Ведьмак/НД

Материал из Posmotreli
< Ведьмак(перенаправлено с «Saga o wiedźminie/НД»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Происхождение ведьмаков[править]

Основная сага даёт нам мнение Трисс, что за созданием ведьмаков стояли чародеи-ренегаты. «Сезон гроз» подтверждает эту версию, приводя конкретного автора «ведьмачьей мутации» — Альзура. Однако это не даёт понять, откуда и каким образом появилась целая разветвлённая организация охотников на монстров, оптимизированных и обученных для выполнения этой задачи?

Прежде всего, откуда вообще взят термин «ведьмак»? Слово wiedzmin является, настолько мне известно, неологизмом за авторством Сапковского, однако существует общеславянский фольклорный персонаж (по-польски wiedzmak, по-русски, собственно, ведьмак), который и послужил протипом сапковских ведьмаков. Вот что пишет о нём Википедия:

Ведьма́к (укр. відьмак, відьмар, відьмун, відьмач; белор. вядзьмак, вядзьмар, ведзьмак, ведзьмар) — персонаж славянской мифологии и демонологии, колдун. Является начальником над ведьмами определённой местности; может действовать заодно с ними или, наоборот, защищать людей от проделок ведьм и заложных покойников, заговорами лечить болезни людей и животных. В грамматическом отношении слово «ведьмак» соответствует слову женского рода со сходной этимологией — «ведьма».

Короче говоря, мужской аналог ведьмы, но может быть на положительной стороне. И где здесь про супербойца-мутанта? Не сходится. Опять же, ведьмаки сами себя называют ведьмаками, то есть это не жаргонная кличка, прилепленная невежественными крестьянами. Стал бы Альзур или его последователи называть этим словом результаты своих генетических экспериментов по созданию идеального солдата? Вряд ли. Следовательно, кроме Альзура, был ещё какой-то корень у ордена ведьмаков, опиравшийся на «простонародные» представления о магии и родственный ведовству. В эту гипотезу также хорошо вписывается информация о разветвлённой сети ведьмачьих школ, существующих достаточно долгое время, чтобы они успели пережить расцвет, погромы и упадок до начала основных событий книг. Опять же, действуй Альзур в одиночку, Капитул наверняка устроил бы ему весёлую жизнь как тому же Вильгефорцу, и ведьмаки не бродили бы по трактам, а сидели бы по тщательно замаскированным секретным лабораториям. Нет, скорее всего, чародеи-ренегаты не создали принципиально новую структуру, а действовали с опорой на уже существующую силу.

Попробуем представить, кем были изначальные ведьмаки. Этимология слова подсказывает — мужским аналогом ведьм, «сельскими знахарями» (к которым презрительно причисляют ведьмаков снобы-чародеи непосредственно в книгах). А чем у нас ведьмы отличаются от «лицензированных» мэйнстримных магов и магичек? Меньшей магической силой (совпадает), ориентацией на магические инструменты, особенно зелья, для компенсации собственной слабости (ведьмачьи мечи, медальоны, эликсиры — совпадает), близостью к народу и даже к социальным низам (совпадает). Теперь что касается охоты на чудовищ. Как известно, спрос рождает предложение. То есть сначала появились чудовища, которые жрали людей, а уж потом специальные люди, которые на них охотились. Причём мы ни разу не видим, чтобы этим занимались маги — то ли брезгуют, то ли не хотят вмешиваться в экологию, то ли банально не могут. Вопрос — на кой чёрт чародеям-ренегатам заморачиваться с созданием идеальных убийц чудовищ, если больше никого из чародейской братии эта проблема не интересует? Но если мы предположим, что ведьмацкие организации были заточены под решение этой проблемы ещё до присоединения к ним Альзура и Косимо (его учитель, соавтор ведьмачьих мутаций), то всё встаёт на свои места.

Итак, изначальные ведьмаки были, собственно, деревенскими знахарями/колдунами, недостаточно квалифицированными, чтобы вступить в Братство Чародеев. Поскольку чудовищ в те времена было гораздо больше, а охотники из обычных людей не всегда справлялись со сверхъестественными тварями (призраками, вампирами, нежитью), проблема защиты общины от «чудовищных» угроз волей-неволей ложилась на их плечи. Не обладая достаточной магической силой, чтобы гонять монстров только ей, ведьмаки пользовались любыми средствами сравнять шансы — усиливающими зельями, холодным оружием, специальными амулетами для фокусировки, ну и, естественно, прекрасным знанием видов чудовищ, их слабостей и повадок. Со временем, ведьмаки сформировали нечто вроде профсоюза с локальными центрами-Школами (чья анималистическая символика подчёркивает их народно-архаический характер, и да, существование нескольких ведьмачьих «звериных» школ — каноничный факт, медальон Геральта прямым текстом называет знаком Школы Волка, медальоны грифа и кота подразумевают наличие ещё как минимум двух других). И уже после этого ведьмаков заметили Косимо с Альзуром, заключив с ними, по всей видимости, взаимовыгодное соглашение, а также коренным образом преобразовав организацию и процесс подготовки. Скорее всего, реформы заняли немало времени, но в результате ведьмачий цех достиг небывалого доселе расцвета. Недовольный резким усилением ранее малозначимого и децентрализованного сообщества (которое, к тому же, приносило им пользу, поставляя трупы монстров для исследования и подчищая сбежавшие результаты экспериментов), Капитул решил позаботиться о ликвидации конкурентов и распространил «Монструм», натравив на ведьмаков озверевшие толпы, благоразумно не афишируя своего участия.

  • Интересные размышления, но есть НО. В самом начале рассуждений указывается, что ведьмак как ведьма мужского пола "wiedzmak" не такие же ведьмаки, как Геральт - "wiedzmin". Затем в рассуждениях об этом забывается, что ошибочно. Таким образом получаем, что wiedzmin это не деревенские знахари. Скорее всего Альзур не называл своих детищ wiedzmin, это приклеилось от народа, для удобства так и самих себя называют. Если брать аналогию с русским, то wiedzm - ведьма, wiedzmak - ведьмак, тогда wiedzmin - ведьмин (проверка в переводчиках подтвердила догадку). Таким образом термин "wiedzmin" - ведьмин указывает, что тот, кого так называют, принадлежит или создан ведьмами - притяжательное. По факту так и получается - wiedzmin'ы были созданы колдунами, которых в простонародии называют ведьмами мужского пола. Плюс аргументом против "прокаченных деревенских знахарей" будет тот факт, что именно в ходе мутаций приобретается способность творить Знаки, к которым адепты магии относятся пренебрежительно, знаки - рудимент, а не полноценная магия, которую могут творит те, кто наделены даром. И в случае "деревенских знахарей" в их рядах были бы и мужчины, и женщины, а процесс мутаций заточен под мужской организм до полового созревания. И зелья, что используют wiedzmin'ы токсичны для всех остальных. Резюме: термин "wiedzmin" говорит о том, что создан ведьмами.

Плата допплеру в сериале от Netflix[править]

Это деталь, которую я уловил при втором просмотре, но, возможно, она была более очевидной для других. В эпизоде, где допплер получает задание схватить Цири, замаскировавшись под Мышовура, он утверждает, что получил всю память и знания Мышовура, которые помогут имитировать его поведение, когда он находится рядом с Цири. Но все же есть одна вещь, которую он делает, чего Мышовур не делал. Допплер несколько раз дотрагивается до волос Цири, когда у него появляется такая возможность. У меня сложилось впечатление, что Кагыр обещал допплеру волосы Цири, которые являются ее известной визуальной чертой, в качестве платы, чтобы Допплер мог использовать их в своей коллекции частей тела.

Альвин[править]

Некоторое время была теория что он сын Цири и Галахада (Истоки на деревьях не растут), однако никаких подтверждений она не получила, да и сюжет последующих играх ушел совсем в другую сторону.

Вильгефорц — биологический отец Геральта?[править]

Слишком уж много совпадений — и форма подбородка, и подозрительное сходство истории Корина, «официального отца» Геральта, и Вильгефорца, который хоть и «из Роггевеена», но родом из Лан Эксетера, и оттуда же — фантастическое для магика владение холодняком — тот же Истредд, выходя против Геральта, был почти уверен, что Геральт его уделает, и явный интерес к Геральту на Танедде — даже разговор в духе «Вместе мы сможем править Галактикой». И даже попытка в последний миг что-то Геральту сказать. Да и Геральт, уникум даже по меркам ведьмаков, фантастическую свою стойкость, благодаря чему легко перенес Испытание Травами и Трансмутацию, и хоть и намного тяжелее — дополнительные модификации, а затем пережив убиение Вильгефорцем — явно получил не от матери, которую выматывала даже просто долгая скачка, причем выматывала так, что это замечал даже крестьянин Йурга. Такую живучесть из людей демонстрировал только один человек — сам Вильгефорц, выжив при взрыве телепортала Tor Lara. Так что, судя по всему, и учитывая любовь пана Анджея к тропу «Люк, я твой отец»… Геральт действительно, сам того не зная, уделал собственного папу.

  • Владение холодным оружием фантастическое именно для магика - остальные им вообще не владеют, ибо зачем, если можно наколдовать? А у Вильгефорца на любой случай был козырь в рукаве (даже на высшего вампира). Что делать в случае, если противник будет иметь иммунитет к магии или её нельзя применять во вне? Правильно, ударить чем-нибудь твёрдым и тяжёлым, а для этого нужно умение, плюс Вильгефорц явно усиливал собственное тело.
  • На Танедде у Вильгефорца была одна цель - Цири. Если можно её достичь меньшими усилиями - убеждением, то почему нет? Да и никто не заставляет Вильгефорца действительно делить власть, а обмануть и убить впоследствии.
  • Касательно матери Геральта. Ну и что. что её выматывала долгая скачка? Не умеет человек или не привычен. К магическому дару это не относится. А именно благодаря магическому дару Геральт легко перенёс Испытание Травами. Мать у него была с даром, от неё и передался. Да и Вильгефорц Геральта просто покалечил и побежал дальше за Цири. И ногу Геральту вылечили (да и то не до конца) дриады в Брокелоне.

Родерик де Ветт — засланец Эмгыра?[править]

Неприятный тип, нильфгаардский дворянин, поднявшийся в Ордене Пылающей Розы до советника короля Фольтеста и наперстника принцессы Адды. Что про него известно?

  • Он, вероятно, является родственником Йоахима де Ветта.
  • Находится «на ножах» с главой темерийской разведки Талером.
  • Повторно накладывает проклятие на Адду, используя дневник вельможи Острита.

Интересно, как нильфгаардский дворянин сделал такую карьеру, учитывая что к «чёрным» на Севере достаточно непрязненное отношение? Уж не объявил ли себя Родерик жертвой тирании Эмгыра? В конце концов, Йоахим де Ветт мало того что был бездарным полководцем, так ещё и влез в заговор по свержению императора. А госизмена — преступление реально очень серьёзное, как ни крути. За такое могут лишить имущества и всё семейство. И тут родственнику (сыну, брату?) покойного Йоахима поступает «предложение, от которого невозможно отказаться». В рамках подготовки третьей войны с Севером, император проводит масштабную кампанию по максимальному ослаблению Севера — к примеру тот же Лето из Гулетты начинает устранение королей, попутно впутывая в свои дела Ложу Чародеек, дабы такие поступки напрочь подорвали доверие монархов к волшебникам (что мы вовсю наблюдаем на примере Редании уже в третьей части). От Родерика требуется не убивать королей, а задача попроще — расшатывать Темерию изнутри. Мог ли де Ветт подбивать Адду на мутные дела с Саламандрами не только и не столько по приказу великого магистра Якова? Вполне! Ну а когда началась кампания по устранению королей (происходит первое покушение на Фольтеста), очень уместно вывести и наследницу престола из игры — дабы никакого центра объединения королевства вокруг нового властителя не было (во второй части так и может произойти).

Кстати, если встать в Темноводье на сторону Ордена, то де Ветт в разговоре с Геральтом предложит не расколдовывать Адду по второму разу, а убить. Ещё и пять тысяч оренов предложит, как компенсацию за возможный гнев Фольтеста.

С кем связан Деклан Леуваарден?[править]

Вероятный родственник купца Беренгара Леуваардена, который вступил в заговор против Эмгыра, а потом «переобулся в прыжке». Или нет? Нильфгаардский купец Деклан явно противодействует Саламандрам, которые вообще-то являются в первую очередь внутренней проблемой Темерии. Но если эта преступная группировка является инструментом «партии войны» (которую возглавляет или поддерживает сам император Нильфгаарда), то логика прослеживается. Леуваардены входят в «партию мира» — и им очередная войнушка Севера и Юга откровенно невыгодна. Собственно говоря, недаром поражение «чёрных» в войне с Севером запускает механизм с успешным заговором и убийством Эмгыра — торговые корпорации, стоящие за «партией мира», в этом раскладе получают решающие козыри в играх престолов.