Царство небесное

Материал из Posmotreli
Kingdom of Heaven
Перейти к навигации Перейти к поиску
Постер фильма
« Мы не в силах загадывать наперед: король может требовать повиновение, отец — послушание, но запомни, кто бы ни был государем, владыкой, ты один в ответе за свою душу… когда тебя призовет Господь, ты не сможешь сказать, что слепо исполнял приказ, не задумываясь о последствиях, о чести, о доблести… запомни это. »
— Наставление Балдуина Балиану, ставшее основной мыслью всего фильма.

«Царство Небесное» (Kingdom of Heaven) — фильм 2005 года, снятый Ридли Скоттом и посвящённый войне на Святой Земле между христианами и сарацинами под предводительством Саладина. Кульминацией фильма служит битва за Иерусалим 1187 года и начало третьего крестового похода.

Фильм вольно излагает историю Балиана II Ибелина, роль которого исполняет Орландо Блум. Попутно рассказывается предыстория вражды между Саладином и христианами, тоже изрядно перевранная. Частично за основу взят роман Вальтера Скотта «Талисман», рассказывающий о том же самом периоде истории Иерусалима.

Сюжет[править]

Завязка[править]

Главный герой — французский кузнец Балиан, ветеран неназванной междоусобицы, живущий в маленькой деревне с братом-священником и женой. Последняя после выкидыша совершила самоубийство, что по христианским понятиям считается страшнейшим грехом. Из-за поступка жены деревня ополчается на убитого горем Балиана. Тем временем его находит неизвестный крестоносец, который представляется Готфридом и признаётся, что Балиан — его бастард. Узнав о трагедии, он предлагает ему отправиться с ним, но сын отказывается. Тем же вечером к главному герою приходит его брат и упрекает в отказе, так как после поступка жены в деревне ему не место. Балиан держит себя в руках, пока не замечает, что брат ограбил могилу его жены и в порыве гнева убивает его, забрав с собой лишь свой меч и украденный крестик супруги.

Опасаясь суда, Балиан догоняет крестоносцев и просит взять с собой на Святую Землю в надежде отвоевать прощение для жены. Вслед за ним приезжает шериф со своими людьми и требует выдать Балиана для наказания. Завязывается бой, в ходе которого нападающие и некоторые крестоносцы гибнут, а Готфрида ранят. Достигнув Сицилии, Готфрид успевает признать Балиана своим наследником и посвящает в рыцари, после чего умирает.

По пути в Иерусалим корабль Балиана тонет. Выживают он и конь, из-за которого герою приходится драться со знатным сарацином, который требует отдать коня, который ходит по его земле. Одолев и убив рыцаря, Балиан требует от его слуги показать дорогу в Иерусалим. В городе он отпускает слугу и дарит коня, сам же принимает во владение земли своего отца.

Дальнейший сюжет[править]

Балиан принимается управлять землей, улучшая условия жизни для крестьян и знакомясь в процессе с сестрой короля Сибиллой. Тем временем больной проказой король Балдуин IV вместе с сарацинским султаном Саладином, поддерживают шаткий мир между христианами и мусульманами. Мешают в этом деле им христианская оппозиция во главе с рыцарями-тамплиерами Ги де Лузиньяном и Рене де Шатильоном. Они, чувствуя скорую смерть короля, уже готовят будущую войну. Король вместе с лояльным ему рыцарем Тиберием пытается подговорить Балиана помешать провокаторам, но он отказывается, ссылаясь на поучение самого же короля о чести и ответственности (см. цитату в начале фильма), что в будущем ещё аукнется им всем.

Из-за провокаций Шатильона случается битва при Кераке, которую успевает вовремя остановить король. Шатильона бросают в темницу. Балдуин умирает, не выдержав похода в пустыне, и королём становится муж его сестры, вышеупомянутый Ги де Лузиньян. Он сразу же выпускает Шатильона из заточения, и вместе они начинают геноцид мусульман, убивая попутно сестру Саладина. Последний выдвигает свою армию на Иерусалим. Шатильон и Лузиньян ведут свои войска ему навстречу, терпят сокрушительное поражение в битве и попадают в плен, где Шатильона казнят. В Иерусалиме остаются Балиан и Тиберий, но последний уходит из города, не желая гибнуть. Балиан обороняет город несколько дней и сдаёт, получив обещание от султана обещание не убивать мирных жителей и взамен пообещав не сжигать исламские святыни. Саладин благородно отпускает всех, приняв опустевший город. На обратном пути главный герой встречает Ричарда I Львиное Сердце, который направляется в третий крестовый поход…

Кончается фильм грустными словами рассказчика: «Минуло тысячелетие, но и поныне нет мира в Царстве небесном».

Персонажи[править]

  • лорд Балиан Ибелин (Орландо Блум) — бастард крестоносца Готфрида Ибелина, выросший во французской деревне. Вынужден бежать из неё из-за убийства священника. После смерти отца стал наследником его владений и был посвящён в рыцари. Показал себя как храбрый и благородный воин. Завёл роман с сестрой короля Сибиллой, а заодно и дружбу с самим королём, который увидел в нём потенциал и даже хотел выдать за него сестру. После смерти короля Ги де Лузиньян послал убить его. Пережив нападение, он приехал в Иерусалим, а после пленения короля, смерти Шатильона и отъезда Тиберия остался единственным защитником города. Сдал Иерусалим, но спас всех мирных жителей. После битвы бросил рыцарство и вернулся, взяв с собой Сибиллу, в родную деревню.
  • лорд Готфрид Ибелинский (Лиам Нисон) — отец Балиана, много лет назад бросивший его мать с ребёнком на руках. Узнав о трагедии Балиана предложил ему ехать с ним. Был смертельно ранен, защищая его от людей шерифа. Перед смертью посвятил сына в рыцари и сделал наследником своих земель.
  • султан Салах ад-Дин (Саладин) (Гасан Массуд) — правитель Египта и Сирии, антагонист Балиана и вообще всех христиан в фильме. Исторически известен как лучший враг Ричарда Львиное Сердце, который в конце фильма как раз поехал с ним воевать. Благородный и достойный человек, до последнего не желающий устраивать полномасштабную войну. Питает уважение к своим врагам, что спасает многим из них жизнь.
  • граф Ги де Лузиньян (Мартон Чокаш) — муж Сибиллы, не одобряющий позиции её брата. Союзник Шатильона в деле войны с мусульманами, вместе с которыми они пытаются сорвать перемирие. Невзлюбил Балиана, в открытую презирая его происхождение. После смерти короля отправил крестоносцев на убийство Балиана, а сам сначала спровоцировал Саладина на агрессию, а затем выдвинул на него свои войска, потерпев поражение и попав в плен.
  • лорд Рене де Шатильон (Брендон Глиссон) — раубриттер, активно пытающийся сорвать перемирие с мусульманами, что способствует его дружбе с Лузиньяном. После того, как из-за него случилась битва при Кераке, был брошен в темницу, но новый король выпустил его и приказал устроить гонения на мусульман. Лично убил сестру Саладина, а затем пошёл в атаку вместе с королём. Попал в плен, где из-за наглости лишился головы.
  • гроссмейстер ордена Тампльеров Геральд де Ридефорт (Ульрих Томсен) — в реальности был важнее и главнее, чем Рено, но в фильме затерялся на его фоне и выглядит чуть ли не безымянной шестёркой у Рено.
  • королева Сибилла Иерусалимская (Ева Грин) — жена Ги де Лузиньяна, изменяющая ему с Балианом. Живёт ради своего сына, который в будущем должен стать королём. Сын оказался заражённым проказой и умер от рук матери. После его смерти решила не прятаться во время осады и пошла помогать раненым в качестве медика. После осады ушла вместе с Балианом жить обычной жизнью во Франции.
  • король Балдуин IV Прокажённый (Эдвард Нортон) — король Иерусалима, на момент действия сюжета больной проказой. Пользуется уважением в народе. Из-за старой дружбы с Готфридом устанавливает тёплые отношения с Балианом. Старается всеми силами сохранить мир на Святой Земле.
  • граф Тиберий (Джереми Айронс) — военачальник Иерусалима, лояльный Балдуину и, соответственно, нелояльный Лузиньяну и Шатильону. После начала войны уехал из Иерусалима на Кипр.
  • Имад ад-Дин (Александр Сиддиг) — слуга сирийского рыцаря, которого встретил Балиан в пустыне после кораблекрушения. После смерти хозяина, перешёл на службу Балиану, но был отпущен им после прибытия в Иерусалим. Вдобавок ещё и получил того самого коня, из-за которого его хозяин и бросился на Балиана. На самом деле — персидский рыцарь и верный сподвижник Саладина, сопровождающий его в походах. Участвовал в битве за Керак, где сохранил жизнь Балиану. Затем присутствовал при осаде Иерусалима, а после взятия города вернул главному герою того самого коня.

Все эти персонажи существовали в реальности, но их истории и характеры (а у отца Балиана ещё и имя) были серьёзно изменены.

Историческая достоверность[править]

Фильм, хоть и берёт за основу реальную историю, на деле почти не имеет к ней отношения. Список неточностей можно продолжать долго, но из интересного можно отметить следующие:

  • Настоящий Балиан был законным сыном крестоносца Барисана Ибелина (также известным как Балиан — не зря же к имени Балиана приписывают римскую цифру II), основателя династии Ибелинов. После падения Иерусалима ни в какую Францию не уходил, а остался крестоносцем. Умер через 5 лет после событий фильма. На момент осады он был не смазливым мальчиком, а 44-летним мужчиной.
  • Балдуин IV в реальности не был пацифистом и сам с радостью устраивал битвы. А вот Ги как раз воевать не хотел, и именно ему противостоял Шатильон, который не был никаким тамплиером.
  • Балдуин V вроде бы ничем не болел, о причинах его ранней смерти так же ничего не известно.
  • Изнасилование и убийство сестры Саладина Шатильоном является скорее элементом фольклора, легендой, мифом, но никак не историческим фактом. Точнее в хрониках говорится, что он опорочил её честь, но не говорится, каким конкретно образом (учитывая Средневековье, он мог это сделать и не насилуя — но учитывая его репутацию, кто бы его удержал от изнасилования?).
  • Покушение на Балиана совершили, внезапно, три тевтонских рыцаря. Тевтонский орден был создан только через три года после событий фильма во время осады прибрежной Акры осаждаемой крестоносцами, окружёнными Саллах-ад-Дином (крестоносцы осадили Акру, чтобы захватить порт, а пришедший на подмогу городу сам Саллах-ад-Дин осадил этих крестоносцев).
  • Зато здесь носят сюрко!
  • Момент географической достоверности — Иерусалим, «город на зеленых холмах», по фильму находится посередине плоской пустыни.
  • Сестра короля никак не могла самочинно ездить в гости к какому-то рыцарю (даже знатному) и остаться с ним наедине без присмотра кучи служанок.
  • Даже самый захудалый, безземельный и не титулованный европейский дворянин не сел бы за один стол с сарацином, как это показывают в режиссерской версии.

Режиссёрская версия[править]

Кроме урезанной театральной версии, которую показывают в кинотеатрах и телевизоре, существует и режиссёрская, которую не дали выпустить Ридли Скотту. Сам он считает театральную версию неканоничной и непригодной для просмотра. Кинокритики с ним согласились и поставили ей оценки намного выше, чем театральной, вплоть до 10/10 от некоторых изданий. Особенность версии заключается в раскрытии большинства персонажей. Она идёт на 45 минут дольше, и в ней зрителю объяснят откуда у Балиана боевой опыт, за что он убил брата и т. д. Театральная версия на её фоне выглядит лишь весёлым боевиком, а никак не эпическим полотном.

Что здесь есть[править]

  • DEUS VULT — всё об этом.
  • Батальное порно — Ридли Скотт мастерски снимает батальные сцены. Не подкачал он и здесь, выдав как масштабные битвы в пустыне, так и осаду города, и просто локальные драки в лесу.
  • Болеть за Империю — очень ярко выражено с Саладином, который, хоть и является врагом главных героев, представлен куда более благородным, чем большинство из них. Неудивительно, что полюбился зрителям именно он.
    • Тут как раз исторически все достоверно - даже в свое время Саладин был довольно популярен в Европе, где его называли «неверный, обличенный рыцарскими добродетелями».
  • Говорить высоким штилем — так здесь разговаривают некоторые персонажи, особенно Балдуин (см. цитату в начале статьи) или Балиан: «Как ты можешь быть в аду, если ты в моём сердце?».
  • Голливудское уродство — аверсия с Балдуином, на котором не побоялись показать все жуткие последствия проказы.
  • Горизонт отчаяния — Балиан переходит его, когда горе от потери жены усиливает предательство брата, обобравшего её тело на предмет драгоценностей. Сама она тоже перешла его после выкидыша, покончив с собой.
  • Добрый верующий, злой верующий: Саладин, Имад, Балдуин, Балиан — добрые; Лузиньян и Шатильон — злые.
  • Достойный противник — Балиан и Саладин друг для друга. А по окончанию фильма показали другого противника Саладина, Ричарда I, который дорос до следующего уровня.
  • Дракон (персонаж) — на короткое время таковым становится Рене де Шатильон для Ги де Лузиньяна. Правда после первой же битвы его голова оказалась на пике.
  • Заклятый враг — Шатильон для Саладина, после того, как убил его сестру.
  • Закон сохранения статуса кво — в конце фильма Балиан возвращается во французскую деревню, из которой он и уехал на Святую Землю, и вновь становится кузнецом.
  • Злой король — Ги де Лузиньян, после смерти Балдуина.
  • Злодей по должности — деревенский шериф из Франции в исполнении Джейме Ланнистера. Плюс его люди.
  • Игры престолов — вторая половина фильма им и посвящена.
  • Кошмарные медицинские состояния — проказа у Балдуина.
  • Крестоносец — хоть действие и происходит во время перемирия, крестоносцы всё же показаны, а в конце так и вовсе появляется сам Ричард.
  • Крутая маска — маски Балдуина. Нужны ему, чтобы не пугать окружающих своим внешним видом. Сибилла, сестра Балдуина, снимет маску на несколько секунд, но сразу же вернёт обратно.
  • Круто, но непрактично — многие рыцари ходят по Иерусалиму в латах и вообще полном обмундировании, хотя никакой битвы нет. Климат в этих краях очень жаркий, так что воинам не позавидуешь.
  • Ловушка для самозванца — слуга Готфрида устраивает испытание Балиану, расспрашивая о внешности отца. На вопрос, были ли глаза Готфрида зелеными, Балиан отвечает, что они были голубыми — и это верный ответ.
  • Мэнгст — в этом состоянии находится Балиан всю первую половину фильма.
  • Не в ладах с дресскодом — Ибелин и после того как из бастарда стал бароном продолжает ходить не в чулках, а в штанах, что считалось простолюдинской одеждой.
  • Нет мира под оливами — есть место как прекрасным дворцам и нарядам, так и эпидемиям проказы вместе с дикими фанатичными крестьянами.
  • Ни одно доброе дело не остаётся безнаказаннымаверсия. Сохранив Имаду жизнь в начале фильма и отпустив на волю, Балиан заработал уважение врагов, что спасёт ему жизнь в будущем, когда окажется, что этот слуга на самом деле сарацинский рыцарь.
  • Ниндзя-пират-зомби-робот — Балиан: воин-кузнец-строитель-дипломат.
  • Отважный злодей — всё та же парочка Шатильона и Лузиньяна.
  • Пастырь нерадивый — брат Балиана, ограбивший тело его жены, и священник из конца фильма, решивший принимать ислам, лишь бы не злить Саладина. Да и в целом его поведение в день осады символизирует. Балиан, насмотревшись на его поведение, иронично заявил: «Знаете, сегодня я многое узнал о религии».
  • Пасхальное яйцо — в «Игре престолов» среди мечей, вплавленных в Железный Трон, можно опознать по рукоятям и меч из фильма.
  • Пейзажное порно — заснеженная Франция и жаркая Святая Земля.
  • Пнуть сукиного сына — Саладин сделал это, когда Шатильон начал вести себя нагло и взял кубок с водой, предназначенный для Лузиньяна. Его голову оставили гнить на пике посреди пустыни.
  • Появление кавалерии — битва при Кераке. Дважды. Сначала Балиан подоспел на помощь отступающей Сибилле, дав ей отступить в замок, а затем Балдуин со своей армией приезжает на помощь уже побитому Балиану.
  • Прогнившая церковь — орден тамплиеров, который в первую очередь монашеский, демонстрирует всё что угодно, но никак не религиозность или христианские добродетели.
    • Рыцарь крови — тамплиеры представлены именно такими. Особенно веселят их лозунги перед боем, что движимые Богом воины не могут проиграть неверным.
  • Пустыня смерти — таковой является Святая Земля, в которой происходит действие. Всю её смертоносность прочувствуют на себе христиане, когда пойдут воевать против запасшихся водой и едой сарацинов.
  • Распутинская живучесть — Одо (германец из отряда Готфрида). Получив несколько ранений продолжил бой и умудрился убить несколько противников, пока не умер.
  • Рыжий-бесстыжий — Рене де Шатильон. Максимально мерзкий персонаж, только и делающий, что портящий жизнь всем вокруг.
  • Рыцарь в ржавых доспехах — Тиберий, который просто ушёл из Иерусалима перед осадой.
  • Убить того, кого любишь — Сибилла убивает своего сына, обнаружив у него проказу и понимая, какие муки ждут его в будущем.
  • Чёрно-серая мораль — Балиан, хоть и старается помогать обычным людям, не является воплощением добра. То же можно сказать и про благородного Саладина. Тамплиеры же, вместе с Ги де Лузиньяном, представлены как однозначное зло. Правда, Балдуин выделяется белым цветом на их фоне.
  • Это плохо, понятно? — по средневековым понятиям убийство посла, даже вражеского, считалось недопустимым. Король Лузиньян сделал это при первых же переговорах.

Примечания[править]