Редактирование: Комплекс мадонны-блудницы
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|MadonnaWhoreComplex|Madonna—Whore Complex}} | {{TVTropes|MadonnaWhoreComplex|Madonna—Whore Complex}} | ||
{{noirl}} | {{noirl}} | ||
{{Балалайка|Статья описывает применение явления, описанного Зигмундом Фрейдом, в искусстве. | {{Балалайка|Статья описывает применение явления, описанного Зигмундом Фрейдом, в искусстве. Это не касается других сексуальных комплексов.}} | ||
[[Файл:Эсмеральда против комплекса Мадонны и Блудницы.png|мини|справа|Эсмеральда из [[светлее и мягче|диснеевской адаптации]] «Собора Парижской Богоматери» знает, что нереально смотреть на женщин через любые [[ожидания от пола|стандарты]].]] | [[Файл:Эсмеральда против комплекса Мадонны и Блудницы.png|мини|справа|Эсмеральда из [[светлее и мягче|диснеевской адаптации]] «Собора Парижской Богоматери» знает, что нереально смотреть на женщин через любые [[ожидания от пола|стандарты]].]] | ||
{{YouTube|LuZAvmPKecE|The Take анализирует, почему комплекс Мадонны-Блудницы ещё правит в умах людей.}}Эта идея [[старше, чем грязь]]. В психоанализе [[Фрейд был прав|Зигмунда Фрейда]] она получила название '''Комплекс Мадонны/блудницы'''. В частности, Фрейд обратил внимание на трудность для некоторых мужчин вступать в сексуальные отношения со своими супругами. Их возбуждали проститутки и любовницы, но не жёны, потому что, как это ни парадоксально, они слишком уважали последних (рассматривали их как своих товарищей), чтобы испытывать к ним влечение ([[секс — это плохо|секс, естественно, рассматривался как нечто грязное]], порочащее «приличную женщину», к которым эти мужчины относили своих жён). Симона де Бовуар в книге «Второй пол» при объяснении происхождения [[w:Сексизм|сексизма]] отмечала, что ''женская экзистенциальная ситуация'' такова: всё женское оценивается бинарным образом — либо через отрицание, либо обретает черту недосягаемости. | |||
Суть в том, что часть мужчин делит женщин на две взаимоисключающие категории: Мадонну и блудницу. Первая — благодетельная, верная, заботливая (и [[женщинам секс не интересен|асексуальная]]), объект поклонения, к которому никак невозможно испытывать плотские чувства; вторая — дерзкая, нахальная, распущенная, [[шлюха|активно ищущая несерьёзных отношений]], и которую хотеть можно. В самых терминальных случаях любая женщина, хоть как-то не соответствующая образу Мадонны, тут же переходит в категорию блудницы. | |||
Суть в том, что | |||
Комплекс противопоставлен тропу [[Три лика Гекаты]], так как упускает из виду более древние архетипы (Матрона, Женщина/Мать и Дева/Девчонка) и создаёт ложную дихотомию ''ребёнок — соблазнительница''. Мужская версия: [[Комплекс Рыцаря-Разбойника]]. | Комплекс противопоставлен тропу [[Три лика Гекаты]], так как упускает из виду более древние архетипы (Матрона, Женщина/Мать и Дева/Девчонка) и создаёт ложную дихотомию ''ребёнок — соблазнительница''. Мужская версия: [[Комплекс Рыцаря-Разбойника]]. | ||
Строка 84: | Строка 78: | ||
* [[Сексуальный злодей|Сексуальная злодейка]] | * [[Сексуальный злодей|Сексуальная злодейка]] | ||
* [[Смерть от секса]] | * [[Смерть от секса]] | ||
* [[Хорошая «плохая девчонка»]] | * [[Хорошая «плохая девчонка»]]<ref>Здесь нет парадокса — в статье не раз и не два описываются примеры, когда культура отходит от свойственного тропу [[неудобных точек зрения нет|беспощадного отсутствия компромиссов]] между половой раскрепощённостью [[хорошая девушка|и твёрдой волей ко всем остальным добродетелям]] со стороны положительной женщины, чьи телесные пристрастия не только не [[кармическая концовка|караются]] чем-то [[неадекватное возмездие|несоразмерно-жестоим]] и весьма [[моралфаг|далёким]] от [[добро — это выгодно|общепринятой моральной практичности]], но порой даже [[хэппи-энд|ближе к финалу истории ''поощряются'']]. Особенно актуальный [[зигзаг]] для [[изменившаяся мораль|современных представлений о хороших поступках и моральных ориентирах человека]].</ref> | ||
* [[Чёрная вдова]] | * [[Чёрная вдова]] | ||
* [[Чирлидерша]] | * [[Чирлидерша]] | ||
Строка 92: | Строка 86: | ||
=== Общее === | === Общее === | ||
Троп ''очень'' остро ощущается в подавляющем большинстве взрослых произведений, [[с прикрученным фитильком|так]] или [[педаль в пол|иначе]] затрагивающих [[хентай|эротические]] штампы. Моральная сторона половой пассии не имеет значения [[все цвета спектра|''на всём'' возможном диапазоне]], будь это хоть [[полное чудовище]], хоть [[мессия]]: малейшая сексуальная [[чрезмерно изобретательная сексуальность|изобретательность]], а то и просто [[добро — это выгодно|эмпатическая]] инициатива с женской стороны, в глазах партнёра ''немедленно'' переводит даже [[непоколебимая чистота|распоследне]]-непоколебимую [[хорошая девушка|хорошую девушку]] от статуса «[[Секс — это плохо, но очень хочется|Желающая Мадонна]]» к положению «[[Хорошая «плохая девчонка»|Хорошенькая Блудница]]». | |||
Отношение к явлению, как правило, [[проблема противоположных оценок|варьируется]] — большинство «[[Месье знает толк в извращениях|толковых сиров]]» вполне одобряет, в то время как [[культ любви|романтически настроенной]] аудитории такое [[неудобных точек зрения нет|примитивое разграничение]] успело [[уже не торт|изрядно осточертеть]]. | Отношение к явлению, как правило, [[проблема противоположных оценок|варьируется]] — большинство «[[Месье знает толк в извращениях|толковых сиров]]» вполне одобряет, в то время как [[культ любви|романтически настроенной]] аудитории такое [[неудобных точек зрения нет|примитивое разграничение]] успело [[уже не торт|изрядно осточертеть]]. | ||
Строка 97: | Строка 93: | ||
=== Мифология и [[фольклор]] === | === Мифология и [[фольклор]] === | ||
* | * Библия использовала этот троп задолго до возникновения психоанализа: | ||
** Фамарь соблазняет своего свекра Иуду, сына Израиля, чтобы забеременеть, так как закон левирата не был выполнен (старшие сыновья, поочерёдно женатые на ней, преждевременно умерли, младший успел жениться на другой). И хотя Иуда приговаривает женщину к смерти, «залог» (верёвка и печать) помогает Фамарь оправдаться. В дальнейшем они вырастили близнецов Фареса и Зару (и сексом больше не занимались). | ** Фамарь соблазняет своего свекра Иуду, сына Израиля, чтобы забеременеть, так как закон левирата не был выполнен (старшие сыновья, поочерёдно женатые на ней, преждевременно умерли, младший успел жениться на другой). И хотя Иуда приговаривает женщину к смерти, «залог» (верёвка и печать) помогает Фамарь оправдаться. В дальнейшем они вырастили близнецов Фареса и Зару (и сексом больше не занимались). | ||
** Раав, которая в зависимости от перевода считается то ли проституткой, то ли хозяйкой гостиницы (одно другому могло не мешать). Она укрыла у себя израильских разведчиков, а в последствии примкнула к народу. | ** Раав, которая в зависимости от перевода считается то ли проституткой, то ли хозяйкой гостиницы (одно другому могло не мешать). Она укрыла у себя израильских разведчиков, а в последствии примкнула к народу. | ||
** Притчи Соломона содержат главы, где сына предостерегают от встречи с «блудными» женщинами, которые противопоставляются Мудрости и Благодетельной жене. | ** Притчи Соломона содержат главы, где сына предостерегают от встречи с «блудными» женщинами, которые противопоставляются Мудрости и Благодетельной жене. | ||
** Вавилонская Блудница и верная Христу Церковь в книге Откровения. | ** Вавилонская Блудница и верная Христу Церковь в книге Откровения. | ||
** [[Аверсия]] в Евангелиях. Иисус в разговоре с самаритянкой без осуждения открывает, что у неё было пять мужей, и с шестым она сожительствует. Та самаритянка приходила к колодцу в полдень, а не на рассвете или закате, как обычно это делали женщины. В другом случае, книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, пойманную за супружескую измену. На вопрос, стоит ли её побить камнями, Он отвечает, что [[ | ** [[Аверсия]] в Евангелиях. Иисус в разговоре с самаритянкой без осуждения открывает, что у неё было пять мужей, и с шестым она сожительствует. Та самаритянка приходила к колодцу в полдень, а не на рассвете или закате, как обычно это делали женщины. В другом случае, книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, пойманную за супружескую измену. На вопрос, стоит ли её побить камнями, Он отвечает, что [[третий путь|кинет камень тот, кто сам без греха]]. Иисус отпускает женщину и просит её больше не обманывать. | ||
* Многие философы изображали [[Афродита сама всех полюбит|два аспекта Афродиты]] из классической мифологии как небесную Афродиту Уранию, духовную любовь, и Афродиту Пандемос, плотскую любовь. Однако есть свидетельства того, что в исторической религии этот вопрос мог бы быть более сложным. | * Многие философы изображали [[Афродита сама всех полюбит|два аспекта Афродиты]] из классической мифологии как небесную Афродиту Уранию, духовную любовь, и Афродиту Пандемос, плотскую любовь. Однако есть свидетельства того, что в исторической религии этот вопрос мог бы быть более сложным. | ||
Строка 158: | Строка 153: | ||
:: {{q|То есть ты хочешь сказать, что мой единственный выбор в качестве девушки — монашка или шлюха?|Тип подсвечивает это, «Наука и Магия»}} | :: {{q|То есть ты хочешь сказать, что мой единственный выбор в качестве девушки — монашка или шлюха?|Тип подсвечивает это, «Наука и Магия»}} | ||
* Экранизация романа Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» — женщины в Галааде четко поделены на касты: Жены и Дочери командоров — однозначно, Мадонны, подчеркнуто зеленым и розовым цветом их одежд; Служанки — «исправленные» блудницы, чье предназначение — рожать детей бесплодным женам по разнарядке; Иезавели — обыкновенные блудницы в борделях для привилегированных. Есть еще Марфы и тётушки — условно-бесполые: первые — рабочая сила, вторые — что-то среднее между монашками и надзирательницами в концлагере. | * Экранизация романа Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» — женщины в Галааде четко поделены на касты: Жены и Дочери командоров — однозначно, Мадонны, подчеркнуто зеленым и розовым цветом их одежд; Служанки — «исправленные» блудницы, чье предназначение — рожать детей бесплодным женам по разнарядке; Иезавели — обыкновенные блудницы в борделях для привилегированных. Есть еще Марфы и тётушки — условно-бесполые: первые — рабочая сила, вторые — что-то среднее между монашками и надзирательницами в концлагере. | ||
* «[[The Boys (телесериал)|The Boys (2019)]]» — Старлайт имела дело с этим комплексом. Ее оригинальный наряд супергероя | * «[[The Boys (телесериал)|The Boys (2019)]]» — Старлайт имела дело с этим комплексом. Ее оригинальный наряд супергероя переработан для дополнительной сексуальной привлекательности, тогда она обязана присутствовать на христианском митинге и осуждать добрачный половой акт. Оба примера противоречат ее воле, и истинные взгляды Старлайт на сексуальность аккуратно сидят посередине: она занимается сексом со своим парнем и скромно одевается, когда на ней гражданская одежда. | ||
* «Элен и ребята» — все героини проявляли слабость и изменяли своим парням. Однако ветреной девушкой считается только Натали, так как она не скрывает свой промискуитет, открыто пристает к любому понравившемуся парню и открыто себя предлагает. Возможно, потому что она единственная отрицательная героиня, которая еще и козлит, а остальные девушки все равно Мадонны на ее фоне, и измены им прощаются. | * «Элен и ребята» — все героини проявляли слабость и изменяли своим парням. Однако ветреной девушкой считается только Натали, так как она не скрывает свой промискуитет, открыто пристает к любому понравившемуся парню и открыто себя предлагает. Возможно, потому что она единственная отрицательная героиня, которая еще и козлит, а остальные девушки все равно Мадонны на ее фоне, и измены им прощаются. | ||