Титаник

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Titanic»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« i'm a guy and i these fucking movie made me cry »
— Комментарий на Ютубе
« Почему цыган плачет на фильме „Титаник“? — Ему жалко металла! »
— Югославский анекдот
« Все, что мне нужно, у меня есть: воздух, чтобы дышать, и папка с листами бумаги. Я люблю просыпаться утром, не зная, что меня ждет, с кем я встречусь и где я окажусь потом. Ещё недавно я ночевал под мостом, а сегодня я здесь, плыву на великолепном судне, пью шампанское в изысканном обществе... Жизнь — это дар, и это надо ценить, невозможно угадать, что будет с тобой завтра. Жизнь нужно принимать такой, какая она есть. Важен каждый прожитый день... »
— Джек Доусон
Титаник
Titanic.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
Киностудия
  • 20th Century Fox
  • Paramount Pictures
  • Lightstorm Entertainment
РежиссёрДжеймс Кэмерон
Автор сценарияДжеймс Кэмерон
Когда вышел1 ноября 1997 г.
Продолжительность194 минуты
В главных ролях:
Леонардо Ди КаприоДжек Доусон
Кейт УинслетРоза Дьюитт Бьюкейтер
Билли ЗейнКаледон Хокли
Кэти БейтсМолли Браун
Фрэнсис ФишерРуфь Дьюитт Бьюкейтер
Бернард ХиллКапитан Смит

(link)

«My heart will go on» — музыкальная тема «Титаника»

(link)

«Титаник» за 30 секунд
Спойлер! (Минутка занудства: все тела на тот момент уже давно разложились на мелкодисперсный прах, поэтому даже от погибших внутри корабля осталась в лучшем случае только обувь).

«Титаник» (англ. Titanic) — фильм-катастрофа, посвященный истории любви двух пассажиров обреченного океанского лайнера. Вышел в 1997 году, а в 1998 завоевал бешеную популярность и стал самым кассовым фильмом всех времен (на тот момент), а также получил 11 «Оскаров».

Некоторые классические сцены из фильма ввиду своей нарочитой сентиментальности стали объектом постоянных пародий: сцена на носу (с раскинутыми руками), тонущий «Титаник» (подымается корма, пассажиры по палубе съезжают в воду, корабль переламывается надвое), а также акт любви в ретроавтомобиле — с ладонью, медленно сползающей по стеклу.

Cюжет[править]

В 1996 году охотник за сокровищами Брок Ловетт совершает погружение на «Титаник», океанский лайнер, затонувший в 1912 после столкновения с айсбергом, чтобы найти легендарное ожерелье «Сердце океана». Отыскав сейф Каледона Хокли, которому оно принадлежало, Ловетт обнаруживает вместо него рисунок обнажённой женщины, носящей ожерелье. О рисунке узнаёт Роза Доусон Калверт, 101-летняя американка, и прибывает на исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», чтобы рассказать Ловетту историю ожерелья.

Она объясняет, что на самом деле является Розой Дьюитт Бьюкейтер, пассажиркой «Титаника», которую считали погибшей. 17-летняя Роза отправилась в плавание вместе со своим женихом Каледоном «Кэлом» Хокли, сыном сталелитейного магната, и матерью, Руфью Дьюитт Бьюкейтер. Из-за стресса на почве давления, оказываемого на девушку матерью в связи с помолвкой (свадьба должна решить семейные проблемы с деньгами), Роза решает утопиться, но в момент совершения попытки её обнаруживает некий Джек Доусон, пассажир третьего класса, которому по счастливой (как ему тогда казалось) случайности достался билет на борт. Джек удерживает Роуз от покушения на самоубийство. Когда Кэл обнаруживает Розу и Джека вместе, она лжёт ему, что Джек спас её, когда она случайно чуть не свалилась за борт. Под давлением Розы он приглашает Джека поужинать с ними. На следующий день после обеда в первом классе, в котором путешествует Роза, она присоединяется к Джеку на вечеринке в третьем классе.

Кэл и Руфь запрещают Розе видеться с Джеком, но она, уже захваченная чувствами, не слушает их. Девушка отправляется вместе с молодым человеком на нос корабля, чтобы посмотреть на последний закат «Титаника» (классическая сцена: Роза стоит, раскинув руки, словно в полёте, Джек присоединяется к ней в этом). Затем они оказываются в каюте Розы, где та убеждает Джека нарисовать её обнажённой, оставив только «Сердце океана», подаренное Кэлом на помолвку.

Роза и Джек, убегая от телохранителя Кэла, отправляются в грузовое отделение трюма, где занимаются любовью на заднем сиденье автомобиля. В следующей сцене на передней прогулочной палубе они становятся свидетелями столкновения с айсбергом и слышат разговоры офицеров корабля о серьёзности происшествия. Роза предлагает Джеку предупредить мать и Кэла.

Кэл обнаруживает в своём сейфе рисунок Джека, ожерелье и насмешливую записку от Розы. Разъярённый, он приказывает телохранителю положить ожерелье в карман Джека и обвиняет его в краже, после чего юношу немедленно арестовывают, отправляют в каюту каптенармуса и приковывают наручниками к трубе. Кэл возвращает себе ожерелье, а Роза убегает от него и матери, которая уже села в шлюпку. Она освобождает Джека с помощью топора, и любовники возвращаются на палубу.

Кэл и Джек убеждают Розу сесть в шлюпку; Кэл сообщает, что договорился, что оба мужчины смогут также получить места в шлюпках. Когда шлюпку Розы начинают спускать на воду, Кэл объявляет, что договорённость действует только на него. Тогда Роза возвращается обратно на борт «Титаника». Разозлённый Кэл гоняется с пистолетом за ними обоими. Когда у него кончаются патроны, он понимает, что пальто с ожерельем осталось у Розы. Тогда он притворяется отцом одного из детей и садится в шлюпку.

Джек и Роза возвращаются на верхнюю палубу. Все шлюпки отчалили; над водой вертикально вздымается лишь корма корабля, пассажиры один за другим срываются в ледяную воду, и, наконец, корабль разламывается надвое. Джек помогает Розе забраться на доску (которая может выдержать вес только одного человека) и уверяет её, что она обязательно умрёт от старости в собственной постели. Через некоторое время прибывает шлюпка, разыскивающая выживших. Розе удаётся спастись, но Джек умирает от переохлаждения.

Роза и другие выжившие прибывает в Нью-Йорк на борту «Карпатии». Она прячется от Кэла и берёт фамилию Доусон. Позже Роза узнаёт, что в 1929 году Кэл совершил самоубийство после разорения и потери всего состояния.

Завершив рассказ, Роза отправляется на корму корабля Ловетта, где выбрасывает в океан ожерелье. Видна спальня Розы; на гардеробе — фотографии свободной и счастливой жизни, которой она обязана Джеку. В финальной сцене Роза и Джек снова вместе на «Титанике».

Персонажи[править]

  • Джек Доусон (Леонардо Ди Каприо) — 21-летний нищий художник и путешественник, весельчак, выигравший билет в покер. Впервые встретил Розу на корме «Титаника», когда та собиралась совершить самоубийство, и влюбился с первого взгляда.
  • Роза Дьюитт Бьюкейтер/Доусон (Кейт Уинслет) — 17-летняя девушка из высшего общества, которую мать заставила обручиться с 30-летним преуспевающим Кэлом Хокли, чтобы сохранить положение в обществе после смерти отца, оставившего семье лишь имя да долги.
  • Каледон Натан «Кэл» Хокли (Билли Зейн) — 30-летний жених Розы, главный антагонист. Богатый наследник стального магната из Питтсбурга. Ревнив, подозрителен и жесток. Совершил самоубийство после Биржевого краха 1929 года.
  • Руфь Дьюитт Бьюкейтер (Фрэнсис Фишер) — мать Розы. Любит свою дочь, но считает социальное положение важнее личного счастья, поэтому всячески побуждает её выйти замуж за Кэла Хокли. Презирает Джека за низкое происхождение, несмотря на то, что он спас её дочь.

Тропы[править]

  • А что, пусть будет! — многократно.
    • Во время съёмок эпизода, в котором Хокли кричит на Розу, Билли Зейн так крепко вжился в образ, что по-настоящему отшвырнул столик. В сценарии этого не было, и испуг на лице девушки принадлежит актрисе, а не героине.
    • В сцене, где Джек собирается писать портрет обнажённой Розы, Ди Каприо оговорился и сказал: «Ложись на кровать… в смысле, на диван!» Дубль так и оставили — оговорка была очень в характере нервничающего играй-гормон юноши.
    • Оказавшись по грудь в воде, Ди Каприо, не ожидавший, что вода такая холодная, непроизвольно вскрикнул: «Чёрт, как холодно!» Это тоже оставили.
  • Алгоритм сортировки смертности — здесь он не работает: ледяная вода апрельской Атлантики враждебна всем и каждому.
  • Анахронизм — галогеновые фонари у матросов вместо керосиновых. Допущено сознательно — по словам Кэмерона, надо было как-то осветить палубу.
    • Джек Доусон рассказывает, что он и его отец рыбачили на озере Уиссота в Висконсине. Но Джек никак не мог рыбачить там, ведь это водохранилище, наполненное лишь в 1917-18 годах, а Джек утонул в 1912 году во время крушения «Титаника». Вот это уже настоящий ляп.
  • Брак по расчёту — его навязывали Розе. Не вышло.
  • Бойся своих желаний:
    • Брюс Исмей очень хотел, чтобы первое плавание «Титаника» непременно стало газетной сенсацией. Что ж, в итоге именно это и случилось — вот только Исмей уже этому не рад.
« Теперь-то газеты о вас не забудут, мистер Исмей. »
— подсвечено капитаном Смитом, как только становится ясно, что корабль утонет.
  • Субверсия — Роза говорит, что хотела взглянуть на винты (на самом деле она собиралась покончить с собой). Через пару дней винты предстали перед ней во всей красе…
  • Бета-пара — друг Джека Фабрицио ди Росси и норвежка Хельга Даал. Беда в том, что многое из их истории вырезали при монтаже. Впрочем, удалённые из фильма сцены легко можно найти в интернете.
Впервые Фабрицио и Хельга видят друг друга в коридоре. Пару дней спустя (в вырезанной сцене) они с трудом пытаются общаться друг с другом в главном зале для пассажиров третьего класса. Фабрицио говорит по-итальянски и по-английски, а Хельга — только по-норвежски. Вечером того же дня они участвуют в развесёлой танцевальной вечеринке. Той самой, где Роза становится на «босые пуанты». Именно поэтому в сцене на корме Хельга и Роза глядят друг на друга со смутным узнаванием, которое совершенно непонятно без просмотра вырезанных сцен.
На следующий день после столкновения корабля с айсбергом, Фабрицио настойчиво просит Хельгу, чтобы она шла с ним наверх, к шлюпкам, но её отец отказывается идти, а она не может бросить родителей. Фабрицио целует Хельгу и уходит. Это также было вырезано из кинокартины. Оба гибнут при крушении — на Фабрицио падает труба, а Хельга срывается с кормы в воду и тонет. Как и Джек с Роза, Фабрицио и Хельга воссоединяются в смерти — во сне Розы (или в видении того света?) они стоят вместе и улыбаются.
  • Вечная загадка — заключительные кадры фильма. Это просто сон Розы, или же она умерла во сне и воссоединилась с Джеком? Сам Кэмерон настаивал на первом варианте, но то, что окружают героев люди, погибшие при крушении, прозрачно намекает на второй. Хотя и не исключено, что она всех запомнила в тот день.
  • Героическое самопожертвование — Джек по отношению к Розе. Просто доска не выдерживала вес двоих человек.
    • Ляп — разрушители мифов проверили, и вынесли вердикт, что выдержала бы.
    • Альтернативное мнение: ничего подобного. Даже в ходе эксперимента обломок смог выдержать двоих лишь после того, как с «Розы» сняли спасательный жилет и закрепили под ним. «Они [экспериментаторы] балансируют не на «сухом» обломке – он полузатоплен, и большие площади поверхности тел обоих человек находятся в воде. Без постоянно присутствующего источника, восполняющего запасы тепла, семимильными шагами начинает прогрессировать гипотермия. Причём, как можно заметить, замерзают оба и сразу...Второй момент — это потребность в недюжинных физических силах для удержания двоих человек в таком шатком положении на обломке. Как известно, у главных героев к тому моменту этих самых сил уже не было – они до этого избегали практически весь лайнер сверху донизу, прыгали из шлюпок, успели подраться в обеденном зале и покататься на погружающейся корме. К тому моменту, как они оказались на обломке, они уже потеряли огромное количество запасов тепла, и восполнять их было неоткуда — запасы организма стремительно истощались... Далее: снятие жилета с «Розы» также резко увеличивает теплоотдачу. Героиня Уинслет смогла так долго продержаться на обломке не в последнюю очередь благодаря пробковому пористому жилету, который был на ней... Без жилета же на Розе оказалось бы лишь мокрое платье, которое еще больше охлаждало тело, и такое же мокрое и ужасно тяжелое пальто (с килограммовым бриллиантом в кармане). К слову и о Джеке – на нем была лишь мокрая рубаха с подтяжками да штаны, и сам он одной половиной находился в ледяной воде, другой – на -(минус) 2-градусном морозе. Это на ведущих Джейми и Адаме был специальный гидрокостюм, а у Джека (как и у Розы) такой роскоши не было. Без дополнительных жилета и пальто, герой ДиКаприо, даже находясь на обломке, снова замерз бы в разы быстрее своей возлюбленной». Оригинал статьи здесь: https://pikabu.ru/story/mogli_li_dzhek_i_roza_vmeste_spastis_na_tom_samom_oblomke_otvet_net_7693803#comments
  • Детская неуязвимость — аверсия. В фильме погибло много людей, и дети здесь не стали исключением.
  • Жертвенный лев — Джек.
  • Жертвенный агнец — их не перечислить.
  • Злодейский аффект — после того, как Роза выпрыгнула из шлюпки, чтобы быть рядом с Джеком, Кэл слетает с катушек и устраивает погоню со стрельбой.
  • Изменившаяся мораль. Некоторые удивлялись: а что, собственно, не устраивало Розу? Почему она решила покончить жизнь самоубийством? Подумаешь, брак по расчёту. С жиру бесилась, наверное. Но не всё так просто. В вырезанной сцене девушка объясняет Джеку, что самое главное для неё — это возможность реализовать свои таланты, самой принимать решения и отвечать за свою жизнь, не оглядываясь ни на кого. А будучи дамой высшего света в те времена, тем более замужней, сделать это ой как непросто, ибо чуть что, сразу шёпот за спиной: «Неприлично», «Что она себе позволяет», а главное — «Муж совершенно не в состоянии её приструнить». Может, какой другой муж и поддержал бы её, но Каледон Хокли явно не из таких, да ещё и по ходу фильма демонстрирует задатки начинающего тирана. Жена богатея должна была быть «украшением общества». И никаких «работать», упаси Боже! Работа для женщины из высшего света, какой бы непыльной и высокооплачиваемой она ни была, — это позор на всё семейство. Что люди скажут? Ведь работают только жёны быдла. Благородные сидят дома.
    • С другой стороны, многие осуждают мать Розы, когда она упрекает дочь: «Ты хочешь, чтобы я работала белошвейкой?» — мол, ишь ты какая, работать она не хочет, за счёт дочери пытается поправить своё положение! Чтобы так рассуждать, надо быть вовсе не осведомлённым о нравах тогдашнего общества.
      • А уж если учесть, кого порой политкорректно именовали «белошвейками»… Впрочем, матери Розы подобное все равно уже не по возрасту.
  • Камео — показанные крупным планом руки, рисующие портрет Розы, принадлежат самому режиссёру. Этот портрет он действительно нарисовал сам.
    • В роли самих себя снялись операторы батискафов «Мир» Анатолий Сагалевич и Евгений Черняев.
  • Коронная смерть — капитан Смит. Во время затопления ходовой рубки стоял у штурвала.
  • Козёл — Каледон, которого Розе навязывали в мужья. А также Руфь, мать девушки.
  • Миллионы — это статистика — аверсия тропа. Гибель массовки показана весьма драматично. Вот пожилая пара лежит в объятиях друг друга, а каюта медленно заполняется водой[1]. Вот женщина рассказывает детям последнюю в их жизни сказку. Вот музыканты, понимая, что им не спастись, продолжают играть среди паникующей толпы.
  • Музыкальный символ — «My Heart Will Go On».
  • Навык Чехова:
    • В одной из сцен Джек учит Розу плеваться. В дальнейшем, когда Кэл пытается остановить её, спешащую на помощь Джеку, запертому в глубине корабля, она смачно плюёт ему в лицо.[2]
    • Вырезанная сцена: мистер Эндрюс ведёт Кэла, Розу и её мать на экскурсию в гимнастический зал. Кэл с явным удовольствием пробует силы на тренажёре для гребли, отмечая, что это напоминает ему дни, когда он учился в Гарварде. Инструктор интересуется у матери Розы, не желает ли и она попробовать, на что получает высокомерный ответ: «Абсурд! Подобное умение — последнее, что мне понадобится!» Никто не подозревает, что ожидает их этой ночью…
  • Не было бы счастья… — за кадром: не проиграй братья-скандинавы свои билеты на пароход, вряд ли бы они выжили в катастрофе (учитывая, что оба новых обладателя их билетов погибли).
  • Нулевой рейтинг — а вот не Кэл, а рулевой Хитченс. В реальности Молли Браун и люди из той шлюпки, где она сидела, пригрозили выбросить Хитченса за борт.
  • Последний танец — музыканты, которые играли до последнего.
  • Прерванное самоубийство — Роза пыталась сброситься с корабля, но Джеку удалось её отговорить.
  • Раскинуть руки как крылья — знаменитая сцена на носу корабля. Её любят пародировать.
  • Ружьё Чехова — свисток старпома Генри Уайлда: с его помощью Роза привлекает в последний момент внимание экипажа шлюпки, вернувшегося в поисках выживших.
  • Реальность нереалистична — в реальности Молли Браун взяла на себя командование шлюпкой и затем сделала всё для выживших в катастрофе.
    • Также не раскрывается судьба усатого мужика, устроившегося рядом с Джеком и Розой на вставшей дыбом корме судна и прикладывающегося к фляжке. Между тем это совершенно реальный человек, судовой пекарь Чарльз Джуфин. Всё время от столкновения до полного затопления лайнера он с небольшими перерывами провёл, употребляя виски, поэтому не испытывал ни страха, ни холода, даже попав в ледяную воду, в которой он пробыл не менее двух часов до получения помощи. Джуфин не получил практически никакого вреда здоровью и умер спустя почти полвека в своей постели в возрасте 78 лет.
      • Его можно увидеть в вырезанной сцене — он взобрался на перевёрнутую шлюпку (как и было в реальности). А уж про жизнь офицера Лайтоллера, (который стоял на её носу), можно смело снимать отдельное кино[3]. В фильме в последний раз он появляется, когда пытается спастись, ухватившись за перевёрнутую шлюпку. Что здесь не показали, так это то, как Лайтоллера затянуло под воду, затем каким-то чудом выбросило на поверхность, после этого он с трудом взобрался на перевёрнутую шлюпку, и не только продержался на ней всю ночь, но и помогал остальным удерживать равновесие, командуя, в какую сторону необходимо наклониться, чтобы их ненадёжная опора не опрокинулась. Правда, это можно увидеть в других экранизациях. На рассвете Лайтоллер (как и Роза в фильме) с помощью своего свистка позвал на помощь остальные шлюпки, которые взяли на борт и его, и всех остальных взобравшихся на перевёрнутую шлюпку мужчин. И это ещё не конец его приключений… Но, как и Джуфин, Лайтоллер, несмотря ни на что, дожил до глубокой старости.
  • Роман мая с декабрём — Джон Джекоб Астор (на момент гибели ему было сорок семь лет) и его юная жена Мадлен, ровесница Розы. Они же подходят под троп Беда во время беременности и — за кадром — Ребёнок в память о нём. IRL, родившегося спустя четыре месяца малыша назвали в честь погибшего отца.
  • Сгустить краски в адаптации — ужасающее и эффектное разламывание корабля пополам в реальности действительно было… но область разлома находилась под водой. Свидетели катастрофы в шлюпках и на борту видели только, как корма качнулась вниз, а затем снова встала почти вертикально. Гипотеза о том, что в этот момент корпус переломился, появилась далеко не сразу и была окончательно подтверждена лишь при обнаружении обломков в конце прошлого века. Собственно, многочисленные проекты подъёма «Титаника» исходили именно из того, что корабль лежит на дне одним куском.
  • Сословная мораль — с точки зрения зажиточных людей начала ХХ века. Бедный парень спас мою дочь? Всё равно он отброс общества, какая там может быть благодарность! Корабль тонет? Закрыть пассажиров третьего класса в трюмах, пускай гибнут. Главное, чтобы люди с первого смогли благополучно спастись. Корабль идёт ко дну, многие пассажиры умрут? Богатая дама думает в первую очередь о собственном комфорте!
    • В действительности пассажиров третьего класса никто специально нигде не запирал. Такие случаи происходили из-за недостаточной осведомлённости стюардов и матросов о происходящей ситуации. Более подробно на эту тему.
  • Темнее и острее — оригинальный сценарий явно темнее вышедшего фильма. В частности, там Фабрицио был убит Каледоном, а не упавшей трубой.
    • Уильям Мёрдок действительно, командуя спуском шлюпок, пару раз вынужден был разгуляться из револьвера поверх голов толпы (как и Чарльз Лайтоллер на другом борту). Однако, по свидетельствам очевидцев, тем не менее, никого не убивал — и уж точно не кончал с собой. Ушёл достойно, вместе с судном, когда по шлюпочной палубе прошлась вода и очень многих смыла за борт.
  • Убитая игрушка — среди остатков затонувшего корабля показывают голову куклы.
  • Умер с честью — капитан Смит, ушедший на дно вместе со своим кораблём. А ведь это должно было стать его последним рейсом перед пенсией…
    • И Томас Эндрюс, главный конструктор «непотопляемого» лайнера. Одним из первых в полной мере осознал серьёзность положения, до последнего помогал в эвакуации пассажиров, сам при этом спастись так и не попытался. В конце отдал свой спасательный жилет Розе и, видимо, как и в реальности, пошёл ко дну вместе со своим творением.
    • А также Бенджамин Гуггенхайм (ещё один персонаж с реальным прототипом) с коронной фразой: «Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены». Кстати, IRL Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки, и лишь потом вернулся в салон и спокойно дождался смерти.
  • Фильм-катастрофа — про жанр этого фильма.
  • Яблоко от яблони далеко падает — Роза, к счастью, под влиянием матери не превратилась в бездушную снобку.
  • Я богатый, мне всё можно — поведение некоторых пассажиров первого класса. Например, мать Розы больше заботит собственный комфорт, чем тот факт, что рядом гибнет множество людей. Каледон ведёт себя как полный козёл, а под конец устраивает погоню со стрельбой.

Разное[править]

  • Если сравнить деньги, ушедшие на постройку настоящего корабля с учётом инфляции, и деньги, ушедшие на создание фильма… Таки да, господамы! Фильм дороже обошёлся!
  • Интересный факт: кинотеатр «Салют» поставил мировой рекорд по продолжительности проката фильма «Титаник» (1 год и 7 месяцев); за это событие Екатеринбург попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • В связи с выходом фильма была выпущен колода «видовых» (т. е. с кадрами из фильма на каждой карте) игральных карт https://www.farpost.ru/vladivostok/gifts/souvenirs/igralnye-karty-titanik-55298794.html. Не путать с другими (в т. ч. и современными) колодами «Титаник», посвященными не фильму, а кораблю! Продавались практически в каждом киоске примерно по 10 руб. (или 10 000 неденоминированных руб.). Ныне данная колода еще не превратилась в большой раритет и коллекционную редкость, но постепенно к этому движется.
  • Есть также очень рекомендованный к просмотру желающими знать «а как так вообще вышло что этот гроб ушел в плаванье?» сериал «Титаник: Кровь и сталь», где речь идет об инженере-прочнисте, которого никто не слушает, о финансовых проблемах у компании, о разборках католиков с протестантами, дефиците угля и о всём прочем, итогом чего стал спуск на воду корабля, который круто выглядел, но к мореходству был негоден.
    • Сериал весьма спорный, так как построенный совершенно из тех же материалов и в той же общественно-политической обстановке систершип «Олимпик» не только совершил более 200 трансатлантических рейсов и скончался своей смертью от газоввых резаков, но и, подобно младшему брату, отметился многочисленными таранами плавучих и не очень попавшихся на пути предметов. На счету лайнера целая немецкая подводная лодка, канувшая на дно «с полтычка», линейный крейсер и плавучий морской маяк (!) со всем экипажем — что лишний раз доказывает: не «постыдись» У. Мёрдок, что гордость британского флота сейчас, в его вахту, на полных парах въедет в кусок льда, «Титаник», несомненно, ценой сильно подмоченной в прямом смысле этого слова репутации и лишившись хода, все же остался бы на плаву — и дождался помощи. А если бы был лучше ознакомлен с маневренным особенностями корабля, то могли бы даже и не долбануться: надо было помимо перекладки руля дать полный вперед правым и средним винтами и полный назад левым, а затем, когда станет понятно, что нос достаточно отклонился, наоборот, дать полный вперед левым и реверс правым, чтобы не шваркнуться кормой. Вместо этого дал то ли стоп машина, то ли полный назад, в том числе средним винтом, поток воды от которого имел ключевое значение для эффективности руля.
    • Сериал спорный ещё из-за ну очень вольного обращения с историческими фактами. Так, по сюжету, на момент закладки киля «Титаника» «Олимпик» вовсю бороздил океан, в то время как в реальности не был даже завершён набор судна, лайнеры встали в строй с разницей меньше чем в год. При переходе из Белфаста в Саутгемптон на «Титанике», за исключением одного-единственного человека, были только команда и гарантийная группа с верфи (что логично, учитывая, что придя в Саутгемптон, пароход почти неделю простоял в порту перед первым рейсом), в сериале же уже в Белфасте на «Титаник» садится куча пассажиров. В общем, как метко замечено в чьём-то ЖЖ, «у них там столько событий происходит, гм, альтернативно, что, может, и „Титаник“ в сериальной реальности благополучно доплыл до Нью-Йорка, вернулся в Саутгемптон и плавал этим маршрутом еще много-много лет».
  • Известный русский и советский кораблестроитель Владимир Полиевктович Костенко обратил внимание конструктора «Титаника» Томаса Эндрюса на потенциальную опасность того, что водонепроницаемые переборки отсеков судна не доходят до главной палубы.
    • «Олимпик» был построен по однотипному проекту, причем первым, и обладал теми же недостатками — включая хрупкую сталь (характерную для всей продукции верфи «Харлэнд энд Вольф» в целом), малую площадь руля, нереверсируемую паровую турбину, омывающую этот руль водой и недостаток шлюпок (норма для пассажирского лайнера тех лет — точнее, никто не требовал стопроцентного обеспечения ими всей команды и пассажиров). Однако, проплавал почти четверть века, пережил три аварии, два столкновения и один намеренный таран подводной лодки — и был мирно разрезан на гвозди в сухом доке. Правда, после катастрофы «Титаника» его пришлось отправить на модернизацию, продлившуюся почти полгода, в ходе которой на судно установили 64 спасательные шлюпки, значительно усилили набор корпуса и таки увеличили высоту водонепроницаемых переборок, ибо без этого команда лайнера отказывалась выходить в рейс.
  • Писатель Морган Робертсон в 1898 году написал книгу «Тщетность», где описал грандиозное кораблекрушение огромного корабля под названием «Титан». Считалось, что этот «Титан» непотопляем, и потому на нём было меньше шлюпок, чем нужно было бы для спасения всех пассажиров. «Титан» затонул апрельской ночью (!) в Северной Атлантике(!!) от столкновения с айсбергом (!!!)…КАРЛ!!!!!. А через 14 лет в море вышел «Титаник»
    • Единственным нормативом от аж 1894 года было наличие на корабле водоизмещением более 10 000 тонн не менее 16 шлюпок. То, что прошло почти 20 лет, водоизмещение ушло далеко за 10 000, и вообще, желательно считать количество шлюпок по количеству людей на борту, стало очевидно только после "Титаника", и Морган Робертсон хотел, в том числе, привлечь к этому упущению внимание.
  • В роковую для «Титаника» ночь разыгралась магнитная буря, что, по мнению некоторых учёных, могло сыграть свою роль в катастрофе.

Примечания[править]

  1. К слову, это реальная пара пассажиров «Титаника», которые в реальности погибли точно так же — супруги Исидор и Ида Штраус. В одной из удалённых сцен Исидор уговаривает Иду сесть в шлюпку, но она отказывается оставить мужа, что тоже полностью соответствует реальности.
  2. Что было форсированным методом Станиславского. Билли Зейну не сказали о плевке, и удивление на лице актёра далеко не наигранное…
  3. Что, кстати, и было сделано в 1958 г. — в фильме «Гибель „Титаника“» Лайтоллер протагонист.