Редактирование: Контркультура шестидесятых
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
** Вытекающие из этого протесты, протесты везде и всюду, в первую очередь студенческие. В Америке, во Франции, в Германии, в Италии, в Турции… | ** Вытекающие из этого протесты, протесты везде и всюду, в первую очередь студенческие. В Америке, во Франции, в Германии, в Италии, в Турции… | ||
** Демонстративное отторжение царствовавшего в предыдущее десятилетие консьюмеризма, предпочтение отдаётся [[Уныло, но практично|скромным, доступным, но функциональным товарам]]. Так, например, «Фольксвагены» и в частности Beetle и Microbus стали автомобильными символами эпохи, особенно в США, — как противовес предшествовавшим им пафосным «баржам». | ** Демонстративное отторжение царствовавшего в предыдущее десятилетие консьюмеризма, предпочтение отдаётся [[Уныло, но практично|скромным, доступным, но функциональным товарам]]. Так, например, «Фольксвагены» и в частности Beetle и Microbus стали автомобильными символами эпохи, особенно в США, — как противовес предшествовавшим им пафосным «баржам». | ||
* Интерес к экспериментам над сознанием, [[:tv:HigherUnderstandingThroughDrugs|веществам]] (таким, как [[увеселительная травка|марихуана]] и [[Люси в облаках с бриллиантами|ЛСД]]) и психонавтике. | * Интерес к экспериментам над сознанием, [[:tv:HigherUnderstandingThroughDrugs|веществам]] (таким, как [[увеселительная травка|марихуана]] и [[Люси в облаках с бриллиантами|ЛСД]]) и психонавтике. | ||
** Отсюда характерный психоделически-мультяшный графический стиль: именно в таком стиле разрисованы «марки» с дозами ЛСД. В частности, культовым становится диснеевский мультфильм «[[Alice in Wonderland|Алиса в Стране чудес]]» 1951 года, который с визуальной точки зрения представляет собой сплошной психодел, и в котором можно даже усмотреть намёки на употребление веществ; на этих самых «марках», помимо прочего, часто рисовали Шляпников и Чеширских Котов. | ** Отсюда характерный психоделически-мультяшный графический стиль: именно в таком стиле разрисованы «марки» с дозами ЛСД. В частности, культовым становится диснеевский мультфильм «[[Alice in Wonderland|Алиса в Стране чудес]]» 1951 года, который с визуальной точки зрения представляет собой сплошной психодел, и в котором можно даже усмотреть намёки на употребление веществ; на этих самых «марках», помимо прочего, часто рисовали Шляпников и Чеширских Котов. | ||
Строка 35: | Строка 34: | ||
* Тимоти Лири — эпатажный писатель, мегатролль и психонавт, имевший связи с ФБР и «Чёрными Пантерами». | * Тимоти Лири — эпатажный писатель, мегатролль и психонавт, имевший связи с ФБР и «Чёрными Пантерами». | ||
* А также Колин Уилсон, писатель-фантаст, философ и исследователь оккультизма. Многие его произведения написаны позднее этой эпохи (в 1980-90-е), но в идейном плане он определённо ей наследует. | * А также Колин Уилсон, писатель-фантаст, философ и исследователь оккультизма. Многие его произведения написаны позднее этой эпохи (в 1980-90-е), но в идейном плане он определённо ей наследует. | ||
* Хантер Томпсон, | * Хантер Томпсон, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». | ||
* Томас Пинчон, «Радуга тяготения» и множество других произведений. Психоделический сюрреализм, множество культурных аллюзий на реалии эпохи (в том числе на ту же космическую программу), а также постмодернистское обыгрывание конспирологических теорий. | * Томас Пинчон, «Радуга тяготения» и множество других произведений. Психоделический сюрреализм, множество культурных аллюзий на реалии эпохи (в том числе на ту же космическую программу), а также постмодернистское обыгрывание конспирологических теорий. | ||
* Как ни странно, добрый христианский сказочник К. С. Льюис предвосхитил многие тренды эпохи. Тут вам и космоопера (собственно «Космическая трилогия»), и религиозная эклектика (смесь христианства с античной мифологией, Каббалой и др. в «[[Chronicles of Narnia|Хрониках Нарнии]]»), и аллюзии на пресловутого Уильяма Блейка, которого сам Льюис называл «великим гением». И ещё по мелочи: многие (причём преимущественно «светлые») персонажи тех же «Хроник Нарнии» [[Не любит обувь|не любят обувь]], что, с одной стороны, отсылает к [[Босоногий верующий|святым]] и [[Босоногий ангел|ангелам]], а с другой — предвосхищает модный тренд в нью-эйдже. | * Как ни странно, добрый христианский сказочник К. С. Льюис предвосхитил многие тренды эпохи. Тут вам и космоопера (собственно «Космическая трилогия»), и религиозная эклектика (смесь христианства с античной мифологией, Каббалой и др. в «[[Chronicles of Narnia|Хрониках Нарнии]]»), и аллюзии на пресловутого Уильяма Блейка, которого сам Льюис называл «великим гением». И ещё по мелочи: многие (причём преимущественно «светлые») персонажи тех же «Хроник Нарнии» [[Не любит обувь|не любят обувь]], что, с одной стороны, отсылает к [[Босоногий верующий|святым]] и [[Босоногий ангел|ангелам]], а с другой — предвосхищает модный тренд в нью-эйдже. | ||
* Линн Пикнетт и Клайв Принс, «Stargate Conspiracy» («Заговор Звёздных врат») — критический разбор сабжа. Авторы обращают внимание на то, что многие послания «инопланетных высших сущностей» содержат в себе тонкий [[Нацист|коричневый]] подтекст, и выдвигают конспирологическую теорию, что некий круг высокопоставленных лиц намеренно распространяет истории «контактов с пришельцами» и готовит почву для неофашистской идеологии под соусом нью-эйджа. | * Линн Пикнетт и Клайв Принс, «Stargate Conspiracy» («Заговор Звёздных врат») — критический разбор сабжа. Авторы обращают внимание на то, что многие послания «инопланетных высших сущностей» содержат в себе тонкий [[Нацист|коричневый]] подтекст, и выдвигают конспирологическую теорию, что некий круг высокопоставленных лиц намеренно распространяет истории «контактов с пришельцами» и готовит почву для неофашистской идеологии под соусом нью-эйджа. | ||
* В немалой степени | * В немалой степени - [[Дюна|«Дюна»]] Фрэнка Герберта. Тайные ордена, эксперименты над сознанием при помощи сомнительных наук и наркотических веществ, интерес к восточной культуре и философии, смесь мистики и научной фантастики - и это далеко не полный список тем и настроений эпохи, встречающихся в саге. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 45: | Строка 44: | ||
* «Жёлтая подводная лодка» — квинтэссенция этой стилистики. | * «Жёлтая подводная лодка» — квинтэссенция этой стилистики. | ||
* «Томми», музыкальный фильм группы The Who. | * «Томми», музыкальный фильм группы The Who. | ||
* «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — экранизация Томпсона от Терри Гиллиама. Тема тяжкого похмелья после долгого | * «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — экранизация Томпсона от Терри Гиллиама. Тема тяжкого похмелья после долгого "лета любви" и слома старой Америки кошмаром Вьетнама и психозом отморозков-реакционеров - раскрыта запредельно дотошно и пронзительно, можно считать главным произведением по той эпохе. | ||
* «Обед нагишом» Дэвида Кроненберга — вообще-то это сюрреалистический нуар, но в его основе лежит сабж. | * «Обед нагишом» Дэвида Кроненберга — вообще-то это сюрреалистический нуар, но в его основе лежит сабж. | ||
* «Лунная афера» — современная любовная пародия на психоделическую эстетику 1960-х. Начиная с [ | * «Лунная афера» — современная любовная пародия на психоделическую эстетику 1960-х. Начиная с [https://www.youtube.com/watch?v=SUcp3DzUkBI заставки]. | ||
* «[ | * «[https://www.youtube.com/watch?v=TWYr72xlQIQ Восход Люцифера]» — 27-минутный оккультный трип от Кеннета Энгера с аллюзиями на учение Алистера Кроули; что характерно, музыку для него написал Бобби Босолей, член банды Чарльза Мэнсона. | ||
* «Ведьма любви» — аналогично, любовная пародия на триллеры той эпохи и на оккультную контркультуру, с очень красочными деталями. | * «Ведьма любви» — аналогично, любовная пародия на триллеры той эпохи и на оккультную контркультуру, с очень красочными деталями. | ||
* Фильмы «Дикая гонка» и «[[Easy Rider|Беспечный ездок]]». Тема [[крутой байкер|байкеров]], молодёжных банд, общин хиппи, контрабанды нароктиков в Мексику и противостояния с [[Реднек|воинствующими обывателями]] раскрыта полностью. Кстати, именно в «Дикая гонке» легендарный Джек Николсон впервые сыграл главную роль, а за второстепенную в «Беспечном ездоке» был в первый раз номинировн на «Оскар». Другие фильмы режиссёра (и исполнителя главной роли, да) «Беспечного ездока» Денниса Хоппера тоже рекомендуются к просмотру. | * Фильмы «Дикая гонка» и «[[Easy Rider|Беспечный ездок]]». Тема [[крутой байкер|байкеров]], молодёжных банд, общин хиппи, контрабанды нароктиков в Мексику и противостояния с [[Реднек|воинствующими обывателями]] раскрыта полностью. Кстати, именно в «Дикая гонке» легендарный Джек Николсон впервые сыграл главную роль, а за второстепенную в «Беспечном ездоке» был в первый раз номинировн на «Оскар». Другие фильмы режиссёра (и исполнителя главной роли, да) «Беспечного ездока» Денниса Хоппера тоже рекомендуются к просмотру. | ||
Строка 58: | Строка 57: | ||
* «Остин Пауэрс» — пародия не только на шпионов, но и на «свингующий Лондон». К слову, он, судя по всему, тоже мод, только из поздних, переопылившихся с хиппи, поэтому такой кислотно-психоделично-вырвиглазный. | * «Остин Пауэрс» — пародия не только на шпионов, но и на «свингующий Лондон». К слову, он, судя по всему, тоже мод, только из поздних, переопылившихся с хиппи, поэтому такой кислотно-психоделично-вырвиглазный. | ||
* «[[Исчезающая точка]]» — про копа в отставке и по совместительству последнего бунтаря, едущего на запад к самому неизвестно какой цели. Фильм можно считать «лебединой песней» эпохи. В которой бунтующий герой вступает в последний бой с тоталитарной полицейской машиной, но не сдаётся, ибо свобода и дорогая важнее. | * «[[Исчезающая точка]]» — про копа в отставке и по совместительству последнего бунтаря, едущего на запад к самому неизвестно какой цели. Фильм можно считать «лебединой песней» эпохи. В которой бунтующий герой вступает в последний бой с тоталитарной полицейской машиной, но не сдаётся, ибо свобода и дорогая важнее. | ||
* Фильмы про эпоху или про эксплуатацию образов и смыслов | * Фильмы про эпоху или про эксплуатацию образов и смыслов. | ||
** | ** [[Однажды… в Голливуде|«Однажды… в Голливуде]]!» - | ||
** «Винил» | ** «Винил» | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === |