Владыка Ледяного Сада

Материал из Posmotreli
Мидгаард / (перенаправлено с «Pan Lodowego Ogrodu»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Владыка Ледяного Сада» — тетралогия (2003-12) польского писателя Ярослава Гжендовича (Jarosław Grzędowicz) в жанре постмодернизма, планетарного романса и научного фэнтези. Повествует о том, как учёные с Земли, отправленные изучать отдалённую планету Мидгаард, обрели на ней магические силы, и что из этого вышло. Спойлер: ничего хорошего.

Сеттинг[править]

Мидгард (у другого переводчика Мидгаард) — землеподобная планета в неназванной звёздной системе, вокруг которой вращаются две луны. На Мидгарде быстро отказывает любая современная техника, даже порох приготовить нельзя. Населена гуманоидами, напоминающими людей, с незначительными отличиями, такими, как огромные глаза почти без белков и волосы, переходящие в мех, покрывающий всю заднюю часть шеи до плеч, а также представителями древней высокоразвитой цивилизации, давно перешедшей на высшую степень существования и избавившейся от физических тел. Гуманоиды Мидгарда специально выведены на основе генетического материала людей и этих самых высокоразвитых существ. Они населяют ряд стран, являющихся СФК земных культур, как и было запланировано. Так, Побережье Парусов — СФК Скандинавии, Амитрай — Монгольская империя, кирененцы напоминают японцев и немного китайцев, Кебир — Африка. Все культуры Мидгарда находятся в стагнации, потому что всё, что они делают, жёстко задано кодексом, который на Побережье Парусов называют Песней Людей. Корабль, построенный не в соответствии с Песней, не будет плыть, дом — скоро разрушится, и так далее. Несмотря на это, расхождения с Песней накапливаются со временем, вызывая нарушение устоявшегося статус-кво, и цивилизацию приходится обнулять с помощью Мёртвого Снега, вызывающего у людей частичную амнезию. Не совсем ясно, правда, как с этим сочетаются, к примеру, масштабные завоевания Амитрая, в ходе которых целые народы были вынуждены переселяться на новые земли.

На Мидгарде существует магия, называемая на Побережье Парусом песнями богов, а в Амитрае — именами богов. На самом деле это нанороботы предыдущей цивилизации, управляемые силой мысли и позволяющие изменять физические объекты в определенных пределах. Магия скапливается в особых местах - урочищах. Влияние урочищ вызывает неконтролируемые мутации, а время от времени из них выплескивается туман, приносящий всевозможные бедствия. Люди, которые оказываются способны подчинить силу урочищ, называются Деющими. Их боятся, ненавидят и преследуют. Земляне, чьё воображение не ограничено Песней Людей, становятся самыми сильными Деющими, практически равными богам.

Что касается Земли, то она описана скупо. Это явно не слишком удалённое будущее: народы и страны, существующие в наше время, по-прежнему существуют, язык не слишком изменился, люди не достигли сингулярности и не открыли секрет бессмертия, не возникло никаких звёздных империй. С другой стороны, известен, хоть и сравнительно недавно сверхсвет, строятся космические хабитаты, США утратили роль мирового гегемона и находятся в состоянии перманентного политического кризиса, шагнули вперед биотехнологии (тот же цифрал). Драккайнен упоминает, что новое поколение в школе учится геометрии с помощью трёхмерных голограмм, но люди его поколения еще помнят, что значит чертить векторы на бумаге. Возможно, это где-то конец XXI века.

Сюжет[править]

Протагонистом выступает Вуко Драккайнен, землянин финно-польского происхождения, гражданин Хорватии, авантюрист и разведчик. Его отправляют на романтическую планету Мидгаард с заданием: выяснить, что случилось с группой ученых, которая перестала выходить на связь, и эвакуировать их на Землю при возможности, а также устранить любые возможные последствия вмешательства землян в средневековую культуру планеты. По прибытии на исследовательскую станцию Драккайнен видит, что часть ученых пропала, а другие убиты совершенно сюрреалистичными способами: двое принесены в жертву, один наполовину окаменел, а еще один вообще превращен в дерево. Драккайнену предстоит столкнуться с аномалиями Мидгаарда и выжившими учёными, которые овладели местной магией, так называемыми Песнями Богов, и развязали на Мидгаарде кровопролитную войну.

Параллельно развивается сюжетная линия второго POV — принца Тенджарука, наследника престола южной империи Амитрай. Когда-то Амитраем правили жрицы жестокой матриархальной религии Праматери, под предводительством которых империя завоевала множество народов. Однако с тех пор империя стала светлее и мягче, культ Подземной Матери постепенно пришёл в упадок, его жестокие порядки забыты, а империей правит династия кирененского происхождения, к которой принадлежит и сам Тенджарук. Так было до тех пор, пока не появилась Нагель Ифрия на самом деле Ульрика Фрайхофф, одна из учёных, разыскиваемых Драккайненом, утверждавшая, что говорит от имени Подземной Матери. С помощью своей магии она подняла в империи мятеж и восстановила старые порядки, весь род Тенджарука был вырезан, а сам он вынужден спасаться бегством. Дорога ведет его на далекий север, в загадочный Ледяной Сад, где ему предстоит встретиться с Драккайненом.

Персонажи[править]

Земляне[править]

  • Вуко Драккайнен, протагонист, известный среди местных как Ульф Нитй’Сефни, Ночной Странник. Разведчик, прошедший специальную подготовку и модификацию, вершиной которой стало внедрение в его мозг цифрала — паразитарного живого импланта, дающего ему ряд сверхспособностей, таких, как понимание языка жителей Мидгаарда и ускорение любых реакций. Брутален, саркастичен, с иронией относится к реалиям Мидгаарда, на первый взгляд не вписывающимся в привычное научное мировоззрение. Постоянно матерится по-фински и по-хорватски, что вкупе с предыдущим пунктом придает его речи незабываемый бафосный окрас. В ходе событий тетралогии приручает коня Ядрана и ворона Невермора, овладевает местной магией, лишается цифрала который, или, вернее, которая впоследствии предстает перед ним в образе феечки, становится предводителем дружины из числа Людей Огня и совершает много других подвигов. На самом деле Драккайнен умер в конце первой книги, когда ван Дикен превратил его в дерево. Его тело и личность были воссозданы высокоразвитой цивилизацией, к которой принадлежит Воронова Тень. С тех пор он является гибридом, чье тело содержит Песни Богов ака нановекторы. Когда Драккайнен возвращается на Землю, то обретает способность, подобно Вороновой Тени, менять свое тело и личность по своему желанию, а также делать так, что его не замечает никто, кроме тех, с кем он говорит. Перешёл на новую ступень эволюции?
  • Пьер ван Дикен, также известный как Аакен, Король Змеев. Неэтичный учёный и полное чудовище, главный антагонист тетралогии. Быстро овладел Песнями Богов, которые земляне окрестили «Фактором М», после чего вместе с Пассионарией Калло и Ульрикой Фрайхофф загорелся идеей создать утопический мир. Подчинил себе племя Змеев, развязал войну против всего Побережья Парусов. Построил себе цитадель по мотивам «Сада земных наслаждений» Босха, проводил эксперименты по выведению различных существ, промывал мозги в промышленных масштабах, превращал похищенных детей в операторов боевых машин, ничтоже сумняшеся убивал или обрекал на участь хуже смерти как коллег-землян, выступивших против него, так и жителей Мидгаарда.
  • Ульрика Фрайхофф, она же Нагель Ифрийя, Огонь Пустыни. Как и Дикен, мечтала о создании утопии. Решила создать идеальное общество всеобщего равенства. Вдохновилась идеалами старого Амитрая с его культом Праматери, где всё принадлежало жрецам, распределявшим ресурсы между жителями, и не существовало никакой личной собственности. С помощью своих песен богов наслала на Амитрай засуху, истолкованную, как наказание Праматери, после чего дестабилизировала обстановку в империи, возглавила мятеж, свергший династию Тенджаруков, и восстановила в Амитрае старые порядки.
  • Пассионария Калло, она же Скорбная госпожа. Феминистка, веганка, противница любого насилия. Испытала тяжелейший стресс из-за того, что устроили ван Дикен и Фрайхофф, после чего впала в кататонию, хотя ее магия продолжала действовать. Превратила свои владения в заколдованную Долину Скорбной Госпожи, а ее жителей — в мифические существа вроде фавнов и кентавров. Её жители постоянно лили слезы по своей Скорбной Госпоже, играли любимую песню Калло[1] и отвергали любое насилие и всё, что к нему ведет, включая жажду странствий и сильные душевные порывы. За ее запасом Песни Богов охотились ван Дикен и Фрайхофф, но достался он в итоге Драккайнену и Фьольсфинну. Они же вывезли Калло из её долины, расколдовали жителей и вывели Пассионарию из кататонии, хотя в порядок она так и не пришла. Единственная, кого Драккайнен смог эвакуировать на Землю.
  • Олаф Фьольсфинн, он же Владыка Ледяного Сада, единственный из учёных-противников ван Дикена, кто смог выжить и овладеть Песнями Богов на высоком уровне. Ван Дикен ослепил его и заточил в айсберге, но Олаф смог выжить и вернуть себе зрение, хотя по итогам своих чародейств превратился в нечто с синими глазами без белков и лысым черепом, покрытым отростками, напоминающими замок с башнями. Стремился не преобразовывать, а изучать мир. Силой своей магии создал Ледяной Сад и город вокруг него на отдалённых северных островах. К нему стекались люди со всего Побережья Парусов, а незадолго до финальной битвы Тенджарук эвакуировал туда всех кирененцев из Амитрая, которые ещё продолжали сопротивляться новым-старым порядкам.

Уроженцы Мидгаарда[править]

  • Тенджарук из клана Журавля, наследный принц Амитрая, кирененец по происхождению, принц в изгнании, свергнутый Ульрикой Фрайхофф. Также известен как Арджук и Филар, сын Копейщика. Носитель Судьбы кирененцев. Блестяще образованный, но немного неуверенный в себе юноша. Добравшись до Ледяного Сада, начинает писать книгу воспоминаний. После окончания эпопеи, когда Фрайхофф и ван Дикен гибнут, Калло с Дракайненом возвращаются на Землю, а Фьольсфинн исчезает без вести, становится полноправным Владыкой Ледяного Сада.
  • Грюнальди Последнее Слово, воин из числа Людей Огня, самый верный сподвижник Драккайнена.
  • Сильфана Говорящая-с-Пламенем, бой-баба, единственная женщина в дружине Драккайнена и его любовница.
  • Брус, сын Полынника, опекун Тенджарука, шпион. Помог принцу сбежать из дворца и добраться до остатков верных свергнутой династии кирененцев, но в его разуме боролись верный слуга Тигриного трона и Освященный, жрец Праматери, за которого он себя выдавал с целью маскировки и в качестве которого участвовал в обрядах Праматери. Боясь, что он не сможет сохранить верность Тенджаруку, предпочел покончить с собой.
  • Бенкей, Сноп и Н’Деле Алигенде, спутники Тенджарука, с которыми он был продан в рабство в качестве многоходовочки, чтобы попасть в землю Людей-Медведей, а потом на Побережье Парусов. Амитрай, отказавшийся от служения Праматери, кирененец и кебириец, владеющий особой техникой боя и немного — местным аналогом вуду.
  • Вода, дочь Ткачихи, кирененка из числа повстанцев, любовный интерес Тенджарука, мать его сына.
  • Воронова Тень — загадочный одноглазый карлик, торгующий магическими предметами. Время от времени является Драккайнену и Тенджаруку, чтобы помочь им или подтолкнуть к правильным, с его точки зрения, решениям. Ведёт себя как трикстер, говорит загадками. Является представителем высокоразвитой цивилизации, создавшей нынешних мидгаардцев и установивших существующий миропорядок. Единственный из своих сородичей, кто предпочитает существовать в виде белкового материального тела, а не в виде поляризованных атомов, и жить простыми земными радостями.
  • Багрянец — мутант Урочища, жуткий наемный убийца и шпион на службе Нагель Ифрии, создатель подпольных культов Праматери на Побережье Парусов и в Ледяном Саду. Выслежен Тенджаруком и Драккайненом, уничтожившими его культ, который должен был поднять мятеж в цитадели Фьольсфинна. Подчинен Драккайненом, отправлен в Амитрай, чтобы убить Нагель Ифрию. Не справился.
  • И множество других персонажей, эпизодических союзников и противников обоих главных героев.

Прочие[править]

  • Ядран, говорящий конь Драккайнена, прирученный им с помощью биотехнологий.
  • Невермор, прирученный ворон, время от времени приходящий на зов Вуко.
  • Цифраль, биоимплант, делающий Вуко человеком-плюс. После освобождения Драккайнена из дерева и перезаписи его сознания в новое тело в начале второй книги превратилась в феечку с наклонностями цундере, которую видит только Вуко. Части способностей Драккайнен лишился, но взамен феечка-Цифраль помогает ему, подсвечивая Песни Богов или замедляя время. На самом деле является регистратором, вживленным в Драккайнена, чтобы следить за его действиями.

Тропы и штампы[править]

  • Антисеттинг — с фитильком. Земляне принесли с собой достаточно много земной культуры, но до них Мидгаард был вполне себе гармоничным средневековым сеттингом.
  • Бежевая проза — главы Драккайнена написаны суховатым, рубленым и лаконичным стилем. Аверсия в главах Тенджарука.
  • Бафос — в огромных количествах, чего стоит только то, что Драккайнен, творя заклинания, матерится по-фински.
  • Батальное порно — эпическая битва за Ледяной Сад в конце последней книги тетралогии.
  • Боевая пара — Драккайнен и Сильфана.
  • Тёмное фэнтези — во все поля.
  • Наше время +20 — Земля в романе. Всё, в целом, такое же, только немного поменялась геополитическая ситуация, изобрели андроидов, цифралы и сверхсвет. Никаких космооперных империй или торжества трансгуманизма.
  • Непреднамеренное совпадение — лозунг адептов Великой Матери «Пусть все станет единым» напоминает меметичную фразу «СДЕЛАЙ НАС ЕДИНЫМ!» из Dead Space. Тем не менее, тетралогия была уже практически завершена на момент выхода первой части игры.
  • Закон об оружии в фэнтези — на Мидгаарде не получается создать огнестрельное оружие, хотя Драккайнен честно пытался. Это не Вуко криворукий, это огнестрела нет в Песне Людей, а значит, существовать он не должен. По этой же причине на планете отказывает современная техника.
  • Статичный сеттинг — каждый раз, когда накапливается слишком много отличий от Песни Людей и нарушается равновесие, на Мидгаарде выпадает мёртвый снег, обнуляющий историю. Всё для того, чтобы жители планеты не достигли слишком высокого уровня развития и не устроили апокалипсис, как это уже сделали их создатели.
  • Тиранская народно-демократическая республика — Амитрай во время действия Кодекса Земли и всесилия старой религии, а также после свержения Тенджарука Ульрикой Фрайхофф. В наличии: уравниловка, распределительная система хозяйствования, отсутствие института семьи — всё как в Камбодже времен Пол Пота. Всё это под лозунгами справедливости, равенства, честного труда и высшей цели.
  • Тоталитарный миротворец — Ульрика Фрайхофф. Сторонница социализма и равенства всех людей. Уверена, что в это самое равенство их надо загонять кнутами.
  • Непонятного пола — жрецам Праматери предписано выглядеть именно так.
  • Рыцарь в ржавых доспехах — Вуко Драккайнен, кто ж ещё.
  • Гордая и воинственная раса — жители Побережья Парусов, естественно. «Солдатская» версия — Амитрай.
  • Крутое кредо — «Пусть всё станет единым» у сторонников культа Праматери. Злодейская версия, да, но какая ёмкая!
  • Билингвальный бонус — финские и хорватские словечки, которыми пересыпает свою речь Драккайнен. В основном это ругательства, но не только.
  • Коронная фраза — Драккайнен обожает добавлять к фразам «Jebem ti majku», «Jebem ti duszu» и «Perkele».
  • Попаданец против попаданца — основными врагами Драккайнена являются ван Дикен и Фрайхофф, тоже прилетевшие с Земли.
  • Прогрессор — показано в основном в негативном ключе, как социальные эксперименты ван Дикена и Фрайхофф. А вот у Фьольсфинна получилось сравнительно неплохо, хотя тоже не идеально.
  • Так было надо — Фьольсфинн начал с того, что похищал людей для Ледяного Сада. Это уже потом к нему начали проситься сами.
  • То лапы ломит, то хвост отваливается — разные книги переводили разные переводчики, немного накосячившие с именами. Акен или Аакен? Ифрия или Ифрийя? Мидгард, Мидгаард или Митгаард?
  • Вечная загадка — что же все-таки случилось с Фьольсфинном? Он просто исчез, оставив Драккайнену записку, что отныне Ледяным Садом будет владеть он. На Землю Олаф возвращаться не собирался, да и нечего ему там делать, с его-то мутациями. Судьба старого Владыки в итоге неизвестна никому из персонажей.
  • Но я должен кричать — Дюваль и Драккайнен, превращенные ван Дикеном в деревья, А так же, вероятно, Фрайхофф, превращенная в дерево Драккайненом. Фьольсфинн, заточенный в айсберг. Жители Двора Терний.
  • Все цвета спектра — в целом положительные Тенджарук, Сноп, Бенкей и Н’Деле, светло-серый Драккайнен, чуть темнее — Фьольсфинн, похищавший людей и преследовавший собственные цели, Фрайхофф, у которой цель оправдывает средства, полное чудовище ван Дикен, серобуромалиновая мораль расы, к которой принадлежит Воронова Тень.
  • Ад его не удержит — Драккайнена не остановить, даже превратив его в дерево, он все равно вырвется. Не без помощи Вороновой Тени, но всё же. Фьольсфинна тоже мало ослепить, скинуть с обрыва и заточить во льду.
  • Я остаюсь — у Фьольсфинна другого выбора нет, человек с его мутациями вряд ли сможет вписаться в земное общество. Субверсия: он исчезает без вести вскоре после окончания Войны богов, а не остается править Ледяным Садом. Зигзаг с Драккайненом: собирался остаться, но его схватили и доставили на Землю силой.
  • Сеть гиперпространственных туннелей — по всей видимости, местная тирьямпапация выглядит как-то так. Фрайхофф рассказывала своим адептам о межзвездных течениях, доставивших ее корабль с огромной скоростью, а Драккайнен в одном из своих видений о Земле видит и космические звездные врата над Антарктидой, окруженные жилыми орбитальными станциями.
  • Твист Найта Шьямалана — с фитильком. Драккайнен умер в конце первой части, когда ван Дикен превратил его в дерево. Его новое тело воссоздано заново. Является ли Вуко из последующих книг просто клоном предыдущего с имплантированной копией сознания, или сознание оригинального тела было полноценно перенесено в новое — неясно.
  • Плохой хороший конец — планы Фрайхофф и ван Дикена провалились, кирененцы под предводительством Тенджарука обрели новую родину, мёртвый снег оставил людям их воспоминания, но Драккайнен не смог остаться на Мидгарде, его миссия провалена, он объявлен вне закона на Земле, из ученых спаслась только Калло, которая, по всей видимости, надолго останется психически больной… Наконец, Воронова Тень говорит об изменениях в Песне Людей, но он не сказал, какими конкретно они будут. Её правила сделают более мягкими, что даст надежду на выход планеты из средневекового застоя, в котором она пребывает уже невесть сколько веков? Или наоборот — ужесточат еще сильнее, превратив жителей планеты в NPC?

Примечания[править]