Редактирование: Контркультура шестидесятых
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
** Вытекающие из этого протесты, протесты везде и всюду, в первую очередь студенческие. В Америке, во Франции, в Германии, в Италии, в Турции… | ** Вытекающие из этого протесты, протесты везде и всюду, в первую очередь студенческие. В Америке, во Франции, в Германии, в Италии, в Турции… | ||
** Демонстративное отторжение царствовавшего в предыдущее десятилетие консьюмеризма, предпочтение отдаётся [[Уныло, но практично|скромным, доступным, но функциональным товарам]]. Так, например, «Фольксвагены» и в частности Beetle и Microbus стали автомобильными символами эпохи, особенно в США, — как противовес предшествовавшим им пафосным «баржам». | ** Демонстративное отторжение царствовавшего в предыдущее десятилетие консьюмеризма, предпочтение отдаётся [[Уныло, но практично|скромным, доступным, но функциональным товарам]]. Так, например, «Фольксвагены» и в частности Beetle и Microbus стали автомобильными символами эпохи, особенно в США, — как противовес предшествовавшим им пафосным «баржам». | ||
* Интерес к экспериментам над сознанием, [[:tv:HigherUnderstandingThroughDrugs|веществам]] (таким, как марихуана и ЛСД) и психонавтике. | |||
* Интерес к экспериментам над сознанием, [[:tv:HigherUnderstandingThroughDrugs|веществам]] (таким, как | ** Отсюда характерный психоделически-мультяшный графический стиль: именно в таком стиле разрисованы «марки» с дозами ЛСД. В частности, культовым становится диснеевский мультфильм «[[Alice in Wonderland|Алиса в Стране чудес]]» 1951 года, который с визуальной точки зрения представляет собой сплошной психодел, и в котором можно даже усмотреть намёки на употребление веществ; на этих самых «марках», помимо прочего, часто рисовали Шляпников и Чеширских Котов. | ||
** Отсюда характерный психоделически-мультяшный графический стиль: именно в таком стиле разрисованы «марки» с дозами ЛСД. В частности, культовым становится диснеевский мультфильм «[[Alice in Wonderland|Алиса в Стране чудес]]» | |||
* Эклектичное мистическое мировоззрение, получившее название Нью-Эйдж (New Age — Новый век, Новая эра), смешивающее элементы западных и восточных учений (большое влияние [[Мудрость Востока|буддизма, индуизма и теософии]]). «Восточные» элементы учения (слияние с Абсолютом, отказ от мирских благ, пацифизм) органично сочетались с идеями движения [[хиппи]]. | * Эклектичное мистическое мировоззрение, получившее название Нью-Эйдж (New Age — Новый век, Новая эра), смешивающее элементы западных и восточных учений (большое влияние [[Мудрость Востока|буддизма, индуизма и теософии]]). «Восточные» элементы учения (слияние с Абсолютом, отказ от мирских благ, пацифизм) органично сочетались с идеями движения [[хиппи]]. | ||
** Очень популярным становится поэт, художник и мистик | ** Очень популярным становится поэт, художник и мистик XVIII—XIX веков Уильям Блейк, проповедовавший крайне неортодоксальную смесь христианства с гностицизмом и неоязычеством, а также свободную любовь. | ||
* Множество тайных «лож» и «орденов», которые, в отличие от [[Стилистика декаданса|начала века]], носят явный оттенок [[:tv:ParodyReligion|стёба и троллинга]] (Дискордианство<ref>Пародийная религия, аналогичная пастафарианству</ref>, [[масоны и иллюминаты|иллюминаты]] Танатэроса, да во многом и сатанизм ЛаВэя): если раньше воскуривали благовония и общались с духами, теперь курят марихуану и вместе с этими духами хихикают. Переосмысление [[мраккультист]]ов и [[Лавкрафтианские ужасы|лавкрафтианских чудовищ]] в пародийном ключе. | * Множество тайных «лож» и «орденов», которые, в отличие от [[Стилистика декаданса|начала века]], носят явный оттенок [[:tv:ParodyReligion|стёба и троллинга]] (Дискордианство<ref>Пародийная религия, аналогичная пастафарианству</ref>, [[масоны и иллюминаты|иллюминаты]] Танатэроса, да во многом и сатанизм ЛаВэя): если раньше воскуривали благовония и общались с духами, теперь курят марихуану и вместе с этими духами хихикают. Переосмысление [[мраккультист]]ов и [[Лавкрафтианские ужасы|лавкрафтианских чудовищ]] в пародийном ключе. | ||
* Большое влияние | * Большое влияние постмодернизма: именно тогда в моду входят всевозможные [[субверсия|субверсии]], [[деконструкция|деконструкции]] и т. п. | ||
* [[:tv:ScienceFantasy|Сочетание мистики с научной фантастикой]], предвосхищённое ещё [[Лавкрафт]]ом, Кларком Эштоном Смитом и другими авторами начала | * [[:tv:ScienceFantasy|Сочетание мистики с научной фантастикой]], предвосхищённое ещё [[Лавкрафт]]ом, Кларком Эштоном Смитом и другими авторами начала XX века. Да-да, тех самых «просветлённых учителей-пришельцев из созвездия Орион», которыми теперь любят грузить своих адептов всевозможные секты, придумали именно тогда! | ||
** Вообще активное развитие [[Космоопера|«космического» жанра]], вдохновлённое советской и американской космической программой. «[[Star Trek|Звездный путь]]» и «[[Doctor Who|Доктор Кто]]» — именно оттуда. Интерес к визитам НЛО и паранормальным явлениям, докатившийся даже до спецслужб (проекты «Синяя книга» и «Звёздные врата», направленные соответственно на контакт с пришельцами и исследование экстрасенсорных способностей). | ** Вообще активное развитие [[Космоопера|«космического» жанра]], вдохновлённое советской и американской космической программой. «[[Star Trek|Звездный путь]]» и «[[Doctor Who|Доктор Кто]]» — именно оттуда. Интерес к визитам НЛО и паранормальным явлениям, докатившийся даже до спецслужб (проекты «Синяя книга» и «Звёздные врата», направленные соответственно на контакт с пришельцами и исследование экстрасенсорных способностей). | ||
* Доминирующая роль [[музыка|музыки]]: большинство субкультур (те же хиппи, панки, металлисты и др.) носит именно «музыкальный» оттенок, и именно тогда была особо популярной | * Доминирующая роль [[музыка|музыки]]: большинство субкультур (те же хиппи, панки, металлисты и др.) носит именно «музыкальный» оттенок, и именно тогда была особо популярной [[:tv:ProtestSong|«протестная песня»]]. Неудивительно: именно эта пора подарила нам, среди прочих, «битлов», Rolling Stones, The Doors, Pink Floyd, Джими Хендрикса… | ||
* В кино — окончательное падение диктатуры кодекса Хейса и начало короткой, но яркой эпохи [[Новый Голливуд|нового Голливуда]], когда режиссёры вкусили воздуха свободы от господствовавшей до тех пор студийной системы и от надоедливых [[Борец за нравственность|стражей морали]]. Именно тогда стало можно говорить практически обо всём, доселе гласно или негласно запрещённом — о сексе, о наркотиках, о проблемах общества и его ценностей — и любыми словами: в кино начинает активно проникать нецензурная лексика. | * В кино — окончательное падение диктатуры кодекса Хейса и начало короткой, но яркой эпохи [[Новый Голливуд|нового Голливуда]], когда режиссёры вкусили воздуха свободы от господствовавшей до тех пор студийной системы и от надоедливых [[Борец за нравственность|стражей морали]]. Именно тогда стало можно говорить практически обо всём, доселе гласно или негласно запрещённом — о сексе, о наркотиках, о проблемах общества и его ценностей — и любыми словами: в кино начинает активно проникать нецензурная лексика. | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
Строка 35: | Строка 31: | ||
* Тимоти Лири — эпатажный писатель, мегатролль и психонавт, имевший связи с ФБР и «Чёрными Пантерами». | * Тимоти Лири — эпатажный писатель, мегатролль и психонавт, имевший связи с ФБР и «Чёрными Пантерами». | ||
* А также Колин Уилсон, писатель-фантаст, философ и исследователь оккультизма. Многие его произведения написаны позднее этой эпохи (в 1980-90-е), но в идейном плане он определённо ей наследует. | * А также Колин Уилсон, писатель-фантаст, философ и исследователь оккультизма. Многие его произведения написаны позднее этой эпохи (в 1980-90-е), но в идейном плане он определённо ей наследует. | ||
* Хантер Томпсон, | * Хантер Томпсон, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». | ||
* Томас Пинчон, «Радуга тяготения» и множество других произведений. Психоделический сюрреализм, множество культурных аллюзий на реалии эпохи (в том числе на ту же космическую программу), а также постмодернистское обыгрывание конспирологических теорий. | * Томас Пинчон, «Радуга тяготения» и множество других произведений. Психоделический сюрреализм, множество культурных аллюзий на реалии эпохи (в том числе на ту же космическую программу), а также постмодернистское обыгрывание конспирологических теорий. | ||
* Как ни странно, добрый христианский сказочник К. С. Льюис предвосхитил многие тренды эпохи. Тут вам и космоопера (собственно «Космическая трилогия»), и религиозная эклектика (смесь христианства с античной мифологией, Каббалой и др. в «[[Chronicles of Narnia|Хрониках Нарнии]]»), и аллюзии на пресловутого Уильяма Блейка, которого сам Льюис называл «великим гением». И ещё по мелочи: многие (причём преимущественно «светлые») персонажи тех же «Хроник Нарнии» [[Не любит обувь|не любят обувь]], что, с одной стороны, отсылает к [[Босоногий верующий|святым]] и [[Босоногий ангел|ангелам]], а с другой — предвосхищает модный тренд в нью-эйдже. | * Как ни странно, добрый христианский сказочник К. С. Льюис предвосхитил многие тренды эпохи. Тут вам и космоопера (собственно «Космическая трилогия»), и религиозная эклектика (смесь христианства с античной мифологией, Каббалой и др. в «[[Chronicles of Narnia|Хрониках Нарнии]]»), и аллюзии на пресловутого Уильяма Блейка, которого сам Льюис называл «великим гением». И ещё по мелочи: многие (причём преимущественно «светлые») персонажи тех же «Хроник Нарнии» [[Не любит обувь|не любят обувь]], что, с одной стороны, отсылает к [[Босоногий верующий|святым]] и [[Босоногий ангел|ангелам]], а с другой — предвосхищает модный тренд в нью-эйдже. | ||
* Линн Пикнетт и Клайв Принс, «Stargate Conspiracy» («Заговор Звёздных врат») — критический разбор сабжа. Авторы обращают внимание на то, что многие послания «инопланетных высших сущностей» содержат в себе тонкий [[Нацист|коричневый]] подтекст, и выдвигают конспирологическую теорию, что некий круг высокопоставленных лиц намеренно распространяет истории «контактов с пришельцами» и готовит почву для неофашистской идеологии под соусом нью-эйджа. | * Линн Пикнетт и Клайв Принс, «Stargate Conspiracy» («Заговор Звёздных врат») — критический разбор сабжа. Авторы обращают внимание на то, что многие послания «инопланетных высших сущностей» содержат в себе тонкий [[Нацист|коричневый]] подтекст, и выдвигают конспирологическую теорию, что некий круг высокопоставленных лиц намеренно распространяет истории «контактов с пришельцами» и готовит почву для неофашистской идеологии под соусом нью-эйджа. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
[[Файл:Alice LSD.jpg|мини|Игра для взрослых: собери все «промокашки» с ЛСД и сложи картинку с [[Alice in Wonderland|Алисой]].]] | [[Файл:Alice LSD.jpg|мини|Игра для взрослых: собери все «промокашки» с ЛСД и сложи картинку с [[Alice in Wonderland|Алисой]].]] | ||
* «Жёлтая подводная | * «Жёлтая подводная лодка» — квинтэссенция этой стилистики. | ||
* «Томми», музыкальный фильм группы The Who. | * «Томми», музыкальный фильм группы The Who. | ||
* «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — экранизация Томпсона от Терри Гиллиама | * «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — экранизация Томпсона от Терри Гиллиама. | ||
* «Обед нагишом» Дэвида Кроненберга — вообще-то это сюрреалистический нуар, но в его основе лежит сабж. | * «Обед нагишом» Дэвида Кроненберга — вообще-то это сюрреалистический нуар, но в его основе лежит сабж. | ||
* «Лунная афера» — современная любовная пародия на психоделическую эстетику 1960-х. Начиная с [ | * «Лунная афера» — современная любовная пародия на психоделическую эстетику 1960-х. Начиная с [https://www.youtube.com/watch?v=SUcp3DzUkBI заставки]. | ||
* «[ | * «[https://www.youtube.com/watch?v=TWYr72xlQIQ Восход Люцифера]» — 27-минутный оккультный трип от Кеннета Энгера с аллюзиями на учение Алистера Кроули; что характерно, музыку для него написал Бобби Босолей, член банды Чарльза Мэнсона. | ||
* «Ведьма любви» — аналогично, любовная пародия на триллеры той эпохи и на оккультную контркультуру, с очень красочными деталями. | * «Ведьма любви» — аналогично, любовная пародия на триллеры той эпохи и на оккультную контркультуру, с очень красочными деталями. | ||
* Фильмы «Дикая гонка» и | * Фильмы «Дикая гонка» и «Беспечный ездок». Тема [[крутой байкер|байкеров]], молодёжных банд, общин хиппи, контрабанды нароктиков в Мексику и противостояния с [[Реднек|воинствующими обывателями]] раскрыта полностью. Кстати, именно в «Дикая гонке» легендарный Джек Николсон впервые сыграл главную роль, а за второстепенную в «Беспечном ездоке» был в первый раз номинировн на «Оскар». Другие фильмы режиссёра (и исполнителя главной роли, да) «Беспечного ездока» Денниса Хоппера тоже рекомендуются к просмотру. | ||
* «Забриски-Пойнт» от гениального Микеланджело Антониони. Музыкальное сопровождение от королей психодела [[Pink Floyd]], Gratefull Dead <s>и Doors</s> прилагается. | * «Забриски-Пойнт» от гениального Микеланджело Антониони. Музыкальное сопровождение от королей психодела [[Pink Floyd]], Gratefull Dead <s>и Doors</s> прилагается. | ||
* [[С прикрученным фитильком]] — фильмы «Дикарь» с молодым Марлоном Брандо и «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином. Да, сняты ещё в 1950-е, но субкультура 1960-х приняла обе ленты как родные. | * [[С прикрученным фитильком]] — фильмы «Дикарь» с молодым Марлоном Брандо и «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином. Да, сняты ещё в 1950-е, но субкультура 1960-х приняла обе ленты как родные. | ||
Строка 57: | Строка 52: | ||
* «Квадрофения» — фильм по мотивам одноименного альбома The Who, повествующий о жизни молодого представителя британской субкультуры [[w:Моды|модов]]. Употребление веществ (в данном случае амфетаминов) и экзистенциальный кризис прилагаются. | * «Квадрофения» — фильм по мотивам одноименного альбома The Who, повествующий о жизни молодого представителя британской субкультуры [[w:Моды|модов]]. Употребление веществ (в данном случае амфетаминов) и экзистенциальный кризис прилагаются. | ||
* «Остин Пауэрс» — пародия не только на шпионов, но и на «свингующий Лондон». К слову, он, судя по всему, тоже мод, только из поздних, переопылившихся с хиппи, поэтому такой кислотно-психоделично-вырвиглазный. | * «Остин Пауэрс» — пародия не только на шпионов, но и на «свингующий Лондон». К слову, он, судя по всему, тоже мод, только из поздних, переопылившихся с хиппи, поэтому такой кислотно-психоделично-вырвиглазный. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 91: | Строка 80: | ||
{{Nav/США}} | {{Nav/США}} | ||
{{Nav/ | {{Nav/Сеттинг}} |