Made in Abyss

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Made in Abyss
Официальный арт
Общая информация
Жанр
СтудияKinema Citrus
Режиссёр
  • Курата Хидэюки
  • Коянаги Кэйго
Когда выходилс 7 июля 2017 года
Сезоны2
Всего серий26 серий
Длина серии25 минут

«Созданный в Бездне» — манга авторства Акихито Цукуси, выходящая с 2012 года и насчитывающая 11 томов, и снятая по ней аниме-адаптация (с лета 2017-го стартовал 1 сезон о 13 сериях, кусок сюжета после этого экранизирован в полнометражке «Dawn of the Deep Soul», к концу сентября 2022 года вышел второй сезон, «The Golden City of the Scorching Sun»). Сюжет повествует о девочке Рико и мальчике-киборге (роботе? андроиде?) Рэге, которые сдружились и по разным причинам, но вместе спускаются в загадочную Бездну. Стартует «Made in Abyss» в жанре довольно безобидного, «детского» приключения-фэнтези, чем-то отдающего миядзаковскими сказками. Но чем дальше, тем больше превращается в ужас (в том числе, отчасти, психологический) и драму.[1]

1 сентября 2022 года увидела свет ролевая игра по мотивам, Made in Abyss: Binary Star Falling into Darkness. Вступительная часть, в которой главными героями выступают Рико и Рэг, охватывает события вплоть до спуска на третий слой. Основной сюжет с собственным персонажем развивается спустя некоторое время после ухода Рико и периодически пересекается с сюжетом манги, позволяя исследовать Бездну вплоть до точки невозврата.

Сеттинг[править]

События разворачиваются в мире, отдаленно похожем на Землю, но с уровнем технологий стимпанка (хотя на первый взгляд это и незаметно, да и не сильно важно). За 1900 лет до основного сюжета в этом мире было обнаружено странное место: стоящий посреди океана вулканоподобный остров, вот только в центре него не раскаленная магма, а дыра глубиной… никто не знает, во сколько. Поэтому данное место окрестили Бездной. В Бездне водятся странные, причудливые создания — как мирные необычные зверушки, так и опасные монстры, а самое главное — там есть артефакты, называемые «реликты». Это технологии, оставленные давно исчезнувшей, но развитой куда более Земли даже XXI века цивилизацией, обладающие странными, но очень полезными свойствами. Со временем на самой верхушке острова сформировался город Орф[2] (по-нашему, скорее, «Орт»), мало пригодный для какой-либо экономики, кроме добычи полезных реликтов и перепродажи их в «Большой Мир».[3] Имея в виду такую экономику, Орф подготавливает искателей с совсем ребяческого возраста в кадетских училищах-приютах, где ранг искателя обозначается разноцветными свистками.

Искатели[править]

Искатели — собственно те, кто лазит в Бездну за ее артефактами. Стать начинающим искателем очень просто, а чем дальше, тем сложнее — помимо недружелюбной фауны вас там ждут «черные археологи» и Проклятие Бездны, а чем глубже лезешь, тем мобы толще, партизаны злее и откат сильнее. Непременная принадлежность искателей из Орфа — свисток, по его цвету можно понять ранг Искателя.

  • Колокольчик. Вообще не свисток — буквально и фигурально. Дети — их не пускают даже на 1 уровень Бездны даже под присмотром сенсея, им пока ещё положено учить матчасть на поверхности.
  • Красный свисток. Тоже нуб, но уже всё-таки свисток. В большинстве своем — дети от 11-12 лет, выйти на этот ранг несложно. Красным свисткам разрешено бродить только по 1 уровню Бездны, сначала под присмотром учителя, потом и самостоятельно, но все равно только в разрешенное время. Сопровождающий высокоранговый свисток приводит группу красных на место, они разбредаются кто куда, а потом обязаны собраться в определённом месте и вместе с сопровождающим двинуть обратно на поверхность. Но весь дроп и лут у них отбирают в качестве платы за учёбу.
  • Синий свисток. Обычно это уже самостоятельные и относительно взрослые (от 15 лет) искатели, которые свободны по своему усмотрению спускаться в Бездну. Другой вариант Синего свистка — подмастерье Белого или Чёрного, ходящий за ним хвостиком (меньше свободы), зато имеющий возможность вместе с учителем спуститься глубже, чем позволяют обычным Синим свисткам (а значит, возможно, найти более ценный артефакт). К тому же Синий свисток-подмастерье может стать собственно Синим до 15 лет. Разрешается заходить на второй уровень.
  • Лунный свисток. Фактический цвет свистка у такого искателя — фиолетовый с золотистой оправой или гравировкой. Это уже очень опытный искатель, много раз возвращавшийся из Бездны целым и невредимым, обладающий внушительными физическими данными и познаниями о Бездне, а потому многие Лунные свистки — учителя в приютах и академиях.
  • Чёрный свисток. Уровень «Легенда−1». Чёрные свистки ещё круче, чем Лунные: больше опыта и познаний, лучше физическая форма — потому и встречаются они куда как реже. Кроме того, искатели этого ранга куда более сумасшедшие (в хорошем смысле), поскольку спускаются на такую глубину, где уже смертельно опасен просто сам факт нахождения в Бездне, исключая монстров и другие опасности. Некоторые из них — достаточно известные личности. Могут спускаться до 5-го уровня включительно.
  • Белый свисток. Настоящие, единичные Герои, каждого из которых знают в лицо и по имени, о которых слагают легенды и которые достают с самых низких уровней Бездны самые уникальные, полезные и дорогие реликты. Но за всё есть расплата — многие из них изуродованы физически, а другие ещё и капитальненько поехали крышей (уже совсем не в хорошем смысле).
    • Если свистки предыдущих искателей — всего лишь статусный предмет и инструмент, то Белый свисток значит гораздо больше. Дело в том, что они сделаны из Звучащих Жизненных Камней — материала, который можно получить только из останков кого-то, кого искатель любил, причем погибший должен был столь же сильно, безусловно и безоговорочно любить будущего Белого свистка. Поэтому для многих этот предмет – печальный трофей, доставшийся слишком дорогой ценой. К примеру, свисток Бондрюда сделан из его прежнего тела, а свисток Рико — из сердца ее подруги. Когда из камня делают Белый свисток, его может слышать только тот, кому предназначен этот свисток; к тому же свисток сам по себе является артефактом, чей звук на манер универсального ключа-активатора раскрывает потенциал и истинные возможности любого реликта. В действительности, в свистке содержится душа (или, как минимум, её часть) человека, из которого он создан. Душа осознаёт всё происходящее вокруг и может общаться с носителем свистка при определённых условиях (также с "каменными людьми" умеет общаться Фапута).

Бездна[править]

Новейшая карта Бездны

Кратер имеет примерно километр в диаметре (на разных уровнях по-разному) и как минимум 20 км в глубину — дальше просто никто не забирался. Или не выбирался, чтобы рассказать. Условно Бездна делится на несколько уровней-«слоев», отличающихся друг от друга ландшафтом, флорой, фауной и ещё много чем. Уровни глубже шестого в аниме пока что показаны не были.

  • 1 уровень — «Край Бездны». Глубина 0-1 350 м. Существа и погода схожи с обычным миром вне Бездны.
  • 2 уровень — «Лес Искушений». Глубина 1 350-2 600 м «Фэнтезийный» слой как он есть — здесь встречаются необычные существа, как безобидные, так и настоящие монстры, а Лес при всей своей красочности наполнен странностями.
    • Лес Наизнанку. Одна из областей «Леса Искушений», почти на границе со следующим слоем. Выступ скалы, на котором деревья растут сверху вниз. Тут расположена перевалочная база искателей, на которой в качестве смотрителя осела Озен.
  • 3 уровень — «Великий Разлом». Глубина 2 600-7 000 м. Вертикальный обрыв почти в 4,5 км высотой, скалистый и пронизанный сетью туннелей-лабиринтов, населённый в основном страшными и кровожадными монстрами, хотя миленькие (но при определённых условиях все равно опасные) существа тут еще бывают — но они являются нижними звеньями пищевой цепи.
  • 4 уровень — «Кубок Великанов». Глубина 7 000-12 000 м. Влажный и заросший темными, гигантскими и заболоченными джунглями слой. Назван так из-за своей чашевидной формы, обилия влаги и деревьев, напоминающих гигантские кувшинки, вечно наполненные водой. Здесь водятся реально опасные и страшные монстры, не чета таковым с верхних уровней, пережить встречу с которыми дано даже не всем Черным свисткам.
    • Сад Цветов. Огромная поляна со сказочно-красивым видом, усеянная цветами, известными как «вечная удача». Любимое место матери Рико, Лайзы Разрушительницы. Именно здесь находилась пустая могила, на которой остались свисток, кирка и записи Лайзы.
  • 5 уровень — «Море трупов». Глубина 12 000-13 000 м. Самый малый по вертикали слой — всего 1 км, зато самый широкий по горизонтали — в этом месте Бездна предположительно в 10 раз шире города Орф. Он состоит в основном из большого, наполненного монстрами моря с кристаллизованными участками, которые держатся над толстым слоем густой грязи.
    • Идофронт — древняя ритуальная площадка, выступает в качестве единственных врат на 6-й слой, точку принципиального невозврата. Именно здесь построена передовая база искателей под руководством Бондрюда.
  • 6 уровень — «Столица Невернувшихся». Глубина 13 000-15 500 м. Показанная в манге локация напоминает разрушенный и чудовищно искаженный городской ландшафт в стиле Дали. Крайне опасное место, в котором практически невозможно выжить обычному человеку: искривлённый ландшафт постоянно подставляет под проклятие, пригодной для питья воды почти нет, с неба льются железные дожди, фауна крайне агрессивна и коварна, а среди местных существ встречаются поистине хтонические чудовища размером с гору, от которых не спасает даже броня «юнитов вмешательства».
    • Деревня Илблу, заселённая «пустышками». В ней проживают люди, которые очень давно были исследователями Бездны, искавшими некий «Золотой город», но потом обнаружившие, что подняться наверх нельзя — и вынужденно поселившиеся на 6-м уровне. В «пустышек» они обращались не при попытке подъема, а в результате взаимодействия с артефактом «Колыбель Желаний», так как не смогли найти подходящего места для выживания людей на такой глубине, а обратный путь им был заказан. Они сохранили разум, но внешность и психология многих из них стали совершенно нечеловеческими, их облик обычно сильно отличается от жертв экспериментов Бондрюда — могут иметь, например, облик газообразного облака или сколопендры длиной в пару десятков метров. Там не действует силовое поле Бездны, но большинство жителей не могут покинуть Деревню. Посещается время от времени Бондрюдом.
    • Пятый лагерь Абсолютного рубежа — скрытый в скале опорный пункт искателей Срадзё перед проходом на Седьмой слой. Крайне уютно обустроенное место, принадлежность которого к Шестому слою выдаёт только внешний вид его обитателей.
    • Гнездо — неизвестная часть Бездны, соединяющая Шестой слой с верхними слоями. Именно через него спустились вниз Кравари и Тепастэ. Вероятно, один из проходов открылся между вторым и третьим слоями и именно его нашла Объединённая Экспедиция Хаболга, Подземных бандитов и Теневых рук в 63 главе. По одной из фанатских теорий, буквальное гнездо легендарной птицы Сакаватари — той самой гигантской птицы, которую видела Рико в телескоп в первой серии.
  • 7 уровень — «Последний Водоворот». Глубина 15 500-??? м. Всё, что о нем известно — в глубине уровня видно огромное кольцо света, а на дороге ко дну Бездны обитает некий Привратник.
    • Абсолютный Рубеж — проход на седьмой слой, выглядящий как "глаз" шторма, отдалённо напоминающий зародыш. С этой точки для обычных существ (за исключением Рэга и ему подобной "женской формы", а также птицы Сакаватари) невозможен возврат ни в каком виде. Вся известная информация о том, что находится ниже этой точки, содержалась в загадочном "отчёте Хариёмари" 250-летней давности (внезапно найденном на первом слое), большая часть которого была утеряна, а оставшиеся крупицы информации передаются среди верхушки Гильдии, Белых свистков и, в сильно упрощённом виде, в детских песенках
  • 8 уровень — «Нижняя Точка». Глубина: неизвестно, но установлено, что дно Бездны, если оно есть, находится за отметкой в 20 000 метров.

Проклятие Бездны[править]

Бездна опасна не только находящимися в ней древними технологиями, страшными монстрами и сложным ландшафтом. Опасность вдобавок представляет само пребывание и перемещение в ее пределах. Дело в том, что внутри неё действует некое энергетическое поле, спокойно пропускающее людей вглубь, но оказывающее сильное негативное влияние при попытке подняться[4]. Чем глубже забрался искатель, тем хуже для него будут последствия. Также надо заметить, что чем быстрее совершается восхождение, тем быстрее и тяжелее[5] проявляется проклятие.

  • 1 уровень. Легкое головокружение и тошнота.
  • 2 уровень. Серьёзная тошнота, головокружение и онемение конечностей.
  • 3 уровень. Серьёзнейшее головокружение вплоть до потери ориентации в пространстве, сочетающееся с визуальными и слуховыми галлюцинациями.
  • 4 уровень. Интенсивные боли во всем теле, дезориентация от болевого шока, внешние и внутренние кровотечения.
  • 5 уровень. Полная w:Сенсорная депривация, контузия и самоповреждающее поведение.
    • Вдобавок, начиная с этого уровня, даже у нисходящих искателей наблюдаются искажения восприятия времени и пространства. «Думал, что провёл в поисках всего пару дней, а потом поднялся и узнал, что меня ждали несколько месяцев» — типичная картина временной дезориентации на 5-м уровне. Менее выражено может встречаться и на 4-м.
    • Хотя уже с 4 уровня дано подняться далеко не каждому искателю. Считается, что с 5 вполне можно подняться вверх невредимым — если соблюдать осторожность и быть достаточно медлительным, чтобы проклятие проявлялось в час по чайной ложке. Уровни же начиная с 6 включительно принципиально считаются «точкой невозврата» из-за эффекта Проклятия Бездны и из-за того, что эти эффекты сильно (заметно) проявляются даже при крайне медленном восхождении — избежать их физически невозможно.
  • 6 уровень. Частичная или полная утрата человечности или смерть.
    • Феномен «пустышек» и изредка возможное «Благословение Бездны». «Пустышка»[6] — так называют человека, испытавшего проклятие 6-го слоя. В некоторых случаях (залез неглубоко, вылез плавно) изменения могут быть даже незаметными. Но в подавляющем большинстве случаев человек превращается в аморфное уродливое нечто, лишенное разума. А иногда изменения настолько серьезны и чудовищны, что получившееся нечто мгновенно отбрасывает коньки – и это, можно сказать, лучший вариант. Но существует и феномен «Благословения Бездны» — это когда человек, взошедший с 6 слоя, не теряет разум, меняется не критически, а вдобавок приобретает определенный иммунитет к проклятию. О феномене пустышек знают опытные Искатели, но не широкая общественность. По негласным правилам их полагается убивать даже при небольших, но заметных изменениях.
  • 7 уровень. Верная смерть. На самом деле, хоть какие-то данные о проклятии этого слоя были описаны всего один раз. Что происходит с человеком на самом деле — неизвестно, и просто смерть — это ещё лучший из исходов, учитывая, что Бездна может влиять на саму душу
  • Но это ещё не всё — от нахождения в Бездне могут развиться и постоянные проклятия, индивидуальные для каждого исследователя. Рико одна из таких жертв — у неё склонность к головокружениям и сильнейшим головным болям, а её очки сделаны из специального кристалла и являются артефактом, подавляющим такой эффект, поэтому буквально жизненно важны для неё. Со зрением же у неё всё в полном порядке.

Силовое поле[править]

  • С глубиной силовое поле усиливается.
  • Благодаря силовому полю солнечный свет проникает до самых её глубин, поэтому и там возможна жизнь. Самое мощное поле примерно в центре Бездны, в некоторых областях у краёв кратера Проклятия ослабляются настолько, что почти не оказывают никакого влияния, но таких областей немного, и они обычно невелики.
  • Живущие в Бездне животные не только выработали полную устойчивость к Проклятию, но и научились очень хорошо чувствовать силовое поле и его искажения (любое живое существо его искажает), поэтому чем глубже, тем лучше они предугадывают движения и намерения жертв. Уже с четвёртого уровня многие животные вообще не имеют никаких органов чувств, кроме детекторов силового поля. Поэтому чудовища с глубиной становятся всё опаснее.
    • Нанати тоже выработала умение чувствовать силовое поле Бездны, но пока неизвестно, связано ли это с её благословением и обращением в Пустышку.
  • Имеются артефакты, нейтрализующие действие силового поля Бездны, но их мало.

Персонажи[править]

Главные[править]

  • Рико. 12-летняя девочка со светлыми волосами и ярко-зелёными глазами. Красный в манге — уже довольно давно белый, но экранизация до этого момента дошла лишь в конце полнометражки свисток. Активная, неусидчивая, целеустремленная, но не шибко порядочная и постоянно попадает в неприятности — за что не раз была наказана в академии. Дошло до того, что её мало того что отселили в отдельную от других учеников комнату — так ещё и в бывшую «комнату наказаний» со вполне функциональным оборудованием вплоть до электрического стула! Дочь Белого свистка Лайзы Разрушительницы. Почти в самом начале сюжета получает записку якобы от мамы (пропавшей в Бездне 10 лет назад) и рвётся туда. Во-первых, чтобы переплюнуть родительницу, найти что-нибудь крутое и полезное и стать самым юным Белым свистком. Во-вторых, чтобы отыскать горячо обожаемую маму. В-третьих, из-за обстоятельств своего рождения (под ближайшим спойлером). Очень скоро её приключение из беззаботного превращается в жестокое: сначала Озен раскрывает ей тайну рождения – Рико родилась мёртвой. Озен засунула её в артефакт, просто чтобы детский трупик глаза не мозолил ей и её измученной маме. А девочка в нем возьми да оживи – дав Озен понять, что этот артефакт нифига не защитный кокон, а самый настоящий оживляющий, способный дать жизнь, как позже докажет эксперимент, даже разделанной безголовой тушке животного (без внутренностей и почти без мяса). А потом ее ранил в левую руку ядовитый зверь, и, чтобы спастись от него, ей пришлось резко совершить подъём на 4 уровне Бездны – со всеми причитающимися негативными эффектами. И, наконец, этой самой раненой руки она чуть не лишилась. Чтобы не умереть от яда, Рико попросила Рэга сломать и отрезать ей вспухшую от яда часть руки, и если бы не медлительность Рэга и появление Нанати – стать бы ей в 12 лет однорукой; впрочем, даже при сравнительно благополучном исходе пострадавшей рукой она до сих пор владеет плохо. Стала носителем личного белого свистка. Заметно притуплены чувства стыда и брезгливости: без проблем может выйти голой из ванной и невозмутимо начать искать полотенце, исследовать анус и половые органы найденного робота, без проблем питаться мясом животных-людоедов, без заморочек жечь экскременты животных, когда нужно использовать их как приманку, и так далее. Причем это явно не особенности воспитания Искателей, остальные персонажи реагируют на подобные вещи примерно так, как от них и ожидается. Но вместе с тем у неё потрясающая память (помнит наизусть сотни и тысячи описаний артефактов, бестиарий каждого круга Ада уровня), отлично готовит, имеет хорошие навыки фельдшера, наблюдательна и отличается хорошей солдатской смекалкой.
  • Рэг. Мальчик-робот из Бездны[7]. Пытаясь его оживить, Рико вместо дефибриллятора применила электрический стул, чем (видимо) и устроила ему амнезию. Идет в Бездну с Рико из желания узнать, кто же (или что) он такой и откуда взялся. А это действительно интересный вопрос — чёткого ответа, что такое Рэг, пока нет. Он вроде как живой — ест, спит, плачет, испытывает совершенно человеческие эмоции, имеет вполне человеческие и по-человечески работающие органы в том числе половые – что досконально исследовали Рико и ее друг Натт (нет, БЕЗ хентая, они же дети!). С другой стороны, всё его тело представляет собой подобие сборника артефактов. Его кожа — эластичная, но настолько прочная, что ее ничем не проткнуть, не пробить и не порезать. Его конечности — явно механические, в руки встроены 40-метровые лебёдки и лазеры, сами по себе являющиеся копиями самых мощных орудий, когда-либо найденных в Бездне. В качестве энергии ему сгодится не только еда, но и электричество. К тому же он совершенно не чувствует влияния Бездны — а на это способны только тамошние монстры и механизмы. На его долю Бездна тоже подкинула испытаний: сначала он вынужден был (почти) отчекрыжить руку своей подруге, потом, в плату за спасение этой самой подруги, был вынужден убить другого персонажа – и хоть так действительно было лучше, убийство не дается легко, а вскоре после угодил под пытки к местному мастеру-вивисектору и, видимо, в знак насмешки судьбы над неудачной ампутацией руки Рико, лишается её сам. Отнюдь не является непобедимым и неуязвимым киборгом — в случае опасности склонен к панике и часто принимает не лучшие решения. Судя по обрывкам воспоминаний и посланиям Лайзы из Бездны, встретился с ней на 7-м уровне. По мнению Озен, манера речи Рэга один-в-один копирует Лайзу.
  • Нанати. Пустышка, выглядит как антропоморфная фурри-помесь кролика и кенгуру, отличный врач и знаток силового поля Бездны. Встречается Рэгу и Рико на 4-м уровне Бездны, где спасает и выхаживает Рико, после чего просит Рэга о БОЛЬШУЩЕМ одолжении — убить подругу, ставшую «пустышкой». Позже присоединяется к команде ГГ. История Нанати, показанная во флэшбэке, по-настоящему трагична. Где-то в далёкой северной стране была сиротой, презираемой даже среди сверстников-беспризорников[8]. Однажды в те края наведался Белый свисток Бондрюд и предложил сироткам пойти с ним — чтобы «помочь в исследовании Бездны», посулив взамен возможность стать свистками. Но вскоре оказалось, что Бондрюду не нужны были помощники ему были нужны подопытные кролики *ба-дум-тсссс*. Сирот спустили на 5-й уровень Бездны и просто заперли на Базе, а периодически Бондрюд просил кого-то «на выход». Последними были Нанати и ставшая ей подругой Митти. Оказалось, что Бондрюд создал лифт, опускающийся в тупик на 6-й уровень, сажал в этот лифт детей, опускал, а потом поднимал, подвергая Проклятию Бездны — просто чтобы посмотреть и изучить, что с ними станет. Самыми интересными стали результаты, полученные при одновременном спуске-подъеме двоих неравнодушных друг к другу подопытных, Митти и Нанати — первая, хоть чудовищно исказилась и потеряла разум,[9] но стала бессмертной; вторая получила Благословение — более-менее сохранила антропоморфный облик и разум, также став относительно устойчивой к проклятию.[10]. Когда выявилось бессмертие Митти, Бондрюд начал проводить над ней опыты наносил несовместимые с жизнью раны, а она их раз за разом регенерировала; на момент, когда он показал ее Нанати, таких циклов прошло уже девять. Нанати стала подручной Бондрюда[11], позже выкрала Митти и сбежала с ней на 4 уровень, где и поселилась и стала искать способ окончательно убить Митти — ведь если Нанати не станет, Митти будет обречена провести жизнь, полную бесконечных страданий.

Белые свистки[править]

  • Лайза Разрушительница. Мать Рико. Невысокая голубоглазая блондинка с копной пушистых вьющихся волос. Решительная и целеустремленная. Свое прозвище получила за привычку уничтожать (а не обходить) любое препятствие на своем пути и убивать (а не избегать или дурачить) любого врага — неважно, монстр это или враждебно настроенный искатель. Ее излюбленным оружием была Вечная Кирка «Пламнекос» со встроенным артефактом «вечный порох», способным бесконечно генерировать взрывы.
  • Озен Недвижимая Владычица. Крайне высокая женщина, носит черное каре с внушительными седыми прядями, одевается в черный закрытый костюм с длинным плащом-накидкой а-ля Бэтмен. Модифицировала свое тело артефактами из Бездны, благодаря чему во много раз сильнее и выносливее любого человека. И, скорее всего, благодаря им же в возрасте 80 лет ничуть не отличается от себя же 30- или 40-летней, показанной во флешбэке. На первый взгляд кажется просто обладательницей отвратнейшего характера и прямолинейной садисткой с просто феерическим отсутствием такта, но это не отменяет того факта, что она умна, крайне наблюдательна и хладнокровна. Её доверие непросто заслужить, но оно того стоит. Крайне жестокий, но эффективный учитель; те, кто пережил её тренировки, имеют весьма высокий шанс пережить поход и возвращение с 5-го уровня Бездны, а отдельные ученики умудряются выжить и глубже.
  • Избранник[12] Вакуна — Владыка Наставлений. По словам далеко не молодого Бондрюда, старик. Выглядит как фигура с копной длинных волос в маске, напоминающей череп с окулярами. Похоже, обладает артефактом, позволяющим перемещаться между слоями Бездны. Отправился на Шестой слой незадолго до появления героев в Идофронте.
  • Загадочная Срадзё — Владыка Тайн. Внешне её костюм напоминает облачение Чумного Доктора. Без костюма - та ещё Мисс Фансервис. Потрясающий повар (запах вкусной еды - первое, что встречает героев перед входом на её базу) и друг всему живому. Носит на шее множество разноранговых свистков (начиная с красных), вероятно, принадлежавших погибшим сопартийцам. Возглавляет "Проклятую эскадру" - команду "тех, кто не должен существовать", в которой она - единственный не изменённый Бездной человек (все остальные - "зверолюди", подобные Нанати). Как и Вакуна, отправилась в последнее путешествие, воспользовавшись своим свистком (и сцепившись перед этим с Бондрюдом, не хотевшим отпускать столь ценные образцы за точку невозврата). Её база находится недалеко от прохода к Седьмому слою. Умеет "высвобождать" силу своей команды с помощью своего свистка, аналогично белой форме Рэга. Отправилась на шестой слой в поисках полного текста песни Хариёмари, единственного известного отчёта с самых глубин Бездны, откуда невозможен возврат ни в каком виде. Без этой информации добраться до дна живым невозможно.
  • Невиданный Бондрюд[13] — Владыка Восхода. Преступник родом не из Орфа, скрылся от уголовного преследования в Бездне. Проводил там свои исследования, финансируя их за счет контрабанды артефактов и наркотиков. Пытавшиеся покончить с ним пропадали без следа. Со временем обустроил на 5-м уровне Бездны базу, обжившись в уже имевшихся заброшенных древних сооружениях, и начал сотрудничать с властями Орфа. Его изыскания и достижения оказались столь плодотворными, что власти стали просто закрывать глаза на прошлые и настоящие прегрешения Бондрюда, в частности — на подозрительные пропажи искателей в Бездне и опыты над детьми. Уникален тем, что, в отличие от остальных владельцев белых свистков, свой он получил в обмен на собственное тело. Благодаря редкому артефакту способен переносить своё сознание в другие тела (его разум фактически "загружен в облако" и частично распределён между "теневыми руками", над которыми может взять полный контроль в любой момент"), хотя и не без побочных эффектов: сохраняя память и разум, полностью утратил человечность сознания, как и человечность вида — все его тела по сути являются нафаршированными реликвиями биороботами.
  • Мико — Жрица Бездны — неизвестный Белый Свисток, упоминания о которой встречаются в старых сказках. Как-то связана с воплощением Бездны и предсказаниями катастроф. Соавтор "сказаний Хариёмари", ей предположительно известна полная информация о дне Бездны. Ей поклоняются искатели-нелегалы и "предатели".

Второстепенные[править]

  • Митти. Подруга Нанати, чья судьба действительно страшна и жестока – из-за экспериментов безумного ученого она превратилась в аморфное неразумное чудовище, неспособное ни постоять за себя, ни умереть, но способное испытывать боль и сохранившее где-то глубоко внутри остатки сознания.
  • Дзиро. Лунный свисток, ученик Лайзы и ментор Рико.
  • Мио, фармацевт со странствующего флота. Вместе с Дзиро обнаружила истинную природу загадочной болезни, убивающей детей в их день рождения: Бездна начала поглощать Орт.
  • Натт и Шигги, друзья Рико из приюта. Натт — авантюрист и достаточно беззаботный мальчик, но в нужные моменты способный стать непрошибаемо серьёзным. О спуске на дно Бездны не грезит; когда вырастет, хочет основать свой приют в районе Орфа (где он родился и вырос), куда менее благополучном, чем около приюта Бельчеро. Шигги — скромный мальчик-ботаник, в большинстве случаев не одобряющий выходок Рико, но уважает её стремления и способен ради неё поступиться правилами: «Ты собираешься спуститься в Бездну. По сравнению с этим залезть в кабинет директора и стырить карту — чепуха».
  • Хаболг. Один из самых известных Чёрных свистков, опытный и уже доставший немало крутых реликтов. Видимо, был лично знаком с Лайзой, а потому его отношения с Рико напоминают отношения дяди и племянницы. Его жена Лафи, к которой дети из приюта обращаются не иначе как «тётушка», держит в Орфе магазин, продающий артефакты и снаряжение для Искателей. Приютские же там частенько подрабатывают ради карманной мелочи.
  • Марулк[14] (фанатский вариант — Марурук) — милая девочка в костюме горничной, встретившаяся героям в лагере Подземных Бандитов на втором слое Бездны… Шутки в сторону: да, в манге до сих пор не проговорено прямым текстом, но намёки на то, что это парень, стали уже просто неприлично жирными. Несмотря на юный возраст, уже является опытным Синим свистком, как ученик и помощник Озен. Очень радовался знакомству с главными героями (так как дети его возраста на такой глубине не появляются), мгновенно подружился с ними и даже пошёл против приказа Озен, когда та в своих испытаниях Рега и Рико перешла все границы, несмотря на угрозу наказания. Страдает от светобоязни. В действительности он - так называемое "Дитя Теней" из королевской семьи государства Джезеку, и эта светобоязнь имеет генетическую природу, а слишком долгое воздействие солнечного света приводит к ранней смерти таких детей. Марулк был единственным, кто выжил после первой в истории попытки спуститься в Бездну на дирижабле: вся команда, включая его отца, погибла при крушении и последовавшем нападении хищников.. Ему посвящен собственный мини-сериал из пяти коротких серий, где раскрывается его предыстория и повседневная жизнь.
  • Торка, персонаж-призрак, отец Рико и муж Лайзы, Чёрный свисток. Рико никогда не знала отца — Торка погиб в том же многомесячном походе, в котором была зачата и рождена его дочь. Торку показывают в кадре лишь дважды: когда Лайза представляет его Озен как своего будущего мужа и в самом начале полнометражки, когда он готовит Лайзе еду. Это невысокий темноволосый юноша. За исключением волос, внешне Рико похожа именно на отца.
  • Гьярике «Пепельный» — один из Молящихся Рук, правая рука Бондрюда. Оснащён огнемётом и множеством мощных реликвий, если верить автору, сильнейший из людей Бондрюда. Впервые встретился группе Рико на четвёртом слое, где руководил уничтожением пробравшейся с Шестого слоя колонии куонгатари. В дальнейшем стал одним из руководителей Объединённой Экспедиции искателей в неизвестную область Второго слоя.
  • Прушка, девчушка-попрыгушка, встретившаяся героям в Идофронте. Хорошо разбирается в медицине, научилась преодолевать проклятие пятого уровня с помощью своего питомца, Мейни (испускающей специфический запах, ощущающийся даже при полной сенсорной депривации). Приёмная дочь Бондрюда, искренне любящая своего папу. Её кровным отцом был один из Молящихся Рук. Бондрюд очень ценит её любовь. Тот, кто решил, что тут какой-то подвох, абсолютно прав: «лучший папа в мире» не остановился на эксперименте с Митти и Нанати и готовил себе собственное Благословение. После того, как любовь Прушки прошла проверку, она была использована Бондрюдом как картридж. Сильно сблизилась с Рико, наслушалась её рассказов и загорелась идеей путешествовать по Бездне вместе с друзьями. Так и случилось: её сердце стало основой для белого свистка Рико. Её душа всё ещё способна общаться с Рико телепатически и являться ей во время сна.
  • Фапута, известная как «Принцесса пустышек» — девочка-пустышка, встретилась героям на шестом уровне. Выглядит примерно как антропоморфная шестирукая и пятихвостая кицунэ. Обстоятельства её рождения достаточно мерзки; если не вдаваться в подробности, человеком она никогда не была. Ненавидит прочих жителей Илблу ещё с рождения, очень ненавидит. И причины у неё для этого есть. А у них есть все причины её бояться, так как она до безумия кровожадна в бою. После разрушения деревни Илблу присоединилась к группе Рико. Владеет телепатией и способна видеть души умерших, а также общаться с ними (например, со свистком Лайзы и Прушкой.)
  • Вазукьян, основатель Илблу, капитан многострадальной экспедиции. Выглядит как скрытое под тяжёлыми одеждами и обладающее множеством гибких рук рослое прямоходящее существо в причудливо устроенной маске. Как выяснилось позже, его человеческие черты лица всё же сохранились, а большая часть его туловища представляла собой капсулообразную структуру, внутри которой мог поместиться человек. Капитан стал таким не в результате слияния с деревней, а потому что использовал на себе другой артефакт «Колыбель желаний». Это могло быть для него смертельно, так как он был взрослым человеком на момент трансформации, но Вазукьян выжил (очевидно, из-за его крайне сильного желания сберечь команду) и получил способность покрывать от проклятия некоторых своих подопечных за пределами Илблу. Однако на момент разрушения деревни и вторжения туда доисторических чудовищ Бездны его тело сильно износилось, пока он защищал Веко. Его последние слова, услышанные героями, выразили надежду, что дети смогут достичь на дне Бездны то, что так и не удалось ему, и что они позаботятся о Фапуте. Был в ответе за добычу артефактов, в конечном итоге приведших к рождению Фапуты, и обладал сходным с ней запахом, так что в определённой мере Вазукьяна можно считать её отцом.
  • Вуэко, полное имя Вуэлоэлуко — тощая и полуседая женщина среднего возраста с несколько поломанной психикой, встретившаяся героям в Илблу. Единственная жительница деревни, сохранившая человеческий облик, но не совсем[15] — приобрела способность чувствовать силовые поля, не стареет. Передала героям практически всю память о печальной истории деревни. Фактически становится «пустышкой», да ещё и со смертельным исходом, только из-за собственной безалаберности и уже при разрушении Илблу.
  • Шеруми и Менаэ — близняшки, интересующиеся историей Бездны. В их диалогах раскрываются некоторые подробности культуры и языка Бездны. Как и многие дети, Шеруми умерла от загадочной болезни, поразившей Орф, а её брат ещё долго ждал смерти, общаясь с её разлагающимся трупом. Такие пары близнецов появляются регулярно, и их появление каким-то образом напрямую связано с природой Бездны.
  • Дони — персонаж-призрак, ставший основой для свистка Лайзы. При жизни выглядел как фигура в плаще, носящая маску с тремя замочными скважинами. Через Фапуту передал команде своё имя и подтвердил, что их (точнее, Рэга) ждут на дне Бездны
  • Кравари — GARный Чёрный свисток, примкнувший к последователям Мико, гениальный искатель-одиночка, хорошо знакомый со многими тайнами Бездны. Суров, крут что варёные яйца, большой любитель супа хамороге, считает, что секс не нужен. Коронная фраза — «дяхо-дэ», нечто среднее между приветствием и паролем для посвящённых. После получения послания от своих спустился на Шестой слой вместе с Тепастэ обходным путём, через Гнездо, и погиб крайне тупой для искателя его уровня смертью: упал с высоты, переломал себе всё что можно и, после того, как на железной силе воли спустился с отвесной стены, застрял в жаркой расщелине, где умер от обезвоживания. С его трупа главные герои взяли несколько ценных реликвий, включая сменную руку для Рэга. По словам Фапуты, его душа ещё не прекратила борьбу.
  • Тепастэ — опытная искательница-нелегалка, не имеющая свистка, но неоднократно спускавшаяся на глубокие слои Бездны (где заработала специфические кудряшки). Отличается лёгким поведением, жизнерадостным характером и дедукцией уровня Шерлока, а также хорошо осведомлена о многих тайнах Бездны. Умеет выпускать ядовитые когти и имеет в запасе ещё много сюрпризов. Входит в число последователей Мико, собирает для запертой на невозвратных слоях жрицы информацию о происходящем наверху. Спустилась на Шестой слой вместе с Кравари через Гнездо, где попалась Проклятой Эскадре, в процессе встретив группу Рико. Вроде как заложница и пленница Срадзё, но все об этом постоянно забывают.
  • «Проклятая эскадра» — команда Срадзё, полностью состоящая из «пустышек»[16], подобных Нанати.
    • Нишагора, «громила» — охотница из Проклятой Эскадры, пустышка огромного роста и не менее внушительных объёмов. Не очень умна (может буквально зависнуть и выпасть из реальности на слишком сложных вопросах и даже постоянно сверяется с записанными на руке памятками от лидера — тремя строчками!), что компенсирует силой, скоростью и мощными боевыми реликвиями. Добрее, чем хочет казаться. Охотится на последователей Мико (которые для неё - кнопка берсерка), преследовала и захватила в плен Тепастэ, после чего они обе встретили случайно попавших в ловушку главных героев. Сопроводила группу Рико на передовую базу Срадзё. По словам Фапуты, внутри неё находится сразу несколько душ. В испытательном бою с Рэгом выяснилось, что она тоже имеет белую усиленную форму, в которую переходит под воздействием свистка Срадзё.
    • Шеруми и Менаэ, «снайперы» — другие близнецы примерно возраста Рико, носят закрытые костюмы, напоминающие кукольные. Под костюмами скрываются тела с ампутированными конечностями (заменёнными на примитивные протезы), собачьими ушами и шестью сосками, да и в целом демонстрируют собачьи повадки, гораздо более выраженные, чем у Рэга.
    • Ятарамару, «боец» — заместитель Срадзё, высокий мужчина с наростами на голове.
    • Флабам, «хранитель» — гусеницеподобное существо, обычно лежащее на плечах Срадзё как воротник, играет роль корабельного кота. Тоже зверочеловек.
    • Нэезёль, «повар» — невысокий мужчина в респираторе, за которым скрывает огромную зубастую пасть. Отделился от команды у алтаря Идофронта и был схвачен Бондрюдом, после отправлен на Шестой слой вместе с Римейэ как проводник..
  • Римейэ — одна из «белых халатов» Бондрюда, спустившаяся на Шестой слой по следам Срадзё и Мико..
  • Загадочная тень/Когтебот/Женская модель — подобное Рэгу существо, встретившееся Лайзе на границе с Седьмым слоем. Отличается от Рэга половыми признаками, шлемом с дисплеем по центру и тем, что использует как оружие боевые когти. Судя по воспоминаниям Рэга во время битвы на Идофронте, когда-то сражалась с ним, и именно её когти повредили шлем Рэга. Ещё до обнаружения записок Лайзы была замечена на пятом слое рядом с Идофронтом. По странному совпадению, именно тогда Бондрюд обзавёлся несколькими мощными реликвиями с невозвратных слоёв, включая Спарагмос.

Тропы[править]

  • Армия из одного человека: Лайза, мать Рико, судя по рассказам очевидцев.
    • «Погребальная команда» Бондрюда — тела в белых плащах, оснащённые мощнейшими из реликвий. Одно из тел, которые он использовал во время битвы на Идофронте, было способно без особого напряга на равных сражаться с перешедшим в боевой режим Рэгом, в том числе во время подъёма с шестого слоя. Если бы не устроенная Рико засада со вторым Испепелителем, победить бы его не удалось.
    • Фапута, армия из одной человекоподобной «пустышки». Маленькая да удаленькая, без колебаний разрывает на куски вручную всех, кого терпеть не может, не отличая вооружённых от безоружных.
    • Любое существо, истинная сущность которого раскрыта белым свистком ("белая форма"). Неполная команда Срадзё под усилением знатно проредила гарнизон Идофронта, включая несколько "белых халатов" (правда, потеряв в процессе одного из своих).
      • Нишагора давит педаль в асфальт, так как способна противостоять усиленному Рэгу даже в обычном состоянии, а уж в раскрытом...
  • Биопанк. Частенько сочетается с боди-хоррором.
  • Благородные хищные птицы — Сакаватари, легендарная гигантская птица (размах крыльев — более 50 метров), которую Рико увидела в телескоп в первой главе. По преданиям, живут ниже Седьмого слоя, но поднимаются к поверхности для охоты каждые 2000 лет. Благодаря гигантской невидимой мембране имеют настолько высокую чувствительность к силовому полю, что могут избегать самые смертельные проклятия любого уровня.
  • Боди-хоррор — много, со вкусом, на всех хватит.
  • Вам хорошо осуждать — Вазукьян, старший основатель Илблу, храбрый выживальщик с креативным мышлением. Будучи капитаном, отвечал за сохранность отряда в чрезвычайно опасной экспедиции и таки преуспел, вопреки несовместимым с жизнью условиям на 6-м уровне Бездны. По мнению своих выживших спутников, преуспел он очень спорными методами… но у читателей манги осуждать его не получается при всём желании. Всё-таки он, будучи по жизни неприхотливым дегустатором, не мог считать людоедством поедание в лекарственных целях (на фоне ужасной эпидемии) неодушевлённых и зверообразных комков плоти, если их на пустом месте «породило» человеческое тело, преобразованное артефактом… Более того, из всех них по-настоящему одушевлённой и человекоподобной можно считать разве что Фапуту.
  • Вербальный тик. Нанати постоянно вставляет свои «н-на-а-а». Причём она страдала этим, ещё когда была человеком.
  • Волшебная юбка — точнее, волшебные жилеты нараспашку, которые носит команда Срадзё. Скрывают соски до победного, даже если носителя швырнули кверх ногами за шкирку, порвав при этом застёжки.
  • В общем, все умерли — собственно, если рассматривать отдельно от осевого сюжета хронику приключений капитана Вазукьяна, Вуэко и и их попутчиков, основавших Илблу, то их нечеловечески-долгая история заканчивается именно так.
  • Гурман-порно — немалая часть манги посвящена тому, как Рико раз за разом умудряется состряпать из местных монстриков по-настоящему вкусную и питательную еду — хоть горячую трапезу для поедания на месте, хоть сухой паёк с собой в дорогу. А вот стряпня Нанати (особенно до обучения у Рико) — это уже нечто совершенно противоположное.
    • Ну а капитан Вазукьян заслуженно прославился как мастер и того и другого. С одной стороны, без его навыков его команда бы погибла преждевременно, а с другой — не все из его подопечных радовались тому, какой ценой выжили и прожили так долго на 6-м уровне Бездны…
  • Гуро. Классическое, неклассическое, большей частью не завуалированное и даже не закадровое. И не говорите, что мы вас не предупредили.
  • Дева в беде — таковой регулярно оказывается Рико.
  • Деконструкция — многие штампы приключенческого фэнтези изрядно деконструированы.
    • Хочет герой приключений — «добрые» менторы с огромным удовольствием помогают убежать и их получить (от старосты Дзиро до годящегося Рико в дедушки Хаболга, который с залихватским санта-клаусовским «хо-хо-хо» на прощание всего лишь посоветует остерегаться полного чудовища в человекоподобном облике, ответственного за мучительную гибель десятков детей, о чем дядюшка Хабо очень вряд ли не был как минимум наслышан). И да, опасности Бездны сводятся не только и не столько к местной фауне, и без того весьма недружелюбной.
    • Частый образ прямолинейной бой-бабы и ментора-вредителя в лице Озен утоплен в пол. Получилась тошнотворная социал-дарвинистка и садистка.
    • Тема дружбы — Нанати в порядке экспериментов лишает жизни десятки невезучих Искателей, чтобы найти средство убить нечто чудовищно изуродованное, бессмертное и неразумное, бывшее когда-то её подругой.
    • Образы великолепного мерзавца и псевдомилого злодея тут утоплены в пол. Бондрюд безукоризненно вежлив и совершенно не грызёт реквизит, полностью лишён злобы и ненависти, но из человеческого в нём не осталось ничего. Сцена манги, где выясняется, что он отлично помнит по имени каждого своего подопытного из десятков превращенных им в неразумных монстров либо порезанных на органы и заключенных в контейнер системы жизнеобеспечения, реально пугает больше, чем все лавкрафтовские Ктулху. Открытым текстом говорится и демонстрируется, что для срабатывания «аккумуляторов проклятия» требуется эмоциональная близость, и любимая приёмная дочь Бондрюда, встречающая главгероев в Идофронте, живёт там не просто так: ему действительно нужна её искренняя любовь. Очевидно, из-за лёгкого отношения к собственным пережитым смертям, он ещё менее щепетильно относится к чужим жизням, считая человеческую смерть в пределах Бездны некоей условностью.
  • Деревня со зловещим секретом — «Деревня невернувшихся» Илблу.
  • Длинное имя — домашнего питомца Прушки, подаренного ей Бондрюдом, звали Мэйнастойрим, что значило «Дитя перемен». Девочка сразу же сократила его имя до «Мэйня».
  • Добродушный гигант — дядюшка Хаболг.
  • Дом на костях — домик Нанати на четвертом уровне примерно таков (откуда взялось развешанное в нем по стенам снаряжение Искателей — поначалу не показано, но флэшбек заставляет вздрогнуть). В чуть меньшей степени — Идофронт, вход на 6-й уровень: название всей локации «Море Трупов» — совершенно не метафора.
  • Ёжики и дикобразы. Тамаугати / «шарокол», животное, напоминающее гигантского дикобраза. Травоядный, но живёт на 4-м уровне Бездны, что уже показатель: уровень опасности — НЕМЫСЛИМЫЙ. Шароколы КРАЙНЕ территориальны и воспринимают любое живое существо на своей территории как смертельного врага, которого нужно убить НЕМЕДЛЕННО. А они могут. Именно он ранил Рико.
  • Жутко мило — на этом тропе стоит вся манга. Нанати и Фапута — вообще отдельный разговор. Первая хоть и выглядит как кавайная крольчишка, на самом деле бывшая (раскаявшаяся) серийная убийца и верная ассистентка доктора Менгеле (пусть и поневоле). Забавная же Фапута — озлобленное и разумное порождение Бездны.
    • Если подумать, то и Лайза Разрушительница не шибко далеко от них ушла: кавайная миниатюрная блондинка? Нет, это жестокая и целеустремленная сталкерша пожестче Лары Крофт, на счету которой уйма трупов (пусть и предположительно в порядке самообороны), сбежавшая от чудом выжившей дочери в Бездну.[17] Белыми свистками становятся не за красивые глаза.
  • Закадровый момент крутости — эпичное уничтожение Бондюдом стаи скорпионов. Почему закадровое? Потому что оружие у него расположено в локтях, и со стороны это выглядело бы дико бафосно.
    • битва между командой Срадзё и Бондрюдом на Идофронте. Сам бой нам не показывают, но к моменту прихода туда героев Бондрюд лишился сильнейших боевых тел и значительной части персонала (а также многих ценных реликвий, "позаимствованных" Срадзё)
  • Зловещие близнецы — близнецы практически не рождаются в Орфе, в отличие от внешнего мира. Но каждые 30 лет рождается как минимум одна пара разнополых близнецов, по странному совпадению все такие близнецы носят имена Менаэ и Шеруми. На момент действия манги появились сразу две таких пары, одна из которых - жутко-милые зверолюди-ампутанты, а другая - разделённые смертью близнецы
  • Золотое трио — Рико, Рэг и Нанати.
  • Иное время — чем глубже в Бездну, тем сильнее замедляется ход времени относительно поверхности. Точных цифр никто не называл, но 150 лет на Шестом слое как минимум равняются двум тысячам лет на поверхности, если считать, что экспедиция Вазукьяна имела место плюс-минус во время открытия Бездны в начале этого цикла, а не в каком-то из предыдущих. Из-за этого понять хронологию событий бывает сложно даже самим героям, учитывая, что в манге они ещё и описаны нелинейно. Например, история с загадочной болезнью происходит спустя несколько дней после начала путешествия Рико и Рэга, но описана только в конце 6 тома, а история Тепастэ и Кравари происходила ещё до битвы на Идофронте.
  • Искусственный человек — Рэг. Пока не раскрыто, является ли он киборгом, андроидом или чем-то/кем-то ещё.
  • Исправить в адаптации — в экранизации линия с загадочной болезнью (которая в манге развилась в конце шестого тома, спустя несколько месяцев после начала путешествия) начинается гораздо раньше, что более правильно хронологически.
    • Также уделено больше внимания третьему уровню Бездны (откровенно куце прописанному в манге).
    • История с добровольцами из группы Вазукьяна, поднявшимися с шестого слоя, перенесена на более поздний момент (когда оказалось, что Золотой Город абсолютно непригоден для людей, и обсуждалась возможность в принципе выбраться из него живым). Отправлять людей туда-обратно с пятого слоя для людей, уже знакомых с действием проклятия, не имело никакого смысла.
  • Ирония судьбы — Прушка мечтала отправиться в путешествие всем вместе, с друзьями и любимым папой. Сама Прушка стала основой для белого свистка Рико (и, как выяснилось позже, её душа сохранилась в нём и способна осознавать внешний мир и общаться с Рико), а «отец года» Бондрюд продолжает следить за командой глазами Нанати.
  • Какой ни есть, а он за нас — отношение искателей к Бондрюду. Да, он очевидно тот ещё подлец (мягко говоря),[18] не особо скрывающий свои эксперименты на людях, но благодаря ему была создана полноценная база на пятом уровне, истребляются опасные твари, прорывающиеся с нижних уровней, а его исследования в перспективе замахиваются на то, чтобы побороть проклятье Бездны.
  • Каннибализм — отыграно необычно. Является ли поедание монстров-людоедов каннибализмом? Является ли каннибализмом поедание одной «пустышки» другой?
  • Клон — клон Митти был встречен на 6-м уровне в деревне Илблу.
  • Коньяк и радио — забавное совпадение: хотя это определённо не наш мир, но тем не менее не только имя Вазукьяна имеет определённое созвучие, но и сам он в манге изображён (в своём человеческом облике) явно похожим на армянина.
  • Кошмарные медицинские состояния — Проклятие четвёртого уровня проявляет себя в виде кровотечения из всех возможных отверстий человеческого тела. Выглядит тем более жутко, что, в отличие от тех же явно фантастических мутаций шестого уровня, является относительно реалистичным (в жизни подобное может являться симптомом геморрагической лихорадки, той же Эболы, например).
  • Кровавые слёзы — льются у Рико, отравленной шароколом и попавшей под Проклятие Бездны.
  • Круто и практично — артефакт Спарагмос, которым владеет Бондрюд. По сути представляет собой лазерное оружие, по эффекту аналогичное Испепелителю Рэга. В отличие от последнего, Спарагмосу не нужен перерыв между выстрелами. Также Бондрюд может регулировать мощность лазера, что позволяет применять его как на манер светового меча, так и просто разнести им Идофронт. А в бою с Рэгом Бондрюд сумел Спарагмосом подавить лазер мальчика-робота. Впрочем, Рэг на тот момент явно выбился из сил.
  • Круто, но непрактично — лазеры Рэга, «Испепелители», действительно мощная штука, но после каждого их применения он через десять минут теряет сознание и вырубается на два часа. Их заряды тоже небесконечны, и для их подзарядки требуется уйма электричества.
    • Вот только это не лазеры, а устройство перезаписи законов бездны в неизвестных, но при том крайне широких пределах. Использование испепелителя в качестве оружия подобно забиванию гвоздей микроскопом.
  • Меня стошнило — одним из проявлений Проклятия второго уровня является тошнота и рвота. Иногда такое случается с новичками даже при выходе с первого уровня.
  • Мисс Фансервис — Тепастэ и Срадзё.
  • Мне на самом деле 700 лет — некоторые монстры бездны, а также часть мутировавших людей на нижних уровнях являются знатными долгожителями. Например, капитану Вазукьяну на момент смерти было около 200 лет, с учётом, в каком возрасте он пережил трансформацию.
  • Музыкальный символ — Hanezeve Caradhina
  • Наделать в штаны — многострадальной Рико приходится обмочиться по крайней мере трижды, причём второй раз — кровью. В полнометражке Рэг непроизвольно сдаёт мочу на анализ в результате пыток (в смысле, научных исследований) на базе Бондрюда.
    • Можно также вспомнить об эпидемии, поразившей большинство участников экспедиции Вазукьяна вследствие употребления псевдо-воды. Один из симптомов болезни — понос, а сил подняться у несчастных больных нет…
  • Невероятно клёвое проклятие. Нанати вроде как проклята — отчасти потеряла человечность, став кроликом-мутантом. Но какая же она милая! И вдобавок частично иммунна к Проклятию и способна чувствовать его конфигурацию, что в Бездне крайне полезно.
  • Невероятно отстойный дар. Митти обрела бессмертие. Но, во-первых, оно ретроактивное, то есть работающее по сути на регенерацию и воскрешение, и дефективное — с каждым срабатыванием облик бедняжки искажается все больше и больше. А во-вторых, какой ценой она его обрела… да ну нафиг такое бессмертие!
  • Непонятного пола — никто точно не знает, какого пола Нанати. Слово Божие на этот счёт гласит «сами что-нибудь придумайте». В текущем состоянии не факт, что там вообще пол есть; во флешбэках половых признаков тоже не видно (одежда, правда, застёгивается на правую сторону, но это ничего не значит — в трущобах, откуда Нанати взял Бондрюд, одеваются по форме номер восемь — что достали, то и носим). А вот Митти точно девочка.
    • Марурук — тоже непонятно. Судя по намёкам, всё-таки парень, хотя и носит женскую одежду (возможно, это фетиш его менторши — Озен). Точно мужского — см. 6:42.3.
    • Шеруми и Менаэ — выглядели как две абсолютно одинаковые девочки, но в японском тексте они описываются иероглифом, определяющим их как разнополых близнецов. В 65 главе таки показано наглядно.
  • Неловкое прозвище — Срадзё, похоже, имеет привычку раздавать такие:
    • «Придурок в маске»/«Маскоголовый тупица»/«Масочный мудила» etc — Бондрюд.
    • «Ннаа-тян»/«Ннаанка» — Нанати.
    • «Принцесса-сосу» — Фапута.
    • «Ннаа-сосу»/«НнааСос» — Нанати и Фапута вместе.
  • Не щадить детей. Потому что «не спускайтесь, дети, в Бездну погулять». Участь большинства тех, кто уже пытался гулять ниже первого-второго уровней, действительно ужасна, и на её подробности не скупятся ни манга, ни аниме-экранизация.
  • Неэтичный учёный — Бондрюд и Нанати.
  • Но я должен кричать — судьба многих «пустышек», оставшихся в живых после своих трансформаций на нижних уровнях Бездны.
  • Обыденность зла — как надо наказывать 10-12 летних детей? Раньше в приюте было так — розги, бичи, дыба, электрический стул, испанская дева, клещи. Но прогресс и гуманизм дошли и до Орфа — поэтому телесные наказания отменили, и детей стали раздевать догола, подвешивать к потолку и не «замечать» особо любопытных сверстников, тайком глазеющих на наказуемого. Озен систематически избивала своих учеников, например, Лайзу — мать Рико, но с годами смягчилась — теперь обходится всего лишь насильственным переодеванием мальчика в вызывающе девичью одежду. И подвешиванием его голым за провинности.
  • Одевается в секс-шопе — в 63 главе появились сразу три женских персонажа в откровенной одежде, оставляющей совсем мало простора воображению (одна, правда, на любителя). Обоснуй: Тепастэ — та ещё бесстыдница и активно пользуется соблазнением, а внизу шестого слоя стоит адская жара (двое показанных искателей-мужчин тоже ходили нараспашку, да и на Рико сверху только прикрывающий грудь фартук).
  • Ой, бл…. Миллион случаев. Один из самых запоминающихся — почти в самом начале: когда мальчик-робот вдруг узнаёт, что он ест мясо того самого монстра, которого он убил; а эти монстры питаются менее удачливыми исследователями… А потом Рико ему растолковывает, что всё в порядке, и он продолжает уплетать за обе щёки.
    • Удобный вылизывающий туалет, к ужасу Рико, оказывается живым и ловит мошек. Надо видеть её нарисованную мордочку…
    • В аниме не меньше. Например, практически в самом начале (во 2-й серии): Рико описывает состояние и функции Рэга, а он сидит рядом и, мягко выражаясь, офигевает: линейка сломалась, штучка не похожа на искусственную…
  • Они заплатили — после битвы в Идофронте герои, исполняя последнее желание Прушки, не стали уничтожать Зоаголик и, если верить мангаке, за кадром договорились с Бондрюдом и были обеспечены провизией и снаряжением перед спуском. Так что в итоге за все свои художества "Отец Года" отделался располовиненным "благословлённым" телом, дырой в базе и смачной кучей посреди алтаря
  • Пацанка с замашками леди — Срадзё говорит в неформальной манере, свойственной мужчинам, не особо стесняется в выражениях, когда приходится общаться со всякими маскоголовыми тупицами, и вполне может совместить в соседних кадрах изящный реверанс и ковыряние в носу. При этом она командная мама и потрясающий повар, да и загадочно-торжественную атмосферу своей речью создавать может. И одевает своего наплечного питомца в кружева с бантиками.
  • Педофилия — Веко была жертвой этого кошмара в ранней юности, пока не умер её мучитель; к тому же он ещё и наносил ей раны. И это было не в Бездне, а в обычном мире. В непригодную для выживания часть Бездны беднягу как раз потянуло желание забыть свою прежнюю жизнь.
  • Повар-катастрофа Рэг — прямо. Даже зная кое-какие азы, он готовит хуже Нанати! А вот сама Нанати с фитильком: у нее была настолько тяжелая жизнь, что она понятия не имеет, как готовить что-то вкусное. Но когда находится учитель — Рико, — она способна сделать вкусную еду.
  • Полное чудовище пополам с Нечеловеческая психология — Бондрюд.
  • Полночь без пяти — город Орф. Аборигены только-только начали что-то подозревать. Примерно каждые 2000 лет происходит катастрофа, в результате которой очередной город на поверхности становится очередным уровнем Бездны.
  • Последний выживший — Лайза, единственная уцелела при гибели экспедиции на пятом уровне Бездны. Нанати — единственная уцелевшая и сохранившая разум из уймы подопытных Бондрюда.
  • Потрясающий повар — во-первых, Рико. Во-вторых, Муги, повариха из деревни пустышек, способная приготовить съедобное блюдо с любым вкусом и запахом по желанию заказчика.
  • Похититель душ — подробности пока неясны, но Срадзё явно умеет каким-то образом улавливать души умерших, которые вернулись в Бездну. Если верить Фапуте, в Нишагоре находится сразу несколько душ.
  • Похитители тел — Бондрюд.
    • Маджикаджа, который является разумным живым облаком газа, может использовать в качестве сосуда и тела других пустышек, хотя и предпочитает этого не делать. В критический момент ради спасения остальных взял под контроль тело потерявшей сознание Фапуты.
  • Пытки — это серьёзно — Вуэло Элуко. Отчим в детстве столь жестоко её пытал (постоянно прижигал её тело головешкой), что, по её словам, она теперь не годится даже для продажи в рабство и вообще не может иметь детей. Но зато её психологическая устойчивость где-то рядом с Думгаем — она умудрилась пережить своё детство, увлекательный морской круиз к Бездне (в комплекте с гурман-гуро), поход на шестой слой Бездны и 150 лет заточения там, сохранив по итогам всего этого крышу на положенном месте (хочется надеяться).
  • Ревность — Фапута ревнует Рэга к Рико. Её реакция на соперницу не заставляет себя ждать.
  • Рояль в кустах — пустышка с «Резонатором жизни», встретившаяся команде Вазукьяна в лифте Идофронта. Если бы не такое очень удачное совпадение, не видать бы им Золотого Города.
  • Ружьё Чехова — кулон, который Рико нашла во время первой встречи с Рэгом. На данный момент всё ещё не выстрелил, вот только символ в нём связан с САМЫМИ глубинными тайнами Бездны
    • А вот отрезанная Бондрюдом рука Рэга выстрелила очень метко и вовремя.
  • Рыцарь в ржавых доспехах — Озен.
  • Сердце группы — по сути, таковой является Рико.
  • Скверная мамочка — Про Лизу Разрушительницу пока что известно маловато и в основном из сторонних источников, но похоже, что, несмотря на милую внешность, у нее были нехилые склонности к алкоголизму и подходу к любой проблеме насильственно-разрушительными методами. В последний спуск в Бездну она ушла, оставив двухлетнюю дочь на руках своего ученика-подмастерья.
  • Сломать стоика — после убийства Рэгом Митти обычно флегматичная Нанати даёт волю чувствам. Прямо в голос.
  • Сэм — девушка — в японском нет родовых окончаний, а по глухим костюмам Белых свистков определить пол невозможно, так что Вакуну некоторые считали женщиной (вопрос ещё открыт), а Срадзё — мужчиной. С последней, к слову, возможен и внутримировой троп — на японском она говорит в грубой манере, свойственной мужчинам.
  • Сюжетный буревестник — Озен Непоколебимая. Героям и до этого доводилось встречаться с монстрами Бездны, но именно схватка с Озен вкупе с её последующими словами, что в Бездне водятся твари гораздо сильнее и хитрее неё показывают всю их беззащитность перед ужасами Бездны.
  • Темнее и острее — начинается как приключенческое фэнтези в духе сказок Миядзаки, но к 30-й главе манги вполне добротный хоррор, драма и расчлененка, в духе уже совсем другого Миядзаки. Усугубляется мягкой и кавайной рисовкой большинства персонажей, ужасти же рисуются заметно реалистичнее.
  • Топливо ночного кошмара — эпизод с ампутацией и история Митти. И это ещё не говоря о последующих событиях манги, не вошедших в первый сезон аниме.
  • Ужас у холодильника. Когда герои попадают в дом Нанати, они видят, что у нее полно экипировки Лунных и Чёрных свистков. Первое предположение — она собирает брошенные вещи или вещи погибших искателей. Далее в одном из кадров флешбэка видно, как Нанати пробует на искателе и на Митти способы убийства, сравнивая результат, а потом хоронит искателя во дворе своего дома, ставя в качестве надгробия каменный столбик. А потом замечаешь, что у нее целый двор из этих столбиков, многие из которых уже поросли мхом! Это ж сколько искателей она сгубила в попытках найти окончательную смерть для своей подруги?! И сколько страданий вынесла от её рук (пусть и с самыми благими намерениями) и сама бедняжка Митти?!
    • Это не само проклятие окончательно лишило Митти возможности общаться с другими людьми, а многочисленные пытки и попытки ее убийства. Ее убили 9 раз, самыми различными способами (в аниме четко видно выпавшие внутренние органы), а по канону ей едва ли 10 лет было. Немудрено, что она от такого окончательно сломалась и растеряла разум до уровня животного.
  • Участь хуже смерти — вообще большинство тех, кто поднялся с 6 слоя и выжил, но педаль в пол давит Митти. Жертвы экспериментов Бондрюда (он превратил десятки, если не сотни детей в жутких монстров в ходе экспериментов по преодолению проклятия 6-го уровня. Мало? Другой плод его разработок —процедура вивисекции, при которой мозг и внутренние органы детей удаляются из тела и встраиваются в автономную и портативную систему жизнеобеспечения размером с небольшой чемоданчик.
  • Фанская кличка — Бондрюда редко когда называют по имени. Бордюр, Боря, Боня, Бонбон, Бондюэль, Отец Года, Best Dad, etc…
    • Срадзё после своего появления в манге моментально удостоилась титула Lord of Boobs (Сиськолорд), по двум очевидным причинам.
  • Ходячий мем — Бондрюд же, с его смешными нарезками детей, «папиной палочкой», грохотом научного триумфа и прочими эпичными моментами.
    • Наначи, просто Наначи.
    • Прушка, которая постоянно выливается.
    • Озен и Фапута, за счёт умения менять форму тела самым неожиданным образом породившие тонну мемных картинок.
  • Хотел как лучше — об этом вся история экспедиции капитана Вазукьяна. Лучшее из того, к чему привела храбрая авантюра: десятки путешественников с тех пор прожили в сознании на «невозвратном» уровне Бездны намного дольше положенного природой, а также родилась разумная и максимально приспособленная к выживанию в Бездне девочка-монстр.
  • Что за фигня, автор? — чем дальше, тем больше Цукуси прилетает от фанатов за «педофильские замашки» (педаль в пол — две страницы, посвященные нюханью ануса Фапуты).
  • Чуждые механоиды — юниты вмешательства, древние големы Бездны, встретившиеся команде Вазукьяна на шестом уровне. Выглядят в основном как помесь членистоногих и морских созданий с характерной зубчатой головой и руками-клешнями. Собирают информацию обо всём происходящем в Бездне. Несмотря на чуждый вид, к людям настроены дружелюбно: быстро освоили язык и помогали искателям выживать на шестом уровне. Позже им это аукнулось. На момент действия манги большая часть юнитов (кроме Габуруна, защитника Фапуты) неактивна.
  • Это ж надо было додуматься! — Лиза забеременела Рико в Бездне, но после подъема была срочно отправлена в повторный заход, так как требовалось быстро и любой ценой раздобыть артефакт с 4-го уровня. Де-факто пришлось опускаться на 5-й. Там в битве за артефакт была перебита почти вся команда Лизы и погиб её муж; артефакт она раздобыла, но ей пришлось выбирать между ним и жизнью новорожденной дочери — та могла пережить подъем только в специальном артефакте, а нести оба Лиза не имела сил, но как-то умудрилась в таком состоянии добраться на поверхность. Там она получила от правителей Орфа по самые помидоры за проваленную миссию. Эффекты проклятия начинают проявляться даже при небольшом подъеме (соответственно, на 5-м уровне это потеря сознания и припадки, похожие на эпилептические). Причём в итоге Рико родилась мертвой.
    • Деревня Илблу как таковая. История её возникновения является одним из самых поражающих воображение спойлеров манги.
  • Эффект Телепорно: Фапута почти к каждой своей фразе добавляет слово «sosu» — по словам её робота-охранника Габуруна, это добавляет её словам изысканности (она же принцесса, как-никак). Вот только для русскоязычного читателя это выглядит несколько двусмысленно.

Примечания[править]

  1. Всё верно, вы ведь не успели уточнить, о котором из Миядзаки шла речь?
  2. К слову, в греческой мифологии Орф — чудовищный пёс, брат Цербера, в отличие от которого, имел всего две головы вместо трёх. Был убит Гераклом.
  3. Тут, кстати, есть параллель с вселенной S.T.A.L.K.E.R. Там Сидорович покупает «сраную медузу» за полтысячи рублей в лучшем случае, а вне Зоны ее стоимость может дойти до десятков тысяч долларов. Тут такая же ситуация — реликт, в который опытный искатель презрительно плюнет, проходя мимо, вне Орфа может стоить баснословных денег.
  4. И здесь имеется в виду не намерение совершить восхождение на поверхность, а сам факт подъёма. Например, если искатель поднимется на 10 м и выше, на него тут же повлияет проклятие.
  5. Именно поэтому существуют правила восхождения, запрещающие любые рывки и вообще предписывающие двигаться как можно более тихо и размеренно, по крайней мере, пока не достигнешь 1-2 уровня — с их эффектами большинство искателей умеют справляться с детства.
  6. На мунспике то же самое слово Narehate используется для обозначения «пустых» в Хлорке и чтобы избежать недоразумений оно же использовано в английском переводе аниме и манги вместо hollow для Хлорки
  7. По некоторым намёкам, является Ободом (нет, не ободом колеса, а неким загадочным Aubade) — самым крутым артефактом Бездны, хотя никто и не знает точно, что это должно быть такое.
  8. Не просто так — Нанати была жуткой грязнулей и неряхой
  9. Но не совсем. Судя по снам Рико, с Митти случилось что-то вроде Locked-In Syndrome: какая-то полу-угасшая часть её сознания сохранилась, ощущая себя запертой в ловушке из бессмертной плоти.
  10. Часть благословения — её шёрстка и волосы сами собой остаются гладкими и блестящими, а тело обладает очень приятным запахом. Поэтому абсолютно все персонажи при возможности стараются её обнять и потискать
  11. Знания хирургии она приобрела именно под его руководством, например, разбирая живых детей на органы. В тот же период приобрела и знания матчасти по Бездне.
  12. В некоторых переводах «избранница» — видимо, имя было воспринято как женское, но тематическая викия утверждает, что это мужчина.
  13. ромадзи — Bondorudo, другой возможный вариант перевода - Бондольд
  14. от швед. Marulk, «удильщик» — отсылка к жизни в темноте на глубине, а также ловушке
  15. При неудачной попытке самоубийства попала под проклятие шестого слоя, когда Вазукьян вытаскивал её наверх
  16. Точнее, «Jousou», что можно перевести как «зверолюди». В отличие от обычных «пустышек», они такими родились.
  17. Именно сбежавшая. Как она сама признаётся во флэшбеке своей подруге и наставнице Озен, она совершенно не понимает что ей делать и как себя вести с дочерью и вообще она к материнству не приспособлена от слова совсем. Поэтому она фактически сваливает Рико на Джиро и Хаболга с женой, а сама убегает в Бездну.
  18. На самом деле нет. Просто на нынешний момент человеческого в Бонбоне не осталось ничего, и он — классический пример серобуромалиновой морали.