Сильмариллион

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «The Silmarillion»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Сильмариллион тяжело читать только первые десять раз. »
— Толкинистская шутка
Издание с рисунком самого Профессора на обложке
Русское издание 2002 года

Вообще говоря, это не книга, которую написал Толкин. Это книга, которую он всю жизнь писал и переписывал, без конца редактируя, но так и не написал. А уже после смерти его сын Кристофер и Г. Г. Кей скомпилировали из разрозненных заметок сводный легендариум эльфийского и человеческого народов.

В отличие от «Властелина Колец», это не роман, а именно что сборник легенд и мифов, которые изначально планировались как легенды и мифы древней Англии (Профессор шибко расстраивался, что у ирландцев, норманнов, валлийцев своя мифология была, а у собственно англов — нет), но потом на первый план как-то вышли эльфы, и понеслась…

Структура[править]

Книга состоит из нескольких частей, которые атрибутируются разным внутримировым авторам.

  • Айнулиндалэ — рассказ о создании мира, Арды.
  • Валаквэнта — рассказ о духах-создателях и хранителях этого мира.
  • Квэнта Сильмариллион — собственно история эльфов, преимущественно из народа Нолдор, а также чудесных камней-Сильмарилей, из-за которых всё и завертелось…
  • Акаллабет — история возвышения и падения Нуменора, ардинской Атлантиды.
  • О Кольцах власти и Третьей эпохе — кратенький пересказ событий «Властелина колец».

Все части написаны в разной стилистике. Центральной и самой главной, наиболее сюжетно связной и повествовательно целостной является Квэнта Сильмариллион, но первые две части помогут её лучше понять, а последние — проложить от неё мостик к «Властелину Колец».

Сюжет (кратко)[править]

Единый Бог (Эру Илуватар) сотворил множество духов (Валар и Майар), а уж они сотворили мир. Среди них был один противный, местный дьявол — Мелькор. Он захотел весь мир себе[1], остальные не согласились и упрятали Мелькора в каталажку. На время.

Тем временем появились эльфы — старшие дети Единого. Поскольку Мелькор уже успел наплодить орков и в целом навредить экологии Средиземья, Валар решили переселить эльфов в более благополучный Валинор. Три племени эльфов переселились и их стали называть «Светлыми», эльдар (потому что в Валиноре всегда было светло от двух волшебных деревьев). Остальных стали называть «Серыми», синдар — потому что в Средиземье царили вечные сумерки.

Среди эльдар самым креативным был Феанор, сын короля Финвэ. Он придумал много чего полезного — азбуку, например. Палантиры — это тоже его ноу-хау. И среди всего прочего он сотворил Сильмарили — три драгоценных камня, впитавших свет Дерев.

Мелькор, который на тот момент уже гулял на свободе, притворившись, что перековался и исправился, увидел Сильмарили и обзавидовался на них. Он убил Финвэ, украл камни, уничтожил Дерева и удрал в Средиземье. Там он окопался по всем правилам фортификации, выстроил крепость Ангбанд, населил её орками и начал жить-поживать.

Феанор, узнав, что его любимые Сильмарили у него стащили, вконец вызверился, обругал Мелькора Чёрным Врагом (Морготом), взбулгачил своё племя эльфов — нолдор — и повёл их за собой в Средиземье, разбираться. Попутно порешив тучу эльфов из другого народа и подставив кучу своих, которым не досталось кораблей для пересечения моря и которым пришлось пилить через Северный полюс. Вот так, всех взбесив, Феанор и убился об балрогов Мелькора вскорости. Но, хотя одного долбодятла убили, их осталось ещё семь: у Феанора было семь сыновей, таких же интересных личностей.

Поначалу дела нолдор шли хорошо: они выдали оркам и балрогам по первое число, осадили Ангбанд, понастроили своих городов, неописуемо прекрасных, позаключали военные союзы с синдар, людьми и гномами, и тоже начали жить-поживать, добра наживать. Но ни Ангбанд взять, ни Сильмарили вернуть всё никак не удавалось. А вражина тем временем копил-копил силы, да и нанёс ответный удар: сначала оружием массового поражения (колдовским огнём), а затем и армиями орков. Эльфам пришлось отступить за горы, сдав Морготу обширные пространства и с трудом удержавшись на новых позициях. После этого было десять лет вялотекущей позиционной грызни, когда каждая из сторон снова копила силы для решающего наступления.

Вот в это время и появился народный герой и партизан Берен, который влюбился в эльфийскую принцессу — и все заверте… Словом, Берен добыл-таки один из Сильмарилей, что, с одной стороны, подняло дух соединённых эльфо-людских королевств на недосягаемую высоту, с которой они решили-таки дать Морготу решающее сражение. С другой же стороны, это возбудило зависть сыновей Феанора, которые были те ещё фрукты.

По ходу войны они ещё несколько раз пытались возбудить междоусобицу с другими эльфами и постепенно все погибли от своего долбодятельства, кроме одного, Маглора — который запоздало понял, что они все творили, бежал и с тех пор так и бродил по Средиземью, как вечный жид. Но это всё было потом, а сначала старший Феанорыч, Маэдрос, сколотил самую большую армию эльфов, людей и гномов, какую только видел тогдашний мир, и повел её в наступление на Ангбанд. Войска Моргота встретили эту армию во всеоружии, битва длилась пять дней и закончилась таким аховым разгромом сил добра и света, что её с тех пор иначе и не называли, как Битва Бессчётных Слёз. Вражьи войска окончательно взяли в лапы контроль над Средиземьем, оставшиеся эльфийские города щёлкали как орешки, а уцелевшие феаноринги в попытках отобрать камешек у наследников Берена сначала разгромили королевство Дориат, а потом и лагерь эльфов-беженцев Гавань Сириона. Где-то в этом промежутке Моргот с особым цинизмом расправился с родом не покорившегося ему человека Хурина, вдоволь наиздевавшись над его сыном Турином.

Бежавшая от резни в Гавани Сириона внучка Берена — Эльвинг превратилась в чайку и принесла камень на драккар своего мужа Эарендила. И расписала ему расклады в таких чёрных красках (она думала, что вырезали весь лагерь с её детьми), что полуэльф Эарендиль решил, что терять уже просто нечего и поплыл в Валинор, улаживать отношения с валар и убедить их прекратить творящийся беспредел. И в итоге доплыл и так красочно им всё обосновал, что Валар таки вмешались и разгромили царство Мелькора, да так капитально разгромили, что от полуострова Белерианд, где происходили основные события, остались рожки, ножки да узкий заливчик (в котором потом построили Серые Гавани). Мелькора/Моргота выкинули за грань мира, война окончилась, и Квэнта Сильмариллион с ней вместе. Три волшебных камня исчезли из мира: тот, что достал Берен, вместе с Эарендилем отправился в небо на его воздушном корабле; остальные два спёрли оставшиеся в живых Феанорычи, но, не выдержав причиняемой камнями боли, Маэдрос бросился в жерло вулкана вместе с Камнем, а Маглор свой выбросил в море и поехал крышей[2] то ли от мук совести, то ли от тоски по Камню. Валар объявили амнистию всем уцелевшим в войне нолдор и разрешили им вернуться в Аман, кроме феанорингов и прочим вожакам восстания в Амане — но таких уцелела в войне ровно одна штука в лице принцессы Алатариэль (аkа Галадриэль).

Принимавших во всём этом участие людей валар решили наградить. Им увеличили срок жизни и подарили своё собственное благословенное королевство за морем — Нуменор. Но, как это водится у людей, хватило благословения ненадолго: через пару тысяч лет люди пресытились и стали требовать большего, а именно бессмертия, как у эльфов. А когда им этого закономерно не было отсыпано, порвали все связи с эльфами и валар[3] и превратились в заурядную империю. Потом туда припёрся Саурон, ученик Мелькора (не сам припёрся, а один король-маразматик по имени Ар-Фаразон притащил), и Нуменор под его влиянием стал Империей зла и объявил войну валар. Опростоволосившиеся Валар отказались от власти над миром и попросили шефа о помощи — и Эру Илуватар разрушил Нуменор, сделал Землю круглой, а Валинор вместе с живущими там Валар и эльдар просто удалил из реальности в иное измерение. Остатки народа нуменорцев поделились на Дунаданов — противников короля и Саурона, спасшихся на кораблях и основавших королевства Арнор и Гондор, и на Чёрных нуменорцев, которые считали, что Фаразон всё правильно сделал, а боги, включая Эру — козлы; эти спаслись в континентальных колониях Нуменора — в Умбаре и на юге.

Ну, а потом был Властелин Колец. Помните, что было выше сказано про потомков Феанора? Так вот, из-за своего долбодятельства большинство из них детей не породило, и сын был только у одного, Куруфина. Этот внук долбодятла Феанора, Келебримбор, решил, что он долбодятел не хуже деда, и ему тоже надо сотворить какой-нибудь чудесный артефакт. Для начала из уцелевших нолдор он собрал артель кузнецов в Ост-ин-Эдиль. И потом сотворил себе на голову и всем на погибель — по совету проходившего мимо Саурона — Кольца Власти. Три — премудрым эльфам — Келебримбор сделал сам, семь (пещерным гномам) и девять (людям Средиземья) они отковали в соавторстве, а одно, всесильное, сотворил лично Саурон, чтобы подчинить своей воле носителей всех других колец. И это не считая демо-версий этих колец, т. н. Малых колец власти. Чем всё это кончилось — читайте LotR.

Подражания, пародии, апокрифы[править]

Вот этот вот лапидарный стиль, которым мы вкратце изложили «Сильмариллион» — он в общем и целом характерен для этой книги. Только мы ещё и постарались разбавить рассказ шутками и прибаутками, а Толкин сух, как армейская галета. Большинство историй — это просто голый пересказ фабулы, лишь кое-где сдобренный диалогом или стишком. Да, и помножьте всё это на высокий штиль — после чего сразу поймёте смысл эпиграфа. (Впрочем, филологам нравится, особенно в оригинале — Профессор знал толк в красивом и возвышенном языке.)

При этом сами по себе отдельные сюжеты, из которых состоит Квэнта Сильмариллион, жутко интересны, а обрисованные штрихами персонажи весьма многообещающи. С ними хочется ознакомиться поподробнее. Но как, если Профессор умер и больше ничего не напишет, а теперь и Кристофер ничего из сундуков уже не вытащит? И то, даже с одной из наиболее развернуто записанных Профессором историй, «Повестью о детях Хурина», он разбирался сорок лет.

Словом, народ принялся креативить по собственному разумению и накреативил следующее:

  • Звирьмариллион, автор — С. О. Рокдевятый. Пародийный пересказ книги, над которым надрывало животики олдовое поколение отечественных толкинистов. Со свойственным ему ехидством и беспощадным сарказмом Свиридов проехался по всем логическим несостыковкам Сильмариллиона, как Иван Ургант по украинской деревне. По пути родил ряд фэндомных мемов. Читал Свиридов книгу в переводе Зинаиды Бобырь, и «Звирьмариллион» несет на себе отпечаток этого убожества, но так даже смешнее. Стиль автора, что интересно, во многом сильно напоминает гоблинский благодаря изобилию чисто советских мемов, шуток и отсылок, рассчитанных на тех, кто застал ну очень определённую эпоху и главным образом им понятных. Тем интереснее, что появился «Звирьмариллион» куда раньше, чем товарищ старший оперуполномоченный создал свой первый «смешной» перевод.
  • Чёрная книга Арды, авторы — отечественные исказительницы Толкина, Наталья Некрасова и Наталья Васильева (Иллет и Ниэннах). Апокриф к Сильмариллиону, написанный под девизом «Мелькор был хорошим». Собственно, кодификатор сего тропа.
    Первоначально текст распространялся самиздатом, назывался «Крылья чёрного ветра», и там было много чудесатого — например, дневник Маэдроса, в котором этот эпический персонаж предстает нервным подростком. Под действием довольно едкой критики дневник и несколько других одиозных моментов из книги выпилили. Первое издание ЧКА в этой редакции стало библиографической редкостью (известно в народе как «Мелькор в плавках» — по изображению на обложке). Впоследствии Иллет отошла от чернушничества и написала свой собственный апокриф — «Исповедь стража» от лица сотрудника гондорских спецслужб, допрашивающего «темнушника». Книга представляет собой развёрнутый комментарий ко второй редакции ЧКА и довольно уныла. Ниэнна в это время выпустила третью редакцию ЧКА, обе версии были изданы, но бестселлером не стали. После этого Ниэнна в Сети замутила очередную редакцию, которая так далеко ушла от первоначальных версий, что теперь путаются и фанаты.
  • Великая Игра — сольный апокриф Иллет. Подробный рассказ о жизненном пути каждого из девяти назгулов до того, как они стали назгулами.
  • По ту сторону рассвета — эпический роман по сюжету «Повести о Берене и Лютиэн». Автор — Ольга Чигиринская, под псевдонимом Берен Белгарион. Роман одной ногой опирается на Сильм, второй на ЧКА, которой в мире книги отводится неприятная роль морготовской пропаганды и религии зла. Многократные опыты на цивилах показали, что роман прекрасно читается и без знакомства с первоисточником.
  • «Экскурсия» Натальи и Бориса Жуковых. Почтенный хоббит Рэнди (Эарендил) Гэмджи, потомок Сэма, отправляется на экскурсию по маршруту «Золотое Кольцо Средиземья». Его сосед по автобусу — странный старик Келеборн… Есть продолжение — «Зелёный друг».
  • «Средиземье: отражение Х» Тайэре — апокриф, по объему примерно соответствующий ЧКА, от автора, который очень не любил Ниэнну и сам подход «эти плохие, а эти — хорошие», но и к Толкиновской канве подходил скептически. В итоге вышла любопытная мозаика из множества законченных текстов, охватывающих разные периоды истории Средиземья.
  • «Эанарион. Сказание о Неугасимом Огне» от Альвдис Н. Н. Рутиэн — апокриф с подходом «феаноринги были хорошими» (точнее, единственными правыми во всем сеттинге). Ее же в соавторстве с Тэссой Найри «После Пламени» — апокриф, в котором Феанор выжил и сотрудничал с Мелькором (потому что остальные Валар были совсем уж моральными уродами, а Мелькор хотя бы поначалу был готов прислушиваться к голосу разума, но потом скурвился и он).
  • «Девятое кольцо, или Пестрая книга Арды» — объемное произведение Иры Аллор, в чем-то стебное, взгляд на Сильмарилион, ЧКА и последствия всего этого от лица девятого назгула. Который в итоге все и исправляет.
  • «Эльфийский синдром» Юлии Полежаевой — попытка продолжения Сильмариллиона в форме кроссовера с миром Полудня Стругацких.
  • «Лаэр Данвед» Королевы Ужей — альтернативная «Лэ о Лэйтиан», в которой вместо Берена приходит в Дориат и влюбляется в Лютиэн Келегорм Феанарион, и Тингол требует от него принести Сильмарилл, в результате чего Келегорм оказывается в жестоком конфликте между двумя клятвами.
  • «Звезда на излом» Марии Кимури — еще одна альтернативная ветвь истории Первой эпохи, посвященная феанорингам, которые во время и после разгрома Дориата таки осознают себя невольными помощниками Моргота и пленниками Клятвы, и пытаются вновь бороться с этой судьбой, даже понимая, что уже вляпались в нее и в кровь по горло.
  • Отдельным пунктом идут аж три мюзикла, все посвященные истории Берена с Лютиэн и трагической смерти Финрода Фелагунда.
    • «Финрод-зонг» Лоры Бочаровой и Лины «Йовин» Воробьёвой. Как нетрудно догадаться, посвящён по большей части заглавному персонажу и его противостоянию с Сауроном, влюблённые — сбоку припёка.
    • «Лэ о Лэйтиан» — изначально моноспектакль Людмилы «Скади» Смеркович, ныне ставится в сценическом исполнении. Некоторые арии («Хэй-хоп, вересковый мёд») едят моск не хуже червей-оборотней.
    • «Сказание о Берене и Лютиэн» — конно-трюковой мюзикл по мотивам скорее ПТСР, чем Сильма. Славится зашакаливающим количеством кросспола — в некоторых составах женщины поют вообще все роли, что отчасти объясняется как раз конно-трюковой частью — под мужчинами соответствующих ролям габаритов лошадям было бы тяжело гарцевать.

Примечания[править]

  1. Разница между Мелькором и его учеником, более мелким злым духом Сауроном, заключалась в следующем: Мелькор хотел сначала захватить Арду, потом снести её к хренам и вылепить из обломков свой мир зла; а Саурон просто хотел захватить Арду — причём даже не всю, к Валинору он лапок после известных событий в Нуменоре уже не тянул — и навести там свой порядок, апокалиптическим маньяком он ни разу не был.
  2. На самом деле не факт: в тексте говорится лишь, что он «с тех пор бродил по берегу Моря, слагая грустные песни». Но в фаноне версия о его сумасшествии прописалась накрепко.
  3. Ну, почти все. Оставались ещё немногие Верные, которые втайне эти контакты поддерживали.