The Matrixx

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Если вы забрели сюда в поисках фильма про Нео, то проследуйте по этой ссылке

«

The Matrixx — суть та же Агата, но педаль в асфальт.

»
— Слегка изменённая цитата из статьи про «Агату Кристи»
Файл:Matrixx logo.jpg
Стрёмный логотип группы.

«The Matrixx», изначально и до третьего альбома называвшаяся «Глеб Самойлоff & The Matrixx» — российская рок-группа во главе с Глебом Самойловым, бывшим фронтменом (одним из двух) очень популярной «Агаты Кристи» и автором большинства её хитов. Образована после распада «Агаты» в 2010 году и, по сути, представляет собой супергруппу, сделанную из участников «Агаты Кристи» и «НАИВа».

Сказанное в эпиграфе вполне отражает суть «Матрикса»: все агатовские фишки доведены до предела. Чернуха льётся рекой, и река ангста впадает в неё, образуя целый поток беспросветности. Роль синтезатора в музыке иногда вызывает вопрос, что это вообще за стиль-то получился. Глеб поёт ещё более «маньячески», вопит ещё истеричнее, кривляется ещё вычурнее и выглядит ещё вырвиглазнее. Из того, что в агатовом творчестве почти отсутствовало, нельзя не отметить резкий переход к политической сатире.

Что касается музыки, то если в «Агате» синтезаторная музыка сочеталась с гитарной относительно равномерно в пределах одной песни, то Глеб расширил границы в обе стороны сразу — в одном альбоме можно услышать что угодно от индастрил-метал (перегруженные гитары и помогающий им синтезатор) до электроклэша (синтезатор во все поля, а гитара хорошо если вообще участвует) — например, в первом альбоме с одной стороны «Жить всегда» и «Сердце и печень», с другой — «Дыра» и «В дверь стучат», и между всем этим куча песен в промежуточных стилях, вплоть до минималистичного «Ненормальный». Свой стиль Глеб шутки ради обозвал «неопостготикой», а потом веселился, когда музыкальные критики и особенно фанаты приняли это всерьёз.

Состав[править]

«Космический десант», 2014 год, как пример «Матрикса» с Бекревым. В клипе использованы кадры фильма «Школьный стрелок»... который так и не был выпущен. Что ж, в отличие от многих клипов на песни-саундтреки, здесь не просто эксплуатируются сцены из фильма вперемешку со сценами выступления группы, но ещё и переплетаются в одном кадре.

Постоянными и несменяемыми участниками являются вот эти трое:

  • Глеб Самойлов — вокал, гитара, бас-гитара, тексты и музыка.
  • Валерий Аркадин — всякие гитары, бэк-вокал. Какое-то время параллельно играл в группе «НАИВ».
  • Дмитрий Хакимов aka Snake — ударные. Он же барабанит в НАИВе и выполняет функции директора обеих групп.

Бывшие:

  • Константин Бекрев (2010—2016) — клавишные, бас-гитара, бэк-вокал, иногда и вокал (в песне «Космобомбы» куплет «гейским голосом» исполняет именно он, а не Глеб). Последний клавишник «Агаты», игравший в ней с 2008, а до того известный как участник группы «Мир огня». В 2016 ушёл из «Матрикса» к… Григорию Лепсу, но, будучи любимцем матричной публики, после того время от времени возвращался для участия в единичных концертах.
  • Станислава Матвеева (2016—2021) — клавишные, бас-гитара, бэк-вокал, иногда и вокал (в песне «С. С.» именно Стася рассказывает, как смотрела на любимого). До «Матрикса» участвовала в белорусской группе «#####» и была более известна под псевдонимом «Stacy Bitch».

Также нельзя не отметить вот этого человека:

  • Влад Елистратов — техник сцены. Отвечает за управление секвенсором (сами видите, без данной машинки таким составом играть было бы сложновато), торжественное поднесение Глебу гитары или басухи, когда Глеб видит смысл в том, чтобы что-то сыграть лично, а также за исполнение соло на трубе — например, в песне «Танцуй». Автор статьи лично наблюдал эволюцию мнений впервые видящей Елистратова публики от «а это чё за хрен? иди нафиг и позови уже Самойлова!» при подготовке сцены к концерту до бурных оваций при финальном выходе на поклон.

Время от времени Глеб приглашал посотрудничать ещё кого-нибудь из знаменитостей. Например, саксофонные партии в песнях «Никто не выжил» и «Всё» исполняет никто иной как Алексей Могилевский, а бэк-вокальные (и бэк-ВОПИЛЬНЫЕ) партии в первом альбоме — Блондинка КсЮ. Песня «Делайте бомбы» — совместный проект с Алексеем Никоновым («Последние танки в Париже»), а «Добрую песню» Глеб спел вместе с Линдой, в обоих случаях ещё и по клипу сняли.

Дискография[править]

Задолго до «Матрикса»[править]

Песня из «Маленького Фрица» в 2014 году. Вам не кажется, что в партии клавишных есть цитата из музыки к одному известному советскому фильму?

  • В 1990 году Глеб, тогда уже участник «Агаты Кристи», при помощи гитары, синтезатора и такой-то матери микрофона записал сольный концептуальный альбом «Маленький Фриц», поначалу распространявшийся среди друзей. Его нельзя не упомянуть потому что по нему можно понять, какой Глеб видел свою личную группу, о которой мечтал ещё тогда, а также убедиться, что он всегда был таким эпатажником, а не «скатился без Вадика», как некоторые говорят. Вадим просто предпочитал держаться в мейнстриме, вот и не пускал в «Агату» наиболее хулиганские выходки брата, Глебу же хотелось развернуться по полной, пусть и в ущерб популярности. Об этом альбоме мы поговорим чуть ниже особняком, когда речь пойдёт о тропах в песнях. «Агата Кристи» песен из «Фрица» не исполняла, но «Матрикс» время от времени играет песни из него на концертах. Вообще этот альбом выходил в .mp3-сборниках «Агаты», но вопрос в том, насколько они были официальными. Зато официально диск с «Фрицем» прилагался к подарочному изданию первого альбома «Матрикса».
  • Также в агатовые времена, где-то в районе 1992—1994 годов, Глеб записал сольный альбом «Сви100пляска», плоховато сохранившийся и пересведённый уже в 2008 году. Именно из него произошли две инструменталки, впоследствии ставшие агатовскими хитами «Альрауне» и «Ветер». «Целовались и плакали» также была записана «Агатой» для спектакля «Быстрее чем кролики» Квартета И (до рядового слушателя она вроде только на сборнике агатовых хитов «Сказки» в 2013). «Кило́метры» Глеб перезаписал с некой группой «Москва-Луна» но на носителях так и не была выпущена. Три же песни из альбома были перезаписаны уже с Matrixx’ом — «Космобомбы» (в девичестве «Космос падает на нас»), «Всегда» (ранее известная как «Меня изнасиловали десять человек») и «Парашютисты».

«Глеб Самойлоff & The Matrixx»[править]

  • 2010 — «Прекрасное жестоко». Альфа как есть — Глеб наконец-то отвёл душу, выплеснув всё, что на ней накипело. Альбом выглядит концептуально, включает в себя аж 24 трека, из которых семь являются стихотворениями — в том числе пролог, эпилог и тематические связки между песнями. Дебют получился удачным, был обласкан критиками, «зашёл» многим поклонникам «Агаты Кристи» и даже привлёк новую аудиторию.
  • 2011 — «Треш». Тематически весьма похож на предыдущий (хотя «Треш» более «гитарный»), и вообще альбом выглядит, как сборник песен, не вошедших в «Прекрасное жестоко».

Просто «The Matrixx»[править]

Хотя и по-прежнему с Глебом Самойловым (куда ж они денутся-то).

  • 2013 — «Живые но мёртвые». Атмосфера текстов заметно мрачнее первых двух альбомов (которые тоже весёлыми не назвать), почти полностью сместилась в сторону социальной тематики и альбом в целом опять создаёт ощущение некоторой концептуальности. Песня «Романтика» старенькая, её демо-версию с другой аранжировкой, помнится, можно было найти ещё в 2010 под названием «Люди в белых халатах». Среди бонус-треков — куда более старенькая «Всегда» (та, что про десять человек) и записанная ещё для «Агаты», но так с ней и не изданная песенка «Психоделическое диско» (честно говоря, малозапоминающаяся после всего предшествовавшего ей мрака).
  • 2014 — «Light». Акустический альбом, наполовину состоящий из уже известных песен Матрикса, также включающий две старые песни из сольников Глеба, две совем новые и что-то вроде то ли кавера на БГ, то ли пародии на советский гимн.
  • 2015 — «Резня в Асбесте»[1]. Опять концептуальщина, ещё мрачнее предыдущего альбома. Автор статьи даже позволит себе согласиться с СПГС одного из критиков — да, альбом действительно звучит как саундтрек, и да, Асбест в нём выглядит именно как город детства, в который автор хочет вернуться хотя бы в мечтах или снах, но даже в грёзах находит там лишь разруху.
  • 2017 — «Здравствуй». На сегодня (конец февраля 2022 года) альбом выглядит, как гранд-финал, да и автор подкрепляет это предположение словами о том, что подвёл такую черту под тем, «ради чего пускался в одиночное плавание». Мощный и кромешно мрачный альбом, имеющий уши да услышит. Публика, впрочем, часто бывает дурой, и из наиболее мягких комментариев таких индивидуумов к альбому можно процитировать «какая сволочь рассказала ему про дабстеп?» и «вот до чего либерализм доводит».

Кроме нового творчества, «Matrixx» исполняет некоторые агатовские хиты Глеба, на некоторых концертах соотношение доходит до 50/50, хотя чаще новому творчеству уделено всё-таки больше внимание. «Абордаж», «Дорогу паука», «Трансильванию» и, естественно, «Опиум» уж точно можно услышать. Кстати, стоит отметить, что четыре песни из первого альбома ушли в саундтрек к нашумевшему сериалу «Школа» и неплохо там смотрятся (взамен Гай-Германика срежиссировала также и первый клип «Матрикса» — «Никто не выжил»).

Что тут есть[править]

В целом[править]

«Звезда», как пример «Матрикса» со Стасей. Кстати, Глебсон тут наконец воплотил свою мечту из песни про опиум — ту, где про использование гуталина и губной помады не по назначению.

  • Авторский набор штампов. ОЧЕНЬ часто упоминаются Бог, Дьявол, Рай, Ад, ангелы, черти и звёзды. Причём Бог тут часто как минимум безразличный, а то и вовсе злой, Рай иногда стрёмный, а по поводу Ада автор время от времени предполагает, что мы уже и так на самом деле там. Есть даже в восточном варианте — в эксклюзивной концертной песне «Шайтан» герой Глеба просит у шайтана погасить его кошмар и вопрошает, кто же выполняет функции Аллаха ночью (посмотреть и попробовать разобрать текст можно вот тут). Ну а к привычным упоминаниям звёзд Глеб в альбоме «Здравствуй» даже Маяковского подключил.
  • Кавер-версия:
    • Нередко исполняется кавер на «Бриллиантовые дороги» Наутилусов.
    • Запоминается «Старик нерушимый», если такое вообще можно назвать кавером — переделанный текст гимна СССР на мотив «Старика Козлодоева». Хотя сам БГ похвалил и одобрил.
    • Иногда в концертную программу входит что-нибудь из Александра Вертинского (в 2005 году Глеб совместно со Скляром отыграли несколько целых концертов с романсами Вертинского под названием «Ракель Меллер — Прощальный ужин»).
    • Глеб даже исполнял «Арию Ивана и лягушки» (в роли лягушки — Юлия Коган).
  • Концептуальный альбом — в «Прекрасное жестоко», «Резня в Асбесте» и, конечно же, «Маленьком Фрице» концептуальность так и прёт. Хотя Глеб говорит, что обычно таким не заморачивается, и что всё творчество того или иного автора часто само по себе концептуально, поскольку написано одной и той же личностью.
  • Ашыпка нарошна — по-английски слово «matrix» пишется с одним X. Но что Икс — это звучит круто, так что дайте два!
  • Перейти на КРИК — Глеб и в агатовские времена любил поорать, но в «Матриксе» он иногда переходит на вообще инфернальные завывания. В «Прекрасное жестоко» ещё и Блондинку КсЮ пригласил, чтоб вопить помогала — вот этот вторящий Глебу вопль «ДЕВОЧКААаааАА!!!» в «Любить снова» это именно она.
  • Проблема противоположных оценок — в первую очередь холивары водят вокруг вопроса, лучше или хуже стало творчество Глеба без контроля со стороны Вадима. Тексты, музыка, вокал, грим, жестикуляция — копья ломают по поводу всего. Более локально похожие дискуссии ведутся по поводу альбомов «Матрикса» — сколько фанов, столько и мнений, что торт, что уже не торт, а что снова торт.
  • Темнее и острее — да всё творчество по сравнению с «Агатой», при том что и она не отличалась особой жизнерадостностью. Да и атмосфера самого Matrixx’а с каждым альбомом всё мрачнее и безысходнее.
  • Эффект «Реквиема по мечте»:
    • Поскольку по голосу Глеба можно перепутать разве что с Вадимом, впервые услышав «Matrixx», слушатели решали, что это «Агата Кристи» воистину воскресла.
    • Песня «Я в своём холодном маленьком аду» — это не «Глеб Самойлоff & The Matrixx» и даже не «Агата Кристи», а группа «Антиматерия». Да, мрачно, электронно, но как можно было спутать голос Владимира Медведева с голосом Глеба Самойлова? Судите сами.
    • Кроме того Matrixx’у приписывали песню «Война и любовь» группы «Опасный Синдром», похожую на самойловское творчество ещё меньше.

В клипах и на сцене[править]

А вы думали, куда делась Линда? Она просто по ночам превращается в неку и упарывается на дикотеках валерьянкой.

Отдельно про «Маленький Фриц» (1990)[править]

  • Ги-ги-гитлер — да весь альбом полон стёба над нацистами. Начиная с того, какими невинно обижаемыми они себя представляют, припёршись в чужую страну и закономерно огребая то от партизан, то от Покрышкина и искренне не понимая, за что их так. Само слово «ги-ги-гитлер» звучит в песне «Гитлер», хотя она не смешная, хоть и сатирическая.
  • Дас ист раздолбайство! — «Барон и за рекой», в меньшей мере «Покрышкин».
  • Дезертир — собственно, «Дезертир».
  • Злые партизаны — о да, партизанен тут есть очень злой и нехороший, йа!
  • Культурный злодей — «Барон и за рекой». О, я читать много Пушкин, я читать Толстой, любить Чайковский я почти как Вагнер!
  • Нарочито плохо — речь не о качестве альбома (хотя трэшака сюда Глеб нанёс дай Боже), а о буклете с текстами, прилагающемуся к диску. Буклет напечатан на обёрточной бумаге, и так было задумано.
  • Ашыпка нарошна — песня про барона фон Фрица называется «Барон и за рекой», а не «Барон за рекой», как часто исправляют.
  • Песня о песне — «Но пасаран!» Песня о песне гадких партизан.
  • Предсмертная песня — «Искушение маленького Фрица». Участвуют косматые йети-подобные партизанен и некий Дьявол в облике червия.
  • Самодиссонирующая песня — для пущей трэшовости применяется и такой приём. К примеру, музыка приведённой выше песни «Партизаны» мало вяжется с текстом о сбитом лётчике и взрывающих мосты партизанах.
  • Так всё и было — «Последний подвиг Евы Браун». Вы вот знали, что Гитлера застрелила именно Ева? А она его и застрелила, Глеб не даст соврать.

В прочих песнях[править]

  • Аллюзии:
    • Название альбома «Прекрасное жестоко», естественно, отсылает к знаменитой песне из не менее знаменитого мини-сериала. Несколько альбомов спустя подкреплено в песне «Водка» — «прекрасное жестоко не будет к нам далёко, в прекрасное жестоко я начинаю путь».
    • «Как здорово, что все вы здесь сегодня собрались» из зловещего стихотворения «Спокойной ночи» — отсылка к Митяеву, конечно же.
    • «Лучше нету того света» в песне «Задыхающийся» — отсылка к строчке Исаковского «Лучше нету того цвету, когда яблоня цветет». Впрочем, эта шуточка зародилась в народном коллективном разуме ещё до выхода песни.
    • «Снайпер на крыше, мир на земле» из песни «Очень смешно» — издевательски переделанная цитата из доброй антивоенной песни, в которой на крыше был аист.
    • «И тут он окончательно завалился на бок и издох» в «Дурачке» — цитата из «Собачьего сердца», причём из того же эпизода, другая цитата из которого стала одной из ранних песен Глеба в составе «Агаты» — вот такое вот получается обрамление глебовского творчества.
    • Волчий вой с клироса в песне «Чума и праздник» — прямая аллюзия на «Рождество» столь любимого Глебом Александра Вертинского.
    • Что касается музыкальных отсылок, то «Исход» содержит парафраз Имперского марша, в «Готике» обыгрывается похоронный марш Шопена, а во вступлении песни «Добрый враг» любой гот узнает отсылку к шедевру «Баухауса» про Белу Лугоши.
  • Canis Latinicus — по словам Глеба, название песни «Инцептионис» было образовано именно таким образом, по принципу «ИЯДУП». Не зная, как назвать песню, он просто взял первое, что пришло в голову — английское название фильма «Внедрение» и «латинизировал». С текстом песни название связано примерно никак, и вообще её часто называют тем словечком, которое в ней повторяется после каждой строчки куплета ;) Самое смешное, что что слово «inceptionis» в латыни и права существует — это родительный падеж слова «inceptio», но Самойлов об этом не знал, и у него получилась песня под названием «Замысла» (можно перевести и как «Начала», но не будет понятно, что это родительный падеж, а не множественное число или вообще глагол).
  • Абсурдный рефрен — песня «В открытый рот» со своим припевом «Парам-пам-паба-уууу», рифмующемся с последними строчками куплетов. И ведь неплохо, так и тянет в пляс.

Победитель конкурса на лучший клип к песне про то, как умирала Романтика.

  • Антропоморфная персонификация:
    • «Содомия» — Родина-Мать (нет, не статуя). Любит педофилию и инцест. И к ней лучше не поворачиваться спиной, а то… см. название песни.
    • «Планета полицаев» — собственно, сама «планета». Не особо отличается от предыдущего пункта в плане извращений.
    • «Романтика», препарируемая людьми в белых халатах. В клипе даже показано, что персонификация именно антропоморфная.
    • Смерть с косой или без косы, но уж точно присутствует в песне «Здравствуй». Напрямую не сказано, к кому герой песни обращается, но не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться. Образный ряд выглядит весьма честно и страшно, как объявление гранд-финала самим автором — мол, я всё сказал, что хотел, теперь можешь меня забирать.
  • Без балды собственно, «Без головы», герой которой вернулся без головы и смеётся за чьей-то спиной.
  • Бла бла бла в песне «Дохлое мясо» — второй куплет прямо начинается со слов «бла, бла, бла, бла, бла», и это не просто от недостатка фантазии.
  • Бог покинул этот мир: в песне «Никто не выжил», Бог ушёл в почётный отпуск, а в «С. Н.» на него явно намекается — «кто бы там ни был, ему на нас плевать».
  • Вещи, которые лучше не знать — герой песни «Что будет завтра» не хочет знать, чего ждать от этого самого «завтра». И просит кого-то: «Если ты знаешь, лучше молчи».
  • Взять в ад компанию — текст, хм, стихотворения в прозе «Они подойдут ближе» даже целиком вынесен в эпиграф этой статьи, можно его и тут привести. «Не взрывайся. Подожди: они подойдут поближе. Они подойдут, я знаю. Проверить, насколько ты мёртв, плюнуть, пнуть, посмеяться, расслабиться и… умереть. Если ты подождёшь, пока они подойдут поближе».
  • Высокоточный матснаряд — у «Агаты», помнится, грубости ограничивались «жопой» в «Дворнике» и стопицот раз повторяемой «сукой» в «Подвиге». «Матрикс» этими словечками не ограничивается и идёт дальше вплоть до полноценного мата в песнях «Рай» и «Делайте бомбы». Хотя в «Опасности» напрашивающееся ругательство заменено эвфемизмом. А в песне «Чума и праздник» резким и громким гудком запикано, в какой же именно набат пора ударить — видимо, там некое слово, звучащее похоже на «грёбаный». Тем более забавно, что на концерте эта строчка без цензуры прозвучала, как «…пора ударить над родиной в набат» — да, Глеб тот ещё тролль.
  • Географические напевы — «Субкоманданте» про вот этого товарища. Поскольку загадочный Маркос обитает в Мексике, песня про него оформлена в около-латиноамериканском стиле.
  • Дойти до самоубийства — тут агатовская суицидность тоже продавлена в крышку гроба.
    • «Жить всегда». Последний куплет про «16-й этаж и пьяные звонки» основан на реальных событиях вплоть до «мы думали — фигня, очередной каприз». Имеется в виду гибель поклонницы «Агаты» Марии Чесноковой, в 2008 году покончившей с собой в возрасте 21 года. Почему именно — неизвестно, но уж точно не наслушавшись самойловских депрессивных песен (не будем путать причину и следствие). «Маша была очень хорошо мне знакома, — говорит Глеб в одном из интервью. — Её смерть задела многих, и я не исключение. [Звонила она тогда] не мне, а нашему тогдашнему пиар-менеджеру, подругам ещё своим. Но все думали, что это ерунда. Она до этого уже не раз всем звонила и говорила, что хочет покончить с собой. Никто не думал, что это возможно, а это случилось. Отчасти я чувствую и свою вину». По его же словам, родители и подруги погибшей очень благодарили его за эту песню.
    • «Москва-река» — неплохо показано восприятие окружающего мира в депрессняке, когда человек находит не столько поводы жить, сколько отговорки от того, чтобы умереть. Зимой топиться в заглавной реке невозможно, поскольку заледенела, летом — противно, потому что вода отвратительно воняет.
    • «Ничего» — кто-то режет вены. «Через час тебя не будет, через два тебя забудут…» — предупреждает Глеб, несколько деромантизируя суицид.
    • «Твой дьявол» — некто набирается смелости, направив дуло в рот. Но POV тут не он, а тот, кто указан в названии песни.
    • «Мы под огнём» — строчка, в стихотворном варианте иронично выглядящая как «И чё нам делать? Застрелиться?» в песне звучит как-то не вопросительно, а очень даже утвердительно.
  • Жуткий танец — «Танцуй», герой которой танцует с… четырёхдневным трупом. «Давай, вставай, танцуй, танцуй со мной / Так тебя я чувствую живой».
  • Зашёл в аптеку царь Додон — в песне «Опасность» рифмуется «я» и «ни фига». Что-то подобное мы уже слышали у «Агаты», только там ещё про корабли было.
  • Зловещая колыбельная — «жизнерадостная» переделка известной колыбельной в песне «Умереть за любовь»: «Спят усталые игрушки / И летят на крыльях в ад, / Одеяла и подушки / Под землёю ждут ребят». А в завершающем первый альбом стихотворении «Спокойной ночи» Глеб дружелюбно обещает развешать каких-то нехороших людей на фонарях по периметру Садового кольца.
  • Не в ладах с арифметикой — позвольте занудно придраться к тексту песни «Любовью», но Глеб Рудольфыч, миллион тысяч — это вообще-то «миллиард» называется.
  • Заливать горе:
    • «Сердце и печень». «Текила с утра — это значит, что ты одинок» и дальше по тексту.
    • «Водка» из акустического альбома до последнего куплета притворяется, что водка всего лишь используется просто для вдохновения…
  • Зло против зла — название тропа прямым текстом звучит в песне «Доброе утро, товарищ мертвец». По мнению автора, революцию в некой стране можно совершить только при помощи зомби-апокалипсиса — потому что мертвецы уже не умеют бояться.
  • Колокол звонит по тебе — звук колокола звучит в очень жизнерадостных песнях «Умереть за любовь» и «Tango para el dinero». В тексте песни «Чума и праздник» упоминается, что пора ударить в набат, эпитет к которому «запикан» ревущим техническим звуком. А в начале песни «Новогоднее обращение», герой которой так всех нас любит, что аж чуть не подыхает от ненависти, звучит целый оркестр колоколов в исполнении часов Спасской башни…
  • Кошмарный сон — снится герою песни «Свиньи на Луне». Некие надоевшие в реальности рожи, обладателей которых он воспринимает как буквальных свиней, ещё и в его любимый сон, действие которого происходит на Луне, теперь пролезли, гадкие розовые туши. Впрочем, эта песня звучит действительно весёленькой и выглядит как передышка между двумя чертовски мрачными песнями.
  • Красавица Икуку:
    • В первой строчке второго куплета песни «Сердце и печень» вместо «Текила с утра…» слышится «Пей пиво с утра…». Причём второе упоминание текилы там же звучит уже более внятно, и это немножко меняет смысл — герой песни мечтает о текиле с утра, но вынужден довольствоваться пивом.
    • «Живые и мёртвые» — кому-нибудь слышится в синтезаторном вступлении и проигрышах к песне «Живые и мёртвые» произнесённая очень электронным голосом фраза "и не уйдёте вы, и не уйдёте вы, и не уйдёте вы, и не уйдёте вы… "?
  • Ложный финал — в песне «Ничего» музыка делает паузу и можно уж подумать, что дальше ничего не будет, но после паузы снова начинается припев и кода. Нарезка из Маяковского «Послушайте» тоже время от времени ложно завершается.
  • Лолита — фигурирует в песне «13». Кто знает, что там произошло, но главгерой почему-то истерически вопит и просит барышню убраться прочь, узнав о её возрасте. Суеверный, небось.
  • Любитель каламбуров — в песне «Нет, мама»: «Так убого, как у Бога, не получалось ни у кого».
  • Мистический транспорт — трамвай номер два из песни «Рай», в котором едут триста три мертвеца. Подходящий транспорт для показанного в песне «рая».
  • Неизвестность пугает больше:
    • «Ненормальный» — что имеется в виду под обещанием/угрозой «Я сделаю вот что, и ты никуда не уйдёшь». Не, ну может, стриптиз станцует, будем оптимистами. Кстати, в первой записи песни, ещё агатовых времён и названной тогда «До свиданья», фраза звучала как «…и ты далеко не уйдёшь».
    • И да. Что именно эти изверги в белых халатах сделали с Романтикой? :(
  • Неожиданно тонкий голос — в стихотворениях «Дерьмо», и «Друг и драг», а также в песнях «Один из вас» и «Исход» (всё это из первого альбома) голос Глеба сильно ускорен и звучит пискляво. На концертах Глеб прикалывался, перед исполнением песни про одного из нас «вдыхая гелий» из воздушного шарика, но его голос тоже спецэффект на самом деле — одной «затяжки» на всю песню не хватит, а если постоянно гелием дышать, можно отрубиться и не заметить.
  • Непонятные последние слова. Вообще умирающий герой песни «Дурачок» в самом начале своего предсмертного спича ответил на интересовавший собравшихся подле одра — кого же из них он любил. Чётко сказано: никого и никогда. Но тут, видимо, без иронии публика — дура.
  • Нет, не тот — существует небольшая путаница в похожих названиях:
    • «Космос» из альбома «Треш» и «Космос (падает на нас)» из «Сви100пляски» — разные песни. Вторая тоже есть в «Треше» и называется «Космобомбы».
    • «Завтра» и «Что будет завтра» — вообще разные песни.
    • «Готика» и «Готика МР» — разные песни. В первой есть сюжет, а вторая состоит из повторения одной и той же стрёмной фразы.
  • Оборотень в погонах — «В дверь стучат». Возлюбленная главгероя на самом деле работает в милиции, и у неё задание подбросить ему наркотики.
  • Обрубленный конец:
    • Песня «Делайте бомбы» завершается, как ни странно, взрывом.
    • В финале песни «Субкоманданте» внезапно звучит типичный звук «зажёвывания плёнки». Выйди эта песня во времена кассетных магнитофонов, наверное, ужаснула бы многих не хуже скримера :D
    • «Умереть за любовь» и «Нет, мама» тоже обрываются довольно резко.
  • Погребение заживо:
    • «Готика». Многие не сразу и поняли, о чём песня.
    • Возможно, «Я сам». Если рассказчику не мерещится, что «она ещё кричит из-под земли».
  • Послать на верную смерть — «Космодесант». Тот, кто отправил героев песни на некую Землю, точно знал, что они оттуда не вернутся, и героям остаётся лишь стоять насмерть. Давайте подумаем, что под очевидной метафорой имел в виду автор. А теперь давайте подумаем о том, что в 2022 году метафора перестала быть метафорой.
  • Принять оскорбление как комплимент — «Ненормальный». Похоже, герою песни как раз не нравится считать себя «нормальным» — возможно из-за того, что нормальность вокруг него понимают как-то странно?
  • Революция не по-детски — в революции по-детски Глеб, похоже, не верит. В песне «Делайте бомбы» говорится «Кто митингует — парится зря!», а что надо делать вместо митингов, см. название (впрочем, Глеб успешно прикидывается шлангом, заявляя что в песне имел в виду совсем не то). Кровавость революций упоминается в «Меня зовут», «Доброе утро, товарищ мертвец», «Забери меня» или, скажем, стихотворении «Спокойной ночи». В начале клипа «Живой» продемонстрированы кадры реального кровопролития 20 февраля 2014 года возле станции метро «Хрещатик» на ул. Институтская в Киеве — с несколькими смертями прямо в кадре, трупами в лужах крови и ранеными.
  • Смерть за спиной — «Дружок». От чьего бы лица ни исполнялась песня, этот кто-то всегда за спиной того, кого называет «дружком», и не отражается в зеркале.
  • Так грубо, что уже смешно — «Парашютисты», старая недобрая песенка ещё из «Сви100пляски». По тексту можно подумать, что это очередная «садюшка» от «Красной плесени».
  • Чекистско-бандитский мордор — особенно в песне «С чекою в зубах». «Планета бандитов и паханов, жандармы насилуют добрых рабов» и дальше по тексту.
  • Язык хмыканий — некая «публика», к которой обращается Глеб в песнях «Синие цветы» и «Нет, мама», символично отвечает ему междометиями с очевидной эмоциональной окраской.
  • Я пострадавший, мне всё можно — «Всегда», ранее известная как «Меня изнасиловали десять человек». Девятилетний главгерой, изнасилованный педофилами, решает мстить — но почему-то не им, а насилуя первую попавшуюся девчонку ещё младше себя. Этакое проклятие по эстафете — «Уж лучше я, чем кто другой, поскольку я хороший. Меня обидели — я мщу, и в этом справедливость».

Примечания[править]

  1. Напомним, Асбест — название города, где братья Самойловы родились. Спасибо за название можете передавать раннесоветским энтузиастам. Хорошо хоть не асфальт там добывали.