Последнее желание

Материал из Posmotreli
< Ведьмак(перенаправлено с «Wiedźmin/Ostatnie życzenie»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья о сюжете к статье Saga o wiedźminie. Плашки и навигационные шаблоны (кроме тематического) тут не нужны.

Последнее желание (Ostatnie życzenie) — сборник рассказов Анджея Сапковского о ведьмаке Геральте из Ривии. Первое по времени появления крупное произведение цикла. Точнее, как… Поначалу это было несколько рассказов, сочинявшихся с 1986 по 1993 годы (то есть, в виде единого целого первый том появился уже после издания второго тома, Меч предназначения), и только с началом работы над собственно романами по миру (то есть, от «Крови эльфов») стало необходимо связать написанные ранее произведения в более строгий общий сюжет. Поэтому, помимо компоновки рассказов, Сапковский также написал заглавный рассказ и историю-обрамление «Глас рассудка», которая связала сюжеты воедино. Рассказы можно воспринимать как антисказки в духе А он вовсе не такой!

Сюжет[править]

Ведьмак (1986 г.)[править]

Геральт и бывшая упырица. Иллюстрация Александра Продана

Сказка-прототип: «Спящая красавица»

В темерскую столицу Вызиму приезжает в поисках работы и по объявлению об охоте на упырицу-стрыгу, терроризирующую город, нелюдимый светловолосый странник. После недолгой стычки с местными он предстаёт пред светлые очи сначала ипата (градоправителя) Вызимы Велерада, а затем и самого короля Темерии Фольтеста. Пришелец — Геральт из Ривии, ведьмак, профессиональный охотник на чудовищ, а заказ и правда дан свыше. Король Фольтест желает расколдовать превращённую в стрыгу дочь (от связи с родной сестрой Аддой), обещая за это щедрую награду. С этим планом согласны не все, и за спиной короля предлагают ведьмаку упырицу просто убить, но ведьмак, выяснив подробности, решает, что расколдовать принцессу вполне ему по силам. Ему пытается в этом помешать приближённый короля Острит, безответно влюблённый в Адду и поспособствовавший проклятию. Но в итоге Геральт использует его самого в качестве приманки для чудовища, чтобы не дать ей возможности переночевать в саркофаге. Ведьмаку удаётся расколдовать девушку, но в последний момент она успевает ему нанести превращающимися в ногти когтями серьёзную рану на шее. Позднее, в «Гласе рассудка», ему приходится долечивать эту рану, которую в Вызиме залатали довольно плохо.

Крупица истины (1989 г.)[править]

Сказка-прототип: «Красавица и чудовище»

Молодой ещё совсем Геральт (обратите внимание на привычку каждый шаг проговаривать с Плотвой) странствует по миру в поисках работы и натыкается на зверски растерзанных купца с дочерью. Поиски преступника приводят его в зачарованный особняк, где проживает только хозяин — человек со звериной мордой Нивеллен. Некогда он, сын раубриттера, совершил с шайкой отца налёт на нехороший храм и был там проклят жрицей. Вся прислуга и ватага разбежалась, но сам Нивеллен стал своеобразной достопримечательностью, и он пытается с помощью любви и доброты вернуть себе человеческий облик. У него было несколько романов с купеческими дочками, но сейчас он находится в отношениях с загадочной лесной девушкой Верееной. Думая уже уезжать, Геральт по косвенным признакам понимает, что Вереена и есть преступница и убийца — вампирша-брукса. Вступив с ней в противоборство, он не без помощи Нивеллена побеждает тварь. Сам обитатель поместья становится вновь человеком — при всей своей ужасности, Вереена действительно искренне любила его.

Меньшее зло (1990 г.)[править]

Геральт и Ренфри. Иллюстрация Александра Продана

Сказка-прототип: «Белоснежка и семь гномов»

В окрестностях лукоморского города Блавикена Геральт, ищущий места на зимовку, побеждает кикимору и ищет в городе того, кому тварь можно сбыть. Ему рекомендуют местного чародея, в котором он узнаёт своего старого знакомого, не слишком честного Стрегобора. Тот предлагает ведьмаку другую работу — рассказывает историю о Проклятии Чёрного Солнца, которое сопровождалось рождением патологически жестоких знатных девиц, над которыми он проводил опыты и вивисекцию (Геральт уже довольно отвратительно это воспринимает). Одна из таких девиц, княжна Ренфри по прозвищу «Сорокопутка», сбежала и теперь действительно верховодит разбойничьей шайкой из семи жутких и могучих отморозков. Геральт брать работу не торопится, тем более, что к нему прибывает сама Ренфри и рассказывает свою часть истории — которая включает уже и сексуальное насилие, нищету и скитания. В общем, Геральт пытается убедить Ренфри и её банду уехать из Блавикена, и в процессе уговаривания даже умудряется провести с ней ночь. Но утром выясняется, что слову своему Ренфри сама хозяйка, и как обещала, так и нарушила обещание. Она и её банда берут в заложники городскую ярмарку. Геральт решает выбрать «меньшее зло» (концепция, которая ему отвратительна, но о которой ему талдычили всё это время до этого и Стрегобор, и Ренфри) и вынужден прикончить и банду, и Ренфри, чтобы предотвратить затеваемую ими кровавую резню целого городка. Увы, всё это происходит при свидетелях и даже Стрегоборе, и неблагодарное быдло увидело в этом только внезапное нападение и показательно-жуткую расправу. Геральт в итоге ссорится и с городом, получает прозвище «Мясник из Блавикена» и с позором уходит восвояси.

Вопрос цены (1990 г.)[править]

Рыцарь Дани. Иллюстрация Дениса Гордеева

Сказок-прообразов несколько, но в первую очередь — «Ганс — мой ёжик» братьев Гримм и бретонская сказка «Король-ворон»

Геральт из Ривии берётся за не самый типичный для себя заказ. Он попадает на светский приём у королевы Цинтры Калантэ, а та просит Геральта помочь в том, чтобы разобраться с не самым желанным аспектом Предназначения. Когда-то давно покойный ныне муж королевы был спасён от смерти бродячим рыцарем, который в награду воспользовался Правом Неожиданности — «отдай мне то, что у тебя есть, но о чём ты ещё не знаешь». И «этим» оказалась новорожденная дочь Паветта. И вот, спустя много лет, Паветту пора обручить, и может явиться незваный наречённый. И он таки является — рыцарь Дани по прозвищу Ёж (и не просто так — он проклят ежиной мордой на все светлое время суток вместо лица). Геральт бороться с Предназначением не собирается, более того — принуждает королеву (которая полагала, что уговорить ведьмака — всего лишь вопрос цены) к исполнению клятвы и официальному обручению Паветты. Которая и сама всплеском стихийных магических способностей способствует такому исходу. Дани расколдован, обручён, а Геральт в награду тоже пользуется Правом Неожиданности. И тут выясняется, что Паветта беременна

Край света (1990 г.)[править]

Сказка-прообраз — бродячий сюжет о солдате, обхитряющем чёрта. Например, «Беглый солдат и черт» из русских народных.

Странствуя в поисках работы, Геральт знакомится с бардом Лютиком, и они уже вместе (не то чтобы Геральт сильно рад такой компании в стиле осла и Шрека) приходят в местность Дол Блантанна, Долину Цветов. У местных жителей проблемы — некий чёрт ворует их посевы. Решившись выследить его, Геральт и Лютик наталкиваются на самого настоящего сильвана-чёрта, который шпионит за местными землепашцами и тем пытается выведать их секреты сельского хозяйства. Но не для себя — для эльфов, чьими когда-то были эти земли. В итоге ведьмак с бардом попадают в засаду эльфов, Лютику даже разбивают лютню, ибо эльфы вообще не могут себе представить, какое имеет человек вообще право прикасаться к предмету, созданному на основе ИХ инструментов. И хотя почти сразу в защиту ведьмака, отказавшегося убивать разумное существо, вступается сильван Торкве, эльфы отступают лишь тогда, когда на защиту героев выходит почитаемая эльфами богиня Дева Полей, прятавшаяся в облике обыкновенной (хотя и миловидной) юной крестьянки. Потрясённые эльфы отпускают узников, а разбившая лютню Лютика эльфийка Торувьель дарит барду на прощание свой инструмент — куда красивее выглядящий и звучащий. Лютик решает написать про это приключение балладу «Ведьмаку заплатите чеканной монетой».

Последнее желание (1993 г.)[править]

Знакомство Геральта и Йеннифер. Иллюстрация Дениса Гордеева

Рассказ, написанный в последнюю очередь — уже позже «Меча предназначения», когда ранние рассказы о Геральте Сапковский окончательно решил собирать в цикл с общим сюжетом.

В результате неудачной (стараниями Лютика) рыбалки Геральт и бард становятся обладателями кувшина с джинном. Тот вместо исполнения желаний барда просто хватает его за горло и наносит тяжёлые магические увечья. Настолько тяжёлые, что пришлось искать помощи квалифицированного чародея. Один такой чародей в ближайшем городе есть. Точнее, чародейка, Йеннифэр из Венгерберга. Она соглашается исцелить Лютика, но взамен для своих целей требует от Геральта печать от бутылки. Завладев ею, она подчиняет себе разум ведьмака, и в сознание тот приходит уже в тюрьме, хорошенько избившим обидчиков волшебницы. Тут уже самого его избивает тюремщик, и обматеривший его Геральт удивленно замечает, что пожелание тому лопнуть сбылось. Оказывается, истинным хозяином желаний для джинна был всё это время сам ведьмак, который до того пытался духа прогнать пожеланием (на неизвестном Геральту же языке) «топать отсюда и оттрахать себя самому» (то-то джинн такой злой был!). Джинном пытается завладеть (и вступает в бой с очевидно неравными не в свою пользу силами) Йеннифэр, но для этого нужно, чтобы тот выполнил желания предыдущего владельца. После некоторой серии погромов и разрушений Геральт, чародейку не спросивши, просит Джинна связать свою судьбу с судьбой чародейки, в которую в процессе всей этой катавасии умудрился влюбиться без памяти. Так начинается одно из самых мазохистских танго мировой фантастики.

Глас рассудка (1993 г.)[править]

Вскоре после ранения в Вызиме Геральт лечится в темерском святилище богини Мелитэле. К этому времени его отношения с Йеннифер закончились грандиозной ссорой, работа уже не так удовлетворяет, люди — дебилы, а тварюг даже жалко немного. Да и репутация «мясника из Блавикена» его в финале рассказа гонит прочь, потому что на настоятельницу матушку Нэннеке наседает с просьбами местный рыцарский орден, и Геральт с Лютиком (который приехал в святилище навестить старого друга) убираются восвояси, получив напоследок бессловесное пророчество от послушницы Иоли о том, что грядёт что-то нехорошее.