Редактирование: Злу не постичь Добра

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 21: Строка 21:


=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== Мифология и [[фольклор]] ===
* В христианской теологии — полный провал вражды сатаны с Иисусом Христом. [[Дьявол]] был изначально сотворён как [[Ангел]] великого ума, но грехопадение, любой теолог скажет, помрачает мудрость. Весьма смутно представлял он себе, что значит «Сын Божий», ещё и потому, что Божество по природе непостижимо. Вот и искушал Иисуса, надеясь, что Он согрешит, сулил власть над всеми царствами земли, но безуспешно — простого человека демон ещё может перехитрить, но не Сына Божьего. Крайне самонадеянно решил он погубить Иисуса посредством Иуды, фарисеев и римлян, рассчитывая пленить Его в аду — но вышло ещё хуже для него: мало того, что Иисуса [[Ад его не удержит|ад удержать не мог]], так ещё и выяснилось, что Христос сам шёл на смерть, чтобы искупить узников ада, которых и вывел.
* В христианской теологии — полный провал вражды Сатаны с Иисусом Христом. Дьявол был изначально сотворён как Ангел великого ума, но грехопадение, любой теолог скажет, помрачает мудрость. Весьма смутно представлял он себе, что значит «Сын Божий», ещё и потому, что Божество по природе непостижимо. Вот и искушал Иисуса, надеясь, что Он согрешит, сулил власть над всеми царствами земли, но безуспешно — простого человека демон ещё может перехитрить, но не Сына Божьего. Крайне самонадеянно решил он погубить Иисуса посредством Иуды, фарисеев и римлян, рассчитывая пленить Его в аду — но вышло ещё хуже для него: мало того, что Иисуса [[Ад его не удержит|ад удержать не мог]], так ещё и выяснилось, что Христос сам шёл на смерть, чтобы искупить узников ада, которых и вывел.
** Еще ярче — в искушении Иова (который был человеком!). Сатана был уверен, что любой суперправедник, у которого Бог незаслуженно отберет все самое дорогое, да еще зачем-то допустит заболеть проказой, не будет удерживаться и проклянет Бога. Ведь терять ему теперь нечего, а он обижен. И таким образом Сатана выиграет спор с Самим Богом. Но его логика была логикой царя и подданного, подданный действительно лоялен царю только до тех пор, пока ему это выгодно. И злой дух ничего не думал про любовь творения к Творцу, про доверие Богу как Отцу.
* Еще ярче — в искушении Иова (который был человеком!). Сатана был уверен, что любой суперправедник, у которого Бог незаслуженно отберет все самое дорогое, да еще зачем-то допустит заболеть проказой, не будет удерживаться и проклянет Бога. Ведь терять ему теперь нечего, а он обижен. И таким образом Сатана выиграет спор с Самим Богом. Но его логика была логикой царя и подданного, подданный действительно лоялен царю только до тех пор, пока ему это выгодно. И злой дух ничего не думал про любовь творения к Творцу, про доверие Богу как Отцу.
{{q|pre=1|В глазах [[храмовник|суровых ревнителей]] доброта всегда сомнительна. Уж не попустительство ли это, спрашивают они. Не слабость ли, распускающая людей позволением грешить и не бояться? Не слюнявое ли беззубое бессилие перед силой зла? Не сентиментальность ли, ахающая и проливающая умилительные слёзы над красивостью, но лояльная к подлинному злу? Лучше что-нибудь погрознее да посуровее…
Христос отвечает на это: нет. И позволяет радоваться Своей доброте.|Дарья Сивашенкова, «Господь мой и Бог мой»}}


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Отечественная ====
==== Русскоязычная ====
* «Сила сильных» Дмитрия Биленкина: жизненное кредо главного злодея — Эль Шорра подходит под троп.
* «Сила сильных» Дмитрия Биленкина: жизненное кредо главного злодея — Эль Шорра подходит под троп.
* Его же «Космический бог» — патер Гюисманс смеётся, когда главный герой требует от него неприкосновенность экипажа похищенного космического корабля «Антиной»: «Да вы юморист, Полынов! Вы абстрактный гуманист! Безопасность своих противников, ха-ха… Ведь сенаторша, троечка миллионеров и прочая шваль враждебны вам, коммунисту, разве не так?».
* Его же «Космический бог» — патер Гюисманс смеётся, когда главный герой требует от него неприкосновенность экипажа похищенного космического корабля «Антиной»: «Да вы юморист, Полынов! Вы абстрактный гуманист! Безопасность своих противников, ха-ха… Ведь сенаторша, троечка миллионеров и прочая шваль враждебны вам, коммунисту, разве не так?».
Строка 39: Строка 37:
** Бывшие агенты «Конторы Игрек» так и не смогли понять причин, по которым лучший «ликвидатор» Зойг внезапно начал «[[мочить в сортире]]» своих-же товарищей ради спасения «мутанта» Поля Лагайма. Римма Кирч подумала, что Поль Лагайм его зомбировал. Психолог «Груша» считал, что причиной этого предательства стала латентная гомосексуальность Зойга, сработавшая на [[Его хотят даже парни|молодого красавчика]] Лагайма (никак по сюжету не проявлялась). А причина была простой: {{spoiler|«Потому что в Конторе было до хрена болтологии, а когда понадобилось спасти конкретную деревню, никто не захотел пошевелиться. „Мы занимаемся спасением человечества, а не утопающих“ – эти торжественные слова Маршала на мраморе бы да золотыми буквами!» А Лагайм их спас…}}
** Бывшие агенты «Конторы Игрек» так и не смогли понять причин, по которым лучший «ликвидатор» Зойг внезапно начал «[[мочить в сортире]]» своих-же товарищей ради спасения «мутанта» Поля Лагайма. Римма Кирч подумала, что Поль Лагайм его зомбировал. Психолог «Груша» считал, что причиной этого предательства стала латентная гомосексуальность Зойга, сработавшая на [[Его хотят даже парни|молодого красавчика]] Лагайма (никак по сюжету не проявлялась). А причина была простой: {{spoiler|«Потому что в Конторе было до хрена болтологии, а когда понадобилось спасти конкретную деревню, никто не захотел пошевелиться. „Мы занимаемся спасением человечества, а не утопающих“ – эти торжественные слова Маршала на мраморе бы да золотыми буквами!» А Лагайм их спас…}}


==== Зарубежная ====
==== На других языках ====
* «[[Lord of the Rings|Властелин колец]]» — классика. Саурону просто в голову не могло прийти, что кто-то захочет уничтожить такую полезную штуку, как Кольцо, а если и захочет — что у него хватит на это силы воли<ref>Да, Фродо так и ''не смог'' уничтожить Кольцо — у самой Роковой Расселины он надел его себе на палец. А отобравший его вместе с пальцем Голлум тем более не собирался. А то, что Кольцо все же попало в вулкан — есть, казалось бы, следствие несчастного (ну, для остального Средиземья счастливого) случая. Правда, Толкин в «случайности» в подобных ситуациях не верил, он очень любил тему [[Божественное вмешательство|Провидения]]. Например, про сам факт попадания в своё время Кольца к Бильбо в дополнительных материалах открытым текстом сказано: «Бильбо Бэггинсу было ''предначертано'' найти Кольцо»(с), и курсив тут толкиновский…
* «[[Lord of the Rings|Властелин колец]]» — классика. Саурону просто в голову не могло прийти, что кто-то захочет уничтожить такую полезную штуку, как Кольцо, а если и захочет — что у него хватит на это силы воли<ref>Да, Фродо так и ''не смог'' уничтожить Кольцо — у самой Роковой Расселины он надел его себе на палец. А отобравший его вместе с пальцем Голлум тем более не собирался. А то, что Кольцо все же попало в вулкан — есть, казалось бы, следствие несчастного (ну, для остального Средиземья счастливого) случая. Правда, Толкин в «случайности» в подобных ситуациях не верил, он очень любил тему [[Божественное вмешательство|Провидения]]. Например, про сам факт попадания в своё время Кольца к Бильбо в дополнительных материалах открытым текстом сказано: «Бильбо Бэггинсу было ''предначертано'' найти Кольцо»(с), и курсив тут толкиновский…
* Но ещё важнее другое. Ничто в тексте не заставляет с непременностью думать, что, во-первых, Фродо при ''любых'' условиях гарантированно и неизбежно поступил бы именно так (назвал бы Кольцо своим и отказался бы его уничтожать), а во-вторых — что так же поступил бы и любой другой из Братства Кольца, и тоже якобы «фатальным образом», как будто «обречён на это». Поэтому вряд ли стоит спешить с выводом «А Саурон-то, мол, был совершенно прав!». Любой толкинист, достаточно подкованный в матчасти, подтвердит, что такой феномен как «совершенная правота Саурона» — вряд ли факт из толкиновского канона. Сюжет как раз и строится на том, что Саурон в ключевых вопросах трагически заблуждается. А Гэндальф прямо называет Саурона издевательским (и похоже, заслуженным) оксюмороном «Мудрый глупец!».
* Но ещё важнее другое. Ничто в тексте не заставляет с непременностью думать, что, во-первых, Фродо при ''любых'' условиях гарантированно и неизбежно поступил бы именно так (назвал бы Кольцо своим и отказался бы его уничтожать), а во-вторых — что так же поступил бы и любой другой из Братства Кольца, и тоже якобы «фатальным образом», как будто «обречён на это». Поэтому вряд ли стоит спешить с выводом «А Саурон-то, мол, был совершенно прав!». Любой толкинист, достаточно подкованный в матчасти, подтвердит, что такой феномен как «совершенная правота Саурона» — вряд ли факт из толкиновского канона. Сюжет как раз и строится на том, что Саурон в ключевых вопросах трагически заблуждается. А Гэндальф прямо называет Саурона издевательским (и похоже, заслуженным) оксюмороном «Мудрый глупец!».

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!