Редактирование: Маятник Фуко

Перейти к навигации Перейти к поиску

Внимание: Вы не вошли в систему. Ваш IP-адрес будет общедоступен, если вы запишете какие-либо изменения. Если вы войдёте или создадите учётную запись, её имя будет использоваться вместо IP-адреса, наряду с другими преимуществами.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий ниже, чтобы убедиться, что это нужная вам правка, и запишите страницу ниже, чтобы отменить правку.

Текущая версия Ваш текст
Строка 42: Строка 42:


== Тропы ==
== Тропы ==
* [[Безумная тролльская логика]] — План строится именно на ней.
* [[Безумная тролльская логика]] План строится именно на ней.
* [[Бонус для гениев]]:
* [[Бонус для гениев]]:
** Книга разбита на части, названные в честь десяти сфирот не просто потому, что каббала — это круто. Эко старался, чтобы происходившее в каждой части более-менее соответствовало символическому значению сфирот. Кетер — «венец», исходная точка, первоначальная пустота, где Казобон описывает зарождение своего замысла записать произошедшие с ним события. Хохма — «мудрость», в этой части Казобон получает данные компьютера Бельбо. Бина — «понимание», рассказывается, что на самом деле известно о тамплиерах и как Арденти пришёл в издательство. Хесед — «милосердие», описывается пребывание Казобона в Бразилии. Гевура — «могущество», Диоталлеви называет её «сефирой зла и ужаса», старт «Проекта Гермес» и начало увлечения эзотерикой. Тиферет — «красота», разработка Плана. Нецах — «победа», Бельбо рассказывает Алье о Плане и из-за его шантажа вынужден ехать в Париж. Год — «слава», кульминационный момент романа. Йесод — «основа», Казобон осознаёт, что же они наделали, и узнаёт больше о мотивах Бельбо. Малькут — «царство», Казобон понимает бессмысленность сопротивления и поиска настоящего Плана.
** Книга разбита на части, названные в честь десяти сфирот не просто потому, что каббала — это круто. Эко старался, чтобы происходившее в каждой части более-менее соответствовало символическому значению сфирот. Кетер — «венец», исходная точка, первоначальная пустота, где Казобон описывает зарождение своего замысла записать произошедшие с ним события. Хохма — «мудрость», в этой части Казобон получает данные компьютера Бельбо. Бина — «понимание», рассказывается, что на самом деле известно о тамплиерах и как Арденти пришёл в издательство. Хесед — «милосердие», описывается пребывание Казобона в Бразилии. Гевура — «могущество», Диоталлеви называет её «сефирой зла и ужаса», старт «Проекта Гермес» и начало увлечения эзотерикой. Тиферет — «красота», разработка Плана. Нецах — «победа», Бельбо рассказывает Алье о Плане и из-за его шантажа вынужден ехать в Париж. Год — «слава», кульминационный момент романа. Йесод — «основа», Казобон осознаёт, что же они наделали, и узнаёт больше о мотивах Бельбо. Малькут — «царство», Казобон понимает бессмысленность сопротивления и поиска настоящего Плана.
** [https://ru.wikipedia.org/wiki/Альд_Мануций Мануций] и [https://ru.wikipedia.org/wiki/Гарамон,_Клод Гарамон] — одни из основателей книгопечатного дела в Европе.
** [https://ru.wikipedia.org/wiki/Альд_Мануций Мануций] и [https://ru.wikipedia.org/wiki/Гарамон,_Клод Гарамон] одни из основателей книгопечатного дела в Европе.
** Главный герой — однофамилец [https://ru.wikipedia.org/wiki/Казобон,_Исаак_де|швейцарского филолга XVI века], а также героя романа «[https://en.wikipedia.org/wiki/Middlemarch Мидлмарч]», что он сам подсвечивает во время знакомства с Бельбо.
** Главный герой — однофамилец [https://ru.wikipedia.org/wiki/Казобон,_Исаак_де|швейцарского филолга XVI века], а также героя романа «[https://en.wikipedia.org/wiki/Middlemarch Мидлмарч]», что он сам подсвечивает во время знакомства с Бельбо.
** Когда Гарамон обсуждает «Проект Гермес» с редакторами, он говорит, что это «новая ветвь». Бельбо называет это «золотой ветвью». Гарамон не понимает отсылку, так как не слышал о «Золотой ветви» — объёмном исследовании мифологии и религии Джеймса Джорджа Фрэзера.
** Когда Гарамон обсуждает «Проект Гермес» с редакторами, он говорит, что это «новая ветвь». Бельбо называет это «золотой ветвью». Гарамон не понимает отсылку, так как не слышал о «Золотой ветви» — объёмном исследовании мифологии и религии Джеймса Джорджа Фрэзера.
** Супругу графа Калиостро звали Лоренца, а одним из псевдонимов графа был «маркиз Пеллегрини».
** Супругу графа Калиостро звали Лоренца, а одним из псевдонимов графа был «маркиз Пеллегрини».
** Рикардо — возможная отсылка к персонажу классической пьесы «Собака на сене».
** Рикардо — возможная отсылка к персонажу классической пьесы «Собака на сене».
* [[Буржуазно-коричневая сволочь]] — в эссе «Вечный фашизм» Эко обращает внимание на общность [[Наука — это плохо|антипросвещенческой]] риторики итальянских фашистов и современных оккультистов.
* [[Буржуазно-коричневая сволочь]] в эссе «Вечный фашизм» Эко обращает внимание на общность [[Наука — это плохо|антипросвещенческой]] риторики итальянских фашистов и современных оккультистов.
* [[Великолепный мерзавец]] — Алье оказался единственным, кто выиграл в истории с Планом
* [[Великолепный мерзавец]] Алье оказался единственным, кто выиграл в истории с Планом
* [[В общем, все умерли]] — почти. Двое умерли, а последний в тревожном ожидании. [[Глазами сумасшедшего|Это если увиденное им в музее не было бредом]].
* [[В общем, все умерли]] почти. Двое умерли, а последний в тревожном ожидании. [[Глазами сумасшедшего|Это если увиденное им в музее не было бредом]].
* [[Вот это поворот!]] — правильная расшифровка тамплиерских посланий, сделанная Лией. Там не то, чего все ожидали. Совсем не то.
* [[Вот это поворот!]] правильная расшифровка тамплиерских посланий, сделанная Лией. Там не то, чего все ожидали. Совсем не то.
* [[Герой и наставница]] — Лия периодически объясняет Казобону, что совпадения в мировой культуре появляются не из-за вмешательства тайной организации, а просто от человеческой природы. Тот верит, но от Плана оторваться всё равно не может.
* [[Герой и наставница]] Лия периодически объясняет Казобону, что совпадения в мировой культуре появляются не из-за вмешательства тайной организации, а просто от человеческой природы. Тот верит, но от Плана оторваться всё равно не может.
* [[Заразное безумие]] — увлеченность заговорами переходит от одержимцев к главным героям. И хорошо было бы, если бы только на них…
* [[Заразное безумие]] увлеченность заговорами переходит от одержимцев к главным героям. И хорошо было бы, если бы только на них…
* [[Зрители — гении]] — не столько из-за разговоров героев о малоизвестной литературе, сколько из-за структуры повествования. Первые страниц двести непонятно вообще ничего, чтобы было ясно, какой в них был смысл, придётся перечитывать.
* [[Зрители — гении]] не столько из-за разговоров героев о малоизвестной литературе, сколько из-за структуры повествования. Первые страниц двести непонятно вообще ничего, чтобы было ясно, какой в них был смысл, придётся перечитывать.
* [[Масоны и иллюминаты]] — а также розенкрейцеры, тамплиеры, нацисты, иезуиты, евреи… Герои постарались включить в План всех, кого помнили.
* [[Масоны и иллюминаты]] а также розенкрейцеры, тамплиеры, нацисты, иезуиты, евреи… Герои постарались включить в План всех, кого помнили.
* [[Женщины мудрее]] — так можно сказать обо всех трех ключевых героинях романа, но особенно о Лии.
* [[Женщины мудрее]] так можно сказать обо всех трех ключевых героинях романа, но особенно о Лии.
* [[Одним миром мазаны]] — герои свысока смотрят на одержимцев-оккультистов и посмеиваются над ними, но сами совершают те же ошибки и попадаются в те же западни, что и оккультисты.
* [[Одним миром мазаны]] герои свысока смотрят на одержимцев-оккультистов и посмеиваются над ними, но сами совершают те же ошибки и попадаются в те же западни, что и оккультисты.
* [[Перекличка]] — в главе 45 Бельбо пересказывает Казобону теорию одного из одержимцев, согласно которой ковчег завета был сейфом с электрозащитой, дающей разряды до пятисот вольт. Казобон отвечает, что уже видел это в одном фильме.
* [[Перекличка]] в главе 45 Бельбо пересказывает Казобону теорию одного из одержимцев, согласно которой ковчег завета был сейфом с электрозащитой, дающей разряды до пятисот вольт. Казобон отвечает, что уже видел это в одном фильме.
* [[Псевдозаговор]] — [[зигзаг]]. План изначально был таким, но из-за масштабности оказался слишком притягательным, и настоящие конспирологи захотели стать его частью. Или нет…
* [[Псевдозаговор]] [[зигзаг]]. План изначально был таким, но из-за масштабности оказался слишком притягательным, и настоящие конспирологи захотели стать его частью. Или нет…
* [[Поджог, убийство и переход на красный свет]] вместе с [[Комическое непонимание сути]] — диалог про мёд с перцем.
* [[Поджог, убийство и переход на красный свет]] вместе с [[Комическое непонимание сути]] диалог про мёд с перцем.
* [[Самоирония]] — прототипом Бельбо, судя по всему, был сам автор. В образе Бельбо он иронизирует над собственными пороками и недостатками.
* [[Самоирония]] прототипом Бельбо, судя по всему, был сам автор. В образе Бельбо он иронизирует над собственными пороками и недостатками.
* [[Такой умный, что уже глупый]] — вся книга о том, как три интеллектуала развлекались, создавая универсальную всеобъемлющую теорию заговора, и доигрались до того, что а) чуть не забыли, что теория заговора — их фантазия; б) их выдумки приняли за чистую монету настоящие одержимцы, которые принялись их преследовать и одного убили, а второй забился в глушь-деревню и ожидает смерти. Согласитесь, будь они чуть поглупее — никогда бы так не вляпались.
* [[Такой умный, что уже глупый]] вся книга о том, как три интеллектуала развлекались, создавая универсальную всеобъемлющую теорию заговора, и доигрались до того, что а) чуть не забыли, что теория заговора — их фантазия; б) их выдумки приняли за чистую монету настоящие одержимцы, которые принялись их преследовать и одного убили, а второй забился в глушь-деревню и ожидает смерти. Согласитесь, будь они чуть поглупее — никогда бы так не вляпались.
* [[Так просто, что уже сложно]] — Лия как дважды два доказала, что «провэнское завещание» — просто квитанция от цветочника.
* [[Так просто, что уже сложно]] Лия как дважды два доказала, что «провэнское завещание» — просто квитанция от цветочника.
* [[Что-то пошло не так]] — редакторы просто хотели посмеяться над своими самыми раздражающими клиентами, а оно вон как вышло… С переходом во [[Всё пошло слишком так]].
* [[Что-то пошло не так]] редакторы просто хотели посмеяться над своими самыми раздражающими клиентами, а оно вон как вышло… С переходом во [[Всё пошло слишком так]].
* [[Эй, все сюда!]] — членами ТРИС, пришедшими на парижское собрание, оказываются едва ли не все персонажи, появлявшиеся в романе.
* [[Эй, все сюда!]] членами ТРИС, пришедшими на парижское собрание, оказываются едва ли не все персонажи, появлявшиеся в романе.
* [[Третий том «Мёртвых душ»]] — Стэнли Кубрик обращался к Эко за разрешением на экранизацию романа. Получил отказ.
* [[Третий том «Мёртвых душ»]] Стэнли Кубрик обращался к Эко за разрешением на экранизацию романа. Получил отказ.
* [[Фашизм — это смешно]] — не без этого, не без этого.
* [[Фашизм — это смешно]] не без этого, не без этого.
* [[Фрейд был прав]]:
* [[Шутка-бумеранг]] и [[Коронный момент]] «Вынь у себя пробку!» Несмотря на всю неприязнь к разочаровавшемуся и бездеятельному Бельбо, в этот момент хочется аплодировать ему стоя.
{{q|pre=1|Поскольку в ходе вышеупомянутых уличных шествий я подстраивался то к одному, то к другому транспаранту, если там обозначалась [[мисс Фансервис|девица, радовавшая взоры]], я сделал вывод, что для многих моих товарищей по борьбе политическая деятельность является родом секса, а секс является страстью. Мне же хотелось до страсти не доходить и ограничиваться любопытством. Хотя, в то же время, занимаясь [[храмовник]]ами-[[тамплиер]]ами и многообразными половыми извращениями, [[кровавый навет|которые приписывали им]], я попал на цитату из Карпократа — насчет того, что чтобы быть свободным от тирании ангелов, захвативших наш космос, необходимо предаваться всяким непотребствам, освобождаясь тем самым от долговых обязательств перед универсумом и собственным телом, и что только этаким путем душа способна отмежеваться от страстей и обрести первоначальную чистоту. Когда мы вырабатывали План, я обнаружил, что многие запойные заговорщики, чтобы добыть озарение, следуют этому рецепту. Однако [[голливудский сатанизм|Алейстер Кроули]], которого полагается считать самым извращенным человеком всех времен и всех народов и который для этого творил всё возможное и невозможное с верующими обоих полов, имел, по свидетельству биографов, только [[фан-диссервис|очень некрасивых женщин]] (думаю, что и мужчины, судя по тому, что они писали, были не лучше), и у меня есть сильное подозрение, что он ни разу не занимался любовью по полной программе.
Должна существовать связь между волей к власти и половым бессилием. Маркс симпатичен мне: чувствуется, что он и его Женни занимались любовью с энтузиазмом. Это ощущается по умиротворённости его стиля и по неизменному юмору. В то же время, как я заметил однажды в коридоре университета, если спать с Надеждой Константиновной Крупской, [[Владимир Ленин|человек]] потом с железной неотвратимостью напишет что-то жуткое, типа «Материализма и эмпириокритицизма». Мне пригрозили чугунной дубиной и заклеймили фашистом. Меня клеймил длинный парень с [[тараканьи усы|татарскими усами]]. Я его прекрасно помню. Сейчас он [[лицемерие — это смешно|стал бритоголовым]], живёт в коммуне, они зарабатывают плетением корзин.|}}
* [[Шутка-бумеранг]] и [[Коронный момент]] — «Вынь у себя пробку!» Несмотря на всю неприязнь к разочаровавшемуся и бездеятельному Бельбо, в этот момент хочется аплодировать ему стоя.


{{Nav/Umberto Eco}}
{{Nav/Umberto Eco}}

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Posmotreli» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Posmotreli:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!