Ши-Ра и непобедимые принцессы

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «She-Ra and the Princesses of Power»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ши-Ра и непобедимые принцессы — мультсериал от Netflix, перезапуск одноименного мультсериала 1985 года о сестре-близнеце Хи-Мэна. Сам Адам в сериале не упоминается[1], однако боевой клич «Властью Серого Черепа!» цельнопотырен именно из его приключений.

Сюжет[править]

Милитаристская Орда, живущая в стиле «high tech, low life», вторгается на богатую волшебством планету Эфирию и ведёт довольно успешные завоевательные походы против правящих ей принцесс-чародеек. Молодая и перспективная военная (без пяти минут командир) Адора в ходе одного из рейдов находит руины цивилизации Первых, а в них меч, позволяющий ей преображаться в чудесную воительницу, известную как Ши-Ра, и переметнулась к Сопротивлению сначала вынужденно, а потом и от души.

Персонажи[править]

Сопротивление[править]

Команда Лучших Друзей[править]

Альянс Принцесс[править]

И примкнувшие к ним[править]

Орда[править]

Прочие[править]

  • Первые — люди с другой планеты, некогда пытавшиеся колонизировать Эфирию, но уничтоженные Хорд Праймом. Оставили по себе множество электронных артефактов, спустя тысячи лет всё ещё работающих; их сверхъестественные по земным меркам технологии были откровенно ряжены под магию либо же тесно с оной взаимодействовали — у себя на родине Первые её не знали, и их с этого феномена откровенно пёрло. В результате Первые саккумулировали основную часть магии Эфирии, превратив планету в оружие, способное уничтожить галактику, а то и не одну, а ключ-картой к этому безобразию назначили Ши-Ру. В какой-то степени Злые Предтечи, хотя не столько злые, сколько обезьяны с планетарного масштаба гранатой.
  • Столп Света (в оригинале Light Hope — Надежда Света) — ИИ Первых, стерегущий «базу» Ши-Ры. Предстаёт в виде голограммы, изображающей строгую даму неопределённой расы и возраста. Тренирует очередную Ши-Ру быть таковой — естественно, в рамках задуманного Первыми, см. предыдущий пункт. Запрограммирована на самообучение и то и дело порывается обрести эмоции, самосознание и свободу воли, но каждый раз норовит форматнуть «вредоносные» обновления. Своего рода Злодей по должности — убеждала Адору, что Мара совершила ошибку и пыталась отдалить её от друзей, чтобы активировать Сердце Эфирии. При этом очень дорожила памятью о Маре (да-да, Слово Божье, да-да, была немножко влюблена), Благодаря чему в последний момент и ослабила контроль, позволив Адоре сломать меч и предотвратить Апокалипсис в конце четвёртого сезона.
    • В предыдущей итерации была оракулом, жила на самой высокой горе мира и точно так же давала Ши-Ре советы. Когда Адора однажды попала в переплёт, из которого не могла освободиться самостоятельно, Столп Света призвала ей на подмогу Хи-Мэна.
  • Мара — посмертный персонаж, предыдущая Ши-Ра. Мягкая шатенка с толстой косой на затылке а-ля Лара Крофт. Старалась дружить со Столпом Света и относиться к ней как к личности; также очень тепло общалась с мадам Рэз. В финальном сезоне Адора унаследовала её корабль.
  • Мадам Рэз/Раз (Madame Razz, мадам Суматоха) — лесная ведьма, периодически помогающая Адоре. То ли владеет навыком пророчества, то ли вообще живёт из будущего в прошлое, но что там, что здесь постоянно путает Адору и Мару и называет именами друг дружки. Возраст, превышающий тысячу лет (и сильно — во флэшбэках с Марой мадам Рэз такая же сморщенная карга) и сопутствующие недуги ясности её мыслям не добавляют.

Тропы и штампы[править]

  • Дети-солдаты — судя по взводу Адоры и Катры, Орда не стесняется использовать таких.
  • Драматическая смена причёски — перед индоктринацией Катру подстригли под гарсона (то ли потому, что шевелюра чип поставить мешала, то ли просто ради пущей субординации) Приблизительно с этих пор началась её отделка из инфантильной истерички под героиню.
    • Что интересно, после освобождения волосы Катры ЕЩЁ короче, чем в чипированной форме. Ошибка анимации или попытка «восстановить контроль» и забыть о времени в подчинении?
    • Скорее после ухода Скорпии.
  • Дружественные фэндомы — с Домом Совы. Жена и коллега Ноэлль, Молли Остертаг, работает над этим мультсериалом и добавила несколько отсылок. Ну и та самая любовная линия конечно очень повлияла на сплочение.
  • Камео — Ноэлль Стивенсон, продюсер и создательница мультсериала, вместе со своей женой Молли (которая подкинула ей несколько идей) появилась в качестве гостьи на Балу Принцесс.
  • Крутая лесбиянка — Нетосса со Спинереллой и, как оказалось, Катра с Адорой.
  • Ловушка для самозванца — Нетосса подловила индоктринированную Спинереллу на том, что в здравом уме та её «любимой» не называла.
  • Любви нет места — в Зоне Страха. Адора до дезертирства даже не знала слова «тётя», а Катра — «вечеринка». У вас есть ещё вопросы, почему они такие психованные?
  • Любитель обнимашек — Скорпия, чем выделяется на фоне Катры и других ордынцев.
  • Микротрещины в канве — так как же всё-таки соотносится статус принцессы с доступом к ресурсам волшебных кристаллов и к магии вообще? Мермиста, Фроста, Скорпия и Перфюма, плюс королева Анжелла — принцессы и владеют (или по ходу пьесы овладевают) силами своих кристаллов (значение которых для планетарной магии раскрывается в истории с порталом). Нетосса и Спинерелла — принцессы, и силами пользуются, но кристаллов не имеют, а если имеют — почему они не были включены в общую сеть, завязанную на кристалл Яркой Луны? Энтрапта — принцесса, кристалла не имеет, но ей и не надо. С другой стороны, чародеи Мистакора чарами владеют, но в кристаллах не нуждаются. Хотя использовать их могут — Царица Тьмы не даст соврать, хотя она-то уж никоим местом не принцесса. Короче, без поллитры не разберёшься.
    • В первом сезоне Столп Света показала Адоре кучу принцесс (точней, кучу силуэтов), которых надо объединить для баланса. Часть из них в сериале вообще не появилась, другие оказались не нужны — необходимы только принцессы, связанные с кристаллами точней, надо было «подключить» Скорпию к кристаллу, остальное Столп Света сделает сама. Откровение у холодильника — будь Скорпия сразу связана с кристаллом, сюжет мультсериала мог сразу закончиться на первой серии.
    • Поллитра здесь — Глиммер/Анджелла, Перфюма, Фроста, Мермиста и Скорпия — элементальные принцессы, соединённые с Рунным Камнем, все остальные — нет. А колдовать вполне можно научиться любому, хотя принцесса с Камнем всё равно будет сильнее.
  • Мэри Сью — внутримировой пример: в 4 серии 2 сезона во время планирования атаки принцессы увлекаются и превращают передвигание фигурок по карте поля боя в подобие D&D с мэрисьюшными версиями самих себя.
  • Навык Чехова — Морской Ястреб своей заливистой трепотнёй и безбашенной придурью весь сериал бесил что соратников, что зрителей. И настолько сильно бесил, что услышав его разглагольствования, Мермиста на несколько секунд превозмогла даже эффект ордынского чипа.
  • Не справился с властью — Катра, злостно и постоянно. Заняв место Царицы Тьмы, всё равно вынуждена обращаться к ней за помощью: девочке бы саблю да коня, да на линию огня, а вот от бумажной работы, логистики и снабжения, которые, как оказалось, тянула на себе чародейка, Катрин ум начинает конкретно заходить за разум. Это мы ещё не говорим о лютых бедах с выстраиванием отношений с подчинёнными…
  • Непреднамеренное совпадение — итак, герой подросткового возраста носит блондинистый хвост, пафосно сражается пафосным мечом и владеет силой, способной уничтожить мир. Его близкая подруга — ангел и умеет материализовывать себе крылья; также на их стороне сражается бригада амазонок, а при ней — весьма надоедливый фрик. Наш герой воспитывался местной империей зла, и родительской фигурой для него выступает один из её вельмож. Этот вельможа некогда был высокопоставленным светлым и пал, а теперь считается ненадёжным, (хотя и необходимым) даже самими тёмными, и не зря: ради нашего героя он готов отдать (и отдаёт) жизнь. Такой же фигурой этот тёмный вельможа выступает для пронырливой козлистой бой-девахи, но у них сердечные отношения как раз-таки не складываются по причине бродящих в головах табунами тараканов. Довольно точно пересказан сюжет сериала, верно? Верно, но Мефодий Буслаев был си-и-ильно раньше.
  • Нечаянное пророчество — в одной из серий финального сезона Мермиста, Морской Ястреб, Цветочница и Скорпия отправляются в подводный город на поиски провидца Пикаблю, дабы узнать, где Адора. Прорицатель брешет, как сивый мерин, потому что под его личиной скрывается Дабл-Трабл, но всё, что он сказал о том, что в данный момент с Ши-Рой, в точности соответствует действительности.
    • В предыдущей итерации, кстати, Пикаблю была девушкой-ясновидящей с павлиньим хвостом. Имя созвучно с peacock blue — буквально «павлиний синий», но на самом деле это глубокий тёмно-аквамариновый цвет.
  • Обнять и плакать — и в буквальном смысле и в фигуральном — Катра.
  • Односторонняя дружба — отношения между Скорпией и Катрой. Первая искренне считала Катру подругой. У второй хоть и можно наблюдать признаки дружеских отношений (например в одной из серий на корабле она пригласила погреться под одеялом), но в остальном Скорпия для Катры всего лишь помощница и спутница. В конце концов Катра высказывает Скорпии все, что думает, отчего Скорпия уходит к повстанцам. Когда Катра пыталась связаться со Скорпией, чтобы помириться, сама Скорпия была уже вне зоны доступа.
    • В третьем сезоне уже не совсем односторонняя, но потом Катра опять сорвалась по другим причинам, а Скорпия под руку попалась.
  • Перекличка — солнечная блондинка воспитывалась приёмной матерью — брюнеткой, практиковавшей чёрное колдовство и носившей тёмно-бордовое платье. А потом — враждовала с бой-бабой, которую очень задевало, что упомянутая колдунья носилась с блондинкой, а не с ней. Не только Адора, Катра и Царица Тьмы, но и Рапунцель, Кассандра и матушка Готель.
  • Правящая принцесса — да все принцессы тут полновластные монархи. Королевой зовётся только Анжелла (а потом Глиммер); похоже, политическое устройство Эфирии сродни поздней Священной Римской Империи, где император над местными князьями — не столько реальный владыка, сколько главноуговаривающий.
  • Предзнаменование — на балу в Ледяном Царстве Катра перехватывает Адору, и они танцуют невероятно жгучий танец, отдалённо смахивающий на танго. В общем-то, в этом русле их отношения и продлятся весь сериал.
  • Проблема противоположных оценок — даже в рамках данного сайта мультсериал одновременно пример и для «похорошеть в адаптации» и для «подурнеть в адаптации» (если подумали, что это про разных персонажей — не угадали, про одних и тех же принцесс). Но это мелочи на фоне крупных «войн» противников и сторонников СЖВ, фанатов старого мульта и перезапуска (впрочем, тут почти всё упирается в уже упомянутую толерантность, сюжет старого сериала на фоне нового и дизайн в нём как-то даже не пытаются защищать). Ну и горстка людей таки смотрят сериал, а не его обложку или всякие ЛГБТ арты, однако и среди них есть разногласия, в том числе принципиальные.
    • Собственно основных претензий две — «неуважение» к старому сериалу (досталось фразе «For the honor of Grayskull», которая потеряла своё значение, ибо Серый Череп из замка стал какой-то мелкой группировкой повстанцев) и некоторые сюжетные моменты (особенно несерьёзное отношение к войне в духе «ха-ха, Мермиста грустит и ест мороженое, потому что её город сравняли с землёй»).
      • Автор правки впервые слышит о таких претензиях. Если не брать претензии тех, кто захейтил сериал, не смотря его, то скорее можно выделить слабое развитие главных героев (кроме Глиммер образца 4 сезона и немного Адоры совсем в конце 5), скомканный 5 сезон, которому не хватило времени показать много что (отношение второстепенных героев к изменившейся Катре, например), да и сам финал вызывает некоторые вопросы, и довольно схематичный сеттинг с войнами 5 на 5 человек (при этом на словах война довольно глобальная, захватывается куча городов, которые мы никогда не увидим даже на карте). Из последнего можно вывести претензий про несерьезное отношение к войне, но тут сами войны какие-то несерьезные, поэтому и вопросы скорее к последнему, а не к первому.
  • Проблемы с коммуникацией убивают — ради этой строчки вся песня и писалась. Герои отличаются от злодеев именно тем, что хотя бы пытаются обсуждать взаимные проблемы словами через рот. Получается не всегда — но злодеи и этого не могут, а только страдают по тёмным углам, крушат ни в чём не повинные детали ландшафта да орут на подчинённых. Потому, собственно, и проигрывают.
  • Пропаганда ценностей, которые определённая группа лиц называет «западными» или «либеральными» — неприкрытая и с полным самодовольством, периодически переходящим в самолюбование. Но художественно хуже это мультфильм не делает.
    • Идеология в адаптации — как следствие. Репрезентация прёт изо всех щелей с решительностью марширующих войск Хорд Прайма, каноничных гетных пар — загадали? Отгадывайте! — три с половиной, и на фоне искрящих химией однополых они смотрятся откровенно скучно. Кроме Энтрапта/Хордак, он стабильно второй по популярности после Катрадоры.
      • Тоже мне беспощадная толерантность — полтора однополых пейринга, одна аутистка и одна небинарная персона. Раз уж на то пошло — ради репрезентации сериал многие и начали смотреть, в наше время однополая пара на главных ролях в мультфильме уже относительная редкость. Вот за что подобная консервативная публика и могла бы попинать Ши-Ру, так это за сильную сосредоточенность на проблеме разного рода абьюза, но эта тема то ли навязнуть в зубах не успела, то ли здесь не получится поспекулировать на соломенном чучеле в виде радфемок и ЭлГэБэТэ.
        • Однополых пейрингов из тех, которые нельзя пропустить — три штуки. Фоновых и постфактум обозначенных — ещё кучка наберётся.
  • Пурпурная проза — стиль речи Дабл-Трабл.
  • Разносчик ссоры — после того, как Дабл-Трабл внедрился в отряд повстанцев под видом миленькой девочки, повстанцы обнаружили, что враги откуда-то узнают об их планах, из-за чего они начали между собой ссориться. Даже после разоблачения Дабл-Трабл они цапались между собой. С прикрученным фитильком, так как Дабл-Трабл предложил свои услуги Катре в качестве шпиона-информатора. Рассорить повстанцев в его планы не входило.
  • Свет не есть добро — Столп Света хоть и помогает Адоре, но в своих (точнее, тех, кто её программировал) целях — а они далеко-о не мирные…
    • Империя Хорд Прайма дружно марширует в белых одеждах, ярко освещает коридоры и во все поля использует визуальную стилистику «Ай-всё», изредка разбавленную флюоресцирующим кислотно-зелёням. Свою политическую программу Хорд Прайм прямо называет «светом», противников — «блуждающими во тьме», а целью всеобщей индоктринации провозглашает установление мира.
  • Слово Божие — педаль в пол. Ноэлль Стивенсон, создательница мультсериала, очень любит общаться с фанатами и уточнять некоторые детали. Например:
    • На Эфирии детей может завести кто угодно с кем угодно с помощью магии. Видимо это ещё и обоснуй полной фэнтезийной толерантности — раз уж однополые пары могут рожать, то какие ещё к ним претензии.
    • Ребёнка Адоры и Катры, кстати, будут звать Финн. Нет, не парнишка, небинарная персона. Тут правда уже скорее Слово апостола Павла — каноничным Финн не считается.
  • Срисованная фэнтезийная культура — империя Хорд Прайма ряжена… а вот и не угадали, не под Рейх — под Ку-Клукс-Клан. Обращение «брат»/«сестра», белые одежды, да и идейные противники как бы намекают…
  • Трагическая импульсивность — во все поля. Сжечь все мосты угадайте каким пламенем, а потом долго и муторно разгребать последствия горазды что герои, что антагонисты. А шо ви таки хотели от тинейджеров?
  • Чёрно-красный — для всех опасный — наряды Катры и Царицы Теней. Скорпия в той же цветовой гамме — аверсия: она, конечно, крушит всё на своём пути, но по сути — сладкая булочка.
  • Эклектика — без неё местный сеттинг не стоит. Принцессы-волшебницы, фэнтезийные замки и бои на мечах спокойно и органично соседствуют с роботами, танками и звёздными империями; создатели характеризовали это как «стилистику коробки с игрушками», суя руку в которую, с равным успехом можно вытащить куклу Барби, резинового динозавра, плюшевого мишку или трансформера (в том числе и такого).

Примечания[править]

  1. Перезапуск «Властелинов вселенной» ввшел в 2021 г. и с первой же серии вызвал ярость целевой аудитории примерно тем же, что и «Ши-Ра», только сильнее — потому-что оригинальный «Хи-Мэн» был «мальчиковым» шоу, а в адаптации Адам умирает в первом же сезоне и передаёт титул Хи-Мэна своей телохранительнице Тиле, у которой есть чернокожая возлюбленная. Казалось бы, вселенная «Ши-Ры» для продвижения излюбленной нетшликсовской идеологии успешно обкатана и можно было бы продолжать эксплуатировать её — но нет, одна мысль о белом гетеросексуальном мужике в качестве протагониста не даёт идеологиням покоя.
  2. Учитывая, что в Орде кормят только пакостного вида галетами — неудивительно. К пятому сезону на натуральных ярколунных харчах отъела более рельефную грудь, но кираса всё равно скрывает.
  3. Перевод устоялся со времён старого сериала, встречаются также вариант «Ведьма Теней».
  4. В английском по отношению к таким людям (а также в принципе людям, чей пол неизвестен или неважен) используется местоимение «they», но в нашем могучем подобные грамматические конструкции выглядят очень коряво, так что вопрос о местоимениях предлагается обходить.