Фантазм

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Phantasm»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« BOOOOOOOOOOY! »
— Верзила
« Думаешь попасть в рай, когда умрешь? Нет. Ты попадешь к нам! »
— Он же
Фантазм

«Фантазм» (англ. Phantasm) — американская культовая страшилка в пяти частях о том, что в гробу, вопреки известной поговорке, таки не выспишься. Все части, кроме пятой, сняты режиссером Доном Коскарелли (в пятой он, тем не менее, контролировал съемочный процесс). Странным образом сочетает в себе научно-фантастический хоррор и мистико-философскую притчу о бессмысленной и отчаянной борьбе человека со Смертью. Тот редкий случай, когда сюжетные дыры идут на пользу, создавая ощущение загадок и тайн, а не глупости сценариста, а главные герои не менее важны для сюжета, чем главный злодей. Роль гада-франшизика Верзилы стала звездной для актера Ангуса Скримма (настоящее имя — Лоуренс Рори Гай); франшиза также прославила певца Реджи Беннистера, сделав обоих иконами хоррора.

Сюжет[править]

По сюжету двое братьев, Майк и Джоди, и их закадычный друг — лысый продавец мороженого Реджи, обнаруживают, что на кладбище их родного городка Морнингсайд творится какая-то чертовщина: владелец похоронного бюро, высоченный старикан, вместо того, чтобы закапывать покойников, зачем-то уносит их с собой, поднимая тяжеленные гробы одной левой. По кладбищу шастают омерзительные карлики в балахонах, а в склепе летает снабженная сверлом серебристая сфера, буравящая головы чересчур любопытным посетителям.

Выясняется, что Верзила — пришелец с загадочной Красной Планеты. Он убивает жителей маленьких городков, а потом воскрешает, извлекая часть мозга и превращая в карликов, некоторые из которых сразу отправляются «вкалывать» в мир Верзилы через специальные порталы, а остальные помогают ему в его нелегкой миссии на Земле. Извлеченные фрагменты мозгов Верзила помещает в сферы, коих существует великое множество разновидностей: серебристые и золотые «стражи» со сверлами и лазерными лучами, «наблюдатели» с вмонтированным живым глазом и «помощники», способные даже воссоздавать свое человеческое тело (именно таким существом стал, в конце концов, бедняга Джоди). В черепе самого Верзилы тоже установлена сфера, разумеется, самая навороченная. Благодаря ей Верзила обладает нечеловеческой силой, владеет телекинезом и умеет так перемешивать сны с реальностью, что одно не отличишь от другого. В жилах Верзилы (и всех его приспешников) течет желтая кровь, а отсеченные у него конечности превращаются в жутких кусачих тварей.

Джоди погибает (не совсем), а Майк и Реджи вынуждены играть с Верзилой в догонялки, причем не всегда понятно, кто охотник, а кто — дичь. Уничтожить Верзилу трудно, но возможно: он боится кислоты и огня, но больше всего — холода. Тем не менее, все усилия героев шли насмарку — стоило злому деду испустить дух, об этом каким-то образом становилось известно на Красной Планете, и из портала тотчас вылезал новый Верзила, совершенно идентичный прежнему. Покончить со всем эти безобразием можно лишь уничтожив «исходник», с которого клепают новых Верзил, и разрушив все порталы, но за четыре серии героям такой возможности не выпадало, и каждый фильм неизменно заканчивался для героев жестоким фэйлом после кратковременного триумфа. В пятом же сюжет принял неожиданный оборот.

Предыстория[править]

А все началось с того, что интеллигентный старичок Джебадайя Морнингсайд, земский врач, могильщик и скромный гений, сконструировал портал для путешествия в иные миры, и, как настоящий ученый, решил войти туда первым. Войти-то вошел, а вот обратно вышел уже некто иной с вмонтированной в черепушку сферой и готовый денно и нощно трудиться во благо Красной Планеты.

История[править]

Первый «Фантазм» — достаточно сложная вещь под прикрытием детской страшилки, эдакая сублимация детского страха перед смертью, дающая больше вопросов, нежели ответов. Несмотря на это, имел огромный успех в прокате и сразу приобрел культовый статус.

«Фантазм-2» — заводной ужастик. Герои полны задора и решимости надрать задницу Верзиле. Верзила тоже входит во вкус, принимаясь работать стахановскими темпами. Четырехстволка, бой на бензопилах, супершары-мозгососы и кремация Сэма Рейми. Грим, спецэффекты, динамика, черный юмор — все на высоте. Несмотря на Джеймса ЛеГросса, сменившего более талантливого Майкла Болдуина, многие считают «Фантазм-2» лучшим фильмом серии. Однако в прокате он особого успеха не имел (во многом благодаря идиотизму дистрибьюторов), зато неплохо пошел на видео, что и определило дальнейшую судьбу серии.

«Фантазм-3: Повелитель мертвых» — настоящий роад-муви с элементами фильма про апокалипсис. Черного юмора стало еще больше, но присутствуют печальные нотки, так как в предыдущей части герои были особенно жестоко биты, и их оптимизм дал трещину. Майкл Болдуин вновь радует зрителей своим недооцененным, но все равно мощным актерским талантом. Присутствуют зомби, напоминающие мертвых хулиганов из фильма «Иногда они возвращаются» по Стивену Кингу, а также зверские отсылки к «Одному дома».

«Фантазм-4: Забвение» — неспешная мистико-фантастическая драма исключительно для поклонников сериала, которые только и смогут (с трудом) разобраться в сюжете. Символизма и галлюциногенности даже больше, чем в первом фильме. Имея на руках копеечный бюджет, Коскарелли вставил сюда огромное количество материалов, не вошедших в первый фильм, но сделал это очень умело и тонко.

«Фантазм: Опустошитель» логически замыкает серию, являясь, в некотором роде, отражением первого: если там речь шла о детском страхе перед смертью, то здесь — о страхе старика перед неизбежным концом. Дополнительного трагизма прибавляет то, что сам Ангус Скримм скончался 9 января 2016 года.

Штампы, амплуа, архетипы[править]

  • Гад-франшизик.
  • Нежить — карлики — по сути, трупы, которых Верзила превратил в маленьких существ путём замены мозга на серебряную сферу и отправления в «иное измерение». А в третьем фильме ему прислуживают настоящие живые мертвецы. Уродливые, но разговорчивые.
  • Зло из иных миров — Верзила.
  • Маленький городок — в первой и второй части.
  • Город-призрак — во второй части. К моменту приезда героев, кроме священника и молодой девушки никого в живых не осталось да и то первый быстро помер.
  • Кладбище.
  • Неудачное самоубийство — что и пытался сделать Майк в четвёртом фильме, понимая чего от него хочет Верзила но тот попросту порвал верёвку.
  • Разрядка смехом — вся суть Реджи.
  • Жизнь есть сон — вся суть франшизы. Фанаты до сих пор гадают, в каком моменте заканчивается реальность и начинается сон. Ходили слухи, что все события пяти фильмов — сон Реджи, фантазии больного и выжившего из ума старика, который перед смертью решил облегчить страдания такими вот грёзами. В каком-то смысле, пятый фильм пытается обыграть эту идею. Однако некоторые моменты (появление Джоди, который по словам Майка умер, у постели Реджи) свидетельствуют о том, что не всё так просто.
  • Зловещие близнецы — приспешники Верзилы во второй части.
  • Верная бензопила — там же Реджи использует его, чтоб победить зомби в противогазе.
  • Круто и практично — знаменитая четырехстволка Реджи.
  • Закон обратной отдачи — соответственно.
  • Бой-баба — негритянка Рокки в третьей части.
  • Крутой с ребёнком — в той же серии Реджи подбирает десятилетнего пацана Тима но в конце фильма его заберёт Верзила .
  • Крутой шкет — собственно Тим, а также Майк в первом фильме.
  • Верность до конца — Реджи за друзей жизнь положит.
  • Вывих мозга — особенно четвертая часть.
    • В меньшей степени — пятая.
  • Горизонт отчаяния — в четвертой части Майк его перешел.
  • Налево кругом — Джоди.
  • Большая ошибка — Джебедайя Морнингсайд честно хотел как лучше.
  • Обыкновенный Дон Кихот — Реджи.
  • Их там много — почему так трудно одолеть Верзилу на самом деле это сделать легко - достаточно взорвать или заморозить, или накачать кислотой. Проблема в том, что инопланетная сущность постоянно «отправляет» через порталы нового Верзилу на замену старого. Так что, проблема не в нём, а в его «хозяине».