Твоя апрельская ложь

Материал из Posmotreli
Shigatsu wa kimi no uso
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Твоя апрельская ложь (Shigatsu wa kimi no uso) — манга и аниме (а также фильм) о… хм, о молодом пианисте, которому плохо. Точнее, это страшная слезогонка, последовательно нажимающая на многие рычаги и штампованно играющая многие тропы, но делающая это весьма правильно.

Коротко о сюжете[править]

(link)

Суть за 5 минут

Есть главный герой Косей Арима — он (бывший) гениальный пианист. Да, он еще подросток, раньше он выигрывал престижные конкурсы, но с тех пор как умерла его мать, он не играет. Он встречает замечательную девушку-скрипачку Каори Миядзоно (которая, однако, встречается с его лучшим другом), и все заверте… Скрипачка заставляет его играть, сначала аккомпанемент себе, потом — все более и более серьезные конкурсы. Главный герой преодолевает свой блок-психологический комплекс, осознает свои чувства и тут — Каори умирает. Собственно, примерно половину сюжета она болеет и ей становится все хуже. В момент самого важного конкурса (на который Косея и сподвигла Каори), она не выходит из наркоза во время операции.

Все действие можно грубо разделить на три части:

  • Каори заставляет Косея вытащить голову из задницы.
  • Косей преодолевает комплекс из-за смерти матери.
  • Чувства Косея потихоньку растут, а здоровье Каори потихоньку ухудшается — вплоть до закономерного финала.

Коротко о фабуле[править]

Когда Косей Арима еще играл, его мать уже была тяжело больна. В попытке обеспечить сыну будущее (и будем честны — обеспечить о себе память), она все больше давит на Косея, мешая ему творчески развиваться, это доходит до избиения Косея же палкой при всем честном народе. Косей в ответ не выдерживает и так же, прилюдно, посылает мамашу куда подальше, пожелав ей поскорее сдохнуть (что вскоре и произошло, и именно из-за этого у парня возник комплекс вины). В одно из его последних выступлений Косея слышит девочка-пианистка Каори Миядзоно, и немедленно в него влюбляется — раз и навсегда. (Примерно это же происходит с двумя персонажами второго плана: пианистами-конкурентами Такэси и Эми. Но если Такэси хочет победить нежданного соперника, то с Эми все сложно.) Она переквалифицируется в скрипачки и ходит в одну школу с Косеем, правда часто отсутстует по болезни.

После того, как Арима бросил играть из-за смерти матери, он влачит жалкое существование, его поддерживают только двое старых друзей — Цубаки и Рета.

Примерно за пару месяцев до начала сюжета Каори осознает, что так жить нельзя (а также, видимо, что ей недолго осталось) и решительно меняет себя. Она вдевает линзы вместо очков, красится в блондинку и просит Цубаки познакомить ее с Ретой — она не в курсе динамики в этой троице, но предполагает (и она права!), что Цубаки может быть заинтересована в Косее же. Так и возникает заглавная «апрельская ложь» — собственно, вопрос, а кого любит Каори Миядзоно.

Видимо, это понимает и Рета тоже, потому что отношения Рета-Каори как-то замерзли и вообще для галочки — Рета при этом не стыдится бегать по другим девочкам. Отношения же Каори-Косей серьезно осложняются тормозящим Косеем, как из-за стандартной анимешной придури, так и «это же девушка моего лучшего друга!».

Персонажи[править]

  • Арима Косей ака Метроном — парень четырнадцати лет, гениальный пианист. В детстве его талант заметила лучшая подруга матери Сэто Хироко, из-за чего его умирающая мать начала его дрессировать — семь-десять часов занятий в день, с наказанием за каждую ошибку. Наказания чем дальше, тем сильнее ужесточались, и в конце-концов, дело дошло до того, что мамаша избила Косея палкой прилюдно. Это стало для него последней каплей, и он в лицо пожелал матери сдохнуть. Так и вышло. После этого он начал себя винить в её смерти, и вдобавок к жесткому ПТСР, не дающему ему даже сесть за пианино, перестал слышать собственную игру. Точнее, он хотел играть, но в то же время от воспоминаний и чувства вины просто не мог, и такое самооправдание нашла психика (не можешь играть — не нужно играть). Как итог, он перестал играть и три года сидел в рефлексиях, превратившись в типичного Синдзи. До тех пор, пока не встретился с Каори, которую полюбил.
  • Миядзоно Каори — девушка четырнадцати лет и крайне талантливая скрипачка. В детстве увидела выступающего Косея, крайне воодушевилась удивительно «живой» музыке и захотела научится играть — но не на пианино, а на скрипке, чтобы однажды уже он аккомпанировал ей. За несколько лет до событий канона её состояние начало резко ухудшаться, и она попала в больницу, постепенно начав проводить в ней больше времени, чем вне её, из-за чего почти не посещала школу и в целом росла крайне замкнутым и стеснительным ребёнком. В один момент, увидев плачущих родителей, слушавших диагноз, осознала, что жить ей осталось недолго, и решила провести оставшееся время так, чтобы о ней помнили. Начинает выступать на различных музыкальных конкурсах, неизменно забивая на правила конкурса и условности, но срывая овации зала. Самостоятельно перебарывает комплексы и асоциальность, меняет очки на линзы и просит почти незнакомую одноклассницу познакомить её с Косеем, в которого она влюблена с детства. В результате, за несколько месяцев вытаскивает его из бездны комплексов, возвращает на сцену и дает постоянный стимул работать над собой, при этом не позволяя излишне к себе привязаться во избежание слишком сильной скорби после ее смерти. На протяжении канона ее состояние постепенно ухудшается, и в последней серии она умирает, добившись всего, чего хотела.
  • Ватари Рета — лучший друг Косея с детства. Самый популярный парень на параллели, капитан школьной футбольной команды. Поддерживает Косея на протяжении всего канона, а когда узнаёт о ситуации Каори — соглашается на её предложение сделать вид, что они встречаются, чтобы Косей не успел слишком сильно привязаться к умирающей. Тем не менее, ежедневно навещал Каори в больнице, таская ей книги и развлекая, да и в целом сделал для неё на порядок больше, чем кто-либо другой в компании.
  • Савабе Цубаки — соседка и подруга детства Косея. Так как они росли в соседних домах, они часто играли, и она пыталась защищать Косея перед его матерью. В школьной жизни взяла на себя роль старшей сестры и долгое время сама не осознавала чувства к нему. Член софтбольной команды, одна из лучших спортсменок школы. Долгое время пыталась вернуть Косея на сцену и всячески помогала в этом Каори, в итоге оказавшись за бортом. Когда она узнала, что Косей собирается поступать в школу в другой префектуре, нагнала заметно отстающую учёбу и поступила в школу в том же месте.
  • Игава Эми — талантливая, но уступающая Косею пианистка. В детстве сидела в том же зрительном зале, что и Каори, но поступила иначе — решила стать настолько хорошей пианисткой, чтобы Косей не смог её не заметить. Человек настроения: после его ухода стала играть на порядок хуже, потеряв стимул развиваться. В финале поступила в ту же старшую школу, что и Косей.
  • Аидза Такэси — талантивый, но уступающий Косею пианист. Всегда стремился быть лучшим и, встретившись с Эми и Косеем на конкурсе, впервые проиграл. Больше всего его оскорбило то, что Косей даже не обратил внимания на него, и он решил превзойти его, чего бы это ему ни стоило. Благодаря этому Такэси к моменту канона выиграл все возможные конкурсы в Японии, но отказался уезжать в Европу, так как верил, что Косей вернётся на сцену.
  • Сэто Хироко — лучшая подруга матери Косея, открывшая его талант, и лучшая пианистка Японии на момент канона. Чувствовала вину перед Косеем за всё, через что он прошёл, и стала его ментором во второй части аниме, готовя к конкурсу и выступая в роли старшей сестры.
  • Аидза Наги — младшая сестра Такэси с ярко выраженным комплексом младшей сестры. Из-за того, что Такэси замкнулся на Косее и перестал уделять ей внимание, сама решила стать пианисткой и заставить его обратить на себя внимание. В начале всеми силами устраивала проблемы Косею, чтобы помочь брату выиграть, но после этого напросилась в ученицы к Сэто, а та передала её под руководство Косея, на фоне чего они и сдружились. Успешно выступила с Косеем дуэтом, чем вызвала у брата сначала лютую бомбёжку, а потом - переоценку отношения и к ней, и к сопернику.
    • Маленький штришок: в коде (дополнительной истории) манги, действие которой происходит спустя 2 года после канона, показано, что повзрослевшая Наги по телефону яростно убеждает кого-то называть её по имени, а не "Айза-сан", и убеждает не бояться гнева брата. Параллельно подруги троллят её на предмет "очередной любовной ссоры", а она при этом и не думает огрызаться (как делала раньше). Учитывая, что кроме Косея никто к ней так больше не обращается (а также - что вряд ли бы Такэси так бомбил из-за кого-либо ещё), очевидно, что Наги беседовала именно с Аримой, и что она, скорее всего, влюблена в него (взаимно или нет - увы, неизвестно).

Тропы[править]

  • Слезогонка — суть.
  • Кошмарные медицинские состояния — если чуть покопать, чем больна Каори.
  • Я умираю, мне всё можносубверсия: приближающаяся смерть помогла Каори, до того бывшей синим чулком, преодолеть комплексы.
  • Герой и наставница — Каори была наставницей для на порядок более талантливого Косея, закапывающего этот самый талант в землю из-за драмы в детстве. Также Сэто для Косея, готовившая его к выступлению.
  • Обреченная любовь — ближе к концу у Косея, всегда у Каори.
  • Ай молодца — Косей во всей ситуации с Наги.
  • Девушка лучшего друга — Каори же!
  • Дэрэ и с чем их едят — Кори, эталон типажа "бьёкидэрэ".
  • Прекрасная мужская дружба — Рета просто герой. Он понял, что девушка любит не его, и продолжил играть свою роль. Он понял, что его друг любит её — и отошел в сторону. Более того, продолжал быть опорой для умирающей Каори, ежедневно её навещая и таская книги, в то время как Косей занимался самокопанием и учил играть на пианино подсунутую ему ученицу.
  • Не знает матчасти — есть несколько косяков, связанных с музыкой, но они не мешают.
  • Ментор — Каори для Косея в первую очередь, Хироко Сэто для него же (Каори возвращала на сцену, Хироко же выступала полноценным учителем игры на пианино). Позже — сам Косей для Наги.
  • Раз и навсегда — чувства у всех. Разве что аверсия у Цубаки.
  • Искупительная жертва — по сути Каори меняет свою жизнь на возможность играть для Косея.
  • Подробности письмом — вживую никто никому ничего не сказал, но вроде бы все все поняли.
  • Последний танец — ВСЕ выступления Каори.
  • Печальная фортепианная мелодия — в количестве, подсвечено тем, что не играет в фоне, а исполняется вживую.
  • Босоногий ангел — Каори в чистом виде, слегка с уклоном в "не от мира сего" (любит использовать сложно-странные слова на английском). Особенно заметно в сценах в парке.
  • Первая любовь — учитывая возраст главных героев (14 лет) — верно для всех. С прикрученным фитильком Цубаки — во время повествования у нее складывается роман с капитаном школьной команды, но первой (и главной) любовью был, все-таки, Косей.
  • Хочу, чтобы любимый был счастлив — в чистом виде сыграно Каори. Собственно на этом основана Апрельская Ложь — зная, что долго ей не прожить и желая оградить Косея от скорби и болезненной привязанности, Каори прятала свою любовь от Косея, открывшись только в посмертном письме.
  • Брюнет и блондинка: Косей — брюнет, Каори — блондинка. Миядзоно полностью подходит под троп, Косей же больше интроверт и синдзи.
  • Нерешительный мальчик, решительная девочка: Косей — синдзи, Каори — с натянутым фитильком, она такой стала только в последний год, осознав близость смерти, до того была закомплексованной школьницей-отличницей.
  • А мальчик и не знает — в чистом виде Цубаки/Косей. Осложнено тем, что они друзья детства, и Цубаки сама не сразу разобралась в собственных чувствах.
  • То ли девочка, а то ли виденье — для изменения Косея под влиянием Каори. За три с чем-то месяца она вытаскивает его из глухого кризиса, возвращая на сцену и вылечивая оставшиеся с детства комплексы и фобии. Правда, создавая во время повествования новые, уже связанные с собой.
  • Любовный треугольник — даже два. Косей/Каори/Рета, осложнённый ситуацией, в которой находится Каори, и порождённый, собственно, апрельской ложью. Каори/Косей/Цубаки — Цубаки все поняла слишком поздно, когда ее мнение окончательно перестало иметь значение для Косея.
  • Смерть навсегда — увы, но, как бы не рыдали фанаты, Каори умирает навсегда, и никакого хэппи-энда со счастливым излечением не происходит. В аниме нам даже показывают её могилу и прощание Косея с её родителями.
  • Улыбка сквозь слёзы — финал. Каори, как это и ожидалось, умирает, но при этом всё заканчивается настолько хорошо, насколько возможно: Косей возвращается на сцену, прощает мать и находит в себе силы попрощаться и отпустить Каори, в последний раз сыграв с ней дуэтом. У особо впечатлительных зрителей может случиться и катарсис.
  • Трагический момент из детства — детство Косея. Оно не было особенно страшным, но умирающая мать-пианистка, обнаружив в сыне талант, заставляла его заниматься по пять-семь часов в сутки, наказывая за каждую ошибку, в итоге скатившись до ударов палкой.
  • Синдзи — Косей, собственной тряпочной персоной. Впрочем, под влиянием Каори и любимого дела он меняется в лучшую сторону, и в конце представляет собой вполне приятного человека.
  • Золотые волосы, золотое сердце — Каори, что тут ещё сказать. Осложнено босоногим ангелом.
  • Солнечная блондинка — туда же.
  • Нет антагониста — если не считать таковым болезнь Каори, его и правда нет. Даже соперничество Косея с Эми и Такэси крайне мягкое и никогда не переходит даже в конкуренцию.
  • Обнять и плакать — Каори, с натяжкой — Косей. В сценах с детством его и правда жалко.
  • Драматическая болезнь — ситуация Каори. Начинается в третьей серии, и выходит на первый план во второй половине аниме.
  • Золотое трио — сразу несколько. Косей/Цубаки/Рета — друзья детства и главные герои. Косей/Эми/Такэси — конкуренты-музыканты, в конце становящиеся друзьями. Хотя у них всё очень сложно.
  • Хороший парень — Рета Ватари. Друг и во многом ментор Косея, а также крайне приятная личность, чью личную драму оставили за кадром. Сумел отойти в сторону и молча поддерживать Каори и Косея в самое тяжёлое для них время.
  • Друг детей — Каори, показано во множестве сцен. Нередко припрягала к общению с детьми Косея.

Чем болеет Каори?[править]

Давний вопрос, мучавший фанатов, и вылившийся в сотни исписанных студентами иностранных медицинских вузов страниц. В самом произведении не названо по давней японской традиции, но наиболее обоснованная догадка — боковой [литеральный] амиотрофический склероз, ака БАС, ака болезнь Шарко, ака болезнь Луи-Геринга. Не столько, собственно, болезнь, сколько расстройство — в определенный момент у человека начинается деградация двигательных (моторных) нейронов ЦНС. В классическом случае вызывает мышечную слабость и атрофию мышц всего тела, от чего происходит постепенный паралич конечностей, постепенно переходящий на дыхательную систему, от чего и происходит смерть — больной буквально не способен больше дышать. Болезнь не влияет на когнитивные способности, и угрожает только тяжелейшей депрессией в ожидании смерти. Все это мы и видим в аниме, кроме одного момента — собственно, операции. Единственная операция, необходимая больному БАС — это трахеостомия, прорезание в горле отверстия для использования аппарата внешнего дыхания. Совершенно рутинное хирургическое вмешательство, для которого не нужно множество окровавленных скальпелей, и которое вряд ли приведет к остановке сердца. Впрочем, это можно списать на добавленную ради красоты и сюжетной связности сцену — реальная трахеостомия более чем безопасна. Кроме того, БАС — болезнь из разряда редких, которой болеют четыре человека из ста тысяч, и абсолютное большинство из них — люди старше пятидесяти лет, так что Каори должно было очень, очень не повезти.

Кроме того, здесь кроется один момент, который можно охарактеризовать как ужас у холодильника или бонус для гениев. Дело в том, что БАС, даром что смертелен, убивает в современных условиях далеко не сразу. При полноценном переходе на внешнее дыхание деградация двигательных нейронов продолжается, и больной постепенно приходит к полной парализации, вплоть до полной неспособности пошевелить зрачками глаз и слышать, но, так как когнитивные способности не угнетаются, остается в полном сознании. Это даже не овощь — это участь хуже смерти в чистом виде. Смерть только через пять-семь лет от пневмонии, и то если повезет. Исходя из этого — смерть Каори на рутиной операции, увы, благо и для нее, и для Косея.

Более того, здесь кроется кошмар для фикрайтеров — Каори на современном уровне развития науки не спасти. Никак. Дело в том, что на день написания этой статьи [апрель 2017 года] не найдено ни единой причины возникновения заболевания. Ни одна теория не подтверждается полностью, только найден один симптом, верный в 20 % случаев (генетический дефект на 21 хромосоме). Есть только один гарантировано замедляющий деградацию мотонейронов препарат, рилузол, также известный как рилутек, но он именно что замедляет развитие болезни на пару месяцев, и работает далеко не во всех случаях, и только на ранних стадиях. Кроме того, при терапии БАСа могут использоваться миорелаксанты, такие как баклофен или мидокалм, для предотвращения судорог и спазмов в пораженных мышцах, и анаболики вроде ретаболила для восстановления мышечной массы. Также не обойдется без гастростомии для обеспечения питания. Это не помешает есть ртом, но будет необходимо, когда больной уже не сможет контролировать процесс приема пищи.

Благодаря исследованиям университета Джонса Хопкинса стал понятен механизм, лежащий в основе возникновения БАСа (появление в клетках большого количества четырёхспиральной ДНК и РНК в гене C9orf72, что приводит к нарушению транскрипции и синтеза белка). Тем не менее, ни как эти изменения приводят к деградации мотонейронов, ни как эту деградацию лечить, пока не понятно. Более того, это редкая болезнь, а не распиаренные рак или спид, так что перспективы касательно нахождения лекарства не слишком радужны.

Однако, БАС может внезапно прекратить прогрессировать — так случилось у широко известного в узких кругах музыканта Джейсона Беккера и ученого Стивена Хокинга. У первого все кончилось на частичной парализации конечностей, у второго — на почти полной парализации, Хокинг может (увы, уже мог) двигать только зрачками глаз. Тем не менее, это не помешало ему стать одним из наиболее известных ученых современности и написать несколько крайне достойных книг. Так что излечение, хоть и крайне маловероятно, но все-таки возможно. Более того, в связи с малоизвестностью БАСа и сложностью в постановке диагноза, процент случаев с внезапным излечением может оказаться на порядок выше, чем принято считать, так как таким больным не диагностирован БАС/они вообще не обращались к врачу.