Prince of Nothing/НД

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мир Эавры канадского писателя Скотта Бэккера весьма хорошо проработан. При этом некоторые моменты не подаются напрямую, а исключительно в виде намёков. А о некоторых мы можем только гадать.

Гипотезы[править]

Эксперимент магистра Шеонанры[править]

Он же Шауритас. Итак, на инхоройском корабле находится так называемый Обратный Огонь, который даёт возможность любому посмотревшему в него ощутить на себе адские муки, которые его ждут после смерти. А, собственно, почему образованные люди вроде того же Шеонанры или нелюди вроде Мекеретрига не подозревают очевидного: а вдруг адские муки, показываемые Обратным Огнём — просто иллюзия?

  • В рассказе «Ложное Солнце» даётся намёк на то, как Шеонанра смог доказать, что картина, показываемая Обратным Огнём, скорее всего правдива. Кратко описывается, что Мангаэкка имели гипотезу об адских муках, и стали экспериментировать, чтобы её доказать. Всё, что прямо сообщается об их эксперименте — так это то, что в ходе него с особой жестокостью было убито большое количество пленников. Чернуха ради чернухи? На самом деле нет.
  • Далее. Во второй книге Акхеймион в разговоре с принцем галеотов Саубоном даёт объяснения по поводу аномальных явлений, которые происходят на месте ночёвки Священного Воинства. Оказывается, в этом самом месте две тысячи лет свершилось жестокое сражение с полчищами Консульта. В результате то место стало «топосом» — местом, которое по словам Акхеймиона, является чем-то вроде «возвышения, места, откуда можно дальше видеть…». При этом если «обычные возвышения созданы из камня и земли, топос состоят из страданий и эмоциональных травм». То есть, топос образуется там, где большое количество людей претерпели множество страданий, и сближает материальную реальность с Той Стороной.
  • Третье. Багряные Шпили обладают магией даймоса, позволяющей вызывать демонов-сифрангов. При этом колдун Йиок, призывающий сифрангов, отмечает, что те тоже испытывают муки. Потом поясняется, что большинство сифрангов — это бывшие люди, которые попали в ад, но из-за неимоверного количества грехов превратились в сифрангов. То есть, сифранги родственны обычным душам. А значит, раз можно призвать сифранга, то создав топос, наверняка можно призывать из ада и души обычных людей.

Вышеуказанное позволяет реконструировать возможный эксперимент магистра Шеонанры. Итак, колдуны Мангаэкка при помощи особо изощрённых издевательств и убийств множества пленных создали рукотворный топос, после чего принялись призывать души известных им умерших к тому моменту людей. И обнаружили, что практически все призванные находятся в аду.

Тогда почему Мекеретриг поверил в реальность адских мук, просто увидев Обратный Огонь?

  • Владел какой-то другой информацией, а Обратный Огонь просто оказался последним кусочком, который помог собрать мозаику?

Ну и плюс — не могло ли быть так, что во время плена Сесватхи в Голготтерате его пытали в том числе Обратным Огнём, заодно надеясь обратить его в своего сторонника?

  • Не стоит забывать, что любой, кто посмотрит в Обратный Огонь, полностью и необратимо сходит с ума. Просто (условно) одна половина сходит до такой степени, что начинает пускать слюни и ходить под себя, а вторая половина, так же сойдя с ума, всё равно сохраняет вменяемость и интеллект. Но в силу того, что такие личности сумасшедшие, вполне очевидно, что они в принципе не будут задаваться вопросом, иллюзией было увиденное в Обратном Огне или нет.
    • Совсем-совсем любой? Или многие? И где это прямо говорится?

Лишь немногие видят немногих[править]

В книге прямо говорится, что «немногие (колдуны) видят немногих». Сама по себе такая формулировка оставляет ряд вопросов.

Например, очевидно, что немногие видят не как таковых немногих, а лишь тех, у кого есть метка, которую немногие приобретают от занятия магией — причём особая магия кишаурим тоже метки не оставляет. В пользу этого говорит то, что Келлхус Анасуримбор видел метку Акхеймиона задолго до того, как сам стал колдуном. Её же видит Майтанет, который колдуном не является.

Также очевидно, что строгость запрета на появление колдунов в Сумне компенсируется необязательностью его исполнения. Тысяча Храмов содержат особый орден антимагов-лютимов — обладателей дара немногих, которые сами отказываются от занятий магией. В результате антимаги-лютимы могли легко увидеть Акхеймиона — а он их нет, по крайней мере в тех случаях, когда лютимы ходили без хор. В «Великой Ордалии» скюльвенд с даром немногих увидел метку Акхеймиона как минимум за десятки метров, причём сам Акхеймион спрятался так хорошо, что ни обычные скюльвенды, ни шранки со своим звериным чутьём не могли его обнаружить. Получается, очередной лютим, просто проходя мимо злачного квартала Сумны, знал, что там находится колдун, и при желании мог бы его отслеживать незаметно для самого колдуна.

  • Так же Акхеймион, пришедший послушать выступление Святейшего Шрайи, отмечает, что если тот объявит войну против Школ Магии, то его, Акхеймиона, убьют прямо там — значит, очевидно, среди собравшихся непременно должны были быть те, кто смогли бы опознать в нём колдуна.

Проклятие[править]

За что можно быть проклятым в Эавре?

Стоит заметить, что сама мораль Ста Богов является откровенно серобуромалиновой и противоречивой. Так, если верить Оку Судьи Мимары, Шкуродёры были прокляты за убийства и жестокость. При этом люди, отличившиеся в убийствах, могут после смерти попадать в рай Гильгаоаля или оказаться избранными ассасинами Айокли. Проституция также запрещена законами Бивня, но жрицы Гиерры занимаются именно храмовой проституцией. Кроме того, проституция угодна Ятвер. Колдовство запрещено, но одновременно Хроники Бивня упоминают шаманов — колдунов-пророков. В описании битвы при Голготтерате сообщается, что один из участников за свои воинские подвиги попал к Гилгаоалю, а многие другие отправились в обычный ад. Дополнительную сложность вносит подробное описание осмотре Мимарой умирающего шкуродера при помощи Ока Судии. Подопытный совершил при жизни немало "классических" грехов: был агрессивен, зачастую неоправданно жесток, в том числе к собственной семье, не чтил законы. Однако его такие же "классические" добродетели: храбрость, стойкость, верность товарищам и даже периодически имевшее место сострадание ближним, перевесили грехи, и умерший заслужил спасение. То есть на лицо вполне традиционный посмертный суд, что довольно сильно противоречит общей картине жизни после смерти в Эарве.

  • Читайте внимательно. Мимара видит, что умирающий шкуродёр проклят, но все равно говорит, что того ожидает рай. Для его и для собственного успокоения.
« – Ш-ш-ш, – бормочет Мимара пылающими губами. Слезы струятся по щекам. – Рай, – лжет она. – Тебя ждет рай… »
— «Воин Доброй Удачи», глава 3

Можно вспомнить прямо не подтверждаемую самими книгами, но популярную в хэдканоне — и логично выглядящую в свете вышесказанного теорию, что Рай от Ста Богов просто представляет эксклюзивную версию ада.

Кроме того, Мимара Оком Судьи в «Нечестивом Консульте» видит лицом Эсменет «ангельским». При том, что Эсменет занималась запрещённой Бивнем проституцией и организовала бойню в Каритусале, перебив правых с виноватыми. Это поднимает вопрос — насколько правдивую информацию даёт Око Судьи?

  • Способность Ока Судьи получать информацию «ниоткуда» (вроде бы от Бога Богов) буквально до смерти впечатлила Анасуримбора Корингхуса. Но он уже был сумасшедшим, да и «получать информацию путём, который считался невозможным» и «получать 100 % правдивую информацию» — сильно разные вещи.

Также — насколько Законы Бивня вообще имеют отношение к Воле Богов? Бэккер в интервью в конце «Нечестивого Консульта» пишет, что инхорои написали на Бивне законы, уже имевшие место среди Пяти Племён, и добавили в них лишь повеление истребить кунуроев, желая стравить две расы. Так что законы Бивня действительно более-менее точно передают слова древних пророков Сотни. Насколько правдивы были слова самих пророков тех Богов — уже другой вопрос.

В конце концов более или менее непротиворечиво связать указанные в каноне примеры позволят следующая концепция. Боги следят за деяниями смертных и даруют индивидуальное спасение тем, кто понравился лично им. При этом критерии "праведности" свои у каждого божества (и даже у одного итого же бога они, вероятно, могут меняться), так что за одни и те же дела можно попасть как в условный рай, так и в ад. В добавок, понятие о посмертном спасении у разных богов тоже разные и не факт, что рай для спасаемого окажется именно что раем. Таким образом, получается что все основные метафизические понятия Эарвы: спасение, проклятие, ад и рай - довольно условны и их содержание зависит в первую очередь от личной воли, а то и простого каприза бога, который судит данного конкретного смертного.

Инхорои[править]

Природа этих жутких существ из космоса тоже вызывает вопросы:

  • Голова инхороя представляет собой раковину с лицом, во рту которого находится человеческое лицо. Не является ли инхорой этаким гуманоидом в биологическом костюме?
    • К Эсменет в первой книге приходит странный человек, который очаровывает её и одновременно допытывает, а после секса от него остаётся лужа чёрной спермы. После чего Эсменет понимает, что приходивший к ней имеет отношение к Консульту. Очевидно, он не является шпионом-оборотнем — оборотень вроде Кутия Сарцелла выглядит и ведёт себя несколько иначе, да и вообще пришедшего Эсменет по-началу приняла за обычного человека, что было бы невозможно, будь бы у него крылья или двойная голова. Этот же гуманоид берёт под контроль Эсменет в третьей книге «Тысячекратная мысль» (она же «Падение Святого Града») и пытается взять под контроль самого Келлхуса, и при этом прямо называет себя Аурангом. Его внешность прямо не описывается — но нет никаких намёков, что у того «Ауранга» была голова в форме раковины и крылья. Плюс в конце второй книги Ауракс — уже при крыльях и двойной голове — проводит допрос пленников, насилуя их и используя свою сперму как сыворотку правды, а в «Нечестивом Консульте» Ауранг — тоже в инхоройском образе — пытается ещё раз очаровать Келлхуса.
    • Может ли быть так, что Ауранг снимал с себя «биокостюм», и разгуливал в человеческом облике? Или помимо синтета-ворона у него есть синтет-человек с инхоройскими феромонами и спермой?
    • Заодно, кем были изначально инхорои? Неужели похожими на людей существами, которых Прародители засунули в Ковчег, обрядив их в биокостюмы, и отправили на их миссию?
      • На самом деле есть куда более логичное объяснение. В приложении к «Тьме прежних времён», о языках Эарвы, говорится, что инхорои не могли общаться с кунуроями прежде, чем «родили уста» и смогли артикулировать их речь. То есть дело обстоит ровным счётом наоборот — человеческое (вернее, наоборот, нелюдское, или кунуройское) лицо является результатом биомодификации.
  • Также сообщается, что инхорои были жестокими садистами и вообще очень порочными существами, чтобы «малейший проблеск Обратного Огня пробуждал в них рвение». Почему бы не сделать их просто хладнокровными убийцами, которые не обернутся против своих создателей из-за одной своей порочности, буде такая возможность представится?
    • Во время беседы Мимары и шпиона-оборотня Сомы та объясняет оборотню, что из-за отсутствия души его интеллект несовершенен — так, он неспособен разбираться в логических парадоксах. Бездушные существа просто не смогли бы справиться с некоторыми достаточно сложными задачами.
    • Очевидно, обладающее душою существо может проникнуться сочувствием к жертвам геноцида, особенно ввиду того, что жертвы не просто погибают, а попадают в ад — а инхорои на своём пути на Эавру зачистили много населённых планет[1].
    • С другой стороны, страх инхороев за свою судьбу мог повести их совсем в другую сторону — всё-таки вероятность погибнуть и отправиться в ад самим на войне с зачищаемыми планетами была повыше, чем не на войне. В результате инхорои могли бы понадеяться скрыться в глубинах космоса и попытаться жить вечно, или искать другой способ избежать адских мук (вроде «серединного пути» кунуроев).
    • Потому, чтобы направить инхороев на правильный путь, Прародители наделили их неудержимой жаждой творить жестокость и способностью получать от неё наслаждение.
    • Кроме того, можно заключить, что инхорои при всём своём нечеловеческом садизме всё-таки имели тормоза. Так, садисты без тормозов за сотни лет просто набросились бы друг друга, не говоря уже про своих приспешников из числа каких-нибудь людей или кунуроев. Наконец, не забываем, что за жестокость можно быть не только проклятым Сотней, но и благословлённым.

Цели Келлхуса Анасуримбора[править]

В целом, как сама цель, так и способы её достижения понятны, во всяком случае для тех, кто дочитал до конца. А вот попытка разобраться в деталях поднимает много вопросов.

  • Первое — само превращение Келлхуса в Золотой Комнате.
    • Нередко можно встретить утверждение, что Келлхус заключил договор с Айокли. Но Айокли его называет не автор, этот вывод делает колдун Маловеби, когда обраруживает у Келлхуса четыре рога. Маловеби в этот момент сам не очень адекватен. В конце концов, если бы какого-нибудь Ауранга обвалять в клею и перьях, и показать нашим людям, то кто-то бы его за христианского ангела тоже принял.
    • Найюр, обращаясь в сифранга, также отращивает четыре рога, и так же пылает огнём, как Келлхус. Но ничего не говорится о том, что Найюр как-то связан с Айокли.
      • Или, может быть, и Келлхус, и Найюр — пешки (возможно, используемые «в тёмную») Айокли? В конце концов, Айокли — трикстер-обманщик и князь ненависти. В обмане более всех людей преуспел Келлхус, в ненависти — Найюр.
    • Найюр превращается в сифранга из-за следующих факторов: первое — из-за своей запредельной проклятости, второе — из-за попадания в топос Голготератта. Может ли быть так, что Келлхус тоже претерпел такое же превращение? Раз метка колдуна — проклятие, то особенно проклятым Аспект-Император мог быть из-за занятий метагностической и даймонической магией. Не раз сообщалось, что метка Келлхуса выделялась на фоне меток других колдунов.
      • В «Нечестивом Консульте» прямо говорится, что Келлхус получил благословение от Ста Богов, послужив им «обратным пророком» и «показав» им Консульт. Впрочем, «благословение» местных богов-сверхсифрангов таково, что оно не обязательно нейтрализовалось бы об проклятие, а могло с ним и суммироваться.
  • Второе — цель Келлхуса. Келлхус сообщает Искалеченным, что они вместе с особой жестокостью зачистят Эавру. При этом похоже, Келлхус не собирался буквально 100%-но уничтожать или мучить население Эавры. Так, он явно хотел спасти Эсменет, и, возможно, Пройаса.
    • Возможно, что цель Келлхуса и цель Консульта для жителей Эавры не сильно отличаются — ни в лучшую, ни в худшую сторону. Они оба хотели спасти свои души и души своих ближайших соратников путём геноцида остального населения с особой жестокостью. Борьба была равна, боролись два добра
  • Произошедшее после побоища в Золотой Комнате. Итак, в конце Келлхус спускается с Площадки Бдения, Великая Ордалия приветствует его как победителя. После чего из площадки выплывает Не-Бог, Келлхус исчезает, а потом автор показывает нам опального Воина-Пророка, убитого хорой в Золотой Комнате. Что это было?
    • Первое возможное объяснение — дуниане-искалеченные, освоив технологию голографии, зачем-то пытались обмануть Великую Ордалию, пока Не-Бог проходил последние процедуры пробуждения.
    • Второе возможное объяснение — силы Келлхуса позволили его душе на некоторое время задержаться в материальном мире. Аспект-Император просто не смог поверить в свой проигрыш, и потому даже будучи окончательно побеждённым, вёл себя некоторое время так, как будто бы он победил.
      • Если это предположение истинно, то оно говорит в пользу предыдущего — Келлхус, став демоном-императором, вероятно, надеялся спасти души выживших из Великой Ордалии.

Бездушные[править]

Сообщается, что шранки, башраги, драконы и шпионы-оборотни не имеют души. Что это значит?

  • Очевидно, отсутствие души порождений инхороев вряд ли означает отсутствие у них субъективных ощущений. Во всяком случае у шранков именно субъективные ощущения голода и похоти являются той самой движущей силой, которая заставляет их нападать на людей.
  • В «Великой Ордалии» рассказывается об исследовании шранков дунианскими нейропункторами. Показывается, что хотя человеческая душа в значительной степени пленена инстинктами-«легионом» и «тьмой, что была прежде», она может быть самодвижущейся силой. У шранков же такой самодвижущейся силы нет. Что конкретно это значит — понимайте как хотите.
  • Как минимум одно важное отличие озвучено в конце первой трилогии — без души нельзя колдовать. Поэтому шпион-оборотень, который таки мог, душой обладал и вообще был штучным продуктом.
  • Тогда к чему был эпизод с раскрытием Симаса Майтанетом, когда выяснилось, что Симас - это шпион-оборотень, имеющий душу? Вероятно, неудачная идея автора, которую лучше было забыть.

Нерелигиозный древний Север[править]

Информации о древнем Севере сохранилось мало, но похоже, на до Первого Апокалипсиса там отношение к религии было весьма утилитарным и прохладным.

  • Так, куниюрский король Кельмомас Анасуримбор дружит с колдуном Сесватхой. При этом никакой отстранённости в духе «ну ты же проклятый богами колдун» между ними не наблюдается.
  • Также Кельмомас Анасуримбор, считая себя служителем Бога Бивня Гильгаоаля, не брезговал пользоваться заколдованным мечом. В свою очередь, на Акхеймиона едва не набросились его друзья-инрити, когда тот провёл тест с куклой Вати.
  • До воцарения Келлхуса из-за преследований колдунов со стороны инрити женщины, не имевшие возможность создать свою Школу Магии, фактически не могли заниматься магией даже на тех полулегальных основаниях, на которых функционировали мужские Школы Магии. Между тем, Акхеймион в «Воине Доброй Удачи» вспоминает, что до Первого Апокалипсиса в разрушенном северном Хеилоре гадалки вполне открыто занимались предсказанием будущего.
  • Наконец, на Севере люди дружили с кунуроями Иштеребинта. При том, что Бивень повелевал кунуроев истреблять.

Друз Акхеймион[править]

Взаимоотношение Акхеймиона и церкви вызывает ряд вопросов:

  • Итак, пусть даже несмотря на формальный запрет, колдовским даже разрешено иметь посольство в Сумне — тем не менее, вряд ли там стали бы терпеть колдунов, приходящих пошпионить. Келлхус в «Нечестивом Консульте» вспоминает, что конкретно Акхеймиона легко могли казнить в Сумне — значит, именно он там был нелегально, и (смотри выше) про его пребывание в Сумне церковь должна была знать.
  • Акхеймион приходит на площадь не просто послушать выступления Шрайи, он подходит к нему достаточно близко, чтобы они могли поговорить с глазу на глаз. Почему бы это высшим лицам Тысячи Храмов общаться с каким-то колдуном, который находится там на полулегальных основаниях?
  • Когда Акхеймион попадает в руки Багряных Шпилей, Шрайя лично присылает письмо Пройасу с требованием спасти колдуна.
  • Позже Акхеймион как-то неожиданно решает следовать за Священным Воинством и забивает на инструкции Завета, и вообще считает руководство Завета прогнившим и аморальным. Не вскроется ли в следующих книгах, что Акхеймион был двойным агентом — шпионом не только школы Завета, но и Тысячи Храмов?
    • Возможно, что и не только Тысячи Храмов. Акхеймиона, не раз ходившего в Каритусаль шпионить, объявляют там персоной нон грата только после того, как приписывают ему убийство, совершённое агентом Консульта. Мол, на почве борьбы с Консультом сошёл с ума в духе пожарных, которые сами же и устраивают пожары, чтобы их потом тушить. То есть, до этого он, шпион Завета, свободно ходил в Каритусаль, и Багряные Шпили про его визиты знали, раз приписали убийство ему.

Второе — если Келлхус действительно хотел спасти от Ада нескольких избранных им, то, очевидно в число их входил Акхеймион. Публичное оскорбление Аспект-Императора сошло Друзу с рук. Очевидно, с колдунами, не желающими подчиняться государству и Школам, при Аспект-Императоре должны были бороться ещё сильнее, чем раньше — но Акхеймион не только прожил спокойно 20 лет в совсем не недосягаемом месте, но и сумел распространить свой еретический «Компендиум». Келлхус, вместо того, чтобы подстроить мятежному волшебнику случайную встречу с вооружёнными хорами лютимами, отправляет к нему Косотёра, что даёт возможность Акхеймиону безопасно добраться до Даглиаша. Когда в конце Акхеймион встречается с Ордалией, то Келлхус снова не только не пытается убить его, но и наоборот, начинает убеждать в правоте своих методов.

Возможно, Келлхус предвидел подобное развитие событий и решил оставить Ахкеймиона в живых. Реплика «ты был первым, ты же будешь и последним, Чигра», сказанная Ахкеймиону шпионом-оборотнем, могла быть еще одним пророчеством, которое Келлхус затем учел в пределах Тысячекратной мысли. Во что это выльется — будет понятно в серии No-God.

Багряные Шпили[править]

Судя по всему, Багряные Шпили, во всяком случае высшее руководство, на опыте знали, что они прокляты — пусть и не настолько ясно, как Консульт. В послесловии ко второй серии упоминаются некие «свитки проклятия» Багряных Шпилей. Возможно, это знание они получили от общения с демонами. Если Багряные Шпили на опыте знали, что их ждут вечные мучения — то это может объяснить их сволочность даже по местным меркам, и заодно их тягу к роскоши. Дескать, раз всех их непременно ждёт такое безрадостное будущее после смерти, то остаётся только пить-гулять да про гусей не забывать.

  • Также во время осады Голготтерата приводится сцена общения магистра Йиока с демоном, где тот прямо говорит магистру, что заберёт его душу, а тот отвечает, что «на меня предъявят права души ещё ужаснее». Вероятно Багряные Шпили были в курсе, что обещание Келлхуса спасти верных ему колдунов от мучений на Той Стороне — ложь, но все равно по какой-то причине (выгода на Этой) последовали за ним.

Второе. В побочном рассказе «Нож, что всем по руке» рассказывается, как Багряные Шпили подстроили пожар в Каритусале, по итогам которого смогли усилить свою власть, превратив местных монархов в своих пешек. Это обстоятельство позволяет переосмыслить побоище в Каритусале, устроенное по приказу Эсменет, в котором сами Багряные Шпили внезапно не пострадали. В первой трилогии упоминается регент Каритусаля. Во второй тетралогии Багряные Шпили правят Каритусалем уже безо всяких регентов. Скорее всего, спалить часть Каритусаля (не иначе как вместе с местными аристократами) в качестве мести за жестокое обращение с Мимарой императрицу Эсменет надоумили сами колдуны (да-да-да, эти любители роскоши и разврата услугами одной из лучших проституток-рабынь тамошнего борделя никогда не пользовались, ага). Как вариант — переворот под видом совершения общественно опасного возмездия одобрил сам Келлхус Анасуримбор в качестве награды за обучение искусству даймоса.

Примечания[править]

  1. О зачистке населённых миров на пути Ковчега до 144 000 в «Воине Доброй Удачи» рассказывает дракон Вуттеат, но этот момент весьма криво переведён в распространённом русском переводе.