Syphon Filter

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Мишка, ты что, опять пьяный? »
— Типичный диалог в типичной российской тюрьме
Обложка первой части

Syphon Filter — серия шутеров от третьего лица, разработанная 989 Studios и выпущенная сначала на PS One, в дальнейшем получив одно неудачное продолжение на PS 2 и три удачных — на PSP.

Сюжет[править]

Syphon Filter[править]

Первая игра серии начинается как стандартный боевик категории «Б» про бесцельных террористов. Вашингтон, 1998 год. Террористическая группировка размещает бомбы с биологическим оружием — вирусом, название которого вынесено в заголовок — прямо в центре города. На подмогу войскам РХБЗ, которые ведут бой с террористами, направляется оперативник неназванного Агентства Гейб Логан, на рации остается его напарница, Лиан Ксинг — натурализовавшаяся китаянка (позднее события третьей части подскажут, что ее вывезли в США за выдающиеся заслуги в сотрудничестве с ЦРУ). Гейбу удается обезвредить почти все бомбы и ликвидировать двух лидеров террористов, но дальнейшее показывает, что всё не так просто. Следы выводят Гейба к корпорации ФАРКОМ, которая давно и плотно сотрудничает с террористами и более того — по некоторым данным, приложила руку к разработке вируса. В поисках истины Гейб добирается аж до Казахстана, где Эрих Ромер, последний выживший главарь террористов, готовит к пуску по США советскую ракету, а помогает ему в этом… директор Агентства Томас Маркинсон! Чудом Гейбу удается отменить пуск, убив Ромера. На этом игра, казалось бы, заканчивается… но после финальных титров мы видим, как четвёртую из лидеров ячейки, Мару Арамову принимают не где-нибудь, а в Капитолии.

Syphon Filter 2[править]

Действие начинается сразу после финальных титров первой части. В Казахстане бойцы десантных войск и Гейб заканчивают погрузку улик на транспортный самолёт, как вдруг на противоположном конце взлётной полосы садятся несколько вертолётов, высадившие спецназ, похищающий Лиан. Гейб спешит на выручку, но опаздывает буквально на минуту, а на аэродром уже входит колонна Российской Армии под командованием Юрия Григорьева. Американцы грузятся на борта и отправляются в США, но над Скалистыми Горами самолет с Гейбом сбивает истребитель. Часть группы успевает спрыгнуть с парашютами. Теперь задача Гейба — спасти Лиан и добраться до места крушения, в то время как Лиан предпринимает попытку (успешную) побега из военного госпиталя, где содержится под охраной военной полиции как единственный носитель антител к вирусу.

Побег проходит успешно, Лиан удается захватить военный вертолёт и сбросить Гейба с парашютом прямо над местом крушения. Еще раньше герои узнают, что теперь охоту на них открыло Агентство. Им не удается получить диск с данными, из-за чего приходится отправиться сначала в Нью-Йорк, потом — в Москву и вовсе в Сибирь. Героям помогает бывший агент ATF Тереза Липан, которую в финале убивает предатель Джейсон Чейнс.

Syphon Filter 3[править]

Третья часть отличается от первых двух как сюжетом, так и геймплеем. В сюжетном плане это хронологически рваная канва. Скрывавшихся от преследования Терезу Липан и биохимика Лоуренса Муджари допрашивают на сенатских слушаниях, в ходе которых вскрываются как детали их начала сотрудничества с Гейбом, так и предыстория разработки вируса. В это время Гейб в Северной Ирландии минирует судно «Лорелей», которое должно было перевезти контейнеры с вирусом. Судно тонет в океане. Гейб возвращается в Вашингтон, где показания против председателя комиссии Сената дает якобы погибшая Тереза Липан. Но в этот момент здание захватывают террористы под командованием Мары Арамовой. Гейбу удается обезвредить её, однако в сцене после титров неизвестный батискаф поднимает со дна контейнеры с затонувшего судна, а Гейб говорит напарникам, что Мара бесследно исчезла.

Чем прославилась и чем интересна[править]

Несмотря на то, что Metal Gear Solid вышла годом ранее и завоевала заслуженную популярность, из-за чего предмет статьи долгое время воспринимали как копиркина, сравнивать их некорректно. Syphon Filter — это прежде всего шутер, и лишь иногда - стелс. Намного реалистичнее, чем в MGS, реализованы также стрельба и модель повреждений. К примеру, в 1 части на выставке в Нью-Йорке требуется обезвредить Мару Арамову прежде, чем она пристрелит Джонатана Фагана. Как это сделать? Самый очевидный ответ — вырубить воздушным тейзером. Но можно выстрелить из снайперской винтовки в руку, в которой она держит пистолет. Другой пример. В 3 части есть уровень "Райские скалы", населенные дружелюбными реднеками с автоматическим оружием. Проблема в том, что протагонист (Тереза Липан) на тот момент служит в ATF (бюро по контролю за оборотом оружия, боеприпасов и табака) и стрелять в гражданских, пусть даже неправильных, ей не комильфо. Да, есть нелетальный арбалет, но стрел всего пять, в связи с чем любой промах критичен. А если промахнулся? Тогда короткой по ногам и вперед, пока реднек не очухался. Надо ли говорить об очевидности, точнее, неочевидности, такого способа прохождения? Еще пример. На уровне "Шоссе 70" Гейбу и Чейнсу требуется добраться до моста, преодолев перед тем несколько тоннелей и открытый участок шоссе, на котором застряла колонна Агентства. В тоннеле отстрел противников проблем не вызывает, но на открытом участке, стоит попасться на глаза, сразу же открывают огонь снайперы, которые попадают точно в голову. Но можно еще до катсцены расстрелять фары на Хаммере, стоящем напротив выхода, подкрасться в темноте и снять часового бесшумно. Теперь пара слов о стелсе. Да, принуждение к стелсу здесь присутствует (кроме, пожалуй, третьей части), но свобода действий все-таки шире. Выше уже упоминалось про уровень в Казахстане, который можно пройти тихо, а можно - с пальбой направо и налево, но есть и менее очевидные примеры. К примеру, в третьей части 4 и 5 миссии в Африке можно пройти практически не обнаруженным, несмотря на то, что охраны там не так и много, а условия миссии этого не требуют. Еще в третьей части была робкая попытка добавить вариативности в прохождение. На 1 уровне можно пойти налево и на прорыв к выходу, а можно перед тем свернуть налево, спасти там необязательного заложника и получить в награду гранатомет, с которым прорыв становится намного веселее.

Что здесь есть[править]

  • Автомат Ералашникова — избежали сей участи разве что М-16 да М-79.
  • Босс-вертолет — Ка-50 в Казахстане в 1 части.
  • Взрывающиеся бочки — а также автомобили и бомбы.
  • Вундервафля — автомат с тефлоновыми пулями, ваншотящий противников в броне. Глок-18, которому скорострельность прокачали до 3000 выстрелов в минуту. И вишенка на торте — Штайр-АУГ (названная АУГ-300) с рентгеновским прицелом, позволяющая буквально убивать сквозь стены. Тут даже первый Rainbow Six с сенсором сердцебиения отдыхает.
  • Голливудский глушитель — стрельбу из бесшумного оружия не слышат противники в соседней комнате.
  • А оружие отнимем у противника — неоднократно героям приходится отбивать трофейное оружие. Сначала Гейб лишается его во 2 части после ракетной атаки, потом Лиан отбирает кольты у военных полицейских во время побега из госпиталя.
  • Копиркин — с фитильком. Весь уровень на ракетной базе в Казахстане в 1 части не просто похож, а очень сильно похож на вышедшую годом ранее Metal Gear Solid, от концепции стелса (прятаться никто не заставляет, но выжить после поднятой тревоги становится очень проблематично), до униформы солдат и сражения с вертолетом, разве что вместо Ми-24 - Ка-50, а Стингер Гейбу не выдают.
  • Небьющиеся лампочки — аверсия. Источники света можно, а в некоторых случаях (при битве с Григорьевым в Измайловском парке) - и нужно разбивать выстрелами. Более того, это спасает даже в неочевидных ситуациях. Кстати, стекла тоже разбиваются, но не везде.
  • Оружейное порно — как-то автор от нечего делать вместо подсчета овец перед сном считал виды оружия серии, сбившись после 50. А как вам возможность пострелять из раритетнейшего складного ПП Ares, выпущенного тиражом 2 (два) экземпляра? Да и AS-12, прототипом которого послужил Daewoo USAS-12, тоже не так, чтобы широко распространен по миру.
  • Спецсредства — много, хороших и разных. Уже с 1 уровня 1 части появляется воздушный тейзер — вундервафля с неограниченным боезапасом, позволяющая зажарить любого не одетого в тяжелую броню противника. Даже врагам в бронежилетах можно всадить зонд в руку или в ногу (так автор убивал снайперов в броне в финале 1 уровня 2 части, потратив по глупости патроны).
  • Дофига персонажей — стартовый экран заботливо перечисляет основных из них, причем все так или иначе играют роль в сюжете.
  • Арена против босса — несколько раз. Бой с Антоном Жирдо проходит в музее, где больше нет противников, аналогично протекает сражение с вертолётом и Дилоном Морганом во 2 части.
  • Мины издают звук перед взрывом — субверсия. Сами по себе мины ничего не издают, но миноискатель отображает их на радаре, сопровождая писком, частота которого меняется по мере приближения к мине.
  • Воскресла в концовке — Тереза Липан.
  • Правительственный заговор — причем, судя по некоторым деталям (включая атаку на Сенат именно людьми Мары), крутила сенаторами именно Арамова.
  • Геймплей сочетается с сюжетом — выстрел в голову смертелен что в кат-сценах, что в игре. Выстрел в прикрытое бронежилетом тело неприятен. Тяжёлая броня везде спасает.
  • Красные с ракетами - в нескольких миссиях-флэшбеках 3 части, посвященных приключениям Гейба и Лиан во время афганской войны
  • Триколоры с ракетами — эпизодически. Сначала российская армия берет под контроль склады ФАРКОМ в Казахстане, в дальнейшем главные герои работают при поддержке СВР…
  • Не в ладах с бюрократией — …которая вообще-то не работает внутри страны, а Лиан отправляется именно в Сибирь. Обоснуй — СВР могла с самого начала следить за заговором и даже поделиться оперативной информацией по доброте душевной оперативной необходимости.