Достать ножи

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Knives Out»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Достать ножи
Knivesout.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
Киностудия
  • Lionsgate
РежиссёрРайан Джонсон
Автор сценарияРайан Джонсон
Когда вышел7 сентября 2019 г.
Продолжительность130 минут
В главных ролях:
Дэниел КрейгБенуа Блан
Ана де АрмасМарта Кабрера
Кристофер ПламмерХарлан Тромби
Джейми Ли КертисЛинда Драйсдейл
Майкл ШэннонУолт Тромби
Крис ЭвансРэнсом Драйсдейл

«Достать ножи»/«Ножи наголо» — камерный детектив Райана Джонсона в духе Агаты Кристи, вышедший в Штатах и по всей Западной Европе 27 ноября, но стартовавший на фестивале в Торонто еще 7 сентября и устроивший фурор.

Суть[править]

Известного автора детективов Харлана Тромби находят с перерезанным горлом наутро после вечеринки по случаю его 85-летия. Полиция уже готова объявить дело самоубийством, но тут за дело берётся частный детектив Бенуа Блан, «последний из сыщиков-джентльменов», которому заплатил… неизвестно кто. Постепенно вскрываются истинные отношения в семье Тромби-Драйсдейлов, на вид такой дружной и респектабельной. Как выясняется, у каждого из детей и свойственников Тромби были причины от него избавиться. Это был тот ещё змеиный клубок, живущий за счёт денег Харлана.

Дальнейшее будет сугубым спойлером, а мы не хотим портить вам удовольствие от нескольких шикарных вотэтоповоротов.

Персонажи[править]

  • Харлан Тромби — старый заслуженный писатель и тот ещё козёл, но с золотым сердцем. Поддерживает нежные, но сугубо платонические отношения со своей медсестрой Мартой. Доверяет ей семейные тайны, что впоследствии выходит девушке боком…
    • Жанровая смекалка — Харлан не зря был успешным автором детективов — ушёл достойно. С другой стороны, мог и додуматься до того, что завещать всё своё состояние одному человеку — плохая идея (если только он не планировал обеспечить себе красивый уход и потенциально «написать» свой последний детектив уже в реальной жизни – что в итоге и получилось).
  • Марта Кабрера — медсестра, дочь нелегальной иммигрантки из Южной Америки, очень добросовестная, высокопрофессиональная и при этом добрая девушка. Символическое имя — явная аллюзия на трудолюбивую сестру Лазаря из Евангелия. Не умеет лгать: её буквально рвёт, если она пытается сказать неправду. Поэтому, чтобы не врать, по совету Харлана прибегает к недоговоркам.
  • Бенуа Блан — эксцентричный детектив, склонный к странным жестам и ещё более странным высказываниям. Явная отсылка к Эркюлю Пуаро, однако носит бежевый плащ и курит сигары, как лейтенант Коломбо. Великолепный психолог, мастерски раскручивает членов семьи Тромби на откровенность, кося под недотёпу. Говорит с густым южным акцентом.
  • Хью Рэнсом Драйсдейл — паршивая овца в семье, богатый безработный бездельник, стопроцентный козёл, но весьма харизматичный. Тем не менее, был любимцем Харлана — видимо, за свою откровенность и за то, что больше других внуков походил на деда. Впрочем, когда появилась Марта, Рэнсом отошёл на второй план.
  • Линда Драйсдейл — старшая дочь Харлана, жена Ричарда Драйсдейла и мать Рэнсома. Владеет компанией по торговле недвижимостью, основанной на отцовские деньги. Единственный нормальный человек в этой семейке. Ну, относительно нормальный.
  • Ричард Драйсдейл — муж Линды, ксенофоб и расист, хотя и не такой, как его племянник Джейкоб.
    • Каков родитель, таково и дитя — Ричард, прикидываясь успешным бизнесменом, фактически присосался к жене. Рэнсом ведёт уже откровенно паразитический образ жизни.
  • Джони Тромби — вдова Нейла, среднего сына Харлана, тоже строит из себя бизнесвумен, но на деле всё профукала. Не отличается умом и сообразительностью.
  • Мег Тромби — её дочь, студентка престижного колледжа и номинальная сторонница левых взглядов. Могла бы быть хорошей девушкой, ноименно она сообщила адрес Марты журналистам и рассказала семейству, что мать Марты живёт в стране нелегально.
    • Что не до конца верно, так как скорее всего, её родня заставила её это сделать, и в разговоре с матерью, сказала что если Харлан действительно завещал всё Марте, то пусть будет так.
      • Видно, что она делает это не по своей воле, и даже плачет. Да и Марта её простила. Кстати, кто сказал журналистам - неизвестно, её адрес знали все члены семьи. и об этом никто ничего не говорил.
  • Уолтер Тромби — младший сын Харлана. У него, по словам самого Харлана, был потенциал хорошего писателя, но тот предпочёл жить за счёт продажи отцовских книг.
  • Донна Тромби — его жена. Тоже ксенофобка и расистка.
  • Джейкоб Тромби — сын Уолта и Донны. Малолетний альт-райт, интернет-тролль, редкостный мудозвон. Не расстаётся со смартфоном. Дрочил в туалете, когда подслушал ссору деда с Рэнсомом.
  • Ванетта Тромби — мать Харлана. Такая старая, что никто уже не помнит, сколько ей лет. По идее, никак не меньше ста с хвостиком, если её сыну было 85.
  • Фрэн — домработница Тромби. Тихая и незаметная на вид, сыграла значительную роль в сюжете.

Что здесь есть[править]

  • Ай, молодца, злодей! — если бы Рэнсом не вызвал Блана, мог бы охмурить Марту и жениться на ней. Даже при провале остался бы без денег, но на свободе.
  • Арсенал Чехова:
    • Тайник с марихуаной в комоде.
    • Стойка с бутафорскими ножами.
    • Рвотный рефлекс Марты на ложь.
  • Бессмысленное самопожертвование — Харлану вовсе не нужно было устраивать этот спектакль с самоубийством, чтобы прикрыть Марту: она ввела ему правильную дозу морфина. Но они оба этого не знали.
  • Боже мой, что же я наделал! — реакция Марты на мнимую передозировку Харлана.
  • Бонус для пересматривающих — поведение Рэнсома выглядит уже совсем по-другому, если знать концовку.
    • Бенуа Блан ударяет по клавише пианино, сигнализируя лейтенанту Эллиотту задать каждому допрашиваемому один и тот же вопрос: «В какое время вы приехали в особняк?»
  • Вечная загадка — из какой страны всё-таки родом Марта. Тромби называют Эквадор, Уругвай, Парагвай, Бразилию — это говорит о том, что, несмотря на все заверения о том, что Марта для них как член семьи, на самом деле им глубоко плевать.
  • Вешалка для собак — Рэнсом такой очевидный гад, что его даже подозревать не хочется. А надо.
  • Взять в ад компанию — «Сделал на пенни, делай на фунт!»
  • Вот это поворот! — Харлан по завещанию оставил все состояние Марте.
    • На самом деле Марта ввела правильную дозу наркотика, и Харлан покончил с собой напрасно.
    • На самом деле Фрэн умерла, а Марта солгала, на время подавив свой рвотный рефлекс.
  • Господа, это символично! — круглый дисплей с ножами, нацеленными в пустой центр, просто тычут зрителю в лицо. Заодно это визуальная отсылка к Железному Трону из «Игры престолов».
  • Грызня за наследство — двигатель сюжета.
  • Деконструкция детективного жанра — о том, кто и как на самом деле убил Харлана Тромби, мы узнаём в первые 30 минут фильма. А потом начинается реконструкция, потому что «это дело похоже на бублик, в котором есть дырка, а в ней ещё один бублик, и тоже с дыркой посередине».
  • Единственный нормальный человек — по итогам фильма из семейки Тромби в ходе схватки за наследство Харлана не опозорилась только его очень-очень старая мать Ванетта.
  • Закольцованная сцена — и в начале, и в финале появляется кружка Харлана с надписью «мой дом, мои правила, мой кофе». Пикантный момент в том, что в итоге она оказывается в руках унаследовавшей поместье Марты, пальцы которой закрывают последние две строчки.
  • Заявленный статист — во время рекламной кампании светили в первую очередь Дэниелом Крейгом в роли Бенуа Блана, хотя на самом деле повествование сконцентрировано вокруг героини Аны де Армас — Марты.
    • Можно даже сказать, что он фальшивый протагонист: кажется, что по канонам жанра у нас выходит не слишком «честный» детектив или деконструкция, потому что информация, которой обладает следователь частенько по ходу фильма отличается от той, что знает знает зритель. Но если считать POV и главным героем именно Марту, то начиная со сцены где раскрывается её реальная роль в происходящем, практически в любой момент хронологии фильма зритель знает ровно то, что знает Марта. а то что Бенуа с самого начала знал о её причастности из-за пятнышка крови на обуви она как раз до самого конца не знает Выходит, детективная составляющая всё-таки сделана по канонам!
  • Злу не постичь добра — Рэнсом никак не мог подумать, что Марта бросится в первую очередь спасать Фрэн, а не уничтожать улики.
    • Всей семье Тромби кроме отчасти Мег, непонятно, почему Харлан оставил всё состояние именно ей, и они строят теории, как коварная прихлебательница соблазнила деда, в то время как она просто была добра с ним.
  • Козёл с козлиным сердцем — Рэнсом поначалу сочувствует Марте и вызывается ей помочь… только для того, чтобы наверняка её подставить
  • Крутизна по расчёту — Харлан. В течение нескольких минут, думая, что умирает, разработал подробнейший план создания алиби для Марты и без колебаний перерезал себе горло.
  • Лицемерие — это смешно:
    • Кичащаяся своей терпимостью Джони резко забывает обо всём, когда дело касается завещания Харлана
    • Ричард, толкающий антииммигрантские речи, обзывает племянника фашистом.
    • У расиста Ричарда цветная любовница.
  • Матомная бомба — сцена «Пожуй г…на» в исполнении Криса Эванса, в которой его персонаж, Рэнсом, советует отчитывающей его родне сделать именно это. Породила мемы с реакциями со стороны другой роли Эванса, Капитана Америка(«Лексика!») и Ника Фьюри («И этим ртом ты потом маму свою целуешь?!») из Киновселенной Марвел.
  • Навык Чехова — Марта делала уколы не глядя и дала ПРАВИЛЬНЫЙ препарат в правильной дозировке, несмотря на то, что Рэнсом подменил наркотики.
    • Харлан и Линда с детства обменивались секретными посланиями. Поэтому Линда знала, что сделать с письмом, которое на вид кажется пустым.
  • На тебе! — фильм танком проехался по Трампу и его МАГАшникам, а заодно и по фанатам политкорректности. А малолетний Интернет-тролль Джейкоб — «На тебе!» в адрес интернет-троллей, писавших гадости про фильм Райана Джонсона «Последний джедай».
  • Невинный исполнитель преступления — Рэнсом предполагал, что это будет Марта, но она оказалась слишком хорошей медсестрой.
  • Ненадёжный рассказчик — когда первый раз допрашивают Линду и Уолта, показывают два идентичных флэшбека: в одном Линда и Ричард радостно ставят перед Харланом торт, во втором на их месте Уолт и Донна, при этом и брат, и сестра утверждают, что провели просто прекрасный вечер вместе с отцом, — явный намёк на то, что лгут оба.
  • Непоколебимая чистота — Марта. Все попытки её подставить ни к чему не привели, и она действительно хороший человек. Более того, она расстроила планы злодея именно потому, что была хорошим человеком. На такую доброту и самоотверженность он никак не рассчитывал.
  • Неполиткорректный злодей — практически для всех наследников Харлана, кроме Мег, Марта превращается в мерзкую понаехавшую латиноску, как только выясняется, что всё состояние знаменитого писателя отходит ей. Уолт, Донна и их сын Джейкоб — вообще откровенные правые шовинисты; Рэнсом тоже распространяется о «доме белых людей», хотя Харлан в своё время купил поместье у пакистанского миллиардера.
    • Джони тоже ничего не говорит насчёт её национальности, да и в целом ведёт себя лучше всех остальных членов семьи, не считая Мег.
  • Не рой другому яму — Рэнсом, чтобы убить деда и подставить Марту, подменяет обезболивающие и для полной уверенности анонимно нанимает знаменитого частного детектива Бенуа Блана, который, естественно, начал расследование, закончившееся для Рэнсома тюрьмой.
  • Несовместимая с жизнью тупость — да, Фрэн, отличная была идея встречаться наедине с убийцей, молодым человеком намного крупней и сильней тебя, чтобы шантажировать его.
  • Оммаж — Агате Кристи, во все поля.
  • Открытый финал — в финальной сцене Тромби покидают уже не принадлежащий им дом (возможно, навсегда) и бросают последний взгляд на стоящую на балконе Марту, при этом камера фокусируется на надписи «мой дом» на кружке Харлана у неё в руках. Даже если семейка попытается учинить ей проблемы из-за нелегального статуса её матери, у Марты теперь есть все средства защищаться.
  • Панургова полиция — ух, как полицейские в самом конце роняют пистолеты при виде Рэнсома, с ножом бросающегося на Марту!
  • Папина дочка — Линда. У них с отцом даже был свой способ ведения секретной переписки.
  • Потому что вы были добры ко мне — причина, по которой Харлан завещал всё Марте.
    • А ещё потому, что она умна и не будет разбазаривать состояние: обыграть матёрого детективщика в логической игре — это не просто так.
    • Таким же образом Блан смог выведать обстоятельства гибели Харлана у бабули Ванетты, просто проявив к ней каплю уважения, в то время как остальные члены семьи относятся к ней скорее как к мебели и считают давно выжившей из ума.
  • Пнуть сукиного сына — получив от Рэнсома признание, Марта блюёт ему прямо в лицо.
  • Признание на камеру — Марта солгала, что Фрэн осталась жива. Поскольку Марта правдоруб поневоле, Рэнсом ей тут же поверил и сознался на запись, что убил Фрэн.
  • Природа отдохнула — даже те дети Харлана, у которых был творческий потенциал, предпочли жить за счёт старого детективщика.
  • Самоубийство — именно в таком ключе дело о смерти Харлана расследовала полиция, пока на сцене не объявился Блан. Правда, в итоге это в самом деле оказалось самоубийство, которому чуточку не хватило до убийства.
  • Умный — не значит мудрый — Рэнсом прочитал в «Нью-Йоркере» статью о Бенуа Блане, решил его нанять, чтобы подставить Марту, и почему-то не подумал, что крутой сыщик так называется отнюдь не зря.
  • Шутка-бумеранг — Харлан сказал, что Рэнсом заигрался в жизнь так, что не отличит бутафорского ножа от настоящего. Оказалось, что он прав.
  • Я пишусь через «Э» — первые пару раз герой Дэниела Крейга произносит свою фамилию в соответствии с французскими правилами — «Блан», — но, заметив, что все всё равно продолжают называть его «Бланком», быстро смиряется.
    • В русском дубляже потерялось. Просто «мистер Бланк».