Редактирование: Гений места

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
{{Вкратце|Разумная или одержимая разумным существом локация.}}
{{Вкратце|Разумная или одержимая разумным существом локация.}}
{{Q|Тихо! У каждого места есть Хозяин! Будешь так себя вести — он рассердится!|Типичные страхи (или ещё и манипуляции?) первобытных людей}}
{{Q|Тихо! У каждого места есть Хозяин! Будешь так себя вести — он рассердится!|Типичные страхи (или ещё и манипуляции?) первобытных людей}}
В римской мифологии '''гений места''' (лат. ''genius loci'') — дух-хранитель того или иного места.
В римской мифологии гений места (лат. ''genius loci'') — дух-хранитель того или иного места.


Как поэтическая метафора, выражение стало популярно в европейской литературе, а также оказало значительное влияние на архитектуру. В более буквальном смысле, как троп, встречающийся в научной фантастике, фэнтези и магическом реализме, гений места — разумная сила, неотделимая от той или иной конкретной локации. Это может быть магическая сила, разум-улей обитающих в месте организмов, привязанный к месту дух или демон, вшитая в кирпич и почву гигантская компьютерная система, или само место может представлять из себя гигантский живой организм. Как правило, такие существа обладают огромной мощью, но ограничены в своей мысли или мыслят категориями, которые трудно понять простому смертному.
Как поэтическая метафора, выражение стало популярно в европейской литературе, а также оказало значительное влияние на архитектуру. В более буквальном смысле, как троп, встречающийся в научной фантастике, фэнтези и магическом реализме, гений места — разумная сила, неотделимая от той или иной конкретной локации. Это может быть магическая сила, разум-улей обитающих в месте организмов, привязанный к месту дух или демон, вшитая в кирпич и почву гигантская компьютерная система, или само место может представлять из себя гигантский живой организм. Как правило, такие существа обладают огромной мощью, но ограничены в своей мысли или мыслят категориями, которые трудно понять простому смертному.
Строка 18: Строка 18:
* О многих исторических локациях (особо можно выделить Нотр-Дам) ходят легенды, что они живы и разумны.
* О многих исторических локациях (особо можно выделить Нотр-Дам) ходят легенды, что они живы и разумны.
* Домовые, банники, кикиморы и подобные духи во многих других культурах изначально — персонификации определённых мест, их дух, неотделимый от местности.
* Домовые, банники, кикиморы и подобные духи во многих других культурах изначально — персонификации определённых мест, их дух, неотделимый от местности.
<!--- просто духи, которые живут в доме, не считаются. Гений места — это именно олицетворение дома -->
<!--- просто духи, которые живут в доме, не считаются. Гений места - это именно олицетворение дома -->


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
Строка 24: Строка 24:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[Фёдор Достоевский]], «[[Преступление и наказание]]» — немало исследователей отмечали, что главное лицо романа не Раскольников, а сам Петербург — и это страшный персонаж: холодный, чванный, официозный, беспощадный императорский город, давящий и уничтожающий жизни простых людей не замечая и не жалея.
* В некотором смысле присутствует в «Преступлении и Наказании» Достоевского. Немало исследователей отмечали, что главное лицо романа не Раскольников, а сам Петербург - и это страшный персонаж: холодный, чванный, официозный, беспощадный императорский город, давящий и уничтожающий жизни простых людей не замечая и не жалея.
* Артур Конан Дойл, повесть «Когда Земля вскрикнула» — профессор Челленджер выдвинул гипотезу, что сама Земля — [[живая планета|живой организм]]. И чтобы её проверить, [[докопались|пробурил сверхглубокую скважину и уязвил Землю-матушку в мягкое гузнышко]].
* Артур Конан Дойл, повесть «Когда Земля вскрикнула» — разумна сама Земля.
* «[[Властелин Колец]]» — собственной волей обладает горный пик Карадрас. Учитывая, [[балрог|что]] водится в его недрах, воля не очень добрая: в книге он намеренно препятствовал Братству Кольца перейти через себя (в экранизации его «убедил» [[Саруман]]).
* Рэй [[Брэдбери]], «Город» — рассказ о марсианском городе, который захватил разум исследователей-людей и отправил их обратно на Землю с биологическим оружием. Что интересно, повествование ведется от лица города.
* Рэй [[Брэдбери]], «Город» — рассказ о марсианском городе, который захватил разум исследователей-людей и отправил их обратно на Землю с биологическим оружием. Что интересно, повествование ведется от лица города.
** В рассказе «Потерянный город Марса» город поймал в ловушку нашедших землян, чтобы было кого развлекать.
** В рассказе «Потерянный город Марса» город поймал в ловушку нашедших землян, чтобы было кого развлекать.
Строка 34: Строка 33:
** Отель «Оверлук» в «Сиянии».
** Отель «Оверлук» в «Сиянии».
** [[Тёмная башня]].
** [[Тёмная башня]].
* «[[Гарри Поттер]]» — Хогвартс в какой-то степени «жив», по крайней мере, его лестницы любят менять направление.
* «[[Гарри Поттер]]» — Хогвартс в какой-то степени разумен, по крайней мере, его лестницы любят менять направление.
* Чайна Мьевилль, повесть «Кракен»: ангелы памяти — гении музеев.
* Чайна Мьевилль, повесть «Кракен»: ангелы памяти — гении музеев.
* Джим Батчер:
* Джим Батчер:
Строка 40: Строка 39:
** «[[Кодекс Алеры]]» — фурии являются чем-то средним между элементалями и гениями места, и люди заключают с ними связь. Обычные фурии являются гениями отдельно взятого дерева или камня, великие фурии могут быть духами горы или вулкана. Сам континент Алера тоже имеет фурию, с которой заключил договор Первый Лорд.
** «[[Кодекс Алеры]]» — фурии являются чем-то средним между элементалями и гениями места, и люди заключают с ними связь. Обычные фурии являются гениями отдельно взятого дерева или камня, великие фурии могут быть духами горы или вулкана. Сам континент Алера тоже имеет фурию, с которой заключил договор Первый Лорд.
* Диана Дуэйн, «Высокое волшебство» (из серии «Юные волшебники») — планета из кремния, на которой благодаря постоянной вулканической активности сформировались слои, сделавшие из нее гигантский компьютер, в котором зародился… естественный [[искусственный интеллект]]?
* Диана Дуэйн, «Высокое волшебство» (из серии «Юные волшебники») — планета из кремния, на которой благодаря постоянной вулканической активности сформировались слои, сделавшие из нее гигантский компьютер, в котором зародился… естественный [[искусственный интеллект]]?
* Бен Ааронович, «[[Rivers of London|Реки Лондона]]» — минимум наполовину именно про них.
* Бен Ааронович, «[[Rivers_of_London|Реки Лондона]]» — минимум наполовину именно про них.
* Роберт Шекли, «Город-мечта, да ноги из плоти» — город, наделённый ИИ, желает гостю лишь добра. Но уж слишком он навязчив, неудивительно, что все жители его покинули.
* Роберт Шекли, «Город-мечта, да ноги из плоти» — город, наделённый ИИ, желает гостю лишь добра. Но уж слишком он навязчив, неудивительно, что все жители его покинули.
* Михаил Харитонов, «Хорошее место» — история именно такого места от древности и до наших дней.
* Михаил Харитонов, «Хорошее место» — история именно такого места от древности и до наших дней.
* [[Ведун]] — убил как-то Олег Середин одну ведьмочку, после перенесся в будущее и обнаружил, что она за 1000 с копейками лет стала повелительницей целого леса и добить ее в таком качестве просто невозможно. Пришлось обратно путешествовать в прошлое.
* [[Ведун]] убил как-то Олег Середин одну ведьмочку, после перенесся в будущее и обнаружил, что она за 1000 с копейками лет стала повелительницей целого леса и добить ее в таком качестве просто невозможно. Пришлось обратно путешествовать в прошлое.  
* [[Метавселенная Рудазова]] называет таких созданий скандинавским словом '''феттир''' (''vaettir''). По сути это низшие божества, достаточно мелкие, чтобы не нуждаться в [[Молитвы — пища богов|ба-хионь от поклонения]], и довольствующиеся стихийной, однако на своей территории всесильные. Обычно гением места становится скончавшийся там покойник, но у них тоже есть своя иерархия и «перетасовка портфелей»: так, [[все любят Посейдона|Энлиль]] начинал как [[водяной]] всего лишь какой-то реки, потом выбился в Морские Цари Эгейского моря, потом Средиземного, а потом и всего мирового океана, а [[домовой]] [[рассказы из правого ботинка|Прокоп]] очень гордился, когда его из частного дома перевели в высотный — да не в одну квартиру, как какого-нибудь [[домовёнок Кузя|Кузьку]], а во весь дом сразу. А некоторые духи места даже формируют устойчивые виды и размножаются, подобно смертным.
** Хозяин Кладбища — первый похороненный на нём покойник, например, самарский Демьян Кузьмич.
** Существует также магическая техника, позволяющая волшебнику приобрести некоторые свойства гения места (и возможность после смерти самому им стать). На Парифате её, к примеру, преподают в Арборазе; так, гигантский баньян, в котором живёт душа чародейки Солипсики, разросся до такой величины, что получил права государства.
** [[Ад]]ские демоны-консьержи — фактически, [[проклятый старый дом|одушевлённые здания]].
** Живой мир — высшая степень развития богов. Многоипостасный сверхбог-[[демиург]] может сделаться феттиром фактически целого мира — но за Кромку после этого сможет только «выглядывать». Согласно слову Божию, таким миром является Эйкр.


==== [[Сетевая литература]] ====
==== [[Сетевая литература]] ====
Строка 80: Строка 74:


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
Поскольку в реальности существование души не доказано (и не факт, что вообще доказуемо), то пока что приходится довольствоваться лишь «умными домами», напичканными разноплановой электроникой, увязанной в единую управляемую человеком сеть.
Поскольку в реальности душ не существует, то пока что приходится довольствоваться лишь «умными домами», напичканными разноплановой электроникой, увязанной в единую управляемую человеком сеть.
* В какой-то степени, под троп попадает любой современный пассажирский авиалайнер. До полностью автономной системы и тем более искусственного интеллекта его программно-аппаратная начинка всё-таки пока недотягивает, но и нынешний функционал более чем облегчает работу экипажа и позволяет оставить времена полётов впятером далеко позади…
* В какой-то степени, под троп попадает любой современный пассажирский авиалайнер. До полностью автономной системы и тем более искусственного интеллекта его программно-аппаратная начинка всё-таки пока недотягивает, но и нынешний функционал более чем облегчает работу экипажа и позволяет оставить времена полётов впятером далеко позади...
{{Nav/Бестиарий}}
{{Nav/Бестиарий}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!