Редактирование: Контркультура шестидесятых

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 9: Строка 9:
** Вытекающие из этого протесты, протесты везде и всюду, в первую очередь студенческие. В Америке, во Франции, в Германии, в Италии, в Турции…
** Вытекающие из этого протесты, протесты везде и всюду, в первую очередь студенческие. В Америке, во Франции, в Германии, в Италии, в Турции…
** Демонстративное отторжение царствовавшего в предыдущее десятилетие консьюмеризма, предпочтение отдаётся [[Уныло, но практично|скромным, доступным, но функциональным товарам]]. Так, например, «Фольксвагены» и в частности Beetle и Microbus стали автомобильными символами эпохи, особенно в США, — как противовес предшествовавшим им пафосным «баржам».
** Демонстративное отторжение царствовавшего в предыдущее десятилетие консьюмеризма, предпочтение отдаётся [[Уныло, но практично|скромным, доступным, но функциональным товарам]]. Так, например, «Фольксвагены» и в частности Beetle и Microbus стали автомобильными символами эпохи, особенно в США, — как противовес предшествовавшим им пафосным «баржам».
** «Баржи» это черта последующей «больной эпохи», когда кроме размеров и оснащения автопроизводители не могли ничего больше предложить, а шестидесятые это эпоха маслкаров.
* Интерес к экспериментам над сознанием, [[:tv:HigherUnderstandingThroughDrugs|веществам]] (таким, как марихуана и ЛСД) и психонавтике.
* Интерес к экспериментам над сознанием, [[:tv:HigherUnderstandingThroughDrugs|веществам]] (таким, как [[увеселительная травка|марихуана]] и [[Люси в облаках с бриллиантами|ЛСД]]) и психонавтике.
** Отсюда характерный психоделически-мультяшный графический стиль: именно в таком стиле разрисованы «марки» с дозами ЛСД. В частности, культовым становится диснеевский мультфильм «[[Alice in Wonderland|Алиса в Стране чудес]]» 1951 года, который с визуальной точки зрения представляет собой сплошной психодел, и в котором можно даже усмотреть намёки на употребление веществ; на этих самых «марках», помимо прочего, часто рисовали Шляпников и Чеширских Котов.
** Отсюда характерный психоделически-мультяшный графический стиль: именно в таком стиле разрисованы «марки» с дозами ЛСД. В частности, культовым становится диснеевский мультфильм «[[Alice in Wonderland|Алиса в Стране чудес]]» 1951 года, который с визуальной точки зрения представляет собой сплошной психодел, и в котором можно даже усмотреть намёки на употребление веществ; на этих самых «марках», помимо прочего, часто рисовали Шляпников и Чеширских Котов.
** [[The Rolling Stones|Кит Ричардс]], успевший сам нехило поторчать в те годы, в своей биографии подчёркивает, что вещества в те времена были, так сказать, натуральные, и смертоносные последствия от них наступали позже. Когда же их стали разбавлять «химией», это так сильно ударило по ряду его знакомых, что побудило самого гитариста завязать наглухо.
* Эклектичное мистическое мировоззрение, получившее название Нью-Эйдж (New Age — Новый век, Новая эра), смешивающее элементы западных и восточных учений (большое влияние [[Мудрость Востока|буддизма, индуизма и теософии]]). «Восточные» элементы учения (слияние с Абсолютом, отказ от мирских благ, пацифизм) органично сочетались с идеями движения [[хиппи]].
* Эклектичное мистическое мировоззрение, получившее название Нью-Эйдж (New Age — Новый век, Новая эра), смешивающее элементы западных и восточных учений (большое влияние [[Мудрость Востока|буддизма, индуизма и теософии]]). «Восточные» элементы учения (слияние с Абсолютом, отказ от мирских благ, пацифизм) органично сочетались с идеями движения [[хиппи]].
** Очень популярным становится поэт, художник и мистик XVIII—XIX веков Уильям Блейк, проповедовавший крайне неортодоксальную смесь христианства с гностицизмом и неоязычеством, а также свободную любовь.
** Очень популярным становится поэт, художник и мистик XVIII—XIX веков Уильям Блейк, проповедовавший крайне неортодоксальную смесь христианства с гностицизмом и неоязычеством, а также свободную любовь.
* Множество тайных «лож» и «орденов», которые, в отличие от [[Стилистика декаданса|начала века]], носят явный оттенок [[:tv:ParodyReligion|стёба и троллинга]] (Дискордианство<ref>Пародийная религия, аналогичная пастафарианству</ref>, [[масоны и иллюминаты|иллюминаты]] Танатэроса, да во многом и сатанизм ЛаВэя): если раньше воскуривали благовония и общались с духами, теперь курят марихуану и вместе с этими духами хихикают. Переосмысление [[мраккультист]]ов и [[Лавкрафтианские ужасы|лавкрафтианских чудовищ]] в пародийном ключе.
* Множество тайных «лож» и «орденов», которые, в отличие от [[Стилистика декаданса|начала века]], носят явный оттенок [[:tv:ParodyReligion|стёба и троллинга]] (Дискордианство<ref>Пародийная религия, аналогичная пастафарианству</ref>, [[масоны и иллюминаты|иллюминаты]] Танатэроса, да во многом и сатанизм ЛаВэя): если раньше воскуривали благовония и общались с духами, теперь курят марихуану и вместе с этими духами хихикают. Переосмысление [[мраккультист]]ов и [[Лавкрафтианские ужасы|лавкрафтианских чудовищ]] в пародийном ключе.
* Большое влияние [[постмодернизм]]а: именно тогда в моду входят всевозможные [[субверсия|субверсии]], [[деконструкция|деконструкции]] и т. п.
* Большое влияние постмодернизма: именно тогда в моду входят всевозможные [[субверсия|субверсии]], [[деконструкция|деконструкции]] и т. п.
* [[:tv:ScienceFantasy|Сочетание мистики с научной фантастикой]], предвосхищённое ещё [[Лавкрафт]]ом, Кларком Эштоном Смитом и другими авторами начала XX века. Да-да, тех самых «просветлённых учителей-пришельцев из созвездия Орион», которыми теперь любят грузить своих адептов всевозможные секты, придумали именно тогда!
* [[:tv:ScienceFantasy|Сочетание мистики с научной фантастикой]], предвосхищённое ещё [[Лавкрафт]]ом, Кларком Эштоном Смитом и другими авторами начала XX века. Да-да, тех самых «просветлённых учителей-пришельцев из созвездия Орион», которыми теперь любят грузить своих адептов всевозможные секты, придумали именно тогда!
** Вообще активное развитие [[Космоопера|«космического» жанра]], вдохновлённое советской и американской космической программой. «[[Star Trek|Звездный путь]]» и «[[Doctor Who|Доктор Кто]]» — именно оттуда. Интерес к визитам НЛО и паранормальным явлениям, докатившийся даже до спецслужб (проекты «Синяя книга» и «Звёздные врата», направленные соответственно на контакт с пришельцами и исследование экстрасенсорных способностей).
** Вообще активное развитие [[Космоопера|«космического» жанра]], вдохновлённое советской и американской космической программой. «[[Star Trek|Звездный путь]]» и «[[Doctor Who|Доктор Кто]]» — именно оттуда. Интерес к визитам НЛО и паранормальным явлениям, докатившийся даже до спецслужб (проекты «Синяя книга» и «Звёздные врата», направленные соответственно на контакт с пришельцами и исследование экстрасенсорных способностей).
* Доминирующая роль [[музыка|музыки]]: большинство субкультур (те же хиппи, панки, металлисты и др.) носит именно «музыкальный» оттенок, и именно тогда была особо популярной «[[:tv:ProtestSong|протестная песня]]». Неудивительно: именно эта пора подарила нам, среди прочих, «битлов», Rolling Stones, The Doors, Pink Floyd, Джими Хендрикса…
* Доминирующая роль [[музыка|музыки]]: большинство субкультур (те же хиппи, панки, металлисты и др.) носит именно «музыкальный» оттенок, и именно тогда была особо популярной [[:tv:ProtestSong|«протестная песня»]]. Неудивительно: именно эта пора подарила нам, среди прочих, «битлов», Rolling Stones, The Doors, Pink Floyd, Джими Хендрикса…
[[Файл:Mods vs Rockers.JPG|thumb|Моды и Рокеры]]
* В кино — окончательное падение диктатуры кодекса Хейса и начало короткой, но яркой эпохи [[Новый Голливуд|нового Голливуда]], когда режиссёры вкусили воздуха свободы от господствовавшей до тех пор студийной системы и от надоедливых [[Борец за нравственность|стражей морали]]. Именно тогда стало можно говорить практически обо всём, доселе гласно или негласно запрещённом — о сексе, о наркотиках, о проблемах общества и его ценностей — и любыми словами: в кино начинает активно проникать нецензурная лексика.
* В кино — окончательное падение диктатуры кодекса Хейса и начало короткой, но яркой эпохи [[Новый Голливуд|нового Голливуда]], когда режиссёры вкусили воздуха свободы от господствовавшей до тех пор студийной системы и от надоедливых [[Борец за нравственность|стражей морали]]. Именно тогда стало можно говорить практически обо всём, доселе гласно или негласно запрещённом — о сексе, о наркотиках, о проблемах общества и его ценностей — и любыми словами: в кино начинает активно проникать нецензурная лексика.
[[Файл:Mods vs Rockers.jpeg|thumb|Моды и Рокеры]]
* В Британии расцвели и набрали силу возникшие ещё в 1950е годы моды и рокеры. Позже, уже в 1980е рокеры добрались до СССР, а вот моды не добрались. А в 1990е постсоветские рокеры, под влиянием голиувдских фильмов, превратились в байкеров.
* В Британии расцвели и набрали силу возникшие ещё в 1950е годы моды и рокеры. Позже, уже в 1980е рокеры добрались до СССР, а вот моды не добрались. А в 1990е постсоветские рокеры, под влиянием голиувдских фильмов, превратились в байкеров.


Строка 35: Строка 34:
* Тимоти Лири — эпатажный писатель, мегатролль и психонавт, имевший связи с ФБР и «Чёрными Пантерами».
* Тимоти Лири — эпатажный писатель, мегатролль и психонавт, имевший связи с ФБР и «Чёрными Пантерами».
* А также Колин Уилсон, писатель-фантаст, философ и исследователь оккультизма. Многие его произведения написаны позднее этой эпохи (в 1980-90-е), но в идейном плане он определённо ей наследует.
* А также Колин Уилсон, писатель-фантаст, философ и исследователь оккультизма. Многие его произведения написаны позднее этой эпохи (в 1980-90-е), но в идейном плане он определённо ей наследует.
* Хантер Томпсон, «[[Страх и ненависть в Лас-Вегасе]]».
* Хантер Томпсон, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».
* Томас Пинчон, «Радуга тяготения» и множество других произведений. Психоделический сюрреализм, множество культурных аллюзий на реалии эпохи (в том числе на ту же космическую программу), а также постмодернистское обыгрывание конспирологических теорий.
* Томас Пинчон, «Радуга тяготения» и множество других произведений. Психоделический сюрреализм, множество культурных аллюзий на реалии эпохи (в том числе на ту же космическую программу), а также постмодернистское обыгрывание конспирологических теорий.
* Как ни странно, добрый христианский сказочник К. С. Льюис предвосхитил многие тренды эпохи. Тут вам и космоопера (собственно «Космическая трилогия»), и религиозная эклектика (смесь христианства с античной мифологией, Каббалой и др. в «[[Chronicles of Narnia|Хрониках Нарнии]]»), и аллюзии на пресловутого Уильяма Блейка, которого сам Льюис называл «великим гением». И ещё по мелочи: многие (причём преимущественно «светлые») персонажи тех же «Хроник Нарнии» [[Не любит обувь|не любят обувь]], что, с одной стороны, отсылает к [[Босоногий верующий|святым]] и [[Босоногий ангел|ангелам]], а с другой — предвосхищает модный тренд в нью-эйдже.
* Как ни странно, добрый христианский сказочник К. С. Льюис предвосхитил многие тренды эпохи. Тут вам и космоопера (собственно «Космическая трилогия»), и религиозная эклектика (смесь христианства с античной мифологией, Каббалой и др. в «[[Chronicles of Narnia|Хрониках Нарнии]]»), и аллюзии на пресловутого Уильяма Блейка, которого сам Льюис называл «великим гением». И ещё по мелочи: многие (причём преимущественно «светлые») персонажи тех же «Хроник Нарнии» [[Не любит обувь|не любят обувь]], что, с одной стороны, отсылает к [[Босоногий верующий|святым]] и [[Босоногий ангел|ангелам]], а с другой — предвосхищает модный тренд в нью-эйдже.
* Линн Пикнетт и Клайв Принс, «Stargate Conspiracy» («Заговор Звёздных врат») — критический разбор сабжа. Авторы обращают внимание на то, что многие послания «инопланетных высших сущностей» содержат в себе тонкий [[Нацист|коричневый]] подтекст, и выдвигают конспирологическую теорию, что некий круг высокопоставленных лиц намеренно распространяет истории «контактов с пришельцами» и готовит почву для неофашистской идеологии под соусом нью-эйджа.
* Линн Пикнетт и Клайв Принс, «Stargate Conspiracy» («Заговор Звёздных врат») — критический разбор сабжа. Авторы обращают внимание на то, что многие послания «инопланетных высших сущностей» содержат в себе тонкий [[Нацист|коричневый]] подтекст, и выдвигают конспирологическую теорию, что некий круг высокопоставленных лиц намеренно распространяет истории «контактов с пришельцами» и готовит почву для неофашистской идеологии под соусом нью-эйджа.
* В немалой степени [[Дюна|«Дюна»]] Фрэнка Герберта. Тайные ордена, эксперименты над сознанием при помощи сомнительных наук и наркотических веществ, интерес к восточной культуре и философии, смесь мистики и научной фантастики и это далеко не полный список тем и настроений эпохи, встречающихся в саге.
* В немалой степени - [[Дюна|«Дюна»]] Фрэнка Герберта. Тайные ордена, эксперименты над сознанием при помощи сомнительных наук и наркотических веществ, интерес к восточной культуре и философии, смесь мистики и научной фантастики - и это далеко не полный список тем и настроений эпохи, встречающихся в саге.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
[[Файл:Alice LSD.jpg|мини|Игра для взрослых: собери все «промокашки» с ЛСД и сложи картинку с [[Alice in Wonderland|Алисой]].]]
[[Файл:Alice LSD.jpg|мини|Игра для взрослых: собери все «промокашки» с ЛСД и сложи картинку с [[Alice in Wonderland|Алисой]].]]
* «Жёлтая подводная лодка» — квинтэссенция этой стилистики.
* «Жёлтая подводная лодка» — квинтэссенция этой стилистики.
* «Томми», музыкальный фильм группы The Who.
* «Томми», музыкальный фильм группы The Who.
* «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — экранизация Томпсона от Терри Гиллиама. Тема тяжкого похмелья после долгого «лета любви» и слома старой Америки кошмаром Вьетнама и психозом отморозков-реакционеров - раскрыта запредельно дотошно и пронзительно, можно считать главным произведением по той эпохе.
* «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — экранизация Томпсона от Терри Гиллиама.
* «Обед нагишом» Дэвида Кроненберга — вообще-то это сюрреалистический нуар, но в его основе лежит сабж.
* «Обед нагишом» Дэвида Кроненберга — вообще-то это сюрреалистический нуар, но в его основе лежит сабж.
* «Лунная афера» — современная любовная пародия на психоделическую эстетику 1960-х. Начиная с [[yt:SUcp3DzUkBI|заставки]].
* «Лунная афера» — современная любовная пародия на психоделическую эстетику 1960-х. Начиная с [https://www.youtube.com/watch?v=SUcp3DzUkBI заставки].
* «[[yt:TWYr72xlQIQ|Восход Люцифера]]» — 27-минутный оккультный трип от Кеннета Энгера с аллюзиями на учение Алистера Кроули; что характерно, музыку для него написал Бобби Босолей, член банды Чарльза Мэнсона.
* «[https://www.youtube.com/watch?v=TWYr72xlQIQ Восход Люцифера]» — 27-минутный оккультный трип от Кеннета Энгера с аллюзиями на учение Алистера Кроули; что характерно, музыку для него написал Бобби Босолей, член банды Чарльза Мэнсона.
* «Ведьма любви» — аналогично, любовная пародия на триллеры той эпохи и на оккультную контркультуру, с очень красочными деталями.
* «Ведьма любви» — аналогично, любовная пародия на триллеры той эпохи и на оккультную контркультуру, с очень красочными деталями.
* Фильмы «Дикая гонка» и «[[Easy Rider|Беспечный ездок]]». Тема [[крутой байкер|байкеров]], молодёжных банд, общин хиппи, контрабанды нароктиков в Мексику и противостояния с [[Реднек|воинствующими обывателями]] раскрыта полностью. Кстати, именно в «Дикая гонке» легендарный Джек Николсон впервые сыграл главную роль, а за второстепенную в «Беспечном ездоке» был в первый раз номинировн на «Оскар». Другие фильмы режиссёра (и исполнителя главной роли, да) «Беспечного ездока» Денниса Хоппера тоже рекомендуются к просмотру.
* Фильмы «Дикая гонка» и «Беспечный ездок». Тема [[крутой байкер|байкеров]], молодёжных банд, общин хиппи, контрабанды нароктиков в Мексику и противостояния с [[Реднек|воинствующими обывателями]] раскрыта полностью. Кстати, именно в «Дикая гонке» легендарный Джек Николсон впервые сыграл главную роль, а за второстепенную в «Беспечном ездоке» был в первый раз номинировн на «Оскар». Другие фильмы режиссёра (и исполнителя главной роли, да) «Беспечного ездока» Денниса Хоппера тоже рекомендуются к просмотру.
* «Забриски-Пойнт» от гениального Микеланджело Антониони. Музыкальное сопровождение от королей психодела [[Pink Floyd]], Gratefull Dead <s>и Doors</s> прилагается.
* «Забриски-Пойнт» от гениального Микеланджело Антониони. Музыкальное сопровождение от королей психодела [[Pink Floyd]], Gratefull Dead <s>и Doors</s> прилагается.
* [[С прикрученным фитильком]] — фильмы «Дикарь» с молодым Марлоном Брандо и «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином. Да, сняты ещё в 1950-е, но субкультура 1960-х приняла обе ленты как родные.
* [[С прикрученным фитильком]] — фильмы «Дикарь» с молодым Марлоном Брандо и «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином. Да, сняты ещё в 1950-е, но субкультура 1960-х приняла обе ленты как родные.
Строка 57: Строка 56:
* «Квадрофения» — фильм по мотивам одноименного альбома The Who, повествующий о жизни молодого представителя британской субкультуры [[w:Моды|модов]]. Употребление веществ (в данном случае амфетаминов) и экзистенциальный кризис прилагаются.
* «Квадрофения» — фильм по мотивам одноименного альбома The Who, повествующий о жизни молодого представителя британской субкультуры [[w:Моды|модов]]. Употребление веществ (в данном случае амфетаминов) и экзистенциальный кризис прилагаются.
* «Остин Пауэрс» — пародия не только на шпионов, но и на «свингующий Лондон». К слову, он, судя по всему, тоже мод, только из поздних, переопылившихся с хиппи, поэтому такой кислотно-психоделично-вырвиглазный.
* «Остин Пауэрс» — пародия не только на шпионов, но и на «свингующий Лондон». К слову, он, судя по всему, тоже мод, только из поздних, переопылившихся с хиппи, поэтому такой кислотно-психоделично-вырвиглазный.
* «[[Исчезающая точка]]» — про копа в отставке и по совместительству последнего бунтаря, едущего на запад к самому неизвестно какой цели. Фильм можно считать «лебединой песней» эпохи. В которой бунтующий герой вступает в последний бой с тоталитарной полицейской машиной, но не сдаётся, ибо свобода и дорогая важнее.
* Фильмы про эпоху или про эксплуатацию образов и смыслов:
** «[[Однажды… в Голливуде]]»
** «Винил»
* Трилогия «[[Артур и минипуты]]» от Люка Бессона — хотя действие происходит в начале шестидесятых, Пятое королевство, всегда копирующее культуру и образ жизни у самой развитой из известной им цивилизаций, принялись активно заимствовать у людей… именно контркультуру шестидесятых.
* Пока еще не вышедшие "Байкеры" обещают погрузить зрителя как раз в 60е.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!