Филип К. Дик

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Philip Kindred Dick»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Dick.jpg

Филип Киндред Дик (Филип К. Дик) — американский писатель, одна из ключевых фигур наркокультуры шестидесятых. В основном писал в жанрах научной фантастики и киберпанка, однако в его произведениях есть и мистически-религиозные мотивы, отчасти основанные на личном опыте, который был им описан в отдельной биографической книге «Экзегеза».[1] Многие произведения Дика представляют собой причудливую смесь реализма и сюрреализма.

Вообще, его работы выходили в сериях научной фантастики просто потому, что были короткими и чем-то похожими на тогдашнее НФ. Для внимательного читателя очень скоро становится ясно, что почти все истории Дика — антиутопии различной степени мрачности.

Тропы в произведениях[править]

  • Вселенная за кадром — практически повсеместно. Дик обожал создавать фоном к своим рассказам и романам удивительно яркие и интересные миры… чтобы затем никогда к ним больше не возвращаться. Меланхоличный постапокалипсис «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», мир противостояния паранормалов и обычных людей «Убика», наконец, вселенная победившего нацизма «Человека в высоком замке» — Филип Киндред Дик умел парой умело наброшенных мазков создать интересный мир, подразнить читателя необычным окружением, в котором действуют его герои. Но раскрывать более подробно свои выдуманные вселенные в других книгах Дику было откровенно лениво и неинтересно, и он предпочитал просто выдумывать новый антураж для каждого нового произведения.
  • Лжерусские — как вам Харенжанный или Папонович?
  • Экзистенциальный ужас: Дик — царь, король и безраздельный Император этого тропа!

Время, назад[править]

  • Вернулся не таким — мертвецы начали воскресать после того, как время на Земле повернулось вспять. С фитильком: возвращаются почти такими же, какими были до смерти, но обретают страх холода, тесноты и тягу к чему-то божественному.

Вторая модель[править]

  • Всё пошло слишком так — американцы, терпящие поражение от Советской армии, применили оружие последнего шанса, «когти» боевые роботы aka «когти». Они могли сами себя производить, ремонтировать, совершенствовать… И стали Всё пошло слишком так: «когти» быстро эволюционировали до неотличимых от человека андроидов, вызывающих сочувствие (раненый солдат, «потерявшийся» маленький мальчик, дева в беде - красивая, сексуальная и с трагической историей). Роботы практически полностью уничтожили не только Советскую, но и остатки американской армии… Последнее убежище человечества тоже обречено. А ещё «когти» начали воевать друг с другом.
  • Обратная киборгизация/От искусственного к настоящему — собственно Вторая Модель, неотличимая от человека.
  • Убитая игрушкадеконструкция. Бездомный ребёнок с плюшевым медвежонком — враждебный андроид, сам медвежонок — робот и по совместительству бомба.

Золотой человек[править]

  • Тактическое ясновидение: Крис — главный герой, прекрасный как Аполлон, златокожий неразумный мутант. Успешно делает две вещи: размножается и видит все варианты будущего, выбирая самый благоприятный. (Ничто не могло его удивить. Для него не существовало случайностей. Пространственное расположение людей и предметов в ближайшем будущем было чётко определено, точно так же, как и положение его собственного тела. Неизвестным оставалось лишь то, что уже произошло.). Уклонился от девяти лучемётов, управляемых генератором случайных чисел.

Кланы альфанской луны[править]

  • Ситуация Смоля-Перро — целая планета ненормальных. Это ещё как посмотреть: человек, который говорит, что умеет левитировать, — ненормален? Конечно. А если он действительно умеет? Тамошние шизы (шизофреники) не просто приписывают себе кто какие сверхспособности — они этими сверхспособностями обладают. А представитель от паров (параноиков) в местном правительстве уверен, что «вокруг враги, заговоры и т. д.», — но в показанных нам ситуациях их взаимодействия с Землёй вокруг действительно много заговоров. Да и для главы госбезопасности всюду высматривать угрозы вполне естественно. Будешь добрым и доверчивым — в лучшем случае потеряешь хлебное место, в худшем — окажешься в плену у каких-нибудь захватчиков или конкурентов. Главное (и практически невозможное для реального параноика) — не находить врагов там, где их нет. А вот их пары у Дика не находят, хотя и подозревают всех и вся…

Колония[править]

Невдолбенно жуткая книга.

  • Мимикпедаль в пол: этими милыми и дружелюбными существами населена целая планета.
  • Плотоядная масса где неведомое существо, умеющее принимать обличье чего угодно, пожирало обитателей планеты, которую те сдуру колонизировали. И таки пожрало.

Недолюди[править]

  • Не щадить детей — в связи с перенаселением земли абортом стало считаться убийство уже рожденного ребёнка возрастом до двенадцати лет.

О неутомимой лягушке[править]

  • Приключения в микромире — физик и философ вынуждены были проверять экспериментально парадокс Зенона. И вот один решил избавиться от другого и отправил его в микромир. Подтвердить/опровергнуть не удалось — ученый и лягушка выпали из установки, провалившись между атомами.

Особое мнение[править]

MF.png

Ещё одну статью на эту тему можно прочитать в журнале «Мир фантастики».

  • Наказание до преступления — три мутанта-провидца предсказывают преступления, а полиция арестовывает будущих преступников загодя. Причём иногда бывает так называемое «особое мнение»: самый сильный провидец в своём прогнозе учитывает, что было бы, если бы будущий преступник заранее узнал о предсказании. В таких случаях дело решают большинством голосов. В рассказе же создалась уникальная ситуация: потенциальный преступник — начальник полиции, имеющий доступ к предсказаниям; мутанты это учитывают с разной глубиной вложения, и в результате получается не одно особое мнение, а три.
    • В экранизации ситуация совсем другая. Мало того что там, как оказалось, никакого особого мнения не было, так ещё и само потенциальное убийство возможно только в результате предсказания, то есть предсказание является самосбывающимся пророчеством. В книге же убийство произошло бы и без предсказаний.
    • В экранизации «особое мнение» было со стороны Агаты. Близнецы увидели, как мать Агаты убивает нанятый киллер, а сама Агата увидела, как её мать убивает глава проекта с провидцами. Наверное, виной «особому мнению» в экранизации стали семейные узы.

Подарок для Пэт[править]

Под сим покоится Вуб[править]

  • Капитан-отморозок — сложная моральная дилемма: (всем голодать на грани выживания, питаясь одним гарниром, или сожрать разумное существо) (идея самого Вуба (Уаба) тянуть жребий не выдерживает никакой критики, потому что из всех разумных существ на борту только сам Вуб весит несколько центнеров) явно не по зубам простому реднеку. Но он хотя бы колеблется, и, прежде чем выстрелить в интеллигентного Вуба, ему требуется некоторое время поубеждать себя. И теперь Вуб «покоится» в теле бывшего капитана, а капитан, по сути, застрелился. Более того, свинтус похвалил вкус собственного бывшего тела — он и сам был не прочь его попробовать, но вне рамок самообороны это было бы убийство, а он хрюшка воспитанная.
    • Ну, не совсем так. Хрюшка была телепатом и с аппетитом зохавывала чужие мозги. Капитану она просто по мозгам вшатала так, что он простоял сколько-то времени как статуя, а вот одного из членов экипажа она почти что подчинила себе, после чего капитан, поняв, какой «подарок» он тащит на Землю, вуба пристрелил. И приказал сготовить из него жаркое для экипажа, которое и сам откушал. Что за идиот!

Помутнение[править]

  • Антиреклама наркотиков — корпорации используют труд выгоревших наркоманов в реабилитационных центрах на плантациях для выращивания наркотиков. Бонусом идёт посвящение книги длинному списку сторчавшихся друзей Дика с подробным описанием, кто и от чего умер. Книга — настоящий вывих мозга.
  • Между бредом и реальностью — психика главного героя после длительного знакомства с наркотой.
  • Раздвоение личности — главный герой-спецагент «Фред» в костюме-«болтунье» (перевод В. Баканова) или костюме-шифровике (перевод Михаила Кондратьева), или «калейдоскопе» (экранизация). У него каждую секунду меняется облик и голос, что делает его неидентифицируемым. Фред был внедрён в компанию наркоманов под именем «Боба Арктора», из-за систематического употребления наркотика начал путаться в двух своих жизнях и считать «Арктора» другим человеком.

Пролейтесь, слёзы[править]

(«​Лейтесь, слёзы, сказал полицейский»)

  • Нелицо — главный герой, очень популярный артист, однажды просыпается и понимает, что он как будто никогда раньше не существовал: коллеги и знакомые не знают, публика не узнает, в документах он не значится. Вот отсюда Лукьяненко и украл сюжет для «Черновика».
  • Охота на ведьм — университеты в блокаде, в обществе неслабая охота на беглых студентов.

Солнечная лотерея[править]

  • Неумолимый преследователь. Кит Пеллинг выделяется на фоне всех ранее избиравшихся Ассасинов — он не только неумолимый, но еще и неостановимый (потому как является не человеком, а дистанционно управляемым андроидом).

Убик[править]

  • Бабочка и император — ничего не понятно, ничего не понятно, ничего не понятно, начинаем понимать, почти поняли… последняя глава не оставляет камня на камне от наших умозаключений.
  • Жизнь есть сон — сложно сказать, является ли сном времяпровождение полуживых, но ближе всего именно к нему.
  • Не совсем нормальный мир — главные герои сперва сталкиваются с мелочами вроде прокисших сливок и устарелой марки сигарет, а дальше дело доходит до стремительной «деградации» (почему в кавычках — отдельный спойлер) мира к началу XX в. Твист Бирса прилагается.
  • Твист Амброза Бирсапедаль в пол: мертвы ВСЕ, кроме того персонажа, которого изначально и считали мёртвым. Да и с ним не всё так однозначно…

Электрический муравей[править]

  • Философский зомби — главный герой всю жизнь считал себя человеком, пока не выяснил, что все его ощущения, чувства и мысли записаны на плёнку в некоем аппарате внутри тела и просто проигрываются с неё. Можно ли говорить в таком случае о самосознании?

Адаптации[править]

Филип Дик почему-то исключителен среди фантастов касательно количества экранизированных и иначе адаптированных произведений. Не Стивен Кинг, конечно (хотя тот продавал права на экранизацию за доллар), но тем не менее. Классическая экранизация произведений Дика — адаптация рассказа в целый полнометражный фильм, при этом резко меняющий суть произведения.

  • «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта — самая известная адаптация, в основу которой был положен роман «Снятся ли андроидам электроовцы?»
  • «Blade Runner» — компьютерная игра по мотивам фильма Скотта.
  • «Помутнение» — фильм 2006 года, сочетающий анимацию и живую съёмку.
  • Screamers (в одном из переводов «Крикуны», в другом «Кричащие») — про самодвижущиеся противопехотные мины вторая и третья модель в виде человекоподобных андроидов
  • «Вспомнить всё» (1990) — фильм Пола Верховена со Шварцнеггером в главной роли по мотивам рассказа Филипа Дика We Can Remember It for You Wholesale («Мы вам всё припомним», «Из глубин памяти», «В глубине памяти», «Продажа воспоминаний по оптовым ценам»). Резко расходится с рассказом, но на самом деле адаптация случайно получилась неплохая, с выдержанными в стиле Дика деталями.
    • Манипуляция воспоминаниями (рассказ) — фальшивые воспоминания стали неплохим бизнесом. Не каждый может себе позволить отпуск на Марсе, а вот вложить себе ложные воспоминания об отпуске, якобы проведённом на Марсе, куда дешевле. Правда, в ходе редактирования воспоминаний оказывается, что клиенту уже редактировали воспоминания, и что он на самом деле уже был на Марсе с крайне секретной миссией…
    • Маньчжурский агент — как раз об этом. Кодовой фразы, правда, там нет — так что приходится, когда цель достигнута, просто стереть новую память и вернуть старую. Конечно, новая личность может быть этим не очень довольна.
    • «Вспомнить всё 2070» — канадский телесериал.
    • «Вспомнить всё» (2010) — римейк фильма Верховена.
  • «Особое мнение» — боевик Стивена Спилберга с Томом Крузом в главной роли. Одна из лучших адаптаций.
  • «Пришелец» (2001, Impostor тж. «Двойник», букв. «Самозванец») — по одноимённому короткому рассказу.
    • Маньчжурский агент — инопланетяне с Центавра убивают людей, заменяя их своими агентами, в грудь которых вставлено взрывное устройство. Сами такие подменыши о подмене на знают и искренне считают себя обычными землянами. Так случилось с главным героем.
  • «Час расплаты» — экранизация рассказа «Полный расчёт», почему-то боевик.
  • «Пророк» с Николасом Кейджем — вершина непонятных адаптаций Дика, основанная на одной брошенной вскользь идее из рассказа «Золотой человек», который вообще не про это.
  • «Свободное радио Альбемута» — по мотивам посмертно опубликованной одноименной повести.
  • «Меняющие реальность» — по мотивам «Бюро корректировки».
  • «Человек в высоком замке» — телесериал. Перестает иметь отношение к книге, начиная со второго сезона.
  • «Кодер» — фильм Винченцо Натали, сочетающий жанры научной фантастики и авантюрно-шпионского детектива; не является адаптацией какого-то конкретного произведения, но создан под сильным влиянием творчества Дика.
  • «Californium» — абсурдистская компьютерная игра по мотивам биографии Дика про писателя из Калифорнии Элвина Грина, который начинает выпадать в альтернативные реальности.
  • «Электрические сны Филиппа К. Дика» — 1 сезон (вроде без планов продолжать) сериала выпуска 2017 года от телеканала HBO по мотивам произведений автора, попытка натянуть сову на глобус, то есть Дика на «Чёрное Зеркало». Пара-тройка адаптаций рассказов («Человек», «Вроде-как-папа») получилась неплохо, от остальных осталось одно название.

Примечания[править]

  1. Однажды, когда Дик мучился зубной болью, к нему пришла девушка-посыльная, чтобы принести обезболивающее; он увидел у неё на груди кулон с рыбой, и его посетило видение о прошлой жизни, в которой они с этой девушкой были христианами в Древнем Риме (рыба была тайным символом первых христиан)