Мировая война Z

Материал из Posmotreli
World War Z
Перейти к навигации Перейти к поиску


«Мировая война Z: Устная история войны с зомби» (англ. World War Z: An Oral History of the Zombie War) — псевдодокументальный постапокалиптический роман Макса Брукса, изданный в 2006 году. Книга представляет собой сборник интервью с очевидцами из многих стран мира, переживших зомби-апокалипсис: они были собраны представителем ООН, составлявшим официальный отчёт о катастрофе, но не вошли в него.

Несмотря на донельзя заезженную зомби-тематику и крепкие нелады абсолютно со всем, книга стала культовой и породила множество идейных продолжений. Виной тому — исключительно удачная деконструкция: Брукс описывал не зомби, а отдельных людей и общество в целом в условиях катастрофы. Всё это дало новое дыхание умирающему жанру.

За три года до издания романа автор написал «Руководство по выживанию среди зомби». Это именно то, что написано на упаковке: руководство по выживанию для мира, в котором зомби-апокалипсис — повседневная реальность. Историческая справка в этой книге описывает зомби-вирус как объективную реальность мира, а зомби-эпидемии — как периодически случающиеся с древних времён события. Последние страницы книги пусты и предназначены для того, чтобы читатель вёл на них собственный дневник выживания среди зомби. В некотором роде эту книгу можно считать приквелом к «Мировой войне Z», хотя некоторые существенные детали мира значительно отличаются.

Сюжет[править]

Несмотря на обрывочное повествование, он тут есть. Во-первых, по рассказам очевидцев можно проследить всю историю катастрофы и эволюцию человеческого общества. Во-вторых, некоторые персонажи являются сквозными.

Собранные истории людей описывают все этапы противостояния от первых случаев заболевания, зарегистрированных в Китае, до практически полной победы, судя по хронологии, описываемой в книге, спустя тринадцать лет.

Несмотря на то, что развитие эпидемии началось в Китае (официально нулевым пациентом был мальчик из китайской деревни, но это явно не так: китайские военные на момент его заражения уже знали о болезни), болезнь в течение первых месяцем именовалась «африканским бешенством». В течение первых нескольких месяцев правительства практически всех стран (кроме Израиля) недооценивали уровень угрозы, поэтому принимаемые ими решения оказывались в лучшем случае недостаточными (в худшем — усугубляли катастрофу).

Стабилизировать жизнь после «Великой паники» людям удалось только через 8 лет. Остатки человечества перешли в наступление и-таки зачистили большую часть суши. Несмотря на провозглашённую победу, большая часть государств прекратила своё существование, а жизнь в оставшихся коренным образом изменилась; десятки миллионов зомби продолжают существовать.

Что здесь есть[править]

  • Автомат Калашникова — на его основе была создана стандартная пехотная винтовка СПВ.
  • Бей своих, чтоб чужие боялись — в интервью с жителем Украины упоминается применение боевых отравляющих веществ для предотвращения прорыва зомби через мост вместе с паникующей толпой. Понятное дело, газ на зомби не действует, но зато фильтрация стопроцентная: кто остался на ногах и движется — подлежит отстрелу. До этого дежурящие у моста танкисты опасались стрелять по толпе, поскольку не могли отличить живых от мёртвых.
    • Причём это знаменитый киевский первый в мире (что подчёркнуто) цельносварной мост Патона (строительство в 1940—53).
  • Боевые лемминги — ближе к финалу зомби таки переходят к роли натуральных боевых леммингов…
  • Вечная загадка — население Северной Кореи просто исчезло. Ни паники, ни боёв, ничего. Просто наблюдаемых людей становилось всё меньше и меньше, радиостанции одна за другой прекратили передачу, шпионы смолкли, а пограничники в один из дней покинули свои посты, и смена им так и не пришла. Что произошло — никто не знает; предположения выдвигаются самые разные, но добро на разведывательную экспедицию руководство Южной Кореи не даёт. Возможно, северные корейцы просто переселились под землю?
  • Верный ломик — стандартный пехотно-окопный инструмент, он же лоботомайзер. Гибрид ломика с лопаткой, предназначенный для проламывания черепушек.
  • Военная косточка — пехотинец Тод Вайнио, ветеран Йонкерса, участник поздних военных операций.
  • Военная полиция — в самый разгар зомби-апокалипсиса вна Украине внезапно БЕЗдействует военная полиция (которая сроду тут так не называлась). И в России тоже.
  • Враг силён твоим страхом — рассуждая о том, как удалось зомби (тупым, медлительным и не так чтобы трудноубиваемым) поставить человечество на грань уничтожения, несколько собеседников протагониста приходят к выводу, что причиной тому человеческий страх. Человек может дрогнуть, впасть в панику, оцепенеть от ужаса, не выдержать эмоционального напряжения — у оживших мертвецов таких проблем по определению нет.
  • Демократия — это хорошо — такой посыл явно заложен и активно педалируется автором. Именно привнесённая извне демократия привела к подъёму Кубы, именно демократия стала залогом возрождения США, в то время как тоталитарные правительства Ирана, Пакистана, Китая и (предположительно) С. Кореи привели свои страны к краху. Бункер с китайским Политбюро пришлось уничтожить ядерным оружием, чтобы остановить гражданскую войну.
  • Дети-маугли —— дети, оставшиеся без родителей, сформировали некое подобие собственной «стаи», чтобы выжить.
  • Живой зомби: кроме зомби как таковых, позже появились подражатели зомби aka квислинги — сумасшедшие, которые отождествляют себя с зомби и ведут себя соответственно, даже нападают на нормальных выживших и кусают их. Но зомби их отличают и стараются съесть, как обычных людей. Мертвяков, конечно, следует опасаться, но они хотя бы предсказуемы. Подражатели 1) малопредсказуемы; 2) не замерзают при отрицательных температурах, когда настоящий зомби тихо-мирно превращаются в ледышку; 3) на их подолгу не чищенных зубах полны бактерий. Непонятно, правда, зачем последнее подсвечено: по сравнению с укусом настоящего зомби, гарантированной смертью и воскрешением, антисанитария ротовой полости имитаторов — так себе проблема.
  • Злобный глава корпорации — Брекенридж Скотт, предприниматель, поставщик «Фаланги» (фаланкс), предполагаемой вакцины от так называемого «африканского бешенства» (на самом деле — вируса зомби), которая против него бесполезна. Со слегка прикрученным фитильком, потому как вакцина реально работала против обычного бешенства (такие вакцины есть уже сейчас — собственно, фаланкс и есть одна из европейских вакцин от бешенства, что дало Скотту возможность на голубом глазу заявлять, что продукт протестирован и одобрен в Европе).
    • Педаль в пол — абсолютно бесполезная фигня под тем же брендом, вроде очистителей воздуха (при том, что вирус не передаётся воздушно-капельным путём).
    • А чё я такого сделал-то?! — Скотт совершенно искренне не понимает, почему его ненавидят, и не чувствует за собой вины: он выпустил продукт, который обещал безопасность, и срубил на пустышках бабла. Он успел первым, он же молодец и пришёл к успеху, формально даже никого не обманув.
    • Кармический Гудини — а на вырученные деньги он соорудил себе уютное убежище в Антарктиде, куда зомби дойти не могут. Субверсия: о нём никто не забыл. Иваны отказались продлевать ему аренду антарктической станции, а дома его давно заждались заботливые руки правосудия. Формально он ничего противозаконного не сделал, говорите? А налоги он не забыл оплатить? То-то.
  • Зомби — как ни странно, о них информации не особо много. Они тупы, медлительны, питаются только животной пищей (но не нуждаются в ней) и почти не разлагаются (в тёплом климате процесс разложения вроде бы идёт, но длится месяцами, а то и годами). Убить их можно, только повредив мозг, причём и на дне океана под огромным давлением, и после заморозки, и в зоне поражения термобарического оружия мозг у них не повреждается, и чувствуют себя они превосходно. Пища и вода для зомби, судя по всему, не особо и нужны: даже при огромной численности и отсутствии жратвы они друг на друга не нападают и сохраняют активность годами. Как это работает? Откуда они берут энергию? Почему не пересыхают? Как у них происходит энергетический обмен без дыхания? Да хрен его знает, они же зомби.
    • Можно не изощряться — с вывертом. Прострелить или отрубить одинокому зомби башку действительно нетрудно: мачете массово применяются, примеры использования в большом количестве. Проблема в том, что зомби ОЧЕНЬ много, поэтому изощриться всё-таки пришлось, вырабатывая новую тактику боя. Попытавшись действовать по старинке (а заодно вцепившись обеими руками в Идиотский мяч), армия понесла сокрушительное поражение, которое чуть было не решило судьбу всего человечества.
    • Неумолимый преследователь — зомби, заметив жертву, они уже не прекращают преследование, не останавливаются и не устают. Относится ко всем классическим зомби, просто Брукс специально обращает внимание читателя на это свойство.
  • Каннибализм — ушедшие на Песчаные озёра в Канаде скатились до него.
  • Катакомбы — встречаются описания боёв с зомби в парижских катакомбах.
  • Крутая королева — не названа по имени, но, скорее всего, Елизавета II, которая осталась в Великобритании внушать надежду оставшимся в живых согражданам.
  • Крутой генерал — индийский генерал Радж Сингх, бесстрашный генерал-рубака и искусный стратег. В один из эпизодов попал в окружение и приготовился принять безнадёжный бой, но был вырублен прикладом своим подчинённым и насильно эвакуирован. Совершил героическое самопожертвование.
  • Крутой отаку — Кондо Тацуми, совершенно асоциальный отаку, не заметивший даже пропажи родителей, неожиданно стал крутым и нашёл учителя, слепого самурая. Томонага Идзиро ослеп после атомной бомбардировки Нагасаки, а в ходе зомби-апокалипсиса стал расправляться с зомби посредством садовой лопатки.
  • Метапророчество — казалось бы, какое отношение имеет эпидемия зомби к коронавирусу? Однако совпадений довольно много:
    • Эпидемия пришла из Китая (но не факт, что там и началась)
    • Северная Корея ушла в полнейшую изоляцию. С фитильком, так как под землю она вроде не ушла, но что там происходит реально — мы не знаем.
    • Первоначальная неспособность населения и властей США справиться с проблемой.
    • Недооценка серьёзности заболевания после раздутых паник вокруг эболы, птичьего гриппа и атипичной пневмонии.
    • Круизные корабли, полные заражённых
  • Последний выживший — в каждом городе находился один-два. С некоторыми группам зачистки удавалось договориться полюбовно, их называли Робинзонами Крузо. А некоторые были вполне довольны своим положением и открывали по людям стрельбу. Некоторые до встречи с другими людьми не дожили, но оставили после себя ловушки.
  • Проблемы с коммуникацией убивают — после пограничных стычек между Ираном и Пакистаном иранское правительство хотело избежать войны любой ценой… вот только сотрудники пакистанского посольства в Тегеране уже успели уничтожить всю аппаратуру связи, а атташе совершил суицид. Найти другой способ связаться с пакистанским правительством персидские власти так и не смогли — через три дня напряжённость переросла в полноценную ядерную войну.
  • Пропаганда — фильм «Пламя богов» об уничтожении зомби посредством тактического лазера «Зевс». Реальная эффективность лазера против зомби крайне низка, но пропагандистский эффект — огромен.
  • Разуверился — Ахмед Фарахнакян, бывший майор ВВС КСИР Ирана.
  • Разум не вынес — у множества персонажей.
    • Девушка Шэрон в четыре года чудом пережила нападение зомби, потеряв всех родных. Её разум навсегда остался в этом возрасте.
    • Пол Редекер, автор довольно циничного плана по спасению человечества — его разум не вынес того, что он сам сотворил. И объятий Нельсона Манделы, объявившего его спасителем.
    • Операторы радио «Свободная Земля», собиравшие и распространявшие всю доступную информацию, все покончили с собой.
    • Квислинги-зомби.
    • Да много кто ещё. Ситуация к этому располагает. Даже подсвечено:
« Говорят, Холокост не пережил никто, даже тот, кто теоретически остался в живых, потому что был настолько искалечен внутренне, что его прошлая душа и личность исчезли навсегда. Мне хотелось бы думать, что это неправда, но если это так, то эту войну не пережил ни один человек на Земле. »
— Юрген Ванбрумм
  • Рефлексы подвели — многие военные стреляют зомби в центр массы, как учили. А тех валит только хедшот!
  • Смерть в прямом эфире — крутую американскую технику, позволяющую видеть бой «от первого лица» каждого бойца взвода, попытались использовать в пропагандистских целях. Эффект получился дважды отрицательным: зрители в прямом эфире увидели, как зомби убивают солдат, да и среди самих солдат распространилась паника, так как им транслировались вопли погибающих товарищей.
  • Собака — друг человека — собаки-нюхачи, патрульные собаки.
  • Так, а что с космонавтами? — космонавты на МКС пустили на мясо всех подопытных животных и разжились припасами на китайской станции. Имели возможность покинуть МКС на китайском спускаемом аппарате, но предпочли остаться; были спасены через несколько лет на орбите — смена прибыла на гражданском частном космическом аппарате (явный оммаж SpaceX Илона Маска; на момент написания книги его ракеты-носители только проектировались).
  • Теократия — послевоенная Россия превратилась в теократическую монархию, Священную Римскую Российскую империю.
  • Торговец органами — среди опрошенных протагонистом свидетелей начала эпидемии оказался хирург, делавший подпольные операции по пересадке органов криминальным баронам. Органы поставлялись на заказ из Азии, и как они добывались — никто не спрашивал. За поставщиком не было ни одной промашки, органы всегда были здоровые и совместимые с реципиентом, вот только в этот раз сердце было изъято у укушенного зомби человека…

Тропы, связанные с текстом[править]

Весь сборник представляет собой справочник самых клюквенных стереотипов (вроде японского хиккикомори с катаной и слепого сенсея как адекватного представления японцев или шотландского владельца замка с мечом и в килте), что порой крайне огорчает тех, кто действительно намеревался прочитать серьёзную «почти что документалистику».

  • Автор подмигивает — в книге упоминается некое руководство по выживанию среди зомби, написанное каким-то американцем.
  • Датировка по электронике — пресловутый минидисковый плеер среди упомянутых ценных вещей отсылает нас к концу 1990-х/началу 2000-х. (А также: печатные книги в качестве справочников, телевидение вместо Ютуба, отсутствие смартфонов и повсеместной интернетизации).
  • На тебе! — одним из персонажей «Руководство по выживанию» Брукса раскритиковано как напрочь оторванное от реалий жизни в других странах: толку с того, что тебе советуют обзавестись мощным внедорожником, несколькими единицами огнестрела с кучей патронов, если ты живёшь в стране третьего мира и такой роскоши не видел даже в лучшие времена? Эпичное «на себе».
    • Зомби сжирают толпу нью-йоркских знаменитостей. По именам никто не назван, но многие вполне узнаются (в том числе Пэрис Хилтон).
    • Скандальный радиоведущий Говард Стерн (тоже не названный по имени, но узнаваемый), не погибает, но удостаивается от рассказчика комментария в духе «надо же, этот выжил, а столько хороших людей погибло».
  • Не знает матчасти — автор допускает лютейшие косяки абсолютно во всём, чём только можно: история, экономика, военное дело, культура зарубежных стран.
    • Собственно, зомби, уязвимые только в голову. А остальное тело что, нечистой силой движется? Чтобы ноги-руки двигались, нужен кислород и питательные вещества. Следовательно, легкие, сердце и кровеносная система как минимум должны работать, а значит, так же уязвимы, как и у простого человека.
      • Ну, выходит, что нечистой силой. В тексте это подсвечивается: в морских глубинах их плоть должна была стать жидкостью от давления, а ничего, ходят себе.
        • Ну, тогда ничто не мешало им заменять костный кальций на титановый сплав, чтобы и в голову можно было только из танковой пушки. Все равно получается не обоснование, а самый примитивный обоснуй типа «почему - по кочану».
  • Оружие бывает только стрелковое — прямым текстом. Калаши использовались, и хотя с эффективностью далекой от оптимальной, но ситуацию они определили. Правда, в России есть древние Т-34 и ППШ.
    • Собственно, в современных брониках солдат тоже мало уязвим к ранениям в туловище. Но от этого почему-то военные не теряются, потому что как собачки Павлова обучены стрельбе только в торс, и никто не переходит на плутонговую стрельбу из самозарядок.
    • Справедливости ради, в книге упоминаются попытки применения и оружия посерьёзнее, но на редкость неэффективные (ибо применяется наиболее дурацким образом). Танки только и могут, что стрелять по зомби бронебойными и давить их гусеницами; шрапнельных снарядов и пулемётов почему-то нет, а осколочно-фугасных боеприпасов в США на вооружении танковых войск нет, вот автор и забыл. Куда девались все советские и российские танки, выпущенные после войны — неизвестно.
      • Там же и обоснуй, «генералы всегда готовятся к прошлой войне». Так что в боекомплекте пара-тройка шрапнельных снарядов, а остальное — малоосмысленные бронебойные и совершенно бессмысленные «интеллектуальные», наводящиеся на тепло.
        • Танковый снаряд, наводящийся на тепло? Это что за чудо техники? Или кто то не так понял, что такое HEAT (буквально «жар», «Тепло», на самом деле High-Explosive anti-tank, по нашему БКС)?
        • Обоснуй исключительно неубедителен и подсунут только затем, что автору очень хотелось натянуть на глобус сову тактику времён Гражданской войны в США (автор это подсвечивает). Если хотя бы слегка задуматься, потерпеть поражение в Йонкерсе мог только самый упоротый Генерал Фейлор. Вот лишь только по верхам:
          • Окай, у американских танков в боекомплекте мало осколочно-фугасных. А почему их мало, никто не знает? Может, это как-то связано с тем, что американская военная доктрина отводит эту тактическую нишу гаубицам? Оставьте в покое (почти) бесполезные танки, пригоните самоходки — их у дяди Сэма навалом.
            • Так у «Абрашки» еще и пулеметы есть, причем сразу три: 7,62 спаренный с пушкой, 7,62 на люке заряжающего и 12,7 на люке командира. Который просто порвет любую тушку. И гусеницы, которыми зомби можно давить, пока не надоест. И нет, люки они не выломают, люк у танка 70 кг весит, еще и на запоре.
          • Лёгкая бронетехника. Она у Брукса вроде тоже есть, но эффективно используется только для драпа отступления. Но почему? У Бредли есть не только пушка, но и самый банальный пулемёт, зомби эту консерву не вскроют, да и целой толпой остановить не смогут — знай себе, дави да отстреливай, только патронов побольше нагрузи. А для переднего края — колёсные броневики с теми же пулемётами, с напутствием сваливать при малейшей опасности попасть в завал.
          • Напалм. Зомби не вьетнамцы, сбивать вертолёты не будут, а многомиллионную толпу накрыть напалмом любые боги велели. Ну, и в целом, у штурмовой авиации много интересного найдётся. Фугасные и зажигательные бомбы, напалмовые контейнеры… Пустите пару-тройку «Бородавочников»!
          • Мины, мать вашу, мины! Брукс описывает постановку минных полей (не в рассказе про Йонкерс, но не суть), но делают это наиболее идиотским способом: ставят простые нажимные противопехотные мины вроде нашей ПМН (противопехотная мина нажимная, ака «принесите мне ноги»)[1]. Тем временем, на вооружении американской армии есть выпрыгивающая мина M16, которая при срабатывании выбрасывает боевой снаряд на высоту до 1,8 м, и только тогда взрывается (отечественный аналог — ОЗМ-72 — 660 грамм тротила, четыре кило осколков, зона поражения — 50 метров. Причем цель на 50 метрах реально способна словить осколок). Стоп, автор, почему это должно быть неэффективным против зомбей? Смотрим дальше. Монки Клейморы! Крепим их на высоте метра три, приводим в действие вручную. Вот что мешало развесить их на столбах по дороге к Йонкерсу? А теперь проявим фантазию. Берём лёгкий броневик, вешаем на него десяток клейморов (похрен, что с нарушением дистанции: сработает лишняя мина, невелика беда), едем в толпу зомби и передаём им горячий привет семью сотнями поражающих элементов с каждой мины.
      • Ну так даже и ПМН? Она как расшифровывается — Принесите Мне Ноги, что указывает на основной тип поражающего действия. Зомби если не упокоит окончательно (что сомнительно, жгут не наложат, в госпиталь не унесут, а значит, кровопотеря добьёт), то на культяпках он особо не побегает.
        • Вроде бы как в книге упоминается, что из-за таких минеров солдаты не замечали до последнего зомби, которые подползали к ним с оторванными ногами и вцеплялись. Впрочем, ответа на вопрос, почему зомби не нужна кровь не дается, да и все же какие-то военные у автора странные - слепые, глухие, дурные, способные стрелять только в корпус и не способные смотреть вниз. Если они до последнего не видят ползущего к ним зомби, то простому человеку к ним еще проще подобраться, тем более, что нужно не вплотную, а на дальность броска гранаты.
    • Ударные вертолёты? Единственное описанное боевое применение вертолёта свелось к попытке рубить сплошную толпу зомби лопастями.
      • Очень бы хотелось посмотреть, как это выглядело. У вертолета винт, знаете ли, довольно высоко, а чтобы в полете, так это надо быть совсем низко и при этом очень сильно наклонившись вперед.
    • Термобарических снаряды… есть, но авторским произволом не работают против зомби. А должны — взрыву пофиг, зомби там или не зомби.
    • НУРСы, напалм? Нет такого. Нет ни ствольной, ни реактивной артиллерии. Что за идиоты!
      • В видеоигре по вселенной прекрасно демонстрируется, что может сделать даже обыкновенный миномёт с бегущей во весь рост по предсказуемой траектории толпой.
  • Родовое оружие — в России авторским произволом куда-то подевалось всё современное оружие, и поэтому широко используется оружие времён Великой Отечественной войны с хранения. Пропаганда преподносит его именно как славное наследие предков: на агитплакате погибший красноармеец с небес передаёт свой автомат ребёнку, а тот отвечает «Спасибо, дедушка!».
    • Да в общем-то вполне ясно, что Россия из альтернативного мира. Женский призыв? Одноразовый мобильник с 5 предоплаченными минутами? Какие-то стояния призывников на Кавказе с целью «умиротворения» но без каких-то конкретных действий?
  • Стереотипное имя — тот случай, когда слишком много «хорошо» уже «нехорошо». Дважды стереотипный украинец Богдан Тарас Кондратюк. Зато без отчества.
  • Триколоры с ракетами:
    • Сама армия на момент действия рассказа находится в Северной Осетии — «одной из самых диких южных республик». Армия зверски расстреливает девочку из местных (вполне возможно, что зомби). Пулемётчик Аркадий подбивает военную часть на мятеж. Ради этого Аркадий злостно троллит политрука, который и расстрелял девочку. Однако бунт не удаётся, так как аккурат под конец подтягивается спецназ, которому автоматными очередями и слезоточивым газом удаётся-таки остановить распоясавшихся военных.
    • Дисциплина восстанавливается децимациями (!). А шо вы хотели, у нас хоть и третий, а всё-таки Рим.
      • Не совсем так. «Вы хотели свободы и демократии? Что ж, решите сами, кого из провинившихся казнить, и живите с этим грузом всю оставшуюся жизнь.» Так что барышня-рассказчик приходит к выводу «тупо выполнять приказы — высшее благо».
        • Типа это меньшая дурь?
    • Фирменный «имперский» монолог о том, что вышеупомянутую горную республику необходимо освободить. Как и о том, что весь мир должен нас бояться. И всё бы ничего, но произносит его дама на сносях, хоть и из бывших военных, даром что видевшая художества того самого политрука во всей красе. В иных случаях можно было бы списать на троллинг заезжего иностранного журналиста, но в том-то и дело, что в подобной стилистике написана абсолютно вся книга.
    • Знаете, до чего страну довели? До того, что армия поголовно оснащена Т-34 и ППШ. Буквально. К счастью, из экранизации всё это режиссер додумался выкинуть… заменив при этом уже своей собственной, вроде мочилова на Красной Площади с участием снайперов в маскхалатах, где побеждает генерал Мороз. Которую, подумав, в итоге тоже выкинул.
  • Чхать мы хотели на гайдзинов. Всю книгу читателю ненавязчиво намекается, что даже на фоне всех возможных провалов и перегибов США и их сателлиты — единственные нормальные страны в мире. В Южной Америке рассказчик непременно жуёт листья коки, в Китае — трэш и ужас, Индия начала с Пакистаном ядерную войну, Северная Корея вообще куда-то делась в полном составе, вна Украине военные обстреливают колонну беженцев химическим оружием, в России теократия и настолько про… потерянные полимеры, что русские воюют исключительно извлечёнными с военных складов ППШ и Т-34, в Европе самоубийственные атаки и неспособность организовать оборону, а в ЮАР так вообще «бесполезных» людей скармливают зомби, чтобы защитить полезных. Нет, определенно на фоне этого даже неудача с комплексом Land Warrior, бичевание американских поп-звёзд, фармакологических картелей и яйцеголовых выглядит в общем-то прилично. А уж вкупе с переложением «повести о настоящем человеке»… В общем, как нетрудно догадаться, после выхода Брукса заклеймили всякими нехорошими словами, и не только у нас.
    • Демократия — это плохо — такой посыл автор явно закладывать не хотел, но он вышел. Опасаясь за свой политический рейтинг, политики долгое время скрывали масштаб катастрофы и лоббировали нерабочие панацеи, в то время как жёсткие меры по плану Редекера оказались спасительными.
    • А может быть тут и нет никакой басни? Судите сами: в ЮАР приняли жестокий план? Во-первых, он сработал, во-вторых, его приняли на вооружение те же США и другие страны. В Китае трэш и ужас? Так он везде был. Рассказчик жуёт листья коки? И это хуже богатеев в прямом эфире насмехающихся над несчастными жертвами зомби? По итогам же все страны, которые не вымерли, в общем справились с эпидемией независимо от своего строя и сумели обеспечить более-менее сносную жизнь для своих граждан.
  • Пасхальное яйцо — потеряно при переводе. Питер Капальди играет в этом фильме доктора от Всемирной организации здравоохранения. В титрах этот персонаж помечен как «Доктор ВОЗ». Вот только в английском языке эта организация зовется World Health Organisation. Так что он… Doctor WHO.

Экранизация[править]

В 2013 году вышел одноимённый фильм, локализованный тупыми прокатчиками как «Война миров Z» (каких миров, блеать?), заявленный как экранизация культовой книги. Увы, это фактически отдельное произведение. Фильм изначально был авторским проектом Брэда Питта с ним же в главной роли, и громкое название нужно было только в качестве трамвая для цепляния, а связь с книгой ограничивается названием и наличием зомби. Ни события, ни персонажи, ни оригинальная концепция книги в сценарий не вошли, характер заражения и повадки зомби, как и моральный посыл, тоже значительно отличаются. Кроме того, это была довольно жестокая книги с разнообразным топливом ночного кошмара. Фильм снимался с рейтингом PG-13: создатели так усердно проявили заботу о юных зрителях, что сделали зомби-хоррор вообще не пугающим, и, разумеется, той концентрированной жести, которой славится книга, там нет и следа. Несмотря на то, что фанаты романа плюются на все лады, своего зрителя фильм нашёл, в прокате не провалился и получил высокие зрительские рейтинги (что, конечно, прискорбно).

  • Идиотский мяч:
    • Вся охрана стены, окружающей целую страну с выжившими от зомби, сводится к облёту её вертолётами, которые не видят штурмующих стену зомби от слова совсем.
    • Противопехотные мины и колючая проволока под стеной? Да мы что, звери? Поставим туда пустых автобусов, чтоб зомби было мягче падать. Заодно и людей впритык к ней разместим, чо.
    • В самом начале прямо сказано, что обычные винтовки против них неэффективны: надо или бить в голову, или взрывать. Из чего продолжают расстреливать зомби до конца фильма? Правильно, из автоматов - пулемёты, подствольные и ручные гранатомёты, даже автоматические дробовики, похоже, давно проданы интендантами.
    • Ими же проданы все боевые вертолёты и штурмовики, из-за чего израильские военные патрулируют стену на вертушке, которая ничем наступательным не оснащена, кроме двух слепцов с автоматами, стреляющих закономерно в никуда. И все ради красивой сцены.
  • Конечность или жизнь — Джерри отрубил руку Сеген, девушке-офицеру из армии Израиля, после того, как её укусил зомби, и оказал первую помощь так быстро, как только возможно. Помогло.
  • Гора кровавых тел — сцена штурма зомбаками стен Иерусалима.
  • Используй штык — главный герой прячется со своей семьёй в жилом комплексе имея для защиты лишь болтовку, к стволу которой он приматывает кухонный нож.
  • Партизаны-бульбоводы — задействована вымышленная авиакомпания Belarus Airways. В реальности национальная компания называется Belavia.
  • Трусу оружие не впрок — эпидемиолог, испугавшись зомби, поскальзывается на рампе и сносит себе полголовы случайным выстрелом.
  • Ядерная дезинфекция — взрыв ядерной бомбы где-то в Азии. Подробностей не показали, но это явно не могло помочь в данной ситуации.
    • В первоисточнике ядерный взрыв был устроен, дабы завалить горную дорогу, а вовсе не для уничтожения живой силы.
  • Копеечная броня - главный герой всё в том же доме с болтовкой и примотанным к ней ножом, впервые в истории известных автору правки зомби фильмов позаботился о... защите! Толстенные глянцевые журналы, примотанные к рукам всё той же изолентой, в теории, должны неплохо защитить от случайных укусов. А то обидно было бы, если бы получилось что-то в духе истории программиста из "Эпохи мёртвых"...

Видеоигра[править]

Выпущенная в 2019 году игра от Saber Interactive сюжетно представляет собой нечто среднее между книгой и фильмом. Например в игре нет киношного "камуфляжа" из СПИДа с раком, но в отличии от книги абсолютно все зомби тут бегают как олимпийский чемпион.

Геймплейно же - сильно доработанный напильником Left 4 Dead. Третье лицо, классовая система, большее сосредоточение на защите, а не Run & Gun'е и прочие подобные изменения.

Что тут есть[править]

  • Бесстрашный журналист - Джуд Уитакер, лучший фотокорреспондент "Нью-Йорк Таймс". Еще в детстве полюбил фотографию благодаря чему отправил на кичу своего долбанутого батю. Позже устроился в NYT в качестве военкора и гонял по всяким жопам с фотокамерой наперевес. Немудрено, что он был в Иерусалиме и снимал беженцев, когда все началось и чуть не погиб сам.
  • Убить того, кого любишь - Дине пришлось убить собственного отца, потому что к ее приходу домой тот уже обратился.
  • Пейзажное гуро - абсолютно все внутриигровые территории. От Нью-Йорка до Токио.
  • Флот её величества - Итан Вольф, боец британской SAS.
  • Дофига персонажей - А что вы хотели? В игре (пока) 7 непересекающихся сюжетных линий, каждая со своей четверкой протагонистов (исключение - японская четверка, которая юыла POVами в двух сюжетках).
  • Эль Испаноабланте Локо - Энджел Флорес. Член банды "Латинские короли", который с началом зомби апокалипсиса пересмотрел взгляды на жизнь и решил что ну его нафиг этот ваш криминал.
  • ПТСР - им страдает Ташон Бернелл после 11 сентября.

Примечания[править]

  1. Кстати, какие? Описанию ± соответствует только M14, но ВС США их давно не используют. Не иначе, достали с тех же складов, что и русские свои ППШ.