Ultima

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Геймплей Akalabeth: World of Doom, прародителя серии. 1979 год, как-никак
А вот седьмая часть с модами на высокое разрешение выглядит уже не хуже Baldur’s Gate

Ultima — легендарная серия видеоигр в жанре CRPG — фактически, одна из родоначальниц жанра наряду с Might and Magic (не путать с ее «героическим» спин-оффом) и Wizardry. Помимо этого, данная серия породила одну из первых MMORPG, достигших мировой популярности — Ultima Online. «Отцом» всей серии является Ричард Гэрриот, еще в далеком 1979 году, будучи 18-летним школьником, написавший игру под названием Akalabeth: World of Doom, вдохновленную Dungeons & Dragons и Толкиеном. Данную игру некоторые называют Ultima 0, подчеркивая ее роль в зарождении великой серии, хотя в плане сюжета и сеттинга она никак не связана с играми серии. Тем не менее, уже в этой игре появился Лорд Бритиш — внутриигровое воплощение самого Гэрриота, в дальнейшем неизменно присутствовавший во всех частях Ultima.

Тропы[править]

  • Попаданец — главный герой, как и лорд Бритиш, являются пришельцами из нашего мира. Но, в отличие от лорда Бритиша, который прочно засел в игровом мире, ГГ в конце каждой игры возвращается домой — а в начале следующей его опять зовут обратно.
  • Аватар — именно так начинают называть главного героя с четвертой части, после того как он в полной мере постигнет Восемь добродетелей и получит соответствующий титул. До этого его кличут просто Странником.
  • Постулат лорда Бритиша — троп зародился благодаря этой серии. С переменным успехом работает на протяжении всей серии (например, в пятой части Бритиш появляется только в катсценах — соответственно, его никак не убьешь).
  • Эффект Телепорно — в первых трех частях основное место действия называется Сосария. После того, как лорд Бритиш окончательно утвердился у власти, была переименована в честь него в Британнию.
  • Закон об оружии в фэнтези — в первых двух частях, несмотря на фэнтезийный сеттинг, присутствуют бластеры. А также летающие машины и даже шаттлы. В третьей части все это убрали.
    • Ну, так-то, в седьмой части есть дробовики.
  • На лицо ужасные, добрые внутри — шестая часть начинается с того, что группа зловещих существ, выглядящих как типичные демонюги, ловит главного героя, только что прибывшего через портал, и пытается принести его в жертву (впрочем, его тут же спасают друзья). На первый взгляд, картина совершенно однозначная — исчадия ада пытались расправиться с героем, однако на самом деле это вовсе никакие не демоны, а раса гаргулий, которой главный герой своими действиями в предыдущих частях нанес серьезный ущерб (пусть и невольно). И те искренне считали Аватара злодеем и были уверены, что если принести его в жертву, то это спасет их собственный мир.
  • Ye Olde Englishe — все персонажи в мире Ультимы говорят именно в таком стиле.
  • Руны — а все надписи (практически) — на них.
  • Моб-вредитель — в ранних частях серии такими были гремлины, так как имели особенность нагло воровать у персонажа жизненно важный ресурс — еду, без которой персонаж умирал от голода. При этом в самых первых частях еда еще и не дропалась обратно с убитого гремлина. В более поздних частях, к счастью, гремлины уже не представляют особой проблемы, так как мало того, что «возвращают» сворованную еду, так еще и зачастую с них падает их собственная.
  • Глупый король — при всем уважении, лорд Бритиш иногда ведет себя не особенно мудро.
  • Крутой дедуля — тут снова лорд Бритиш, который в некоторых частях не гнушается лично навалять злодеям — благо, магические способности позволяют.
  • Героическое самопожертвование — самый грустный момент Ultima VII: The Serpent Isle, в котором сэр Дюпрэ вызвался добровольно умереть страшной смертью вместо Аватара, для восстановления мирового равновесия
  • Опухание сиквелов — с прикрученным фитильком, т. к. вплоть до седьмой части качество игр только росло. А вот восьмая и девятая — яркие примеры тропа, сделанные наспех, потому что издатель (Electronic Arts, кстати) очень хотел денег.
  • Тёмный властелин — Страж (начиная с седьмой части). Типичный архизлодей, совершающий типично злодейские поступки — зловеще хохочет, издевается над главным героем посредством телепатических сообщений, убивает людей направо и налево… На самом деле является злой частью личности Аватара, отделившейся от него в четвёртой части.

Игры серии[править]

Саму серию можно разделить на три трилогии, заметно различающиеся по стилю и при этом объединенные каждая некой общей канвой или идеей. Помимо этого, есть спин-оффы и не самые удачные попытки порта отдельных частей на консоли того времени.

Зарождение серии[править]

  • Akalabeth: World of Doom (1979). Можно сказать, черновик первой игры. В наличии куча подземелий, не особо отличающихся между собой, и задача главному герою стать рыцарем путем победы над серией монстров, начиная с ползучего мертвеца и заканчивая самим балрогом. Собственно, все. В основной канон серии не входит, но, тем не менее, здесь уже есть внутриигровое воплощение Ричарда Гэрриота — тот самый лорд Бритиш.
  • Ultima I: The First Age of Darkness (1981). Сборная солянка всех идей, что пришли Ричарду Гэрриоту в голову (он и сам это не отрицает) — тут в наличии и классическое фэнтези, и бластеры с шаттлами, и космические полеты. В ходе основной сюжетки нужно впечатлить принцессу, дабы она сообщила местонахождение машины времени — для этого нужно устроить замес в стиле Звездный Войн и уничтожить 20 вражеских кораблей. Сам сюжет непритязателен: злой маг по имени Мордэйн изготовил кристалл бессмертия и теперь безнаказанно разоряет земли местного королевства Сосария (хи-хи). Чтобы победить его, главному герою, которого пока зовут просто Странник, нужно отправиться на машине времени в прошлое и убить мага до того, как он изготовит кристалл и станет неуязвим.
  • Ultima II: The Revenge of the Enchantress (1982). Сюжет непосредственно связан с первой частью: оказывается, у злого Мордэйна была не менее злая любовница Минакс, которая теперь хочет отомстить за смерть возлюбленного. Только вместо Сосарии она вторгается на саму Землю, где посылает своих приспешников во все возможные эпохи и в конечном счете заставляет людей устроить ядерный апокалипсис. И Страннику опять нужно нестись через пространство и время, чтобы остановить злодейку — только уже не посредством машины времени, а через временные двери, прообраз лунных врат в последующих частях. В процессе ему придется даже украсть космический корабль у КГБ (!) — ну так действие же происходит на Земле. Правда, в дальнейшем Гэрриот переиначил лор для лучшей связности всех игр, так что по окончательному канону битва с Минакс все-таки состоялась в Сосарии.
  • Ultima III: Exodus (1983). Здесь многое уже приблизилось к классическим канонам серии: теперь главный герой не бродит в одиночку, а имеет при себе нескольких верных товарищей, всякие бластеры и космические корабли канули в небытие, и главный герой теперь не прыгает по разным эпохам. Сюжет опять связан со злодеями из предыдущих частей: на сей раз оказалось, что от Мордэйна и Минакс остался созданный ими Эксодус — не то человек, не то машина — который, как и в свое время его создатели, несет угрозу всему живому. В этой части появились некоторые места, встречающиеся в последующих играх серии — например, Остров Огня или город Фон. Еще игра примечательна тем, что перед столкновением с самим Эксодусом команде героев предстоит сразиться с — кем бы вы думали — полом. Не с врагом по имени Пол, а с самым что ни на есть полом!

Эпоха Аватара[править]

  • Ultima IV: Quest of the Avatar (1985). В свое время эта игра произвела фурор благодаря революционному подходу к сюжету — тут нет главного злодея! Цель игры — собственно, стать Аватаром. Для этого нужно хранить верность высоким моральным нормам (не красть, не обманывать, не преследовать убегающих врагов, и т. д.), искать специальные мантры (их знают разные NPC, разбросанные по всему игровому миру), молиться с этими мантрами на алтарях (также разбросаны по всему миру игры). В конце нам дают доступ к Кодексу Высшей Мудрости — книге, в которой записана вся существующая мудрость. Побочных квестов нет. Система заклинаний сложная. Бои простые.
  • Ultima V: Warriors of Destiny (1988). По сути — улучшенная и обновленная четвертая часть. По сюжету, лорд Бритиш решил раз и навсегда покончить с мировым злом, и для этого отправился в местный подземный мир, чтобы расправиться с живущими там монстрами. У него ничего не получилось, и Эл Би остался в этом самом подземелье заперт. В это самое время на поверхности правит злой лорд Блэкторн, извративший добродетели и создавший на их основании жестокие законы. Разбираться со всем этим придется, само собой, Аватару. В сюжете есть несколько интересных нововведений — например, во время скриптовой сценки одному из друзей главного героя натурально отрубают голову! В те времена это производило эффект разорвавшейся бомбы. Кстати, если в финале не принести лорду Бритишу сандаловую шкатулку, герои оставались в подезмелье навечно и игра не могла завершиться. Существует фанатская версия игры, воссозданная на движке Dungeon Siege — гуглите «Ultima 5 Lazarus».
  • Ultima VI: The False Prophet (1990). Эта часть уже больше похожа на современные РПГ. Диалоги стали намного более длинными и «художественными». Друзья главного героя активно общаются друг с другом. Есть даже несколько побочных квестов! Сюжет: как выяснилось, найденный в четвертой части Кодекс Высшей Мудрости принадлежал на лицо ужасной, но доброй внутри расе горгулий. Без Кодекса их мир начинает разрушаться. Надо ли говорить, что горгульи не очень довольны Аватаром и теперь желают его прикончить? Наша задача — примирить горгулий и людей, найдя компромисс с тем, кому достанется Кодекс. Главным недостатком шестой части можно назвать, наверное, ужасно неудобный инвентарь (впрочем, это беда почти всех «Ультим»). А так — отличная игра. Кстати, в ней можно переспать с цыганом/цыганкой вне зависимости от пола главного героя. Если выбрать партнера одного с собой пола, цыган/цыганка скажет: «Я обычно по мальчикам/девочкам, но ты мне нравишься, так что давай!». А еще можно взять в группу разумную мышь Шерри, сделать ее лидером партии, поговорить с цыганом и… Можно сказать, что это первая реализация зоофилии в РПГ. Кстати, фанаты выпустили эту часть на движке Dungeon Siege — гуглить Ultima 6 project.

Пик развития и упадок[править]

  • Ultima VII:
    • Ultima VII: The Black Gate (1992). Есть мнение, что это лучшая игра в серии. Сюжет: Аватар возвращается в Британию, чтобы попасть прямо на место преступления — кто-то жестоко убил местного кузнеца и помогавшую ему горгулью. Герой начинает расследование, чтобы обнаружить, что за время его отсутствия в стране появилась крупная религиозная секта — «Братство». Убитый состоял в «Братстве» и — какое совпадение! — незадолго до своей смерти решил покинуть секту. Для раскрытия преступления Аватар решает вступить в «Братство»… Наконец-то убрана надоедливая рамка с интерфейсом, существенно улучшена графика. Изменилась система диалогов — больше не нужно набирать ключевые слова вручную, теперь надо выбирать их из представленного списка (примерно как в Morrowind). Боевая система перешла в реал-тайм и стала намного более бестолковой. Мир — огромный, с целой горой побочных квестов. Есть великое множество секретов вроде «переверни случайный камень в лесу и найди под ним лучший доспех в игре». Квесты невероятно запутанные — некоторые из них состоят из десятков этапов!
    • Ultima VII Part Two: Serpent Isle (1993). Прямое продолжение The Black Gate. Действие происходит на отдаленном острове, где бушуют телепортационные шторма. Сошедшие с корабля герои мигом попадают в один из таких штормов, который телепортирует набранную в предыдущем аддоне экипировку куда подальше, а вместо нее выдает откровенно издевательские вещи — например, камни. Или тухлые яйца. Не беспокойтесь, экипировку можно вернуть — нужно только выяснить, куда именно она перенеслась. Сюжет лихо закручен. Вместо нарисованных портретов персонажей тут используются фотографии реальных людей.

Главным недостатком седьмой части можно назвать, пожалуй, боевую систему. Вы просто переводите персонажей в атакующий режим, после чего они автоматически атакуют ближайших врагов — никакого позиционирования, никакой стратегии, простое и бесхитростное рубилово. Тактической паузы в современном понимании тоже нет… хотя можно схитрить, открыв инвентарь (в этом случае игра всё-таки ставится на паузу и даёт вам время подумать). И вообще, универсальная тактика на любой бой выглядит так: открываем инвентарь — находим зелье сна — перетаскиваем его на врага — враг засыпает (он что, просто пьёт зелье, которое мы ему дали?!) — атакуем.

  • Ultima VIII: Pagan (1994). Начало конца. Есть мнение, что это худшая часть из всех (подождите, вы еще девятую не видели!). Страж забрасывает Аватара в Пэган — параллельный (и очень мрачный) мир. Задача нашего героя — вернутся в разрушаемую Стражем Британию, но есть нюанс… Чтобы сбежать из Пэгана, нужно поглотить энергию местных духов стихий и обрести этот мир на гибель. За что не любят? За мрачность и однообразие локаций, примитивную боевую систему, некоторые странные геймплейные решения. Но хуже всего — платформинг. О, этот платформинг! На определенном этапе игры вам придется скакать по маленьким платформам, которые расположены над водоемом. И поверьте, вы будете постоянно падать в этот водоем, т. к. управление просто чудовищное. Кстати, плавать Аватар не умеет, так что после падения придется начинать сначала. Секции с платформингом вызвали такую ненависть игроков, что разработчики даже выпустили обновленную версию, где существенно упростили этот аспект геймплея — теперь Аватар гарантированно попадал на платформы, нужно было только указать туда курсором. Правда, из-за этого все стало намного скучнее — по сути, платформенные секции стали представлять собой набор нудных кликов, без малейшего риска. И зачем они нужны в таком случае? Из-за обилия прыжков по платформам игроки даже называли эту часть Super Avatar Brothers. Резко снизился уровень интерактивности — больше нельзя ковать мечи, печь хлеб и совершать многие другие забавные поступки. Пропали лошади, плоты и корабли — путешествовать можно только на своих двоих (ну или телепортироваться).
  • Ultima IX: Ascension (1999). Яркий пример реткона. Осилившие восьмую часть помнят, чем та закончилась — ставший Титаном Эфира Аватар возвращается из Пэгана в Британию, чтобы увидеть, что та захвачена Стражем. Так вот, девятая часть начинается с того, что Аватар… спокойно просыпается у себя дома, на Земле! При этом лентяи-дизайнеры использовали одно и то же небо для Земли и Британии, т. е. на Земле, взглянув в небо, вы увидите традиционные для Британии две луны… Чтобы попасть в Британию, нужно пройти через местный парк, в котором обитают волки, гигантские пауки и даже пираты! Затем вы переправляетесь в Британию, в которой Страж создал гигантские колонны, заставляющие находящихся вокруг них людей нарушать добродетели. Лорд Бритиш превратился в старого маразматика. Пропала нелинейность — отныне вы могли идти только в строго определенные локации, в то время как в предыдущих частях весь мир был открыт для исследования. Сам мир стал гораздо меньше. Изометрическая перспектива двух предыдущих частей сменилась на вид «от третьего лица» — казалось бы, позитивное изменение, но ужасное управление сводило весь комфорт на нет. А еще там были тонны багов! Игра часто вылетала на рабочий стол, а иногда даже… повреждала сохранения. Лень дизайнеров проявляется даже в жутчайшей экономии на моделях. Для некоторых персонажей используется модель самого Аватара! А для Гвенно используется модель проститутки из Buccaneer’s Den… Но хуже всего — то, как создатели поступили с сюжетом. Они решили перекроить многие ключевые моменты предыдущих игр, что в итоге привело к чудовищным логическим дырам. Они даже воскресили сэра Дюпрэ, что свело на нет саму суть его самопожертвования в седьмой части!

Обидно, что всё закончилось именно так. Основная причина — издателю (ко времени выхода последней части компания-разработчик была с потрохами куплена Electronic Arts) не интересны были классические РПГ — они жаждали денег, текших рекой от Ultima Online, и потому всех более-менее умелых разработчиков переводили на работу с онлайн-направлением. Девятую часть делали чуть ли не на коленке в каморке под лестницей. А всё могло быть намного лучше — компания-разработчик выпустила видеоклипы, в которых рассказывала об изначальном сюжете Ultima IX, намного более логичном и чудовищно мрачном (в конце Аватар собственноручно вызывал конец света с помощью специального заклинания, т. к. выяснялось, что Британию уже не спасти.

Современное состояние[править]

  • Shroud of the Avatar: Forsaken Virtues (2018). Свершилось (точнее, сначала казалось, что свершилось) — сам Ричард Гэрриот, отец серии Ultima, взялся за разработку продолжения! Поклонники Ultima Online ждали ММОРПГ, поклонники оффлайн-версий — классическую РПГ. Гэрриот решил угодить и тем, и другим — игра как бы ММОРПГ, но можно играть и в гордом одиночестве, включив специальную настройку.

Спин-оффы[править]

  • Ultima Underworld: The Stygian Abyss (1992). В отличие от других частей серии, не изометрическая РПГ, а dungeon crawl. Некоторыми игроками считается одним из первых immersive sim в истории! Также, предположительно, является первой РПГ от первого лица, в которой камерой можно управлять мышью, а не клавиатурой. Привнесла в жанр большое количество интересных возможностей, как то: ловля рыбы удочкой, собственноручное изготовление факелов, и т. д. Нововведением была и относительная реалистичность подземелья, в котором происходит действие — например, на его этажах присутствовали источники еды и воды, достаточные для того, чтобы прокормить населяющую популяцию. У монстров имелись свои сильные и слабые стороны, описанные в игровом мануале. Некоторых врагов (например, гоблинов) можно было сделать дружественными игроку при помощи определённых действий. Игра произвела на критиков и игроков очень благоприятное впечатление и заработала хорошие деньги (правда, не сразу — сначала продажи были низкими, из-за чего издатель даже сократил расходы на маркетинг, считая, будто ничего хорошего из этого спин-оффа не выйдет.
  • Ultima Underworld II: Labyrinth of the Worlds (1993). Снова dungeon crawl. В отличие от первой части, действие происходит не в Стигийской Бездне, а в большом количестве мест (в том числе других мирах). Игра является скорее продолжением седьмой части, нежели первого Underworld — так, злодеем тут является Страж, встречаются старые друзья из предыдущих частей — Иоло, Дюпрэ и другие.