Пила

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Saw»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Джон Крамер. Талантливый изобретатель, примерный семьянин, маньяк-убийца. Одет в чёрно-красный плащ с капюшоном.

«Пила» (англ. «Saw») — цикл американо-австралийских фильмов ужасов, повествующий о злодеяниях инженера-убийцы Джона Крамера и его учеников. На сегодня франшиза состоит из девяти фильмов и ещё после шестого была внесена в «Книгу рекордов Гиннеса», как самая кассовая серия фильмов ужасов всех времён и народов. В первую очередь эту франшизу знают за обилие сцен кровавых расчленений, а также ужасных физических и нравственных страданий. Так что сразу предупреждаем, что кино не для впечатлительных и тем более не для детей: описанных выше ужасов там, пожалуй, слишком много. Желающие изучить всякие «топ-10 ловушек Пилы» могут это просто загуглить, а здесь мы постараемся сделать так, чтобы читателя не стошнило в ходе чтения, и уделить больше внимания тому, что там ещё есть.

Сюжет[править]

Итак, собрав воедино всё то, что нам раскрыли за девять серий, вышедших на момент написания этой статьи, получаем следующее. Весьма одарённый инженер Джон Крамер узнаёт, что болен неоперабельным онкозаболеванием и напоследок решает показать ближним своё видение добра и справедливости. Вообще поначалу зрителю рассказывают, что идея научить людей ценить жизнь пришла к Крамеру в тот момент, когда он, неудачно попытавшись покончить с собой, мучительно выбирался из разбитого автомобиля, внезапно передумав умирать. Впоследствии авторы уточняют, что воплощать свою идею он всё-таки не спешил, и точкой отсчёта стало то, что у его жены случился выкидыш по вине случайно толкнувшего её наркомана (этот же самый наркоман и стал первой жертвой Крамера).

Крамер и до болезни не отличался особой физической силой, зато был умён и умел хорошо конструировать. Поэтому в качестве орудий убийства он применял замысловатые инженерные конструкции, «ловушки». В большинстве случаев он оставлял жертве шанс спастись, хотя спасение обычно подразумевает причинение себе боли, а то и инвалидности. Маньяка прозвали Конструктором или Пилой. Тут следует сделать пояснение: пилы он, конечно, любит, но кличку «Jigsaw» получил от названия игры «jigsaw puzzle»[1]: Крамер вырезáл из кожи жертв, не сумевших спастись, небольшой лоскуток в форме фигурки пазла.

Почему в предыдущем абзаце столько глаголов в прошедшем времени, спросите вы? Что ж, спойлер достаточно общеизвестен, так что не будем его прятать: Пилу убили ещё в третьей серии. Но в остальных главным злодеем всё равно является он, хотя это не приквелы, и он не восстал из мёртвых. Дело в том, что Пила успел спроектировать достаточно много ловушек и распланировать, кого и как с их помощью учить жизни, обзавёлся несколькими учениками (в основном из числа своих бывших жертв, проникшихся такими уроками) и оставил им подробные инструкции, так что в остальных сериях он фактически руководит злодействами с видеозаписей и из флэшбэков. Что же касается личностей учеников, их мы будем прятать под спойлеры, чтобы не портить «вотэтоповороты» — без спойлеров они весьма впечатляют. Надо сказать, что в отличие от злодея со стандартами Крамера, кое-кто из его помощников (что Аманда, что Хоффман, можно долго спорить о том, кто чудовищнее) вполне подходит под определение «полное чудовище»: не оставляет жертве шансов выжить и просто любит убивать.

Армия поклонников цикла превозносит его до небес за следующие особенности. Во-первых, это сам злодей, само собой разумеется: харизматичный, талантливый, умный, очень хладнокровный, даже редко повышает голос (хотя несколько раз за сериал психовал ещё как, орал на учеников и разбивал часы). Во-вторых, впечатляют вышеупомянутые ловушки, применяемые Пилой: от адских машинок, которые надеваются на жертву или в которые жертву заковывают, до целых зданий со злонамеренной архитектурой. Во-третьих, это философия Пилы: его жертвами часто становятся те, кто по его мнению, недостаточно ценит жизнь (а также всякие сволочи и просто те, кто насолил лично ему). Зрителю интересно задуматься: смог ли бы я, например отпилить себе ногу, чтобы выжить? И, в-четвёртых, зрителя впечатляют постоянные завихрения сюжета, обычно проявляющиеся под конец фильма. Об этом поговорим ниже, старательно упаковывая в антиспойлерные серые полоски.

Ложка дёгтя[править]

Тем не менее, не будем уподобляться фанатам, склонным идеализировать своих любимцев. Крамер выглядит весьма двояко. На первый взгляд, это благородный маньяк или хотя бы зло воздающее, поскольку от него часто достаётся всяким гадам или просто дуракам, некоторые из которых даже делают выводы (если выберутся, конечно). С другой стороны, Пила часто забывает, что не все преступления одинаковы, поэтому его возмездия выглядят слишком жестокими. И, к тому же, встречаются испытания, в которых жертв несколько, а спастись может только одна, причём ещё и шансы неравные. А то и вовсе шансов нет. Злодей же искренне уверен, что творит добро и вообще никого не убил, это всё сами жертвы сделали. Видимо, опухоль в мозгу сильно влияет на его мышление.

Что касается завихрений сюжета, то после просмотра нескольких серий все эти «вотэтоповороты» начинают смешить. Когда этот умирающий умник успел столько придумать и, главное, построить? И сколько ещё у него окажется помощников, которые активно и абсолютно незримо для зрителей участвовали в сюжете предыдущих серий? Впрочем, второй вопрос отвечает на первый. Хотя возникает чувство, что авторы в последующих сериях просто залатывают дыры, допущенные в предыдущих, — и помощников Пиле выделяют всё больше, и объяснили, что доктор Гордон был куда грешнее, чем показали поначалу, и ещё легко отделался. Тем более, что у них всегда есть свобода для манёвра: суть событий никогда полностью не раскрывается, и при необходимости авторы могут додумать, что надо. Иногда делают вид, что это были такие развешанные ружья. Хотя это тоже смотрится интересно — мол, как они выкрутятся на этот раз? Ну и, в конце концов, может это и правда «ружья» (не зря же один из символов франшизы — пазл)? Так или иначе, сюжет витиеватый, и в дальнейшем тексте спойлеры, знание которых может убить всю интригу и испортить впечатление от сюжета, скрыты плашками.

И, конечно, о ловушках. Временами присутствует ложная дихотомия выбора: присмотревшись к некоторым ловушкам, можно увидеть, что выбраться из них легче, чем кажется. В некоторых случаях видно, что от поражающего элемента можно легко увернуться или обойти его. Такое чувство, что персонаж то ли с ума сошёл, то ли побоялся нарушить правила, то ли сценарист идиот. Иногда кажется, что Пила троллит жертв ещё и их недогадливостью или внушаемостью.

  • Например, какой дурак, зная, к кому в руки попал, полезет всей своей тушкой в печь и даже не попробует достать из неё шприцы с противоядием, разбив окошко с другой стороны?
  • А в эпизоде, где нужно было набросать на весы больше, чем «противник», никто даже не попытался бросать на весы инструменты или отрубать куски от стола. Сразу с себя начали.
  • В сцене с расстрельной каруселью хорошо видно, что не обязательно колоть себе руки, чтобы нажать на кнопку, — до неё можно дотянуться с противоположной стороны.
  • В седьмой части, вообще сделанной по принципу «зато в три-дэ», удивляет эпизод, в котором персонаж не додумался просто встать в обуви на крючья вместо того, чтобы тыкать ими в себя, воссоздавая сцену из своих лживых мемуаров. Или просто сцепить крючья вместе и взяться за них руками. В фильме ещё до того подсвечиваются сомнения что описанное горе-писакой вообще возможно физически. На практике так и выходит — независимо от силы воли, выполнить подобное невозможно за счёт предела прочности человеческой плоти. Крамер в аудиопослании саркастично отзывается о живодёрском способе и, возможно, это был как раз намёк: мол, признай, что ты не в ладах с биологией и сообрази, как спастись.
    • Справедливости ради, один испытуемый в третьей части действительно смог «обойти» ловушку Пилы, получив необходимый ключ, не получив при этом пулю, как обещал Конструктор… Но её получил другой человек, и то потому что стоял прямо на линии выстрела. Во второй части герои попадаются в глупые ловушки из-за недоверия друг к другу или по принуждению (они все бывшие заключенные). В ещё одной части смысл испытания как раз был в нестандартном подходе к решению задачи и взаимопощи… жертвы Пилы догадались не сразу.

Тропы и штампы[править]

Основное[править]

Билли задумчиво читает, что мы тут про него понаписывали.

То, что встречается из серии в серию.

  • Ещё раз подчеркнём упомянутые перепады между благородностью и неадекватностью Крамера. К сказанному выше добавим, что он гад-кукловод: некоторые его помощники, начиная с Зеппа, сами являются его жертвами, которые вынуждены выполнять для него злодейства, чтобы самим спастись. Кроме того, он ещё и в прямом смысле кукловод: страхолюдная красноглазая дистанционно управляемая кукла Билли стала символом франшизы[2].
  • Нелинейное повествование. Как его тут только ни закручивали, этот сюжет! Флэшбэки, как упоминалось выше, с каждой следующей серией открывают всё больше деталей, которые в предыдущих сериях нам не показали. Действие двух серий (3 и 4) происходит в одно и то же время, и только когда сюжеты соединяются, понимаешь, что на самом деле происходит. В двух сериях (толстый спойлер! — 2 и 8) зрителю вперемешку показывают события, имевшие место в разное время, но так, что до поры, до времени кажется, что они происходят одновременно.
  • Посмертное сообщение — на этом держится большая часть серий. Пила оставил после себя множество таких сообщений: и записки, и видео-, аудиозаписи, и инструкции для помощников и жертв, да и сами его преступления задуманы, как своеобразное назидательное послание.
  • Что стало с мышонком? — в большинстве серий, начиная с первой, судьбу кого-то из оставшихся в ловушке жертв не показывают, оставляя этакий клиффхэнгер, чтобы дать на него ответ, в лучшем случае, в следующей серии. Синдром внезапной смерти в сиквеле тут, кстати, не редкость. Самым долгоиграющим мышонком оказался доктор Гордон из первой части — что с ним случилось, показали только в седьмой, хотя намекнули ещё во второй. Ждём, выберется ли из сортира Хоффман (авторы намекнули, что нет, но труп пока не показали).
    • Забавный факт: в более поздних сериях на валяющихся в уборной останках Адама цепь надета не на ту ногу, а огнестрельное ранение оказалось не в том месте. Банальная небрежность ответственных за реквизит, однако фанаты тут же «догадались», что это не его труп, а значит, сам он может быть жив.
  • Музыкальный символ. Конечно же, «Hello Zepp» Чарли Клоузера, названная так по фразе, звучащей из диктофона одновременно с первыми аккордами мелодии. Звучит, как правило, в моменты сюжетных поворотов и особенно эпично смотрится в финалах серий, подчёркивая собой дружное офигевание зрителей и уцелевших персонажей.

Прочие[править]

  • Ай, молодца! — частенько встречается. Самый дурацкий поступок тут совершил герой седьмой части: ради наживы врал, что якобы побывал в ловушке у Пилы. При том, что Пила был ещё жив и даже не идентифицирован! Стоит ли говорить, что горе-писака вскоре отправился проверять, насколько реалистичной получилась его ложь? Настолько молодца, что копыта не откинул, а вот все его близкие погибли.
  • Антизлодей - Джон Крамер,тобишь "Пила". Да, методы у него очень жестокие, но он приследует благородные цели - проучить гадов и научить людей ценить свои и чужие жизни.
  • Великолепный мерзавец - Джон Крамер.
  • Грозная репутация. Уже в пятой части жертвы, очнувшись непонятно где с непонятно чем на шеях, не сомневаются в том, к кому в руки попали. И отлично понимают, что надо выполнять инструкции, и что других выходов им не оставили.
  • Даже у зла есть стандарты. К сожалению, Джон Крамер ввел для себя всего три стандарта: стараться не причинять сильного вреда детям и подросткам (во втором фильме Аманда по поручению Крамера всеми силами оберегала Дэниэла Меттьюса), не подвергать дальнейшей смерти людей из-за непредвиденной ошибки,(Именно таким образом был завербован Логан Нельсон, которого Крамер подверг испытанию скорее всего из личной мести из-за поздно обнаружившейся опухоли, однако спасшего его и сделавший своим учеником) и давать жертвам шанс выжить в случае успеха.
  • Дом разделённый. Время от времени при сеансах групповой терапии оказывается, что перед испытуемыми не стоит выбора «убей или умри»: спастись могли бы все и с меньшими травмами, если бы действовали сообща. Во втором и пятом фильме от ловушек Пилы погибло меньше жертв, чем от рук друг друга (до уцелевших персонажей пятого в итоге всё-таки дошло, что надо делать).
  • Заброшенная фабрика. Пила любит устраивать себе логова и полигоны на заброшенных индустриальных предприятиях. Так, в первой серии он скрывался на фабрике по изготовлению манекенов, во второй — на металлургическом комбинате, в третьей — на мясокомбинате (причём это было первое здание, которое он спроектировал в свою бытность архитектором). Не забываем и про знаменитый санузел, в котором убивают или пытаются убить разных персонажей из серии в серию, — вид у него явно индустриальный, и коридоры из него ведут к какому-то промышленному зданию.
  • Изобразить опоссума. В первом фильме Крамер это делал дважды. Сначала в своём логове упал после выстрела полицейского и притворился мёртвым, чтобы напасть, когда тот подойдёт поближе (сомнительно, что стрелок вообще попал в цель: на плаще Пилы не видно ни отверстий, ни крови; странно лишь, что коп не обратил на это внимания). А в финале фильма оказывается, что труп, всё время лежавший рядом с главными героями — это и есть Пила (как нам объяснят впоследствии, он ради реалистичности даже принял какой-то миорелаксант).
  • Исландская правдивость — иногда так изъясняется Пила. «Посиди здесь со мной два часа — и увидишь сына» (мальчик на самом деле находится не там, где думает его отец, а лежит без сознания в сейфе в той комнате, где предлагает посидеть Пила, и через два часа сейф автоматически откроется). Или из восьмой: «В этом патроне — ключ к вашему спасению» (стрелять ни в кого было не надо, ключ в буквальном смысле находился в патроне, а от выстрела только рассыпался). Хотя врать он тоже мастак, в сериях 2 и 5, например, явная ложь присутствует.
  • Йопт In Translation. Переводчики иногда забывают вникать в суть происходящего. В третьей серии вызывает недоумение фраза из заключительного послания Пилы: «Только я виновен в гибели твоего сына». Каким чудом этот злой гений ухитрился подстроить автомобильную аварию-то? А никаким, потому что он говорит совершенно другое: «I am the person responsible for the loss of your child» — «это я ответственен за исчезновение твоего ребёнка». Речь идёт о дочери главгероя, а не о сыне, дальше злодей ведь продолжает: «I am the only person who knows where your daughter is».
  • Куда заводит месть. Третья серия основана на этом. Её герою предоставлен выбор: позволить виновнику гибели его сына умереть страшной смертью, или же простить и спасти. Простить получилось, спасти — не очень, но тут же после завершения воспитательной работы герой снова наступил на те же грабли, попытавшись отомстить уже самому Пиле. Зря.
    • Помощник Пилы Хоффман тоже начал с того, что отомстил за сестру, устроив для её убийцы казнь в стиле Пилы. В итоге под угрозой разоблачения стал подручным маньяка, потом, чуть не попавшись, был вынужден истребить следователей, потом сам чудом выбрался из ловушки и вскоре угодил в следующую… Ждём, выберется ли.
    • Джон Крамер, скорее всего, тоже начал свою карьеру именно с личной мести, но с тех пор вошел во вкус.
  • Лечит и калечит — помощник Пилы (толстый спойлер) доктор Лоуренс Гордон, да-да, тот самый, который в первой части отпилил себе ногу. Именно этот человек, оказывается, помогал Пиле во многих случаях, когда жертву требовалось обработать хирургическим путём ещё до помещения в ловушку. Об этом нам рассказали только в седьмой части, но намёк был дан раньше: во второй серии обратите внимание на видео, где некто хромой в балахоне вшивает ключ в тело первой жертвы.
  • Ловушка для любопытных. Вторая часть: к глазку двери приставлен револьвер, его механизмы соединены с замком двери. Самый осторожный получил пулю, а ведь мог и вообще никто не пострадать. А в восьмой части, например, не стоило соваться к двери, на которой честно написано: «Выхода нет».
  • Наручный клинок. В первом фильме Пила при помощи такого ранил в шею полицейского. Надо сказать, что выглядит это несколько странно, ведь наш маньяк принципиально не убивает людей своими руками. В данном же случае он хоть и не убил копа, но вполне мог: удар в такое место даже медику было бы трудно просчитать.
  • Необузданные догадки. Существует фанатская гипотеза, что Кевин из «Один дома» на старости лет и стал тем самым маньяком Конструктором.
  • Неожиданно жестокая смерть. Тут, конечно, хватает жестоких смертей, но в седьмой части показано что-то вообще несуразное: зачем-то Пила обрёк на страшную смерть человека, который вообще был виновен только в том, что поверил в ложь. Убить невиновного, ещё и таким зверским способом, просто чтобы покарать лжеца? Что за фигня, Пила? Ждём оправданий авторов, мол, это Хоффман, гад такой, что-то там подкрутил. Или же что этот тип ещё был каким-то пиарастом…
    • На самом деле Крамер с первой части ни во что не ставил человеческую жизнь. Концовка первой «Пилы» впечатляет не только «вотэтоповоротом», но и ясно в ней показанной безжалостностью Крамера, о чем многие почему-то забывают. Так что зверская казнь невинного человека в «Пиле 7» вполне закономерна. И не добавили ли её создатели в сценарий специально, чтобы развеять иллюзии аудитории о справедливом и несущем добро Джоне Крамере?
  • Одна сатана. Жена Пилы неодобрительно отзывалась о его забавах, но всё же принялась выполнять его последнюю волю, заключавшуюся в воздаянии нерадивому ученику. И капкан на голову жертвы нацепила без колебаний.
  • Отвергнутая женщина — это страшно. Помощница злодея в третьей части ведёт себя в соответствии с тропом. Впоследствии нам объяснят, что она руководствовалась не ревностью.
  • Трахеостомия. Одному из персонажей 5 серии пришлось такое с собой проделать, чтобы не утонуть в надетом на голову «аквариуме». Неизвестно, подразумевал ли это злодей (тот, кто такое придумал, в отличие от Пилы, шансов не оставлял).
  • Я сделаю за тебя то, чего ты не смог. В конце шестого фильма Уильям Истон попытался вымолить пощаду у Тары и Бренда Эбботов. Оба не хотят щадить Истона, опасаясь, что он возьмется за старое. Если Тара не может набраться духу опустить рубильник, то Бренд сделал это.
  • Желудок — лучший карман — Джон незадолго до смерти глотает кассету с посмертным сообщением. Как будто знал, что желудок вскроют.

Примечания[править]

  1. У нас это называют просто «пазл», хотя по-английски просто «puzzle» значит «головоломка» в целом.
  2. В четвёртом фильме показано что ранняя версия этой куклы, Бобби, сделанная Крамером для так и не рождённого сына, была вовсе не страшной и даже милой. Но…