God of War: Ragnarök

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «God of War: Ragnarok»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

God of War: Ragnarök — видеоигра, продолжение God of War (2018), а также финал скандинавских приключений Кратоса и Атрея.

God of War: Ragnarṏk
God of War- Ragnarök.jpg
Общая информация
ЖанрAction-RPG
Год выхода2022
РазработчикSCE Santa Monica Studio
ИздательSony Computer Entertainment
ПлатформыPlayStation 4, PlayStation 5
Режимы игрыОдиночная

Геймплей[править]

Игровая механика не сильно изменилась с предыдущей части - это Action-RPG с элементами Hack'n'Slash. У игрока по-прежнему есть три вида оружия - топор Левиафан, Клинки Хаоса и собственные кулаки на пару с щитом. Остался и режим ярости из первой части, в этот раз приёмы из него доступны с самого начала. Атрей всё также помогает отцу в боях, стреляя во врагов стрелами из лука, оглушая их и призывая на помощь всевозможных духов. По игровому миру по-прежнему разбросаны ресурсы и сундуки, благодаря которым в лавках гномов Синдри и Брока улучшается снаряжение героев.

Но вместе с тем появились и изменения: теперь каждое оружие можно на время зарядить так называемой стихийной атакой (огнём у Клинков и льдом у Левиафана), чтобы усилить урон и нанести мощный удар. Оружие обзавелось и новыми способностями - Клинки Хаоса, к примеру, теперь можно использовать как крюк-кошку. Изменились и добивания - если раньше Кратос разрывал неприятелей голыми руками, то теперь он делает это тем оружием, какое держит в руках. Режим ярости теперь имеет несколько разновидностей — после боя с Ванадис игрок сможет менять стандартную ярость на способность восстанавливать часть здоровья во время боя. Позже добавится ещё одно дополнение, позволяющее наносить огромный урон одному конкретному врагу. Окружение стало более интерактивным: теперь Кратос может швыряться во врагов подвернувшимися под руку деревьями и булыжниками. Бестиарий в сравнении с прошлой игрой тоже заметно расширился, а особых противников и мини-боссов стало в разы больше (хотя часто в роли последних фигурируют просто усиленные мобы — привет Elden Ring).

Щит из предыдущей игры с определённого момента приходит в негодность, после чего игрок сможет покупать новые щиты в магазинах гномов. Каждый щит обладает своими способностями - будь то оглушение врагов вспышкой света после успешного парирования или поглощение урона для более мощной ответной атаки (Старый щит Кратоса по сюжету всё же будет восстановлен и игрок сможет пользоваться им в дальнейшем прохождении).

В середине игры Кратос получит третий вид оружия — кольцо Драупнир, способное превращаться в копьё. Его стихией является ветер. Кратос может метнуть копьё и взорвать его при нажатии на треугольник. Кроме того, Драупнир позволяет поглотить стихию противника и обратить её против него самого. Подобно Клинкам и Левиафану, Драупнир обладает своим набором рунических атак.

В напарниках у Кратоса теперь будет не только Атрей — после прохождения сюжетного задания «Расплата» его на время заменит Фрейя, а после ухода Атрея и Ангрбоды в финале она останется союзником Кратоса уже на постоянной основе. В некоторых моментах в роли союзника также выступит Брок (а у Атрея — Синдри).

В определённые моменты игроку предстоит играть за самого Атрея. Мальчик умеет стрелять из лука разными видами стрел, атаковать врагов в ближнем бою луком и пригягиваться к врагам при помощи крюка. Как и отец, Атрей может использовать рунические атаки и добивать противников. Также у него есть свой аналог щита, а в Ярнвиде Атрей также обретает и свой режим ярости — превращается в волка и рвёт врагов на части. Атрей имеет и своих союзников, что помогают ему в боях — сначала в этой роли выступает Синдри, потом Ангрбода, а затем и Тор с Труд. В Асгарде Атрей временно получит Ингрид, живой меч Фрейра, который тоже будет помогать в бою.

Помимо этого, стал доступен и новый вид передвижения - в некоторых локациях теперь можно ездить на санях, запряжённых волками. И, в отличие от прошлой игры, здесь игрок может побывать во всех девяти мирах скандинавской мифологии (в первой части отсутствовали Свартальвхейм, Асгард и Ванахейм).

Сюжет[править]


Что здесь есть[править]

  • Ай, молодца! — ища вторую половину маски Одина в Хели, Атрей решает освободить пса Гарма, что перекрывал путь. Пёсиль тут же ринулся бежать по всему Хельхейму, создавая разрывы между мирами. В итоге Кратосу и Атрею пришлось идти в мир мёртвых, чтобы наводить порядок. Благо, свою ошибку парень исправил — вселил душу Фенрира в Гарма, и команда Кратоса обрела ещё одного сильного союзника.
    • Сюда же совет Мимира Одину заключить брак с Фрейей, чтобы установить мир между асами и ванами. Мимир правда хотел как лучше — а получилось как всегда. Это решение ему припомнят и Фрейя, и Фрейр, и Хильдисвини.
      • Да что там, этим его решением Мимиру и в игре 2018 года тыкали. А вот то, что в Свартальвхейме с его подачи были построены чудовищные горнила и там же сидел пленённый им же чудо-юдо-рыба-кит, которого использовали для добычи жира на масло для светльников, вот это да, это действительно молодец… Кратос, когда узнал об этом, аж взбеленился.
  • Адский папаша — Один по отношению к Тору. Сын для него был не более чем тупым громилой, который убивал всякого по его приказу. Тор, судя по всему, это понимал, но считал, что не может изменить свою сущность разрушителя и пойти против отца. Лишь в финале игры Тор впервые отказался исполнять волю Одина — за что поплатился жизнью.
    • Так же продолжает считать Атрей. Но до поры-до времени, мальчуган всё-таки поумнеет.
  • Астральная проекция — у Рататоска есть четыре духовных воплощения, олицетворяющие негативные стороны его личности. Зовут их Пакостник, Невротик, Педант и Спесивец (Пакостник присутствовал и в прошлой игре — там его мог призывать Атрей). Кроме того, через свои проекции Рататоск наблюдает за происходящим в мирах, так как не может покинуть ветки Иггдрасиля. Эти белочки обеспечивают и неплохую разрядку смехом.
  • Ампутация — Кратос иногда отрубает противникам руки во время добиваний. И типа хватит с них, сами сдохнут. А Хеймдаллю он взорвал руку Драупниром. Впрочем, тот отрастил себе новую при помощи энергии Биврёста.
  • Артефакты:
    • Таинственная маска, которую хотел собрать Один. Она же является и макгаффином всей истории. Происхождение маски неизвестно — ясно лишь то, что она как-то связана с пространственным разломом, появившимся после убийства Имира. По легенде, тот, кто наденет эту маску, будет обладать бескрайним знанием и узнает ответы на все вопросы об устройстве мироздания. Один отправлял Атрея в Муспельхейм, Хельхейм и Нифльхейм с целью найти детали этой маски — в итоге её удалось собрать. Но в финале игры Атрей сломал её, чтобы Один не смог заполучить бескрайнее знание. Обломки маски затянуло в разлом, после чего он исчез.
    • Гьяллархорн, каноничный рог Хеймдалля. Звук его будет слышен во всех мирах и оповестит их жителей о начале Рагнарёка. После убийства Хеймдалля Кратос забрал у него рог и дунул в него перед финальной битвой — чтобы активировать башни всех миров и ввести их войска в Асгард. Получилось не очень.
    • Как и в прошлой части, Кратос по ходу сюжета будет получать разные артефакты, которые можно использовать в бою. Самым мощным из них является рукоять Скофнунга — она призывает двенадцать призрачных мечей, которые бьют всех противников на арене. Использовать эту рукоять в бою можно после убийства короля берсерков Хрольфа Краки.[1]
  • Банда маргиналов — по ходу игры Кратос собирает целую команду союзников, так или иначе пострадавших из-за Одина. Такую команду сколотил вокруг себя и Фрейр.
  • Без души — Гарм не имел души, что в итоге и позволило Атрею вселить в него дух Фенрира.
    • Внезапно, Брок. Он уже раз погибал, просто не помнит, а Синдри собрать его душу целиком не сумел. Оттого и не хочет, чтобы он рисковал. А Брок и не знает...
  • Безнадёжный бой — бой Атрея против Хеймдалля. Страж асов видит все атаки парня наперёд и ото всего уворачивается. Поэтому шансов победить у Атрея нет.
    • То же самое в бою Хеймдалля против Кратоса, Кратос во время боя голову может отключать, так что тут не было шансов уже у Хеймдалля.
Ctrl+alt+del God of War Советы.jpg
  • Бесполезный советчик — игру часто критикуют за чрезмерно болтливых напарников, подказывающих ответ почти на каждую головоломку. Иногда на их самостостоятельное решение не дают и минуты. Некоторые фанаты высмеивают это в творчестве — как, скажем, в комиксе справа.
    • На самом деле советы кое-когда приходятся к месту, но именно что кое-когда.
  • Бешеный гнев — Кратос впал в него во время убийства Хеймдалля. После этого спартанец даже стал беспокоиться, что становится собой прежним.
    • Это он зря. Руки-ноги не оборвал, глаза не выдавил, кишки не выдернул, да чего там, даже труп не обоссал. Зря испугался, по сравнению с тем Кратосом, что был в греческой саге, нынешний Кратос просто миляга.
  • Бисёнэн — Хеймдалль.
  • Благородный волк — Спеки и Сванна, волчицы, прирученные Кратосом и Атреем (свои имена они получили в честь собак Эрика Уильямса, руководителя разработки игры). Также сюда подходят волки из Ярнвида, Фенрир и Хати со Сколем. Да и сам Атрей в волчьей форме тоже.
  • Блестящие башни и тоги — полная аверсия в случае с местным Асгардом. Тут он выглядит на удивление скромно и напоминает скорее большую скандинавскую деревню. Даже великий чертог Одина выглядит как большая изба. Хеймдалль даёт этому объяснение — в отличие от земных царьков, Один не любит окружать себя роскошью, так как считает, что истинное могущество напоказ не выставляется.
  • Бог-Разрушитель — Тор считает таковым себя и Кратоса. Этим же он и оправдывает свою службу Всеотцу — будучи разрушителем по природе, он не может измениться и не видит иной жизни. Благодаря Кратосу Тор понял, что это не так и выбор у него всё это время был. Но дошло до него, увы, слишком поздно.
    • А вот Рагнарёк являет собой сабж безо всяких скидок.
  • Божественный музыкант — Рэб, живущий в Свартальвхейме гном-скальд. Озвучил его сам композитор игры Бэр Маккрири.
  • Бой-баба — благодаря Сигрюн Фрейя смогла вернуть себе способности валькирии и стала сабжем. Она также и крутая лучница — после освобождения от проклятья Одина Фрейя будет временно заменять Атрея.
    • Среди налётчиков, эльфов, ловчих, эйнхериев и берсерков тоже встречаются дамы. Да и про валькирий не забываем.
  • Бой-девка — Труд, дочь Тора, мечтающая стать валькирией. Атрей с трудом смог поднять меч, который она свободно держит одной рукой.
  • Боевой кнут — им сражаются некоторые эйнхерии и налётчики. Его использует и Один в финальной битве.
  • Боевая коса — используется капитанами эйнхериев и их полководцем Фиске (их косы могут трансформироваться в копьё). У некоторых также встречаются и боевые молоты.
  • Боевой зверь — асы и эйнхерии используют в этом качестве градунгов. Хеймдалль начинает бой с Кратосом на грудунге по имени Гуллтоппр[2], которого и предстоит уничтожить в первую очередь.
    • Ребят, да сколько ж можно ж. R на конце слова в древнескандинавском (хотя, уверенности нет, может, и сейчас тоже) означает всего лишь единственное число именительного падежа. Поэтому драуг, а не драугр, Сурт, а не Суртр, Йормунганд, а не Йормунгандр, Рататоск, а не Рататоскр и так далее, и тому подобное.
  • Больше и эпичнее — в сравнении с прошлой игрой. Камерный сюжет про взаимоотношения отца и сына стал масштабной историей о попытке предотвратить надвигающийся конец света. Персонажей здесь тоже гораздо больше, а миры стали ещё более обширными и разнообразными.
  • Бонус для гениев — имя Скьёльда, мальчика из поселения людей в Асгарде, отсылает на короля данов из поэмы «Беовульф». Да и в целом тут довольно много отсылок для знатоков скандинавской мифологии. Равно как и в прошлой игре.
  • Бонус для фанатов — Мимир вспоминает историю о том, как Кратос участвовал в некоем турнире где сражался с «плутами, принцессами, автоматонами… и величайшим из музыкантов». Это отсылка к файтингу PlayStation All-Stars, где Кратос был одним из играбельных персонажей. Сам он этот турнир вспоминать особо не хочет.
    • По всему игровому миру разбросаны стихи Квасира, содержащие в себе отсылки на игры-эксклюзивы PlayStation.
    • Кратос по ходу игры не раз вспомнит события классической серии. Во время путешествия по Ванахейму он вспоминает историю своего брата Деймоса и гибель дочери Каллиопы. Во время освобождения хафгуфы он расскажет спутникам историю Пандоры и Гефеста. Во время путешествия к норнам Мимир поинтересуется у Кратоса, действительно ли тот убил мойр и обратил их силу против Зевса. А когда Атрей спрашивает, был ли у Кратоса когда-то союзник вроде Рагнарёка, спартанец отвечает что был — и победы такой союзник не гарантирует. Это недвусмысленный намёк на Гею и титанов.
    • DLC «Valhalla» давит педаль в пол. Тут и возвращение противников из старых игр (легионеров Ареса, призраков, минотавров, сирен, гарпий, циклопов и пр.), и Меч Олимпа в виде ульты Кратоса, и знакомые по греческой саге локации, и голова Гелиоса, периодически заменяющая Мимира. После прохождения дополнения игроку даже станет доступен классический облик спартанца из старых игр (поставить его можно перед прохождением «Новой Игры+»).
  • Бонус для пересматривающих — при повторном прохождении можно заметить намёки на то, что Тюр в действительности являлся замаскированным Одином. К примеру, пророчество о заключении Тюра в Свартальвхейме было нарисовано на стене, а не изображено на триптихе. Многие реплики Тюра тоже начинают восприниматься иначе. Например, его слова о том, что после убийства Хеймдалля Одином будет двигать лишь жажда мести. Совершенно по-иному воспринимается и сцена с раскрытием лжи Гроа… Да и Атрея он называет Локи, больше никто так не делает. И на это обратил внимание Брок… на свою беду.
    • В случае с вышеупомянутыми репликами Тюра это распространяется даже на визуальные намёки (правда, из-за особенностей кириллицы в русской версии это передать не получилось): если включить субтитры, то перед репликой будет имя персонажа, что произносит эту реплику. Так вот, настоящий Тюр, которого Кратос находит в конце основной игры и с которым позже, в ДЛС "Валхалла" много раз пересекается, обозначен этими субтитрами как Týr — с характерным акутом. Поддельный же Тюр — просто Tyr.
  • Босс-гигант — вы ведь не забыли, в какую серию игр мы играем? Здесь под троп подходят Нидхёгг, Гарм и Грила.
  • Босс со свитой — берсерк Хвитсерк Отважный призывает в бою викенов и кошмаров. Хранительница Воронов натравливает на героев выводков и скитальцев. Ненавистная зачастую нападает вместе с несколькими драугами.
  • Варги — каноничные Сколь и Хати.
  • Вдохновенная речь — речь Кратоса перед штурмом Асгарда.
    • Ну как… Она лаконичная, Кратос спартанец. А потому короткая, он сказал только то, что считал нужным, договаривали за ним уже другие.
  • Визуальная отсылка — Скьёльд внешне сильно напоминает Линка из The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Впрочем, неясно, намеренная ли это отсылка или непреднамеренное совпадение.
    • Момент, где Сурт вонзает меч в чертог Одина, напоминает сцену уничтожения Асгарда из «Тора: Рагнарёк».
  • Внезапная смена характера — после смерти Брока Синдри полностью меняет своё отношение к Кратосу и Атрею. Он стал считать, что вина за смерть брата лежит на них, так как именно Кратос с Атреем привели Всеотца в его дом. А Атрея он обвиняет в том, что тот использовал знания и дружбу гнома для своих целей, забирая всё больше и больше — и в конечном счёте оставил Cиндри без всего, даже семьи. Гном даже посылает его на хер, когда мальчик спрашивает, как они могут ему помочь.
    • Более того — смерть Брока настолько сломала Синдри, что он даже изменил своим привычкам. К примеру, в кузне он работает без перчаток, хотя до этого всегда надевал их, опасаясь обжечься или испачкаться в саже. От его брезгливости и чистоплотности тоже не осталось и следа.
  • Волшебная татуировка — тут они есть почти у всех богов и великанов.
  • Волшебный водоём — Колодец Желаний в кратере Ванахейма. Кратос может бросать туда разбросанные по локации кристаллы, получая взамен разные плюшки. Самой крутой из них является Броня Упавших Звёзд, уменьшающая урон при использовании рунических атак и реликвий, и являющейся самой толстой конвенционной бронёй в игре.
    • Сюда же и Озеро Душ в Альвхейме.
  • Восстание рабов — восстание гномов против асов, организованное Фэй и Дурлином. К сожалению, закончилось оно неудачно. В Свартальвхейме можно отыскать артефакты, принадлежащие участникам восстания.
  • Вот это поворот! — Тюр оказывается Одином, принявшим его облик с целью втереться в доверие героям и узнать их планы. А настоящий Тюр всё это время был пленён в темнице Асгарда. После Рагнарёка она упадёт в Нифльхейм и бога войны можно будет освободить.
  • Великая стена — в этой игре впервые вживую показана стена, построенная великаном Хримтуром вокруг Асгарда. Атрей был вынужден лезть через неё, чтобы добраться до Одина. Как оказалось, Хримтур специально оставил в стене лаз, чтобы Сурт смог её пробить. Но лаз в итоге уничтожили Атрей и Синдри.
  • Вечная загадка — что стало бы с Атреем, если б он всё же послушался Одина и надел маску? И кто вообще сделал эту маску?
    • Среди фанатов существует шуточная теория, что это та самая маска Локи из фильма с Джимом Керри. И когда Атрей её сломал, она попала в будущее, где маску нашёл и надел Стэнли Ипкисс. Согласно словам сценаристов игры, внешний вид артефакта действительно был вдохновлён маской из фильма с Керри. Но саму теорию никто их них пока не прокомментировал.
    • В одном из диалогов Синдри упоминает, что эльфы недолюбливают Брока с тех пор, как он познакомил их с некой «сочной нёккой». Что это за «сочная нёкка» — тайна, покрытая мраком.
  • Враги сожгли родную хату — в результате войны с асами родная деревня Фрейи была уничтожена эйнхериями. Впрочем, от этой войны пострадал вообще весь Ванахейм.
  • Временной парадокс — во время финальной битвы Тор нанёс Мировому Змею такой мощный удар, что отбросил того назад во времени.
  • Временный союз — Фрейя решает на время объединиться с Кратосом, чтобы тот помог ей разрушить заклятие Одина и стать свободной во всех мирах. По итогу их путешествия в Ванахейм она всё же прощает Кратоса и становится его полноценной союзницей.
    • Перед финальной битвой Фрейр смог помирить эльфов и поднять их на войну с Одином. Ему удавалось поддерживать мир между ними всё то время, что он был правителем Альвхейма, но после его ухода эльфы вновь взялись за старое.
  • Высокоточный матснаряд — в финальном бою Мимир называет Одина «Всемудец» (All-Fucker в оригинале). До этого таким прозвищем Одина окрестил Брок.
  • Выходец из кошмара — норны устраивают героям испытание, в ходе которых они вживую сталкиваются со своими худшими страхами. Фрейя видит, как она становится преданной Одину и собственноручно убивает Бальдра. Мимир — как Сигрюн обвиняет его в том, что тот не пошёл против Всеотца и поддерживал его злодеяния. А Кратос — как Атрей становится на сторону Одина и начинает считать отца чудовищем.
  • Герои в позе пьеты — Брок умирает на руках у Синдри.
  • Гнусный клан — внезапная субверсия в случае с асами. По прошлой игре могло показаться, что абсолютно все они — кровожадные и воинственные уроды. Но, как оказалось, среди них есть как добрые боги вроде Труд, Сиф и Тюра, так и ублюдки вроде Одина и Хеймдалля. Тор на поверку оказался бедным злодеем, всю жизнь страдавшим от отцовского абьюза. А единственным полным чудовищем из всех асов является только Один.
  • Голову с плеч — Кратос иногда проделывает такое с противниками во время добиваний. Обезглавливанием добиваются и все берсерки. Фрейя обезглавила Нидхёгг порталом.
    • После победы над Гной Фрейя обезглавит валькирию по её же просьбе.
  • Гриболюди — подобного рода существа обитают в Ванахейме.
  • Громадного роста — Тор с Тюром на голову выше Кратоса. Объясняется тем, что оба являются полувеликанами. Сюда же капитаны эйнхериев, воины-берсерки и вожаки налётчиков.
  • Грызуны необычных размеров — Рататоск, огромная говорящая белка, ухаживающая за Иггдрасилем. Согласно одному из его рассказов, Рататоск когда-то был самой обыкновенной белкой и однажды погиб в зубах хищника. Но Мировое Древо воскресило его, наделило разумом и сделало своим прислужником.
  • Гуро — хоть Кратос теперь и не так жесток, как прежде, но троп всё равно присутствует. Добивания тут выглядят более брутально, чем в игре 2018 года.
    • Да и с асами он, мягко говоря, нежничает, даже в предыдущей части игры. Магни, например, он всего лишь раскроил череп, Бальдру сломал шею, а того же Хеймдалля просто задушил. Не сравнить с той лютой расчлениловкой, что Кратос устраивал в Греции. Хотя да, с рядовыми врагами он обходится довольно жестоко.
  • Два в одном и три в одном — Фенрира и Гарма здесь фактически объединили в одного персонажа. Тут это обычный волк, чью душу Атрей вселил в пса Хеля. Но при этом известно, что настоящий Фенрир (отец Сколя и Хати) в этой Вселенной когда-то был, но он, по-видимому, давно умер.
    • Из рассказов Мимира выясняется, что Гарма в Хельхейме пленили так же, как и Фенрира в мифах. И Тюр тоже пожертвовал ему свою руку — правда, тут он отрастил новую с помощью магии, чуть позже на примере Хеймдалля даже покажут, как это бывает.
  • Двойной босс — валькирии Христ и Мист, эйнхерии Стинн и Стерк, берсерки Бедвар Яростный и Старольф Склочная, тролли Гёльрауб Пепельный и Гёльрауб Инеистый. Дреки иногда тоже нападают парами.
    • В Муспельхейме Кратосу с Атреем предстоит бой сразу с двумя Пожирателями душ.
  • Джунгли Помрачения — весь Ванахейм представляет собой эталонный образец тропа. А кратер Ванахейма так и вовсе отдаёт атмосферой «Парка юрского периода».
  • Дом на дереве — дом Брока и Синдри на ветви Иггдрасиля (с точки зрения местного мироустройства — в пустоте между мирами). Выступает в роли хаб-локации. На самом деле домик принадлежит белке Ратотоску, с которым гномы договорились о сожительстве.
  • Достойный противник — Тор считает таковым Кратоса. Когда Кратос проигрывает ему в первом бою, Тор его воскрешает — чтобы тот выложился на полную и показал «настоящего себя». Выложился. Показал. Даже выбил Тору зуб, а тот и доволен.
  • Драка в общепите — Тор с огромным удовольствием это делает (ну, хотя бы не затевает), а эйнхериям остаётся только благодарить Одина, что умирать они больше не умеют.
  • Дракон (персонаж) — Тор для Одина. В глазах (вернее, глазу) самого Одина — ещё и тупой приспешник.
    • Сюда же и Хеймдалль. В игре он напрямую назван «левой рукой Одина».
  • Дракон похож на змею — так тут выглядят Нидхёгг и линдвурмы.
  • Другая смерть в адаптации — Один тут не был сожран Фенриром — его душу Атрей заключил в сферу, которую потом уничтожил Синдри. Тор был убит собственным отцом, а не Мировым Змеем. А Хеймдалля убил не Локи, а Кратос.
    • А Квасира тут убил Тор. Это упоминает Мимир в одном из диалогов.
  • Душегрейка — воссоединение Фрейи с Фрейром и разговор Кратоса с Атреем перед уходом из Хельхейма. Да и не только это.
  • Дуэльное порно — под троп подходят оба поединка Кратоса с Тором.
  • Дыра в сюжете — почему обломок маски светился в Хельхейме, если там не было второй её части? Возможный обоснуй — маска светилась из-за того, что от Гарма исходила та же энергия, что и от разлома (так как пёс способен создавать пространственные разрывы).
  • Жертвенный лев — Брок, павший от кинжала Одина. А Фрейр в итоге пожертвовал собой, чтобы уничтожить Сурта-Рагнарёка.
  • Жуткие птички — Хрёсвельг, правящая Хельхеймом гигантская орлица. Сюда же Хугин и Мунин, каноничные вороны-помощники Одина. Особой крипоты также нагоняют духи птиц, сидящие на Древе Воронов в Нифльхейме — они ещё и зачитывают весьма жуткие стишки. Как оказалось, эти птицы созданы из душ детей, которые похищала вёльва Хранительца Воронов. Она работала на Одина и делала для него воронов-шпионов.
  • Затянутая сюжетная арка — таковой большая часть игроков признала уровень в Ярнвиде. Собирать кислогруши и ездить на медлительном яке в какой-то момент действительно надоедает.
  • Звероуст — Атрей не только превращается в животных, но и понимает их язык.
  • Злая бабка — Грила по отношению к Ангрободе. Но девочка всё равно продолжает любить бабушку, ибо понимает, отчего она такой стала. Грила невзлюбила внучку и её родителей за то, что те слепо шли на поводу у пророчества о Локи и не пытались противостоять судьбе.
  • Злобный зелёный — духи абсолютно всех берсерков светятся зелёным пламенем.
  • Злодейское глумление — берсерки, Хеймдалль и Гна демонстрируют сабж во всей красе.
    • «Вот скажи мне, а что, глядя на стену в буквальном смысле от земли до неба, подтолкнуло тебя к мысли, что здесь рады гостям?» Хеймдалль вне конкуренции.
  • Злодейство в адаптации — помимо Одина с Тором, тут под троп попали Хеймдалль и Хрольф Краки.
  • Золотая шевелюра зла — У Хеймдалля. А вот в случае с Сиф вышла субверсия.
  • Золотые волосы, золотое сердце — Сиф. Её длинные золотистые волосы из мифов бережно перенесены в игру.
  • Иронический кастинг — в русском дубляже Тюра озвучивает Иван Жарков, более известный ролью другого скандинавского бога с похожим именем — Тора в Киновселенной Marvel.
  • Кающийся грешник — Мимир натворил в Свартальвхейме немало зла, за которое теперь искренне раскаивается. В частности, он пленил Лингбакра и создал специальные буровые машины, чтобы гномы подчинились Асгарду. Именно эти его ошибки предстоит исправить Кратосу и ко.
  • Кузнецы — братья-хульдры, Лунда и Сурт.
  • Келпи — на такой лошадке Кратос и ко добрались до источника Урд, где проживают норны.
  • Кельты в килтах — подтвердилась фанатская теория, что Мимир на самом деле Пак, бежавший в Скандинавию от гнева Оберона. А среди его грехов упоминают Титанию. Возможно одно напрямую проистекает из другого.
  • Колдун и воин — Фрейя. Она не только прекрасно разбирается в магии ванов, она ещё и отлично сражается. Королева валькирий как-никак.
    • Один тоже подходит.
  • Концентратор ненависти — Хеймдалль. Просто Хеймдалль.
    • Как понять, что Один лжёт? А он рот открыл.
  • Краденое Солнце — в данном случае Луна. С целью отсрочить Рагнарёк эйнхерии буквально украли с неба Луну и запечатали в сундук, дабы Хати не мог за ней гоняться. Кратос с Атреем вернули светило на место, заодно устроив затмение.
  • Крайне долгая зима — собственно Фимбулвинтер, магическая трёхлетняя зима, предшествующая Рагнарёку. Фимбулвинтер затронул и другие миры, но иначе. К примеру, в Свартальвхейме стало больше гейзеров и землятресений, в Альвхейме стало странно себя вести Озеро Душ, а в Ванахейме повысилась влажность воздуха.
    • Там много чего. Мидгард замёрз нахрен, Нифльхейм тоже (но тут хотя бы вымерз ядовитый туман и стало можно дышать, так что неизвестно, хорошо или плохо), в Ванахейме стало ЕЩЁ более жарко и душно, Свартальвхейм стало крепко трясти, Альвхейм высох (хотя причина была другая), про Йотунхейм непонятно, видели мы его мало, а Ярнвид вроде как то ли вовсе не пострадал, то ли… не с чем сравнивать, короче, а в Хелльхейме и Муспельхейме ничего существенно не изменилось.
  • Крутая армия — армия эйнхериев. Крута она хотя бы потому, что солдаты уже мертвы и не могут умереть снова.
  • Крутой бородач — в этой части троп пополнился Тором, Тюром и Одином. Из второстепенных героев подходит Биргир, путник из команды Фрейра.
  • Крутой дедуля, Одноглазый крутой, Псевдомилый злодей, Полное чудовище и Цель оправдывает средства — одно слово — Один. Стремясь постичь тайны мироздания, он перешёл абсолютно все моральные границы, зайдя в этом плане гораздо дальше своего мифического прообраза. Ради своих целей Один был готов манипулировать, предавать, убивать и устраивать войны — дошло до того, что он стал смотреть на своих родственников, как на расходный материал и без всяких угрызений совести ими жертвовать.
    • Внезапно, одноглазым крутым тут также является белка Рататоск.
  • Крутой копейщик — Кратос обращается с Драупниром не хуже прочих оружий из своего арсенала. Что неудивительно, ибо он спартанец, а копейный бой в древней Греции был основополагающим. Так что неудивительно. Один тоже демонстрирует навыки владения копьём в финальной битве. Крутые копейщики встречаются и среди ловчих.
  • Крутой корабль — хотя Скидбладнир здесь является лодкой, а не кораблём, но под троп всё равно подходит. Тут он ещё и летает, благодаря чему герои смогли сбежать от эйнхериев после освобождения Фрейра.
  • Крутой лучник — Атрей, Фрейя и Хильдисвини. Лучники также есть среди эйнхериев и ловчих.
    • У эйнхейриев, внезапно, арбалеты! Хотя… с другой стороны, почему бы и нет, те же гастрофеты были известны ещё древним грекам, да, Кратос?
  • Крутой фехтовальщик — воины светлых эльфов. Зачастую они сражаются сразу двумя мечами.
  • Лирой Дженкинс — Биргир, просто Биргир и его прыжок на виверн со Скидбладнира. В одном из дополнительных заданий игроку предстоит найти Биргира в кратере Ванахейма и вернуть путника домой.
    • Ну вообще-то если бы он так не сделал, у героев были бы все шансы до убежища не добраться.
  • Ложь во благо — в Альвхейме выясняется, что Гроа соврала Одину, рассказывая ему пророчество о Рагнарёке. В действительности он затронет не все девять миров, а только Асгард — появится воин из великанов, что убережёт остальные миры от гибели. А сам Один погибнет в процессе Рагнарёка. Соврала вёльва с одной единственной целью — пустить Всеотца по ложному следу и сохранить миры в бесопасности.
  • Мама Фансервис — Сиф, супруга Тора.
    • Кое-кто считает таковой и Фрейю, но… впрочем, о вкусах не спорят, однако на взгляд автора правки, в Рагнарёке она выглядит много хуже, чем в 2018 году, что неудивительно, страдания по нелепо погибшему сыну и жажда мести сильно её иссушили.
  • Матомная бомба — взорвалась у Атрея во время падения с подъёмника. Впоследствии парень получил нагоняй от отца и Мимира: «И ты хотел, чтобы это было твоим предсмертным словом?»
  • Меня стошнило — Тор сблёвывает в Нифльхейме после недавней выпивки.
  • Меч сюжетной важности — копьё Драупнир, созданное специально для убийства Хеймдалля.
    • Ну тогда упомянем и меч по имени Ингрид, который недолгое время носил Атрей. Оказалось, меч принадлежит Фрейру.
  • Микротрещины в канве — в первой игре Мимир упоминал, что Один выколол себе глаз, когда испил воды из фейкового колодца мудрости. Тут же выяснется, что Один лишился глаза при попытке взглянуть в пространственную щель, что появилась после убийства Имира.
    • Один мог и наврать для придания Атрею дополнительной мотивации.
    • В игре есть диалог между Атреем и Мимиром, который проясняет это противоречие. В нём подтверждается, что Всеотец действительно лгал. Услышать этот диалог можно во время плавания на лодке.
    • В прошлой игре Мимир упоминал, что Тор никогда не бился с Фэй и сильно об этом жалел. Но в Ragnarok выясняется, что между ними всё-таки была битва, в результате которой появился кратер Ванахейма. Возможно, Тор не знал, что это была Фэй, или же солгал, чтобы скрыть своё поражение (ну как поражение… он тогда не сумел убить великаншу, вот и всё поражение). Кроме того, ни один из сведетелей их побоища в живых не остался — о битве Тора с Фэй Кратос и его союзники узнают от духов.
  • Моя судьба в моих руках! — тема предопределённости судьбы, пророчеств и (не)возможности изменить предсказанное проходят через весь сюжет красной нитью. В конечном итоге главные герои приходят к мысли, что они способны сами вершить свою судьбу и действовать так, как нужно, а не как сказано в пророчестве — и убеждают в этом своих союзников. И им действительно удалось изменить судьбу — Кратос остался жив, а Атрей не стал союзником Одина.
    • Кроме того, сами норны раскрывают, что судьбы как таковой и не существует. «Вы — сумма ваших решений».
    • Что интересно — пророчество изменилось таким образом, что Один и Кратос фактически поменялись местами. Согласно пророчеству, Атрей должен был уйти от «воинственного» отца и перейти к «мирному» Одину. В таком случае спартанец бы погиб. Но благодаря тому, что Кратос смог научиться доверять сыну и поборол свою природу убийцы богов, Атрей в конечном счёте выбрал его. А Один умер так, как было предсказано умереть Кратосу — на коленях у Атрея.
  • Могучий бык — Ялла, як Ангрбоды.
  • Могучий кит — в одном из дополнительных квестов в Свартальвхейме игроку предстоит освободить Лингбакра — огромного кита, на спине которого расположен целый остров.[3] Мимир некогда пленил его для того, чтобы произвести впечатление на Всеотца. Впоследствии асы некоторое время использовали жир Лингбакра для производства ламп, но затем бросили кита за ненадобностью. А Мимир искренне сожалел о содеянном.
  • Не лошадь — во время скачек наперегонки с Атреем Ангрбода использует в качестве ездового животного гигантскую лисичку-фенька.
  • Не в ладах с мифологией — интерпретация мифологии здесь по-прежнему вольная. Поговорим поподробнее о наиболее серьёзных расхождениях:
    • Хрёсвельг здесь является правительницей Хельхейма, тогда как в мифах им правила дочь Локи Хель. Возможно, разработчики просто не смогли обыграть её происхождение от Локи так же, как они сделали это с Фенриром и Йормунгандом. Согласно одной из записок, Хель в этой интерпретации является не именем, а титулом, и до Хрёсвельг его носили девять правительниц Хельхейма.
    • Ангрбода здесь одного возраста с Атреем, тогда как в мифах её изображали старухой. И к тому же она не является буквальной матерью его детей — про происхождение местных Фенрира и Йормунганда в этой статье уже сказано. Грила в мифах тоже не была бабушкой Ангрбоды — там она вообще живёт в горах Ирландии и похищает непослушных детей в Рождество. Чернокожими они с Ангрбодой, естественно, тоже не были.
    • В мифах Солнце и Луна были запряжены в колесницы, которые двигали по небу великаны Соль и Мани. В игре их нет — светила ни к чему не привязаны, а в движение их приводят Сколь и Хати (хотя на алтаре с волками Солнце и Луна изображены запряжёнными в колесницы).
    • Хафгуфа в мифах является праматерью всех морских чудовищ и выглядит как гибрид кабана и моржа. В игре хафгуфы напоминают огромных летающих медуз.
    • Синмара по мифам является огненной великаншей, а не инеистой (в тех вариациях, где она супруга Сурта).
    • Рагнарёк тут затронул только Асгард, а не всё скандинавское мироздание. Хотя в игре подразумевается, что известное нам по мифам описание Рагнарёка было ложью Гроа.
    • В мифах Магни был сыном Тора и великанши Ярнаксы. Тут же все дети Тора были рождены Сиф.
    • Про объединение Фенрира и Гарма в одного персонажа уже было сказано выше. Про то, что истории Локи и Тюра здесь полностью переписали, говорить даже не стоит.
  • Нет-нет-нет-нет! — реакция Атрея на финал пророчества о Локи. С последующим превращением в волка.
  • Необузданные догадки — в Нифльхейме находится череп гигантского животного, напоминающего корову или быка. Возможно, это останки Аудумлы, коровы, что в мифах вскармливала своим молоком первого великана Имира и его потомков.
  • Не хочу быть плохим и Чрезмерный пацифист — Тюр отрёкся от своей должности бога войны и отказался от насилия. Во время боя с эльфами в Альвхейме он даже не дерётся с ними, а просто отталкивает от себя. Как оказалось, Тюром на самом деле всё это время был замаскированный магией Один. Именно так он изображал пацифизм своего сына.
  • Невзрачный злодей — уже представляете Одина монструозным качком в доспехах потяжелее? Так вот, забудьте. Тутошний Один — захудалый дедуля среднего роста, да еще и с тихим голоском. Менее опасным это его не делает.
  • Несовместимая с жизнью гордость — Хеймдалль мог бы выжить, если бы послушал совет Кратоса и отступил. Но нет, гордость не позволила ему принять пощаду. И надо же было додуматься начать угрожать жизни Атрея…
  • Новый старый уровень — в игре есть локации из предыдущей части, но они изменились по разным причинам. К примеру, тут есть Озеро Девяти — но из-за Фимбулвинтера оно замёрзло, а снег изменил ландшафт. Есть также и Храм Фрейра в Альвхейме, но там появились новые этажи, восстановленные светлыми эльфами. В Муспельхейме Атрей с Тором попадут на арену из прошлой игры, где даже можно будет найти ранее открытый Кратосом сундук. И так далее.
  • Но я хочу стать… — Труд мечтает стать валькирией, в то время как Сиф всячески её от этого отговаривает. Как оказалось, Сиф не сомневалась, что из её дочери выйдет лучшая валькирия — она просто не хотела, чтобы Труд служила Одину.
    • Сам Атрей ОЧЕНЬ хочет стать вот тем самым, из пророчества. По итогу из-за этого напорол грандиозных косяков.
  • Оборотень — у Атрея постепенно проявляются способности к оборотничеству — сначала он в порыве ярости превращается в медведя, а потом и в волка. Со временем учится это контролировать, а превращение в волка даже становится его ультой. В схватке с Христ и Мист Атрей разрывает валькирий в форме медведя и потом вновь перевоплощается в мишку во время финальной битвы. Стоит ли говорить о том, насколько эпично это выглядит?
    • Фрейя же способна оборачиваться в сокола. В этой форме она путешествовала вместе с Кратосом по Ванахейму, так как заклятие Одина не позволяло ей долго находится в человеческой форме.
    • Хильдисвини был заключён в теле кабана после изгнания в Мидгард. Именно его и подстрелил Атрей в первой игре перед встречей с Фрейей.
  • Облик Кецилия и Бледный, как смерть — такая внешность тут у эйнхериев. Эйнхерии-мужчины ещё и поголовно лысые.
    • Облик эйнхериев в этой игре был вдохновлён бандой Несмертного Джо из «Безумного Макса».
  • Обнять и плакать — Фрейя так увлеклась охотой на Кратоса и Атрея, что совсем позабыла про Чарли, свою черепаху-дом. Бедная черепаха едва не умерла от холода, но Атрею удалось на время её согреть. Благо, для Чарли в итоге всё закончилось благополучно — после событий игры Биргир поселится в доме Фрейи и будет ухаживать за черепахой.
    • Сюда же и пленённый Мимиром Лингбакр. Он настолько привык к своим цепям, что не смог уплыть после освобождения.
    • И, конечно же, Синдри после смерти Брока.
  • Огненная шевелюра — огненный характер — Тор, как и положено. Сюда же Фэй и Труд, дочь Тора.
  • Огромный парень, крошечная девушка — Тор и Сиф.
  • Одним миром мазаны — Атрей и Тор. Оба полувеликаны по происхождению и оба являются детьми могущественных богов, предъявлявших высокие требования к своим детям. Подсвечено Атреем в Нифльхейме.
  • Одушевлённое оружие — Ингрид, живой меч Фрейра, который Атрей получил от Одина. В финальном бою Фрейр таки возвращает себе меч.
  • Отвлекающий манёвр — Йормунганд выступил в роли сабжа в финальной битве. Он отвлёк внимание Тора, что позволило героям пробраться к боевым машинам Асгарда.
  • Офигенно большой меч — каноничный огненный меч Сурта. Такими мечами сражаются и путники — Биргир в том числе.
  • Офигенно острое лезвие — меч Скофнунга, принадлежащий королю берсерков Хрольфу Краки. Некогда он считался самым острым в мире. Увы, но в геймплее это никак не проявляется.
  • Окаменение — в некоторых мирах можно найти троллей, превращённых в камень гномом Альвисом Камнеступом. После получения артефакта «Мистическое наследие» троллей можно будет оживить — после чего, естественно, с ними придётся сразиться. За убийство каменных троллей можно получить ресурсы, позволяющие создать броню Стейнбьорна — она обладает самой высокой защитой в игре. А в Свартальвхейме можно найти и оживить каменного дракона — подробнее про него рассказано ниже в «Бестиарии».
  • Паразит сверхспособностей — копьё Драупнир способно поглотить стихию противника и обратить её против него самого. Особенно эффективно это работает с энергией Биврёста.
  • Пейзажное порно — нужны ли комментарии?
  • Первым бей медика — встречается в случае с некоторыми противниками. К примеру, нёкки способны мгновенно восстанавливать здоровье мобов, и потому их нужно уничтожать в первую очередь. А наездники градунгов лечат своих скакунов, пока сидят на них. Поэтому их надо сразу же сбить, а уже потом заниматься остальными врагами.
  • Передача души — магия великанов заключается именно в этом. Атрей с Ангрбодой создали Йормунганда, вселив душу одного из великанов в мёртвого змея. А в Хели Атрей воскресил Фенрира, переселив его душу из своего кинжала в Гарма.
  • Пережил свою полезность — Тор был нужен Одину до тех пор, пока выполнял его приказы и убивал кого нужно. Как только громовержец отказался убивать Кратоса и попытался пойти против отца — Один ни секунды не думая прикончил сына.
  • Перекличка — с предыдущей игрой во многих моментах. У игр похожая структура — история начинается со смерти родного для героев существа (в предыдущей игре это была Фэй, здесь это волк Фенрир). После к героям приходит очередной бог, с которым предстоит сразиться (в прошлой игре это был Бальдр, тут — Тор). В финале игры с ним придётся столкнуться ещё раз. И появление этого бога заставляет главных героев оставить мирную жизнь и отправиться в новое приключение.
    • В Хельхейме на просьбу Кратоса простить его Атрей отвечает «Не извиняйся, отец. Стань лучше». Эту же фразу Кратос произнёс, когда Атрей в первой игре спугнул оленя и стал извиняться. А в финальной битве Кратос просит Атрея открыть своё сердце и впустить в себя страдания мирных жителей — в то время как в первой части он настаивал на том, чтобы Атрей своё сердце закрывал. А фразу «Стань лучше» герои применяют не только по отношению друг к другу, но также и к Тору с Одином.
    • Произнося речь перед штурмом Асгарда, Кратос произносит ещё одну фразу из прошлой игры — «Войны выигрывают те, кто готов пожертвовать всем».
    • Перекличка есть и в квестах — можно провести аналогию между освобождением драконов из прошлой игры и освобождением хафгуф в новой. А место валькирий тут заняли берсерки — и игроку также предстоит сражаться с их королём, являющимся одним из самых трудных боссов в игре.
  • Персонаж-призрак — Сиф упоминает Форсети, судью асов. Именно он раскрыл ей правду о том, кто убил Хеймдалля. Но лично Форсети в игре не появляется.
    • Сюда же и Синмара, супруга Сурта. Вживую она не появится, но после прохождения сюжета в Нифльхейме можно услышать её плач. Так она скорбит по погибшему мужу.
  • Персональная тюрьма — таковой можно назвать шахту, в которой Один запер Тюра. Тюр оказался подставным.
  • Повторяющийся босс — схватки с дреки, фантомами и Древними произойдут несколько раз за прохождение.
    • В ДЛС "Валхалла" таковым выступает Тюр. Не беспокойтесь, он всего лишь помогает Кратосу сублимировать переживания по поводу собственного прошлого и раскаяние за него.
  • Поднял уровень доброты — Кратос продолжает прогрессировать в этом плане. Он стал заметно более открытым и разговорчивым, называет Мимира по имени (в прошлой игре он называл его просто «головой»), по-прежнему стремится избегать излишнего насилия и убийств (к примеру, он не стал добивать Хранительницу Знаний), позволяет себя улыбаться и даже смеяться. Теперь он даже ведёт дневник! В конечном счёте Кратос доказал и себе, и окружающим, что не обязан быть разрушителем и способен измениться в лучшую сторону. Это подсвечивает и изображение на алтаре из финала игры.
  • Поднял уровень крутизны — Атрею больше не нужно залезать на спину бати для лазанья по уступам. А Кратос за несколько лет успел выучить местный язык и теперь читает руны без помощи сына.
  • Поиграй пока вот этим — в некоторых моментах игроку предстоит играть за Атрея.
  • Поймать стрелу рукой — неоднократно в исполнении Хеймдалля.
  • Пощадить в адаптации — Рагнарёк здесь пережили все миры за исключением Асгарда. Также его тут пережили Тюр, Локи и Фенрир.
  • Похититель душ — Грила похищала души животных при помощи своего волшебного котла. Делала она это для того, чтобы погрузиться в их воспоминания и почувствовать свободу, которую асы отняли у великанов. В тот момент, когда Атрей с Ангрбодой разбивают котёл Грилы, великаншу даже становится жаль.
  • Плохой хороший конец — Один мёртв, Асгард пал, Рагнарёк завершён, миры отныне в безопасности. Кратос принял тот факт, что его сын вырос и не может быть рядом с ним вечно, и позволил Атрею отправиться на поиски выживших великанов. Асы с ванами объединились и собираются переселиться в Ванахейм, чтобы вместе строить светлое будущее. Но вместе с тем Труд и Сиф лишились отца и мужа, Фрейр умер в попытке остановить Рагнарёка, а Брок в итоге был убит Одином, после чего Синдри затаил злобу на Кратоса и Атрея.
  • Пращники — встречаются среди налётчиков.
  • Предатель — валькирия Гна предала своих сестёр, присягнув на верность Одину и став новой королевой валькирий. С ней предстоит сразиться в Муспельхейме после прохождения основного сюжета.
  • Прекрасный олень — в одном из сайд-квестов игроку предстоит искать оленей Иггдрасиля, олицетворяющих времена года. Духовные воплощения Рататоска выпустили их из загона в результате глупого спора. Вернувшись к дому Синдри, игрок сможет увидеть, как эти олени пасутся рядом с домиком.
  • Проблема противоположных оценок — достойный конкурент Elden Ring за звание «Игры года» или же большое DLC к GoW (2018) за 70$?
  • Пьяный — это забавно — Тора иногда заносит в этот троп. Сцену боя в таверне просто надо видеть.
  • Разрядка смехом — неоднократно. Особенно стоит отметить уже упомянутый выше бой в таверне.
  • Ретроактивное бессмертие — будучи уже мёртвыми, уничтоженные героями эйнхерии просто попадают обратно в Вальгаллу.
  • Роман кофе с молоком — союз Атрея и Ангрбоды. Впрочем, пока их отношения ещё нельзя назвать романтическими. Но есть намёки на то, что они станут таковыми в дальнейшем. Кратос не против.
  • Родимое пятно — белая отметина на морде Фенрира. Она осталась у него даже после переселения в тело Гарма.
  • Родные братья противоположны (в данном случае брат и сестра) — Фрейр и Фрейя. Если Фрейя весьма ответственная, серьёзная и рассудительная, то Фрейр весёлый, чуть легкомысленный и болтливый.
  • Ружьё не для стрельбы — в Ragnarok выстрелило большинство чеховских ружий прошлой игры, но один вопрос так и остался без ответа — кто вызвал Йормунганда в момент, когда Кратос нёс больного Атрея к Фрейе? Слово Божие в лице Кори Барлога пообещало, что однажды игроки узнают ответ на этот вопрос.
  • Ружьё Чехова — уходя из жилища норн, герои проезжают мимо дерева, где некогда повесился Один. Фрейя решает забрать с него петлю, чтобы потом использовать её в борьбе против Всеотца. И в финальной битве она действительно ею воспользуется.
    • В начале игры Атрей случайно заключает в свой кинжал часть души умирающего Фенрира. Позже он переселит его душу из кинжала в Гарма.
    • Во время путешествия к Деве Кузницы Брок загадает загадку — «Чем больше берешь — тем больше становится». Мимир будет пытаться дать ответ на неё, но безуспешно. Лишь после похорон Брока он угадает правильный ответ — дыра.
  • Русалка — Дева Кузницы, русалка, что помогла Кратосу и Броку создать копьё из кольца Драупнира.
  • Ручная перемотка времени — после встречи со Сколем и Хати в Ванахейме игрок получит артефакт, открывающий доступ к алтарям волков. Алтари позволят игроку призывать волков и менять время суток по своему желанию. Сам Ванахейм видоизменяется в зависимости от времени суток (открываются новые проходы, появляются новые враги, становятся доступны новые квесты и т. п.).
  • Самое главное не показали — такую реакцию у части игроков вызвал сам Рагнарёк (даже с поправкой на то, что здесь он затронул только Асгард, а не все девять миров). Асгард, который многие ожидали увидеть величественным и помпезным, больше напоминает деревню, на героев нападают уже множество раз побеждённые до этого мобы-эйнхерии, асы-мужчины кроме Тора участие в битве почему-то не принимают (где, скажем, тот же Видар?), армия гномов не появилась вообще, а разрушение Асгарда Рагнарёком или битва Тора с Йормунгандом происходят на фоне и никак не вплетены в геймплей. По итогу сам Рагнарёк ощущается не особо апокалиптично и является скорее фоном к финальной битве с Тором и Одином.
  • Свет не есть добро и Тьма не есть зло — ни светлые, ни тёмные эльфы не являются однозначно добрыми или злыми. У них просто разные точки зрения на то, можно ли использовать энергию из Озера Душ.
  • Сверхгигант — Рагнарёк.
  • Секрет — Атрей решает сохранить в тайне свой визит в Ярнвид. Это лишь накаляет отношения между ним и Кратосом.
  • Секретный босс — вёльва Хранительница Воронов и инеистый дракон Бледный. Битва с ними произойдёт после уничтожения всех воронов Одина. Сюда же каменные тролли Бьярг Сторм, Блодуг Стейнн, Гёльрауб Пепельный и Гёльрауб Инеистый — их можно отыскать в разных мирах и оживить с помощью артефакта «Мистическое наследие». С его же помощью можно оживить и упомянутого выше дракона в Свартальвхейме.
  • Сеть телепортов — как и в прошлой части, тут есть мистические врата, позволяющие быстро перемещаться между разными локациями. Но если в прошлой игре врата позволяли перемещаться только в рамках одного мира, то тут через них можно перемещаться и в другие миры. А после завершения сюжета Рататоск даст Кратосу семена Иггдрасиля, позволяющие открыть ранее заблокированные врата — они ведут в места, куда нельзя попасть без телепорта.
  • Сирота — Ангрбода. Из родственников у неё осталась только бабушка Грила.
  • Скверная мамочка — поначалу такой может показаться Сиф по отношению к Труд. Но нет — дочь она по-настоящему любит, равно как и своих почивших сыновей. В Нифльхейме Сиф даже пытается настроить Тора против Одина, опасаясь, что Всеотец подвергнет их дочь (да и прочих асов) той же опасности, какой подверг Магни и Моди. А в финале она уговаривает Труд объединиться с Кратосом и Атреем против Всеотца.
  • Слезогонка — душераздирающая сцена со сломленным после смерти Брока Синдри. Сюда же расставание Кратоса и Атрея в финале и сцена похорон Брока.
    • В последнем случае не то чтобы, Кратос просто признал сам себе, что сыночка-то вырос. А вот в случае с Синдри — да, во всей красе. Особенно похороны. А сам Синдри теперь Кратоса, мягко сказать, не любит, а Атрея так вообще люто ненавидит.
  • Слияние — согласно пророчеству, Сурт и Синмара должны были слиться в Рагнарёка — огромного великана, который уничтожил бы Асгард. Но Сурт не хотел жертвовать любимой, и супруги расстались, обменявшись сердцами. Благодаря Клинкам Хаоса Сурт смог соединить своё пламя с сердцем Синмары и превратиться в чудовище. Вот только без Синмары Рагнарёк оказался бездумным.
  • Смена караула — вернувшись в Альвхейм после завершения сюжета, игрок увидит, как Труд берёт Мьёльнир и взмывает в небо. Так она становится новой богиней грома. Это несколько напоминает оригинальные мифы, где молот Тора после Рагнарёка достался его ребёнку — только там это был Магни, а не Труд.
  • Сменить пол в адаптации — дракон Нидхёгг здесь стал драконихой. Более того — тут Нидхёгг также является матерью линдвурмов, дракончиков, что подтачивают корни Иггдрасиля.
    • Героизм в адаптации — если в мифах Нидхёгг подтачивал корни Иггдрасиля, чтобы погубить Мировое Древо, тот тут она и её дети делают это, чтобы не допустить излишнее разрастание корней. И на Кратоса с Фрейей в Ванахейме она нападает именно потому, что обязана защищать корни Иггдрасиля (на это и рассчитывал Один, когда создавал проклятье).
  • Сменить расу в адаптации заодно с возрастом — Ангрбода здесь чернокожая девочка. Чернокожими здесь также стали Грила и Хильдисвини.
    • Тут скорее во всех трёх случаях рис, пряности и джунгли, лица похожи больше на малайские, а не негритянские. Хотя опять-таки непонятно, зачем, чего делать малайцам в северной Европе периода Тёмных Веков?
  • Спасти в последний момент — после убийства Одина Ангрбода помогает главным героям бежать в Мидгард, вовремя открыв портал.
  • Телепатия и Тактическое ясновидение — Хеймдалль умеет «читать людей», и выражается эта способность в духе указанных тропов. В бою он способен предвидеть ходы противника и уворачиваться от всех атак — по этой причине его никто не мог ранить. Кратосу пришлось сделать копьё из кольца Драупнира, чтобы справиться с ним (Хеймдалль не успевал уворачиваться от взрывающихся копий). Читать мысли страж асов тоже умеет — он раскрыл Всеотцу правду о том, что Атрей хочет его предать.
    • К слову, именно из-за своей телепатии Хеймдалль в итоге и окозлился. Сложно не стать циником, когда ты можешь видеть подноготную окружающих.
  • Телепортация — асы телепортируют себя и окружающих при помощи стаи ворон. Такая телепортация позволяет перемещаться в том числе и между мирами.
    • Камни великанов тоже позволяют перемещаться между мирами. Атрей попал в Йотунхейм, просто уснув с одним из таких камней в руках.
  • Тени былого величия — после войны с асами Ванахейм находится в упадке и запустении. По ходу путешествия к деревне Фрейи богиня неоднократно будет рассказывать о том, что находилось на месте нынешних развалин. Сюда же и пустыня Альвхейма, некогда прекрасная и цветущая, а ныне иссохшая из-за войны эльфов.
  • Три лика Гекаты — норны тут изображены в полном соответствии с мифами.
  • Тупой злой, Сила без ума и Смешной злой — данные качества с лихвой описывают характер Тора.
    • Тор не то чтобы туп — у него просто не хватало воли, чтобы пойти против отца и самому выбирать свою судьбу. Смешным его назвать тоже сложно (за исключением, пожалуй, сцены в таверне), ибо исходящая от него угроза вполне себе ощущается. Кто сказал «Карамон Маджере»?
  • Ты лучше, чем думаешь — одна из главных идей игры — то, что каждый человек при желании может стать лучше, чем он есть сейчас. И никто не обязан следовать пророчествам или своему призванию. С призывом стать лучше Кратос в первой части обращался к Атрею, в новой игре уже Атрей обращается с ним к Кратосу. В конце игры Кратос призывает стать лучше Тора, а Атрей — Одина. В первом случае — успешно (но увы, недолго), а вот Атрею убедительности не хватило, да и Один тоже оказался… недоговороспособным.
  • Убили друг друга — Фрейр и Сурт-Рагнарёк. Как и в мифах.
  • У нас именно такие гномы — местные гномы особо не отличаются от своего типичного образа. Они низкорослы, бородаты, говорливы, любят выпить и прекрасно владеют ремёслами (в особенности кузнечным и инженерным делом). Их родной мир Свартальвхейм полон строек и механизмов, в нём много шахт и рудников, а гномья столица Нидавеллир напоминает большую деревню.
  • Убить в адаптации — Нидхёгг по мифам переживёт Рагнарёк, тут же её убили Кратос с Фрейей.
  • Убийственный взгляд — в финале DLC «Вальгалла» Кратос сталкивается лицом к лицу с образом самого себя же из прошлого. Кратос высказывает ему всё, что о своих былых выкрутасах думает, на что молодой Кратос не говорит ничего. Просто сидит и злобно-пристально пялится.
  • Удивительное внимание к деталям — на месте битвы с Тором можно найти его выбитый зуб.
  • Удушающий захват — Кратос убил им Хеймдалля.
  • Упитанный силач, буйный силач и Отвратительный толстяк — таким здесь изображён Тор. Многие игроки посчитали такой облик непривычным, но особых противоречий с мифами тут нет — бог грома в мифологии отличался в том числе и непомерным аппетитом.
  • Фантастический расизм — Тор считает великанов «плесенью на девяти мирах» и откровенно наслаждается их убийством. К полувеликану-Атрею он относится с не меньшим презрением (к тому же он убил его сыновей). Иронично, что сам Тор при этом тоже является полувеликаном — он сын Одина и великанши Фьёргин, как и в мифах.
  • Финальная битва и Эй, все сюда! — собственно, финальный бой против Одина, в котором приняли участие почти все персонажи и сошлись все сюжетные линии.
  • Фиолетовые глаза уникальности — у Хеймдалля и эйнхериев.
  • Флэшбэк — каждую ночь Кратосу снятся сны, в которых он видит разные эпизоды жизни с Фэй. Помимо прочего, в них игроки наконец смогли увидеть внешность великанши.
  • Хитрый план — узнав концовку пророчества о Локи, Атрей решает принять приглашение Одина и отправиться в Асгард — чтобы втереться в доверие к Всеотцу и после в нужный момент предать его. Вот только Всеотец и Хеймдалль видят пацана насквозь.
    • В игре раскрывается, каким образом возник культ путников. Один являлся к особо сильным воинам в виде так называемого Слепого гостя и призывал их исследовать девять миров — чтобы те в итоге отыскали дорогу в рай. На самом деле таким образом Один хотел найти путь в Йотунхейм после того, как великаны закрыли к нему доступ. Единственным путником, раскусившим этот замысел, стал Биргир.
    • Кроме того, в одном из диалогов раскрывается, как Один заполучил Ингрид, живой меч Фрейра. Фрейр поклялся, что отдаст свой клинок только любимому человеку. Узнав об этом, Один принял облик самой красивой женщины, какую только можно представить — и влюбил в себя брата Фрейи. Тот отдал ему меч, и с тех пор Всеотец хранил его в своём кабинете.
    • Сюда же и афёра Одина с Тюром.
  • Хтоническое чудовище — Гарм, гигантский хтонический бездушный пёс, что был заключён в Хельхейме. Он способен грызть саму ткань мироздания и создавать разрывы между мирами. Согласно одной из историй Мимира, в детстве Гарм сожрал несколько горных хребтов в Мидгарде, пятое время года между зимой и весной и слово, которым обозначается то чувство, когда ты так долго не ел, что уже и не хочешь.
  • Цензура — все матерные выражения в русском дубляже заменены на более пристойные.
  • Чудесный лес — Ярнвид, лес, в котором живёт Ангрбода.
  • Шок и трепет — силой молний тут обладает не только Тор, но и его дочка Труд. Также молниями пуляются дреки, блуждающие огоньки, виверны, берсерк Бейгад Ужасный и король берсерков Хрольф Краки.
  • Шрамы навсегда — шрам на голове Дурлина, который тот получил от Хеймдалля.
  • Эгоист — Один. На словах он хочет обладать бескрайним знанием для того, чтобы улучшить жизнь в девяти мирах. В действительности же он жаждал знаний только для того, чтобы удовлетворить своё собственное любопытство, а на миры ему было наплевать. И окружающие для него были не более чем инструментами в достижении своей цели. Подсвечено Атреем в финале: «Тебя волновали не миры и не я… а лишь ты сам.»

Бестиарий[править]

  • Противники из предыдущей части перекочевали и в сиквел: присутствует всевозможная нежить вроде драугров (теперь среди них есть мини-босс Ненавистная — она охраняет ямы драугров), скитальцев из Хеля, викенов, выводков и легионов. Также вернулись тролли, огры, вёльвы, тацельвурмы, кошмары, тёмные эльфы, оборотни, путники и Древние.
  • Светлые эльфы теперь тоже выступают в качестве противников. Делятся они на два подвида — воины и мистики. Как нетрудно догадаться, первые предпочитают сражаться мечами, вторые — кастовать заклинания вроде огненных или ледяных шаров (эти шары можно сбить топором или стрелами союзника). Среди светлых эльфов есть два босса — Альва и Хранительница Знаний. А ещё все светлые эльфы могут парить над землёй без помощи крыльев.
  • Адская гончая — после освобождения Гарма Атреем главгероям пришлось идти в Хель, дабы усмирить пса.
  • Берсерки — духи особо отмороженных и опасных викингов, надгробия которых разбросаны по всему игровому миру. После получения рукояти Скофнунга Кратос сможет вставлять её в могилы берсерков и начинать с ними бой. Все берсерки подчиняются королю Хрольфу Краки.[4] Он является одним из самых сильных боссов в игре и бой с ним становится доступен только после уничтожения всех остальных берсерков — по аналогии с королевой валькирий Сигрюн из прошлой игры. После убийства Хрольфа Кратос сможет использовать рукоять Скофнунга в бою — она является самым мощным артефактом из всех.
  • Блуждающий огонёк — встречаются в разных мирах. Примечательны тем, что их нельзя атаковать сразу — сперва надо попасть по огоньку стрелой (при игре за Атрея — сделать выстрел на R2). После этого он взорвётся от любого чиха — что можно использовать против других противников. Три блуждающий огонька способны объединиться в шестирукого призрака, именуемого умертвием.
  • Валькирии — как и в предыдущей части, они выступают здесь в качестве боссов, в этот раз непосредственно в сюжете. После возвращения Атрея из Йотунхейма на них с Кратосом нападает валькирия Ванадис, которая на самом деле является Фрейей. В Искре Мира на отца с сыном нападают валькирии Христ и Мист, посланные Одином. В Муспельхейме Кратос с Фрейей столкнутся с Гной — новой королевой валькирий, в плане сложности не уступающей вышеупомянутому королю Хрольфу (а то и превосходящей его). А валькирии, с которыми Кратос и Атрей сражались в прошлой игре, теперь стали союзниками.
  • Виверны — здесь они внешне больше похожи на василисков. Сильные противники, способные как больно кусаться, так и атаковать электричеством. Виверны Одина могут атаковать энергией Биврёста.
  • Драконы — в качестве мини-боссов присутствуют похожие на крокодилов драконы, именуемые дреки. В кратере Ванахейма обитают драконы Багровый ужас и Пепельный тиран, а в Джунглях живёт инеистый дракон Трупоед. Сразиться с ними можно, проходя сайд-квесты. Хранительца Воронов во время боя с ней призовёт на помощь инеистого дракона Бледного, с которым предстоит сразиться. В качестве сюжетного босса также появляется Нидхёгг.
    • Во время финальной битвы в Асгарде появится ещё один дракон, который будет атаковать издалека. Его сожрёт Фенрир.
    • В Свартальвхейме можно сразиться с секретным боссом — драконом Вечным. Для этого нужно подойти к статуе дракона на Драконьем Берегу и применить на ней артефакт «Мистическое наследие».
  • Зловещие растения — целая масса таких обитает в Ванахейме. В основном они плюются ядом или взрываются, когда Кратос подходит к ним слишком близко.
  • Злой и страшный серый волк — гулоны, похожие на волков мифические звери. Обитают в большинстве миров. Благодаря Фрейру гулонов смогли приручить в Альвхейме — в этом мире игрок может ездить на санях, запряжённых двумя гулонами.
  • Кентавры — здесь они называются ловчими. Обитают в Мидгарде и Ванахейме, поклоняются великанше-охотнице Скади. Ловчие по прозвищам Охотница и Неукротимая Ярость выступают в роли боссов. Ловчие из Мидгарда вооружены луком и стрелами, из Ванахейма — копьём.
  • Медведи — это страшно — медведь Бьорн, первый босс в игре. На самом деле является Атреем, превратившимся в медведя из-за потери контроля над эмоциями.
  • Налётчики — разбойники, живущие в Мидгарде и нападающие на незваных гостей. Для выживания в Фибулвинтере налётчики подчиняют себе духи животных, именуемых фюльгьями — чаще всего они одержимы духами сов, оленей и быков. Фрейя внушила налётчикам, что именно Кратос виноват в начале Фимбулвинтера — и если его убить, то зима закончится. Вожак налётчиков Олуф Наутсон выступает в роли мини-босса в одном из побочных заданий.
    • Вообще-то Фрейя не сказать чтоб не права…
  • Призраки — в качестве боссов присутствуют фантомы стихий, что обитают в разных мирах. Бывают инеистыми и огненными, первые обитают в Мидгарде и Альвхейме, вторые в Ванахейме и Муспельхейме. Представляют собой бесформенные энергетические сгустки с руническим камнем на месте головы. Игроку необходимо бить по этому камню, чтобы оглушить фантома. В момент, когда он зароется под землю, необходимо найти и уничтожить источники энергии фантома — они загорятся фиолетовым цветом. И повторять так до тех пор, пока фантом не будет побеждён окончательно.
  • Химеры — градунги, существа, напоминающие львов с рогами козы или оленя. Чаще всего встречаются их огненные и инеистые вариации, но есть также и градунги Одина, атакующие энергией Биврёста. Весьма сильные противники, наносящие большой урон как обычными атаками, так и стихийными. Ближе к концу игры появятся эйнхерии-наездники верхом на градунгах — они способны лечить своих скакунов, пока восседают на них. Для того, чтобы оба противника стали уязвимы, нужно сбивать всадников и не давать им забираться обратно на животное.
  • Эйнхерии — викинги, лучшие воины Одина, которых избирают валькирии. Способны наносить дополнительный урон энергией Биврёста. Среди эйнхериев есть как рядовые противники, так и сильные враги вроде громил и капитанов. Генерал эйнхериев Фиске выступает в роли босса. А на одном из осколков Асгарда в роли мини-боссов выступят братья-эйнхерии Стинн и Стерк.
    • Что забавно — среди эйнхериев в игре встречаются женщины (и их немало!). А в мифах путь в Вальгаллу для них был закрыт.
  • Ящеры — целая россыпь таковых обитает в Свартальвхейме и изредка появляется в других мирах. Чаще всего на игрока нападают злобни, являющиеся промежуточным звеном местных газовых существ. На втором месте после них находятся эдлы — личинки злобней, маленькие ящерицы, любящие нападать группами. У эдл есть свои королевы, которые выступают в качестве сильных противников — во время боя они рожают новых ящериц и натравливают их на Кратоса и Атрея. Иногда встречаются и ормы, небольшие ящерицы родом из Муспельхейма — их убийство даёт особо ценные ресурсы.
    • В Альвхейме и Ванахейме в качестве боссов встречаются гигантские четвероногие ящеры, раса которых в игре не названа. Зовут их Камнебрюх, Скалозуб и Шлакорог. Возможно, они являются одной из разновидностей драконов.
  1. Что интересно, разработчики честно позаимствовали способность меча из мифологии — там в нём действительно были заключены души двенадцати берсерков, являющихся телохранителями короля Хрольфа.
  2. В мифах так звали коня Хеймдалля, отличавшегося невероятной красотой. Более правильный вариант написания его имени — Гуллинтоп (в оригинале — «Gullintoppr», т.е «Золотая чёлка»).
  3. К слову, в исландском фольклоре такие существа действительно есть. Одно из них описывается в «Саге об Одде Стреле».
  4. В англосаксонских и скандинавских сагах так звали полулегендарного короля данов.