Редактирование: Добру необходимо зло
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
Возможен также симбиоз Добра и Зла, когда «своё», «ручное» Зло используется против Зла чужого. «Если безобразие нельзя прекратить, его надо возглавить». | Возможен также симбиоз Добра и Зла, когда «своё», «ручное» Зло используется против Зла чужого. «Если безобразие нельзя прекратить, его надо возглавить». | ||
Смежный, а иногда и пересекающийся троп: [[Баланс между добром и злом]]. | |||
См. также [[Враг-подпорка]]. | |||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 28: | Строка 31: | ||
* Анекдот про [[Шерлок Холмс|Шерлока Холмса]] и доктора Ватсона: | * Анекдот про [[Шерлок Холмс|Шерлока Холмса]] и доктора Ватсона: | ||
{{q|pre=1|noanon=1| | {{q|pre=1|noanon=1| | ||
— Холмс, но вы же такой гениальный детектив! Вы бы могли искоренить всю преступность в [[Великий Смог| | — Холмс, но вы же такой гениальный детектив! Вы бы могли искоренить всю преступность в [[Великий Смог|Лондоне]], если бы захотели. Почему же вы этого не сделаете? | ||
— Элементарно, Ватсон. Если в Лондоне не останется преступников, [[Реклама наркотиков|где же я буду брать свой кокаин]]?}} | — Элементарно, Ватсон. Если в Лондоне не останется преступников, [[Реклама наркотиков|где же я буду брать свой кокаин]]<ref>Ирония анекдота в незнании исторической реальности. Во времена Холмса, кокаин был законной субстацией, его спокойно продавали в любой аптеке, без рецепта врача. Заходи и покупай. Как и опиаты, кстати.</ref>?}} | ||
* Притча про кота, которого выбросили, когда он переловил всех мышей. Киску жалко! | * Притча про кота, которого выбросили, когда он переловил всех мышей. Киску жалко! | ||
Строка 87: | Строка 90: | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* | * «[[Wreck-It Ralph|Ральф]]» — [[Названо по имени|заглавный герой]] — злодей по должности, которого никто не любит из-за его злодейства, как и многих других аналогичных злодеев(например Кано, Байсона и Эггмана). А зря: ведь без них не были бы возможны игры, а, значит, и существование героев. | ||
* «[[South Park|Южный парк]]: большой, длинный, без купюр» — Сатана поёт про то, что без зла не бывает и добра, поэтому хорошо иногда быть злым. | * «[[South Park|Южный парк]]: большой, длинный, без купюр» — Сатана поёт про то, что без зла не бывает и добра, поэтому хорошо иногда быть злым. | ||
* «[[The Flight of Dragons|Полёт драконов]]» — Оммадону было позволено существовать, потому что без контраста со злом добро было бы бессильно. | * «[[The Flight of Dragons|Полёт драконов]]» — Оммадону было позволено существовать, потому что без контраста со злом добро было бы бессильно. | ||
Строка 116: | Строка 119: | ||
** Песня «Равновесие сил» по мотивам того самого монолога Воланда (см. Литература) — вся об этом. «В добре нет смысла, когда нет [[Перейти на КРИК|ЗЛААААА]]!». | ** Песня «Равновесие сил» по мотивам того самого монолога Воланда (см. Литература) — вся об этом. «В добре нет смысла, когда нет [[Перейти на КРИК|ЗЛААААА]]!». | ||
* «Последнее Испытание» — с фитильком, поскольку Рейстлин целенаправленно сбивает Крисанию с толку: «Ты не станешь отрицать, // Что мира этого Создатель — благ? // Если он и создал Тьму, // То явно он желал, чтоб было так?». | * «Последнее Испытание» — с фитильком, поскольку Рейстлин целенаправленно сбивает Крисанию с толку: «Ты не станешь отрицать, // Что мира этого Создатель — благ? // Если он и создал Тьму, // То явно он желал, чтоб было так?». | ||
** Пополам с «[[Не знает сеттинга|не в ладах с сеттингом]]». Паладайн, божество, которому служит Крисания, действительно благ, но он на имеет отношения к созданию мира, являясь частью [[Фэнтези-пантеон|стандартного фэнтези-пантеона]]. А Ионтас-Хаос, божество, имеющее прямое отношение к созданию нехороших вещей на Кринне, - то еще [[Чужеродное чудовище|Чу-Чу]]. «Благость» - последний эпитет, который приходит в голову при речи об Ионтасе. | |||
* [[Канцлер Ги]], «Стёбная [[Клинопись и зиккураты|шумерская]]» — «Без чудовищ мир погрязнет в лени…» | * [[Канцлер Ги]], «Стёбная [[Клинопись и зиккураты|шумерская]]» — «Без чудовищ мир погрязнет в лени…» | ||
* Ростислав Чебыкин (ещё в бытность Филигоном Кендером), «Костровая» («Гимн инквизиторов»): «Ведь пока есть брат наш инквизитор, колдунам придётся быть!» Добро здесь, правда, весьма условное, но сами герои песни себя однозначно числят на стороне добра. | * Ростислав Чебыкин (ещё в бытность Филигоном Кендером), «Костровая» («Гимн инквизиторов»): «Ведь пока есть брат наш инквизитор, колдунам придётся быть!» Добро здесь, правда, весьма условное, но сами герои песни себя однозначно числят на стороне добра. | ||
* Владимир Высоцкий, «Песня про мангуста». Разведение мангустов, дабы змеи не кусали людей, срывается «Так как люди не могут без яда, а это значит - не могут без змей» | |||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
Строка 129: | Строка 134: | ||
Есть мнение, что этот троп — такая же спекуляция на искажении понятий добра и зла их носителями, как и сами [[Недобрый Свет, незлая Тьма]]. Добро — созидательная сила, а зло может только паразитировать на нём, и в одиночестве обречено на самоуничтожение. Так что если тебе жизненно необходимо бить чью-нибудь морду, то какое ты нафиг добро? Победа над злом — это задача, которую нужно решать, а не потребность, которую нужно удовлетворять. И даже если зло будет вылезать снова и снова, [[Антинигилист|это же не значит, что надо всё бросить]]. | Есть мнение, что этот троп — такая же спекуляция на искажении понятий добра и зла их носителями, как и сами [[Недобрый Свет, незлая Тьма]]. Добро — созидательная сила, а зло может только паразитировать на нём, и в одиночестве обречено на самоуничтожение. Так что если тебе жизненно необходимо бить чью-нибудь морду, то какое ты нафиг добро? Победа над злом — это задача, которую нужно решать, а не потребность, которую нужно удовлетворять. И даже если зло будет вылезать снова и снова, [[Антинигилист|это же не значит, что надо всё бросить]]. | ||
* [[Роза Мира]] | * «[[Роза Мира]]» — прямо утверждается, что добро возможно без зла, а что касается контрастов, то может быть добро добрее и удивительнее обычного и нет конца этим степеням добра. | ||
* Толкиновская космогония на этом стоит. Зло — Искажение, и без него будет только лучше. Жаль, что Искажение зашло так далеко, что исправить его можно будет лишь после конца этого мира. | * [[Arda|Толкиновская космогония]] на этом стоит. Зло — Искажение, и без него будет только лучше. Жаль, что Искажение зашло так далеко, что исправить его можно будет лишь после конца этого мира. | ||
** Спорно, на самом деле. Хоть Мелькор и исказил замысел Творца, но тот создавал его с учетом искажения, ибо был всеведущ. Не будь это искажение необходимым, Илуватар попросту не допустил бы его, ибо вдобавок к всеведению еще и всеблаг и всемогущ. Но вообще эта проблема [[w: Теодицея|теодицеи]] стара как сам [[монотеизм]]. | ** Спорно, на самом деле. Хоть Мелькор и исказил замысел Творца, но тот создавал его с учетом искажения, ибо был всеведущ. Не будь это искажение необходимым, Илуватар попросту не допустил бы его, ибо вдобавок к всеведению еще и всеблаг и всемогущ. Но вообще эта проблема [[w: Теодицея|теодицеи]] стара как сам [[монотеизм]]. | ||
* Фома Аквинский, «Сумма теологии» — понятия «свет» и «тьма» не равнозначны, и потому не могут быть противопоставлены «в лоб» так же, как, например, «тепло» и «холодно». Суть в том, что тьма — это просто отсутствие света. А зло, соответственно — всего лишь отсутствие добра. Таким образом, добро не только не нуждается во зле, но и наоборот — достаточно последовательное «добро» просто не оставит «злу» свободного места. | * Фома Аквинский, «Сумма теологии» — понятия «свет» и «тьма» не равнозначны, и потому не могут быть противопоставлены «в лоб» так же, как, например, «тепло» и «холодно». Суть в том, что тьма — это просто отсутствие света. А зло, соответственно — всего лишь отсутствие добра. Таким образом, добро не только не нуждается во зле, но и наоборот — достаточно последовательное «добро» просто не оставит «злу» свободного места. |