Hellblade: Senua’s Sacrifice

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Hellblade: Senua’s Sacrifice
Hellblade Senua s Sacrifice.jpg
Общая информация
ЖанрAction, Квест, Hack'n'Slash, Хоррор
Год выхода2017
РазработчикNinja Theory
ИздательNinja Theory
ПлатформыMicrosoft Windows, PlayStation 4
Режимы игрыОдиночная
« Самые трудные битвы ведутся внутри разума. »
— Hellblade: Senua’s Sacrifice

Hellblade: Senua’s Sacrifice — инди-игра от [тогда еще] независимой британской студии Ninja Theory, вышедшая 8 августа 2017 года. Игра отличается смешением жанров: action-adventure с обилием паззлов, периодическими боями в стиле Hack'n'Slash, и всё это круто замешано на психоделическом хорроре и скандинавской мифологии. Графика в игре (движок Unreal Engine 4) великолепная, лицевая анимация и движения персонажей также превосходны — для создания главной героини и её противников применялись технологии motion capture, близкие к тем (и даже усовершенствованные), какие применяла студия Weta Digital для создания Голлума в фильме «Властелин Колец». Как результат, мимика героини и её движения выглядят очень реалистично, сводя подавление недоверия к минимуму и позволяя глубже погрузиться в атмосферу игры. Атмосферности способствует и полное отсутствие какого-либо меню или HUD — на экране нет абсолютно ничего, кроме героини и окружающего её мира.

Игра представляет собой путешествие Сенуа, кельтской воительницы, в поисках души своего возлюбленного, убитого викингами, напавшими на поселение кельтов на Оркнейских островах. Сенуа спускается за ним в Хельхейм, скандинавский мир мёртвых, чтобы заключить сделку с богиней смерти Хель. Загвоздка в том, что Сенуа страдает психическим заболеванием, природа которого неясна, но, вероятно, это разновидность шизофрении: она слышит голоса в голове и видит галлюцинации. Так что какая часть её пути реальна, а какая — всего лишь плод её воображения, намеренно оставлено непонятным. В сущности, перед нами высокооктановый симулятор психоза, причём пугающе убедительный: создатели игры консультировались с психиатрами, профессорами Кембриджского университета и людьми, переживающими психические расстройства, чтобы создать максимально реалистичную картину поражённого психозом сознания. Для ещё большего погружения в психику героини звук в игре записывался методом бинауральной записи — Сенуа слышит в голове голоса, то далёкие, то шепчущие прямо в ухо, и при игре в наушниках вы будете испытывать такое же ощущение.

Всего через два дня после выпуска игра получила массу положительных отзывов и высокую оценку как от критиков, так и от пользователей. Производство игры окупило себя и начало приносить прибыль уже через три месяца после релиза, что стало приятным сюрпризом для разработчиков, рассчитывавших не менее чем на полгода. К 2018 году игра собрала множество разнообразных наград, в том числе 5 премий BAFTA — британский аналог «Оскара», дающийся и видеоиграм.

В 2019 году был анонсирован выход сиквела — Senua’s Saga: Hellblade II.

Что здесь есть[править]

  • Адский папаша — Зинбель, отец Сенуа. Да, конечно, у древних кельтов с психиатрией было туго, но держать не совсем нормальную дочь взаперти и издеваться над ней, дабы «изгнать» из неё «проклятие»? Кошмар. А ещё этот больной ублюдок сжёг заживо собственную жену, тоже страдавшую психозом!
    • Анахронизм — он же. Откуда у пикта 1-го тысячелетия одежда и замашки стереотипного то ли пуританина, то ли инквизитора из страшилок о религии Нового времени?
  • Бафос — рассказывая скандинавскую версию сотворения мира, Друт объявляет о появлении коровы Аудумлы с такой интонацией, что сам тут же смущается.
  • Безнадёжный бой — финальный. Сенуа должна проиграть его, отказаться от борьбы с неизбежным, смириться со своей утратой и принять её. Самый первый бой тоже.
  • Безумная любовь — самая натуральная сумасшедшая и единственный нормальный человек в плане отношения к ней.
  • Безумная мимика — Сенуа очень убедительно закатывает глаза и скалит зубы.
  • Безумный провидец — Сенуа первой опознала заражённую воду, но ей никто не поверил, а когда чума началась, угадайте, кого обвинили.
  • Билингвальный бонус/Бонус для гениев — умеющим читать руны стоит присмотреться к камням, дающим истории: там есть осмысленный текст, напрямую относящийся к сюжету игры.
    • Имя матери Сенуа — греческое. И это не особенно удивительно если вспомнить, что в Британии изрядно наследили римляне, которые, в свою очередь, фанатели от греков.
  • Взгляд в никуда — присутствует в нескольких сценах.
  • Воображаемый друг — было в жизни Сенуа и такое… по словам разработчиков.
  • Вывих мозга — игра представляет собой в сущности симулятор вывихнутого мозга.
  • Высокоточный матснаряд — что Сенуа отвечает отцу на то, что сожжение матери было якобы волей богов? «F*ck the gods!»
  • Гайнакс-энд — концовка тоже неплохо вывихивает мозг. Впрочем, заканчивается хотя бы оптимистично.
    • Впрочем с прикрученным фитильком. Нам почти сразу дают понять, что главный квест Сенуа — проработка психотравмы, с чем она успешно и справляется. Ваш психолог-кун.
  • Глазами сумасшедшего — собственно, вся игра.
  • Голоса в голове — Сенуа слышит их с самого детства.
  • Грызть реквизит — сама Сенуа, несмотря на эмоциональность, озвучена убедительно и реалистично. А вот Зинбель и Друт изрядно грызут реквизит. Педаль в пол загоняет Друт, когда описывает Рагнарёк. Обоснуй: Зинбель — проекция страха Сенуа, основанная на её детских воспоминаниях, ему положено. А Друт — профессиональный рассказчик историй, они ещё и не так реквизит грызли.
  • Джедайская правда — со стороны разработчиков. «Когда гниль дойдёт до головы Сенуа, квест закончится и весь прогресс будет утрачен»? Ну да, потому что в конце игры Сенуа поменяется местами с Хель, смирится с потерей и откажется от своего квеста. Это вовсе не означает «если Сенуа умрёт слишком много раз, игра закончится и сохранения будут удалены», но создатели игры явно хотели, чтобы игрок так думал.
  • Драматическая болезнь — без комментариев.
  • Женщина в холодильнике — на сей раз мужчина: Диллион, возлюбленный Сенуа.
  • Карфаген должен быть разрушен — перед самой встречей с Хелой голоса в голове задаются вопросом, что может предложить Сенуа в обмен на душу Диллиона, и когда решают, что свою собственную, то начинают хныкать «я не хочу умирать». А немного раньше, наоборот, один из голосов склонял Сенуа к самоубийству: сначала рассказывая, почему она отстой, а затем и прямым текстом.
  • Кельты в килтах — собственно, все поименованные персонажи-люди. Друт — ирландец, а остальные — шотландцы.
  • Крутой фехтовальщик — Сенуа. Она научилась неплохо владеть мечом, просто наблюдая за тренировками опытного бойца, а когда он стал специально учить её, взяла ещё пару уровней крутизны.
  • Ктулху с побитой мордой — по дороге к своей цели Сенуа пробивает брешь в рядах персонажей скандинавской мифологии, побеждая Сурта, Вальравна и Гарма. Неплохое достижение, даже если это было только в голове героини (а тем более, если это была реальность). В итоге доходит даже до шуток про Кратоса.
  • Лектор Ганнибал — начиная от столкновения с Хелой на мосту, к компании голосов в голове присоединяется зловещий бас Зинбеля, отца Сенуа, занятый в основном этим. Отделаться от него получается только в самом конце, когда Сенуа произносит ответную речь.
  • Меч Сюжетной Важности — Грам, по утверждению Друта позволяющий убить бога. Причём непонятно, действительно ли: рядовых врагов из неуязвимости он выкидывает, но Гарм отступил сам и сказал, что битва была испытанием для Сенуа, а Хела так и вовсе дотронуться до себя не дала и закидала головорезами.
  • Назван в честь знаменитости — Педаль в пол. Сенуа носит имя целой богини. Или не только имя, см. Ктулху с побитой мордой.
  • Не баг, а фича — иногда картинка заблюривается в хлам, засвечивается или подлагивает, а некоторые мосты и лестницы выглядят, как будто их модели раскорячило из-за бага. Это и правда глюки, но в другом смысле: у некоторых людей так отображается реальная жизнь.
  • Не в ладах с мифологией — Друт (или Сенуа, как посмотреть): Сурт и Вальравн — не боги и никакого отношения к вратам Хельхейма не имеют, а Гарм — собака с физиономией отнюдь не кабаньей. Возможно, что это было сделано специально.
  • Невероятно клёвое проклятие и Невероятно отстойный дар — позиция соответственно Диллиона и Сенуа по вопросу расстройства последней. По ходу игры, вероятно, Сенуа тоже постепенно склоняется к первому. Тем более что главным источником проблем были адский папаша и остальные средневековые дебилы, а также викинги, чьими стараниями к уже имеющемуся расстройству добавилось ПТСР.
  • Нелинейное повествование — о прошлом Сенуа мы узнаём из флэшбеков по ходу действия. И да, повторное переживание событий — один из симптомов психоза.
  • Обнять и плакать — собственно Сенуа. Добавляет то, что она не стереотипная героиня, а скорее даже наоборот: обогащённое яркой позитивной симптоматикой восприятие Сенуа даёт поговорке «у страха глаза велики» ещё более буквальный смысл — доходит до того, что на одном из уровней героиня натурально умирает от страха, слишком долго пробыв в тени. И тем не менее, из раза в раз проигрывая, эта хрупкая бой-девка с огромными голубыми глазами вновь и вновь собирает метафорические яйца в кулак и идёт закрывать гештальт. Катарсис гарантирован.
  • Основано на реальных событиях — Финдан, он же Друт — реальное историческое лицо: ирландец, захваченный в плен викингами и сбежавший от них на острова Оркни, где стал монахом.
    • Разработчики перенесли в игру конкретные галлюцинации конкретных людей. Например, подвешенные к потолку трупы в испытании с темнотой.
  • Очевидно Зловещий Последний Данж — деревянная голова дракона на вершине скалы. Насколько это применимо к такой короткой игре.
  • Пейзажное порно — на каждом шагу! В игре потрясающе красивая графика и даже есть специальная скриншотница в меню паузы.
  • Пейзажное гуро — и его хватает. Приз достаётся кровавому Морю Мёртвых.
  • Печальный символ и очень жуткий к тому же — Сенуа носит с собой завёрнутую в холстину засушенную голову своего возлюбленного, Диллиона, потому что верит, что без головы не сможет вернуть его душу.
  • Посмертный персонаж — все, кроме Сенуа.
  • Потому что вы были добры ко мне — педаль в пол. Получив от Диллиона немного доброты и небольшой лучик надежды, героиня уже готова спуститься за ним в самый Адъ.
  • Предзнаменование
    • Первый бой в игре — безнадёжный и заканчивается «видением будущего». Последний бой — тоже безнадёжный.
    • В одном из испытаний Одина появляются уже давно пройденные арки иллюзий Вальравна. А дальше по ходу испытания напоминает о себе и Сурт.
    • Половина тела Хелы не то что мёртвая, а обугленная. С чего бы это вдруг? Это воспоминание о сожжённой матери Сенуа.
    • В середине игры Друт рассказывает историю Бальдра. В принципе, само знание этого мифа сильно предсказывает концовку. Если боги не смогли у Хелы мертвеца выпросить обратно, то куда простым смертным?
  • ПТСР — зрелище мёртвого тела Диллиона, принесённого викингами в жертву северным богам, пошатнуло и без того неустойчивую психику главной героини, окончательно разрушив её связь с реальностью.
  • Разрушение четвёртой стены — один из голосов в голове Сенуа представляет собой нечто вроде рассказчика, порой обращающегося прямо к игроку. Есть небольшие намёки, что и сам игрок — один из таких голосов.
    • В одной сцене Сенуа оборачивается к игроку и просит о помощи, глядя прямо в камеру.
    • Если Сенуа не смотрит куда-то конкретно, то при попытке навести камеру на её лицо она будет отворачиваться, будто бы боясь или стесняясь встретиться взглядом с игроком.
  • Свинья-страшилка — пёс Гарм, охраняющий вход в Хель, здесь почему-то имеет голову вепря. Обоснуй — он не называется в игре иначе как зверем, а остальное Сенуа додумала сама. Тем более что на Оркни волков нет, зато кабаны как раз есть.
  • Сказка про белого бычка — субверсия: эпический квест в жанре «Орфей и Эвридика» заканчивается именно так, как ожидают знатоки скандинавской мифологии но отказ Хелы символизирует исцеление Сенуа от бреда о возможности воскресить Диллиона.
  • Слезогонка — вся игра в целом и прошлое Сенуа в частности. Высококачественная, действует даже на чёрствых почти до психопатии людей (проверено автором правки на себе).
  • Слово Божие/Читай грёбаную инструкцию — прямо в игре можно посмотреть фильм о её создании с некоторыми деталями, которые иначе не узнать. И спойлерами, само собой.
  • Средневековые дебилы — и в наш просвещённый век общество не особо терпимо к психбольным, а уж во времена викингов…
  • Топливо ночного кошмара — игра делает всё возможное, чтобы путь игрока к финалу был вымощен кирпичами. Градус кошмара усиливается, если вспомнить, что всё, показанное в игре, основано на реальных ощущениях реальных людей. Вы-то поиграли, подмели за собой кирпичи и забыли, а есть люди, которые 24 часа в сутки живут с ЭТИМ в голове…
  • Экзистенциальный ужас — примерно на середине игры рассказчик произносит следующее: «Говорят, что сны — это наши воспоминания, мысли и страхи, увиденные нашим внутренним взором. Но что если каждый из нас всегда пребывает в своём сне, даже когда бодрствует? И мы на самом деле видим только творения своего внутреннего взора? Может быть, поэтому люди боялись смотреть на мир глазами Сенуа. Потому что если принять, что её реальность искажена, искажённой может оказаться и твоя». Ситуацию усугубляет то, что разработчики не оставили от четвёртой стены камня на камне, и этот греческий хор — один из голосов в голове Сенуа… как и ты, дорогой игрок.
  • Я вижу мёртвых людей — Сенуа видит. Но это совсем не значит, что они действительно призраки.
  • Яндэрэ — то ли Аверсия, то ли расширение границ понятия.