Metro Exodus

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Metro Exodus
P1 2759253 f1a6990b.png
Общая информация
ЖанрШутер от первого лица, Survival horror
Год выхода2019
Разработчик4A Games
ИздательDeep Silver
ПлатформыPC, Xbox One, PlayStation 4
Режимы игрыОдиночная
« Жить без надежды — значит перестать жить »
— Ф. М. Достоевский[1].

Metro Exodus (рус. «Метро: Исход») — третья игра в серии «Метро», вышедшая в 2019 году. Повествует о том, как уже известный игроку по предыдущий частям главный герой Артём внезапно выясняет, что Московский метрополитен не единственное место на Земле, где выжили люди. В результате он начинает свою одиссею через пустоши опалённой ядерным пламенем России в поисках чистого от радиации и отравляющих веществ места.

Сюжет[править]

Артём после штурма Д-6 никак не может найти себе место в метро и живёт мечтой отыскать на планете уголок, пригодный для существования без противогаза. Ради этого он регулярно поднимается в заражённый радиацией город ловить радиосигналы (попутно с рентгенами) и постоянно ругается с женой, друзьями и тестем, которые его энтузиазма не разделяют. Но правы были древние, которые говорили, что надо бояться своих желаний — сам того не желая, главный герой раскрывает страшную тайну: оказывается, правительство России не погибло полностью во время войны, и его остатки организовали заслон радиоглушилок, чтобы не дать возможность жителям Метро узнать о том, что большой мир не сгорел полностью во время Третьей Мировой. Официально это делается ради того, чтобы избежать ответного удара некоего абстрактного «западного врага» (хотя, как известно из книг серии «Метро», на Западе всё точно так же (если не хуже), как и в России). В результате, узнавший секрет Артём вместе со своей женой Анной, Мельником и бойцами «Спарты» бежит из Москвы и отправляется на поиски нового дома, куда смогут переселиться жители вымирающего метро. На своём пути им придётся посетить населённую сектантами-техноборцами Волгу, хранящий мрачную тайну правительственный бункер в Ямантау, опалённым Солнцем пустынный Каспий, потрясающую своей дикой красотой сибирскую тайгу и находящийся в состоянии вечной ядерной зимы Новосибирск. И то, как именно Артём по воле игрока повлияет на судьбы живущих здесь людей и сопровождающих его товарищей, в конечном итоге отразится на том, чем закончится история этого невероятного приключения.

Два полковника[править]

Персонажи[править]

Так как персонажи, появившиеся в предыдущих частях были описаны в соответствующих статьях, то здесь будут описаны персонажи, появившиеся только в этой игре.

Экипаж «Авроры»[править]

  • Игорь Князев (Князь) — молодой боец Ордена, который отправился на «Авроре» вместе с остальными. В зависимости от действий игрока может как выжить, так и погибнуть на мосту через Волгу.
  • Сэм Тейлор — бывший капрал корпуса морской пехоты США, уроженец Калифорнии. До войны был сотрудником службы безопасности посольства США в Москве, спасся в метро. Был спасён Мельником от разъярённых из-за бомбардировок москвичей, после чего стал его телохранителем. Также присоединяется к команде «Авроры». Его приключениям во Владивостоке посвящено отдельное дополнение.
  • Степан — тяжёлый пехотинец Ордена, один из членов экипажа «Авроры». Добродушный гигант. По ходу действия игры женится на Кате.
  • Ермак — машинист «Авроры», до войны работавший в метро. Изначально работал на Ганзу, но, узнав, что его работодатели убивают невинных людей, присоединился к Артёму и Анне. Помог им угнать «Аврору», и вообще показал себя как верный и надёжный товарищ.
  • Идиот (настоящее имя — Сергей) — офицер Ордена, заместитель Мельника. Вопреки своему прозвищу, является умником.
  • Тэтэшник — оружейник Ордена и его технический специалист. Именно он снабжает Артёма переносным верстаком и «Тихарём», к которому время от времени придумывает новый апгрейд. Нет, от водки лучше не работает. Безнадёжно и безответно влюблён в Анну, что пытается скрыть от всех (впрочем, как минимум Артём и Анна об этом знают).
  • Дамир — боец Ордена казахского происхождения. Медик по специальности (хотя Кате он на этом поприще явно не ровня) и далеко не глупый парень (но, в отличие от Идиота, больше сосредоточен на научных вопросах, чем на тактике — например, именно Дамир сделал правильный вывод, что Царь-Рыба изначально была сомом, и что эту образину привлекает шум). В зависимости от действий игрока может отправиться дальше с экипажем «Авроры», либо остаться на Каспии.
  • Катя — женщина, спасённая «спартанцами» из рук электроборцев. Становится штатным медиком экипажа.
  • Настя — дочь Кати.
  • Крест — присоединяется к экипажу на Волге, «тёртый калач» и отличный механик, ставший крупным подспорьем команде «Авроры» в пути. Будучи бродячим торговцем, побывал во многих уголках постъядерной России.
  • Алёша — бывший скаут Полиса, присоединился к экипажу «Авроры». Знатный ловелас и рубаха-парень. На уровне «Тайга» в зависимости от стиля прохождения может получить арбалетный болт в спину, став инвалидом-колясочником, или пообещать полюбившейся ему Ольге вернуться после завершения дела с лечением Анны.

Волга[править]

  • Силантий — основатель культа электроборцев, проповедующего пагубный характер любых электрических приборов (на Волге по какой-то причине после войны развелось просто невероятное количество похожих на шаровые молнии аномалий, так что местным его речи о «диавольском электричестве» бредовыми не кажутся). На самом деле хитрый манипулятор с не совсем нормальной психикой, стоявший на учёте в местной психбольнице до войны. Примечателен тот факт, что до войны он также был секретарём райкома КПРФ.
  • Царь-рыба — строго говоря, не персонаж, а до неприличия разожравшийся сом-мутант (судя по записям, выведенный искусственно после войны горе-учёными), которому поклоняются электроборцы. Артём может убить его хитрым способом при помощи приманки и пары тонн лома (на пули этой образине плевать).

Ямантау[править]

  • Доктор Медик из Team Fortress 2 (в субтитрах подписан как «Министр») — лидер каннибалов, ответственный за нынешнее состояние жителей бункера. Крайне циничен и готов пойти на всё ради сохранения своей жизни. Убит Анной. Согласно ранним наброскам сценария, должен был присоединиться к экипажу «Авроры» и бежать на уровне «Тайга», прихватив Настю (где и должен был погибнуть от её рук) но создатели отказались от этой идеи. Физически крепкий человек, почти одолевший Артёма в рукопашной.
  • Штурмовик — не названный по имени каннибал ГАРной наружности в тельняшке и солнцезащитных очках (в бункере, ага). Держал Анну во время разговора с Доктором. Вероятнее всего, был его правой рукой, державшей свору дегенератов в подчинении. Судя по репликам во время перестрелки, типа «Прижал его!», «Перезаряжаюсь» и т. д., рассудок сохранил (прочие, кому интересно, орут только «Мясо!», «Жратва!», «Мяско!», «Кушать!»). Сражался в тяжёлой броне и с двуручным пулемётом компановки «Гатлинг» в руках, и был фактически последней преградой на пути к Доктору. Убит Артёмом.
  • Рабочий — автор записей, из которых мы узнаём, как жители бункера дошли до жизни такой. «Мяс-соо» — последняя его запись из дневника, в котором также пишется про инфицирование прионами персонала бункера.
  • Офицер — автор записей, из которых мы узнаём, как стали заманивать людей, и что среди жителей бункера нашлись те, кто не утратил остатки человечности: «Ну какие невыразимые твари. Немного потребовалось им, чтобы в упырей превратиться. Значит, нет ни правительства, ни страны, ни законов. Но разве это даёт им право людей жрать?! Ничего, я научу их бояться. Отобрать пистолет не догадались, пойду покажу вам, гнидам, решение продовольственной проблемы!» — Его последняя запись.

Каспий[править]

  • Барон — копиркин Несмертного Джо из «Безумного Макса» (вернее, сам уровень копирует «Дорогу Ярости», Барон тоже глава бандитов, но внешнего сходства между ними нет), местный богдыхан, придумавший свою религию (похожую на зороастризм) и на котором, если разобраться, весь местный социум и держится. Бывший менеджер нефтедобывающей компании, который в условиях постъядерного мира смог создать какую-никакую социальную структуру и организовать защиту своих территорий. К тому же неплохо знает богословие. Самый цимес в том, что это фактически два персонажа под одним ником: харизматичный и грызущий реквизит по радио настоящий Барон и его безумный спокойный двойник[2], совсем не похожий на бешеный аки фюрер «оригинал». Последний скрывается в отдалённой пещере, где его может найти игрок. Несмотря на свой психоз, этот Барон пугающе логично объяснит план стоящего за всем этим маскарадом Саула: пусть Гюль и её повстанцы свергнут диктатуру настоящего Барона и освободят рабов. Но очень скоро лишившиеся рабской похлёбки и кружки затхлой воды люди, которые ничего не получили взамен, возненавидят своего «освободителя» и обратятся против него — а когда это произойдёт и голову Гюль насадят на пику, то он выйдет из тени как возродившийся после смерти мессия, чтобы предложить бывшим рабам вместо голодной свободы обеспеченное рабство[3]. В результате настоящий застрелен Анной во время драки с Артемом.
  • Гюль (Гюльнара Хакимова) — местная революционерша, которая по сути работает в интересах Саулаподставного Барона), сама того не осознавая. Её мать работала в центре спутниковых коммуникаций «Каспий-1», с которой связан подквест: если найти её фотографию с маленькой Гюль, то она даст в награду баклажку для Насти. С ней на Каспии может остаться Дамир. В русском дубляже имеет вконец клоунскую озвучку, достойную Равшана и Джамшута (не имеющую, к слову, ничего общего с тем, как разговаривают на великом и могучем настоящие казактар).
    • Может быть, таким образом нам пытались сказать, что за время своей жизни Гюль позабыла и русский, и казахский (рабы разговаривают примерно так же), и потому общается на ломанной смеси двух языков. Убогости и клоунства озвучки это, разумеется, не отменяет. В английской версии у Гюль очень складная и приятная речь. Что интересно, в центре связи можно найти аудиозаписи её матери и самой Гюль в детстве, где они обе очень хорошо и внятно говорят на русском языке.
  • Арсен Мустафин — президент Свободного каньона. Арсен и его люди восстали против власти Барона. В ходе сражения в Свободном каньоне, Арсен остался единственным выжившим. В конце концов, Арсен покончил жизнь самоубийством, считая, что привёл свой народ к смерти: «Ты меня спас, тебе спасибо, но я уже мёртвый человек. Мне незачем жить, я привёл свой народ к смерти. Они все поверили, что мы можем победить, я решил драться, не терпеть. Разве не правильно я решил? Но теперь все мертвы. Это я проиграл, не они. Но умерли они, а я живой остался. И это тоже моя вина. Мне теперь стыдно будет жить, не смогу. Тоже должен быть с ними» — последнее слова Арсена.
  • Художник — персонаж-призрак, благодаря записям которого и запискам которому мы узнаем информацию о Бароне и его вероучении.
  • Саул  — доверенное лицо Барона, авторитет среди нефтяников и, фактически, серый кардинал. Несмотря на свою типичную бандитскую внешность, Саул — очень проницательный и хитрый человек. Придумал план с двойником Барона, чтобы править от его имени чтобы после того, как настоящий будет убит, чтобы сплотить за собой нефтяников и деморализовать рабов «восставшим из мёртвых» Бароном. При этом может бесславно погибнуть в драке с Артемом.

Тайга[править]

  • Адмирал — бывший вожатый Пиратов, к моменту событий игры тронувшийся умом и живущий на заполненном мутантами радиоактивном болоте, где он из чистого упрямства угробил своих соратников, отказавшись переносить базу. Влюблён в Ольгу.
  • Ольга — вожатая и самая вменяемая из своих соплеменников. Любовный интерес Алёши.
  • Учитель — единственный взрослый, оставшийся с детьми. Пытался научить их выживать, но создал маленьких зверенышей, от осознания чего и повесился. Несмотря на это, все еще пользуется уважением как у Пионеров, так и у Пиратов, став своеобразной мессианской фигурой для них.
  • Хозяин Леса — сухопутный собрат Царь-рыбы с Волги. Здоровенный медведь-мутант, который занимает своё место в верованиях Детей Леса. Является довольно сильным и сложным боссом, сразившись с которым можно завоевать уважение Ольги.

Новосибирск[править]

  • Вячеслав Хлебников — протагонист DLC, офицер ОСКОМ в звании полковника. К моменту действия оригинальной игры уже мертв.
  • Кирилл Хлебников — сын полковника Хлебникова. К моменту прибытия «Авроры» фактически единственный выживший в Новосибирском метро.
  • Анатолий Виноградов — генерал, председатель ОСКОМ. В финале DLC покончил жизнь самоубийством.
  • Михаил Петрович — водитель дрезины, старый друг полковника Хлебникова. Может быть казнен, если игрок выполнит приказ по изъятию излишков «зеленки». Если оставить ему «зеленку», то в конце, судя по всему, задохнется вместе с внучкой от хлора, пущенного Виноградовым.

Персонажи дополнения Sam’s Story[править]

  • Том — торговец оружием, захвативший власть во Владивостоке. Скользкий тип, но при этом человек со стандартами и бизнесмен, придерживающийся строгой деловой этики. Сверг Капитана, разойдясь с ним во взглядах. Окружение за глаза называет его «Котом»
  • Эдуард Баранов (Капитан) — старый морской волк и человек со своими убеждениями, не хочет раскрывать Тому место нахождения склада с ядерным топливом, опасаясь что последний, починив свою субмарину «Мейфлауер», сможет снова размахивать ядерной дубиной.
  • Клим — помощник Тома, ответственный за «силовое решение проблем». Крайне негативно отнёсся к прибытию Сэма, позже поднимает восстание против Тома, решив, что последний хочет всех «кинуть».
  • Братья Кувшиновы — два полоумных братца, владеющие остатками автомастерской и продолжающие имущественный спор даже после ядерной войны.
  • Анжела — персонаж-призрак. Хитрозадая бухгалтерша, оформившая задним числом автомастерскую братьев Кувшиновых на себя, стравив их друг с другом. Если найти документы, братья узнают правду и помирятся.
  • Корж — лидер бандитов и отличный стрелок, обладатель уникального ствола. На момент падения бомб был вне города, так как принимал участие в чемпионате по стрельбе, а потому уцелел, но его родители не выжили. Судьба персонажа полностью в руках игрока — его можно как оглушить, так и убить.
  • Данила — оружейник группировки Тома. Экипирует Сэма, вручив ему универсальный детектор для поиска мин, автоматическую винтовку «Сэмми» и пистолет «Стэллион» из складских запасов Тома.

Оружие[править]

Здесь представлено оружие которое появилось только в этой игре

  • АК-103 («Калаш») — «сто третий», являющийся одним из немногих все ещё широко использующихся образцов довоенного оружия. Заменил АК-74М. В мануале к игре упорно называется Калашом, несмотря на официальное название, выведенное на ствольной коробке. В отличие от игрового варианта, реальный прототип использует другой калибр (7.62×39, а не 5,45×39). Также, в реальности приклад вместе с цевьём выполнены из полиамида чёрного цвета, а не из дерева.
  • «Убойник» — самодельный дробовик высокой убойности. «Кустарный дробовик, созданный изобретателями-оружейниками ордена „Спарта“. Будучи полностью автоматическим, Убойник обладает невероятной мощью на ближней дистанции, нанося огромный урон. Его конструкция совершенствовалась годами и, постепенно, он стал обязательным дробовиком рейнджеров на поле боя» (из официального видео разработчиков Metro: Exodus).
  • «Хельсинг» — бесшумный револьверный арбалет оригинальной конструкции. По словам Артема: «сделанный Детьми Леса Арбалет удивил Тэтэшника: Какое оружие могли сделать дети, выросшие в лесу практически без присмотра? Лично я не ожидал бы ничего сложнее копий и луков… Ну или рогаток. Но скорострельные арбалеты множества модификаций, с возможностью быстрой замены целых узлов? Тэтэшник долго восторгался мощностью и продуманностью механизма, а ведь его не так-то просто удивить! Такой арбалет, по его словам, сделать посложнее, чем „Ублюдка“… Значит, и мастерская, и неплохие навыки у „Пионеров“ есть. Отчего же они не занялись производством чего-нибудь огнестрельного? А зачем? В лесу дальнобойности арбалета более чем достаточно, он бесшумен, не требует для производства боеприпасов никакой химии, да и болты можно использовать многократно… Ну а для „шумной“ работы лесные жители наладили массовый выпуск разрывных болтов, так что и по убойной силе этот арбалет мало чем уступает огнестрельному оружию, а значит, и в нашем арсенале будет совсем не лишним, особенно когда Тэтэшник немного над ним поколдует».
  • «Гатлинг» — ручной пулемёт. По словам Артёма: «несмотря на большой вес и большее количество деталей, многоствольные пулемёты, такие, как это детище чьего-то сумрачного гения, выгодно отличаются от обычных пулемётов: их, при известном таланте и упорстве, можно выпилить надфилем из пары велосипедных рам и движка от мопеда. А вот рабочий пулемёт более привычной схемы без настоящих станков и из какой попало стали не сделаешь… К тому же, „сжечь“ ствол обычного пулемёта проще простого — несколько длинных очередей подряд, и пули начинают ложиться куда попало, только не в цель. А вот многоствольной „перечнице“ это не грозит — никаких патронов не хватит. Так что неудивительно, что в новом мире мастера оружейного дела дружно принялись клепать эти страшилища — для борьбы с ордами мутантов лучшего агрегата, пожалуй, и не придумаешь». Впервые появляется на уровне «Ямантау» в руках у тяжёлого пехотинца каннибалов, также используется тяжёлыми пехотинцами нефтяников на уровне «Каспий».

Оружие дополнения Sam’s Story[править]

  • «Стэллион» (англ. Stallion — «Жеребец») — представляет собой глубоко модифицированный Colt M1911. Имеет дульный тормоз на стволе, уникальную гравировку с надписью «Стэллион» над спусковым крючком, в центре рукоятки находится поцарапанная монета дайм «Меркурий», также видна дата чеканки монеты — 1943 год. Использует патрон .44 Magnum.
  • «Сэмми» — оружие дополнения «История Сэма». Самодельная винтовка, созданная по западному образцу. Основой для винтовки, судя по ствольной коробке, является АК-12.

Что здесь есть?[править]

  • А теперь мне пора — с этого начинается DLC «История Сэма».
    • На уровне «Каспий» так может поступить Дамир, если Артём не слишком рьяно помогал рабам или вообще валил их направо и налево.
  • Анакосмизм — периодически встречаются, что логично, остатки довоенных поездов метрополитена. Вот только все они относятся к вполне конкретной модели — Ем-502, которые никогда не использовались ни в Московском метрополитене (создавались для Ленинграда из-за местных особенностей, также были в Тбилиси и Киеве), ни в Новосибирском. Вагоны типа Е к 2013 году массово остались только на Таганско-Краснопресненской линии, на которой были заменены на 81.765/766/767[4] «Москва-2016» только в 2017—2020 годах (это были головные Еж-3 с прицепными Ем-508). На большей части других линий основными в 2000-х были «Номерные» 81.717/714 или 81.540/541 (они же были и остаются единственным поездами Новосибирского метрополитена). А вот Арбатско-Покровская линия в 2010 году и Кольцевая в 2011 (это, кстати о Ганзе) были полностью переведены на 81.740/741 «Русич». Более того, «Московские» и «Новосибирские» Ем-502 имеют отличительные сдвоенные фары… Которые были установлены на Ем-502 Киевского метрополитена по модернизации 2003 года…
  • Бой-баба — Анна, Гюль, Ольга.
  • Без глаз — гориллы-мутанты «слепыши» в Новосибирске. Ориентируются на слух.
    • Телепат — они же, хотя и на примитивном уровне. Вблизи ретранслируют напрямую в мозг Артёма свои мысли: «Сожру», «Где ты?», «Нашёл… Нашёл!», «Опять шум. Опять больно», и т.д..
  • Безмолвный и Безликий протагонист — Артём традиционно для серии именно такой. К слову, игру за это немало критиковали, особенно за его молчание в «Тайге».
    • Тем не менее, он говорит в загрузках уровней, а в DLC можно увидеть его глаза. А вот Хлебников разговаривает, но его показывают только в закрытом противогазе. С Сэмом же аверсия по обоим пунктам.
  • Видеоигры поощряют доброту — если Артём ведёт себя как сволочь и безжалостный убийца, хорошей концовки ему не видать.
  • Боевая пара — Артём и Анна.
  • Боевые рабы — Барон активно использует таких как расходное и дешёвое пушечное мясо. Да и рядовой персонал у каннибальского правительства тоже сойдёт за рабов.
  • Бешеный гнев — реакция Мельника на правду про Ямантау: «Убить, всех убить!».
  • Вам хорошо осуждать — поведение хоть Детей Леса, хоть Электроборцев имеет свои серьезные мотивы, да и у каннибалов с Ямантау они тоже есть — хотя их действия и являются однозначным переходом морального горизонта событий.
    • Аналогичная ситуация с выбором Сэма в DLC, если он решит не взрывать подводную лодку. Как абсолютно резонно он отмечает, нет разницы сколько раз ещё будет сожжен этот мир, если он и так сгорел дотла, а тот, кто получил в свои руки мощь атомной субмарины стратегического назначения с полным боекомплектом, производит впечатление прагматичного и верного своему слову бизнесмена, а не безумного апокалиптического маньяка.
  • Вера делает вас идиотами и Религия — это плохо — встречается два раза, на Волге и на Каспии. В обоих случаях религиозная вера используется для отупления паствы, ибо верующими дураками управлять намного легче.
  • Героизм в адаптации — в книге, по мотивам которой сделана игра, Мельник скурвился; а здесь он тот еще козел, но на стороне Артема.
    • Дамир в книге тоже был той ещё мразью, однако в игре он представляет из себя приятного человека и верного товарища.
  • Героическое самопожертвование — Мельник, прямо скажем, очень непростой человек. Но ради своей дочери он без колебаний пожертвовал жизнью: получив чудовищную дозу радиации, вколол единственную дозу противорадиационного лекарства Артёму и вывез его с лекарством для Анны из Новосибирска.
  • Город-призрак — Новосибирск. Причём буквально — аномальных мест, где можно увидеть «тени» умерших, здесь довольно много, а в остальной игре их нет.
  • Дас ист раздолбайство! — так общаются Сэм и Том. К слову, между собой они говорят на чистом английском.
  • Драматическая болезнь — у Анны после того, как она надышалась химической дрянью на Волге. Еще у Артёма в конце, когда он получит огромную дозу радиации.
  • Дневник катастрофы — на каждом уровне, кроме Москвы (особенно выделяются записи из Ямантау).
  • Девушкам нравятся хорошие парни — Анна и Артем, Катя и Степан. Дети Леса упоминают, что большинство девушек присоединилось к Пионерам вместо Пиратов. Алеша также говорит, что в метро такой суровый Казанова, как он, не так привлекателен для длительных отношений, как надёжный добытчик, поскольку большинство женщин ищет стабильности.
  • Живые зомби — зверолюди. Деградировавшие за несколько поколений жизни на радиоактивной поверхности люди, утратившие разум. Тем не менее, всё еще обладают достаточным уровнем интеллекта, чтобы устраивать засады, притворяться мёртвыми и метко кидаться камнями.
    • Во Владивостоке имеют прозвище «сутулые», а местные наловчились приручать их и использовать в качестве дешёвой рабочей силы и охраны.
  • Злой и страшный серый волк — целые стаи таких рыщут по таёжному лесу. Летать и ползать по деревьям, к счастью для игрока, ещё не научились, что позволяет спрятаться от них на возвышенностях.
  • Злой начальник — Барон. Если слушать радио на «Каспии», то можно понять, что тот держит своих подчинённых в ежовых рукавицах. С другой стороны, с такими волками любое сюсюканье резко противопоказано, да и наказывает он всегда только по делу.
  • Знаменитые последние слова и Коронная смерть — «Я иду Кирилл… сейчас. Немного отдохну, и пойду… Просто устал… очень…». Последние слова полковника Хлебникова.
  • Каннибализм — строители и солдаты, которые после войны оказались заперты в правительственном бункере под горой Ямантау. Жители бункера вначале бросали жребий, кому стать обедом, а потом руководство бункера смогло починить коммуникационное оборудование и стало транслировать в эфир красивую сказочку про подземный рай, где есть безопасный приют, таким образом заманивая доверчивых бедолаг к себе на обеденный стол. Потом руководство бункера избавилось от тех кто по их мнению был не готов стать каннибалом, а остальных довели до животного состояния путем сознательного инфицирования приоными болезнями (Доктор кормил персонал бульоном из человеческих голов а он и руководство объекта ело всё кроме голов) превратив их в слабоумных кровожадных психов. По сюжету хотят съесть и Артема со товарищи, но он и его друзья сами накормили их свинцом.
    • После того как Артем и его друзья перебили верхушку и уничтожили коммуникационное оборудование комплекса, каннибалы, скорее всего, истребят сами себя в борьбе за пропитание.
  • Крафт — сбор ресурсов является важным элементом геймплея. Теперь не получится купить у торговцев за патроны всё необходимое — приходится буквально рыться в кучах мусора и обносить заброшенные дома, чтобы потом собрать на верстаке или при помощи походной мастерской аптечки, патроны, фильтры и т.д.
  • Ментор-вредитель — таким помимо своей воли стал учитель пионерлагеря, который всего лишь хотел научить своих подопечных выживанию в дикой местности. В результате те превратились в Детей Леса, очень не любящих пришлых. Справедливости ради следует упомянуть, что эта неприязнь возникла не на пустом месте — «спасибо» многочисленным зэкам из окрестных зон, которые после войны окончательно потеряли края, да и детишки выросли всё-таки не полными отморозками.
  • Меня окружают идиоты — подчинённых Барона по другому сложно охарактеризовать. Серьёзно, дебила кусок, вот чего ты пытался добиться, когда мочился в пьяном виде в Священное Пламя на глазах у рабов? Барона, который жестоко казнил за это урода, очень легко понять: в поте и крови насаждаешь свой культ среди местных, чтобы они не восставали почём зря — а тут из-за одного дегенерата всё чуть не пошло насмарку.
  • Национал-каннибализм — Доктор целенаправленно заразил персонал бункера (читай — не решившихся осознанно есть людей) прионами через бульон из человеческих голов. Сам он вместе с руководством (которое уже договорилось стать каннибалами) ели всё, кроме голов, чтобы не заразиться прионами. Поэтому в бункере тут и там можно видеть отрубленные головы.
  • Не в ладах с биологией — болезнь Куру, якобы которой Доктор заразил персонал бункера, во-первых, развивается десятки лет, во-первых с половиной - не от людоедства вообще, а от поедания мозгов, зараженных соответствующими прионами; во-вторых, превращает заражённых не в зомби, а в загибающихся за год от паралича и других неврологических расстройств инвалидов; в-третьих, откуда это достаточно специфическое новогвинейское заболевание взялось на Урале?
    • По всякому здравому разумению, из человеческого тела мяса гораздо больше, чем мозгового вещества. А "руководства" всяко меньше, чем "зомбей".
  • Не в ладах с географией — игровой Новосибирск на реальный не особо похож.
    • В дополнении уже серьёзнее: Сан-Диего постоянно иллюстрируют мостом Золотые Ворота, который является символом Сан-Франциско. Названия похожи, но это — разные города на разных концах штата.
  • Неудачная басня — в общем-то, мы поняли, куда не сунься, всюду будет жопа. Причем жопа проявляется в том, что кто-то пытается создать хоть сколько-нибудь функционирующее общество. Ну конечно, этот кто-то и себя не забывает. А что предлагается - вечно куда-то бежать в бредовой надежде, что где-то что-то будет по-другому? А с чего бы?
    • Эпизод вокруг Ямантау построен исключительно на личных тараканах гражданина Г., с типичной для него темой мразотной элиты, и населения, низведенного до скота (что было и в "Метро", и в "Посту" и в "Будущем" и в "Тексте" и вообще везде). Достаточно спросить, а что, было можно разбить вокруг бункера огород и разводить на мясо скотину, от которой и мяса больше и проблем меньше? Ну, построив хотя бы поместье с крепостными, сделаем уже авторам поблажку. Достаточно вспомнить, что свинину и грибы вполне выращивали в туннелях метро даже в этой вселенной.
  • Никогда не нужно промывать форсунки — аверсия: если не чистить регулярно оружие от грязи на верстаке, это очень сильно ухудшит его боевые качества и может привести к частым заклиниваниям. Оружие быстро пачкается, если лезть с ним в руках в болото, песчаную бурю или ползать по таёжной грязюке. Также некоторые монстры вроде креветок или пиявок из Новосибирска своими плевками тоже загрязняют ствол. Выход: убирать ствол из рук, но это чревато тем, что не хватит времени быстро использовать его в боевой ситуации. Приходится искать некий баланс между необходимостью быть готовым к бою и банальной жадностью — ибо химикаты при регулярной чистке ствола расходуются очень быстро. Ещё можно снять обвес со своего оружия, выбросить его, подобрать чужое и вещать обвес уже на него. Вот только чужое, как правило, ненамного чище.
  • Новая игра+ — позволяет сохранить оружие и «обвес», полученные в предыдущих прохождениях, а также добавляет новые. К сожалению, улучшения костюма не сохраняются, и их придется добывать заново.
  • Не щадить детей — один из самых жутких моментов в игре, на взгляд автора правки: завод Электроборцев на Волге, где те скармливают своих покойников Царь-рыбе. В одной их комнат можно найти гробы… и гробики, не оставляющие сомнений в том, что у сектантов очень высокая детская смертность.
    • Что логично и обоснованно (Электроборцы отказались от электротехники, а в постапокалиптичном мире квалифицированных медиков осталось очень мало и они ценятся на вес золота. К тому же в записях на Волге можно найти список мертвых где есть упоминание про умерших детей).
      • В чем здесь именно троп «не щадить детей»? Их кто-то целенаправленно убивает? Просто детские гробики можно и в похоронном бюро увидеть, тоже, знаете ли, не самое жизнеутверждающее зрелище.
  • Огнемёт — знаковое оружие Хлебникова.
  • Одним миром мазаны — в своих записях Артём находит сходство между жителями Москвы и Волги: обе группы людей были обмануты своей верхушкой, и обе верят в бредовые вещи: москвичи — в то, что они единственные выжившие, и «за МКАДом жизни нет», а прихожане Церкви Царя-рыбы — в то, что именно электричество в ответе за все беды. Параллели очевидны, хотя причины их возникновения совершенно разные: в первом случае это результат дезинформации и информационной блокады населения Метро, а во втором — скорее мера выживания (на Волге после войны объявились аномалии, которых притягивали электроприборы и скопление металла, поэтому жители были вынуждены отказаться от электричества), которой сознательно придали религиозный оттенок.
    • В Новосибирске творилось примерно то же самое что и в Москве — обман и предательство.
  • Оторву твой длинный... — на уровне «Тайга» в самом начале на хуторе можно найти казнённых бандитов, одному из которых (с табличкой «насильник» на груди) выстрелили в пах из арбалета.
  • Отсылка — их тут целое море:
    • На вопрос Дамира о том, как им опознать базы оккупантов, Сэм ехидно шутит: «ну как… во-первых, везде огромные гуманоидные роботы с американскими флагами. С ядерными реакторами в ж…пе». Казалось бы, причём тут Либерти-Прайм?
    • В Москве можно найти открытку с Останкинской башней, над которой нарисовано Око Саурона.
    • На Волге можно найти небольшую лабораторию, где некий неизвестный пытался оживить труп при помощи электричества.
    • Здесь же два кролика на плоту плывут вниз по реке — видать, деда Мазая уже схарчил сом…
    • На крыше заправочной станции в руинах на Каспии можно найти человеческий скелет с обоюдоострым копьем. Из черепа у того торчат характерные рожки. Отсылка к Дарту Молу из далёкой-далёкой галактики.
    • Покрытый пылью зал после лифта под маяком на Каспии — это сознательное воссоздание культового кадра из фильма Тарковского «Сталкер».
    • Здесь же, в комнате с обрушившимся мостиком, можно найти труп в оранжевом костюме с ломиком.
    • На полках карт в этом же бункере находится ряд объектов, отсылающих к историческим событиям[5]:
      • На полке «август 1991 года» находится бутылка водки — отсылка к первому президенту России Борису Ельцину.
      • На полке «сентябрь 2001 года» находится игрушечный самолетик — отсылка к теракту 11.09.2001.
      • Полка «март 2010» и «май 2013» — книги «Метро 2033» и «Метро 2034» соответственно их дате выпуска.
    • Хозяин Леса может быть отсылкой на сибирскую сказку о Седом медведе.
    • Один из Детей Леса пытается научить говорить ворона «Кто там?».
    • Пионеры, вожатая Ольга и соответствующие статуи — ничего не напоминает?
    • В Новосибирске единственным выжившим является ребёнок, прячущийся в вентиляции, а большая часть местных тоннелей заросла весьма знакомо выглядящей слизью.
    • На карте страны в Новосибирске Кемерово снабжено пометкой «Один человек всегда на связи», а Колыма — «Уж лучше вы к нам».
    • Субмарина из Sam’s Story носит название «Мейфлауер», как и aнглийское торговое судно, экипаж и колонисты с которого основали одно из первых британских поселений в Северной Америке в 1620 году.
    • А ещё во Владивостоке можно найти труп в очках Сэма Фишера.
    • В россказнях Креста о всяческих местах в России можно угадать пересказанные произведения вселенной Метро, например в истории про Илью, который взял проходческий щит и попал в ад, предварительно умерев, узнается книга «Из глубин» Руслана Мельникова. Другие рассказы Креста также отсылают к тем или иным книгам.
  • Офигенные герои — если бы не помощь вовремя подоспевших Сэма и Идиота, то Мельник, Анна и Артём закончили бы свои дни в бункере под Ямантау весьма печально.
    • Ольга выловила Артема из реки и откачала.
    • Если бы не последние бойцы ОСКОМ, то Хлебников бы бесславно погиб гораздо раньше.
  • Папа-волк — Мельник. Ради своей дочери (и Артёма, который ему как сын) он готов быть заклеймённым как предатель, пожертвовать своим рангом, своим положением в метро, добрым именем того самого ордена, который он основал… даже собственной жизнью! При этом изначально он был домашним тираном, по вине которого покончила жизнь самоубийством мать Анны. Именно это событие открыло глаза Мельнику и заставило его пересмотреть свою жизнь, после чего он и стал заботиться о своей дочери.
  • Пастырь недобрый — отец Силантий. Сознательно насаждает мракобесие, в которое сам же и не верит. И Барон.
  • Правда Кассандры — сначала Артём ищет радиосигналы других выживших на Земле. Мельник и Анна ему не верят — ведь всем известно, что никто не выжил. И вот он обнаруживает систему радиоглушения, после отключения которой оказалось, что выжившие есть, и их много! Казалось бы, давайте впредь и дальше прислушиваться к этому парню, раз он оказался прав… Что ты там мелешь про то, что никаких оккупационных сил на территории страны нет? Ведь всем известно, что эти западные собаки (без обид, Сэм) только и мечтают о том, чтобы захватить наши радиоактивные берёзки!
  • Помните нового мышонка? — большая часть населения Авроры — старые друзья Артёма, но в первых играх их не было.
  • Предзнаменование — на некоторых из открыток, которые может найти Артём по всей игре, изображены места, которые по сюжету придется посетить позднее: открытку с маяком на Каспии можно найти в Ямантау, а с таёжным лесом — на Поволжье.
    • Запись «Рваная страница», которую можно найти на уровне «Волга», описывает то, что очень похоже на регион Каспийского моря.
    • Отчет, найденный в бункере спутниковой связи на Каспии, описывает проблему накопления радиоактивных осадков в тайге. Есть также аудиозапись в упомянутом бункере, в которой говорится, что уровень радиоактивного заражения в Москве очень высок. Выше только в Новосибирске.
    • Если слушать радио, то можно поймать попытки Кирилла связаться с отцом.
  • Пережить своих детей — Ермак. Его жена и сын погибли во время бомбежки на поверхности, а дочь (судя по некоторым моментам, была внешне похожа на Анну), которая осталась с отцом, прожила всего несколько лет и умерла у него на руках от туберкулёза. Даже через много лет он вспоминает об этом с плохо скрываемой болью.
  • Принуждение к стелсу — чтобы получить хорошую концовку, игроку нужно стараться не попадаться на глаза и только оглушать врагов.
    • Исключение — Ямантау. Весь уровень был специально сделан для того, чтобы игрок смог отдохнуть душой и всласть пострелять по не вызывающим ни малейшей жалости каннибалам.
  • Получилась реальность — несколько примеров:
    • Сэм на вопрос Дамира о том, как должны выглядеть базы натовцев, вначале ехидно шутит, а потом серьёзно объясняет недогадливому товарищу: он уже более двадцати лет не военнослужащий США, и поэтому понятия не имеет, как сейчас должны выглядеть натовские базы.
    • В главе «Тайга» говорится, что экипажу «Авроры» приходится постоянно ремонтировать обветшалые рельсы перед ней, а некоторые пути просто не выдержат веса паровоза — поэтому и приходится направить на разведку в дрезине Алешу и Артёма, а не весь отряд.
    • «Аврора» изначально использовалась для относительно коротких рейдов по Москве, и поэтому неудивительно, что когда её угнали, на ней многого не было для дальних рейсов, из-за чего Артёму и приходится с риском для жизни искать новые секции вагонов для поезда. Мельник, в свою очередь, хочет оставить Катю с дочерью на Волге вовсе не потому, что он такой эпичный козёл — просто без пассажирского вагона придется ехать в чудовищной скученности, что солдаты Спарты, возможно, перенесут спокойно, а вот молодая женщина и ребёнок — далеко не факт[6]. Войнушка с Бароном тоже легко объяснима: до Каспия в топке жгли всё, что горит (валежник, сухостой, дрова, ветки и т. д.), а воды (которая нужна не только для питья, но и для работы котла паровоза) в средней полосе было в избытке. Но в пустыне воду достать намного сложнее, а на саксауле далеко не уедешь — поэтому пришлось организовывать рискованную войсковую операцию, чтобы добыть воду и топливо (и это хорошо, что у котла «Авроры» была возможность работать от солярки).
    • Вас не удивило, что небольшой группе военных (да, профессионалов, но тем не менее) удалось относительно легко отбить напор войск целого квазигосударства на берегу Каспийского моря? А все потому, что на тот момент основные войска Барона находились в длительном вооружённом походе, и если бы они успели вернуться до того, как «спартанцы» закончили свои дела на Каспии, то просто смяли бы их, несмотря на подготовку и опыт.
    • Будь ты хоть трижды морпех США, но в рукопашной схватке один против пяти тебя задавят числом.
  • Получился мерзавец — многие стримеры были весьма нелестного мнения о капитане из за его желания уничтожить лодку
    • Мужик ау, тут чувак цивилизацию восстановить хочет, а ты ему палки в колосе суешь, тем более что жители Владивостока живущие под пятой Тома в принципе характеризует его только с положительной стороны. Тем более что свое слово Сему что он отвезет его домой он сдержал.
      • А к жителям, которые знали отрицательную сторону Тома, обычно приходили люди Клима. Да, у Тома благая цель, но он хочет её исполнить примерно так: «Мы тут новый мир строим, вы с нами? Если нет, то у нас есть подлодка с ядерными ракетами». Хотя неизвестно далеко ли он уплывет, поскольку топливо ещё нужно найти. Да и 20 (максимум) ракет кажутся несущественными по сравнению с тем, что было во время войны, однако это всё равно опасное для человечества оружие, если кто-то решит им воспользоваться.
    • С другой стороны всегда может найтись новый Клим и этому уже повезет.
  • Пустыня Смерти — Каспий. От солнечного удара главный герой точно не умрёт (а вот остальная команда «Авроры» очень страдает от обезвоживания и жары), но ядовитые змеи, зверолюди, бандиты, песчаные бури и мутанты точно не дадут соскучиться.
  • Подлый трус — с аверсией Доктор. Бесстрашно вступил в драку с Артемом, но когда Анна приставила к его горлу нож, сразу принялся лебезить. Не помогло — Анна его все равно зарезала. Поступив при этом просто по-идиотски: ведь тот собирался рассказать важную информацию как о болезни Анны, так и о лекарстве.
    • Ага, чтобы ударить сзади отвлекшегося на Анну парня, большой отваги не надо, хотя Доктор мог скрыться в глубинах комплекса и спокойно все переждать. Согласитесь — чтобы сидеть и поджидать врага тоже нужно иметь немалое мужество.
    • Доктор вообще-то рассказал о болезни Анне, а она зачем-то это скрыла, о чём она сама говорит на уровне «Лето» после случившегося на свадьбе. А в конце уровня он вроде бы пытался что-то сказать в своё оправдание, а не про болезнь, да и вряд ли он стал сотрудничать с людьми, которые его всё равно убьют.
  • Ружье Чехова — как узнает игрок из медицинской карты в начале игры, у Артёма группа крови АВ(IV) Rh+, позволяющая ему быть универсальным реципиентом. Это очень пригодилось ему в конце игры, при переливании крови от всего экипажа «Авроры».
  • Светлое советское прошлое — уровень «Тайга» выполнен примерно в таком стиле.
  • Снайперская дуэль — на Каспии, во время побочного квеста, Анна вступает в такую со снайпером бандитов. Ей мешает пот, песок и кашель, но в конце концов она его снимает.
    • Только если Артём будет штурмовать кран, на котором засел вражеский снайпер, ну очень долго.
  • Старик Похабыч — Силантий, о чём прямо говорит Катя. Фактически отправил на смерть первого мужа женщины, чтобы забрать её себе.
  • Счастливо женаты — Степан и Катя.
  • Странности в первой части — если вдуматься, то сюжет Exodus шлёт на три веселые буквы сюжет первых двух игр.
  • Тактикул — находить и собирать различный оружейный «обвес» вроде коллиматорных и оптических прицелов, ЛЦУ, ПНВ, разгрузок, глушителей, увеличенных магазинов и т.д. и т.п., здесь не только можно, но и нужно! Отдельный образец постапокалиптического «тактикула» — наруч «спартанца», объединяющий наручные часы, счётчик Гейгера, датчик заметности и компас/детектор движения/металлоискатель на выбор.
  • Тульпа — Адмирал, поехав крышей от одиночества и потребления всякой гадости, беседует с трупами двух подчиненных, которых скорее всего сам же и убил, подражая в ответ их голосам.
  • Уволен из гестапо за жестокость — в дерьмовом постапокалиптическом мире, где мутанты, бандиты, работорговцы, отмороженные сектанты и неолуддиты всё же могут рассчитывать на милосердие игрока, каннибалы в Ямантау считаются таким днищем, что этот уровень единственный в игре, где сам стиль прохождения как будто кричит нам: «Забудьте про стелс! Вали всех — Бог потом сам разберётся, есть ли среди этих ублюдков невиновные души!».
  • Удивительное внимание к деталям — Оружие буквально на глазах покрывается коркой грязи или песка, если бултыхнуться с ним в болото или войти в песчаную бурю.
  • Укушен собственной собакой — ох зря командование кинуло Виноградова — у генерала еще оставался РПГ в сейфе и верный подчиненный, готовый выполнить любой приказ командира.
  • Уныло, но практично — Автомат Калашникова. Отличается универсальностью, благодаря возможности установить самые разнообразные модули на выбор, а патроны 5,45 мм встречаются в игре в огромных количествах даже на высоких уровнях сложности.
  • Ужас у холодильника — обе концовки плохие, но концовка с выживанием даже хуже. Потому что мертвому Артему уже всё равно, ну и пилюлю подслащают встречи со старыми знакомыми, похвала Мельника и открытка. А вот выжившему придется прочувствовать на себе последствия такого количества радиации.
    • Не придётся. Во вселенной, придуманной Глуховским, переливание «чистой» крови гарантирует полное излечение от лучевой болезни, что было описано самим автором в книге «Метро 2035», где Артёма аналогичным образом «вернули к жизни» на последней стадии болезни. То, что в реальности это работает совершенно не так, автора нисколько не волнует.
  • Хардкор — режим «Рейнджер-хардкор». Враги наносят намного больше урона (и могут убить с одного выстрела или удара, если рандомий будет не на вашей стороне), шкала HUD сведена до минимума, меньше переносимых патронов, и ресурсов кот наплакал.
  • Что за фигня, герой? — выскажет Артёму Алёша, если валить без разбору Пионеров. По его словам, они просто заигравшиеся взрослые дети, которые защищают себя и свой дом.
    • В начале игры ему же это высказывают доктор Ордена и товарищи — всех уже достало вытаскивать его и штопать, тратя ресурсы, после его вылазок.
  • Чёрный юмор — именно так шутит Доктор на угрозу Мельника, что тот его и из могилы достанет: «очень может быть — я вполне могу вами подавиться».
  • Чекистско-бандитский мордор — правительство России перед войной так лихо пилило бюджет, что в правительственный же бункер на Ямантау не завезли продовольствия (ну, то есть по документам всё завезли, а на самом деле там в закромах давно уже мышь петлю с мылом сгрызла). А после войны всё то же правительство (точнее, те кто выжил) держит Москву в изоляции от остального мира и валит всех пришедших извне «замкадышей» в лучших традициях латиноамериканских «эскадронов смерти».
    • Многие моменты из основного сюжета, хотя сами по себе примерами сабжа не являющиеся, потому что действие происходит в постапокалипсисе, тем не менее, представляют собой довольно жирные На тебе! на текущие политические клише, а также стереотипы о России, типичные для страны разработчиков.
      • Учитывая весьма конкретные политвзгляды самого Глуховского — вопрос открытый для кого именно типичные.
        • Для обоих. Комплексы про то, что в России живут в курных избах и боятся паровоза - типично украинские. Деревня электроборцев, культ которых развился, когда жители еще даже не успели одичать в постапокалиписе, с иронией вспоминается после нынешних офигенных историй про впервые увиденные уличные фонари и непонимание того, что такое газовый котел для отопления дома. Противопоставление этому светлого советского прошлого при фанатичной ненависти к КПСС тоже чрезвычайно распространено в сопредельном государстве.
    • Вообще нетрудно заметить, что в каждой сюжетной главе, а также и в DLC обыгрывается одна и та же тема — некто навел порядок, но теперь он и его друзья Хомо Элитусы, а все вокруг Хомо Плинтусы.
  • Червие — мутировавшие пиявки в Новосибирске. Метко плюются кислотой.
  • Эмоциональные качели — радостный момент свадьбы Степана и Кати внезапно рушится, когда Анна вдруг начинает кашлять кровью.
  • Я просто выполнял приказ — солдаты Ганзы именно так оправдывают убийство гражданских, пришедших в Москву из остальной России.

Примечания[править]

  1. На самом деле Фёдор Михайлович никогда дословно не говорил подобного. Эта очень вольная интерпретация, взятая из его «Записок из Мертвого дома»: «Сошедший с ума, зачитавшийся библии арестант, о котором я уже упоминал и который бросился с кирпичом на майора, вероятно, тоже был из отчаявшихся, из тех, кого покинула последняя надежда; а так как совершенно без надежды жить невозможно, то он и выдумал себе исход в добровольном, почти искусственном мученичестве».
  2. Сам он утверждает, что он и есть настоящий Барон, во что игрок может легко поверить, но если ударить его прикладом оружия, тот сразу признается, что является двойником.
  3. Однако план Саула может и провалиться с аналогичным результатом. Даже при худшем варианте, где Гюль не сможет обеспечить бывшим рабам паёк, не факт что они захотят променять свободу на столь жестокое рабство. То, что такая жизнь рабам, мягко говоря, надоела можно заметить, например, на водохранилище, ведь если рабы заметят, как Артём вырубает охранников, они не поднимут тревогу: «Молчи тихо! Крути дальше, ничего не было, совсем ничего, понимаешь? Если повезёт, сегодня совсем свободный будем, совсем!»
  4. Первая трехзначная цифра после 81. — головной моторный вагон, вторая — промежуточный моторный, третья — промежуточный прицепной
  5. Некоторые из этих отсылок ряд игроков посчитали крайне оскорбительными.
  6. Силантий, как знает Мельник, очень неровно дышит к Кате и не станет её серьёзно наказывать за побег. Да и доктора, по нынешним временам, на вес золота (Только у мракобесов лечиться чем-то кроме молитвы не принято). Так что и её, и ребёнка, скорее всего, спокойно приняли бы обратно Электроборцы.