Psycho-Pass

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Psycho-Pass
Psycho-pass cover.jpg
Общая информация
Жанр
СтудияProduction I.G
РежиссёрТакэси Вада
Когда выходил13 октября 2012 года — 13 декабря 2019 года
Сезоны3
Всего серий41
Длина серии25 минут (1-2 сезоны), 44-60 минут (3 сезон)
Сейю:
Кана ХанадзаваАканэ Цунемори
Томокадзу СэкиСинъя Когами
Кэндзи НодзимаНобутика Гиноза
Такахиро СакурайСёго Макисима

«Psycho-Pass» (яп. サイコパス[1], рус. «психопаспорт») — аниме 2012 года в жанрах научная фантастика, киберпанк, триллер и антиутопия, выпущенное студией Production I.G. по собственной задумке (т. е. манга появилась уже после аниме).

Мир аниме[править]

События психопаспорта разворачиваются в Японии 2112 года. Присутствуют типичные элементы тропа Наше время + 20: обще-футуристическая обстановка, повсеместно натыканные голограммы (от голографических мобильников и объявлений до голо-костюмов, меняющих цвет и фасон по нажатию одной кнопки, и голографической обстановки квартиры, позволяющая проснуться в комнате в стиле эпохи ренессанса, а прийти с работы в обстановку США 60-х годов), дроиды функционалом от будильника до боевого робота. Никого не удивляет частичная (а многих и полная) кибернетизация тела.


Сам мир довольно сильно изменился, по сравнению с днем сегодняшним. В 2020-х гг в результате восточно-азиатского импотечного кризиса, взрывного увеличения численности населения планеты и изменения климата ведущие государства пришли к краху. Международные связи оборвались, а повсеместные демонстрации и восстания стали нормой. Цивилизация выродилась. К 22 веку, если не брать в расчет японские технологии, то почти вся используемая техника и вооружение — антиквариат столетней давности. В мире не просто идет война: большая часть стран просто больше не существуют как государства. Некогда процветающие города (Гонконг, например) отброшены в развитии ко второй половине 20 века, везде очень буквально царят хаос и война. Единственное кому удалось сохранить стабильность благодаря островному положению и политики изоляции - Япония.


Ученые смогли воплотить в реальность мечту бюрократа — «систему Сивилла». Это огромный сервер, обрабатывающий всю поступающую информацию со всех источников и «сверхобъективно» управляющий жизнью. От полученных баллов на местном ЕГЭ зависит полученное место работы, от камер слежения — оперативная работа городских служб и т. д. Особой же фишкой «Сивиллы» является так называемый «психопаспорт». Это такой кибер-имплантат, отслеживающий химический (гормональный) фон и психологическое состояние человека, на основе которых создает «преступный коэффициент». ПК, грубо говоря, позволяет определить «латентных преступников» — показывает, с какой вероятностью человек может совершить преступление. А так как понатыканные везде системы слежения и дроиды считывают именно показания психопаспорта, к каждому человеку оперативно применяются соответствующие меры. Если коэффициент повысился незначительно больше нормы, то к вам просто подойдет полицейский дрон и скажет: «так мол и так, пойди-ка ты, братец, поспи-отдохни, а то натворишь делов, да и эффективность у тебя что-то хромает. Не боись, с работы не выпрут, справку твоему шефу щас отправим!». Ежели циферки в психопаспорте завышены сильно — за человеком уже высылают парочку полицейских с заданием скрутить и доставить в дурку на принудительное лечение (с которого, к слову, возвращается в социум процентов 5, не больше). Ну а если крыша поехала конкретно, то даже [еще] не совершившего преступление человека дозволено уничтожить.


Последними двумя пунктами занимаются сотрудники Бюро Общественной Безопасности. Судя по всему, привычные нам звания у них упразднены, взамен же они делятся на 2 вида: детективы и исполнители. Детективы — это свободные граждане Японии, работающие в полиции, прошедшие специальную подготовку в академии при отделе безопасности. А к каждому из них приписана небольшая (обычно 4 человека) группа «исполнителей» — потенциальных или даже просто преступников, с которыми было заключено особое соглашение: их досрочно выпускают из дурки (откуда они вообще вряд ли вышли бы), но они делают за детективов грязную работу, такую как убийство преступников. Это не означает, что детектив «не при делах», но все же детективы — обычные люди, и убийство ложится на них тяжелым грузом, замутняя психопаспорт и повышая преступный коэффициент, поэтому они предпочитают только командовать исполнителями. Свобода исполнителей сильно ограничена: они никуда не имеют права отлучаться из здания Бюро без сопровождения детективом.


Детективы и исполнители вооружаются особым энергетическим оружием — «доминаторами». Это такие здоровые пистолеты, по сравнению с которыми «пустынный орел» и «РШ-12» кажутся детскими игрушками, имеющие два режима стрельбы: нелетальный (электрошокер) и летальный. Причем летальному режиму многие другие виды оружия позавидуют: касательное ранение запросто откочерыжит конечность (современное оружие только кожу порвет), прямое попадание — даже в руку или ногу — эквивалентно взрыву «High Explosive»-гранаты где-нибудь внутри груди или живота. Однако вся соль доминаторов в другом — они напрямую связаны с Сивиллой и на человека с низким преступным коэффициентом просто не сработают, встав на автоматический предохранитель. Сивилла же определяет, какой режим использовать, летальный или нелетальный, и обеспечивает безопасность оружия не в тех руках — неавторизированный пользователь или исполнитель без разрешения детектива может сколько угодно клацать спусковым крючком — выстрела не будет.


Читатель с жанровой смекалкой уже может догадаться, какие минусы у данной системы. Во-первых, стоит заглючить Сивилле или доминатору, или просто попасть в прицел специфичному маньяку, как все становится бесполезно: пистолет считает преступника хорошим парнем и копы ничего не могут сделать. Во-вторых, жертвам преступлений редко когда легче, чем преступникам. Пережитое насилие и несправедливость (а то и просто каждодневный стресс) — преступный коэффициент растет. Знание об этом и страх перед полицией и дурдомом спокойствия отнюдь не добавляют. Снова растет. Оп, и жертва уже набрала достаточный рейтинг для активации летального режима! Еще больше ухудшает ситуацию и тотальная зомбированность населения, в т. ч. и сотрудников отдела безопасности, системой Сивилла. Увидев у жертвы высокий коэффициент преступности (что, в общем-то, ожидаемо и что каждый коп вроде как проходит в академии), детективы в первую очередь все же смотрят, чтобы новоиспеченный потенциальный преступник ничего не натворил, и держат его на мушке. В наше время ситуация немыслимая и последний идиот-новобранец понимает, что заложнику надо помочь прийти в себя, а не наставлять на него ствол. А уж про исполнителей речи не идет — 90 % этих товарищей сначала делают предупредительный в голову, а потом уже спрашивают. На этом несоответствии «идеальной системы» с реальностью и с личными установками ГГ и строится сюжет.

Персонажи[править]

  • Аканэ Цунэмори (яп. 常守 朱 Цунэмори Аканэ)
    • Внешне низкая девушка с короткими каштановыми волосами и карими глазами, использует голокостюм с большой вариативностью установок, на работе включает черно-белый строгий костюм с юбкой выше колен.
    • Возраст (на начало истории): 20 лет.
    • Коэффициент преступности: 32,5
    • Новый инспектор первой команды отдела уголовных расследований в Бюро Общественной Безопасности. Одна из самых одаренных студентов своего года выпуска — набрала 700 баллов и могла устроиться почти на любую работу по своему усмотрению, причем могла получить очень высокие и хорошо оплачиваемые посты. Очень миловидная, добрая, открытая и искренняя девушка, но неуклюжая и недостаточно уверена в своих силах. Хочет со всеми иметь хорошие отношения и ко всем исполнителям относится как к равным, а не как к подчиненным, и как к обычным людям, а не как к презираемым преступникам. Всегда поступает по совести и выполняет порученные задания, а Когами, даже имея на него влияние, не останавливает от расследования нераскрытых преступлений. У нее необычайная устойчивость к алкоголю — в попойке с Сюсэем выхлебала 3/4 бутылки вина и у нее всего лишь зарумянились щеки. Во всем видит позитив, крайне хорошо переносит стресс и быстро восстанавливает собственный психопаспорт даже после сильнейших потрясений. Хочет отомстить Макишиме за смерть близкой подруги. С начала первого сезона сильно меняется, превращаясь из наивной и довольно слабой девушки в настоящего полицейского, в любую секунду готового к решительным действиям, но не теряя своих идеалов и положительных качеств. Хорошая бегунья, но не умеет плавать (во втором сезоне это даже помешало задержанию преступника). С годами овладевает навыками рукопашного боя в процессе тренировок уже на работе, за четыре года службы превращается в хладнокровного и профессионального, хоть и всё ещё достаточно человечного служителя закона. Есть намеки, что у нее тоже асимптоматика преступлений, примерно как у Макишимы Сего, только не такая запущенная… или не столь тренированная. На это указывает то, что ее значение КП стремительно идет вниз, понижаясь на десяток-другой пунктов в первом сезоне, и слетая до нуля во втором, в моменты горя и серьезного стресса, и в моменты принятия морально сомнительных или социально неприемлемых решений, будь то решение о незаконном убийстве Сеги, или решение мстить убийцам своей бабушки. Но, в отличие от непробиваемого в психологическом плане Макишимы, ее КП сначала взлетает, и только потом уходит вниз.


  • Синъя Когами (яп. 狡噛 慎也 Ко:гами Синъя)
    • Внешне высокий спортивного телосложения парень с черными короткими непослушными волосами и серыми глазами. Носит офисный черно-белый костюм, но часто мятый, без галстука, рубашка навыпуск, с расстегнутыми верхними пуговицами и с закатанными рукавами.
    • Возраст: 28 лет.
    • Коэффициент преступности: 282,6
    • Исполнительный сотрудник первой команды отдела уголовных расследований в Бюро Общественной Безопасности. Некогда был детективом, но потом у него на глазах убили его друга, и от пережитого стресса его коэффициент преступности сильно вырос. Он отказался завершить дело и добровольно пойти на реабилитацию, за что был разжалован в исполнители. Когами — почти идеальный сотрудник. Он тонкий психолог, может найти слабое место любого человека, умён и наблюдателен и в то же время постоянно тренируется в боевых искусствах и ему ничего не стоит голыми руками уничтожить тренировочного дрона на максимальном уровне сложности (незнакомых с боевыми искусствами людей на таком уровне дрон запросто может убить). Много курит, но особых проблем со здоровьем от этого не имеет. Одержим идеей найти и убить Макишиму.


  • Нобутика Гиноза (яп. 宜野座 伸元 Гинодза Нобутика)
    • Внешне высокий стройный парень с прямыми черными волосами чуть выше плеч и серо-зелеными глазами. Носит очки (как оказалось во 2 сезоне — только для солидности, проблем со зрением нет). Одевается всегда в строгий костюм.
    • Возраст: 28 лет.
    • Коэффициент преступности: 86,3 в конце 1 сезона и далее — 140.
    • Детектив первой команды отдела уголовных расследований в Бюро Общественной Безопасности. Неформально является шефом Аканэ (формально они равны по званию, и она не обязана его слушаться). Координирует всех исполнительных сотрудников команды. Он — элита. Все эмоции держит при себе. Ненавидит всех с повышенным уровнем преступности. Его стремление избавить общество от таких людей помогло в продвижении по службе. По-своему заботится об Аканэ, помогая ей на новом месте работы и предостерегая её, так как не хочет, чтобы она повторила ошибки его друга Когами. И не только его; до Кагами Гиноза видел разжалование в исполнители еще одного их друга, Саясамы, а до этого — своего отца, Масаоки Томоми. В конце первого сезона видит смерть своего отца и, будучи тяжело ранен, не может ее предотвратить, и из-за отчаяния его психопаспорт безнадежно темнеет, а коэффициент преступности возрастает. Это приводит к его разжалованию до исполнителя и некоторым изменениям характера. Так, он взял отцовскую привычку приложиться к стакану, пока не на службе.


  • Томоми Масаока (яп. 征陸 智己 Масаока Томоми)
    • Внешне пожилой мужчина со средней длины шоколадного цвета волосами без седины и со светло-карими глазами. Не пользуется голокостюмом, носит обычную одежду, для работы вне офиса вместо пиджака надевает бежевый плащ до колен.
    • Возраст: 54 года.
    • Коэффициент преступности: 127,4
    • Исполнитель в первой команде, пожилой коп, которого изрядно побила жизнь. И в прямом смысле тоже — вместо левой руки у него кибернетический протез, а губы справа пересекает шрам. Масаока — честный и трудолюбивый ветеран, на которого всегда можно положиться. Очень умен, обладает острой интуицией и хорошо развитым логическим мышлением. Всегда высказывает своё мнение, даже если оно противоречит мнениям остальных. Все уважают его и признают его огромный опыт. Физически очень силен: способен поднять взрослого человека одной рукой. Не принял «Сивиллу», когда её только начинали использовать, после чего его психопаспорт стал темнеть. Тем не менее, продолжил раскрывать преступления уже в качестве исполнителя. Творческий человек, любит рисовать, но не прочь и просто расслабиться и выпить что-нибудь покрепче после работы. В конце первого сезона погибает от взрыва динамитной шашки, отпустив из захвата Макишиму, чтобы защитить сына.


  • Сюсэй Кагари (яп. 縢 秀星 Кагари Сю:сэй)
    • Внешне среднего роста молодой парень с ярко-рыжими торчащими во все стороны волосами, светло-карими, тоже почти рыжими глазами. Так же не использует голокостюм, большую часть зарплаты спускает на дорогущие брендовые шмотки, никогда не одевается в строгом офисном стиле.
    • Возраст: 21 год.
    • Исполнитель в первом отделе, выглядит неформальнее всех — рыжие волосы, цветастая одежда, пирсинг в ушах. Задира и бабник, постоянно шутит и дразнит Аканэ. Всё свободное время проводит за видеоиграми. В 5 лет провалил тест на психику и после этого считается преступником. Отличный повар, другие сотрудники первого отдела предпочитают есть его стряпню, а не то, что готовят в ресторане при Бюро. Несмотря на разгильдяйский вид и поведение достаточно опасен, владеет единоборствами и способен голыми руками убить вооруженного человека. Слаб к алкоголю — в уже упомянутой попойке с Аканэ еле осилил четверть бутылки вина, конкретно захмелел и излил ей всю душу.


  • Яёй Кунидзука (яп. 六合塚 弥生 Кунидзука Яёй)
    • Внешне молодая девушка высокого роста с длинными черными волосами, забранными в хвост, и серо-голубыми глазами, одевается исключительно в строгом офисном стиле, вместо юбки надевает брюки.
    • Возраст: 22 года.
    • Коэффициент преступности: 110,5
    • Исполнительный сотрудник первой команды отдела уголовных расследований в Бюро Общественной Безопасности. Специалист по управлению беспилотными роботами и другими дронами команды. Часто также выполняет обязанности «полевого» хакера и инженера, используя те системы, до которых не может «дотянуться» Шион. По выражению её лица почти всегда невозможно понять, какие она испытывает эмоции, всегда спокойна и собрана, даже при виде самых жестоких преступлений. Состоит в интимных отношениях с Шион. Когда-то играла в рок-группе, но её психопаспорт ухудшился и она попала на принудительное лечение. Оттуда ее завербовал в исполнители тогда еще детектив Когами.


  • Шион Караномори (яп. 唐之杜 志恩 Караномори Сион)
    • Внешне женственная, не молодящаяся блондинка, использует много косметики, одевается в откровенный красный наряд, поверх которого накидывает белый лабораторный халат.
    • Возраст: 27 лет.
    • Сотрудник Главного Отдела Исследований в Бюро Общественной Безопасности. Следит за здоровьем членов команд и помогает им, снабжая информацией, полученной анализом данных о преступлениях. Боевыми навыками не обладает, только сидит в штабе и мониторит информацию. Имеет полное образование технического специалиста, на работе каким-то образом стала латентным преступником, за что ее и направили в исполнители. Уже в бюро сама получила общебиологическое образование, более-менее достаточное для оказания первой помощи, присмотра за стабильными пациентами после рук профессиональных медиков и использования хитрого медицинского оборудования (+ к первому образованию), но медицинской лицензии не имеет. Сексуальна, придерживается имиджа гламурной роковой леди. Сион очень общительна и падка на лесть. Почти постоянно курит.


  • Сёго Макишима (яп. 槙島 聖護 Макисима Сё:го)
    • Внешне молодой человек, на вид примерно одного возраста с Когами и Гинозой, с длинными серебристо-серыми, почти белыми волосами и яркими янтарными глазами. Одевается чаще всего в белоснежную рубашку навыпуск и узкие серые бриджи до середины голени.
    • Точный возраст неизвестен.
    • Коэффициент преступности: варьируется от 0 до 30
    • Главный злодей первого сезона. Гуманист (в плохом смысле этого слова), демагог, любит подискутировать о самых темных свойствах человеческой личности, «величии человеческой души», обладает харизмой и владеет навыками красноречия, с легкостью цитирует классиков литературы и философии. Считает, что пока жизнь людей завязана вокруг системы «Сивиллы», делящей их на добрых и злых, в их существовании нет смысла. Обладает очень чистым психопаспортом, который остается стабильным вне зависимости от того, какие преступления он совершил. Более того, чем страшнее мысли и поступки Макисимы, тем чище его психопаспорт, а в моменты совершения преступлений коэффициент преступности и вовсе падает до нуля, из-за чего его невозможно достать доминатором. Владеет единоборствами не хуже, чем Когами. В конце концов, им и был убит.

Тропы и штампы[править]

  • Антиутопия по Хаксли — в чистом виде. Сытое и обленившееся общество, панически боящееся любых стрессов и полностью контролирующееся системой, состоящей из мозгов психопатичных преступников. Шикарное место.
  • Антизлодей — Кирито Камуи, главный антагонист второго сезона.
  • Байронический герой — деконструкция тропа. Макищима наделён множеством черт данного образа: он харизматичен, умён, независим, обладает широким кругозором, отрицает нормы общества и находится в конфликте с ним. А те, кто управляют этим обществом желают видеть его лишь в качестве мозга в банке, подсоединённого к коллективному разуму, состоящему из сотен таких же мозгов. Вот только Макищима не герой, а особо опасный злодей, желающий погрузить общество в хаос и анархию, в то время, как герои — сотрудники правоохранительных органов, стоящие на страже тоталитарного режима.
  • Безумный художник — Рикако Орё и Кодзабуро Тома.
  • Бисёнэн — Сёго Макисима, Сюсэй Кагари и Нобутика Гиноза.
  • В общем, он лопнул — так действует на несчастных преступников с завышенным психопаспортом Доминатор, отвратительно-законопослушное «умное» оружие местной полиции.
  • Великолепный мерзавец — Макищима и, в меньшей степени, Камуи.
  • Взрыв головы — летальный заряд Доминатора в голову сработает именно так.
  • Вигилант — Таким в конце 1-го сезона становится Когами Шинья.
  • Власти скрывают — истинную сущность «Сивиллы». Раскрывшие её долго на этом свете не задерживаются. Кагари подтвердит.
  • Вот это поворот! — Правда о главе БОБ и системе «Сивилла».
  • Героическая сила воли и Железная воля — Аканэ Цунэмори.
  • Дополненная реальность — большая часть интерьеров — AR-голограммы.
  • Достойный противник — Когами для Макищимы.
  • Жертвенный агнец — Фунахара Юки.
  • Жертвенный лев — Шюсэй Кагари и Томоми Масаока. Не зря создатель аниме Гэн Уробучи носит прозвище «Urobutcher».
  • Заклятый враг — Вражда Макищимы и Когами началась за три года до начала основных событий, когда первый стал виновником смерти Сасаямы, напарника и друга Щиньи.
  • Законопослушный дурак — немалое количество полицейских, особенно, инспектор Шимоцуки Мика.
  • Копиркин — Шинья Когами до безобразия похож на Спайка Шпигеля. Не хватает только вечной улыбки. А ещё на Кирицугу Эмию, благо автором сценария «Психопасса» является Уробучи Гэн.
  • Невинно выглядящий злодей — добрая половина преступников, пока не попадут в прицел доминатора. Педаль в пол — Макищима. Он даже в доминаторах кристально чист.
  • Неживая франшиза — второй и третий сезон, сценарии которых писал не Гэн Уробучи, даже близко не подобрались к успеху первого.
  • Непоколебимая чистота — Аканэ Цунэмори.

Примечания[править]

  1. Сайкопасу — произносится абсолютно так же как японец бы произнес psycopath, особенно в записи катаканой где нет намека на раздельное произношение. Да и по английски разница небольшая