Пространство

Материал из Posmotreli
Пространство (телесериал) / (перенаправлено с «The Expanse»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TheExpanse promo.jpg
Общая информация
ЖанрНаучная фантастика
Космическая опера
Страна производстваСША
Канал премьерного показаSyfy (1-3 сезоны)
Amazon Video
Когда выходил23 ноября 2015 — настоящее время
Сезоны5
Всего серий56
Длина серии43 минуты
В главных ролях:
Стивен СтрейтДжеймс Холден
Доминик ТипперНаоми Нагата
Уэс ЧэтэмЭймос Бартон
Кэс АнварАлекс Камаль
Томас ДжейнДжо Миллер
Шохре АгдашлуКрисьен Авасарала

The Expanse (Пространство/Экспансия[1]) — сериал, с любовью и обожанием снятый Марком Фергусом и Хоуком Остби по серии книг Джеймса Кори (коллективное сознательное Даниэля Абрахама и Тая Френка), и показанных каналом Syfy в 2015 году. Тем самым получилась такая своеобразная, и возможно — непреднамеренная — творческая полемика между одними авторами, рисующими радужные перспективы освоения Марса, и теми, кто показывает (а не гонит документальные видео с закадровыми рассуждениями), чем это может в итоге обернуться — живо, фактурно, остро.

Ну и чем же?

Мир Экспансии[править]

Дело происходит через двести лет после колонизации Солнечной системы. Сбылись самые невероятные мечты современных адептов культа колонизации — человек не только высадился, но и закрепился на Марсе, Церере, Ио и много где ещё. Но, Марс предсказуемо послал менеджеров с Земли и обрёл независимость, пояс астероидов поделён на зоны протектората Земли и Марса, что приводит в бешенство местное население, прозябающее в нищете и не имеющее средств самозащиты. Малейшие попытки заявить о своих правах с помощью акций протеста давятся военной силой. Церера (находящаяся, напомню, на поясе астероидов) является крупным транспортным узлом и находится под протекторатом Земли. Землёй, соответственно, управляет ООН, а ООН с особым буддизмом крутит вокруг пальца Крисьен Авасарала, у которой под сари наверняка заныкано полное руководство по дипломатии для профессионалов, так как в ходе многочисленных конфликтов с собственным окружением, с оборзевшими коммерсантами и с милитаристами (как земными, так и марсианскими) она всегда умудряется не только набить политических очков, но и разрядить намечающуюся межпланетную войну до уровня «мелкое недоразумение», несмотря на локальные зарубы.

При этом Земля представляет собой весьма неприглядное зрелище — человечество так и не смогло разрешить множество стоящих перед ним проблем. Голод, безработица, перенаселение, социальное отчуждение, горы мусора — никуда не исчезли, более того — разрослись в масштабах. Правительство еле-еле сдерживает мегакорпорации, но если на Земле дела идут ещё хоть как-то более-менее управляемо, то вот в космосе полный швах — там слишком много мест, где можно без лишних глаз делать жуткие вещи.

Марс постепенно занимается терраформированием, марсиане терпят лишения во имя светлого будущего и порицают ленивых, по их мнению, землян, которым все за просто так досталось. Марс милитаризован и находится в состоянии холодной войны с Землей, прекрасно понимая, что без армии свою независимость и ресурсную базу отстоять не удастся. Как итог — земной флот больше, а марсианский — качественнее.

С поясом астероидов всё гораздо хуже — местное население представляет собой интернациональное сборище панков на космическом фронтире. В политике, дипломатии и так далее не разбираются, мечтают о ядерной ракете, с помощью которой можно показать этим планетянам кузькину мать. Их поведение напрямую связано с капиталистической эксплуатацией астероидных колоний, и в итоге там процветает натуральный киберпанк — грязища, проституция, наркотики, нелегальная торговля, уличные банды и трансляции гонок по астероидному поясу.

Ну и наконец, дальние колонии — на спутниках Юпитера и так далее. Там в основном сидят ученые, одни из них выращивают еду в масштабе «на все колонии», другие проводят исследования и эксперименты, третьи занимаются медициной. Большинство баз принадлежат крупным корпорациям.

Меж тем мормоны, о которых и сейчас-то не все знают, скопили кучу бабла и подписали орбитальную верфь в поясе астероидов на постройку гигантского межзвездного корабля в виде огромной бочки с храмовыми интерьерами и ядерными двигателями. И собираются на нём отправится к другим звездам… точнее, до других звезд доберутся только их потомки, не суть.

Технология, с помощью которой такая масштабная колонизация стала возможной — особо хитрая разновидность ядерного двигателя с практически неограниченной тягой, случайно открытая одним фанатом ракет. К сожалению, порадоваться открытию он не смог — разогнался до релятивистской скорости и умер, из-за того, что пошевелить конечностями при таком жутком ускорении не мог, а голосовая система управления была настроена на китайский (таким образом этот, первый, очень быстро перегнал Вояджер и Пионер, и стал таким образом самым первым межзвездным трупом в истории). Но чертежи остались, и благодаря им в мире появились космические корабли, которым гравитационный колодец был глубоко пофигу. А используя «сок» (внутривенный аналог антиперегрузочной ванны) пилоты могли переживать в разы большее ускорение чем раньше, и как следствие, путешествия по космосу стали короче. Законы Ньютона и Кеплера при этом никуда не делись, а потому корабли по прежнему оставались пленниками кривых траекторий, полётов дюзами вперед и прочих элементов романтики космического пилотажа. Военные взяли на вооружение рельсовые пушки и ракеты, очень точное представление о том как выглядят полеты и перестрелки в мире Экспансии можно получить, в одной старенькой игрушке.

Другие подробности тоже ласкают (по началу) взор придирчивых к матчасти читателей и зрителей — тут тебе и весьма интересная физика воды в условиях центробежного заменителя гравитации, тут тебе и таблетки, на которых сидят все астероидяне, потому что иначе их кости станут слишком хрупкими (да и сами они высокие и тощие, а вот марсиане наоборот, качки — таскать тяжеленный бронескафандр весьма напряжно), и худшей пыткой для них является гравитационный колодец. Жидкости и газ в условиях разгерметизации ведут себя на удивление вменяемо, и вроде бы всё в порядке — мы могли бы с уверенностью сказать что этот сериал, не смотря на закосы дизайна под Mass Effect, затыкает по реалистичности всё виденное ранее. Но не будем. Потому что дальше мир заканчивается и начинается сюжет.

Сюжет[править]

Если мир «экспансии» — научнофантастический, то сюжет — дистиллированная внутрисистемная, до поры, до времени, Космоопера. Есть Главный Герой, он же спаситель мира, есть его команда, как водится состоящая из маргиналов, есть родной, побитый корабль, и есть приключения. Причем авторы всецело на стороне героя. Но даже здесь можно было бы выкрутиться, создав годную героику в антураже научной фантастики, если бы авторам, которым явно не дают покоя лавры Артура Кларка, не приспичило ввести в сеттинг вещь, которая начисто рушит к чертям собачьим все те прелести, которые были описаны выше. То есть — технологию неотличимую от магии. В её роли выступает протомолекула, обладающая свойством нарушать абсолютно все законы физики, и цивилизацию, которая её породила, которая тоже на законы физики плевать хотела бы, если бы не встретилась с Врагом, который, в свою очередь, наплевал уже на нее. Основной функцей протомолекулы является постройка межзвездных врат, ведущих в очень своеобразное место, которому посвящена вторая половина третьего сезона сериала. По законам жанра это спойлером не является, а вот как именно там всё происходит — читайте/смотрите, это очень интересно, не пожалеете.

Персонажи[править]

Команда «Росинанта»:

  • Капитан Джеймс Холден. Стивен Стрейт благодаря офигенной актерской игре кажется местным аналогом Джона Сноу, причем в начале сериалае их можно спутать — однако в последствии зритель узнает, что он бывший офицер земного космофлота, образован, успешен у женщин и, как оказалось, неплохой тактик и дипломат.
  • Бортинженер Наоми Нагата. Доминик Типпер косит под Гаечку, устраивает неуместные истерики и быстро, решительно чинит оборудование, а когда чинить нечего — спит с Холденом. Ранее состояла как в одной из боевых организаций АВП так и в связи с ее главарем, от которого имеет ребенка, порвала с ним, после того, как тот решил устраивать теракты.
  • Бортмеханик Эймос Бартон Уэс Чэтэм играет роль качка, занимающего место старшего брата Наоми Нагаты (ну, более-менее), прилагается крайне тяжелое прошлое и умение решать проблемы с помощью пудового кулака.
  • Пилот Алекс Камаль в исполнении Кэса Анвара — марсианин, смахивающий на индуса но разговаривающий с техасским акцентом, в основном рулит кораблём, страдает по семье и иногда откалывает номера с коленцем. Ранее служил в марсианском флоте пилотом транспортника.

Хорошие:

  • Джозеф «Джо» Алоис Миллер, полицейский, родился и вырос на Церере. В начале сериала получил задание разыскать и вернуть родителям Джули Мао и заочно в нее влюбился. Классический Нуарный детектив (персонаж) в космическом антураже.
  • Крисьен Авасарала, помощник заместителя Генерального секретаря ООН по административным делам. Выглядит как сварливая сквернословящая бабушка в сари, при этом один из немногих адекватных, принципиально честных и способных на компромиссы людей в правительстве Земли,
  • Роберта «Бобби» Дрейпер, комендор-сержант марсианской пехоты. Единственный выживший после нападения странных существ, не поддалась на пропагандистские клише и решила раскрыть всю правду перед ООН, чем послужила поводом для перемирия дабы разобраться, что там за хрень случилась вместо того, чтобы продолжать друг в друга палить.
  • Праксидек «Пракс» Менг, ботаник (в прямом смысле), работает в сельскохозяйственных куполах Ганимеда. Безумно любит дочь Мэй, ради которой временно становится членом экипажа «Росинанта».

Условно-хорошие:

  • Фред Джонсон (также известный как Мясник станции Андерсон), руководитель ячейки СВП и начальник станции «Тихо». Раскаивается в прошлом, хочет искупить в будущем, занимается темными делишками. Но, вместе со своей командой частенько помогает команде «Росинанта».
  • Камина Драммер. Помощница Фреда Джонсона, позднее капитан «Бегемота». Резкая как удар серпом по яйцам.
  • Джульетта «Жюли» Андромеда Мао. Дочка Мао-старшего, угарает по анархизму и экологии, и не поймешь — то ли просто богачка с причудами, то ли реально выбивается из семейки по моральному стандарту. Выяснить не удалось.
  • Клаэс Эшфорд. Бывший пират, а ныне верный подчинённый Андерсона Доуса. Старпом Драммер на «Бегемоте». Потерял дочь и получил ужасный шрам на лице.

Плохие:

  • Жюль-Пьер Мао. Один из богатейших людей в в Системе владелец мегакорпорации Мао-Квиковски. Как это водится у глав мегакорпораций занимался, со своими подручными, разработкой оружия массового поражения и кормлением тараканов в голове, настойчиво предлагающих мессианистический бред в качестве повода понарушать правила техники безопасности, а заодно пару конвенций о запрещении подобной деятельности
  • Садавир Эрринрайт, заместитель Генерального секретаря ООН по административным делам. Патриот Земли и готов ради нее на любые преступления.
  • Адольфус Мертри. Глава службы безопасности компании «Ройял Чартер Энерджи» на планете Илус/Новая Терра. Преследует вполне законные цели, но его методы и явная социопатия делают его антизлодеем.
  • Марко Инарос. Глава одной из группировок АВП и террорист. Также бывший парень Наоми и отец её сына Филипа, которого отнял у неё, когда она решил порвать с ним. Протестует против перемирия между Землёй, Марсом и Поясом. Главгад пятого сезона.

Кто и что тут есть[править]

  • Авторы фантастики не понимают порядок величин — согласно сериалу, на Земле проживает более 30 миллиардов человек (на момент 2011 года было 7 миллиардов и все причастные орали "перенаселение"), а на Марсе — 9 миллиардов (для планеты почти без атмосферы - это реально перенаселение). Даже на Земле с трудом верится, что возможно поддерживать такое население и не угробить при этом экологию планеты, а уж на безвоздушном Марсе это вообще кажется невозможным.
  • Армия из одного человека — Бобби Дрейпер в своей силовой броне. И, иногда, и без брони
  • Астероиды — в гигантских количествах: из них весь Пояс состоит.
  • Бой-баба — гренадёр в юбке Бобби Дрейпер и, в меньшей степени, Камина Драммер (по градусу крутизны временами затмевает Дрейпер, особенно в сериале/особенно в книге. В первом случае благодаря актерской игре, во втором потому что канон).
  • Бескровная резняС прикрученным фитильком ибо кровь тут есть и прилично, очень хорошо показаны синяки, брызги и пятна крови, пару раз переломы, а один раз даже кровавое месиво. Но вот когда корабли резко и без предупреждения тормозят почти до нуля, когда ударная волна ядерного взрыва планетарного масштаба накрывает поселение - трупы людей целёхоньки, так пара ссадин, может перелом. Размазанные по переборке тонким слоем неидентифицируемые внутренности, намотанные на балки мясные мешки? Скальпированные до неузнаваемости тела после пылевой бури в 200 км\ч? Да вы, что, даже краску не сдуло, так, окна повыбивало, да антенны погнуло и синяки вон какие. Да даже во время штатного ускорения в 8g никаких визуальных признаков действия ускорения на людей, кроме актёрской игры, нету, экипажи крутят головами, двигают руками, лица правильные, причёски не портятся. А ведь даже на скорости в 80 км\ч (например на мотоцикле без шлема) лицо плющит так, что человек больше похож на рыбу-студень. А хоть какие-то последствия перегрузки показывают струйками крови.
  • Бездонный гардероб — Крисьен Авасарала в каждой своей сцене появляется в новом наряде.
  • Вам террористы, нам партизаны — Союз Внешних Планет состоит из множества разрозненных группировок, некоторые из которых не чураются террористических методов в борьбе за свободу Пояса от Земли и Марса. Особенно когда дело касается астероидной бомбардировки Земли и террактов на Марсе, после чего причастные стали террористами даже для астероидян, прекрасно понимающих что после такого земля и марс просто разбомбят производящие пищу колонии и уморят вообще всех астероидян голодом. Не случилось, потому что один астероид случайно прибил генсека ООН, позволив Авасарале вновь взять штурвал на себя и прекратить беспредел.
  • Взять в ад компаниюкапитан «Доннаджера», когда абордажная команда врага уже ломится в рубку, она и старпом решают не отдавать флагман Марса врагу, перегружая термоядерный реактор, который распыляет линкор и оставшихся врагов.
  • Визуальный разрыв канвы — муж Авасаралы в четвёртом сезоне поменял внешность став и моложе и светлее
  • Внутрисистемная космоопера — это она. (Вплоть до того, что, если приглядеться к флагам в здании ООН во время совещаний — то это знамёна определённо не привычных нам земных государств).
  • Воздух по талонам — и вода тоже, и электричество: в таких суровых условиях живёт население Пояса Астероидов, которому могут урезать норму воды, просто чтобы посадить декоративное деревце перед офисом управления.
    • Сюда же марсиане — впрочем, не столь категорично. Вдобавок, эти делят меж собой всё на добровольных началах, ради общей цели. Правда тот факт, что население Марса — 9 миллиардов — не лезет ни в какие ворота.
  • Выходила на берег Катюша — это зачастую единственный способ превзойти противоракетные системы врага. Орбитальные стелс-платформы Марса способны запускать 10 ядерных ракет планетарного класса, каждая из которых разделяется на 20 боеголовок. И таких платформ 5. Попытка землян уничтожить платформы рельсотронным ударом. Одна платформа успевает запустить ракету по Земле. Противоракетная оборона уничтожает 19 боеголовок. Оставшаяся боеголовка падает в Южной Америке и убивает 2 миллиона человек. Просматривается параллель со «Звёздным десантом», где астероид жуков уничтожил Буэнос-Айрес.
  • Генерал Потрошиллинг — адмирал Августо Нгуен. Люто ненавидит марсиан и жаждет войны, чтобы раз и навсегда доказать им кто в системе главный. Не чурается нелегальных и аморальных метолов ради достижения цели. Дракон Эрринрайта.
  • Героизм в адаптации - Клаэнс Эшфорд. В книге это жаждущий власти и признания человек, действующий в рамках собственного небольшого пиратского опыта. В сериале это мудрый и дальновидный человек, действующий в соответствии со своим обширным опытом, высокими моральными качествами (что уже хорошо по сравнению с сериальными белталода) и имеющий политическое чутьём. Единственное, что мешает зрителю встать на его сторону, так это то, что другой чаше весов стоит Холден.
  • Двигательная установка — без термоядерного двигателя Эпштейна заселение Солнечной системы было бы невозможным, правда Марс был уже заселён к моменту его изобретения. Молодой инженер по-имени Соломон Эпштейн приобрёл подержанную космическую яхту и начал возиться с его двигателем, надеясь поднять его эффективность хотя бы на 4 %. Во время испытания, внезапно оказалось, что эффективность двигателя поднялась в разы и позволяет лететь на постоянном разгоне/торможении всю дорогу, существенно ускоряя перелёты по системе и позволяя кораблям поддерживать искусственную гравитацию в 1 «же». К сожалению, сам изобретатель не пережил испытания, так как из-за огромного ускорения (и марсианского происхождения) не сумел отключить тягу (не дотянулся рукой, а голосовая система была отключена да ещё и настроена на китайский) и погиб от перегрузок. Чертежи на его компьютере нашла его вдова и сказочно разбогатела.
  • Добрый призрак — в третьем сезоне Холден начинает видеть покойного Миллера, который оказывается квантовой голограммой, созданной протомолекулой на основе воспоминаний Миллера чтобы найти что случилось со своими создателями. Этот «Следователь», как он себя называет, пытается общаться с Холденом понятными обычному человеку терминами, вроде «расследование». Когда Холден просит того говорить на чистоту, тот ради шутки переходит на сугубо научные термины, которые оказываются выше головы Холдена. Тот сразу сдаётся и соглашается обсуждать «расследование».
  • Дредноут — формально дредноутом считаются земные корабли типа «Трумэн», однако этот тип уже устарел и не может сравниться с более современными и мощными марсианскими линкорами типа «Доннаджер». Ещё дредноутом назвали переоборудованный мормонский корабль поколений, на который навесили кучу рельсотронов, однозарядные торпедные установки и дофига пулемётов. Рельсотроны так никогда и не стреляли, да и скорее всего кораблик развалился бы при первом же залпе, так как его структура не предназначена для подобной отдачи.
  • Жертвенный козёлМиллер.
  • Жертвенный левЖюли Андромеда Мао, Клаэс Эшфорд, Фред Джонсон и Котияр Гази.
  • Жизнь пишет сюжетАлекс Камаль в конце пятого сезона внезапно умер от инсульта. В реальной жизни играющий его актёр был обвинён в сексуальных домогательствах и студия предпочла не просто посадить в автобус, а вообще убить персонажа. Это пошло сериалу на пользу, так как экипаж лишился ауры сюжетной неуязвимости.
  • Звёздный разрушитель — марсианские линкоры типа «Доннаджер». Вооружены до зубов: два тяжёлых рельсотрона (с возможностью добавить ещё два), 14 торпедных установок и 59 40-мм пулемётов. Также обладает 6 ангарами, каждый из которых способен перевозить 1 фрегат или 2 эсминца. И при всём этом сам «Доннаджер» благополучно сливает в сражении с 6 стелс-фрегатами, правда они тоже уже никому об этом не расскажут. Ну а чо, стелсы напали внезапно
  • Кинжальный бой в космосе — несмотря на дальнобойные рельсотроны и торпеды, большая часть показанных на экране сражений сводится к обмену пулемётными очередями на расстоянии вытянутой руки. И это при том, что Алекс упоминает насколько это редко ещё во время первого сражения сериала.
  • Импортный инопланетный флеботинум — протомолекула. С помощью этой штуки можно не просто насиловать законы физики, но и снимать с ними порно.
  • Козёл был прав - Начальник охраны Мёртри на планете Илус, она же Новая Терра, конечно, козёл, стреляющий астроидян за намёки на угрозы и подозрения в преступлении, но когда он говорит, что астроидяне это профессиональные жертвы, трубящие о том как притесняют их и умалчивающие, когда притесняют они - он прав.
  • Корабль поколений — именно его строят на орбитальной верфи «Мясника» Джонсона мормоны, дабы на нём отправиться на поиски космической земли обетованной: гигантская бочкообразная дура с непрактичной, но пафосной статуищей ангела на носу.
  • Космические шахтёры — собственно, подавляющая часть населения Пояса.
  • Космический вестерн — 4-й сезон весь об этом. Даже подсвечивается местным антизлодеем.
  • Космофлот по ГОСТу — ими обладают Земля и Марс, от патрульных катеров и до огромных линкоров. Флот Марса новее и качественнее, однако у землян пятикратное преимущество. Это преимущество сокращается до трёхкратного за время войны в трётьем сезоне, особенно когда начинается бунт в земном флоте. Любопытно, что марсианские эсминцы типа «Морриган» на самом деле являются скорее патрульными катерами, а не полноценными эсминцами. Они гораздо меньше фрегатов типа «Корвет», хотя эсминцы обычно крупнее фрегатов.
  • Костюмное порно — Крисьен Авасарала при каждом своём появлении меняющая наряды и украшения.
  • Линкор — у марсиан всего один тип линкоров — «Доннаджер», а у землян их два — «Трумэн» и «Леонид»[2]. Ни «Трумэну», ни «Леониду» не сравниться с «Доннаджером». «Леониды» были задуманы как попытка модернизировать земной космофлот, безнадёжно отстающий от марсианского, и замена старым-добрым «Трумэнам». В общем, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Маломощные двигателя (устаревшие ещё до спуска линкоров со стапелей), малые размеры (что может быть и плюсом, так как делает из корабля менее крупную мишень), слабый комплекс наводки орудий и невозможность перенацеливать рельсотроны во время ускорения. В одной из серий, «Росинант» (на минуточку, это фрегат) даже успешно противостоит линкору типа «Леонид» и умудряется его обезвредить.
  • Люди-минус - астероидяне в большей степени, марсиане в меньшей. Для первых норма тяготения от 0 до 0.3 от земной, для вторых чуть больше. Из-за этого хрупкие кости, сниженная сила мышц в том числе дыхательных и сердечных, а так же проблемы психологического свойства. Психологические проблемы в целом решаются сами по себе, а для физической немощи есть процедуры, которые очень болезненны и могут не давать 100%-ного результата. Поэтому поселение на землеподобной планете далеко не простая задача.
    • Откровение у холодильника - можно заметить, что астроидяне, не смотря на воинственнось, довольно редко в стрессовых ситуациях используют грубую силу, что в ситуациях напуганной толпы (просто давят массой и никто не размахивает кулаками), что в ситуациях столкновений банд ( сил хватает на кратковременное удержание толпой, например как в случаях с сотрудниками "Звёздной Спирали"). Скорее всего именно потому, что любой марсианин, астоидянин после процедуры или, тем более, землянин способен нанести тяжкие телесные особенно не напрягаясь.
  • Метка на коже — астроидянин без татуировки — вроде как и не астроидянин вовсе. Радикалы из АВП (особенно молодняк) татуируют даже лица.
  • Мистер Фансервис — Эймос. И не зря: внутри вселенной его хотят даже парни.
  • Наивный идеалист — Джим Холден. Именно эта черта его характера погубила «Кентерберри» и едва не спровоцировала войну между Землёй и Марсом. В дальнейшем слегка поумнел и стал просто хаотично-добрым.
  • Не в ладах с военным делом — это какому дураку пришло в голову назвать тип фрегата, к которому принадлежит «Росинант», «Корветом»? Вообще-то корвет и фрегат — совершенно два разных класса судна.
  • Не в ладах с физикой - Беспощадно опровергается с фанатическим рвением, оказываясь на голову выше даже таких образчиков реализма как Вавилон 5. Космические корабли разворачиваются чтобы затормозить, во время боев в невесомости люди используют законы Ньютона в свою пользу, а персонажи могут ходить по кораблю как на земле не из-за магической антигравитации, а потому что корабль находится под непрерывным ускорением. Доходит до абсурдных по своей скурпулезности деталей - вроде учитывания влияния эффекта Кориолиса на то как будут наливать виски в стакан на станции с центробежной гравитацией, или того что пулеметы точечной защиты использующиеся кораблями для ближнего боя и защиты от ракет оснащены миниатюрными двигателями на задней части, компенсирующими отдачу от стрельбы (есть мнение что "пулеметы" суть есть безоткатные орудия). Последнее заметить реально только при покадровом просмотре батальных сцен.
    • При этом сериал демонстрирует такие шедевры тропа как:
      • Разрушение Фебы (махины величиной с Крымский полуостров!) несколькими ядерными БЧ. Причем не монструозными планеткиллерами, которыми Земля расстреляла Деймос, а залпом стандартных флотских торпед. С сопутствующей стерилизацией обломков от протомолекулы (в реальности это крайне хреновый способ избавиться даже от обычной плесени, а не то что от растущей от радиации НЕХ).
      • Двигатель Эпштейна, насилующий закон сохранения энергии в злостной форме.
      • Закончившаяся на Церере вода (Церера относится к ледяным астероидам и состоит из затвердевшей воды то ли чуть более чем вся, то ли наполовину - астрономы пока не сошлись во мнениях). И воды там реально дохрена
        • Судя по всему, в этом сериале приняли за основу мнение второй части астрономов. В первой серии из уст уличного оратора на Церере можно услышать, что весь лед утащили жадные планетники для нужд своих шариков. Станция же находится в оставшейся каменной половине астероида. И поскольку она является важным торговым портом, уже на нее везут лед с других астероидов.
      • Бодро нарезающий за считанные часы круги по баллистике (с отключенным для маскировки движком) вокруг Юпитера, причем с петлями вокруг спутников, "Росинант". ИРЛ на такой маневр потребовалась бы неделя-другая.
      • "Росинант" же, ловко стелсующий (с маневрами движком, перестрелкой с земным эсминцем и сближением с подбитыми кораблями) в зоне боестолкновения марсианского и земного флота. При этом оба флота в упор отказываются засекать его по тепловыделению двигательных струй и ненавязчиво интересоваться принадлежностью крайне подозрительного корабля, с последующим залпом для профилактики.
      • Явно релятивистские рельсотроны земного флота, бодро расстреливающие марсианские платформы на дистанции в десятки миллионов километров (масштаб вполне можно оценить на демонстрируемой в сцене с совещанием штаба карте с показанными орбитами планет). Как вариант - адово тормознутая электроника у марсиан, которой не хватает нескольких часов на обнаружение атаки и выход из ждущего режима.
      • Покраска астероидов в ЧЕРНЫЙ цвет с целью их маскировки (Нагрев лучами Солнца? А что это такое?).
        • Не в просто "черный цвет", говорилось что это некий особый марсианский стелс-материал. Может быть он на манер "Нормандии" из ME не даёт теплу выходить наружу? Но один из этих астероидов всё таки разрушился при пролёте вблизи Солнца, и засекли его как раз по аномалии тепловыделения. Углеродные астероиды с низким альбедо вообще обнаружить та ещё задачка, если их не подсвечивает солнце.
      • Не раз и не два показано, что если выключить двигатели, не важно на корабле или на скафандре, то объект остановится. В вакууме без сопротивления среды, да. На самом деле объект продолжит движение.
  • Нуарный детектив (персонаж) — Джозеф Алоиз Миллер. Вырос на улице, имеет знакомства и связи в криминальных кругах астероидной колонии Церера, циничен и ироничен, практически постоянно пребывает в депрессии, не гнушается неправедными заработками, пьёт, и в общем и целом порядочный козёл. И, как подобает истинному нуарному детективу, носит шляпу.
  • Оборотни в погонах — таких полно на Церере. А в четвёртом сезоне на Марсе появляется детектив Эсай Мартин, который управляет бандой не только производящей наркотики, но и крадёт военное оборудование для перепродажи заинтересованным лицам. Впрочем, впоследствии он оказывается довольно неплохим человеком и примерным семьянином, да и послужной список у него безупречный. Он даже категорически против убийства. Он одним из первых понял, что мечта о зелёном Марсе умерла в то же мгновение, когда людям открылся доступ к звёздам и пригодным для обитания планетам. Кто станет работать в поте лица ради внуков, если можно прямо сейчас улететь к другой звезде и жить под открытым небом? Вот и зарабатывает криминалом, чтобы купить себе и семье место на колониальном транспорте. Правда и этой месте не суждено сбыться, так как он попадает в засаду и погибает.
  • Пастырь добрый — Анна Воловодова.
  • Перехвачены ракеты — одно из предназначений многоствольных пулемётов на боевых кораблях: сбивать вражеские торпеды. В принципе, они довольно эффективны, особенно если ведут перекрёстный огонь. А сила 40-мм снарядов запросто пробивает броню любого корабля, не то что какой-нибудь торпеды. Ещё можно взрывать на пути торпед свои, чтобы уничтожить их взрывной волной.
  • Подземный город — обычная форма проживания в Поясе: высверленный изнутри астероид, пронизанный шахтами и тоннелями, где гравитация создана вращением булыжника.
  • Подмоченная репутация — полковник Фред Джонсон, «Мясник станции Андерсон».
    • Сюда же — Миллер, чей козлизм и нечистота на руку известны всей Церере.
  • Предтечи — создатели Колец и протомолекулы. Существовали давным-давно и создали сеть гиперпространственных туннелей, объединяющую более 1300 звёздных систем. Однако затем они оказались уничтожены неизвестным противником. Попытки уничтожать целые звёздные системы чтобы остановить противника оказались безуспешными. Активированная протомолекула Солнечной системы пытается разузнать что случилось со своими творцами.
  • Птичку жалко — всё тот же Миллер.
  • Разрыв канвы — согласно книгам, несмотря на численное превосходство, земной космофлот попросту не в состоянии тягаться с более продвинутым марсианским и в открытом бою марсиане одолеют землян как пить дать, поэтому для землян работает лишь тактика непрямых сражений или предупреждающих ударов. В сериале же решили поставить их на равных (т.е. земное количество приравнивается к марсианскому качеству) дабы утвердить троп «холодная война в космосе». Впрочем, когда война всё же переходит на горячую стадию, то земной флот довольно быстро тратит пятикратное количественное преимущество ещё в первые дни, которое превращается всего в трёхкратное.
  • Рельсотрон — самое мощное кинетическое оружие в космосе. Используется на средних расстояниях, когда цели слишком близко для торпедной наводки, но недостаточно близко для поражения пулемётами. Долгое время считалось, что невозможно снабдить фрегаты рельсотронами. Это оказывается не так, когда стелс-фрегаты типа «Амун-Ра» демонстрируют курсовые рельсотроны во время сражения с «Доннаджером». Землю окружает кольцо из тяжёлых орбитальных рельсотронов, способных послать точный снаряд на дистанцию до 1 астрономической единицы. В четвёртом сезоне курсовым рельсотроном снабжают и «Росинант», что оказывается очень кстати, когда нужно тащить на тросе другой корабль, а термоядерные двигателя не работают благодаря протомолекуле. Огромная отдача рельсотрона помогает придать необходимый импульс.
  • Русским всегда достаётся — министр обороны Марса был русским. Да, его убили.
  • Сатира: преднамеренно ли, нет ли, или это чистая вкусовщина и синдром поиска не-столь-уж-глубинного смысла у автора правки — но при просмотре сериала возникает неиллюзорное ощущение весьма толстых отсылок к нашей печальной повседневной реальности.
    • Земля под предводительством ООН. Бурно и пафосно вещает о своей борьбе за людские свободы и общечеловеческие ценности — притом на голубом глазу хладнокровно устраивая провокации с массовыми жертвами, ведя грязные подковёрные игры, пытая захваченных людей в заключении и эксплуатируя население в своих отдалённых астероидных колониях в условиях фактического рабства во имя 300 % прибыли для господина в метрополии.
    • Марс. Красная планета, население которой живёт в условиях хронического дефицита, делится всем, жертвует индивидуальными свободами и благами во имя грядущего светлого будущего для всего Марса; прибавим к этому всеобщую милитаризованность, боеготовную армию с блестящей выучкой, постоянное нагнетание пропагандой враждебности к земным врагам и спецслужбы, готовые в любой момент выцепить и расколоть любого врага народа.
    • Наконец, Астероидный пояс. Население, преимущественно пролетарское/люмпенское, сидит на неисчерпаемых ресурсных богатствах — но в рамках «сырьевой экономики» гонит все добытые ресурсы на Землю и на Марс, а само живёт в нищете и лишено права развивать собственные производства; ненавидит своих управленцев, являющихся фактически оккупационной администрацией и обслуживающих интересы земных господ — и грезит о грядущей революции с национализацией ресурсов и шахт…
  • Сеть гиперпространственных туннелей — была создана в незапамятные времена предтечами, которые разослали протомолекулу в разные системы на досвете с задачей построить в них Кольца, отковывающие портал в так-называемую «медленную зону». Это аномальное пространство содержит множество Колец, однако станция в центре зоны регулирует скорость предметов, мгновенно тормозя быстрые предметы. Если этот предмет является кораблём, то мгновенное торможение нередко приводит к летальному исходу, как это случилось с гонщиком Манео Юнг-Эспиносой, который попытался войти в Кольцо на огромной скорости..
  • Сменить имя — когда в руки главных персонажей попадает марсианский фрегат «Тати» (тип японского меча), им необходимо быстро сменить сигнал транспондера, так как марсиане явно не поверят, что они не угнали фрегат. Выбор нового названия дают Холдену, и он решает назвать его «Росинант», что с испанского переводится как «рабочая лошадка» (а ещё это — лошадь дона Кихота, который известен своими сражениями с мельницами). В третьем сезоне, корабль получает ещё одно название, на этот раз от ботаника — «Пинус конторта», что является латинским названием сосны скрученной, которая хорошо приживается к любым условиям. В четвёртом сезоне корабль возвращает своё второе имя.
    • Мормонский корабль поколений «Науву» угоняется людьми АВП. Впоследствии, фракция Фреда Джонсона перехватывает корабль и переоборудует его в дредноут «Чудище» (в оригинале — «Behemoth», вот только переводить его как «бегемот» — это метить в надмозги). А после установки корабля в кольцевом пространстве, он получает название «станция „Медина“».
  • Терраформингс немалым таким фитилём: этим упорно занимаются марсианские колонисты, грезя о цветущих на Марсе яблонях… которые, однако, увидят лишь их потомки. (Некоторые даже загружают в визоры шлема проекцию грядущих картин цветущего Марса). В четвёртом сезоне, Бобби осознаёт, что никто не станет дожидаться завершения марсианского терраформинга, когда имеется доступ к 1300 системам, в которых наверняка найдутся жизнепригодные планеты.
  • Умереть может каждый — гибнут многие персонажи, включая некоторых героев. Несколько примеров: Джо Миллер (жертвует собой чтобы спасти Землю), Шед Гарви (лишается головы во время космического сражения и шального снаряда), Жули Мао (убита протомолекулой), адмирал Майкл Соутер (застрелен адмиралом Нгуеном при попытке мятежа), Котияр Гази (перегружает реактор «Агаты Кинг», чтобы уничтожить заражение протомолекулы), Клаэс Эшфорд (оказывается по ту сторону шлюза усилиями террориста Марко Инароса), Диого Харари (Наоми сбрасывает ему на голову лифт, туда ему и дорога), Фред Джонсон (застрелен агентом Инароса), Алекс Камаль (инсульт от перегрузки).
  • Фанат пришёл к успеху — YouTube-канал Spacedock занимается обзором техники в фантастических фильмах, играх и сериалах. Канал привлекли создатели сериала для рекламы и для проработки технических данных кораблей, ибо в книгах этих данных не так уж и много. Так что некоторую информацию Spacedock пришлось придумать самим (например, название типа стелс-фрегатов — «Амон-Ра», который в книгах остаётся без названия).
  • Что за идиот! пополам с Не знает матчасти — врач-биолог в 4-м сезоне. Все люди кроме одного слепнут из-за местных бактерий. Давайте возьмём у него анализ крови! Нет бы сразу взять жидкость из глаз, что в последствии и делается.
  • Шумный космос — начинавшийся так бодро и оптимистично, при столь добросовестной проработке космического маневрирования и поведения жидкости в условиях вакуума… сериал скатился в нереалистичность ещё задолго до появления протомолекулы, когда начиная с первой же серии космическая схватка разражается бодренькими «пиу-пиу» и «бдыщ-бдыщ».
  • Экзотический лексикон — жители Пояса Астероидов общаются на собственном «креольском» языке, составленном из фрагментов наречий первых поселенцев. Помимо слов, включает также жесты, которым придаётся особое значение — так, что чужака распознают на раз.
    • бельта — житель Пояса;
    • бельта’лода — астроидяне, народ Пояса;
    • инья’лода — житель Внешних планет;
    • ту’манг — землянин;
    • по’манг — марсианин;
    • бэ’рата — брат;
    • сэ’сата — сестра;
    • сете’шан — станция;
    • мама са-бака! — сука, в бранном смысле.;
    • …и многое другое.
  • Экстремист был прав — субверсия. Адмирал Нгуен ненавидел марсиан считая, что в из них воспитывают обезличенных фанатиков, преданных своему государству и в итоге марсианестановятся больше похожими на общественных насекомых типа пчел. Расизм. Садавир Эринрайт также хотел прищемить Марс, потому что " Земля должна быть впереди всех". Безусловный злодей. Конечно не все марсиане такие, это наглядно видно по Алексу, Бобби и другим марсианам. Однако в итоге, после открытия Врат именно марсианские военные помогли Инаросу с бомбежкой Земли, устроили заговор против своего правительства, угнали половину флота и передали в руки Инаросу Станцию Медина. А потом сбежали в систему Лакония, наглухо в ней забарикадировались и стали строить там общество именно такого типа, о котором и говорил покойный Нгуен. А еще они нашли в системе Лаконии верфи Создателей Врат с недостроенными кораблями и с помощью украденного специалиста по протомолекуле смогли продолжить их строительство. В результате скоро захватывать Солнечную Систему прилетят неубиваемые корабли, а кроме этого из за их деятельности зашевелились Те Кто Уничтожил Создателей Врат.

Примечания[править]

  1. Ложный друг переводчика: Expanse — это «простор», а «экспансия» была бы — expansion.
  2. Создатели сериала обратились к ютуберу Дэниелу Орретту, чей канал Spacedock обсуждает фантастические корабли, и он придумал для сериала технические данные кораблей из книги. В некоторых случаях, он дал названия типам, не указанным в книгах. Так, в книгах упоминается линкор «Ксеркс», однако Дэниел посчитал, что он не подходит на роль этого линкора в сериале и решил дать новому типу название «анти-Ксеркса», то есть «Леонид».