Лавина

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Snow Crash»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Snowcrash.jpg

«Snow Crash» (в русском переводе — «Лавина»; имеется в виду эффект помех на экране) — роман 1992 года выпуска за авторством Нила Стивенсона. Одно из ключевых произведений жанра киберпанк. Дальнейшая история мира (спустя примерно два поколения) раскрыта в романе «Алмазный век». Экранизация книги обсуждается с 2012 г., только пока вестей с фронта нет, что печалит до сих пор существующее фанское коммьюнити.

Действие книги по нынешним меркам разворачивается примерно в наше время, в куда более технологичном и хаотичном мире. Некоторые прогнозы Стивенсона, программиста и изрядного нерда, о развитии технологий, оказались верными. По нынешним меркам сюжет выглядит откровенно клишированным, но не стоит забывать, что это и есть один из источников штампов жанра.

Сюжет[править]

И. В. и Хиро. Фан-арт

Действие разворачивается в Северной Америке недалёкого будущего. Помимо реального мира, превращённого местами в откровенную помойку, существует созданная хакерами Метавселенная — этакая смесь интернета и онлайн-RPG, используемая для «живого общения». Главные герои, не слишком удачливый разносчик пиццы и наёмник Хиро Протагонист (Hiro Protagonist) и девушка-курьер И. В. (сокращение от Искренне Ваша), оказываются втянутыми в борьбу с принципиально новым вирусом, который обрушивает («облавинивает», приводит в негодность — оттуда и название) не только компьютерные сети, но и человеческий мозг, и грозит Инфокалипсисом. Тот, кого «облавинили» в Метавселенной, становится овощем в реале. Далеко не факт, что это хорошо, особенно для хакера, ведь они — элита общества, создавшая все блага для него в нынешнем виде, но изрядно недооценённая.

Что тут есть[править]

Сеттинг[править]

  • Криптоистория — идёт красной нитью в сюжете. Раскрывать это подробнее было бы преступно.
  • Виртуальная реальность — Метавселенная, ставшая, по сути, отдельным миром. Выглядит не особо реалистично и создана не слишком продвинутыми аппаратными средствами, почти не отличающимися от нынешних, но тем не менее тоже важна для сюжета.
  • Разъединенные Штаты Америки — речь идет скорее не о разделе государства, а о полном его распаде. Федеральная власть сохраняется на площади нескольких квадратных километров и является образцом бюрократии и неэффективности (когда о ней вообще вспоминают).
    • Корпоратократия: текущий строй на планете Земле — анархо-капитализм со всемогущими корпорациями, поделившими планету на сферы влияния. Все государственные институты типа армии, полиции, суда и т. п. переходят в частные руки эффективных менеджеров. Государственная власть — всего лишь одна из «фирм».
    • Смешные деньги — стандартные денежные расчёты (взятка копу, покупка дозы наркоты) ведутся в триллионах долларов США, мелкие миллиардные банкноты — типа однокопеечных монет.
    • Мафия далеко не безобидна, она так же зубаста и серьёзна, как раньше. Но теперь она перешла на легальное положение и выполняет роль строгой полиции (в общем-то, реальные уголовники высших рангов несут такую же функцию): законов-то нет, а мир полон всяких отморозков и психопатов, на фоне которых обычные бандиты смотрятся даже неплохо. За время действия книги мафия ничего по-настоящему чёрного не сделала.
    • Более-менее универсальной церкви нет, потому сект расплодилась куча, и они легальны.
  • Боб Райф основал секту Врата Преподобного Уэйна. Истинная суть культа — служение богине Ашере. Секта состоит из тех, чьи мозги промыты вирусом Snow Crash. Эти несколько тысяч человек живут на Плоту под контролем Райфа. Плавучий город Плот ходит по мировому океану и собирает беженцев для вступления в коммуну.
  • Собака — друг человека — крысопсы (кибернетизированные собаки с остатками памяти) для тех, кого защищают. Нарушителям порядка — в обратный троп.
    • Ружье Чехова — вскользь упомянутый в первой половине книги крысопёс, бывший питомцем И.В. Он убивает Райфа, посмевшего причинить бывшей хозяйке неудобства.
    • Машина лотофагов — нет, не для людей. Внезапно в «райской реальности» живут крысопсы. Чтобы разум собаки не скучал, их «накачивают» иллюзиями типа косточек, растущих на дереве. И дают бегать с неимоверной скоростью за жертвами!
  • Развесистая клюква:
    • В сочетании с Православные плохие и одновременно с Православие — это круто — община правосов, потомки индейцев, крещённых русскими миссионерами. И персонально их лидер Ворон. Отморозки высшей категории, которых даже РПЦ объявила еретиками. Но круты неимоверно, Ворон в одиночку захватил подлодку, например.
    • А ещё, внезапно, есть развесистая бульба в лице музыканта Виталия Чернобыля, друга и соседа Хиро и лидера группы "Ядерные расплавцы" ("Meltdowns").
    • Абхазия и Таджикистан в этом мире независимые государства, в отличие от реальности на момент написания книги.

Персонажи[править]

  • Антигерой — в общем-то, все положительные персонажи не являются образцом высокой морали. Это ж киберпанк!
  • АнтизлодейВорон. Чем ближе к концовке, тем более смазывается образ Полного чудовища. И даже чуть-чуть Бедный злодей!, после разговора во время битвы на байках.
  • Бой-девкаИ. В., хотя и сочетает это амплуа с противоположным.
  • Гениталии как оружие — шип с наркотиком, установленный И.В. именно туда. Предотвращено изнасилований: 0 шт. Обломано соитий по обоюдному согласию: 1 шт.: И.В. растеклась до такой степени, что о тайном оружии просто забыла.
  • Девчушка-попрыгушка — она же. Сыграно темнее и острее в силу сеттинга: аморальные черты, поданные где намёками, где напрямую, спокойно соседствуют с неугомонностью и жизнелюбием.
  • Каноническая Сью — обстёбано автором, как и десятки других штампов. Вся тройка главных (анти)героев иногда выглядит на всё способными, непогрешимыми, везучими и любимыми всеми.
  • Кошка по имени Нэко — обыгрывание штампа. Главный герой — Хиро. Но реальное его имя — Хироаки (ибо мать у него японка, а отец чернокожий американец).
  • Крутая тачка — Нг (да-да, это имя такое из двух букв), будучи инвалидом без рук и ног, купил огромную пожарную машину для аэропортов и превратил в свой личный кабинет и штаб, а также кокон жизнеобеспечения и мобильный вычислительный центр. Управляет Нг своим бронелимузином, постоянно находясь сознанием в Метавселенной, где у него есть роскошное поместье, отрисовываемое бортовыми компьютерами машины.
    • «Пицца Коза Ностра» для строгого соблюдения времени доставки пиццы использует гоночные болиды на умноколёсах, адаптирующихся к дороге за микросекунды, и с HUD на лобовом стекле.
    • Крутой мотоцикл — излюбленный чоппер Ворона, в коляске которого он возит водородную бомбу. И спортбайк на умноколёсах, что купил Хиро, чтобы догнать Плот.
    • А курьеры, в частности, И. В., используют крутые скейты, способные выдерживать скорость мчащегося спорткара. И да, скейтборды тоже на умноколёсах.
  • Крутой — Ворон, в сравнении с которым все остальные крутые, перечисленные ниже, без всякого стыда проигрывают в крутости. Подсвечивается Хиро, который прямо говорит, что его вечная мечта «вот еще пораздолбайствую, но потом возьмусь за ум и стану крутым» рассыпалась в прах при виде Ворона, потому что стало ясно, что должность крутого на этой планете уже занята безальтернативно.
  • Крутой байкер — Хиро и Ворон. Как в реальности, так и в Метавселенной.
  • Крутой ботан — Хиро, хакер и лучший мечник в мире (точнее, супербоец-самурай в Метавселенной, ибо сам кодил программу здешнего PvP, но в реале тоже носит катану и вакидзаси и, хоть не первый, но отлично ими орудует). А Ворон, шкаф два на два, — гениальный силач.
  • Крутой инвалид — Нг. В ходе вьетнамской войны стал калекой, но полностью кибернетизировал себя и «вшил» в личный автомобиль с кучей примочек. А ещё он глава компании, занимающейся технологиями безопасности, в частности, производящей суперпсов-киборгов.
  • Крутой, но ленивый — Хиро один из лучших хакеров в мире, но работает развозчиком пиццы, а потом живёт на автопарковке с каким-то мужиком. Он легко может заработать на приличное жильё, но не хочет напрягать голову.
  • Культурный крутой — Да5ид, Хуанита и, конечно, дядюшка Энцо и его высокопоставленные подчинённые, вроде Рыбьего Глаза.
  • Милый злодей — дядюшка Энцо. Или милый антизлодей? Серьёзен, солиден и опасен, как и подобает верховному дону мафии, но о подчинённых (пока те не косячат) и о людях, важных для дела, вполне искренне заботится.
  • О себе в третьем лице — И. В. иногда говорит о себе так: «Вы даже не въезжаете, что И. В. говорит».
  • Офигенно острое лезвие — мономолекулярный стеклянный нож Ворона. Катаны Хиро тоже ничего так. А дядюшка Энцо опасную бритву предпочитает.
  • Русским всегда достаётсяВорону, он же Дмитрий Равинов. Он не этнический русский, а алеут, но для американцев олицетворяет именно этот архетип.
  • Сексуальный злодей — Ворон с точки зрения И. В.
  • Что стало с мышонком? — чем же закончилось противостояние Ворона и дядюшки Энцо?