Затерянный мир

Материал из Posmotreli
Затерянный мир (роман) / (перенаправлено с «The Lost World»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Вот бесхитростный рассказ, И пусть он позабавит вас — Вас, юношей и ветеранов, Кому стареть пока что рано.

»
— Сэр Артур Конан Дойл


«Затерянный мир» (англ. The Lost World) — наивинрарнейший научно-фантастический роман сэра Артура Конана Дойла, второе самое известное произведение после историй о знаменитом сыщике с Бейкер-Стрит, а также тропнеймер и кодификатор для целого поджанра научной фантастики. По утверждению самого автора, он «хотел дать книге для мальчишек то, что Шерлок Холмс дал детективному рассказу». Получилось. Абсолютная, непокобелимая классика, которая, однако, в отличие от холмсианы почти не удостоилась адекватных экранизаций.

Сюжет[править]

Молодой и бойкий репортёр Эдуард «Нэд» Мэллоун тщетно пытается завоевать сердце прекрасной Глэдис. После очередного неудачного «подката» барышня заявляет, что отдаст своё сердце только героической личности, способной на подвиг и самопожертвование. Воодушевлённый юноша бежит в родную редакцию, где умоляет редактора Мак-Ардла немедленно послать его в какую-нибудь горячую точку, однако Мак-Ардл вместо этого отряжает Нэда взять интервью у профессора Челленджера, скандально известного своими дерзкими научными теориями, грубыми выходками и привычкой жестоко избивать журналистов, пытавшихся взять у него интервью о его последнем открытии (а по факту — высмеять как шарлатана). Прикинувшись молодым естествоиспытателем, Нэд успешно проникает в логово Челленджера, но почти мгновенно палится на незнании элементарных научных истин и огребает от профессора живительных п*здюлей. Несмотря на это, он всё же не сдаёт обидчика констеблю, чем завоёвывает с его стороны некторую симпатию. Челленджер рассказывает Неду о том, как во время путешествия встретил в дебрях Южной Америки умирающего путешественника-американца по фамилии Мэпл-Уайт. В вещах бедолаги обнаружился альбом с зарисовками высокогорного плато и странных существ, его населяющих, которые чрезвычайно походили на доисторических животных. Добравшись до плато, Челленджер умудрился добыть самого настоящего птеродактиля, однако во время сплава по реке лодка профессора перевернулась, и бесценное доказательство утонуло.

Закончив свой печальный рассказ, Челленджер приглашает загоревшегося Мэллоуна на доклад по естественной истории, где провоцирует скандал, утверждая, что доисторические животные отнюдь не вымерли, а здравствуют и поныне. Для проверки его утверждений (ибо профессор уже всех натурально забодал) учёный совет отряжает экспедицию во главе с заклятым соперником Челленджера — скептично настроенным профессором Саммерли. К ним примыкает лорд Джон Рокстон — известный гений, миллиардер, плейбой, филантроп спортсмен, охотник, путешественник и аболиционист, — а Нэд вызывается сопровождать экспедицию в качестве журналиста. Вся эта честная компания, к которой сам Челленджер присоединился в последнюю минуту, причем уже в Южной Америке, добирается до загадочного плато, с огромным трудом проникает на него — и почти сразу оказывается на нём в западне по вине одного из помощников — подлого метиса Гомеса, чей брат-работорговец был убит Рокстоном. Вскоре застрявшие путешественники убеждаются, что Страна Мэпл-Уайта действительно населена динозаврами, птеродактилями и прочими чудовищами, но страшнее всего оказываются обезьянолюди — недостающее звено между человеком и обезьяной. Однако мужество и находчивость помогают великолепной четверке преодолеть все опасности, вернуться в Лондон с трофеем и утереть носы учёным скептикам.

Персонажи[править]

Главные герои[править]

« — Что же это такое, по-вашему? — спросил он.

— Как что? Птеродактиль! Саммерли презрительно расхохотался. — Птерочушь! — сказал он. — Это аист, самый обыкновенный аист.

»
Впрочем, при наличии железобетонных доказательств ошибки свои признавать всё же готов. В конце романа они с Челленджером из закадычных врагов превратились в заклятых друзей.
  • Лорд Джон Рокстон, офицер и джентльмен, спортсмен и охотник, человек безграничного благородства. «Сквозь тонкую пелену сигарного дыма я присматривался к его лицу, знакомому мне по многим фотографиям: нос с горбинкой, худые, запавшие щеки, темно-рыжие волосы, уже редеющие на макушке, закрученные шнурочком усы, маленькая, но задорная эспаньолка. В нем было нечто и от Наполеона III, и от Дон Кихота, и от типично английского джентльмена — любителя спорта, собак и лошадей, характерными чертами которого являются подтянутость и живость. Солнце и ветер закалили докрасна его кожу. Мохнатые, низко нависшие брови придавали и без того холодным глазам почти свирепое выражение, а изборожденный морщинами лоб только усугублял эту свирепость взгляда. Телом он был худощав, но крепок, а что касается неутомимости и физической выдержки, то не раз было доказано, что в Англии соперников по этой части у него мало. Несмотря на свои шесть с лишним футов, он казался человеком среднего роста. Виной этому была легкая сутулость». Убежденный аболиционист.
« Три года назад мне пришлось выступить с этой винтовкой против перуанских рабовладельцев. В тех местах меня называли бичом божиим, хотя вы не найдете моего имени ни в одной Синей книге. Бывают времена, голубчик, когда каждый из нас обязан стать на защиту человеческих прав и справедливости, чтобы не потерять уважения к самому себе. Вот почему я вел там нечто вроде войны на свои страх и риск. Сам ее объявил, сам воевал, сам довел ее до конца. Каждая зарубка — это убитый мною мерзавец. Смотрите, целая лестница! Самая большая отметина сделана после того, как я пристрелил в одной из заводей реки Путумайо Педро Лопеса — крупнейшего из рабовладельцев… »
— Это оказалось Ружьём Чехова
Настолько крут, что не побоялся полезть на карнозавра, вооружившись лишь зажжённым факелом, и что характерно — таки обратил его в бегство. И вообще, не раз спасал экспедицию от гибели.

Второстепенные персонажи[править]

  • Глэдис Хангертон — предмет страсти Нэда, ради которой он и вляпался во всю эту историю. На первый взгляд кажется (всем, кроме влюблённого Неда) довольно эгоистичной и недалёкой молодой особой:
« Прежде всего вряд ли мой идеал стал бы так говорить. Он натура гораздо более твердая, суровая и не захочет с такой готовностью приспосабливаться к глупым женским капризам. Но что самое важное — он человек действия, человек, который безбоязненно взглянет смерти в глаза, человек великих дел, богатый опытом, и необычным опытом. Я полюблю не его самого, но его славу, потому что отсвет ее падет и на меня. Вспомните Ричарда Бертона. Когда я прочла биографию этого человека, написанную его женой, мне стало понятно, за что она любила его. А леди Стенли? Вы помните замечательную последнюю главу из ее книги о муже? Вот перед какими мужчинами должна преклоняться женщина! Вот любовь, которая не умаляет, а возвеличивает, потому что весь мир будет чтить такую женщину как вдохновительницу великих деяний! »
— В итоге вышла замуж за конторского клерка, пока Нэд совершал подвиги, да ещё и заявила ему, что если бы он любил её по-настоящему — не попёрся бы на край света, бросив её.
Однако есть мнение, что малышка Глэдис вовсе не так проста, и попросту мастерски отвадила навязчивого ухажёра, постаравшись при этом не слишком сильно ранить его чувства.
  • Самбо — здоровенный негр. Преданный слуга, изо всех сил старавшийся помочь героям, даже когда они застряли на плато.
  • Гомес — метис-слуга, негодяй и предатель. Дабы отомстить Рокстону за своего брата, того самого Педро Лопеса, обрушил мост, налаженный героями через пропасть в Страну Мепл-Уайта, рассчитывая, что они там погибнут.

Что ещё тут есть[править]

  • Ай, молодца, злодей! + Несовместимая с жизнью болтливость + Несовместимая с жизнью мстительность: «Если б Гомес утолил свою месть и тем ограничился, все сошло бы ему с рук. Его погубила безрассудная страсть к драматическим эффектам, свойственная всем людям латинской расы, а Рокстон, прослывший „бичом божиим“ в трех странах Южной Америки, не позволял с собой шутить. Метис уже спускался по противоположному склону утеса, но ему так и не удалось ступить на землю. Лорд Джон побежал по краю плато, чтобы не терять его из виду. Грянул выстрел, мы услышали пронзительный вопль и через секунду — глухой стук упавшего тела».
  • Безответная любовь — у Нэда к Глэдис.
  • Двойник — профессор Челленджер внезапно оказался невероятно похож на… вожака людей-обезьян! В результате его они приняли с почестями, которые, однако, не распространялись на его друзей.
  • Динозавры, конечно же! И другие доисторические зверушки вроде гигантских нелетающих птиц-фороракосов, гигантских змей (титанобоа?) и человекообезьян.
  • Доисторический — значит, страшный: что хищные динозавры, что птеродактили чаще всего удостаиваются сравнения с адскими демонами и порождениями ночного кошмара, и даже безобидный стегозавр описан как страшилище, какое «могло возникнуть только в видениях курильщика опиума или в бреду горячечного больного».
  • Жуткие птички — фороракос, чуть не полакомившийся Челленджером.
  • Злобная обезьяна — ну, строго говоря, это, скорее всего, уже не совсем обезьяны, а обезьяноподобные люди, однако по первому впечатлению и до конца их называют именно обезьянами.
  • Индейцы — населяют плато и страдают от набегов человекообразных обезьян.
  • Кнопка берсерка — Челленджер бесится, когда его правоту ставят под сомнение, а один вид репортёра приводит его просто в звериную ярость.
  • Концентратор ненависти — в то время, как хищная фауна Страны Мейпл-Уайта просто борется за выживание, всё племя обезьянолюдей отличается совершенно человеческой жестокостью. Достаточно сказать, что пленённых людей они сбрасывают с обрыва на острый бамбук исключительно ради забавы.
  • Красавица и чудовище — как минимум симпатичная миссис Челленджер («Живая, черноглазая, она походила скорее на француженку, чем на англичанку») и свирепый звероподобный профессор. В юности, очевидно, воплощали троп Отличница и хулиган.
  • Лицемерие — это смешно — Челленджер добродушно подтрунивает над Мэллоуном из-за его отвращения к огромному клещу, однако узнав, что другой такой же только что забрался к нему за шиворот, впадает в буйную панику.
  • Можно не изощряться — Челленджер разработал план побега с плато на воздушном шаре, наполненном болотным газом. Первое же испытание чуть не окончилось гибелью всей экспедиции, но неунывающий профессор стал мастерить новый шар. А потом сын индейского вождя просто показал тоннель с выходом.
  • Не в ладах с палеонтологией — по современным меркам, конечно, роман безнадежно устарел (хладнокровные тупые динозавры, передвигающиеся прыжками на манер кенгуру, ага), однако на момент публикации Конан Дойл использовал самые передовые научные сведения той эпохи.
  • Не тираннозавр — британскому писателю не с чего было испытывать пиетет к тираннозавру, так что главный хищник, вламывающийся в лагерь компании Челленджера — мегалозавр. Или аллозавр — тут Саммерли с Челленджером как всегда не сошлись во мнениях. Правда, на территории нынешней Южной Америки ни тот, ни другой не водились.
  • Пнуть сукиного сына — герои, используя огнестрел, помогли индейскому племени истребить всех самцов обезьянолюдей, а самок и детёнышей обратить в рабство (и тут Рокстон ничего не имел против). Но учитывая, что обезьянолюди — жестокие твари, убивающие свои жертвы ради забавы, это не вызывает возмущения.
  • Поступай неправильно — Нэд, возжелав славы, среди ночи в одиночку попёрся исследовать озеро через глухие джунгли, населённые доисторическими монстрами, да ещё вместо винтовки умудрился прихватить дробовик-мелкашку (как выяснилось впоследствии, даже самая убойная винтовка при встрече с плотоядным динозавром ему бы не помогла). Однако именно этот опрометчивый поступок помог ему не попасть в руки к обезьянолюдям и на пару с ухитрившимся сбежать Рокстоном вызволить товарищей и пленённых ранее индейцев.
  • Проверка на вшивость — дабы убедиться, что Мэллоун не струсит в минуту опасности, лорд Рокстон предложил ему на пару рискованное предприятие — обезвредить перепившего джентльмена с заряженным револьвером, якобы засевшего наверху. Естественно, это была выдумка, но Мэллоун отлынивать не стал, чем убедил Рокстона в своей храбрости.
  • Смертоносная змея — «…В ту же ночь зеленая водяная змея стрелой метнулась к нам из тростниковых зарослей, оплела своими кольцами рулевого в лодке Челленджера и скрылась с ним под водой».
  • Топливо ночного кошмара — начиная от внешности здешних монстров и кончая тем, что они могут сделать с живым существом.
  • Четыре героя — четыре темперамента: взрывной и пробивной Челленджер — холерик, жизнерадостный, дружелюбный и оптимистичный Меллоун — сангвиник, хладнокровный и рассудительный Рокстон — флегматик, жёлчный пессимист и скептик Саммерли — меланхолик.
  • Я не Сью! — Нэд Мэллоун — парень явно не робкого десятка и не стыдится об этом упоминать, но без стеснения описывает и все свои промахи и моменты слабости, в то время как лорда Рокстона представляет рыцарем без страха и упрёка. Да и в описаниях Челленджера сквозь мягкую иронию проглядывает неподдельный восторг перед умом и отчаянностью профессора.
  • Я профессор, моя жена профессор… — собственно профессор Челленджер. Избиения журналистов и доказывание своей правоты кулаками (включая драки со студентами) — ещё не все из его милых привычек. А вообще, они с Саммерли хороши оба: «По уму и знаниям эти два человека могут занять место в первом ряду светил науки, но приглядеться к ним — они настоящие дети: один сухонький, брюзгливый, другой тучный, властный. Ум, воля, душа — чем больше узнаешь жизнь, тем яснее видишь, как часто одно не соответствует другому!»

Предшественники[править]

  • Жюль Верн, «Необыкновенное путешествие к центру Земли» (1864).
  • Джек Лондон, «Осколок третичной эпохи» (1901).
  • Михаил Первухин:
    • «Колыбель человечества» (1911) — самый настоящий затерянный мир с мамонтами и шерстистыми носорогами.
    • «Зверь из бездны» (1911) — в глухих джунглях Африки путешественники находят дожившего до наших дней кровожадного завропода.
    • «Зелёная смерть» (1911) — в неизведанных водах моряки наткнулись на стаю плезиозавров.
  • Джеймс де Миль, «Странная рукопись, найденная в медном цилиндре» (1888).
  • Уорден Куртис, «Чудовище острова Ламетри» (1889).
  • Фрэнк Сэвил, «По ту сторону Великой Южной стены» (1901).
  • «Ужас расщелины Голубого Джона» (1910) от самго Конана Дойла — в конце говорится, что полости в теле Земли явно ведут в затерянные миры, населённые вымершими чудовищами.

Последователи[править]

Литература[править]

  • Эдгар Райс Бэрроуз, циклы «Земля, забытая временем» (экранизирована в 1975 году) и «Пеллюсидар». Попадал к динозаврам и Тарзан.
  • Владимир Обручев, «Земля Санникова» и «Плутония», написать которую Обручева вдохновили возмутительные с его точки зрения антинаучные допущения у Жюля Верна и Конан Дойла, причем от «Затерянного мира» у Владимира Афанасьевича так бомбануло, что он даже не запомнил названия романа. Впрочем, сам он ляпов и допущений позволил себе не меньше.
  • Карел Глоух, «Заколдованная земля».
  • Рене Трот де Баржи, «В стране минувшего» (1925).
  • Вячеслав Пальман, «Кратер Эршота» (1958).
  • Александр Шалимов, «Охотники за динозаврами» (1962).
  • Роман Майкла Крайтона «Затерянный мир» — продолжение «Парка Юрского периода». Аналогично и фильм.
  • Андрей Уланов, Владимир Серебряков, «Найденный мир».

Мультфильмы[править]

  • «Турок: Затерянный мир» по мотивам одноимённых комиксов.

Комиксы[править]

  • «Турок: Сын Камня» 91954) — серия комиксов о молодом индейце, который вместе со своим братом Андаром заблудился в изолированной долине, населенной динозаврами. Обновлённые версии с сильно изменённой концепцией выходили в 1992, 1997, 1998, 2010, 2014, 2016 и 2017 годах.

Видеоигры[править]

  • Turok: Dinosaur Hunter (на основе одноимённых комиксов). Затерянный мир здесь — место, где ход времени остановился в доисторическом периоде.

Кино[править]

  • «Кинг-Конг» — большинство киновоплощений плюс новеллизации. Бонусом идёт то, что самый первый «Кинг-Конг» был вдохновлён именно немой экранизацией «Затерянного мира».
  • «Неизведанный остров» (1948) — первый цветной фильм о затерянных мирах с уморительно нелепыми динозаврами и откровенным плагиатом с «Кинг-Конга».
  • «Неизвестная земля» (1957).
  • «Затерянный континент» (1951).
  • «Остров динозавров» (1967, Мексика).
  • «Остров динозавров» (1994) — дурацкая эротическая комедия с резиновыми динозаврами и силиконовыми сиськами.
  • «Остров динозавров» (2014).
  • «Долина Гванги» (1969) — ковбои находят затерянный мир и привозят оттуда аллозавра, который вырывается и устраивает побоище в городке.
  • «Земля, забытая временем» и «Люди, забытые временем» по мотивам романов Бэрроуза.
  • «Последний динозавр» (1977) — под шапкой полярных льдов герои обнаруживают затерянный мир с динозаврами.
  • «Динозавр: Тайна затерянного мира» (1985).
  • «Проект „Динозавр“» (2011).

Продолжения[править]

Авторские[править]

Хотя лорд Рокстон в конце романа грозился вернуться в Страну Мэпл-Уайта в компании Мэллоуна, ни одна из последующих историй о профессоре Челленджере и его друзьях более к теме не возвращалась. Возможно, именно поэтому все они намного менее популярны.

«Отравленный пояс»[править]

Собрав в своем доме своих товарищей по экспедиции в Страну Мэпл-Уайта, профессор Челленджер объявляет им о своем новом открытии. В ближайшее время Земля должна пройти через полосу отравленного эфира, способного, по-видимому, погубить на ней все живое. Он предлагает друзьям укрыться в доме, загерметизировать его и попытаться пережить катастрофу…

«Когда Земля вскрикнула»[править]

По одной из теорий Челленджера, Земля — это живое существо, причем не подозревающее о том, что на ней живут люди (мы ведь тоже не знаем, какие на нас живут микробы). Он мечтает стать первым человеком, о существовании которого наша планета узнает, и решает добраться до её «живой плоти», расположенной под земной корой. И преуспевает.

«Дезинтеграционная машина»[править]

Корреспондент Мелоун и профессор Челленджер отправляются с визитом к некоему изобретателю по имени Теодор Немор, по слухам, создавшему аппарат, способный дезинтегрировать любые вещи и даже живые организмы. Правда ли это? И если правда, то как следует с этой машиной поступить?

«Земля туманная»[править]

Журналисты Эдвард Мелоун и Эдит Челленджер, дочь знаменитого профессора, готовят серию репортажей о разнообразных церквях, зарегистрированных в Англии. Во время очередной поездки они попадают на собрание спиритуалистов, людей, якобы способных общаться с загробным миром. Несмотря на скептическое отношение к спиритизму, Мелоун решает разобраться в их действиях более детально и постепенно проникается их идеями.

Других авторов[править]

Создатели продолжений намного чаще обращаются к динозавриному вопросу. Также (что вполне закономерно) неукротимый профессор часто пересекается в их продолжениях с Шерлоком Холмсом.

  • Грег Бир, «Dinosaur Summer».
  • Юрий Борцов, Олег Штомпель, «Пропавший птеродактиль».
  • Гай Адамс, «Армия доктора Моро» — герои Конана Дойла пересекаются с антигероем Уэллса.
  • Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов, «На перекрёстках времени».
  • Доминик Грин, «Привет от затерянного мира» — рассказ-пародия, в котором профессор Челленджер привез из Страны Мэпл-Уайта не птеродактия, а мегалозавра, разгребать же за ним снова приходится Холмсу и Ватсону.
  • Жан-Клод Дюниак, «Орхидеи в ночи» - Челленджер расследует преступление на пару с самим Конан Дойлом.

Непосредственные экранизации[править]

Как уже говорилось выше, адекватной экранизации второго по популярности произведения Конана Дойла на данный момент не существует. Парадоксально, но факт. К роману обращались множество, раз, но то руки из жопы росли, то денег не было. Другие болячки экранизаций «Затерянного мира», переходящие из фильма в фильм — любовный рак сюжета, пытка увеболлом, проблема Тома Бомбадила и кастинг-агентство «WTF?» Интересно, что практически во всех версиях так или иначе страдает Рокстон — от смены пола или характера до полного исчезновения из сюжета.

«Затерянный мир» (1925, реж. Гарри О. Хойт)[править]

В роли Челленджера — Уоллес Бири. Первая и, вероятно, лучшая из экранизаций, несмотря на некоторые вольности. Спецэффекты Уиллиса О’Брайена и сегодня вызывают уважение, а в год выхода иные зрители даже принимали их за натурную съёмку и умоляли Конан Дойла, который шутки ради пустил слух, что всё действительно снималось вживую, сказать, где находится чудесное плато. Персонажи практически идеально соответствуют книжным образам, кроме Рокстона, которого сделали сильно старше. У Челленджера, как положено, есть жена. Мало того, это первый полнометражный фильм, снятый в Соединенных Штатах, а возможно, и в мире, где в качестве основного спецэффекта использованы анимированные модели. Словом, как отдельное произведение искусства — безусловный шедевр (да ещё и со вступительным словом самого Конана Дойла!), имеющий для кинематографа не меньшее, а то и большее значение, чем книга-первоисточник. Однако недостатки тоже имеются. Во-первых, фильм немой. Во-вторых, отсебятина. О ней — дальше.

Тропы и штампы[править]

  • Ай, молодца! + Блестящий неканон — тут Челленджер не стал мелочиться и вместо птеродактиля притаранил в Лондон целого бронтозавра. Который вырвался на свободу, разнёс половину Лондона и через море поплыл домой. Мало того, что это просто очень круто снято, так ещё и весь поджанр кайдзю, начиная с «Кинг-Конга» вырос из этих сцен.
  • Безответная любовь + Любовный треугольник — Мэллоун безответно любит Глэдис, а Рокстон влюблён в Паулу Мэпл-Уайт, однако она любит Мэллоуна, и тот со временем тоже в неё влюбляется. Будучи намного старше, бедняга Рокстон уступает счастливому сопернику.
  • Да кто вы такие? Откуда взялись? + Проблема Тома Бомбадила — именно здесь впервые возникла бойкая дочурка Мэпл-Уайта, которая присоединяется к экспедиции, чтобы отыскать пропавшего отца. А вот Гомеса с подельником здесь нет.
  • Два в одном и три в одном — целое племя обезьянолюдей сократилось до одного огромного примата неизвестной породы и его приспешника-шимпанзе.
  • И часовню тоже он! — поскольку мстительного метиса нет, именно злой обезьян в ответе за большинство бед, постигших экспедицию. Правда, дерево в пропасть свернул не он, а бронтозавр.
  • Экшн-понос — ближе ко второй половине фильм благополучно разваливается на череду эффектных разборок между доисторическими зверушками, имеющих весьма слабое отношение к сюжету. А завершается всё мощным извержением вулкана, практически уничтожившим Затерянный мир — впоследствии этот сюжетный поворот стал убитым штампом во всех историях про затерянные миры.

«Затерянный мир» (1960, реж. Ирвин Аллен)[править]

В роли Челленджера — Клод Рейнс, штатный чокнутый профессор «Юниверсал» (доктор Франкенштейн, Человек-Невидимка). Вторая экранизация и первая цветная. Собственно, этим только и примечательна. Ну ладно, ещё тем, что это тупое говно тупого говна, рассчитанное на имбецилов (довольно высокие рейтинги на IMDb и КиноПоиске свидетельствуют о том, что их не так уж и мало). Действие перенесено в шестидесятые, на плато герои прилетают на вертолёте и начинается цирк-шапито.

Тропы и штампы[править]

  • Бюджет пишет сюжет — Ирвин Аллен хотел сделать красочный ремейк немого фильма с покадровой анимацией всё того же Уиллиса О`Брайена. Тот успел даже разработать новые образы динозавров, но тут с треском провалилась «Клеопатра», и студия «ХХ век Фокс» срочно урезала бюджеты всем проектам, находящимся в разработке. Вот и получилось то, что получилось.
  • Вопиющий неканон + Пытка увеболлом — во все поля!
  • Героизм в адаптации + Поворот направо + Героическое самопожертвование + Сменить сторону в адаптации — внезапно, Гомес.
  • Да кто вы такие? Откуда взялись? — педаль в асфальт. Получите и распишитесь: дочурка владельца газеты Дженнифер; её брат Дэвид; туземка, которая делит сердечную привязанность Мэллоуна с Дженнифер, которую также любит Рокстон; приятель Гомеса Коста (в романе у него был подельник, однако о нём сказано очень мало); ослепший исследователь Бертон Уайт (выполняет роль Мэпл-Уайта).
  • Пауки необычных размеров. Ну, то есть, таких же обычных, как и ящерки с крокодильчиками, но снятые крупным планом.
  • Пощадить в адаптации — первооткрываетль плато здесь остался жив, хоть и ослеп.
  • Спецдефекты + Публика — дура: доисторических зверушек изображают т. н. «слурпозавры», то есть ящерки и крокодилы с прилепленными рожками и гребнями, должными придать им «доисторический» вид. Это худо-бедно проканывало, когда вид животного не назывался, но чтобы выдавать игуану с искусственными рогами за бронтозавра(!), а крохотного крокодильчика — за детёныша тираннозавра, надо уже конкретно оборзеть. Ладно, покадровая анимация тогда изрядно стоила, но нафига тогда вообще было браться?

«Затерянный мир» (1992, реж. Тимоти Бонд)[править]

В роли Челенджера — Джон Рис-Дэвис. Тёплый, ламповый фильм канадского производства, который начинается довольно близко к роману, однако вскоре пускается вразнос. Действие из Южной Америки перенесено в Африку, люди-обезьяны заменены враждебным туземным племенем. Из-за нищенского бюджета от динозавров показывают лишь аниматронные головы, ноги да хвосты — впрочем, это все равно смотрится лучше, чем ящерки с крокодильчиками. Зато матёрые актёрища Джон Рис-Дэвис и Дэвид Уорнер создали, пожалуй, лучших Челленджера и Саммерли в истории — уже за это фильму многое можно простить.

Тропы и штампы[править]

  • А вот и я! — здесь Гомес, осуществив свою месть, не был убит, и когда герои наконец спустились с плато, поджидал их с револьвером наготове.
  • Ай, молодца! — Челленджер не стал добивать раненого Гомеса, посчитав, что ему и так не выжить. Тот не только выжил, но и вернулся в сиквеле с бригадой авантюристов, которых навёл на Затерянный мир.
  • Да кто вы такие? Откуда взялись? + Проблема Тома Бомбадила — отсутствуют Глэдис (теперь Мэллоун жаждет приключений не для того, чтобы завоевать любимую, а потому, что не хочет писать о всякой бытовой ерунде), супруга Челленджера и многострадальный лорд Рокстон. Его роль (условно) выполняет богатая наследница Дженни Нильсен, спонсирующая экспедицию и сама принявшая в ней участие в роли фотографа, а поскольку красоток много не бывает, добавили ещё чернокожую проводницу Малу. Также в сюжет введены мальчишка-газетчик Джим, «зайцем» пробравшийся на корабль вслед за Мэллоуном (чтобы интереснее было смотреть детям), туземная девочка Имана — подружка (а в будущем, возможно, и любовный интерес) Джима, вождь племени Палала и школьная учительница Кейт Гриншоу.
  • Два в одном и три в одном — Челленджер частично берёт на себя функции отсутствующего Джона Рокстона — именно он, например, убил Педро Лопеса, который из работорговца здесь превратился в подлого проводника, пытавшегося убить и ограбить Челленджера. Именно Челленджеру пытается отомстить Гомес.
  • Жертвоприношение — вместо индейцев и человекообезьян здесь действуют два враждебных туземных племени. Точнее, первоначально это было одно племя, поклонявшееся травоядным динозаврам как богам, а хищников считавшее злыми духами, но потом шаман заявил, что поклоняться хищникам — круче и вместе со своими единомышленниками основал собственную общину с блэкджеком и человеческими жертвами, которых сбрасывают со скалы на съедение тираннозавру. Это племя называет себя людьми-скелетами и под скелетов же разрисовывается.
  • Идиотский сюжет — в книге плато находилось в непролазных джунглях, так что неудивительно, что на него долгое время не ступала нога человека, здесь же оно торчит на равнине, а чуть ли не у подножия его расположилась деревушка с белой училкой-миссионеркой, но никто ничего странного не замечает, хотя кругом внаглую летают птеродактили.
  • Любовный треугольник — Дженни явно ревнует Нэда к Малу.
  • Негодяй извинился — после гибели шамана оставшиеся люди-скелеты с повинной головой пришли к вождю Палале и попросились обратно. Были прощены, отмыты и приняты.
  • Пощадить в адаптации — Гомес остался жив. До следующей части.
  • Светлее и мягче — многие по-настоящему жуткие и жестокие моменты из книги отсутствуют, а доставленный в Лондон птеродактиль, который в книге описан как кошмарное исчадие ада, превратился в милого малыша по кличке Перси, которого герои в конце выпускают на свободу из зоопарка.
  • Сменить имя в адаптации — негр Самбо стал негром Пуджо.
  • Страшный негр — всё племя скелетов, особенно шаман.
  • Тираннозавр, которому поклоняется племя скелетов.
  • Украсть шоу — Рис-Дэвис с Уорнером просто отжигают в роли эксцентричных профессоров, причем Саммерли получился даже в чем-то живее и интереснее, чем в книге.
  • Фансервис — красотка Малу щеголяет в лифчике и юбке из куска ткани, обернутом вокруг бёдер. Во втором фильме выяснится, что она ещё и не носит нижнего белья.

«Возвращение в Затерянный мир» (1992, реж. Тимоти Бонд)[править]

Продолжение фильма, уже никак не основанное на романе, но тоже ламповое. Банда авантюристов во главе с бельгийским профессором Бертрамом Хэммондсом высаживается на плато и принимается качать нефть, попутно безжалостно угнетая местное население и отстреливая заглянувших на огонёк динозавров. Узнав об этом, Челленджер, Саммерли и их друзья снова объединяются, чтобы спасти Затерянный мир…

Тропы и штампы[править]

  • Дракон — Гомес для Хэммондса.
  • Капиталисты плохие — в лучших традициях советского кино.
  • Пережить самопожертвование — Джим подорвал туннель вместе с собою и Хэммондсом, но каким-то образом уцелел.
  • Полное чудовище — Хэммондс. Первым делом он сбрасывает с плато вождя Палалу, а чтобы узнать выход с плато после крушения самолёта, угрожает племени, что будет убивать по одному человеку, пока не получит ответ, и первым делом велит Гомесу зарезать маленькую Иману. Даже отморозок Гомес некоторое время колеблется. А когда он все же решился выполнить приказ — получил пулю от подоспевшего Челленджера.
  • Тираннозавр разнёс к чертям всю нефтедобывающую площадку Хэммондса, а заодно и самолёт.
  • Фансервис — в одной из сцен Малу купается голышом. В семейном фильме! Не то чтобы автор статьи в детстве имел что-то против…
  • Я профессор, моя жена профессор…
    • Челленджер и Саммерли снова поцапались и к началу фильма категорически отказывались мириться. В результате Челленджера пришлось провозить на корабле тайком, а столкнувшись с Саммерли, он первым делом едва не оторвал ему нос. После чего почтенные учёные мужи вооружились палками и устроили поединок.
    • Хэммондс называет себя учёным, но ведёт себя как отъявленный головорез. Получилась реальность — в колониях бельгийцы именно так себя и вели.

«Затерянный мир» (1998, реж. Боб Кин)[править]

В роли Челленджера — Патрик Бёрджин. Кровавый хоррор, выпущенный на волне популярности второго «Парка Юрского периода». Действие снова перенесли, на этот раз в Монголию, вместо обезьянолюдей выступают неандертальцы, а индейцев нет совсем. Забавно, что актёр Майкл Синельников, игравший Саммерли, буквально через год повторил эту же роль в сериале «Затерянный мир».

Тропы и штампы[править]

«Затерянный мир» (1999, реж. разные)[править]

В роли Челленджера — Питер Маккоули. Довольно популярный в свое время сериал, хотя лишь первые его серии худо-бедно основаны на романе. Со временем к динозаврам присоединились вампиры, друиды и прочее мракобесие.

«Затерянный мир Артура Конана Дойла»[править]

«Затерянный мир» (2001, реж. Стюарт Орм)[править]

В роли Челленджера — Боб Хоскинс. Двухсерийный фильм от создателей «Прогулок с динозаврами». Не считая незначительных отклонений, это самая точная, но опять же не самая лучшая экранизация, поскольку персонажи на себя непохожи. Особенно «повезло» Челленджеру, который в этой версии растерял всю свою воинственность, хотя Хоскинс мог бы блистательно изобразить сирепого профессора. Они даже драку с Мэллоуном выбросили! И вообще, несмотря на огромный хронометраж, по-прежнему не хватает многих отличных эпизодов, а страшная погоня динозавра за Мэллоуном происходит при свете дня…

Тропы и штампы[править]

  • А вот и я! — как и в фильме 1992 года, противостояние со злодеем перенесли на финал.
  • Выйти на замену — преподобный Керр здесь исполняет роль Гомеса.
  • Да кто вы такие? Откуда взялись? — миссионер Тео Керр и его племянница Агнес, ставшая любовным интересом Мэллоуна.
  • Злобная обезьяна — это второй фильм, где появились обезьянолюди, и первый, где они показаны такими, как в романе.
  • И часовню тоже он! — нападение двух аллозавров на деревню здесь подстроили пленные обезьяны, специально привлекшие ящеров своими воплями.
  • Ловелас — злосчастный лорд Рокстон.
  • Религиозный фанатик — преподобный Керр. А движет им… убеждение, что человекообезьяны — исчадия сатаны, призванные пошатнуть веру в Божественное творение, и потому нельзя допустить, чтобы их открыли.
  1. Стоит заметить, Дойль до конца жизни придерживался весьма распространённого тогда мнения, что интеллект человека прямо пропорционален размеру его шляпы головы, так что подобным образом он подчёркивал не столько габариты профессора, сколько его выдающийся интеллект.