антропоморфных медведей.
  • Злая королева — Альбия, правящая Англией из находящегося под водой (аки Ото-Гунга) Лондона уже третье столетие по всем правилам Тёмного Властелина. Предположительно является одной из самых сильных (если не сильнейшей) из известных Искр на планете.
  • Злонамеренная архитектура — замок Гетеродинов. Причём не просто злонамеренная, а натурально сволочная и с чувством юмора. Ах да, и с множественным раздвоением личности!
  • Золотое трио — троица главгероев: рубака Гильгамеш, профессиональный убийца Тарвек и безумная изобретательница Агата.
  • Импровизированное оружие — от метлы и лопаты до книжки «Оружие из подручных предметов».
  • Из пушки по воробьям — принцип мышления всех Искр. Они даже письма писать не могут.
  • Инатор — не счесть их.
  • Искусственный человек — многие конструкты. Панч и Джуди, к примеру. А Рембрандт ван Рейн, в этой вселенной подавшийся не в художники, а в механики, создал даже двенадцать клацев с человеческим ИИ — Муз. Кстати, фон Пинн — именно что одна из Муз, которой Лукреция создала органическое тело-конструкта на манер Терминатора.
  • Концепция изменилась — супруги как-то признавались в интервью, что Гил изначально должен был быть злодеем.
  • Копиркин — Арсли Вустер, агент Британской короны — откровенная отсылка к Джеймсу Бонду. Довольно пародийная — агент из него как из пингвина стратосферный бомбардировщик.
  • Король-женщина: когда Владыка Парижа (Master of Paris) Вольтер погиб и власть перешла к его дочери Колетт, возник вопрос: как её называть? Владычица Парижа (Mistress of Paris)? Однако слово mistress может означать и «любовница», и даже «куртизанка», поэтому Колетт решила оставить титул в мужском роде.
    • У русского слова «Владычица» подобных коннотаций нет, переводчицам пришлось шутить иначе: «Звучит как-то в духе „Владычицы Морской“». В принципе, что-то подобное прокатило бы с Госпожой («Звучит как-то в духе извращений с кожаными плётками»), но перевёрстывать столько страниц, не говоря о сомнительности самой замены «Владыки» на «Господина» ради сохранения одного-единственного момента…
    • «Господин» и «госпожа» имеют примерно равный БДСМ-ный оттенок. Если надо было передать гендерный дисбаланс в терминологии, лучше подошло бы «хозяин» и «хозяйка» соответственно. Это один из основных переводов слова Master. Но в русском «хозяин» это «владелец», а «хозяйка», хотя тоже имеет одним из смыслов «владелица», но ассоциируется скорее с поварёшкой и с веником.
  • Коронная фраза — Отар Тригвассен, авантюрист и джентельмен!
  • Красная кнопка — именно такая кнопка включает останавливающую время машину.
  • Крутой авиатор — Гильгамеш фон Вульфенбах и Аксель Хиггс.
  • Крутой ботан — большинство Искр.
  • Крутое семейство — любая династия Искр от двух поколений и больше.
  • Крутой в дурацком колпаке — Тарвек Штурмфораус. Притворялся неумехой, плохо владеющим оружием и рукопашным боем, на деле ничем не уступает Дымчатым Рыцарям.
    • И Мартеллий туда же — похоже, что у дома Валуа это семейное. Поначалу производит впечатление благонамеренного идиота, который портит жизнь главным героям не столько своими зловещими планами, сколько искренними попытками действовать правильно. Но позже раскрывается как жестокая и хитрая, предельно опасная сволочь.
    • Педаль в пол — Зола. Все догадывались, что она хорошо подготовлена для операции в Замке Гетеродин, но Зола неоднократно превосходила их ожидания, вплоть до того, что смогла уделать даже Иное. И при этом выглядит и ведёт себя как стереотипная инфантильная блондинка.
  • Крутой генерал — Ягер-генерал Гкика, да и вообще все Ягер-генералы.
  • Луч смерти — в количествах. Агата даже удивляется, почему у Гила до сих пор нет своего (позже и у него будет). Сама она майстрячит их во сне.
  • Магия — это плохо — по мнению Отара Тригвассена, способности Искр — это очень, очень плохо. Весьма небезосновательному мнению, если честно.
  • Масоны и Иллюминаты — Орден Рыцарей Юпитера.
  • Метаморф — Альбия, бессмертная королева Англии.
  • Микротрещины в канве — кто и когда выгравировал надпись с последним (!) адресом «семьи Клэй» на обратной стороне медальона? Барри, перед тем, как вручить подарок? Но как он мог гарантировать, что «Адам» и «Лилит» с племянницей никуда не переедут в ближайшие лет десять? Панч или Джуди после последнего переезда? Но как они это проделали, не сняв кулона? Сама Агата? Опять же, как?
  • Мисс Фансервис — Агата. Часто даже работает в одном белье, ибо мания на неё может найти буквально посреди сна. А при её, мягко говоря, сочной фигурке…
    • Зита. Попадает в неловкие ситуации не реже Агаты, но, в отличие от неё, совершенно не стесняется.
    • Колетт, пополам с боевым стриптизом.
  • Мистер Хайд — один британский Искра-химик создал методом реверс-инжиниринга технологию изготовления палёной версии ягер-пойла, на время превращающую его в ягермонстра. Он говорит, что в конечном счёте злоупотребление ей превратит его в кровожадного монстра — но считает, что лучше станет кровожадным монстром, но сохранит интеллект, чем превратится в немощного маразматика. Самовоспламенился и сгорел заживо, так и не став монстром.
  • Мэри Сью — периодически встречаются во вставных историях шутки ради и с подсветкой.
  • Народный герой — Парни-Гетеродины. Педаль в пол — они стали народными героями при жизни. Их бывший подручный Клаус Вульфенбах очень не любит читать книжонки об их подвигах — его там форменным идиотом выставляют.
    • Отар Тригвассен, авантюрист и джентльмен. В том смысле, что народу его геройства нравятся.
  • Неожиданный наследник — Агата и Гил, причём Гил, даже не зная о своём происхождении, жил на замке Вульфенбах и обучался всем необходимым для правления вещам.
  • Несовместимая с жизнью тупость — верите или нет, многие Искры. Чаще всего Искры погибают или от своих изобретений (Искра, не получившая высшего образования и применяющая свою способность методами кулинарии/знахарства/ещё какой-то чуши — страшный зверь, опасный для себя и окружающих, бродячий цирк чуть ли не наполовину состоит из таких, сбившихся в кучу ради выживания), или от благодарных мирных жителей, выживших после оных изобретений.
  • Невероятно отстойный дар — Кросп I. Был создан как повелитель кошек для создания кошачей шпионской сети. И кошки действительно его слушаются. Проблема в том, что ни одна кошка не удержит в голове ни один приказ дольше нескольких секунд. Субверсия: Кроспу подчиняются не только кошки, но и все создания доктора Вапнула, что позволило ему обзавестись армией разумных медведей.
  • Оздоровительная порка — капитан Воул после выдёргивания из-под временной аномалии… А ведь когда-то его выгнали из ягермонстров за чрезмерную кровожадность.
  • Он уполз — фанаты так и не смогли простить смерть Ларса.
  • Осколок аристократии — Молох фон Цинцер происходит из семьи настолько захудалых дворянчиков, что от окрестных крестьян они отличаются только приставкой «фон».
  • Орёл — сверхсила, решка — могила — ныне забытый процесс производства ягермонстров из простых смертных шестёрок путём вливания в них ягер-пойла и последующих научных колдунств. Большинство помирает в муках. Те, кто выживают, получают нечеловеческую силу, живучесть, бессмертие (ягеры не стареют — только растут, матереют и обзаводятся новыми фишками) и полный рот вот таких зубов. Во время о́но от желающих отбою не было.
  • Пасхалка — их тут полно. Чего стоит хотя бы сцена, где Зита и Агата пытаются подобрать подходящую персональную броню для «леди Гетеродин». За одну страницу они умудряются примерить доспехи Галактуса, Космодесантника Хаоса, Довакина и энергокостюм Самус Аран.
  • Помыли и одели — протагонистке на протяжении комикса приходится не раз представать перед знатными особами и, соответственно, не раз переодеваться. Где-то троп играется прямо, где-то — фансервиса ради.
  • Посадить в автобус: Жюльенна. Да, её убили, но Вульфенбах обещал её воскресить. Возможно, не нашёл времени — сначала ему подкинули поддельное сгоревшее тело Гетеродинки, с которым он провозился два месяца, затем у самого Клауса возникли проблемы… но, может быть, она просто где-то за кадром валяется, как отработавшая своё лишняя сущность.
    • Увы, не валяется. В одном из последних стрипов Тарвек костерит себя за то, что отправил Жюльенну к барону, надеясь спасти бесталанную родственницу от злодейских планов прочей семьи, а она погибла.
      • Точнее, Тарвек считает Жюльенну погибшей. Но последнюю пару лет он пропустил по уважительной причине — и может ошибаться.
  • Постоянная шутка — у протагонистки толст… (звук удара) кхм, соблазнительная, очень аппетитная, каллипигическая попка.
    • Также протагонистка постоянно натыкается на разрушител… очередные творения её семьи.
  • Полное чудовище — Лукреция Монгфиш, A.K.A. Иное. Наиболее одиозные Гетеродины также попадают под амплуа.
  • Первый гражданин — Клаус фон Вульфенбах, диктатор всей Восточной Европы, носит скромный титул барона.
    • По мнению Мартеллия, назвался бы Клаус Императором — знать бы стала в очередь выстраиваться за вступление в его Империю, вместо того, чтобы пытаться его скинуть.
  • Подводный город — Лондон.
  • Постапокалипсис — отчасти. Время от времени происходит что-то весьма плохое, рушащее изрядную часть общества (нападение Иного, исчезновение Барона), и жизнь до него начинают считать золотым веком, но потом как-то очухиваются. В Пустошах это состояние перманентное — после Долгой Войны она под завязку набита опасными сюрпризами от Искр. Задолго до Вечных Королев наподобие Альбии существовала (как минимум одна) цивилизация, ещё более развитая чем они, оставившая после себя Королевские Зеркала, в частности. Что с ними случилось - пока что неизвестно, но очевидно, что ничего хорошего.
  • Прибытие кавалерии — Мартеллий фон Блицгаард в финале осады Механиксбурга. Его армию готовили для помощи подставной Гетеродинке, а не настоящей, но Зола слилась и планы пришлось корректировать.
  • Простой крутой смертный — Зита, Виолетта, Бангладеш ДюПри, Арсли Вустер, много их! Тут некрутые вообще долго не живут. Педаль в пол давит Зола, которая сумела составить серьёзные проблемы героям, не являясь Искрой.
  • Проклятое золото — амулет Агаты. Молох фон Цинцер постоянно жалеет, что они украли этот чёртов амулет, его брат Омар пожалеть вообще не успел… но больше всего пожалело Иное, когда надело.
Кинжал, пистолет, топор, сыр
  • Псих-наёмник — Бангладеш ДюПри. Впрочем, Клаус и/или Гильгамеш обычно сдерживают её стремление к насилию. Но когда ситуация действительно серьёзная — например, барон лежит в больнице после тяжёлого боя и на него покушаются все кому не лень, — то… см. иллюстрацию.
  • Псевдомилый злодей — она же.
  • Ради науки! — во все поля.
  • Раскрыть тайну усыновления — инверсия с Гилом. Большую часть детства был уверен, что он лишь один из многих способных сирот, которых Клаус приютил в замке по доброте душевной. Когда внезапно выяснил, что он законный наследник Вульфенбаха, предсказуемо впал в ГЭС.
  • Рыцарь крови — ягермонстры.
  • Серый кардинал — официально Механиксбургом (до прибытия Агаты) правил бургомистр, поставленный Вульфенбахом, и его советники. На деле реальная власть была сосредоточена в руках семьи фон Мекканов — потомственных сенешалей замка Гетеродин.
  • Смертоносный распущенный двор — вся Европа в целом, а скорее всего — весь мир.
  • Смехотворные пытки — Йенка, когда-то была телохранителем княжны Ефросиньи Гетеродин, жены короля Андроника Валуа. Андроник Валуа, по мнению Йенки, «жестоко изуродовал» её лишением характерной для ягер-монстра внешности. Теперь эта эффектная леди, правда, активно пользуется результатом — не так уж и много ягеров, которые могут беспалевно затесаться среди людей; если бы она ещё не таскала с собой ягермедведя, была бы разведчиком не хуже Хиггса. Но пока легенда красотки и светской дамы держится, а медведь — ну, у леди могут быть свои причуды.
  • Странности в первой части — в начале истории во время вылупления Улья-цеха Агата и Гил всерьёз опасаются, что Осы-угнетатели заразят их и превратят в Умертвий. Потом, однако аксиомой внезапно становится иммунитет Искр к Осам, а существование особо продвинутых Ос, способных заражать Искр, становится для всех сюрпризом, причём чуть ли не сюжето-образующим. За обоснованием далеко ходить не надо — Клаус старался держать все устройства Иного в секрете. Агата и Гил на тот момент могли банально не знать об иммунитете Искр к Осам.
    • Не смогут заразить — сожрут, тоже приятного мало.
  • Сумасшедший учёный — большинство Искр. Из главных героев таковы гениальный кибернетик и робототехник Тарвек, физик-аэродинамик Гильгамеш, занимающийся ещё и авиаконструированием, и барон Клаус, вообще исследующий феномен Искры. А вот Агата — безумный инженер: времени на исследования у неё нет, но вот собрать из хлама здоровенную плазменную пушку или стайку самовоспроизводящихся клацев — это да.
  • Суперсолдаты — ягермонстры, личная гвардия Гетеродинов. Вообще их в сеттинге много, но именно эти ребята крадут шоу. Особенно «Висельники» A.K.A. «главная троица». Их мутации не наследуются, дети получаются обычными людьми. Поэтому к женщинам они липнут аки гусары (а в Механиксбурге липучесть взаимная), но ведут себя по-джентльменски — из всех сортов насилия, которыми ягеры славятся, именно такой за ними не замечен абсолютно.
  • Суровая вражеская тётя — Отилия фон Пинн после экспериментов Лукреции Монгфиш и до перемещения в тело робокошки. Субверсия — несмотря на типичную для тропа внешность и поведение — она положительный персонаж и прирождённая, заботливая нянька, которая за своих подопечных любому пасть порвёт. Что неудивительно: Муза Защиты, как-никак.
  • Сюжетный буревестник — Мартеллий. Поначалу в комиксе царит достаточно мягкая атмосфера. Главные герои стараются не убивать без нужды, и самые влиятельные антагонисты — тоже. Если Агата, Гил или даже Тарвек кого по необходимости и прирежут, то почти наверняка потом воскресят. И даже барон Вульфенбах, которого в излишнем добродушии не упрекнёшь, действует в основном так же. А многих персонажей (тех же ягермонстров) вообще убить крайне сложно, что позволяет лупить по ним большими калибрами без зазрения совести. Более мелкие злодеи убивать вроде как и любят, но либо складываются быстрее, чем успеют навалить гору трупов, либо попадают в зону действия ауры сильных Искр, после чего в основном ограничиваются угрозами и чёрным как ночь юмором — но реально ничего такого ужасного не творят. Но Мартеллий это правило решительно нарушает — сразу после похищения Агаты он играючи режет семерых Дымчатых Рыцарей (причём служащих его собственной семье), и явно не собирается их воскрешать.
  • Техномагия — все способности Искр.
  • Технотрёп — так или иначе практикуют все Искры.
  • Тоталитарный миротворец — Клаус Вульфенбах. При одном слухе о его смерти страна полетела в бездну.
    • Педаль в пол — в одном из диалогов Иное утверждает, что занялось зомбификацией Европы, потому что это единственный реальный вариант обеспечить мир и порядок. Хотя если учесть, что Иное — патологическая врушка и доверия никак не заслуживает…
  • Трикстер — Замок Гетеродин. Он же джинн-буквалист и та ещё сволочь.
  • У нас не такие орки — ягермонстры. Личная гвардия семьи Гетеродин, отличаются верностью роду. Внешность варьируется от почти человеческой (например, таковы Йенка и Хиггс) и до совершенно монструозной. Основные отличительные черты: вырвиглазные цвета волос, глаз и кожи, непропорциональное сложение, полный рот острейших клыков и опционально рога. Чтобы ими стать, надо выпить ягерпойло, сделанное на основе воды реки Дин, протекающей под замком Гетеродинов. Эта вода является природным источником каких-то флеботических мутагенов, но она безвредна для Механиксбурга только из-за того, что весь мутаген из неё собирается Замком для своих нужд. Пойло подействует только на пьющего его добровольно, большинство же обычно сразу умирают, и чем большим мерзавцем пьющий был при жизни — тем легче происходит процесс и меньше изменений. Выжившие получают эффектную внешность, большую силу и бессмертие.
    • Бонусные очки за то, что любовь к драке ради самого процесса, смищной аксэнт (клыки мешают говорить внятно?) и отчасти любовь к понтам роднит этих товарищей с вархаммеровскими именно что орками.
  • Увёртливые внутренние органы — Хиггс получает множество ударов в живот, истекает кровью, но уходит на своих двоих.
  • Усики самоуверенного юнца — самая, наверное, опасная деталь внешности, страшнее красной рубашки. Живут одну-две сцены.
  • Фанская кличка/Персонажи: Духобабы (Geisterdamen), Зарина (Королева Зари, от шутки про Королеву Зарина, которая уже пустила в помещение зарин), Чебурашка/Коля (Колетт, дщерь Владыки Парижского и нынешняя правительница), Лу (Лукреция ессно), короче, каждой твари по харе, и никто не ушёл от фэндома необиженным. К Андронику Валуа, истинному и весьма древнему Королю Бурь, мгновенно и намертво прилипло «Андроид». «Висельники» — троица Огги, Димо и Максим. Золушка (ясно кто), Дроу (Ларана), ну и выше была Гипергрудин Филейкалепная. Копии Иного в чужих телах называют Лугата и Луневка.
  • Фантастический расизм по отношению к Ягермонстрам, что характерно, полностью обоснованный: Гетеродины превращали в ягеров самых злых и жестоких своих солдат.
  • Храмовник — Отар Тригвассен (авантюрист и джентельмен!) Видит в Искрах угрозу мирным людям и стремится их всех уничтожить. А потом себя (он тоже Искра).
  • Хуже, чем ужасно/Неизвестность пугает больше — большинство зверств старых Гетердинов не описывается, но читатель прекрасно понимает, что титул самого гнусного из всех гнусных кланов Европы просто так не даётся.
    • К слову сказать, Агата установила очень интересный рекорд, едва вступила в должность. Ужас у холодильника — Братья Гетеродины не побили этот рекорд в своё время? У них мог быть ряд причин, и все веселее некуда. В момент наследования в церемонию влез какой-то фанат старых князей, ляпнул что-то про младенцев, которых приготовил к сожжению в подарок (ну или типа того), после чего его останки стекли по ближайшей стенке, а голова долго прыгала по булыжной мостовой. С такими приспешниками можно в двадцать секунд уложиться. Или ещё проще: у Гетеродинов при смене правителя всегда политическая нестабильность, Агата вот правление начала словами о том, что город штурмуют, и врага надо «стереть в порошок» (именно так и сказала), а потом и лично принимала участие в боевых действиях (и уж странно, если никого в процессе не убила). Они же вступили в права наследования во время междоусобицы — их мать прибила отца (а её прибил замок), а знать Механиксбурга раскололась на два лагеря. Не исключено, что они и обратный рекорд поставили — если во время пулемётной очереди ударил колокол, у них могли уйти миллисекунды от вступления во власть до первого фрага.
  • Что за идиот! — верите или нет, Клаус Вульфенбах. Сначала он в упор не мог предположить Искру в Агате, основываясь на предыдущем знакомстве, хотя осмотреть руки (у двух подозреваемых) на предмет масла и мазута стоило бы с самого начала (что, собственно, и сделал его сын), затем он устраивает засаду в бродячем цирке, в котором Агата пряталась больше месяца, и отдельный вопрос вызывает его решение с остановкой времени (впрочем, тут у него есть небольшое оправдание — он «шершня́ хватил» и ему было весьма непросто думать таким хитрым образом, чтобы обманывать самого себя).
    • Альбия. Прекрасно видя, что Агате всё сложнее контролировать пошедшую вразнос Лукрецию, в решающий момент просто связала Агату и заткнула ей рот. Что мешало лишить девушку сознания, ввести в анабиоз, временно парализовать, наконец — для её же блага? Лукреция, конечно, сильная Искра, но для неё вполне хватило бы даже банального снотворного.
  • Шизотех — «Сильной Искре нужно всего пару часов, чтобы сломать законы физики».
  • Эксцентричный мудрец — верите или нет, Отар Тригвассен, Авантюрист и Джентельмен. В такие моменты он особенно великолепен.
  • Это очень сильное колдунство — принцип работы любого изобретения Искры с точки зрения обычного человека.
  • Эффект горностаевой мантии — пародия: Ягеры в знак уважения дарят Гильгамешу Вульфенбаху огромную шляпу с его именем (см. картинку выше). Однако из-за весьма специфических вкусов ягеров шляпа получилась… мдас, поэтому Гил, о карьере клоуна не очень-то мечтавший, при первой возможности сунул её подальше и постарался забыть. Вот только из-за того, что Клаус долго скрывал своего сына от мира (ради его безопасности) и, как результат, мало кто знал, как Гил выглядит, в определённый момент никто не смог узнать его… ровно до того момента, пока Гил не надел эту нелепую «корону». И это тоже деконструируется в юмористическом ключе на единственном адекватном человеке, попавшемся Гилу на пути.
  • Эффект Телепорно — внутримировой пример: отец Зиты носил имя (или титул, или прозвище) Балда (в оригинале Chump, буквально «деревянная колода, чурбан», а также «дурак, болван»). «Да, я знаю, что это значит на вашем языке».
  • Языковых барьеров не существует — оправдывается тем, что Агата (и предположительно, все остальные персонажи) знает все сколь-нибудь распространённые в Европе языки. По крайней мере, немецкий, румынский и венгерский (официальные языки империи Вульфенбаха). Судя по парижской арке — ещё и французский. В новеллизации упоминается, что все уважающие себя учёные владеют латынью, (древне)греческим и немецким, а также английским (языком торговли) и французским (языком дипломатии). В дополнение к этому, некоторые направления в математике удобнее всего обсуждать на арабском, а русский всегда хорош «для посмеяться». Агата свободно владеет всеми перечисленными языками.

Примечания[править]

  1. На YouTube можно найти интервью с Филом, где к нему обращаются и так, и этак. Он не поправляет ни в одном случае.
  2. Предположительно, так показывается разница восприятия мира между обычными людьми и Искрами.

См. также[править]

Сайт официального перевода (ныне недоступен по причине поломки сертификата) — http://ru.girlgeniusonline.com/index.php