Внедрение

Материал из Posmotreli
Начало (фильм) / (перенаправлено с «Inception»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна. Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от неё уже практически невозможно. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную, поселившуюся в голове. »
— Кобб объясняет Сайто принцип охраны подсознания
« Сны кажутся реальными, когда мы в них. Только проснувшись, мы понимаем, что что-то было не совсем обычным. Ответь мне на такой вопрос. Мы никогда особо не помним начало сна, ведь так? Мы всегда оказываемся прямо внутри того, что происходит. »
— Кобб объясняет Ариадне реалистичность сновидений
Внедрение
1-1024600.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
Киностудия
  • Legendary Pictures
  • Syncopy Films
РежиссёрКристофер Нолан
Автор сценарияКристофер Нолан
Когда вышел8 июля 2010 г.
Продолжительность148 минут
В главных ролях:
Леонардо Ди КаприоДоминик Кобб
Кэн ВатанабэСайто
Джозеф Гордон-ЛевиттАртур
Марион КотийярМал
Эллен ПейджАриадна

«Внедрение» (англ. Inception, в русском прокате из-за недостатка информации перевели как «Начало») — научно-фантастический фильм-ограбление 2010 года о последней операции промышленного шпиона и вора Дома Кобба, который занимается необычным делом — ворует секреты из подсознания своих жертв, создавая осознанное сновидение. Он мечтает вернуться на родину, в США, и воссоединиться со своими детьми. Для этого он соглашается вложить идею в подсознание наследника энергетической империи, чтобы тот разрушил бизнес отца. Собрав команду, Кобб берётся за дело.

Фильм стал одним из самых кассовых в 2010 году и собрал множество наград. Первые наброски сценария режиссёр Кристофер Нолан сделал ещё в 2001 году. Интересно также, что большинство спецэффектов в фильме — практические, а не нарисованы на компьютере.

Сюжет[править]

Доминик Кобб и его партнёр Артур занимаются промышленным шпионажем, входя в подсознание своих жертв и используя сны внутри сна для добывания ценной информации. Спящие возвращаются, либо испытывая неожиданное потрясение («выброс»), либо умирая во сне. Каждый из спящих носит с собой тотем, предмет, чьё поведение непредсказуемо для всех, кроме владельца, чтобы определить, находятся ли они в чужом сне. Тотем Кобба — волчок, который во сне никогда не прекращает вращение. Кобб пытается справиться с воспоминаниями о своей погибшей жене, Мал, тень которой является ему во снах и вредит его работе.

Кобб пытается извлечь информацию из господина Сайто, однако Мал саботирует его попытки, и Сайто удаётся скрыть от Кобба что-то важное. Один из соратников сдаёт Кобба японцу. Сайто предлагает Коббу произвести «внедрение» — незаметно вложить идею в разум другого человека. Кобб соглашается при условии, что Сайто удастся организовать его возвращение в Америку и снять с него статус беглеца от правосудия и обвинение в убийстве жены. В таком случае Кобб сможет вновь увидеться со своими детьми.

Идея, которую Сайто предлагает внедрить, довольно проста: молодой Роберт Фишер, богатый наследник, должен разрушить империю отца, чтобы не допустить мировой монополии. Несмотря на то, что Артур утверждает, что внедрение невозможно, Кобб соглашается и собирает команду: Имса, имитатора, способного во сне превращаться в любого человека, химика Юсуфа, чьё снотворное позволит долго и надёжно оставаться в мире снов, и Ариадну, юного архитектора, которой поручено создание лабиринтов, из которых не сможет сбежать жертва Кобба. Во время обучения Ариадна узнаёт тайну Кобба: он больше не может строить лабиринты сам, иначе их план узнает Мал, которая сможет помешать ему. Кроме того, она узнаёт о его чувстве вины за смерть жены и о бегстве.

Операция начинается, когда Роберт Фишер сопровождает тело своего отца из Сиднея в Лос-Анджелес. Юсуф усыпляет его, и все отправляются в общее сновидение. На каждой стадии член команды, в чей сон погружаются остальные, остаётся в своем сне, чтобы способствовать «выбросу» остальных (спящий проснётся, если опрокинуть его, нарушив равновесие; вестибулярный аппарат передаст сигнал сознанию спящего). Каждый раз команда всё глубже спускается в мир подсознания Фишера-младшего, который считает всё происходящим в реальности.

На первом уровне все попадают в сон Юсуфа, где в дождливом городе проекции подсознания Фишера-младшего пытаются убить похитителей. Фишер-младший, оказывается, знал о подобном способе внедрения информации через сон и заранее прошёл специальную подготовку для противостояния вторгающимся — его подсознание сопротивляется в форме проекций (которые представлены вооружённым спецназом). Сайто смертельно ранен; если бы всё шло как обычно, это не было бы проблемой — он бы просто проснулся, но снотворное Юсуфа настолько сильно, что, умерев во сне, Сайто навеки окажется в самом глубоком из миров подсознания — лимбе, и никогда не вернётся в реальность, где его тело в это же время будет пребывать в коме. Тем временем Имс имперсонирует Питера Браунинга, крёстного отца Фишера-младшего, советуя ему подумать над завещанием отца. Обороняясь от подсознания Фишера, команда грузится в микроавтобус, который под управлением Юсуфа пытается спастись от погони проекций.

Диаграмма, поясняющая сюжет (англ.)

В микроавтобусе команда, за исключением водителя, отправляется в сон Артура. Все оказываются в отеле, где Кобб представляется Фишеру начальником его охраны, который работает с подсознанием, напоминая о пройденной программе подготовки сопротивления вторжения в подсознание. Коббу удается убедить Фишера, что Браунинг — предатель, а проекции подсознания — его враги. Фишер присоединяется к Коббу и остальным в новом сне (на этот раз — Имса) — снежной крепости, которую Фишеру представляют как подсознание Браунинга, хотя на самом деле крепость является подсознанием Фишера. Неаккуратное вождение Юсуфа вызывает землетрясение в отеле, где Артуру приходится сымитировать выброс, взорвав лифт, что вызывает лавину в снежной крепости.

Сайто умирает от ран, а внезапно появившаяся Мал убивает Фишера, разрушая планы Кобба. Кобб и Ариадна отправляются в лимб, чтобы забрать оттуда Фишера и Сайто. Ариадна забирает с собой Фишера, которого с помощью дефибриллятора возвращает к жизни Имс. В снежной крепости Фишер-младший находит проекцию своего отца, который говорит ему, что разочарован не тем, что сын не пошёл по его стопам, а, наоборот, тем, что сын пытался сделать это. Тогда Фишер-младший принимает решение разделить отцовскую империю; внедрение завершено.

В лимбе Кобб противостоит тени Мал, которая пытается убедить его остаться здесь вместе с ней и детьми. Кобб отказывается и объясняет, что он был виноват в её смерти. Однажды он вместе с женой погрузился в сны настолько глубоко, что прожил с ней в выдуманном мире целую жизнь. Чтобы вернуться обратно к детям, Коббу удалось убедить Мал в нереальности их мира. Но даже вернувшись, она не переставала думать об этом и, «чтобы подняться на уровень выше», совершила самоубийство, оставив письмо, в котором обвиняла в своей смерти Кобба, чтобы заставить его также совершить самоубийство и вместе с ней «вернуться в реальность». Выговорившись, Кобб освобождается от Мал и отправляется за Сайто.

Тем временем снежная крепость взрывается, и команда (кроме Кобба и Сайто) оказывается в отеле, на предыдущем уровне. Микроавтобус Юсуфа падает в воду, и все оказываются в дождливом городе. Наконец, машина снов в самолёте отключается, и команда возвращается в обычную реальность. В то же время в лимбе Кобб находит Сайто глубоким стариком, прожившим долгую жизнь, но тот узнаёт Кобба, и они возвращаются из сна вместе с остальными.

Кобб благополучно проходит таможенный контроль и воссоединяется со своими детьми. На столе в своём доме он оставляет крутящийся волчок. Фильм кончается, и перестанет ли волчок крутиться, неизвестно.

Уровень Чей это сон? Кто там? Зачем они там? Выброс
1. Реальность Ничей Кобб, Артур, Ариадна, Имс, Сайто, Юсуф, Роберт Фишер-младший Чтобы с помощью наркотиков поместить Фишера-младшего в сон Его нет. Таймер выключает машину для сновидений.
2. Погоня за микроавтобусом Юсуф, химик Кобб, Артур, Ариадна, Имс, Сайто, Юсуф, Роберт Фишер-младший Фишер-младший похищен. Похитители заставляют его назвать случайные числа, которые они используют позже, и начинают закладывать в него идею, что его отец хочет, чтобы Фишер-младший разрушил компанию. Юсуф сбрасывает микроавтобус с моста, но ничего не происходит. Выброс случается, когда микроавтобус ударяется о воду.
3. Отель Артур, аналитик Кобб, Артур, Ариадна, Имс, Сайто, Роберт Фишер-младший Фишера-младшего убеждают, что Браунинг — предатель, и он присоединяется к команде для следующей миссии. Артур взрывает лифт, воспроизводя свободное падение.
4. Снежная крепость Имс, имитатор Кобб, Ариадна, Имс, Сайто, Роберт Фишер-младший Фишер-младший должен быть доставлен в крепость, где идея, которую необходимо вложить, будет наконец закреплена. Имс взрывает опоры крепости, она обваливается, и все оказываются в свободном падении.
5. Лимб Ничей конкретно, общий Кобб, Ариадна, Сайто, Роберт Фишер-младший и тень Мол Забрать Фишера и Сайто. Ариадна и Фишер падают, Сайто и Кобб убивают себя.

Концовка[править]

Фильм оканчивается сценой верчения волчка, который не падает (именно демонстрацией этого Кобб заразил свою жену идеей, что они живут во сне). У зрителя возникают сомнения — остался ли Кобб во сне, или всё-таки оказался в реальности. Режиссёр Кристофер Нолан утверждает, что неоднозначность оставлена специально. В одном из интервью он сообщал: «Мне задавали этот вопрос чаще, чем любой другой вопрос об остальных моих фильмах… Меня забавляет, что люди действительно ждут, что я на него отвечу».

« Я обрываю фильм в конце, навязывая неопределённость за пределами фильма. Мне всегда это казалось правильным концом — я всегда чувствовал это как подходящий «толчок»… Настоящий смысл сцены — и это я говорю людям — что Кобб не смотрит на волчок. Он смотрит на своих детей. Он оставил это позади. В этом эмоциональная важность сцены. »
— Кристофер Нолан

Однако сэр Майкл Кейн, исполнитель роли профессора Майлза, тестя Кобба, говорил, что все сцены с его участием, в том числе финальная сцена фильма, происходят в реальности.

Что из этого реалистично, а что фантдоп[править]

После выхода фильма некоторые особо впечатлительные граждане ринулись на форумы сновидцев, дабы ощутить себя как в фильме, однако реальность оказалась приземлённей.

  • Совместные осознанные сновидения — фант. допущение. В реале были попытки это сделать, успехом до сих пор и не пахнет.
  • Проектирование сна — вполне возможно. В осознанном сне реально можно это сделать, но навряд ли в таких масштабах, как в фильме.
    • Скорее наоборот, в фильме масштабов отчётливо недокрутили. Буквально все представленные сновидения удручающе жизнеподобны, так что не очень верится, что кто-то стал бы строить подобное целенаправленно и жить там на протяжении многих лет (мистер и миссис Кобб, это к вам относится! Хотя с милым, конечно, рай и в шалаше). Населяющих их проекций это тоже касается. Единственное благое исключение — Ариадна, по-видимому, ещё не утратившая детской живости фантазии, но и она демонстрирует волшебные законы физики очень ограниченно. В то же время опытный задрот сновидец IRL вполне способен надрессировать свой ум демонстрировать ему такие спецэффекты, какие не всякая киностудия потянет. Обоснуй по Ватсону, конечно, очевиден: поциент должен быть уверен, что находится не во сне, а наяву, да вот беда — в настоящем сне как раз-таки любые гусеницы-кальянщицы и розовые единороги воспринимаются совершенно в порядке вещей. Обоснуй по Дойлю ещё более очевиден, да и фильм, в конечном итоге, не про фантазийные пейзажи — но от этого персонажи начинают выглядеть недоучками в своей собственной области.
      • Ресурсы мозга достаточно ограничены во время даже обычного сна. Поэтому сконструировать кучу объектов в 5-6 локациях, которые тоже надо выдумать, проблематично. Можно, конечно, но графоний с сюжетом просядет. Более того, чем опытнее сновидец, тем сны у него более жизненны. Даже до того, что может приснится, как работаешь или вносишь правки в медиавики.
      • любые гусеницы-кальянщицы и розовые единороги воспринимаются совершенно в порядке вещей. Раз на раз не приходится на самом деле. Логический аппарат во сне идет лесом почти всегда. Ключевое слово почти.
  • Сон внутри сна — осуществимо. Только это не более чем иллюзия. Более того, заснув внутри сна, вы можете проснуться (да, и такое бывает).
  • Жизнь во сне — фантдоп. В нашей скучной реальности длительность сна идёт на минуты. Время во сне не растягивается. Но может возникнуть эффект, что вы во сне прожили день/месяц/год и пр., но это иллюзия — мозг просто склеивает разные эпизоды, чтобы так казалось. Пример, как ни странно, можно посмотреть в сериале Доктор Кто («Тишина в библиотеке», 4 сезон, 9 серия). Там как раз используется этот эффект.
  • Проверка на выход из сна — насущная необходимость, как ни странно. Во сне проверки нужны, чтобы убедиться, что ты спишь. А в реале нужны, чтобы убедиться в бодрствовании. Это в большей степени касается сновидцев, у которых сны идут постоянно, поскольку сны могут поубавить в спецэффектах. Только в отличие от фильма для проверки можно обойтись без волчков и фигурок. Можно задать себе вопросы вида «Где это я?», «Кто все эти люди?», «Как я сюда попал?»[1]. Разумеется, искаженная логика может выдать самый бредовый обоснуй, который вас устроит. Можно провести пару физических проверок. Например, посмотреть на руки, плывет ли текст перед глазами. Можно подпыгнуть на месте. Если подпрыгните на 10 метров, значит это сон/

Тропы и штампы, помимо вышеперечисленных[править]

  • Называть по фамилии — о том, что Кобб вообще-то Доминик, мы узнаём буквально на последних минутах фильма.
  • Толпа с вилами — проекции подсознания агрессивны ко всем, кроме собственного сновидца, и норовят набросится на них всей оравой и растерзать. Во сне Сайто в самом начале фильма это принимает вид уличных беспорядков.
  • Фрейд был прав — в самом буквальном смысле. Подсознание и отношения с отцом — что может быть очевиднее?
  • Я купил этот город — планируя операцию, Кобб и Ко прикидывают смету на то, чтобы выкупить билеты в бизнес-класс рядом с Фишером и подкупить стюардессу, но тут вмешивается Сайто с тремя словами: «Я купил авиакомпанию». Действительно, так гораздо проще.

Примечания[править]

  1. Последний вариант подсвечен в самом фильме