Mafia II

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Mafia II
MafiaII.jpg
Общая информация
Жанр
Год выхода2010
Разработчик2K Czech
Издатель
  • 2K Games
Платформы
  • ПК, Mac
  • PlayStation 3, PlayStation 4
  • Xbox 360, Xbox One
Режимы игрыОдиночная

«Mafia II» ― видеоигра, разработанная компанией 2K Games, вторая в серии Mafia.

На этот раз в центре внимания эпоха второго всплеска объединённой преступности, случившегося в 1950-х годах. История охватывает жизнь итальянского эмигранта Вито Скалеты в 1943-1951 гг. в срисованном с ретро Нью-Йорка городе Эмпайр-Бэй, охваченном разборками бандитов на фоне потрясений мировой войны. В наличии предательства, неожиданные повороты, трагические потери и моральные дилемы. И всё это на фоне шикарно реализованного антуража США середины XX века, будто бы сошедшего на мониторы прямо с голливудских фильмов того времени. Вам тут и душевная музыка, и антуражные (хоть и вымышленные) автомобили, и интерьеры. Разве что телевидение не реализовали, как в GTA, зато в качестве коллекционных предметов выступают старинные постеры журналов Playboy.

Игра прошла через производственный ад. Авторы сначала хотели сделать симулятор гангстерской жизни с глубокой проработкой мира, но издатель давил по срокам и огромное количество контента было вырезано, из-за чего мы получили похожую на оригинал схему повествования с условно открытым миром и делением эпизодов по дням.

Если вам будет мало приключений Скалетты, то присутствует дополнение про Джо (лучшего друга протагониста) и целых два про киллера по имени Джимми. В DLC даже реализовали открытый GTA-подобный мир, но провально, геймеры предпочитают не вспоминать об их существовании.

Антураж[править]

Стилистика[править]

Перед нами пятидесятые годы, эпоха джаза и пригородов с белыми заборами. Создатели вдохновлялись в первую очередь фильмами той эпохи, как это было и в первой части. Поэтому у нас здесь есть персонажи с внешностью голливудских звёзд прошлого или известных лиц золотой эпохи итальянской мафии, вроде Альберто Анастазии или Фрэнка Костелло.

Немаловажной частью стилистики является музыка, состоящая из легендарных песен тех лет. Если вы едете по городу зимой, то звучать обязательно будет известная рождественская песня Фрэнка Синатры. Едете летней ночью - вот вам Дин Мартин или Пегги Ли. Конечно, всё это в виде радио, как в GTA, но подборка всегда идеальная и чтобы вы не выбрали, атмосферу не испортит.

Третья важная составляющая, это проработка контента. Автомобили здесь вымышленные, но явно списанные с известных моделей прошлого, есть даже отдельная автогаллерея. Интерьеры комнат интерактивные и позволяют полазить по холодильникам, включить воду или открыть окна в собственной квартире. Особенно выделяется в этом плане первая прогулка по городу, отметившаяся рождественской атмосферой и постановкой. Чего только одно кафе рядом с домом Вито стоит.

Отдельный интерес может представлять элемент собирательства, это постеры журнала Playboy. Да, они здесь анахроничные, ведь первый номер вышел только через два года после окончания сюжета, но ретро-эротика всё же делает свой вклад в погружение в эпоху. Что важно, она не зацензуренная. К слову, англоязычная версия отметилась ещё и рекордом по количеству слов на букву F в диалогах. В локализации его вставлять постеснялись, хотя русская озвучка всё же вышла хорошей.

Место действия[править]

Эмпайр-Бэй, это столица штата Бэй, мегаполис. Разработчиками он задумывался, как смесь города западного и восточного побережья, в основном - Нью-Йорка и Сан-Франциско. От первого Эмпайру досталась архитектура и узнаваемые небоскрёбы, от второго - планировка города. При этом на втором острове по ту сторону от центра показана скорее одноэтажная Америка, как раз по типу того же Лос-Анджелеса. Впрочем, вы всё равно будете видеть ретро Нью-Йорк, как и все остальные.

Город имеет очень разнообразные районы, от тихих пригородов до шумных индустриальных зон, имеет несколько этнических гетто (маленькая Италия, Чайнатаун и т.д.) и даже дамбу. Правда, по последней прокатиться придётся только в DLC про Джо.

Интересно, что появляется он уже второй раз, первый был в концовке оригинальной игры.

Сюжет[править]

Игра охватывает период с 1943 по 1951 гг. Главный герой итальянский эмигрант Вито, сын работника доков и мелкий преступник. Вместе со своим другом Джо он с самого детства проворачивал небольшие преступления, пока в возрасте 18 лет эти двое не попались при попытке ограбить ювелирный магазин. Главный герой пожертвовал собой и дал сбежать другу, но сам попал под суд и был принудительно отправлен на войну.

На фронте он успел повоевать с Муссолини в родной стране и погиб бы в одной из мясорубок, если бы известный мафиозный дон эту мясорубку не остановил бы. Обошлось всё лишь ранением, за которое он ещё и получил отпуск домой, а дома оказалось, что Джо стал соучастником (титул человека, приближенного к мафии, но не состоящий ни в одной из семей) местной семьи Коза-Ностры и без проблем смог "нарисовать" друг справку о списании в запас.

Затем мы наблюдаем за становлением бывшего хулигана полноценным бандитом. Он участвует в ограблениях, погонях, совершает заказные убийства и даже проходит через тюрьму. Со временем он вступает в семью, выбивается в высшие слои общества и заводит знакомства с целой кучей криминальных авторитетов. Казалось бы, жизь удалась, впереди только счастливая жизнь как в клипах американских рэперов, но нет, это только красивая обложка.

На самом деле жизнь Вито начинает понемногу сыпаться. Умирают друзья и родственники, каждый новый враг оказывается всё опаснее и опаснее, а действительно хорошие близкие люди отказываются смотреть, как главный герой топит себя всё больше и больше. А фоном Эмпайр-Бей одна за другой поглощают криминальные войны.

Знакомым с серией людям даже не зная местной концовки понятно, что закончит Вито плохо. Всё таки по другому во вселенной "Мафии" не бывает. Да и во второй части она слишком уж легендарна и мементична. Впрочем, сломленный, но живой Вито в любом случае появится в триквеле.

Персонажи[править]

Семья Фальконе[править]

  • Вито Скалетта - главный герой. Эмигрант из Италии, чистокровный сицилиец, выросший с бедных районах Эмпайр-Бэй. Успел попасться на небольшом ограблении, повоевать на западном фронте Второй мировой и вернуться в роли героя-фронтовика покорять уже мир большого криминала. За игру успеет пройти путь от обычного соучастника до члена одной из крупнейших семей, а заодно: отсидеть в тюрьме, поучавствовать в больших перестрелках и лично убить половину криминальных авторитетов. В отличие от Томми из первой части угрызениями совести не страдает и ради своих близких (и себя тоже) готов марать руки сколько угодно. При всём этом свой, преступный извращённый моральный кодекс у него есть, просто он спорный. По сути, перед нами АУЕшник с повадками джентльмена (как и большинство мафиози). А ещё это сквозной персонаж, эпизодически появившийся в первой части и выступивший на второстепенной роли в третьей.
  • Джо Барбаро - лучший друг Вито. Страна рождения неизвестна, но тоже итальянец и тоже бандит, так что в мафии с малых лет. В отличие от друга, избежал и войны, и тюрьмы, поэтому смог успеть очень неплохо подняться в мафии. В отличие от интроверта Витто любит проводить время в компании женщин, особенно если компания побольше, обожает алкоголь и очень подвешен на язык. При этом может сорваться и наделать очень нехороших дел на эмоциях. За свою "живость", особенно на фоне протагониста, стал любимым персонажем игроков и даже удостоился сольного сюжетного дополнения. Известен как тот парень, который в сделку не входил, его судьба после концовки до сих пор неизвестна. Одни верят информации из третьей части о его смерти в Чикаго, а другие давно рассмотрели пасхалку в той же игре и приняли её за канон. Выбирайте сами.
  • Карло Фальконе - дон семьи. Очень неприятный человек и злодей во всех смыслах этого слова. Мало того, что способен на интриги и предательства, ещё и торгует наркотиками, а для мафии пятидесятых это было табу. Естественно, делает всё это он тайно, но настолько, что по ходу игры его за это будет пытаться убить каждый встречный. При этом в миру он бизнесмен, меценат и владелец городского планетария. Внешность срисована с реального крёстного отца Фрэнка Костелло и актёра Роберта Де Ниро
  • Эдди Скарпа - уличный босс, правая рука дона Фальконе, владелец бара "Мальтийский Сокол" (штаба семьи). Алкоголик, бабник и фанат Дина Мартина. Этнический итальянец, но родом из Чикаго, даже не знает итальянского. Эдди очень опасный и влиятельный человек, но ценящий верных людей. По сути, именно он и будет способствовать "карьерному росту" главных героев всю вторую половину сюжета.

Семья Клементе[править]

  • Альберто Клементе - сицилиец, в своё время сбежавший из Италии из-за убийства полицейского и поднявшийся на бутлегерстве. В пятидесятых полез в наркоторговлю и перешёл дорогу Фальконе, да и самим главным героям. Судьба его вряд ли будет спойлером. Срисован с Альберто Анастазии, одного из глав семей Гамбино.
  • Генри Томасино - в каком-то роде третий главный герой игры и хороший друг главной парочки. Ещё один сицилиец, да ещё и потомственный мафиози, отец состоял в семье в Италии. Этот парень участвует или имеет отношение к большинству миссий, особенно весёлых. С ним будут перестрелки, погони и ограбления. Вместе с тем, это ещё больший интроверт, даже по сравнению с Вито. Загадка игры - был ли он информатором? Внешность взята у голливудского актёра Грегори Пека.
  • Лука Гурино - капо семьи. Очень неприятный человек и враг половины в списке персонажей. Как выяснится потом, он ещё и маньяк, убивающий людей на своей скотобойне.

Семья Винчи[править]

  • Фрэнк Винчи - местная версия Вито Карлеоне из "Крёстного отца" - благородный сторонник традиций мафии, выступающий против торговли наркотиками, да и вообще чуть ли не единственный хороший человек в игре (не считая семьи Вито). Конечно же это только на первый взгляд и свои скелеты в шкафу и Фрэнка тоже лежат, да немало.
  • Лео Галанте - ещё более положительный вроде как персонаж, опять же на первый взгляд и со временем он покажет и тёмные стороны. Лео - консильери семьи Винчи и бывший боксёр. Мы и познакомимся с ним, когда в тюрьме попадём в его бойцовский клуб и со временем подружимся.
  • Федерико Паппалардо - профсоюзный деятель, капо семьи и директор доков. Поначалу помогает герою, затем отношения сильно обострояются из-за мерзкого харакера, а потом всплывает неприятная подробность из прошлого: Дерек убил отца Вито и обрёк всю семью на бедность. За это же быстро отправился на тот свет.

Другие бандиты[править]

  • Брайан О'Нил - глава ирландской мафии, воплощающий в себе клюквенные стереотипы об этом народе. Брайан - тупой, здоровый, любит набить морду. В игре ему уделено не очень много хронометража, но судьба будет сводить его с Вито подозрительно часто.
  • Бруно Левин - ростовщик, работающий с мафией. Именно он в конце игры предложит работу главным героям, втянувшую их в проблемы со всем городом.
  • Ши Юн Вон и Мистер Чу - главы триад Эмпайр-Бэй, сыграют важную роль в конце игры.

Остальные[править]

  • Мария Скалетта - мать Вито. Выступала против участия сына в криминале и требовала найти законную работу. Безуспешно. В середине игры умерла от болезни.
  • Франческа Рейли - сестра Вито. Красивая девушка, к сожалению связавшая жизнь с алкоголиком-изменщиком, да ещё и слепо в него влюбившаяся. Брат пытался вправить мозги нерадивому мужу, но постепенно только испортил с ней отношения.
  • Марти Санторелли - молодой парень и сосед Джо, насмотревшийся на гангстера и решивший стать таким же крутым плохим парнем. Барбаро даже решился пару раз взять его на дело. На одном из дел он получит обойму в лицо.

Геймплей[править]

Если смотреть на релизную версию, то геймплей достаточно прост, это экшен от третьего лица с поездками на автомобиле. Это, по сути, та же первая часть с небольшими дополнениями. Появилась полноценная система укрытий, доработано управление автомобилем и система розыска.

Открытый мир со всей его красотой - не более, чем декорация для миссий. Да, есть интерактивные места, в духе автомастерских и магазинов одежды, даже по ходу сюжета туда попадать придётся. Но в основном его ход сводится к поездке от дома до миссии, выполнение её и возвращение к месту сна.

Интереснее смотреть на изначальную задумку авторов, нереализованную из-за производственного ада. Планировалось создать полноценный симулятор жизни бандита прошлого, с глубокой проработкой социальной составляющей, автомобиля и дополнительными заданиями. Последние должны быть не просто редкими маркерами на карте с возможностью заработать денег, а элементом криминального социального лифта - на ранних этапах Вито должен был угонять машины для хозяина автосвалки, а потом и начать выполнять контракты на убийства для капо или даже донов. И всё это параллельно прохождению основной компании. В итоге нас ждала игра с более глубоким геймплеем, чем в GTA, но получили линейное приключение.

Часть задумок реализовали в дополнениях, сделав их более похожими на игры с действительно открытым миром. В сюжете про Джо это явно обкатывали, а вот в дилогии про Джимми мы получили действительно симулятор жизни киллера. По городу постоянно появляются новые контракты, заказы на угоны машин и даже сюжетные миссии. Правда, живёт лысый наёмник в квартирах Вито и не состоит в мафии, так что никаких вам новых историй подъёма с низов к верхам семей Коза-Ностры.

Дополнения[править]

  • Joe’s Adventures

Небольшое дополнение, рассказывающее о делах Эмпайр-Бэй во время отсидки Вито. Главным героем становится Джо, пытающийся найти виновных в подставе и не отправиться составить компанию лучшему другу в тюрьме. Дополнение отличается расширением города, возвращением в зимнюю эпоху и неплохой постановкой.

  • дилогия про Джимми (The Betrayal of Jimmy и Jimmy’s Vendetta)

А вот здесь сюжета нет, лишь геймплей. Главный герой - наёмный убийца Джимми, просто работает в городе. На карте то и дело появляются заказы о работе или личные просьбы от знакомых авторитетов. Ездим, выполняем, иногда смотрим сюжетные CGI-ролики. В первой части сюжета по сути нет, разве что иногда Джимми убивает врагов одного мелкого дона-неудачника (семьи Гравино даже нет в основном каноне серии), но в концовке этот дон подставляет протагониста под тюрьму. Во втором дополнении Джимми сбегает, уходит в подполье (на геймплее никак не отразится) и продолжает работать, время от времени отстреливая приближенных к предателю людей.

Тропы и штампы[править]

Сюжет[править]

  • А для меня это был вторник — убийство Томаса Анджело, главного героя первой части, было всего лишь проходным заданием, отметившимся лишь погоней от федералов.
  • Ай, молодца! — весь сюжет это один сплошной сабж в исполнении Вито и Джо, в результате они поссорились буквально со всеми и поставили город на грань глобальной гангстерской войны. И все ради желания залезть повыше. По сути единственный правильный поступок Вито это спасение Лео, и тут он действовал не головой, а сердцем.
  • Бонус для пересматривающих — есть интересный факт о Генри: в каждой миссии с его участием появляются полицейские в качестве врагов. Видимо, он действительно информатор. Ещё в качестве возможного знака указывают то, что он прекрасно и без акцента говорит на английском.
  • Вечная загадка — был ли Генри информатором федералов, или нет? Нам ни игра, ни продолжения так и не дадут ответа, лишь полунамёки.
  • Дьявол из машины — «Прости Вито, Джо в сделку не входил». В последующем выясняется, что Джо таки выжил, но с Вито они уже больше никогда не увидятся.
  • Зимой достаточно шарфа — домой Вито возвращается холодной зимой в военной форме и тут же переодевается в тонкую курточку поверх рубашки. Ни шапки, ни перчаток, то и дело ежится и дышит на пальцы. При этом его друг Джо одет в зимнее пальто с тёплым шарфом и головной убор тоже не забыл.
  • Зло - это отстой — основной посыл игры. Почти все (включая главных героев) причастные к преступности к концу игры остаются ни с чем, всеми брошенные и преданные. Впрочем, первая часть несла такой же посыл. Не связывайтесь с преступностью, ничего хорошего это не принесёт.
  • Из силовиков в бандиты — главный герой пришёл в организованную преступность из армии. Заодно приобрёл неплохие боевые навыки.
  • Инстинкт старшего брата — Вито приходит в ярость, когда узнаёт про то, что его сестру бьёт муж. Приходит в такую ярость, что даже она в шоке разрывает с ним все связи. Не убивает, просто сильно бьёт.
  • Ирония судьбы — Вито клялся самому себе не влезть в те же проблемы, что и отец. Ближе к концу оказалось, что главный герой влез в долг к тому же самому ростовщику, что и отец.
  • Маскировочная борода — присутствует в миссии по покушению на верхушку одной из семей. Вито и Джо, обладателям довольно узнаваемой внешности, дают накладные усы и отправляют маскироваться под обычных уборщиков. Генри на следующий же день звонит им и говорит, что сразу узнал этих двоих дурачков.
  • Нахрена родня такая, лучше буду сиротойФранческа всю игру наблюдает, как Вито превращается в преступника, сводит мать в могилу и жестоко избивает её мужа. В итоге она просто отрекается от брата.
  • Неадекватное возмездие — в тюрьме один из ирландцев избил человека Галанте и тот приказал Вито преподать урок дерзкому гопнику. «Преподавание» закончилось перерезанным горлом у задиры.
  • Неожиданно жестокая смертьГенри, изрубленный в фарш толпой бандитов.
    • «Я чуток поиграю с Лукой, а потом пущу на фарш.» (с) Тони Бальзам
  • Несовместимая с жизнью глупость — вся линия Марти описывается этими словами. По сути, это хороший парень, к своему несчастью попавший под дурное влияние Джо и возомнивший его крутым. В итоге его ждёт очень неприятная смерть. Что придаёт ей большую трагичность, это обыденность: нам даже не покажут гибель парня, он станет случайной жертвой при бандитском отступлении.
  • Несовместимая с жизнью жестокость — Лука Гурино: редкий садист, проявляющий свою жестокую сущность на скотобойне Клементе. Но если бы во время пыток Бальзама и Бинса вдруг не явился Вито, вряд ли его смерть была такой же жестокой, какой она была у предыдущих его жертв.
  • Сила без ума — Брайан О’Нил.
  • Скупой платит дважды — Генри, Джо и Вито решают заработать 100 тысяч долларов, занявшись наркоторговлей втайне от босса. Им даже удаётся это сделать, но Фальконе узнаёт об этом и требует свою долю — 60 тысяч. Более того, китайцы убивают Генри и забирают остаток, а Вито с Джо ещё и вынуждены найти 50 тысяч, которые те вынуждены отдать одному ростовщику к концу этой недели.
  • Флэшбек — вся игра, это один сплошной флэшбек Вито в конце истории. Мы догоним его в главе 15.
  • Хроническое спиннокинжальное расстройство — у всех, разве что кроме Джо и Вито, да и те хранят верность только друг-другу.
  • Черно-черная мораль — в игре банально нет положительных персонажей. Наши враги плохие? Так и Вито с Джо — убийцы, мрази и твари. По сути, единственными хорошими людьми были семья Вито, его сослуживцы и работники порта. Ах да, полицейские, гибнущие от пуль главных «героев».
  • Что стало с мышонком? — Джо в сделку не входил и уехал в другой машине. Что случилось с ним, неизвестно до сих пор. Третья часть даёт два разных ответа на этот вопрос.
  • Это личное:
« Знаешь что, Карло? Последние десять лет я только убивал, и всё. Я убивал за свою страну. Убивал за свою семью. Убивал всех, кто переходил мне дорогу. Но это… Это для меня. »
— Вито, убивая спойлер

Персонажи[править]

  • Домашний тиран — Эрик, муж Франчески. Бьёт жену, изменяет и вообще ведёт себя по свински. Пока Вито об этом не узнает…
  • Заявленный статист — Генри Томасино на различных рекламных постерах и экранах загрузки изображается вместе с Вито и Джо, но появляется гораздо реже, чем они и гибнет до финала игры.
  • Злодей со стандартами — Вито и Джо, а также некоторые другие персонажи. Но, что интересно, у большинства местных мафиози стандартов (как и чести) нет. По сути, сюжет построен на том, что первую половину игры нам показывают типичное противостояние благородных бандитов со злыми, а во второй оказывается, что и благородные были такими же гнилыми.
  • Минибосс — в дополнении про Джо появляются отряды SWAT, отличающиеся от обычных полицейских неслабой бронёй.
  • Неполиткорректный злодей — все главные герои, включая Джо. Особенно это видно, когда они проезжают по чёрному району. Особенно смешно это выглядит из-за того, что в те времена сами итальянцы считались такими же чёрными и даже жили в отдельных гетто.
  • Получился мерзавец — с точки зрения некоторых (как журналистов, так и игроков), таковым выходит протагонист в сравнении с предшественником. Томми был втянут в бандитизм случайно и против своей воли, а Вито изначально не имел желания честно работать, начал с краж, а слабую попытку стать докером прервал на первом же задании. Но тут все в строгом соответствии с реалиями — никаких бандитов поневоле и благородных разбойников в итальянской мафии нет, им там абсолютно нечего делать, так как структура организации подразумевает активное создание криминальных денежных потоков (что подсвечивает Лео Галанте). Вито как раз типичный представитель, в отличие от сказочного Томми.
  • Стрелок Чехова — сами главные герои, впервые мелькнувшие ещё в концовке оригинальной игры.

Антураж и стилистика[править]

  • Анахронизм — известный анахронизм, это плакаты Playboy в начале пятидесятых, когда тогда этот журнал только зарождался. Все плакаты взяты из разных номеров за несколько десятилетий. Но и это не всё, ведь есть много анахронизмов в саундтреке и оружии. Самая большая в этом плане неточность, это команда SWAT в дополнении про Джо. В реальности отряды SWAT начали создаваться в середине шестидесятых.
  • Канализация — есть небольшая прогулка по ней. Немного деконструирован штамп об огромной канализации, где хоть черепашек-ниндзя заселяй, здесь Вито успеет вымазать свой костюм сами догадайтесь чем и провонять насквозь, даже враги почувствуют его приближение.
  • Матомная бомба — игра вошла в книгу рекордов Гиннесса по количеству нецензурной лексики и оставалась там до выхода «South Park: The Stick of Truth».
  • Интерьерное порно — в игре воссоздали очень красивые интерьеры кафе, магазинов, вокзалов и т.д. пятидесятых годов. Отдельное восхищение можно выразить дизайнерам жилых помещений, особенно квартиры Джо и частного дома Вито.
  • Пейзажное порно — Эмпайр-Сити, это один из красивейших городов в играх подобного плана, особенно в ретро-антураже. Но не забываем, что за красивой картинкой скрывается Нуар-Сити.
    • Прекрасная Зима — местные зимние уровни вышли одними из самых красивых в истории видеоигр.
  • Розовый цвет для настоящих мужиков — как утверждает западный интернет, полвека назад розовый цвет считался в Америке именно мужским и в этой игре в гардеробе есть немало вещей этого цвета. Ах да, вспомним ещё квартиру Джо, украшенную в розовых тонах.

Геймплей и техническая часть[править]

  • Безнадежный бой — драка с ирландским авторитетом при заезде на зону. Если продержаться достаточно долго, прибегут надзиратели и успокоят всех дубинками.
  • Внезапная смена геймплея — самое начало игры выполнено в духе самого настоящего военного шутера в стиле Medal of Honor или Call of Duty, а на GTA-образный геймплей переключается только потом.
  • Поджог, убийство и переход на красный свет — убийство и поджог — это норма и вы можете хоть закидывать людей коктейлями молотова хоть стрелять. Из напарников ам никто ничего не скажет… Но только посмейте перехать на красный!
  • Поиграй пока вот этим — пока Вито сидел в тюрьме, у вас есть возможность пройти отдельную компанию про похождения Джо как раз в это время.
  • Удивительное внимание к деталям, особенно по сравнению с главными конкурентами Например, полицейские будут пытаться задержать вас или оштрафовать ровно до того момента, пока вы не начнёте оказывать сопротивление. Пулю вы получите только тогда.

Мета[править]

  • Знают именно за это — «Прости, Вито, Джо в сделку не входил».
    • А ещё там надо было расстреливать кафе из Томпсонов, кататься по красивому зимнему городу под Фрэнка Синатру, воевать на войне и коллекционировать фотографии моделей из «Плейбоя».
  • Мета-шутка — в миссии по обворовыванию УПР можно подслушать разговор двух охранников, один из которых будет фантазировать: а что, если дать человеку управлять человечком в телевизоре? Чтобы был специальный пульт и этот человечек мог с помощью этого пульта бегать по локациям на экране? До изобретения консолей ещё четверть века, естественно его идею высмеивают.
  • Производственный ад — семь лет разработки, а в итоге получилась совершенно «кастрированная» игра, из которой было вырезано чуть ли не свыше половины обещанного контента, как ни странно, при этом стабильно работающая без багов и вылетов.
  • Разрушение четвертой стены — помните ту миссию с ящиками? Так вот Вито спрашивает что-то вроде, тебе не надоело ещё? Скорее всего, он обращается к игроку.
  • Реткон — в оригинальной игре Томми Анджело был убит в 1957 году, здесь же канон изменили и сделали датой его смерти 1951 г. В переиздании первой части это изменение учли.