Idle game («ленивая игра») — жанр видеоигр, где игрок получает ресурсы (обычно кликая мышкой), покупает за них апгрейды, которые приносят больше ресурсов и автоматизируют процесс их получения, после чего занимается своими делами, пока игра играет сама себя. Игроку остаётся только временами поглядывать туда, восхищаясь растущими цифрами, да покупать новые апгрейды. А если прогресс с какого-то момента пойдёт слишком медленно, ведь цены растут быстрее потока финансов — можно будет нажать на кнопочку «Prestige» и начать всё с нуля, но теперь уже имея несколько «prestige points», которые можно пустить на гораздо более крутые апгрейды. Иногда можно посмотреть рекламный ролик или пройти по ссылке и получить в награду дополнительные бонусы. Для состоятельных парней обычно есть возможность раскошелиться на скромную сумму, приобретя взамен целую кучу ценных призов, резко ускоряющих развитие. И так пока не погаснет Солнце.
Среди айдлов выделяются следующие поджанры.
Кликер — тут, собственно, надо кликать мышкой[1] и приобретать апгрейды вида «за один клик начисляется сразу много». Далеко не все айдлы таковы, но это самый классический вариант.
Инкрементал, чья суть заключается в экспоненциальном росте ништяков — например, надо строить огромные автоматические заводы, приносящие доход.
ZPG aka Zero Player Game — там вообще ничего не надо делать, за тебя будет играть искусственный интеллект. Вообще, к ZPG принято относить много чего ещё, но мы здесь говорим именно про айдлы.
Кроме того, среди айдлов бывают и стрелялки, и стратегии, и tower defense, и многое другое. В последние годы они всё больше набирают обороты.
Откуда взялись?
Первый по-настоящему успешный кликер появился в 2013 году. Француз Жульен Тьенно (или Ортейл) создал игру Cookie Clicker, в которой ты печёшь печеньки, нажимая на большую печеньку, копишь их, затем покупаешь улучшения, новые строения (от курсора, бабули, фермы, шахты до портала, машины времени), чтобы можно было печь ещё больше печенек, затем покупать на них улучшения, и по новой.
А ещё раньше, в 2010, Михаил Платов и Дмитрий Косин создали ZPG «Годвилль» — текстовую игру про героя, который сражается с монстрами, совершает подвиги и собирает золотые кирпичи, дабы построить храм во славу бога, сиречь создавшего его игрока. Этот герой делает всё сам, а игрок может по желанию подкидывать ему проблемы, бонусы и другие чудеса. Игра отлично зашла русскоязычной аудитории и с тех пор обрастает тоннами дополнительного контента от самих фанатов.
Почему эти игры затягивают?
В нашем мозгу, как и у всех животных, есть механизм, заставляющий нас делать определённые вещи. Ты чего-то хочешь => что-то делаешь, чтобы это получить => получаешь это => получаешь удовольствие. Почти любая игра ставит перед тобой некие цели (например, выбраться из подземелья, устранить соперниц и добиться сердца сенпая или завести роман с пионеркой, вернуться домой и раскрыть тайну лагеря), и ты получаешь удовольствие от того, какой ты молодец, что чего-то достиг. В кликерах всё то же самое, только процесс упрощён донельзя. Игрок видит, как легко у него копятся деньги/печеньки/прочее, и это вызывает ложное ощущение, что человек чего-то добился. Кроме того, в некоторых современных айдлах (Idle Girlfriend, где игрок ухаживает за девушкой-роботом и учит её) есть неплохой сюжет, за которым интересно наблюдать. Наконец, это не те игры, котоыре отнимают всё время — параллельно с ними можно делать что-то ещё, играть в другие игры, включая опять же айдлы… Таким образом, люди гонятся за лёгким способом получить удовольствие и подсаживаются, как на наркотики. Не как что-то плохое, просто факт.
Разработчики пользуются этим по-разному — одни копят репутацию для более серьёзных проектов, другие сами пишут такие игры ради удовольствия, третьи выкачивают из игроков реальные деньги.
Примеры
Просьба добавлять сюда не всё подряд, а только самые примечательныео бразчики, ибо имя им легион.
В то, что в общем списке, автор правки не играл — расставьте, кто знает.
Кликеры
- «Cookie Clicker» — про это сказано выше.
- «Clicker Heroes»
- «Scrap Clicker»
- «Cosmos Quest» — совмещает частично пересекающиеся айдл-версию и мультиплеер.
- «Cow Clicker» — деконструкция жанра ради его исследования, которая предлагала кликать раз в шесть часов без какого-либо эффекта кроме набора очков и ачивок. Обрела абсурдную популярность и стала обрастать фичами в качестве пародии на другие игровые тренды своего времени (это был 2010), вплоть до доната. Автор в итоге закрыл игру, а появившийся спустя три года «Cookie Clicker» назвал потомком своего творения.
Инкременталы
- «Antimatter Dimensions» — игра про добычу антиматерии и вознесение в иные сферы бытия. Примечательна очень большим числом механик престижа и прочего.
- «Crusaders of the lost idols» — РПГ. Первые несколько уровней по монстрам приходится кликать, затем на полученные монеты покупаются и улучшаются бойцы, наносящие урон автоматически. Из двадцати стартовых (а благодаря ивентам и сложным заданиям — более чем сотни) бойцов на поле могут одновременно находиться 9-14, и почти каждый из них оказывает какое-то интересное влияние на соседей: лечит, усиливает в зависимости от их пола или биологического вида, повышает собственный урон за счёт их силы и т.д. При «мягком сбросе» все бойцы теряют купленные за монеты уровни, зато сохраняют талисманы и одежду, а игрок получает идолы, которые можно потратить на другие усиления. Накопив определённое количество идолов, игрок получает доступ к заданиям с усложнениями: добраться до определённого уровня, используя, например, только драконов или не более трёх бойцов на поле.
- Серия «Evolution» — коты, собаки, куры, козы, коровы, единороги, змеи, фениксы, лисы, пончики, микробы... Кликать на животных и предметы, выдавливая из них монеты, можно при желании, а вот открывать бесплатные коробки с детёнышами и сливать питомцев между собой придётся в любом случае. По мере прогресса открываются новые локации.
- «Factory Idle» — строительство завода с конвейерами, покупателями, преобразователями и продавателями ресурсов.
- «Idle Champions of the Forgotten Realms» — почти то же самое, что «Crusaders of the lost idols», только в декорациях Dungeons & Dragons и с меньшим количеством контента.
- «Idle GameDev» — айдл про создание айдлов, включая саму «Idle GameDev».
- «Idling to Rule the Gods» — тут вы управляете человеком, который буквально только-что стал богом. Ваша задача состоит в том, чтобы стать более могущественным и победить других богов.
- «Idle Universe» — игрок производит материю и создаёт из неё квантовую пену, атомы, молекулы... и так до планет и галактик.
- «Reactor Incremental» — строительство АЭС в виде соединённых блоков.
- «Swarm Simulator» — создай свою армию инсектоидов!
- «Trimps» — как покемоны, только без графики, и тримпов надо заставлять работать.
- «Kittens Game» — коты строят цивилизацию: развивают науку, торгуют, строят фабрики, летают в космос и разводят единорогов. Инкрементальная игровая механика, большое количество видов ресурсов и прокачка дерева технологий. Графика отсутствует, только текст и кнопки.
- Idle Evil Clicker — игрок мучит грешников в аду (вернее, мучат демоны, а игрок собирает-улучшает-собирает). Есть разные участки, предназначенные для этого (кроме банальных порки и котла там есть забавные — щекотка, скрипение по стеклу, вечное мытьё посуды — и просто более-менее оригинальные пытки), с названиями с -ня (скрежетальня, посудомойня). За каждое использование участка (это происходит само раз в N секунд) игрок получает души, за которые можно улучшать участки (больший доход и большая скорость работы) и покупать автоматический сбор душ с участков и разные улучшения. В начале даётся один участок, на души покупаются остальные. Роль кнопочки «Prestige» выполняет Дьявол, которому можно сдать «работу» — за это даются яблоки, увеличивающие доход и тоже подходящие для покупки улучшений (но либо у тебя есть много яблок и большой бонус к доходу — либо ты их тратишь на улучшения).
ZPG
- «Годвилль» — пожалуй, самая известная из них.
- «Sit Idle, Do Nothing» — именно то, что написано на упаковке, там даже нет никаких кнопок.
- «Progress Quest» — игре больше двадцати лет! Портирована на всё что можно, и даже имеет онлайн таблицу рекордов.
И множество других, как мобильных, так и компьютерных, как платных, так и бесплатных.
Примечания
Видеоигры |
---|
Жанры |
Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны
Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like) • Тактическая • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • 'Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • тактическая стратегия • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
---|
Геймплейные архетипы |
Все видеоигры — это 8-битки • Суповой набор от Bioware • Геймплей от X-COM • Лутоцентричная игра • Песочница |
---|
Амплуа |
Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неигровая злодейская фракция • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
---|
Тактические роли |
Аицин бронепоезд • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
---|
Боссы |
Арена для босса vs Арена против босса • 3872 орка • Бонусный босс • Босс-антипод • Босс-бродяга • Босс-будильник • Босс-головоломка • Босс-головорез • Босс в головорезьей шкуре • Босс-дуэлянт • Босс за рулём • Босс, который ни при чём • Босс-ментор • Босс-недобиток • Босс не для битья (Босс-препятствие)• Босс — ранняя пташка • Босс-раш (Игра про боссов) • Босс со свитой (Босс не вмешивается) • Головорез в босьей шкуре • Два босса (двойной босс • босс-сменщик) • Игра за босса • Истинный Финальный Босс • Марафонский босс (Босс — губка для пуль) • Минибосс • Многоглавый босс • Мясные ворота • Непобеждаемый босс • Неподвижный босс • Никакой не босс • Психоделичная босс-арена • Повторяющийся босс • Последний Босс Первого Диска • Секретный босс • Синдром босса SNK • Скальный босс • Теперь босс разозлился vs Однокрылый ангел не взлетел • Фальшивый босс • Финальный босс (в начале) • Этот гадкий босс |
---|
Персонажи |
Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим! (игра за злодея • игра за зверя • игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
---|
Уровни/архитектура |
Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно Зловещий Последний Данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Проскочить в сейв-поинт • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Совсем не уникальная задача • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
---|
Графика |
HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
---|
Физика |
Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся вертолёт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Капюшон мгновенного облысения • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хлипкий всадник • Хитбокс |
---|
ИИ |
Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
---|
Сетевая и онлайн |
Deathmatch • Free to Pay/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
---|
Движки |
Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
---|
Критика |
Angry Video Game Nerd • Игрожур |
---|
← |
Навигация |
---|
Видеоигровые термины |
---|
Игры и
приложения |
DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах |
---|
Баланс |
Асимметричный конфликт • Классификация фракций (Быстрый, сильный и хитрый) • Золотой снитч • Имба (Временная имба • Запоздалая имба • Намеренная имба (Гейм-эндер • Терминаторизатор) • Ненужная фича (Имба у врага — пустышка у игрока • Резиновый нож) vs Добровольно-принудительное умение (Запоздалое принуждение • Обыденная имба • Трудно, но не невозможно) • супероружие в RTS) • Камень-ножницы-бумага • Нубская труба vs. Нубская имба (Убийца ИИ) • Сверхбыстрое моральное устаревание • Святой Рандомий • Синдром орка • Синдром протосса • Сила Мэджикарпа vs Стартовый ускоритель • Эти гадкие… (Атака • Ачивка • Босс • Карта • Механика • Моб (hitscan-пулемётчик) • Уровень) |
---|
Геймплей |
Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Буллет-тайм • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Геймплей вразрез с сюжетом (Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт (Ручная перемотка времени) • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Заявленное проклятие • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки лидерства • Ложный выбор (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить караваны • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Невозможный выбор • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Поражение неприемлемо • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Прокачка кармой • Прокачка удачи • Прокачка уроном • Проклятие — всегда проклятие • Рандом • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Совсем не уникальная задача • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы |
---|
Условности |
Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд фактотум • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов |
---|
Сложность |
Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник (Этот гадкий hitscan-пулемётчик) • Эта гадкая атака • Эта гадкая ачивка • Эта гадкая карта • Эта гадкая механика • Этот гадкий босс • Этот гадкий ивент • Этот гадкий ресурс • Этот гадкий сайдквест • Этот гадкий уровень) • Подсказки для слабаков • Фальшивая сложность vs Хардкор |
---|
Реиграбельность |
Взаимоисключающий контент • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка • Перенос прогресса |
---|
Баги, фичи и
читы |
Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича • Антизастревательное маклаудство • Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Бонусы в игровой коробке • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича)
|
---|
Тактика и стратегия |
Высокая и широкая империя • Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Харассить противника • Чиз |
---|
Игровая механика |
Внутриигровой конструктор • Квест (геймплей)(Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) |
---|
Разное |
Acknowledgement (Исследование завершено • Никто не смеет мне приказывать! • Нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Концовки (быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная) • Первый напарник — воин • Пик сложности (Ад в начале игры • Кризис среднего уровня • Зубодробительный эндшпиль) • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Нам не помешает лишний ствол • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Степени двойки • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Что за фигня, игрок? • Это плохо, понятно?
Городской портал |
---|
← |
Видеоигры |
---|
|