Stronghold

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Вступительный ролик ко второй части серии
« — Люди восхищаются Вами, сэр!. »
— Писарь
« — Ты меня сердишь, парень, и сейчас за это поплатишься!. »
— Волк, герцог де Вольпе
« — О, вы слышали? Рыба опять подорожала! Сама-то я рыбу не ем... »
— Мамочка с ребёнком из Stronghold 2

Stronghold (рус. Цитадель, Бастион) — серия компьютерных игр от Firefly Studios. Представляют из себя стратегии в реальном времени с элементами инженерного конструктора. Первая игра в серии выпущена в 2001 году. По факту, каждая игра представляет собой что-то среднее между «Age of Empire» и «SimCity», и являются градостроительным симулятором.

Игровой процесс[править]

Stronghold Цитадель. С чего начинали (Stronghold)
Stronghold Crusaders 2. К чему пришли

Собственно, в игре присутствуют военная и экономическая кампании. Военная кампания, как и следует из названия, делает уклон в военную строну игры, и, по сути, описывает сам игровой сюжет. Экономическая кампания ставит во главу угла экономическую сторону игрового процесса, хотя война тоже в немалой мере присутствует (хотя противниками чаще становятся дикие животные и лесные разбойники). Присутствуют и просто военные и экономические миссии.

Другим режимом игры является «Схватка за корону», или просто «Схватка» (режим как таковой отсутствовал в первой части серии, за исключением игры по сети), где на карте игроку предстоит сразиться с игровыми персонажами. Если в онлайн-режиме — то с другими игроками.

Режим «Осада» представляет собой исключительно боевую миссию, без строительства. Игроку предстоит штурмовать или защищать замок, который списан с реально существующего прототипа.

Режим «Свободное строительство» даёт возможность выбрать карту и спокойно построить замок. Для разнообразия клавишей F1 можно вызывать различные события. Самый меланхоличный из режимов в игре.

В игру интегрирована удобная внутренняя утилита - редактор карт, позволяет с нуля создать собственные карты и миссии.

В игровом процессе игроку не только предстоит строить замок и создавать армию, но и заботиться о жителях: следить за количеством еды в амбаре, чтобы жители не голодали, поддерживать духовную жизнь подданных, чтобы спасти их души, устраивать жителям развлечения (парки отдыха, клумбы, аттракционы и трактиры со вкусным элем). За это всё крестьяне обязаны платить налоги и трудиться, а ленивых нужно подгонять угрозой засадить в тюрьму или заковать в колодки. Важный аспект игры — популярность игрока, которая показывает, сколько народу готово в месяц прийти в замок на ПМЖ. Если она падает, или уходит в минус, крестьяне бегут из замка.

В игре также нужно добывать и копить ресурсы (дерево, камень, железо и нефть), необходимые для строительства замка и создания армии, золото (в виде налогов с крестьян или продажи товара на рынке) и еду (яблоки, мясо, хлеб и сыр), чтобы кормить подданных. Стоит сказать, что эта система, с небольшими изменениями является общей для всей серии.

Сам замок состоит из донжона, строящегося в самом начале, стен с барбаканами и башен или бастионов. В замке возводятся фермы, огороды, охотничьи домики, лесопилки, каменоломни, кузницы, мастерские и т. д. Строятся здания мгновенно, строителей не требуется, однако если рядом находится враг или указатель, построить ничего не получится. Замок можно украсить клумбами, садами, знамёнами, памятниками и щитами с гербом, также можно обзавестись фамильным привидением. А какой же замок без привидения?

Армия нанимается в казарме, для большинства юнитов требуется оружие, которое производится в мастерских из дерева, металла и коровьей кожи и хранится на складе (оружейной).

Состав армии одинаков практически во всех частях игры:

  • Крестьянин с вилами — просто крестьянин, для которого даже не надо оружия. Практически бесполезен, даже в количестве десяти человек, хотя может быть использован на стенах для защиты от лестниц. Другое применение - "разбавляет" свои атакующие войска, принимая в себя часть стрел обороняющихся и "разминируя" ловушки, которые бы могли достаться более ценным воинам. Отсутствует в первой части и дополнении Legends, в Crusaders 2 его функции выполняет призывник.
  • Копейщик (ополченец) — вооружён копьём-рогатиной. Самый дешёвый и слабый юнит в игре (за исключением крестьянина и осадного рабочего). В дополнении Legends начал метать копье, убивая юнитов без брони 1 ударом, но в ближнем бою становится куда менее полезным, а копьё недалеко летит, долго перезаряжается и бесполезно против тяжёлой пехоты.
  • Лучник — поражает цель из, собственно, лука. Основная боевая единица в игре. Тем не менее, почти бесполезен в стрельбе по бронированным целям (впрочем, в открытом поле может завалить и тяжёлую пехоту), а также крайне слаб в ближнем бою. Если стоит рядом с жаровней, запускает горящие стрелы и может поджечь ров с нефтью. Кроме того, лучники довольно быстро бегают.
  • Арбалетчик — одет в кожаные доспехи и вооружён арбалетом. Медленнее и дороже лучника, скорострельность и дальнобойность тоже меньше, но зато убойная сила и стойкость повышены в несколько раз. Отлично подходит для борьбы с тяжёлой пехотой.
  • Пехотинец (в английской версии называется maceman) — детина в кожаных доспехах, вооружённый палицей. Против бронированных юнитов эффективность ниже среднего, также им стоит опасаться арбалетчиков, поэтому сила пехотинцев — в быстрых ногах. Идеальны для штурма стен, так как могут очень быстро забраться по лестнице и устроить быструю зачистку, спокойно перебив слабых лучников.
  • Пикинёр — убер-версия копейщика. Носит тяжёлые доспехи и алебарду, из-за чего довольно медленно ходит, тем не менее, отлично подходит для защиты и закапывания рвов благодаря слоновьему здоровью. Без поддержки стрелков против пехоты весьма слаб.
  • Мечник — воин, закованный в тяжёлые доспехи, настоящий средневековый джаггернаут. Стоит дорого, также для найма нужны доспехи и меч, довольно трудоёмкие в производстве. Практически неуязвим для стрел и большинства холодного оружия, однако передвигается очень медленно и не может копать рвов.
  • Рыцарь — по сути, тот же мечник, но сильнее и быстрее (в первой части — немного слабее мечника в прямом столкновении, но всё равно быстрее). Имеет коня, поэтому выполняет роль кавалерии. Самый опасный юнит в игре.
  • Монах — доступен в первой игре, но только в кампании, в Crusaders нанимается в соборе, в Stronghold 2 — в монастыре. В ближнем бою по силе немного мощнее и медленнее пехотинца, однако умирает от пары стрел.
  • Инженер — строит осадные машины, ими же управляет, а также умеет копать рвы. Нанимается в гильдии инженеров.
  • Сапёр (имеется не во всех частях серии) — роет подкоп под вражеские стены и башни (судя по всему обрушивая их ценой своей жизни), может и в ближнем бою надавать люлей, но, как и монах, дохнет от одного-двух выстрелов. Нанимаются в своей собственной гильдии.
  • Осадный рабочий — обслуживает штурмовые лестницы, со второй части может и самостоятельно драться. Нанимается там же, где и инженеры.
  • Лорд — присутствует в единственном экземпляре и обычно находится на крыше цитадели или в её окрестностях. Самый сильный юнит в игре, однако его смерть автоматически приводит к поражению.

В игре есть осадные машины, хорошо выдерживающие выстрелы, но при этом в ближнем бою быстро сломать их может даже крестьянин с вилами:

  • Катапульты — стреляют камнями. Есть осадные — стреляют булыжником, могут запустить и дохлую корову, от которой после приземления расходятся опасные миазмы. Есть и башенные — кидают с малой точностью одновременно несколько камней.
  • Башенная баллиста — мечет огромные стрелы. В первую очередь нужна для борьбы с осадными орудиями, однако хороша и против живой силы.
  • Требюше — стреляет камнями, как и катапульта, но дальность гораздо выше, как и убойная сила, плюс стрельба ведётся по дуге, однако не могут сдвинуться с места. Как и катапульты, могут стрелять коровами.
  • Передвижной щит (мантелет) — защищает от стрел.
  • Таран — медленный, но жутко прочный и легко выносит укрепления на дистанции ближнего боя.
  • Передвижная осадная башня — те самые «турусы на колёсах». В отличие от лестниц, по ним кто угодно может забраться на стену.
  • Огневая (огненная) баллиста — имеет дальность немного больше, чем лучник; легко пробивает любую защиту, кроме мантелетов. Никогда не промахивается по стоящим на стенах юнитам. Попадание в деревянное здание, потерявшее 90 % единиц прочности, приводит к пожару.

В разных частях игры присутствую ещё и наёмники, нанимаемые в соответствующем лагере. В основном, это лазутчики и конные лучники, а также разбойники. Оружия не требуют, но и стоят втридорога.

Stronghold (2001 г.)[править]

« — Трубите рога, бей барабан — в город входит герцог Кабан!. »
— Кабан, герцог де Трюф
Обложка к Stronghold

Самая первая игра серии. Получила заслуженное одобрение и сообщество фанатов, в первую очередь, за необычный игровой процесс, а также за отличное музыкальным сопровождением и озвучку с юмором, в том числе и чёрным. По факту, это самая весёлая игра серии (все остальные были уже темнее и острее).

Действие происходит в средневековой Англии в период Высокого Средневековья, предположительно, во времена Третьего крестового похода. Король попал в плен к варварам, и жадные феодалы разорвали страну. Попытка нескольких верных королю дворян договориться закончилась гибелью самих дворян, а сын одного из них — собственно, главный герой, успел уехать в безопасное место и, заручившись поддержкой выживших воинов, начинает наводить в стране порядок, что ему в итоге и удалось. После он отправляется на покой, чтобы и дальше жить долго и счастливо.

Этот сюжет, по-видимому, отсылает к истории борьбы принца Джона с баронами в период Третьего Крестового Похода, когда король Ричард действительно был захвачен австрийским герцогом.


Персонажи[править]

Протагонист: собственно, сам игрок. Лорд, лишившийся отца в результате заговора дворян-изменников. Сперва никто его всерьёз не воспринимает, но в итоге именно он спасает королевство.

Союзники:

  • Маршал, сэр Лонгарм — крутой в отставке. Старый и опытный вояка, сперва — непосредственный начальник, а затем — ментор героя.
  • Лорд Вулсак — консервативный, трусоватый и не особенно умный командир. Пытался открыть второй фронт, но попал в плен к Кабану и был запытан до смерти.
  • Лорд Мэнкин — лорд, добровольно примкнувший к роялистам. Появляется только в седьмой миссии.
  • Безымянный монах — появляется в паре миссий, где передаёт чертежи арбалета, а потом — секреты баллисты, рва с нефтью и кипящего масла. В одной из миссий игроку предстоит защищать аббатство этого монаха, которое Кабан пытался разграбить.
  • Король — в середине кампании игроку поручают накопить денег на его выкуп (внезапная экономическая миссия в военной кампании) ради того, чтобы тот появился один раз в конце и объявил игроку устную благодарность.

Враги:

  • Герцог де Пюс (Крыса) — бастард, случайно получивший в наследство феодальное владение после гибели в кораблекрушении всех остальных наследников. Жалкий трус и самый некомпетентный в военном деле дуралей. После бесславной попытки вернуть себе замок (на помощь пришли даже силы Кабана) так же бесславно погиб.
  • Герцог Борегар (Змея) — утончённый аристократ, любящий интриги, до этого был губернатором-коррупционером одного из городов. Даже имел честь помочь протагонисту отбиться от Крысы… лишь чтобы затем обмануть. Сам воюет не очень хорошо, но зато силён в экономике. По сюжету, заманил отца главного героя в ловушку (хотя это и стоило ему глаза), из которой сам протагонист едва спасся. Убит главным героем в миссии «Глаз Змеи».
  • Герцог де Трюф (Кабан) — раубриттер, некогда брошенный собственными родителями и наводивший ужас не на небольшие города, ставший бароном в годы смуты. Уродливый, тупой и жестокий военачальник с наклонностями садиста. Ввиду того, что его большой рот только ест, имеются фефекты фикции. Убит героем в «Свинье конец!».
  • Герцог ди Вольпе (Волк) — самый опасный и грозный противник с чернознаменным войском, сплошь закованным в латы. Олицетворение местного каноничного Шредера, напополам с Дартом Вейдером. При том, что он самый нормальный, полный злобы даже не столько из-за успехов протагонистов, а из-за идиотов-союзников. Даже Кабан близко не Бибоп по харизме. Для большего подчеркивания образа Шредера в лице Волка, актер озвучивал персонажа соответствующе.

Что здесь есть[править]

  • Стенобитный меч — стену можно прорубить мечом, а то и проломить дубинкой
  • Анималистическая символика — во все поля:
    • Крыса — носит характерный шлем-армет с вытянутым забралом и имеет характерную «мордочку» и зубы.
    • Змей — крутит в руках кинжал с волнистым лезвием.
    • Кабан — без коммеhнтариев.
    • Волк — носит шлем, похожий на волчью голову.
  • Сиротинушка — Волк. Убил своих родителей, хотя это и не точно.
  • War Lord — Кабан.
  • Барон — в изобилии
  • Бастард — Крыса
  • Благородный разбойник — к вашей армии могут присоединиться разбойники, которые представляют собой лучников в зелёных одеждах и монаха. Никого не напоминает?
  • Братва — герцог де Трюф. С детства состоял в банде лесных разбойников, находящих ужас даже на небольшие города, ставший потом раубриттером, а затем и пробившийся в высшую знать. Также на ваш замок могут напасть разбойники, выглядящее, как пехотинцы и лучники, но в тёмно-коричневых одеждах. Любопытно, что пехотинцы — любимый вид войск у Кабана.
  • Духовность — это хорошо — забота о духовной жизни подданных, строительство церквей, храмов и соборов поднимает популярность игрока.
    • В одних миссиях вполне можно без этого обойтись, а в других на этом построено выполнение задания (например, определенный процент благословленных).
  • Злодейское глумление — перед нападением лорды отправляют протагонисту послания, в которых в издевательской форме «пророчат» его скорую гибель.
  • Испорченные аристократы — Змея
  • Коронная фраза — Змея: «Верьте мне». Разумеется делать этого ни в коем случае нельзя.
  • Коррупционер — всё тот же Змея.
  • Лирой Дженкинс — главный герой умудрился залироить дважды. Сначала погнался за войсками Крысы, которые обнаружили заставу, из-за чего вместе со всей армией оказался в окружении на острове посреди реки. Потом, ближе к концу кампании, узнав, что Волк убил его отца, точно так же погнался за его войсками, попал в ловушку и снова оказался вынужден держать оборону против сильно превосходящих сил. На этот раз — на руинах старого замка.
  • Они выкололи мне глаза — Змей потерял глаз в той битве, где погиб отец главного героя.
  • Так не доставайся же ты никому! — если ваши войска прорвутся во внутренний двор замка Кабана, он… просто подожжёт там всё.
  • Символическое имя — прозвища врагов. Что интересно, фамилия Волка переводится с итальянского как «Лисица».
  • Упитанный силач — Кабан. Хоть он и много ест, в ближнем бою, как и любой лорд, весьма силён.
  • Крутой падре — монахи. С очень сильно прикрученным фитильком, так как здесь очень слабые бойцы.
  • Круто, но непрактично — пехотинцы и рыцари, но оба с прикрученным фитильком. Некоторые игроки любят копаться в экономических аспектах производства, забывая при этом сравнить конечную эффективность юнитов: пехотинцы куда быстрее пикинеров, не требуют металлической брони и обладают при этом чудовищно высокой скоростью атаки (крестьяне вырезаются на раз даже несколькими прорвавшимися пехотинцами), т. е. идеальны для раша против слабо защищенного противника и ударов по экономике. Рыцари же крайне дороги, требуют конюшен, но при этом весьма быстры, мощны и идеально подходят в качестве «пожарной команды» (в этой роли, собственно, и используются в последних миссиях кампании оригинального Stronghold), либо для вылазок из замка для контратаки штурмующих.
  • Круто и практично — лучники, арбалетчики и пикинёры. Первых можно нанимать, практически не имея ресурсов, в больших количествах лучники выносят всех, кто не быстрее их самих, а арбалетчики — всех без оговорок. Пикинёры же, хоть и требуют стальных доспехов, дико живучие, стоят куда дешевле мечников, умеют скидывать приставленные к стенам лестницы, да ещё и имеют бонус к урону против кавалерии, защищая предыдущие два вида войск от рыцарей. Соответственно, армия из этих трёх видов войск плюс мечники для выноса ключевых целей медленно, но верно устроят любому врагу Креси и Азенкур.
  • Объединительная война — собственно именно её главный герой и ведёт.
  • Последний парад — попытался совершить Крыса, штурмуя собственный замок. Увы, не взлетело.
  • Пушечное мясо — копейщики. Единственное предназначение — собрать на себя все вражеские волчьи ямы и рвы с нефтью.
    • Зато отталкивают лестницы от стен.
  • Крутой в отставке — маршал сэр Лонгарм.
  • Несовместимая с жизнью трусость — лорд Вулсак и Крыса.
  • Нужно больше золота — без комментариев.
  • Последний пришелец — инверсия; во избежание этой проблемы, войска противника, потеряв значительную часть личного состава, немедленно отступают за край карты, а игроку засчитывается отражение атаки.
  • Никто не торгуется, Торговец всегда прав — цены на товары строго фиксированы, причём стоимость продажи одного товара раз в 3-5 ниже стоимости покупки. Причём в некоторых миссиях ещё и не всё можно купить.
  • Я пришёл договориться — в самом начале игры и в начале шестой миссии мятежные лорды предлагают переговоры, однако, по факту, всё превратилось в другой троп.

Stronghold Crusader (2001 г.)[править]

« — «Cædite eos! Novit enim Dominus qui sunt eius» »
— Приписывают Арнольду Амальрику

Самостоятельное дополнение к игре Stronghold, разработанное компанией Firefly Studios и совместно изданное компаниями Take-Two Interactive и God Games, превзошедшее по популярности оригинал. Игра посвящена Крестовым походам на Ближнем Востоке.

Сюжетно игра представляет собой в определённой мере спин-офф, а то и приквел к первой части игры. В игре отсутсвует экономическая компания, зато доступны 4 исторические:

  • "К оружию! — кампания, посвящённая Первому крестовому походу 1094—1099 годов. Игроку предстоит пройти тот пути, что прошли рыцари-крестоносцы к Иерусалиму, поучаствовать в осаде Антиохии, основать Крак-де-Шевалье и в последнией миссии взять Иерусалим.
  • «Завоевания Саладина» — султан Сирии и Египта Салах ад-Дин отвоёвывает у европейцев захваченные города и освобождает Иерусалим. В этой кампании можно управлять только арабскими войсками, все миссии только осадные.
  • «Королевский крестовый поход» — Третий крестовый поход, когда в дело вмешались европейские монархи. Игроку предстоит взять управление такими историческими личностями, как император Фридрих Барбаросса и Ричард Львиное Сердце. Интересно, что кампания заканчивается тем, что Ричард, с которого списан образ Короля из первой Srtonghold, узнаёт о заговоре и решает вернуться домой. Так что игра как бы служит приквелом сюжета первой игры.
  • «Войны крестоносцев» — кампания, которая не претендует на историческую достоверность, но отражает дух эпохи войн крестоносцев за земли на Ближнем Востоке, когда монархи уехали обратно в Европу, а рыцари решили поднаграбить золотца. В миссиях появляются антагонисты из первой части: Герцог де Пюс (Крыса), герцог Борегар (Змея), герцог де Трюф (Кабан) и герцог ди Вольпе (Волк). Вот, оказывается, чем они занимались до тех событий!

Также в игре отсутствует режим осады исторического замка, зато появился режим «Схватки» с компьютерными противниками, отсутствующий в первой части. По сравнению с первой игрой, управление и графика остались на прежнем уровне, однако здания стилизованы под восточный стиль, как и одежда некоторых крестьян. Добавились и некоторые новые постройки: чан с водой, низкие стены (последний заменяет частокол). Можно играть как за крестоносцев, так и за сарацинов (технически, отличается только состав начальной армии в мультиплеере, а лорд с типичного европейского феодала с двуручным топором поменяется на столь же типичного эмира с двуручной саблей). Кроме воинов из первой игры, добавились восточные, доступные, тем не менее, обеим сторонам. Эти воины нанимаются в лагере наёмников, оружия не требуют, только золото:

  • Раб — бесправный раб, вооружённый факелом, которым поджигает деревянные постройки. Стоит очень дешево, сражаться не может и гибнет от любого чиха, однако если хоть пара-тройка рабов прорвалась к вашим постройкам и успела поджечь, а ваши здания стоят близко к друг другу и вы не позаботились о пожарной охране — можете перезагружаться/начинать миссию сначала. Кроме того, с рабами действует то же правило, что и с крестьянами с вилами - каждая стрела, попавшая в раба не попадает в более ценного бойца.
  • Пращник — вооружён, как ни сложно догадаться, пращой. Стоит совсем дешево, защиты почти не имеет, в одиночку бесполезен, особенно против бронированных целей, однако если таких будет много — доставят массу проблем.
  • Арабский лучник — стоит в разы дороже простого лучника, однако стреляет быстрее и больнее, так что своих денег стоит.
  • Конный лучник — кавалерия арабов. Нанимаются прямо с конями, конюшни не требуют. Отлично подходят для рейдов и разведки, так как стреляют прямо на скаку, но имеют слабую защиту и легко выпиливаются пешими стрелками.
  • Ассасин — да да, те самые, которых показывали в первом «Assassin’s creed». Правда, здесь ассасины напоминают японских ниндзя, хоть и вооружены скимитарами, а не катанами. Ассасин невидим противниками на средней и дальней дистанции, но его главное умение — лазать по стенам с помощью верёвки с кошкой, а потом открывать ворота на баркабане. Также может зачистить стены от лучников, благо неплохо сражается, но защиты почти не имеет, так что действовать следует аккуратно. Если ассасинов много, могут спокойно убить лорда.
  • Арабский мечник — арабский вариант европейского мечника. Носит доспехи восточного образца и вооружён ятаганом. По защите — хуже мечника простого, по силе — тоже, зато его можно нанимать с ранних этапов игры и устраивать своеобразный раш, выносящий половину ИИ-противников.
  • Огнеметатель — самый дорогой из арабских воинов. Кидает горшки с греческим огнём, чем вызывает пожары в замке. В отличии от раба, имеет защиту, но куда медленнее передвигается, а дальность стрельбы просто мизерная.

Персонажи[править]

Протагонист — сам игрок. В отличии от первой игры, в кампании не привязан к какому-то одному персонажу. В первой и последней кампаниях игрок играет за просто неназванного командира крестоносцев, во второй — за Саладина, в третьей — за одного из лордов Иерусалимского королевства в Святой Земле.

Другие персонажи. Могут быть как противниками, так и союзниками. Большая часть героев отсутствует в сюжетных кампаниях.

  • Крыса — злодей из предыдущей части игры. Самый слабый и самый трусливый из всех персонажей. Он применяет только лучников и копейщиков, изредка — осадных рабочих и инженеров. Победить Крысу почти не составляет труда.
  • Змея — злодей из предыдущей части игры. Он строит довольно неплохие замки, на подходах к которым может сделать ямы с кольями. Использует арабских наемников: лучников, пращников, рабов. При этом, в отличии от предыдущей части, не использует пехотинцев и арбалетчиков, что делает его крайне уязвимым к любому противнику, который использует тяжелую пехоту.
  • Кабан — злодей из предыдущей части игры. строит замки с низкими стенами, за ними — с высокими стенами и квадратные башни. Вход защищает ямами с острыми кольями. При обороне использует много арбалетчиков, в нападение ведёт обычно 5-6 стрелков, катапульты и множество пехотинцев с булавами.
  • Волк — злодей из предыдущей части игры. Волк является самым сильным противником. Он строит как малые, так и большие крепости с зубчатыми стенами, ставит разного типа башни: от маленьких башенок до крупных башен, на которых размещает баллисты и мангонели. Копает рвы, строит ямы с кольями и поджигает нефтяные ямы. На стены ставит инженеров с горшками со смолой. В атаке использует лучников, арбалетчиков, пикинёров, мечников, рыцарей, а также некоторых арабов (Арабский лучник, Конный Лучник).
  • Саладин — историческая личность, Аль-малик ан-Насир Салах-ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб (в европейских текстах Саладин) — султан Египта и Сирии, талантливый полководец, основатель династии Айюбидов. Султан Сирии и Египта Саладин руководил мусульманской армией в борьбе против крестоносцев. В конце концов, он отвоевал Палестину у Иерусалимского Королевства (государство крестоносцев) после победы в битве при Хаттине. Во время Третьего Крестовый похода Саладин боролся против основных сил крестоносцев во главе с Ричардом Львиное Сердце. Война закончилась мирным договором на три года. Ставит объекты для развлечения, чтобы повысить народную популярность и боевой дух солдат. При атаке использует арабских лучников, рабов, ассасинов, конных лучников, арабских мечников и огнеметателей. Строит катапульты, баллисты. Поджигает вражеские здания.
  • Калиф — духовный глава всех мусульман, являющийся так же и монархом[1], довольно серьёзный противник. Строит прямоугольные замки со сторожевыми башнями, ставит на башнях лучников и огнеметателей. Для защиты крепости использует кипящее масло и рвы со смолой. При осаде использует лучников, рабов (часто отправляет их на диверсии), конных лучников и мечников. Строит катапульты и баллисты.
  • Султан — арабский правитель. Весельчак и астролог. Строит замки круглой формы со сторожевыми башнями. В атаке использует небольшое количество лучников, мечников и пращников.
  • Король Ричард Львиное Сердце — историческая личность. Король Ричард правил Англией с 1189 по 1199. Он прославился как бесстрашный воин и превосходный военачальник, и получил прозвище «Львиное Сердце» задолго до того, как стал королем. Ричард, пожалуй, стал известен тем, что активно участвовал в крестовых походах на Святую землю. Он вступил в союз с королем Филиппом II Августом и императором Фридрихом Барбароссой во время Третьего Крестового похода. Несмотря на сильное руководство и мощную армию, он так и не смог захватить Иерусалим. Тем не менее, Ричарду удалось подписать договор с Саладином. Ричард — сильный противник. Он строит мощные крепости с зубчатыми стенами и квадратными башнями, на них размещает мангонели и баллисты. Атакует лучниками, пикинёрами и мечниками.

Что здесь есть[править]

Все тропы из предыдущей игры, плюс ещё несколько

  • Гумба и боевые рабы — рабы, ибо дёшево стоят, наносят мало урона и дохнут с одного выстрела.
    • Однако, если доберутся до группы построек, то пиши пропало.
  • Зерг раш — впрочем, если рабов много, они превращаются в куда более серьёзную силу.
  • Эксплойт — антиассасиновые стены: чередование низкой и высокой стены или два слоя зубчатой не позволяет ассасинам забраться на неё.
    • В начале игры можно построить лагерь наемников, нанять конных лучников и послать их мочить крестьян на вражеских фермах, в результате все развитие встанет и компьютерного противника можно брать голыми руками или этими же конными лучниками расстрелять, если он один. Или нанять толпу арабских мечников, придти среди бела дня в крепость, перебить всю охрану на пути и убить лорда.
    • Лесопилкой можно перекрыть вражеский барбакан. Результат порой очень удивляет.
  • Безнадёжный бой — в начале первой миссии третьей кампании необходимо удерживать замок до прибытия основных армий Саладина, чтобы затем отступить.
  • Добрый король — Султан, это его главная фича как правителя.
  • Католики плохие/Духовность — это хорошо — первое с сильно прикрученным фитильком. Всё-таки хотя походы и были крестовые, а в заставке к игре присутствует фраза монаха Арнольда Амальрика (см. эпиграф к пункту), всё-таки главные причины были экономические, социальные и политические. Кстати, подтверждений, что Амальрик произнёс эту фразу нет, да и произнесена она по немного другому поводу, чем показано в игре. А второе — всё тоже самое, что и в первой части игры, причём вера поднимает популярность даже сильнее, чем в первой части.
  • Пустыни, шейхи и мечети — во все поля.

Аддоны[править]

Stronghold Crusader Warchest

По сравнению с оригинальной игрой добавилось:

  • Дополнительная кампания, состоящая из 30 миссий
  • 8 дополнительных компьютерных противников:
    • Фридрих I Барбаросса — исторический персонаж, император Священной Римской империи, участник Третьего Крестового похода. Император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса выступил в Третий Крестовый поход вместе с союзниками: королем Франции Филиппом II Августом и Ричардом Львиное Сердце, королем Англии. К сожалению, во время крестового похода Фридрих утонул в реке Селиф. После его смерти многие рыцари поспешили вернуться домой.
    • Филипп II Август — ещё один исторический герой. Король Франции, участник Третьего Крестового похода. Король Филипп II Август правил Францией с 1180 по 1223. Хитрый политик и опытный военачальник, он укрепил свое королевство и командовал французской армией во время Третьего Крестового похода. Однако после того, как германский император Фридрих Барбаросса утонул в реке, Филипп вернулся домой, оставив короля Ричарда в одиночку бороться за Святую землю. Делает хорошую крепость с двумя квадратными башнями, на них ставит баллисты. Нанимает лучников, копейщиков, рыцарей, строит катапульты.
    • Визирь — арабский визирь. Скрывает лицо, вооружён двумя кинжалами. Верит в гадания. Очень сложный противник. Строит в основном крепости в виде звезды, иногда копает ров. Делает рвы с нефтью. Налаживает снабжение хлебом. При осаде использует конных лучников (ими же терроризирует противника), огнеметателей, арабских мечников и рабов (если противник выкопал ров), применяет требушеты, огневые баллисты.
    • Эмир — молодой эмир. По характеру — добрый и весёлый. По тактике похож на Саладина. Строит восьмиугольные замки с круглыми и сторожевыми башнями. На одну или две башни ставит мангонели . Использует при осаде конных лучников, арабских мечников, европейских лучников и большое количество катапульт.
    • Низар (в некоторых версиях — Назир) — предводитель ассасинов. Его замок огромен, окружён широчайшим рвом и практически неприступен, напоминает остров. Он широко использует ловушки и множество разнообразных башен и барбаканов. Единственный недостаток замка — отсутствие стен. В атаке основной ударной силой Назиру служат ассасины, в обороне он больше полагается на ширину своего рва — благо, рабы вырывают его молниеносно.
    • Шериф Ноттингемский — герой сказок про Робин Гуда, пытающий счастья на Востоке. Постоянно жалуется на безденежье и требует позвать сборщика налогов. Шериф умело использует в бою и арабов, и крестоносцев, его замок огромен, а экономика довольно сильна. Он широко использует средства устрашения. При обороне Шериф применяет нефть, однако не использует ловушки и замок строит, в основном, из низких стен, не используя больших башен и технику на них. Замок имеет две линии обороны. На обороне стоят только арбалетчики. Единственная, но мощная защита Шерифа — молниеносные атаки пехотой.
    • Маршал Сэр Лонгарм — союзник из первой части игры. Строит крепость средних размеров с защитными башенками, иногда его замок не достроен. Не покупает оружие, поэтому армию нанимает долго. При осаде использует лучников, мечников, строит также требюше. Проводит диверсии с участием рыцарей.
    • Аббат — возможно, тоже пришёл из предыдущей игры. Строит огромные крепости с множеством баллист. Атакует лучниками и большим количеством монахов.


Stronghold Crusader Extreme

Единственное дополнение к игре, выпущенное официальным разработчиком. Может выполняться в качестве модификации и устанавливаться на стандартную игру Stronghold Crusader любой версии. По сравнению с оригинальной игрой версии 1.1 добавилось:

  • 8 дополнительных компьютерных противников
  • Дополнительная кампания из 20 миссий «Путь крестоносца»
  • Новые карты
  • Магия: по мере накопления очков игрок получает бонусы, такие как: подкрепление в виде пикинёров/лучников/пехотинцев, денежная выплата, лечение войск и удар стрелами/катапультами по указанной территории.

Stronghold 2 (2005 г.)[править]

« — У вас когда-нибудь бывает дежавю?. »
— Крестьянин

Продолжение оригинальной игры, выпущенное Firefly Studios в 2005 году. Выпущена в нескольких версиях (до 1.4.1), различающихся количеством компьютерных противников и незначительными изменениями в параметрах игры. Сюжетно игра не связана с предыдущей частью, да и по факту это вообще уже другая игра, хотя и со всё-теми же основами.

По сюжету военной кампании «Забытый король», Король, правившей страною, в один далеко не самый прекрасный день во время пира сильно заболел. а потом вообще исчез из страны. Не спроста, ибо знал, что в королевстве зреет заговор. Спустя некоторое время, в королевстве началась гражданская война. Доверенный рыцарь короля сэр Вильям со своим оруженосцем Мэтью Стилом, собственно, главным героем игры, должны найти Короля, собрать армию союзников, разогнать всех несогласных и, в конечном итоге, вернуть короля на законный трон. В кампании, однако, можно встать на тёмную сторону и попытаться самому захватить корону.

В экономической кампании «Бремя государево», являющаяся, возможно, приквелом к военной, король посылает игрока в дальние области королевства, на берег моря. Герою предстоит восстановить судоходство в регионе, навести порядок в поместьях, разогнать лесных разбойников и, в конечном итоге, устроить пир на весь мир.

Stronghold 2, в отличии от предыдущих частей, имеет трёхмерную графику, камеру можно ставить в свободный вид, появилась возможность заводить солдат внутрь зданий и сражаться там. Озвучка игры изменена. Внешний вид зданий сильно изменён. Для хранения ваших финансов нужно строить сокровищницу. Жена вашего Лорда, которая была и в первой части, теперь живёт в собственных палатах. Исчезла система «кнутов» и «пряников», притом, что если «пряники» исчезли вообще, что сделало замок не таким красивым, без клумб и аттракционов, то «кнуты» используются по назначению — в игре добавилась преступность. В отличии от первой части, где преступность была чисто сюжетным оборотом, то здесь преступник — вставший на дурную дорожку крестьянин, который тырит еду из амбара (в некоторых версиях — золото из сокровищницы). Его призваны ловить стражники, судят их судьи, а палачи наказывают с использованием тех же «кнутов».

Также добавился такой ресурс, как «честь» — она необходима, чтобы покупать имения и нанимать некоторые виды войск. Популярность можно получать устраивая пиры с другими лордами, рыцарские турниры и подавая крестьянам образец супружеской верности, ухаживая за женой Лорда.

В отличии от первой части, вся карта разделена на поместья, принадлежащие игрока и имения. В своём поместье можно строить всё, что заблагорассудится, в чужом поместье же ничего строить нельзя. В имениях же, или деревнях, которые представляют собой такое же поместье, но строить там боевые постройки нельзя. Поместье покупается за «честь», или захватывается у противника. В поместьях взимаются налоги в пользу игрока, также можно потребовать оброк в виде определённого количества каких-либо товаров.

В отличии от первой части, юниты больше не могут сами рушить стены. Это делают только осадные машины. Войска в игре остались те же войска, что и в предыдущей части, однако добавились наёмники, подобно Stronghold Crusader:

  • Конный лучник — по сути тот же конник, что был и в Крестовых походах.
  • Легкая кавалерия — по скорости быстрее рыцарской, но менее сильна и защищена, зато для нее не требуются доспехи, меч и лошадь. Легко расправляются с легкой пехотой и стрелками. Также не может спешиться.
  • Викинг-топорометатель — в теории, может заменить лучника. Метает топоры сильнее и чаще, чем стреляет лучник, но дальность полёта стрелы вдвое больше, чем топора. Защищены топорометатели слабо, но в ближнем бою сильнее лучника и арбалетчика. В больших количествах опасны даже для рыцарей.
  • Берсерк — тоже викинг. Чем-то похож на пехотинца. Наносят достаточно высокий урон, но почти не имеют брони. Без особого труда могут быть убиты из оружия дальнего боя, но все же выдерживают три арбалетных болта.
  • Разбойник — в отличии от предыдущей части, здесь разбойник — отдельный юнит в виде хмыря в зелёном плаще с маской, закрывающей лицо. Чаще всего появляются в логове разбойников, не подчиняясь никому и занимаясь бандитизмом, однако их можно нанять в лагере. Вооружён копьём и мечом: урон от броска его копья высок (один из тех дальнобойных юнитов, которые убивают незащищенного бойца — каковыми они и сами являются — одним броском или выстрелом), но он не может метать копья постоянно — перезарядка занимает немало времени, в течение которого бандит остается вооружен одним лишь коротким мечом, как лучник или арбалетчик. Поскольку невидим на дальних дистанциях, идеален для засад.
  • Ассасин — знаком по Крестовым походам. Тактика применения та же. Стоят очень дорого, но они и сильнее, чем в предыдущей части.
  • Пикт-лодочник — единственные юниты, способные передвигаться по воде. Они спускаются на воду в своих полусферических лодчонках, в обычном состоянии висящих у них за спинами, и гребут своими причудливыми секирами. Защищены они слабо и в открытом бою, где есть вражеские стрелки, проиграют, еще не добравшись до противника. Но они быстро разрушают строения, поэтому и использовать их надо для быстрой и неожиданной атаки на постройки врага со стороны, которую он считал неприступной.
  • Вор — предназначен не для боя, а для скрытного воровства из вражеской сокровищницы. Для своего врага он виден как обычный фермер, отличающийся лишь странным поведением, но стоит выбрать любого своего юнита и указать на подозрительного человека, и он станет виден так, как выглядит для своих союзников. На случай разоблачения вооружен рапирой и даже может заколоть пару копейщиков. Из за угла, естественно. С другой стороны целая толпа воров (штук 20-30) способна и лорда завалить, что вкупе с их способностью бегать сквозь вражеский барбакан (который не отмечает их как врагов), позволяет, иногда, решить исход боя в несколько минут.

Персонажи[править]

Протагонист — в отличии от первой части, имеет имя и прописанную биографию: Мэтью Стил. Юноша, некогда паж, в начале военной кампании — оруженосец сэра Вильяма, Рыцаря Короля, впоследствии сменивший Вильяма на этом посту. В конечном итоге разбил и арестовал мятежника лорда Барклая Молота. Если встать на тёмную сторону, становится королём, казнив предшественника. В экономической кампании наводит по приказу Короля наводит порядок в дальних провинциях.

Союзники

  • Сэр Вильям — один из лучших рыцарей — галантный, мастерски владеет мечом, до конца предан Королю. Ментор главного героя. Был Рыцарем Короля, потом этот пост перешел к Мэтью Стилу, так как Вильям подозревался в предательстве. Вместе с Метью и Королём участвовал в осаде замка Барклая. В кампании за мятежников Вильям был убит Метью, пока Барклай искал убежище Короля. В экономической кампании был отправлен королём для решения проблем, но почти всё время он проводит в походах и попытках добиться расположения Леди Серены и в итоге просит Метью позаботиться о своём имении. Арестовывает Эдвина после его неудачной атаки на замок сэра Грея. В конце кампании принимает участие в рыцарском турнире.
  • Леди Серена Агнец — первый женский персонаж в серии. Ранее её любил Сэр Вильям. Но после исчезновения Короля их пути по неизвестной причине разошлись. Подозревалась в сговоре с мятежниками и в колдовстве. Она пленила Сэра Эдвина, который попросил вызволить его всех, кто может помочь. Сэр Вильям и Метью Стил высвободили его ради его помощи в войне, для чего им пришлось вступить в конфликт с Леди Сереной. Из-за этого она примкнула к мятежникам, но во время осады замка Метью предала их и её войска сражались на стороне Вильяма. Если Метью поддержит мятежников, то во время осады аббатства он должен её убить. Леди Серена строит небольшие замки с хорошей инфраструктурой. Поднимает популярность при помощи религии. Основные юниты — лучник, крестьянин, копейщик. Использует легкую кавалерию для диверсий. Также при атаке использует мечников
  • Сэр Ричард Грей — старый рыцарь и богач. Верен Королю, долгое время нёс охрану границы. Ястреб пытался захватить его замок, но на помощь ему пришел Метью. Он оказывает активную помощь в войне с Барклаем, но погибает после того, как он прибыл к Вильяму. В кампании мятежников погибает в схватке с Быком или его убивает Метью на пути к Вильяму. В экономической кампании он один из трёх, кого король отправил для решения проблем, но он не может их решить, так как уже очень стар и большую часть времени спит. Затем его владения решил захватить Эдвин, но Метью предотвращает атаку и Эдвина арестовывает Вильям. Строит огромные замки с круглыми башнями и баллистами. На стенах размещает лучников и мечников. Строит охотничьи избушки и яблоневые сады для питания крестьян. Для повышения чести использует вино. Нанимает армию, состоящую из копейщиков, мечников и лучников. Также при осаде использует катапульты и мантелеты. Сначала ведёт в бой лучников под прикрытием щитов, затем пехоту. Также использует лестницы.
  • Король — просто король. Неизвестно, когда он взошёл на престол, но известно, что во время начала его правления в стране было очень неспокойно. Шла гражданская война. С огромным трудом он установил в стране мир и порядок. Так длилось пять лет. На пятый год он решил устроить банкет, в честь юбилея. На этот праздник съехались практически все лорды, и повара так замешкались, что случайно впустили на кухню предателя — Паскаля Деверо (Ястреба). Ястреб отравил еду короля. Король заболел и был на грани смерти. Он приказал Сэру Вильяму не допустить развала страны. Когда ему стало лучше он узнал о заговоре и уехал заграницу. Позже вернулся. Забирает у Вильяма титул, считая его предателем, потому что, он бросил королевскую службу, напал на один из замков Леди Серены и освободил врага короны (Сэра Эдвина). Если Метью поддержит его, то после гибели Сэра Грея он вернет Вильяму титул, они вместе с Метью будут осаждать замок Барклая и возьмут его в плен. Если Метью встанет на сторону мятежников, ему придётся убить Короля в схватке за престол. В экономической кампании он отправил Сэра Грея, Вильяма и Эдвина для решения проблем в своих землях, но они не справились и он отправил туда Метью. В конце приехал на пир. Строит крупные замки. В атаке использует рыцарей, мечников и пикинёров. Также использует осадные орудия, лучников и арбалетчиков.

Второстепенные герои

  • Монах Яков — пожилой глава монашеской общины. Некогда был воспитателем главного героя. Появляется только в военной кампании, где в обмен на помощь в строительстве моста подарил Мэтью отару овец, что помогло заняться производством ткани и сыграло важную роль в создании армии. Впоследствии главный герой спасает монахов из обители Якова от волков, когда те отправились искать святыню, а также помог восстановить разрушенный Олафом монастырь.
  • Комендант Джон Бриггс — суровый комендант королевской охраны, который и посоветовал королю временно исчезнуть из страны. Даёт игроку советы, а также уведомляет о предстоящих вторжениях и атаках.

Враги

  • Сэр Эдвин Блекфлай — богатый, но глуповатый и жадный до денег феодал, чуть старше по возрасту Мэтью Стила. Вначале Во время событий Stronghold 2 он успел что-то сделать нехорошее и попал в плен к Леди Серене, откуда его вызволили не подозревающие ни о чём Сэр Вильям и Метью. В награду он, как и обещал, даровал Мэтью титул, а также оказывал им помощь в военном и финансовом плане, но вскоре предал их и перешёл на сторону Молота, а также подставил и дал Олафу взять в плен сэра Вильяма. Впоследствии арестован в собственном же замке. В мирной кампании Эдвин тоже сумел проштрафиться. Стал обдирать крестьян, повысил налоги, запустил свое поместье и попытался смухлевать во время объявленного Королём тендера на поставку в армию мечей, но ничего не вышло — кузнецы разбежались из поместья. В итоге напал на замок своего соседа, старика Сэра Грея, за что был арестован Вильямом. В заставке в конце кампании показано, что Король сделал его шутом при своём дворе. Строит слабые тонкостенные замки со средней экономикой. Из войск у него — лучники, копейщики и вооруженные крестьяне, а из осадной техники — катапульты и лестницы.
  • Олаф Грозный Клык — нормандский правитель, командир викингов. Знаменитый бандит и налётчик, прославившийся набегами на страну. Подкупил Эдвина и хотел казнить сэра Вильяма, но главный герой предотвращает казнь, Олаф удирает. Потом был убит в миссии «Твой час пришёл, Грозный Клык!». Строит замки с деревянными стенами, которые иногда окружает рвом. В В атаке и защите использует только берсерков и топорометателей, которые доступны ему сразу, даже если начальный ранг установлен на минимальный.
      • Любопытно, что Олаф называет себя «Последний Конунг». Это странно, так как конунг это по-шведски король, а в странах Скандинавии короли правят и сейчас. Возможно, имеет ввиду, что он последний из викингов, эпоха которых уже явно заканчивается. Кстати, датой миссии «Твой час пришёл, Грозный Клык!» стоит 1066 год. Любопытно, что в этот год погиб конунг Харальд III Суровый, со смертью которого, как считается, эпоха викингов подошла к концу (впрочем, это лишь отсылка — Харальд погиб при совсем других обстоятельствах, нежели в игре, хотя и тоже в Англии, да и Харальд был христианин, а Олаф — язычник, так как взывает к Одину и Валькириям).
  • Энгус МакЛауд Бык — шотландский лорд из клана МакЛаудов. Является заклятым врагом короны, покушался на земли сэра Грея . Погибает в конце компании, какую бы сторону игрок не принял.
  • Паскаль Деверо Ястреб — злой брат сэра Вильяма. Деверо отравил Короля и помог Барклаю захватить страну, подставив братца. Пытался убить Вильяма и Сэра Грея. Вместе с Барклаем осаждал замок Метью и аббатство Леди Серены. Убит Метью в кампании за добро, а в кампании за зло проиграл в схватке за корону и стал вассалом Метью.
  • Лорд Барклай Молот — главный гад военной кампании. Барклай считал короля слабым правителем и верил, что стране нужен более сильный и решительный предводитель, не боящийся принимать непопулярные решения. Таким кандидатом Молот видел, конечно же, себя. Во время праздника, устроенного Королём, он сговорился с Ястребом и Олафом, чтобы первый отравил монарха, а второй (за плату) напал на королевский замок. В конце арестован в своём замке, если встать на тёмную сторону — становится вашим вассалом. Молот, пожалуй, сильнейший противник в игре. Он набирает огромные армии, в том числе из рыцарей, и строит самые большие и крепкие замки, в которые помещается больше строений. Дополнительно огораживает стеной двор перед донжоном.

Дополнительные персонажи

  • Епископ — глава церкви. Упоминается в кампании, но в основном является противником в Схватке за корону. Именно по его приказу группа монахов отправляется на поиски священной реликвии — скипетра, необходимого для коронации. Если Метью поддержит Короля, то епископ снова произведёт его коронацию. Если Метью поддержит мятежников, то когда Метью убьёт Короля епископ провозгласит его новым королём.
  • Королева — боевая бабуля. В сюжете никак не упомянута, появляется только в схватке за корону. На стенах размещает лучников. Строит башни с баллистами и мангонелями. Мечники охраняют донжон и важные здания. На стенах ставит горящие брёвна. Для быстрых атак использует конных лучников. Собирает отряды из лучников, берсерков и мечников. Строит катапульты и тараны для осады замка.

Что здесь есть[править]

Многие тропы из первой части вполне можно отнести и сюда.

  • А двести двадцать не хочешь? — прямо получили викинги, когда в начале военной кампании попытались напасть на казавшуюся беззащитной деревню.
  • Крутой падре — во второй части появляются боевые монахи, которые, как и простые (которые тоже никуда не делись), не носят брони, но вооружены щитом и мечом, за счёт чего могут посоревноваться в боевых характеристиках с пехотинцами (правда те всё ещё гораздо быстрее). И, что самое главное — они стоят всего 1 (прописью: ОДИН) золотой (но при этом требуют 10 чести). Вот эти ребята тропу соответствуют уже без всяких фитилей.
  • Поворот кругом — может сделать главный герой, если решит попытаться сам захватить корону.
  • Тени былого величия — Олаф со своей армией. Что поделаешь, но эпоха, когда бородатые мужики на драккарах с севера наводили ужас на всю Европу уже прошла, по сравнению с нормальной армией других лордов викинги смотрятся анахронизмом, только благодаря грубой силе всё-ещё могут что-то сделать.
  • Уже не торт — увы, успех первой части повторить не удалось.
  • Леди-воительница — как ни сложно догадаться, леди Серена.
  • Крутая бабуля — без каких-либо сомнений, это королева.

Stronghold Legends (2006 г.)[править]

Персонажи[править]

Что здесь есть[править]

Stronghold 3 (2011 г.)[править]

Персонажи[править]

Что здесь есть[править]

  1. его вассалами считаются султаны и малики, но бывало, что Калиф фактически являлся марионеткой при султане