Реквием по мечте

Материал из Posmotreli
Requiem for a Dream
Перейти к навигации Перейти к поиску

Реквием по мечте — очень мощный психоделический фильм, снятый в 2000 году режиссёром Дарреном Арофонски по одноимённой книге Хьюберта Селби-младшего о проблеме наркомании и не только. Сюжет символически разделён на три «времени года» (лето, осень, зима), обозначающие не только отдельные периоды повествования, но и цикл года, для которого характерны переход от активности и плодородия к постепенному впадению в спячку.

В фильме развиваются две параллельные сюжетные линии — Гарольда и его друзей, молодых бездельников и наркоманов, желающих легко заработать, и матери Гарри Сары, которая ради того, чтобы попасть в телепередачу, подсела на амфетамин.

Персонажи[править]

Сюжет развивается вокруг четырёх главных героев:

  • Сара Голдфарб (Эллен Бёрстин) — пожилая вдова из Брайтон-Бич, большую часть времени проводит перед телевизором, поедая сладости.
  • Гаррольд Голдфарб (Джаред Лето) — единственный сын Сары, наркоман и бездельник. Настолько залюблен матерью, что та даже не обращает внимания на то, что он ничем ничем, кроме продажи наркотиков, не занимается .
  • Тайрон Лав (Марлон Уайнс) — лучший друг-афроамериканец Гарольда, любящий иногда повспоминать о детстве и о матери, которой он однажды пообещал, что взрослым будет иметь всё.
  • Мариан Сильвер (Дженнифер Коннели) — девушка Гарольда. Дочь довольно состоятельных родителей, которые всячески обеспечивают её. Мечтает открыть модный магазин. Хоть и любит своего парня, но вынужденна ходить на свидания с неким психологом Арнольдом, который ей самой не нравится, но который может настучать её родителям, что она не занимается психотерапией.

Сюжет[править]

Лето[править]

Начинается всё вроде бы «неплохо». Сара много проводит времени перед телевизором, её любимая передача — реалити-шоу про то, как люди побеждают свои пищевые зависимости, сама же она страдает от лишнего веса, ест много, особенно сладостей. Гарольд, её единственный сын, вместе с другом постоянно ворует этот же телевизор, чтобы продать его в ближайший ломбард, а на вырученные деньги купить наркоты. Маме приходится постоянно выкупать этот телевизор, а на вопрос владельца ломбарда о том, почему бы ей не обратится в полицию, Сара отвечает, мол, это ведь её единственный ребёнок.

Но внезапно дела начинают идти вверх. Гарольд и Тайрон находят способ удвоить дозу и перепродавать каждую по той же цене. Друзья быстро богатеют, имея параллельно доступ к очередной дозе. Подружка Гарольда, Мариан, такая же наркоманка, мечтает о том, чтобы открыть модный бутик, она уже сделала пару эскизов, а её парень был готов помочь ей с деньгами.

Сара также времени зря не теряла. Внезапно ей позвонили из её любимой телепередачи и сказали, что у нее есть возможность поучаствовать. На радостях та ставит соответствующую подпись и пытается преобразится для шоу так, как выглядела на выпускном у своего сына — с рыжими волосами и в красном платье. Но если с покраской волос проблем не возникает, то красное платье оказывается уж слишком маленьким для растолстевшей женщины. Тогда та садится на слишком жёсткую диету — полгрейпфрута, варёное яйцо и кружка кофе без сахара. Но так как есть уж очень хочется, она не выдерживает и дня и прислушивается к совету одной из подруг, которая рекомендует Саре доктора. Этот доктор прописывает будущей телезвезде специальные таблетки, от которых ей не захочется есть очень много.

Однажды Гарольд решает сделать для матери подарок (новый телевизор) и для этого он навещает её. Заметив, что его мать уж слишком весёлая и гиперактивная, Гарри подозревает неладное и вскоре узнаёт, что она подсела на амфетаминовые таблетки. Пытаясь убедить маму бросить «чудо-таблетки для похудения», Гарри сдаётся и выслушивает о том, как же Саре одиноко из-за смерти отца Гарольда и из-за того, что сам Гарольд её почти что не навещает, а тут у неё такой шанс — попасть в телевизор, заявить о себе, о своем покойном муже и о своем прелестном сыне, который занялся бизнесом, завёл семью с прекрасной девушкой и не забывает мать родную. Тогда Гарри обещает, что будет навещать её чаще и что однажды познакомит её с Мариан.

Осень[править]

Оригинальное название — Fall, что также может означать «падение».

Одна из сделок, на которой должен присутствовать Тайрон, оказывается засадой со стороны одной из белых группировок. Тайрону удается сбежать из передряги, но его ловит полиция. Тогда Гарольду и Мариан приходится отдать все заработанные деньги, как залог на освобождение друга. Можно было бы конечно же заработать новые деньги по той же схеме, но все наркоторговцы Нью-Йорка решают залечь на дно из-за войны между итальянцами и темнокожими. Наркота есть только у Большого Тима, сутенёра, который платит наркотиками за секс. Есть надежда на некого «Ангела» из Флориды, который обещает распродать наркоту в ближайшее время, но просит за него две тысячи. Так как таких денег у ребят нет, Мариан решается на отчаянный шаг — переспать с неприятным ей психологом Арнольдом за деньги. Гарри и Тайрон идут покупать очередную дозу, но и эта сделка срывается, друзья остаются без дозы. К тому же у Гарольда давным давно образовалась язва на том месте, куда тот колол очередную дозу.

Тем временем дела Сары идут всё хуже. Таблетки больше не делают женщину активной, она исхудала настолько, что дальше некуда, к тому же у неё начинаются галлюцинации, как будто она таки смогла увидеть себя в телевизоре. Но однажды галлюцинации переходят все границы, и Саре кажется будто герои её любимого шоу вместе с копией её самой вышли прямо с телевизора чтобы поиздеваться над бедной старушкой, да и ещё и холодильник оживает и присоединяется к травле. Сара не выдерживает и убегает из дома.

Зима[править]

Сара выбегает из дома и мчится прямо к телестудии, чтобы её поскорее взяли участвовать, но окружающие воспринимают её как психически больную и Сару увозят в клинику. Там в неё вводят препараты и насильственно кормят, а последним шагом становится электрошоковая терапия, из-за которого Сара окончательно теряет рассудок.

Гарри и Тайрон решают отправиться за наркотиками во Флориду. По дороге они делают остановку для приёма очередной дозы, но так как Гарри вколол её именно в ту руку, на которой уже образовалась гангрена, ему становится плохо настолько, что им приходиться делать ещё одну остановку в больнице. Врач, увидев руку Гарри, сразу понимает, что перед ним наркоманы и вызывает полицию. Гарольд и Тайрон попадают в тюрьму. Тайрона отправляют на работу, где тот переживает сильную ломку. Гарри отправляют в больницу, где тот окончательно теряет руку.

Мариан ещё перед отъездом Гарри окончательно ссорится с ним и тот даёт ей номер Большого Тима. Большой Тим даёт своей новой проститутке маленькую дозу за предоставленную услугу и приглашает её на большую оргию, за которую предлагает ещё большую дозу. Та вначале не соглашается, но кайф от дозы быстро проходит и она всё таки приходит на оргию. Перед оргией её прямо из тюрьмы звонит Гарри и обещает ей вернуться, а она обещает его ждать.

Финал[править]

Всё заканчивается очень хорошо. Каждый засыпает в кровати после трудного рабочего дня в позе эмбриона. Гарольд — на больничной койке с ампутированной рукой, зовя Мариан и зная, что она не придёт; Мариан — у себя в квартире, в окружении порванных эскизов и с пакетом очередной дозы от сутенёра; Тайрон — на тюремных нарах, вспоминая, как однажды в детстве пообещал матери, что у него будет всё; а Сара — в психиатрической лечебнице. В один момент она всё таки попадает на своё любимое шоу, на котором она встречается с закончившим колледж и начавшим свой бизнес Гарольдом, который к тому же заявил на всю страну, как сильно он любит свою мать. Но перекрещенные лучи от проекторов как-бы намекают, что это всё неправда.

Ну, а весна… Она так и не наступила.

Тропы и штампы[править]

  • Ампутация — печальная участь главного героя.
  • Антиреклама наркотиков. Просто антиреклама наркотиков.
  • Бесплодный мечтатель — все четверо главных героев. Собственно, основная идея книги и фильма — именно про это и про тёмную сторону «американской мечты», а наркотики выступают скорее вспомогательным сюжетным приёмом.
  • Дурачащаяся пара — Гаррольд и Мариан в начале фильма.
  • Доктор Поц — доктор, прописавший амфетаминовые таблетки Саре.
  • Жуткие увеселения — «вышедшие» из телевизора образы, которые «устроили шоу» в квартире Сары.
  • Затмить адаптацией — очень мало кто знает, что этот фильм — экранизация одноимённого романа Хьюберта Селби-младшего.
  • Золотая молодёжь — родители Мариан всячески обеспечивают свою дочь, даже целую квартиру сняли для неё. Тем не менее, свои карманные деньги та тратит на наркотики, а свободное время — на гуляния.
  • Знают именно за это и Музыкальный символ — заглавная музыкальная тема фильма «Lux Aeterna», написанная Клинтом Манселом.
  • Идише мамэ — Сара, которая всячески закрывала глаза на поведение сына, ведь он у неё единственный.
  • Камео — одна из подружек Сары — жена Дарена Аронофски, сам же Дарен присутствовал на оргии, а вот надзиратель, издевавшийся над Тайроном — это сам Хьюберт Селби-младший.
  • Лицемер — Гарольд уж очень переживает, что его мать принимает наркотики и хочет, чтобы она бросила. Но готов ли он сам бросить?
  • Обжора и Сладкоежка — Сара, которая и дня не выдержала строгой диеты.
  • Пацаны с раёна — ну а у кого же Тайрону и Гарри брать товар?
  • Пейсы, кашрут и день субботний — главный герой и его мама (смотрим выше), да и вообще всех их соседи, включая хозяина ломбарда с характерной фамилией Рабинович. Что вы хотите, Брайтон-Бич же!
  • Пропил, проспал, прогулял — о том, как главные герои могли получить всё, но не получили ничего.
  • Психиатрия — это страшно — психиатрическая больница, куда Сара попадает ближе к концу.
  • Психованные струны — фоновая музыка, играющая в конце, когда Гарольд и Тайрон попадают в тюрьму, Сара — в психлечебницу, а Мариан — на оргию.
  • Слезогонка — как бы зритель ни осуждал героев за их поступки, язык кинематографа заставляет даже самых стойких пустить слезу в концовке — уж слишком убедительно она была снята
  • Старый маразматик — такой станет Сара из-за таблеток.
  • Старик Похабыч — присутствовал на оргии Большого Тима. Именно он просит позу «задница к заднице»
  • Старость в одиночестве — Сара. Муж давно умер, а сынок если и навещает, то только чтобы в очередной раз стащить телевизор.
  • Темнее и острее/От плохого к ужасному — начинается всё с того, что дела у всех героев идут вверх, но постепенно ситуация ухудшается и всё только и ведёт к несчастливому концу.
  • Фансервис — Гарольд и Мариан, когда лежат голыми.
  • Ну, и конечно же, Фан-диссервис — оргия Большого Тима.
  • Хамоватый ребёнок — Гарольд по отношению матери. Готов всячески ей нагрубить, лишь бы та позволила ему в очередной раз продать телевизор.
  • Это был только сон — вы думаете, что после всего произошедшего в фильме Сара и вправду попала на телевидение?
  • Эффект «Реквиема по мечте» — главная музыкальная тема «Lux Aeterna» авторства Клинта Мэнселла, которую обожают приписывать Моцарту\Бетховену\<вставьте имя>.
  • Я побит, начну сначала — герои пытались поступить именно так, когда влетели на бабки. Не вышло.